Меню сайта
Классы техники
облако тегов
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436
Web Money R393469303289
Поиск статей
Друзья сайта
время жизни сайта
Главная » Статьи » Другие страны Мира » Авиация Тайваня |
AIDC F-CK-1 Ching-Kuo ("Цзин Го")
AIDC F-CK-1 Ching-Kuo ("Цзин Го") История созданияВ наши дни создание современного истребителя становится все более и более дорогим удовольствием. Решение огромного комплекса сложных проблем, возникающих при проектировании и постройке такого самолета, требует не только больших материальных затрат, но предполагает и наличие мощной научной и производственной базы. Помимо великих авиационных держав, таких, как Россия и США, позволить себе подобную "роскошь” могут лишь немногие индустриально и экономически развитые страны - Франция, Швеция и Япония. Но из них пожалуй только Франция в состоянии самостоятельно провести весь цикл работ - от проектирования до постройки нового самолета. ![]() Поэтому столь неожиданным оказалось появление на свет тайваньского истребителя "Цзин Го”, который выглядел весьма современно, явно не был копией какого либо из существующих истребителей и был создан в рекордно короткие сроки. Подробное описание появления на свет Тайваня, этого "Маленького Китая”. выходит за рамки данной статьи, поэтому дадим лишь краткую историческую справку. Остров Тайвань (Формоза) расположен на расстоянии около 320 км от материкового Китая и принадлежал ему до 1895 г., пока не был отторгнут Японией. Освобожденный китайцами в 1945 г., в 1949-ом он стал прибежищем для Чан-Кайши и его сторонников, проигравших в кровопролитной гражданской войне коммунистам Мао Цзедуна. ![]() Очень скоро противостояние между двумя Китаями свелось в основном к противоборству в воздухе, не считая Тайваньского кризиса 1958 г., когда китайская артиллерия начала обстрел островов занятых чанкайшистами. То стихая, то разгораясь воздушная война продолжалась вплоть до начала 70-х гг., когда политическая ситуация стала резко меняться. После провала политики Большого скачка, когда были практически разорваны все связи между Китаем и СССР, Мао Цзэдун стан предпринимать усилия по нормализации отношений с Америкой, которые увенчались в 1972 г. установлением дипломатических отношений. США тоже были заинтересованы в получении такого союзника (правда весьма сомнительного) рядом с СССР, и поэтому предприняли усилия для того чтобы "задобрить” КНР. Такая политика самым непосредственным образом повлияла на судьбу тайваньского истребителя. Дело в том, что, как указывалось выше, Тайвань считал себя единственным представителем всего Китая и долгие годы, пользуясь поддержкой американцев, занимал его место в ООН. КНР же считала Тайвань своей провинцией и никаких других вариантов не рассматривала, провозгласив политику "единого и неделимого Китая”. Поэтому американцам пришлось, хотя бы формально, перестать оказывать покровительство Тайваню - в 1974 г. с острова были выведены американские войска, а в 1979 г. были разорваны дипломатические отношения. Между прочим, весьма забавным выглядит тот факт, что сегодня практически ни кем не признанный Тайвань обладает одной из самых мощных и динамично развивающейся экономикой, среди стран Азиатского региона, и ведет торговлю практически со всем миром. В 1981 г., под давлением Китая, США объявили об эмбарго на поставки Тайваню высокотехнологического оружия, в том числе и современных истребителей. ![]() Центр был основан в 1969 г., на базе бюро авиационной промышленности BAI (Bureau of Aircraft Industry) организованного в 1946 г. и в том же году перебравшегося на Тайвань. Он финансируется государственным Chung Shan Institute of Science and Technology (C-SIST). К тому времени Центр уже имел опыт выпуска летательных аппаратов, построив в 1969-76 гг. по лицензии 118 вертолетов Bell UH-1H (Model 205) для армии, прототип и 55 серийных самолетов первоначального обучения PL-1B для ВВС между 1968 и 1974 гг., а с 1974 г. выпускал по лицензии истребители Northrop F-5E/F "Tiger”. Программа получила обозначение IDF (Indigenous Defensive Fighter - национальный оборонительный истребитель). Не стоит думать, что AIDC начал создание истребителя опираясь только на собственные силы. Наложив запрет на поставку вооружения, США никак не ограничивали сотрудничество своих фирм с Тайванем. Поэтому при разработке было решено широко опираться на их материалы, благо тайваньцы уже имели большой опыт сотрудничества, полученный в ходе лицензионного выпуска других самолетов. Формально разработка IDF началась в 1982 г., хотя первые прикидки были сделаны еще в 80-ом. Программа получила кодовое обозначение «An Hsiang» («Безопасный полет») и включала в себя программы создания планера «Ying Yang» («Парящий орел»), двигателя — «Yun Han» («Облачный человек»), бортового оборудования — «Tien Lei» («Небесный гром») и ракетного вооружения — «Tien Chien» («Небесный меч»). ![]() Разработка самолета финансировалась AIDC и Министерством обороны Тайваня по четырем отдельным программам - планер, силовая установка, авионика и вооружение. Всего было заказано 256 машин, включая и двухместные учебно-боевые истребители. В 1985 г. программа IDF была заморожена, так как сочли, что расходы на разработку значительно превышают первоначально запланированные один миллиард долларов США (по некоторым сведениям в 1989 г. они превысили пять миллиардов). Но AIDC предложил сэкономить деньги, отказавшись от постройки прототипа, а сразу выпустив предсерийный самолет, которому присвоили обозначение FSD (Full Scale Development). Именно в таком виде были построены первые четыре машины. Но они весьма значительно отличались от серийных IDF, поэтому их проще считать прототипами. 10 декабря 1988 г. новому истребителю присвоили имя "Цзин Го”(Ching Kuo), в честь бывшего президента Тайваня, сына Чан-Кайши. Первый (77-8001/10001, А-1) поднялся в воздух 28 мая 1989 г. Самолет был окрашен в красный, белый и синий цвета. Хотя первый полет был запланирован на апрель, его отложили, чтобы еще раз проверить электронную систему дистанционного управления. Радар на истребителе отсутствовал, а пониженная тяга силовой установки не позволяла развивать скорость соответствующую М—1,2 . Второй и третий (их уже оснастили радаром) поднялись в воздух 27 сентября 1989 г. и 10 января 1990 г. соответственно. Четвертый (77-8004/10004, В-1), который по совместительству был и первым двухместным "Цзин-Го”, взлетел 10 июля 1990 г. В отличие от своих собратьев он уже имел камуфляжную окраску. На всех прототипах была установлена телеметрическая аппаратура, которая позволяла в реальном масштабе времени передавать в ходе летных испытаний 300 показателей датчиков и еще 1000 записывать для последующей расшифровки. Каждый опытный самолет был предназначен для своего раздела программы летных испытаний. Первый - для исследования устойчивости и управляемости, включая и полет на больших углах атаки, или при предельном числе М и потолке; второй - для изучения воздействия перегрузок (свыше 9) на конструкцию, а третий - для испытаний на больших высотах, отстрела оружия и поведения в полете с различными вариантами подвески. На двухместной машине отрабатывалась методика тренировки летчиков, испытывался радар и проверялась совместимость авионики. Как это зачастую случается, испытания не обошлись без происшествий. 29 октября 1989 г. во время демонстрации президенту Тайваня из-за лопнувшей на взлете шины потерпел аварию первый прототип (по иронии судьбы это стало одной из первых появившихся в печати фотографий нового истребителя). ![]() Следом за FSD в строй вступило 10 предсерийных самолетов (из них четыре двухместных). Начатая сборкой в апреле 1990 г., первая из этих машин была поставлена ВВС 9 марта 1992 г., а последняя - 19 ноября 1993 г. Внешним отличием одноместного варианта от прототипа был фонарь кабины состоящий из трех частей вместо двух. AIDC отрабатывал на этих самолетах технологию производства и испытаний серийных истребителей и сумел добиться существенного сокращения времени производства. Достаточно сказать, что срок испытания проводки носовой части фюзеляжа сократился с 25 до 10 дней. В январе 1994 г. ВВС Тайваня получили первый серийный "Цзин Го” (83-8015/1605). Что же представляет собой этот самолет? Описание конструкции Как уже упоминалось, создание "Цзин Го” велось по четырем отдельным программам. Программа создания планера самолета получила название «Ying Yang»(Парящий орел) и проводилась AIDC при поддержке американской фирмы General Dynamics. Последняя передала тайваньцам спецификации и чертежи на истребитель F-16 (на общую сумму 50 млн. долл.). Кроме того, около 60 американских инженеров были посланы на Тайвань и включены в группу разработчиков IDF. Но AIDC не стала слепо копировать американский истребитель, а творчески переработала его под свои требования. Самолет получил высоко расположенное крыло умеренной стреловидности с увеличенными корневыми наплывами, улучшавшими летные характеристики на больших углах атаки. Механизация крыла состоит из предкрылков и флаперонов, занимающих по размаху почти всю заднюю кромку крыла. По размерам "Цзин Го” получился несколько меньше F-16, скорее ближе к F-5. Однокилевое вертикальное оперение и цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор аналогичны применяемым на американском "родственнике”, а вот фюзеляж претерпел серьезные изменения, связанные с установкой двух двигателей и боковых воздухозаборников овального сечения "а-ля F-18”. ![]() Двигатель для IDF разрабатывался AIDC совместно с фирмой Garrett. Номинально была создана корпорация IТЕС (международная корпорация турбореактивных двигателей), располагавшаяся на Тайване, инженерный штат которой состоял как из сотрудников AIDC так и Garrett. За основу Garrett взяла свой двигатель TFE731, который уже хорошо зарекомендовал себя на самолетах бизнесс-класса. Для установки на IDF конструкция двигателя была полностью переработана, его длина увеличилась почти в два раза (до 3560 мм) за счет установки форсажной камеры. Компрессор и турбина тоже были значительно модифицированы: вместо одноступенчатого вентилятора был поставлен трехступенчатый. Двигатель состоит из восьми модулей, каждый из которых может быть заменен независимо от других, причем после повторной сборки никакой балансировки не требуется. ТРДДФ, которому присвоили обозначение TFE1042-70 развивает номинальную тягу 2740 кг, а на форсаже - 4300 кг. Первое испытание нового двигателя состоялось в феврале 1989 г., в сентябре 1991 г. были проведены квалификационные испытания, а с октября началось серийное производство. Хотя ITEC производит часть деталей, основной ее задачей является окончательная сборка из американских комплектующих. Программа создания авионики для "Цзин Го” получила название «Tien Lei» (Небесный гром) и проводилась AIDC совместно с фирмой «Smiths Industries». ![]() Вооружение Поскольку в начале работ по программе IDF было не ясно, продолжат ли США поставки Тайваню ракет воздух-воздух, было принято решение о разработке собственной ракеты аналогичной американской AIM-9. Эта ракета получила обозначение ТС-1 «Tien Chien» (Небесный меч). Тайваньцы не стали изобретать велосипед (кроме того лицензионное производство AIM-9 уже было налажено на острове) и в результате ракета стала очень похожа на AIM-9L. Первые испытательные пуски были проведены в апреле 1986 г. с истребителя F-5E, производство началось в 1989 г., а принятие на вооружение - в 1991 г. ![]() "Цзин Го” может нести помимо ракет класса воздух-воздух (АIМ-9Ь и -9Р, ТС-1, ТС-2) 227 или 907-килограммовые бомбы, контейнеры НУРС, УР АСМ-65В "Мэйврик”, бомбы GBU-12А с лазерным наведением и подвесные топливные баки. По левому борту установлена 6-ствольная 20 мм пушка General Electric М61А2 "Vulcan”. Против морских целей самолет использует противокорабельные ракеты собственной разработки Hsiung Feng 2 (Трутень 2), которых он может нести три штуки. Производство и служба IDC на своем заводе в Тайчуне построил 135 одноместных F-CK-1A и двухместных F-CK-1B. Предсерийные самолеты прибыли на авиабазу Чинь Чуан Кань в ноябре 1993 года, поступив на вооружение 7-й тактической истребительной эскадрильи 3-й тактической истребительной группы (часть 427-го/3-го тактического истребительного авиакрыла). ![]() Серийными самолетами вооружили 8-ю и 28-ю эскадрильи, после чего на Ching-Kuo было переведено все 427-е/З-е авиакрыло. В апреле 1997 года авиакрыло объявили боеготовым. Второе авиакрыло (443-е/1-е) было сформировано в июле 2000 года на авиабазе Тайнань, в его состав вошли 1-я, 3-я и 9-я эскадрильи. В 2002—2004 годах была проведена реорганизация тайваньских ВВС, в ходе которой эскадрильи стали группами, а ранее называвшиеся группами подразделения расформировали. Кроме того в ноябре 2004 года расформировали 8-ю тактическую истребительную эскадрилью. IDF сегодня В настоящее время на вооружении тайваньских ВВС состоят 128 самолетов Ching-Kuo, сведенных в два авиакрыла, еще четыре машины находятся в распоряжении центра AIDC и используются для проведения различных экспериментов. Первое авиакрыло (1-я,3-я и 9-я группы) дислоцировано на авиабазе Тайнань, 3-е авиакрыло (7-я и 28-я группы) — на авиабазе Чинь Чуан Кань. Хотя самолет Ching-Kuo обладает способностью поражать наземные объекты, его основной задачей является перехват воздушных целей, именно поэтому оба авиакрыла дислоцированы в западной части острова Тайвань, ближе к материковому Китаю. ![]() В 1998 году самолеты Ching-Kuo прошли ремонт и модернизацию в заводских условиях. Публично было объявлено лишь о трех элементах модернизации. Внешним отличием доработанных самолетов стала установленная перед козырьком фонаря кабины антенна новой системы распознавания. Также на самолеты установили усовершенствованный приемник предупреждения об электромагнитном облучении Litton и инструментальную систему посадки Rockwell Collins. Модернизация В 2001 году правительство Тайваня приняло решение о проведении более глубокой модернизации самолетов Ching-Kuo, получившей известность как программа «Hsang Chieng». ![]() Планер доработали под возможность подвески четырех УР ТС-2, усилили шасси, установили более мощный двигатель. Увеличение массы самолета произошло, главным образом, из-за установки двух конформных топливных баков вместимостью по 272 кг керосина на фюзеляже справа и слева от гаргрота. Существенно расширен ассортимент вооружения «воздух-поверхность» самолетов F-CK-1C/D за счет включения в его состав противорадиолокационных ракет ТС-2А и кассетных боеприпасов Wan Chien. Центр AIDC построил два модернизированных прототипа, неофициально получивших обозначение IDF-2. Одноместный прототип F-CK-1C (серийный номер 10005) выполнил первый полет 4 октября 2006 года, первый полет с конформными топливными баками состоялся 20 декабря того же года. Двухместный прототип F-CK-1D (серийный номер 10006) был впервые публично представлен 27 марта 2007 года, на церемонии присутствовал президент Тайваня Чен Шубиан. После выкатки самолету в торжественной обстановке присвоили наименование Xiong Ying. До конца 2007 года оба прототипа завершили первый этап испытаний. ![]() Если модернизационная программа будет выполнена, то, вероятно, немодифицированные самолеты Ching-Kuo будут использовать для повышенной подготовки летчиков вместо Northrop F-5E/F, которые в 2010 году намечено снять с вооружения. AIDC рассматривает вариант доработки истребителей Ching-Kuo в самолет повышенной подготовки летчиков путем демонтажа РЛС и ряда других целевых систем. Ожидается, что тайваньские пилоты будут проходить обучение на таких самолетах перед командировкой во Францию или США для переучивания на Mirage 2000 или F-16.
журналы Мировая авиация №№16,66,67 журнал Авиация и Космонавтика 1997 №4 Всеволод Катков МАЛЕНЬКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ "МАЛЕНЬКОГО КИТАЯ” | ||||
Просмотров: 2206
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |