Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Флот Первой Мировой войны

Броненосные крейсеры типа «Scharnhorst»
Броненосные крейсеры типа «Scharnhorst»

ПРЕДИСЛОВИЕ
Термин (или понятие) «броненосный крейсер» для периода 1890-1905 гг. можно определить как корабль на 4-6 уз. более быстроходный чем современный ему эскадренный броненосец, имеющий на вооружении орудия, способные на определённой дистанции боя нанести неприемлимые повреждения броненосному кораблю, и с такой броневой защитой, которая возможна при соблюдении двух предыдущых условий.
Трудности при создании проекта такого крейсера с меньшим или равным водоизмещением, чем у современного ему эскадренного броненосца, состояли в больших размерах и весе котлов, машин и механизмов, необходимых для обеспечения более высокой скорости хода.
Согласно Эверс [5], с.59, 60: «В первые годы своего развития так называемый броненосный крейсер... представлял собой уменьшенную копию однотипного эскадренного броненосца, у которого для выполнения поставленных задач не хватало одного из важных факторов — превосходной скорости. Скорость их за период 1890-1903 гг. возросла с 20 до 24 уз., водоизмещение с 6500 до 14000 т.
Вооружению на кораблях этого типа, несмотря на большое водоизмещение, отводился весьма незначительный вес в следствии необходимости в больших весах для машинных установок и запаса топлива...
Постепенно совершенствование техники машиностроения дало возможность при том же водоизмещении и несколько повышенной скорости хода добиться установки более сильного вооружения. Уже в 1901 г. британский крейсер "Дрейк” развивал до 24 уз. Постепенно развитие германских крейсеров соответствовало их развитию в других странах.
Первые типы германских крейсеров были сходны с эскадренными броненосцами, например «Furst Bismarck». Более поздние типы, как например «Scharnhorst», за счёт более слабого и растянутого бронирования и уменьшения калибра главной артиллерии, получили более высокую скорость хода. Расположение бронирования и вооружения в основном осталось то же, как и на линейных кораблях.»

В 1890-1905 гг. задачи, которые должен был выполнять классический броненосный крейсер сводились к следующему: разведка боем; быстрое сосредоточение и охват флангов противника; навязывание противнику боя и удержание огневого контакта с ним до подхода главных сил; возможность ведения линейного боя в одном строю с эскадренными броненосцами; преследование отступающего противника; самостоятельные дальние операции и поддержка легких крейсеров.
Таким образом, броненосные крейсера, как это представляли все крупные морские мировые державы, были пригодны как для крейсерской и колониальной службы и ведения разведки, так и для использования в бою в качестве быстроходной дивизии главных сил. Вторая задача тотчас же получила предпочтение перед другими.

В дальнейшем морское министерство Германии отказалось от постройки броненосных крейсеров для заграничных станций. Единственным исключением от этой практики стали знаменитые корабли адмирала графа Максимилиана фон Шпее «Scharnhorst» и «Gneisenau» — по существу последние броненосные крейсера классического типа эпохи додредноутов.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В 1903 г. закончив работу над проектом броненосного крейсера типа "Роон”, констукторское бюро Имперского морского ведомства приступило к дальнейшему усовершенствованию проекта. Общее руководство проектированием осуществлял главный строитель кайзеровского флота тайный советник Бюркнер.
Главной задачей конструкторов стало стремление добиться улучшения мореходности, а за счёт увеличения мощности энергетической установки — существенного увеличения скорости хода — новые крейсера создавались специально для колониальной службы и хорошие ходовые качества имели для них жизненно важное значение.
Спроектированные в 1903-04 гг. в соответствии с законом о флоте от 1900 г. и профинансированные по программе 1904 бюджетного года броненосные крейсера под индексом "С” и "D” («Gneisenau» и «Scharnhorst»), по сравнению со своими иностранными соперниками при относительно небольшом увеличении водоизмещения обладали достаточно высокой скоростью хода и улучшенной защитой при небольшом увеличении площади бронирования, а выбор артиллерии главного калибра из восьми скорострельных орудий калибра 210-мм в целом оказался удачным.
Разделение артиллерии на три калибра — главный, средний и противоминный — явилась типичным для кораблей этого класса. Стремясь как можно больше усилить артиллерию главного калибра, конструкторы проектного бюро Имперского морского ведомства прорабатывали различные варианты установки на них нескольких дополнительных 210-мм орудий. В результате остановились на замене четырёх 150-мм орудий на 210-мм в установках по углам каземата на верхней палубе, обеспечивая таким образом при бортовом залпе батарею главной артиллерии из шести орудий единого калибра с дополнением из трёх 150-мм орудий палубой ниже.

За счет устранения тяжёлых бортовых орудийных башен и некоторого изменения обводов подводной части корпуса было достигнуто значительное улучшение остойчивости и некоторой экономии веса. Тем не менее, в общем виде проект не претерпел кардинальных изменений, поэтому был проработан сравнительно быстро.
Как следует из отзывов: "Немецкие броненосные крейсера типа «Scharnhorst» во всём представляют... пример чрезвычайно удачного использования водоизмещения для достижения наивысших атакующих и защитных средств”.
Германия по праву гордилась этими кораблями как созданием отечественного судостроения. Но к моменту вступления в строй в их конструкции уже имелись полностью устаревшие принципы в системе бронирования, расположении орудий, установка которых в казематах, как посчитали некоторые специалисты, была непривычной и неудачной, и устаревшем типе машинной установки.
Однако время броненосных крейсеров уже прошло, развитие их назначения переходило от разведывательных к линейным. С появлением "Дредноута” началась эра линейных крейсеров. Тем самым боевая ценность броненосных крейсеров всех морских держав резко снизилась. Начало постройки в 1906 г. в Англии первых линейных крейсеров типа "Инвинсибл” положило конец строительству броненосных крейсеров остальными морскими державами, кроме Германии, построившей «Blucher» — последний броненосный крейсер индивидуального проекта, по своей архитектуре представлявший собой уменьшенный линейный крейсер с 210-мм орудиями главного калибра. Только спуском на воду "Дредноута” можно объяснить последующую задержку постройки «Blucher», и хотя на стапеле корабль находился ещё с 1907 г., калибр его орудий был выбран намного раньше.
 
КОРПУС И ОБЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ
По существу, броненосные крейсеры типа «Scharnhorst», как и большинство крупных немецких кораблей преддредноутского периода, стали венцом созданной немецкими конструкторами эпохи Тирпица собственной кораблестроительной школы. Традиционно немецкие инженеры придерживались своей линии и в дальнейшем, однако наступление дредноутской эпохи привело к тому, что некоторые основополагающие принципы были изменены - впрочем, как и во флотах всех морских держав.
Архитектурно корпус броненосных крейсеров типа «Scharnhorst» сохранил в себе большинство конструктивных особенностей, заложенных в предшествующих кораблях этого класса. Корпус имел полубачную схему - характерную для большинства проектов крейсеров того времени - не только в немецком флоте. Высокий форштевень обеспечивал кораблю лучшую мореходность, а высоко расположенные носовые орудия позволяли вести стрельбу даже при высоком волнении моря.
Удлиненный полубак-надстройка (Aufbau) по протяженности занимал больше 2/3 длины корабля. Однако он не имел единой конструкции, так как в средней части разрывался броневым казематом, устроенным по всей ширине корабля. Особенностью крейсеров этого типа был отказ от размещения бортовых орудий (как 210-мм, так и 150-мм) в отдельных орудийных башнях, как это было сделано на предыдущих крейсерах. Вместо башен орудия были размещены в общем каземате в средней части корабля. Эта особенность в некоторой степени повлияла и на конструкцию корпуса. Так как каземат по высоте в своей нижней части начинался от батарейной палубы и был сделан двухярусным, борта кораблей выше батарейной палубы имели довольно большие уступы для обеспечения орудиям максимальных секторов стрельбы. В то же время тяжелый, хорошо бронированный каземат в средней части потребовал приданию подводной части в районе миделя очень полных обводов. Выше ватерлинии борт поднимался вертикально вверх, но благодаря уступам в надводной части (кроме района каземата) ступенчато зауживался к диаметрали. Это улучшало как поперечную, так и продольную остойчивость корабля.
 
Хотя корпус считался достаточно широким, тем не менее, он стал наиболее острым из всех немецких броненосных крейсеров - отношение L/B составило 6,52 против 6,09 у "Roon” и 5,88 у «Furst Bismarck». Большие крейсеры последующих проектов также оказались не такими удлиненными. У «Blucher» коэффициент L/B равнялся 6,21, а на «Fon der Таnn» только 6.02. Только на «Derfflinger», с его замечательными ходовыми качествами, коэффициент L/B оказался больше (7,24).
Важно отметить и другую особенность корпуса крейсеров. Как уже было сказано, тяжелый и широкий броневой каземат в средней части корпуса потребовал приданию в средней части полных обводов. Но вне каземата корпус настолько сильно заострялся к оконечностям, что коэффициент полноты водоизмещения (как известно, именно он характеризует остроту обводов в подводной части) оказался самым меньшим из броненосных (и даже линейных) крейсеров немецкого флота кайзеровского периода. Величина этого коэффициента составила 0,517. У остальных крейсеров коэффициент превышал величину 0,52. И опять-таки только «Derfflinger» по этому показателю (0,519) приближался к «Scharnhorst» и «Gneisenau».
Таким образом, мнение многих немецких моряков, называвших высокобортные «Scharnhorst» и «Gneisenau» самыми стройными крейсерами кайзеровского флота, имеет не только эмоциональное, но и вполне техническое обоснование - как известно отношение L/B в немецком флоте называют коэффициентом стройности.

Конструктивные особенности внутреннего размещения были довольно обычными для немецких кораблей того периода. Машинно-котельные отделения (кроме кормовой машины) разделялись продольной диаметральной переборкой. В то время такая переборка считалась неплохим средством локализации распространения воды в помещениях ниже броневой палубы - хотя и признавалось, что при затоплении одного бортового отделения появлялся опасный для корабля опрокидывающий момент. Тем не менее, кораблестроители считали, что потеря плавучести от распространения воды опаснее прогрессирующего крена. Последний, как предполагалось можно было выровнять, в то время как распространение воды по кораблю грозило постепенным затоплением. По этой же причине немецкие большие корабли имели и другую, характерную для них особенность - низко расположенную броневую палубу, которая также ограничивала распространение воды в верхние помещения. Опасность, связанная с возможным погружением бронепалубы ниже действующей ватерлинии, немецкие инженеры учитывали, но считали, что ограничение поступившей воды в небольших объемах отсеков, не позволит осадке увеличиваться столь стремительно, чтобы стать критической за короткое время.

В Первую мировую однозначного ответа на этот вопрос получено не было. В войне на море имели место примеры как против этого мнения (как, например, опрокидывание крейсера "York" в 1914 году в заливе Яде), так и за него (все тот же Ютландский бой). В последующем рост величины кораблей, резкое увеличение мощности водоотливных средств и другие меры привели к принятию многих других методов в борьбе за непотопляемость корабля. Диаметральную переборку применяли не всегда, но и полностью от нее не собирались отказываться. Как и прежде, все определялось возможностями выполнения требований к проекту.
Наиболее уязвимым местом корпуса являлся IV отсек, в котором размещались два носовых машинных отделения, бортовые стенки которых подходили почти вплотную к борту и отделялись от обшивки лишь узкими защитными отсеками.
Конструкции корпуса изготовлялись из мягкой судостроительной стали Сименс-Мартина (Siemens-Martin-Flusseisen, иначе - литое железо Сименс-Мартина). Листы днищевой и бортовой обшивки изготовлялись из такой же стали. Набор собирался по продольно-поперечной системе (бракетной) системе. В оконечностях набор собирался уже по продольной системе, когда основная нагрузка корпуса перекладывалась на продольные связи - стрингеры. Такая смешанная система была обычной для того времени и использовалась на крейсерах германского флота примерно до 1910 года. Позже на малых крейсерах конструкторы стали применять полностью продольную систему набора.

Набор корпуса крейсеров типа "Scharnhorst” включал 113 плюсовых шпангоутов, шпангоут "0” по оси балера руля и 3 минусовых (от 3-го в корме и до 113-го в носу). Шпация, как и на большинстве крупных кораблей немецкого флота, равнялась 1,20 метра.
Продольную прочность помимо вертикального киля обеспечивали с каждого борта семь продольных связей (помимо киля), из которых стрингеры III и V были водонепроницаемы. Эти два стрингера, вместе с килем, ограничивали группы продольных днищевых отсеков, которые назывались двойное дно I и II (Doppelboden I и II). Двойное дно простиралось в средней части корабля примерно на 50% длины, в пределах шпангоутов от 22-го до 78-го. Далее к оконечностям имелся только настил поверх шпангоутов, не обеспечивавший герметичности. По бортам после V стрингера двойное дно переходило в двойной борт, заканчивающийся в верхней части броневым шельфом - самой крайней продольной связью (в средней части это VII стрингер, в оконечностях - VI, а далее - IV). Броневой шельф служил упором скоса броневой палубы и опорой для конструкций подвешивания бортовой брони.
Доковых килей еще не предусматривалось - впервые они появились чуть позже - на следующем броненосном крейсере "Blucher”.
Носовая оконечность имела характерную для немецких крейсеров таранную форму с закругленным вперед форштевнем, изготовленным из мягкой мартеновской стали. Таран в подводной части был усилен шпироном для возможности нанесения таранного удара - хотя эта тактика боя немецкими адмиралами предусматривалась только как самая крайняя мера. Выше батарейной палубы форштевень представлял собой толстый стальной лист заданной формы.
Имелись следующие горизонтальные уровни (кроме настила двойного дна) - нижняя и верхняя платформы, броневая (промежуточная), батарейная и верхняя палубы, палуба надстройки (полубак) и выше над ней ярусы мостиков. Открытый участок палубы надстройки (полубак) имел покатый, слегка скругленный к бортам настил - это ускоряло стекание воды с палубы при захлестывании волнами и, естественно, улучшало мореходность, нелишне вспомнить, что для этих крейсеров, предназначенных для службы в дальних колониях, а в случае войны - для океанских крейсерских операций, мореходность имела громадное значение.

Внутреннее устройство крейсеров типа "Scharnhorst" мало отличалось от своих предшественников - крейсеров типа "Roon”. Ниже броневой палубы корпус разделялся на 15 водонепроницаемых отсеков. Как и на всех немецких кораблях, нумерация отсеков (а также переборок и шпангоутов) исчислялась от кормы к носу. Все водонепроницаемые переборки доходили до главной броневой палубы, а некоторые из них - до батарейной и верхней палуб.
Как уже говорилось, почти на всем протяжении корабля вдоль диаметральной плоскости была устроена продольная водонепроницаемая переборка. Ее не было только в кормовом машинном отсеке. По бокам все внутренние помещения ограничивались тонкой стальной переборкой, на которую функции противоторпедной защиты еще не возлагались, и потому переборка не прикрывалась броневыми листами. Идея сплошной продольной противоторпедной переборки была воплощена на крейсере «Blucher». За переборкой находились угольные бункеры (в районе котельных отделений), различные защитные отсеки или служебные помещения - как, например, кладовые, помещения динамо-машин и т.д.
В целом, внутреннее пространство ниже броневой палубы делилось на 220 водонепроницаемых отсеков. В число этих помещений входили отсеки двойного борта и двойного дна (Doppelboden) - 62, незаполненные отсеки бортовой защиты (Wallgang) - 30, коффердамы (Stauung) - 32, угольные бункеры (Kohlenbunker) - 22, продольные отсеки и проходы (Gange) -11, помещения рулевых машин и сопутствующие им (Rudergange) - 20, а также различные бытовые или служебные помещения на нижней и верхней платформах - соответственно 22 и 21.

РАНГОУТ
Крейсеры типа "Scharnhorst" стали последними немецкими броненосными крейсерами с мачтами большого диаметра с размещенными на боевых марсах постами управления огнем. Следующий броненосный крейсер "Blucher” получил две полых внутри стальных мачты со стеньгами. Крейсеры типа "Scharnhorst" имели такие тонкие мачты только выше боевых марсов. Поверх топов мачт были устроены специальные марсы-салингы. По проекту на них предполагалось разместить прожекторные площадки. Там же при необходимости могли находиться сигнальщики или наблюдатели-корректировщики. Выше салингов устанавливались стеньги с брам-стеньгами. Внизу обе мачты опирались на конструкции броневой палубы.
Высота клотиков брам-стеньг (flagenknop) обоих мачт над конструктивной ватерлинией составляла 50,0 метров. Высота салингов также была одинакова и равнялась 27 метрам. Боевой марс фок-мачты размещался на 17-метровой высоте, на грот-мачте - 2 метрами ниже.

ПРОЖЕКТОРА
На кораблях были установлены по шесть 200-Амперных прожекторов. По проекту предполагалось разместить из них: два - на салингах, два на специальных площадках над боевыми марсами и еще два на специальных возвышенных платформах побортно в середине корабля, между средними дымовыми трубами. Однако вскоре от размещения прожекторов на салингах отказались, перенеся их на расширенные палубные платформы. При этом сами немцы признавали, что расположение платформ нельзя было назвать удачным.

РУЛЕВОЕ И ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВА
Крейсеры типа "Scharnhorst” получили по одному полубалансирному рулю довольно большой площади, расположенный как и на большинстве немецких кораблей, позади среднего винта. Помещение рулевых машин размещалось ниже броневой палубы, причем само помещение было смещено к правому борту. А с левого борта рядом с помещением рулевых машин размещался отсек кормового торпедного аппарата, труба которого была также смещена от диаметрали к левому борту. В аварийных случаях управление рулями могло производиться вручную, посредством трех, жестко скрепленных между собой, штурвальных колес.
Оба крейсера отличались хорошей мореходностью и маневренностью. Немецкие моряки не раз отмечали хорошую поворотливость этих крейсеров, хотя и сетуя при этом на сравнительно большой радиус циркуляции крейсеров на высоких скоростях хода.
Каждый крейсер был снабжен двумя основными и одним запасным якорями весом по 7 тонн. Они размещались в носовой части. В корме имелся один якорь весом 1,75 тонны. Имелся также резервный верп весом 0,8 тонн. Все якоря - системы Холла.

МОРЕХОДНОСТЬ И ХОДОВЫЕ КАЧЕСТВА
Как уже частично упоминалось, крейсеры типа "Scharnhorst" имели весьма хорошую мореходность. Моряки, служившие на крейсерах всегда отмечали их прекрасное поведение во время океанских переходов. Высокобортный корпус позволял кораблям довольно легко переносить волнение. Однако бортовая качка при этом оказывалась довольно порывистой, и для успокоения качки в средней части по бортам были устроены скуловые кили, протяженность которых составляла почти четверть длины корабля. В качестве недостатков отмечалось также слишком большое погружение носом при волнении, чему немало способствовало довольно сильное заострение носовой части и недостаточный развал бортов ближе к форштевню.
Порывистость качки объяснялось сравнительно резким повышением остойчивости новых крейсеров. Так, если первые немецкие броненосные крейсеры имели метацентрическую высоту примерно 0,7 метра, то на предшественниках "Scharnhorst-ов" - броненосных крейсерах типа "Roon" - она была резко увеличена до 1,04 метра, а на самих "Scharnhorst-ах” - до 1,18 метра. Несомненно, высокая остойчивость была полезна в океанских переходах, и проектанты придавали ей большое значение, учитывая к тому же и некоторое увеличение надводного борта по сравнению с предшествующими крейсерами. Величины кренящих моментов крейсеров были следующими:
  • Восстанавливающий момент наибольший при крене 41°.
  • Восстанавливающий момент нулевой (то есть метацентрическая высота становится отрицательной и корабль начинает опрокидываться) при крене 81°.
Эти величины в большей или меньшей степени соответствовали всем немецким броненосным крейсерам.
Хотя моряки отмечали у крейсеров некоторую склонность зарываться носом в волну, тем не менее, параметры продольной остойчивости у кораблей были очень хорошими. Продольная метацентрическая высота равнялась 159 метрам и была наибольшей у немецких броненосных крейсеров. Момент, создающий дифферент в 1 метр равнялся 14.700 тонн, в то время как у остальных крейсеров он не превышал 11-12 тысяч тонн.
Склонность к резким продольным колебаниям вызывалась, по всей видимости, довольно полными обводами в миделевой (бронированной и тяжело нагруженной) части, быстро переходящими в сравнительно сильно заостренные и облегченные оконечностей.
И, тем не менее, при всех этих особенностях, корпус оставался прекрасной орудийной платформой, не создающей помехи для точной и быстрой стрельбы даже при сильном волнении. Это крейсеры наглядно продемонстрировали во время войны в боевых столкновениях при Коронеле и Фолклендах.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Согласно спецификации число и тип носимых плавсредств определялись следующим образом: 1 адмиральский катер, 3 паровых катера, 2 баркаса, 1 полубаркас, 2 куттера (вельбота), 1 гиг, 3 яла, 1 двойка, 1 складная шлюпка.
Катера можно было вооружить пулеметами, устанавливаемыми в съемных гнездах, а при высадке десантных партий при необходимости можно было установить и десантные пушки на специальных лафетах.
Все шлюпки и катера размещались в средней части корабля на палубе надстройке. Для спуска на воду побортно между средними дымовыми трубами были установлены два специальных крана. Как обычно для того времени они были очень большими и хорошо заметными в силуэте кораблей.
Сами шлюпки - между грот-мачтой и последней дымовой трубой - спускались на воду шлюпбалками так как краны до них не доставали.

ЭКИПАЖ
Экипаж крейсеров типа "Scharnhorst” в соответствии со спецификацией составлял 731 человек. Но по штату на каждый крейсер был назначен экипаж из 764 человек, включая 26 офицеров - 18 строевых, 5 инженер-механиков, 2 офицера-медика, 1 комиссар (казначей-администратор), а также 12 курсантов - кадетов морского училища (Fahnriche), 26 палубных унтер-офицеров и 700 матросов.
Оба крейсера предусматривались для службы в качестве флагманских кораблей и на них были предусмотрены помещения для размещения членов штабов. "Scharnhorst", как флагман соединения, дополнительно увеличивал экипаж на 76 человек, включая 14 офицеров. "Gneisenau", как второй флагман, - на 28 человек, включая 3 офицеров.
Как и на других немецких кораблях условия размещения команды были далеко не самыми лучшими. Однако, так как корабли изначально предполагались для службы в дальних колониях, на них обитаемость экипажа была улучшена - насколько это позволили уставы службы и условия проектирования.

ВООРУЖЕНИЕ КРЕЙСЕРОВ ТИПА "SCHARNHORST"
Главная артиллерия Проект новых броненосных крейсеров по составу главной артиллерии довольно сильно отличался от предшественников. И хотя калибр орудий не вызывал разногласий, вопрос размещения орудий и количества стволов стал поводом немалых споров и дискуссий. Создавая крейсера для службы в дальних колониях, морское командование стремилось разместить максимальное количество 210-мм орудий в двух и одноорудийных башенных установках - по примеру предыдущих крейсеров типа "Roon”. Однако конструкторы уверяли, что при полном соблюдении требований флота и без увеличения водоизмещения, это невозможно. Предъявляя довольно высокие претензии к мореходности, остойчивости и дальности плавания новых крейсеров, и требуя весьма солидной защиты борта и нижнего каземата, представителям флота пришлось уступить конструкторам и согласиться на крайне неприятную для них меру - отказаться от полностью башенного размещения главной артиллерии. Половина 210-мм орудий было решено установить в верхнем, хорошо защищенном каземате. Иначе вложиться в заданное водоизмещение было невозможно.
То, что уступка была сделана именно в артиллерийской статье нагрузок, а не в статье бронирования вполне объяснимо. Оба крейсера проектировались и предполагались для совместных действий. При крейсерстве в паре артиллерийская мощь кораблей складывалась и в сумме составляла весьма внушительные цифры. Корабли как бы усиливали друг друга огневой мощью, но, в то же время, таким путем никак нельзя было усилить их броневую защиту. Именно поэтому, и вполне обоснованно, основное внимание при проектировании крейсеров было уделено броневой защите. И именно поэтому немецкий флот сделал некоторый шаг назад - вновь вернувшись к казематному (хотя бы и частично) расположению главной артиллерии. Нелишне напомнить, что на всех классических броненосных крейсерах немецкого флота, начиная от "Furst Bismarck", главные орудия и часть средней артиллерии размещались в орудийных башнях.

С выбором орудия главной артиллерии при проектировании новых крейсеров проблем не было. Было решено остановиться на вполне удачном 210-мм орудии SKL/40, которые до этого уже были установлены на крейсерах типа "Roon", "Prinz Adalbert" и "Victoria Louise".
Это орудие, модели "21 cm.SKL/40”, было разработано примерно в 1895 году и принято на вооружение в 1898 году.
Орудия размещались на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках конструкции Drh.L.C/01 (Drehscheiben Lafette - вращающийся лафет; С - год принятия на вооружение). Вес башенной установки составлял 110 тонн без брони и 394 тонны с бронированием вращающейся части. Лафеты орудийных башен обеспечивали угол возвышения стволов +30°, угол снижения - -5°. Вращающаяся часть башен имела внизу опору на уровне нижней платформы.
Для казематной установки были разработаны специальные лафеты MPL.C/04 (Mittel Pivot Lafette - дословно лафет на среднем штыре - то есть лафет с вращением орудия по центральной вертикальной оси). Эти орудия устанавливались в верхнем четырехугольном каземате (уровень верхней палубы - Oberdeck). Каземат (от 46 до 66 шпангоута) имел единую конструкцию. Кроме общей бортовой брони орудия не имели индивидуальной броневой защиты, но между собой отделялись служебным помещением с двумя толстыми переборками из обычной судостроительной стали. Лафеты казематных орудий обеспечивали угол возвышения стволов +16°, угол снижения -5°.

Артиллерия среднего калибра Помимо 210-мм орудий новые крейсеры типа "Scharnhorst" получили также шесть 150-мм орудий, установленных в нижнем каземате на уровне батарейной палубы. Крейсеры получили по шесть орудий "15-cm.SKL/ 40” модели 1898 года. Такие орудия были установлены на всех броненосных крейсерах, начиная с первого "Furst Bismarck” и заканчивая самими "Scharnhorst-ами”
Орудия монтировались на одноствольных установках типа "MPL.C/02” и "MPL.C/06”. Непосредственно сам лафет весил 17 тонн, но в проектных расчетах на каждое орудие отводился вес примерно 85 тонн, учитывая орудие, лафет, защитный броневой лист, боеприпасы, заряжающие и подающие механизмы и т.д. Лафет обеспечивал орудию угол возвышения ствола от -5° до +20°, однако на определенных углах наведения (приближающиеся к диаметральной плоскости) диапазон вертикальной наводки еще более уменьшался. Скорость стрельбы из орудия, учитывая полностью ручное заряжание, вряд ли превышала 4-5 выстрелов в минуту, хотя некоторые немецкие источники говорят и более высокой скорострельности. Управление орудием - вертикальная наводка и разворот в горизонтальной плоскости - осуществлялись только вручную. Размещались 150-мм орудия в нижнем броневом казематах на уровне батарейной палубы.

Артиллерию противоминного калибра дополняли восемнадцать 88-мм орудий модели "8,8-cm.SKL/35". Орудия монтировались на одинарных установках типа "MPL.C/01". Сведений о весе лафета не опубликовано, но известно, что в проектных расчетах на каждое орудие отводился вес примерно в 25 тонн - с учетом весов самого орудия, лафета, защитного щита, боеприпасов, заряжающих и подающих механизмов и т.д. Лафет обеспечивал орудию угол возвышения ствола от -5° до +25°. Скорость стрельбы из орудия составляла примерно 15 выстрелов в минуту. Вертикальная наводка ствола и разворот лафета в горизонтальной плоскости осуществлялись только вручную.
Размещались 88-мм орудия частью в отдельных казематах в носовой оконечности крейсеров на уровне верхней палубы (4 орудия) и в адмиральской каюте в корме, на уровне батарейной палубы (также 4 орудия). Остальные десять орудий были установлены на открытых участках надстройки за стальными защитными щитами прямоугольной формы.

БОЕВЫЕ ПРИПАСЫ
Главный калибр
Боевой запас артиллерии главного калибра составлял по 100 выстрелов на каждое орудие. Штатный боезапас включал 800 бронебойных (Panzersprenggranaten) снарядов "Psgr.L/2,9” и такое же количество зарядов к ним. В спецификации крейсеров указываются только бронебойные снаряды и ничего не говорится о снарядах других типов. Учитывая, что немецкие корабли, как, впрочем, и корабли других наций, обычно имели на вооружении снаряды разного назначения, можно предположить, что крейсеры должны были иметь не только бронебойные снаряды, но и цельностальные бронебойные снаряды типа "Stvg.L/2,6" (Stahvollgeschossen; их вес был также 108 кг), а также осколочно-фугасные "Spgr.L/З” (Sprenggranaten - по типу применения их можно классифицировать также как полубронебойные) и разрывные "Gr.L/3,2" (Granaten) старого образца 1892 и 1898-99 годов, применявшиеся на предыдущих крейсерах типа "Roon", на новые крейсера, видимо, не предусматривались. А новые были разработаны позже. Сейчас нет достаточно достоверных и убедительных сведений того, что на крейсеры до ухода их в колониальное плаванье, были загружены фугасные снаряды. Вероятно, они были позже доставлены в Циндао специально для крейсеров.
Заряды были единые. Упаковывались в стандартную двойную шелковую оболочку. Общий вес метательного заряда равнялся 29,5 кг пороха (Rohrenpulver) марки "RP.C/00" или "RP.C/06". Металлические гильзы для зарядов в немецком флоте появились чуть позже и на крейсерах типа "Scharnhorst” еще не предусматривались.

Противоминный калибр
Корабли могли принять на борт боеприпасов на 1020 выстрелов противоминным 150-мм калибром (170 выстрелов на ствол). Штатный боезапас включал осколочно-фугасные (Sprenggranaten) снаряды "Spgr.L/3" и разрывные (Granaten) снаряды "Gr.L/3,2". Снаряды обоих типов весили по 40 кг. Бронебойные 150-мм снаряды не предусматривались. Метательный заряд упаковывался в стандартный двойной шелковый картуз и весил 9,9 кг пороха марки "RP.C/00" или "RP.C/06".
Боевой запас 88-мм артиллерии был рассчитан на 2700 выстрелов - по 150 на каждое орудие. Это были унитарные разрывные (Granaten patronen) снаряды "Gr.patr.L/2,6"

ХРАНЕНИЕ И ПОДАЧА БОЕПРИПАСОВ К ОРУДИЯМ
210-мм и 150-мм снаряды и заряды хранились в раздельных боевых погребах на уровне трюма и нижней платформы. Ниже броневой палубы боеприпасы загружались в перегрузочные помещения вращающейся части башни и затем по слегка наклоненному элеватору поднимались непосредственно к загрузочным лоткам орудий. Каждое из двух башенных орудий имело собственные подъемники боеприпасов.
Снаряды и заряды для казематных орудий 210-мм и 150-мм калибров частично хранились в боевых погребах в оконечностях корабля на уровне верхней платформы. Другая часть снарядов - так называемые «подготовленные для стрельбы» - хранились в специальных помещениях на уровне броневой палубы в самой середине корабля (Munitions Depot) под прикрытием казематной брони и верхних угольных ям над скосами бронепалубы. Таких помещений для 210-мм орудий на броневой палубе имелось два - в пределах 47-50-го и 63-66-го шпангоутов. Между ними, в пределах 50-63-го шпангоутов, было устроено такое же помещение для 150-мм боеприпасов. Из этих хранилищ снаряды подавались вверх вертикальными подъемниками: 210-мм - собственными подъемниками непосредственно к каждому из орудий, а 150-мм - двумя бортовыми подъемниками в средний каземат, а оттуда специальной командой распределялись ко всем шести 150-мм орудиям.
В сами же помещения «подготовленных для стрельбы» боеприпасы подавались из упомянутых уже погребов в оконечностях корабля. Процесс доставки боеприпасов заключался в следующем: из погребов под броневой палубой в носу и в корме боеприпасы поднимались на броневую палубу и затем по специальным коридорам в диаметральной плоскости (Waschetrockenraum) подавались подвесными конвейерами в помещения «подготовленных для стрельбы» (Munitions Depot), а оттуда наверх к орудиям как уже описано выше.
Для хранения 88-мм снарядов имелось несколько отдельных погребов. Для орудий в казематах в оконечностях крейсеров имелись отдельные погреба непосредственно под самими орудиями, на уровне броневой палубы в носу и под броневой палубой в корме. Боеприпасы для орудий на надстройках были уложены в двух погребах - в носовой части непосредственно под вращающейся частью башни (под нижней платформой) и в корме под скосами броневой палубы, по бокам от кормового машинного отделения. Снаряды для этих орудий поднимались вверх обычными подъемниками через специально устроенные подачные шахты.

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕЛЬБОЙ АРТИЛЛЕРИИ
Управление артиллерийским огнем и самим кораблем во время боя производилось из носовой боевой рубки или из кормового резервного поста. Оба эти помещения были защищены броней и соединялись бронированными коммуникационными трубами с нижними постами управления - носовым центральным командным постом (Zentral Kommanden Stelle), расположенным ниже броневой палубы непосредственно под боевой рубкой, и кормовым артиллерийским постом (Artillerie Workstatt), расположенным на броневой палубе позади опоры грот-мачты.
Метод управления залповой стрельбой не отличался от общепринятого в то время, и основывался на показаниях клинометра. Команда на залп давалась старшим артиллерийским офицером после получения сигнализации о готовности к стрельбе всех орудий, участвующих в залпе. После команды выстрелы производились при совмещении указателя клинометра с указателем заданного для стрельбы крена корабля.

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Торпедное вооружение крейсеров типа "Scharnhorst” состояло, как и у предшествующих крейсеров типа "Roon”, из четырех 450-мм торпедных аппаратов модели "С/04". Боезапас составлял 11 торпед типа "С/03” или "C/03D".
Все торпедные отсеки размещались ниже броневой палубы. Кормовой торпедный аппарат находился в I отсеке непосредственно под броневой палубой. Помещение торпедного аппарата находилось рядом с помещением рулевых машин и было смещено к левому борту. Наружная крышка торпедного аппарата находилась в районе 3-го шпангоута с левого борта.
Носовой торпедный аппарат размещался в XIV-XV отсеках. Труба торпедного аппарата находилась ниже таранного выступа форштевня. Бортовые торпедные аппараты размещались в X отсеке на уровне нижней платформы, непосредственно под центральным командным постом.

ИНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Помимо орудий главного и противоминного калибров на борту имелись также две десантные пушки, четыре пулемета, а также личное стрелковое оружие. Две 60-мм десантные пушки "6-cm.SBts.K.L/21 ” (Schnellfeuer Boots Kanone) с длиной ствола 21 калибр, были предназначены для использования в десантных партиях. Орудия устанавливались на колесных лафетах "BLL.C/00” (Boots und Landung Lafette). Их можно было использовать также и с катеров или баркасов. Орудие на лафете могло стрелять на дистанцию 4,3 км при максимальном возвышении ствола 19,25 градуса. Боевой запас составлял 250 выстрелов на ствол.
8-мм пулеметы (Masch.Gew.) могли быть установлены на специальных тумбах на палубе или на корабельных плавсредствах. Дальность стрельбы пулемета составляла 2400 метров, скорострельность 250 выстрелов в минуту. Боекомплект на каждый ствол составлял 10.000 патронов. Поднос патронов производился вручную.
В оружейных комнатах корабля хранились также 225 винтовок образца "Mod/98” (27 тысяч патронов, по 120 на ствол) и 90 пистолетов "Mod/04” (27 тысяч патронов, по 300 на ствол).

КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАЩИТА
По сравнению с предшествующими крейсерами типа "Roon" на новых крейсерах типа "Scharnhorst" защитные свойства, и в первую очередь броневая защита, были значительно усилены. В этом качестве броненосные крейсеры типа "Scharnhorst" считались одними из лучших броненосных крейсеров в мире и не уступали даже самым совершенным британским броненосным крейсерам.
В систему защиты последних немецких "классических" броненосных крейсеров (помимо корпусных элементов, разделения внутреннего пространства на отсеки и т.д.) входили:
- забронированная цитадель, включающая нижний (главный) и верхний броневые пояса с броневой палубой выше ватерлинии и броневыми переборками в оконечностях;
- двухуровневый бронированный каземат в средней части корпуса;
- легкая бортовая броня в оконечностях с броневыми палубами ниже ватерлинии;
- бронированная палуба со скосами к нижней кромке пояса (структурно считалась частью цитадели);
- защищенные толстой броней барбеты и орудийные башни;
- бронированные боевые рубки и посты управления кораблем в бою, а также различное местное бронирование;
- конструктивная подводная защита из бортовых продольных отсеков, коффердамов вне цитадели и защитных угольных бункеров (противоторпедная переборка отсутствовала).
 
БРОНЕВАЯ ЦИТАДЕЛЬ И КАЗЕМАТЫ
Как и на всех немецких броненосных кораблях, на крейсерах типа "Scharnhorst” бронированная цитадель являлась основой броневой защиты. На своем протяжении цитадель прикрывала отсеки машинно-котельной установки и большую часть боевых погребов, а с учетом скошенных броневых переборок еще также боевые погреба и барбеты орудийных башен.
Бортовой броневой пояс распространялся между 24-м и 82-м шпангоутами (отсеки III - X). По высоте он состоял из двух рядов плит одинаковой толщины 150 мм. Высота каждого ряда плит равнялась примерно 2,2 м. Нижний ряд (главный пояс по ватерлинии) начинался от броневого шельфа (VII стрингер) у скоса броневой палубы - 1,2 метра ниже ватерлинии - и по высоте доходил до настила броневой палубы (примерно на метр выше ватерлинии). Плиты главного пояса были изготовлены из закаленной цементированной стали Круппа и укладывались на подкладку из тикового бруса толщиной 50 мм. Толщина обшивки под броней равнялась 10 мм (стандартная для немецкого флота толщина обшивки в районе расположения брони).
Выше главного пояса, на таком же протяжении, устанавливались плиты верхнего пояса, по высоте доходившие до уровня батарейной палубы и упирающиеся верхней кромкой в ее бимсы на высоте более 3 метров от конструктивной ватерлинии. Плиты изготовлялись тем же методом, имели такую же толщину 150 мм и навешивались также на тиковую подкладку. Эти два ряда плит и составляли цитадельную бортовую броню.
Одним из немногочисленных недостатков защиты цитадели можно отметить отсутствие жесткого упора для горизонтального стыковочного шва между верхними и нижним рядами плит - хотя этот шов и проходил примерно на уровне броневой палубы. Конструкции (в частности бимсы) горизонтального участка бронепалубы после перехода на скосы далеко не везде продолжались к бортам. Правда, справедливости ради, следует отметить, что немецкие конструкторы учитывали эту проблему - шпангоуты под плитами цитадели были усилены кницами, а сами стальные листы шпангоутов на высоте между шельфом и батарейной палубой были сплошными и не имели стыков. При этом вертикальные стыки броневых плит всегда опирались на рамы шпангоутов.
Позади бортовой брони почти на всем протяжении цитадели были устроены верхние угольные ямы. Они занимали все пространство между скосами бронепалубы до батарейной палубы, а по ширине корпуса - непосредственно от борта до продольной переборки по линии скоса. Эти бункеры представляли собой дополнительную бортовую защиту - также как и нижние угольные бункеры под скосами броневой палубы по бортам от котельных отделений. Однако важно отметить, что уголь из верхних угольных бункеров пересыпался непосредственно в котельные отсеки по специальным желобам и расходовался в первую очередь.

Оконечности обоих рядов цитадельной брони замыкались броневыми переборками, которые начинались от краев поясной брони и под острым углом уходя от бортов, смыкались с броней барбетов орудийных башен. Зачастую эти переборки называли траверзными, но лишь для простоты объяснения, так как в правильном понимании слова «траверз» переборки таковыми не являлись - правильнее их было бы назвать угловыми. По высоте переборки начинались непосредственно от броневой палубы (или от ее скосов) и поднимались до батарейной палубы. Броневые плиты переборок имели толщину 120 мм и были изготовлены из цементированной броневой стали. Как и бортовые плиты, они навешивались на тиковую подкладку толщиной 50 мм.
Выше цитадельной брони, на протяжении между 42-м и 70-м шпангоутами и по высоте между батарейной и верхней палубами, был устроен нижний каземат для размещения батареи противоминной артиллерии. По бортам каземат защищался также 150-мм броневыми плитами. Края бортовой брони каземата соединялись 120-мм траверзными переборками. В плане каземат имел прямоугольную форму, но углы у бортов были немного скошены для удобства размещения артиллерии.  
Точно также был устроен и верхний каземат между верхней палубой и палубой надстройки, но он был короче и размещался на протяжении между 46-м и 66-м шпангоутами. Толщины брони были такими же - 150-мм бортовая броня и 120-мм траверзная.
Все броневые плиты и нижнего, и верхнего казематов изготавливалась из закаленной цементированной стали и навешивались на тиковую подкладку толщиной 50 мм.

ЗАЩИТА БОРТОВ В ОКОНЕЧНОСТЯХ
Носовая и кормовая оконечности вне цитадели были также неплохо защищены. Плиты для защиты бортов в оконечностях корабля изготавливались из закаленной никелевой стали и укладывались на тиковую подкладку толщиной 50 мм. В кормовой части бортовая броня начиналась от 2-го шпангоута и продолжалась до цитадели.
Ниже ватерлинии броневые плиты опускались на разную глубину. Ближе к корме - всего лишь на 0,4 метра, где они повторяли изгиб шпангоутов и, закругляясь, опускались под срез кормы. Далее к носу нижняя кромка плит постепенно опускалась ниже и в районе 24-го шпангоута плавно уравниваясь с нижней кромкой цитадельной брони. На этом же протяжении борта плиты поднимались над ватерлинией ровно на метр - до уровня настила промежуточной палубы. Толщина плит не была одинаковой и равнялась 80 мм (от 2-го до 12-го шпангоута) и 100 мм (от 12-го до 24-го шпангоута).
Так как бортовая броня в корме не доходила непосредственно до ахтерштевня (примерно 2,5 метра), то оконечности пояса были связаны поперечной броневой переборкой такой же толщины 80 мм. Высота переборки была такой же, как и у поясной брони в корме - от стыка с ее нижней кромкой до промежуточной палубы.
В носовой части бортовая броня начиналась от носовой поперечной переборки цитадели и продолжалась до форштевня. От 82-го до 91-го шпангоутов толщина плит равнялась 120 мм, далее вплоть до форштевня - 80 мм. Ниже ватерлинии плиты шли на том же уровне, что и главная поясная броня (1,2 метра) и лишь у самого форштевня (от 109-го шпангоута) имели незначительный загиб вниз до 1,65 метра. Выше ватерлинии броня прикрывала борт до настила промежуточной палубы (1 метр над ватерлинией), а от 100-го шпангоута наклонно поднималась на 0,8 метра выше. Это было сделано, исходя из того, что на высокой скорости у форштевня будет подниматься бурун, а значит и защита борта должна подниматься чуть выше.
Почти на всем протяжении промежуточной палубы вдоль бортов, над кромкой поясной брони, были устроены коффердамы, заполненные пробковым материалом, и выполнявшие роль дополнительной защиты. Внутри цитадели такого пояса не было, а в качестве дополнительной защиты были устроены только бортовые угольные ямы.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ БРОНИРОВАНИЕ
Горизонтальное бронирование включало одну сплошную броневую палубу, расположенную примерно на метр выше ватерлинии внутри цитадели и, также примерно на метр, ниже ватерлинии вне цитадели. Помимо этого частично бронировались участки батарейной и верхней палуб. Почти на всем протяжении главная броневая палуба имела скаты к бортам, но ширина скатов не была одинаковой.
В соответствии с разработанной в немецком флоте концепцией непотопляемости кораблей, броневая палуба располагаясь на разных уровнях - внутри цитадели на метр выше ватерлинии, а в оконечностях вне цитадели - на 1,0 - 1,2 метра ниже ватерлинии. Низкое расположение палубы ограничивало объемы внутренних отсеков и уменьшало объем вливающейся воды при подводной пробоине, создавая этим определенные выгоды в борьбе за непотопляемость. Однако это могло грозить и бедой для корабля при наличии обширных повреждении и глубокой посадке корабля в воду, или при сильном крене корабля на борт.
Почти на всем протяжении броневая палуба была двухслойной. Нижний слой настилался 20 мм листами из мягкой судостроительной стали, поверх которой укладывались броневые плиты из никелевой стали (с ограниченным содержанием никеля). Внутри цитадели верхний никелевый слой имел толщину 20 мм в горизонтальной части. Такую же толщину верхний слой имел и на скатах в нижней части - примерно 0,65 метра от борта. В верхней части скатов толщина никелевой брони утолщалась до 35 мм.
В оконечностях толщина броневой палубы равнялась 20-25 мм - помимо нижнего слоя из судостроительной стали толщиной также 20-25 мм. Броневая палуба в оконечностях на всем протяжении имели ярко выраженный излом скатов к бортам, и лишь в носовой части скруглялась на изломе, при этом плавно опускаясь к выступу таранной части форштевня.
Над рулевыми машинами толщина броневой палубы увеличивалась и суммарно составляла 60 мм.
Промежуточная палуба не бронировалась, но настил из мягкой судостроительной стали имел толщину 20-25 мм.
Батарейная палуба бронировалась только в пределах цитадели (над ней), но снаружи от броневых траверзов батареи 152-мм орудий. Толщина брони составляла 15 мм помимо тонкого нижнего слоя из судостроительной стали. Участок батареи внутри броневых траверзов настилался листами из судостроительной стали толщиной 8 или 16 мм. По этому же принципу защищалась и верхняя палуба - броней прикрывался только участок между краями траверзов нижнего и верхнего казематов. Внутри верхнего каземата - только настил из судостроительной стали. Над верхним казематом также были уложены тонкие броневые листы, прикрывавшие орудия и артиллеристов сверху.

КОНСТРУКТИВНАЯ ПОДВОДНАЯ ЗАЩИТА
«Scharnhorst» и «Gneisenau» стали последними классическими броненосными крейсерами немецкого флота. Следующий броненосный крейсер «Blucher» строился в эпоху дредноутов - с иными воззрениями на тактическое использование и, соответственно, с иными заданиями на проектирование. И, также как и дредноуты, «Blucher» получил более развитую систему подводной защиты, отличаясь этим от крейсеров типа «Scharnhorst».
Несомненно, и в период проектирования «Scharnhorsf-oв» немцы придавали большое значение непотопляемости кораблей. Но, тем не менее, установка толстых броневых продольных переборок для защиты подводной части еще не вошла в практику кораблестроения. Поэтому крейсеры имели только обычные для немецких кораблей того времени наружные бортовые отсеки подводной защиты (Wallgang - всего их насчитывалось 30 отсеков) и, отделенные от них тонкой стальной переборкой защитные угольные бункеры (Schutzbunker или иначе - Unterbunker), из которых уголь расходовался только в самую последнюю очередь. Важно отметить, что угольные защитные бункеры были устроены только вдоль отсеков с котлами, на протяжении V-IX отсеков. В IV отсеке носовые машинные отделения примыкали почти вплотную к борту и отделялись от обшивки только продольными пустыми отсеками (Wallgang). В III отсеке кормовое машинное отделение находилось в диаметральной плоскости, поэтому от бортов его отделяли не только пустые отсеки подводной защиты, но также и служебные помещения - в частности кормовая электростанция, кладовые и помещения вспомогательных механизмов.
К этому следует добавить, что, как и все большие германские корабли того времени, крейсеры имели водоотливную систему магистрального типа - два трубопровода большого диаметра (с встроенными отсекающими клапанами) были проложены внутри двойного дна по бокам от киля на протяжении длины почти всего корабля. Водоотливные насосы находились в машинном и в носовом котельном отделениях и могли откачивать воду по магистральным трубам из любого отсека корпуса.
В соответствии с заведенной в немецком флоте практикой спецификация крейсеров предусматривала наличие на них противоторпедных сетей. Однако из-за предназначения крейсеров к колониальной службе применение сетей на них было весьма ограничено, то есть, по существу, данных сетей они не имели. Правда, многие офицеры такое решение считали неправильным, так как стоянки крейсеров чаще всего выбирались в незащищенных гаванях и в случае военного конфликта могли стать опасными - как известно английский флот имел много крейсеров в самых разных участках мирового океана.
 
ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
На крейсерах типа «Scharnhorst» каждая паровая машина имела ступенчатое расширение пара последовательно в один цилиндр высокого давления диаметром 1021,2 мм, после выполнения там работы в один цилиндр среднего давления диаметром 1499,3 мм и, наконец, в один цилиндр низкого давления диаметром 2349,4 мм, Длина хода поршней была одинаковой — 1050 мм. Отношение объёмов цилиндров высокого, среднего и низкого давлений равнялось как 1:2,16:5,30; среднего и низкого 1:2,46.
Блок цилиндров каждой паровой машины отлили из чугуна одной отливкой вместе с золотниковой коробкой. Все цилиндры имели трёхпозициионный поршневой золотник, обеспечивающий экономное регулирование механизмом отсечки пара для каждого цилиндра и ротативное управление реверсом с приводом от парового и ручного управления.
Получаемое при работе поршней давление передавалось через штоки поршней (с направляющими салазками) ползуны (крейцкопфы) на шатуны, непосредственно воздействующие на коленчатый вал, три кривошипа (мотыли) которого расположили под углом 120°. От кривошипов через промежуточные и гребные валы работа паровых машин передавалась на гребные винты. Выступающие концы выходных передаточных валов паровых машин опирались на упорные подшипники гребных валов, установленные в смежных отсеках, за которыми начинались туннели гребных валов.

Каждая главная паровая машина имела в том же помещении МО по одному главному конденсатору поверхностного охлаждения с внутренним теплообменником с двумя группами горизонтально расположенных охлаждающих труб, в котором поступающий из цилиндров паровых машин отработанный (мятый) пар конденсировался в воду.
На крейсерах типа «Scharnhorst» каждый конденсатор имел 3606 труб охлаждения длиной 3,27 м, с наружным диаметром 17,5 мм и 1-мм толщиной стенки, изготовленной из бронзы. Общая охлаждающая поверхность каждого конденсатора составляла 540 кв.м.
Отработанный пар каждой главной паровой машины поступал в свой конденсатор, но у бортовых паровых машин пар можно было направить в конденсатор соседней машины. Кроме того, все три главных конденсатора сообщались между собой таким образом, что отработанный пар мог поступать в любой из них.
Отработанный пар вспомогательных паровых машин поступал в общий кольцевой трубопровод по циркуляционной схеме и его можно было направить в любой конденсатор.
Необходимая для конденсации отработанного пара в конденсаторах забортная охлаждающая вода поступала под давлением в трубопроводы охлаждающей воды от насосов холодной воды (по одному в каждом помещении МО), приводимых в действие от паровой машины двойного расширения.
Отдельными двухцилиндровыми воздушными насосами системы Блайка конденсат (смесь отработанного пара и воды) подавался в подогреватель (экономайзер), где превращался в котельную питательную воду. Отсюда достаточно нагретая и очищенная фильтром питательная вода самотёком поступала в расположенную под каждым МО сборную цистерну (сливной ящик). В сливном ящике остывшая вода посредством нагревательного змеевика снова могла быть подогрета. Отсюда её котельным питательным насосом подавали в котлы. Если паровая машина была не в работе, то воду из конденсатора насосом подавали в подогреватель.
В каждом помещении МО имелось по одному тепловому ящику с фильтрами, в среднем два опреснителя системы Папе и Хеннеберга с двумя насосами, одним конденсатором опреснителя, два рефрижератора и фильтр, а также промывочный насос с паровым приводом.

На крейсерах типа «Scharnhorst» требуемый для работы паровых машин пар избыточным давлением 16 кгс/кв.см. вырабатывали 18 водотрубных котлов морского типа (системы Шульца, 36 топок) одинаковой паропроизводительности с тонкими паропроводными трубками, установленными в пяти последовательно расположенных КО (разделенных по ДП пополам пиллерсами с установленным на них центральным коридором на десять отдельных кочегарок).
Котлы отапливались углем. Для погрузки угля использовали краны для спуска-подъёма катеров и шлюпок, установленные на 54-м шп. Для этой же цели на каждом борту имелись по три шлюпбалки. Дополнительно для погрузки угля использовали четыре лебёдки с электроприводом, предназначенные для погрузки боеприпасов, способные поднимать 200 кг груза со скоростью 2 м/с.
На крейсерах типа «Scharnhorst» восемь котлов III и IV-гo КО оборудовали для смешанного горения (сжигания в топках) вместе с углём распыляемой через форсунки нефти. Для хранения 200 т нефти использовали 10 цистерн в двойном дне под I, II и III-м КО в районе 45-65-го шп. В каждой цистерне установили вентиляционную трубу. Для приёма и подачи нефти использовали две паровые помпы, установленные в водонепроницаемые выгородки угольных ям по л/б во II-м КО. Из выгородок по трапам имелся доступ в нефтяные цистерны. Насосы имели общий трубопровод, из которого побортно выходили по одному дополнительному трубопроводу с навинченными резиновыми рукавами и вентилем на конце. Для распыления нефти в III и IV отсеке установили по одной паровой помпе двухкратного действия. Каждую из этих помп рассчитали и приспособили таким образом, чтобы они обеспечивали потребности всех котлов нефтяного отопления.
 
Фактические параметры энергетической установки были следующие «Scharnhorst» 28783 л.с. и 23,5 уз., «Gneisenau» 30396 л.с. и 23,6 уз..
На крейсерах типа «Scharnhorst» энергетическая установка при общем весе 1920 т имела удельный вес 68,6 кг/л.с.: район плавания составлял 6500 миль; назначенная дальность плавания крейсеров 5120 миль при экономической скорости хода 12 уз. (крейсеров типа "Роон” 4200 миль), и 4800 миль при 14 уз.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
На крейсерах типа «Scharnhorst» согласно электроэнергию вырабатывали четыре турбогенератора общей мощностью 260 кВт напряжением 110 В, точно такие же как и на крейсерах типа "Роон”. Электропитание всех электрических устройств осуществляли четыре динамомашины постоянного тока производства фирмы "Броун, Бовери и К°” непосредственно соединённые с паровыми турбинами этой же фирмы. Две динамомашины установили в главной станции на верхней палубной платформе в III-м основном отсеке по п/б, ещё две в резервной станции в том же помещении по л/б. Каждая динамомашина вырабатывала постоянный ток напряжением 110 В мощностью 65 кВт.
Динамомашины обеспечивали электроосвещение всех внутренних помещений, на что требовалось около 1000 электролампочек; питание током шести прожекторов; 63 электродвигателей для привода различных механизмов; систем и устройств слаботочной аппаратуры и зарядку аккумуляторной батареи. Электродвигатели использовали в качестве приводов: вентиляторов в МО, КО и других помещениях (19 шт.), станков (4шт.); лебёдок и транспортёров для погрузки угля (12 шт.); в холодильных установках (6 шт.); для целей артиллерии (22 шт.).
На случай аварий и неисправностей динамомашин для электрического освещения помещений по ДП на нижней палубной платформе во II-м основном отсеке установили аккумуляторную батарею фирмы "Хаген-Вестфален”, обеспечивающую в течении получаса напряжением 110 В электроосвещение всех внутренних помещений и работу холодильных установок.

Список источников:


  • журнал "Бриз" Специальный выпуск(28) Санкт-Петербург
  • БОЕВЫЕ КОРАБЛИ МИРА В. Б. Мужеников БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА "ШАРНХОРСТ” "ГНЕЙЗЕНАУ” и "БЛЮХЕР” «ИСТФЛОТ» 2010
Категория: Флот Первой Мировой войны | Добавил: Sherhhan (31.10.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 3953 | Теги: броненосные крейсера Шарнхорст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]