Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Великобритания » Флот Второй Мировой войны

Эскпорт Бэттлов

Австралийские «бэттлы»
Кроме Великобритании, единственным членом Британского Содружества наций, заказавшим новые эсминцы, стала Австралия. В первом квартале 1946 г., когда боевые действия Второй мировой войны уже завершились, её правительство одобрило план строительства на собственных верфях двух кораблей типа «Бэттл». В течение нескольких месяцев на Зеленый континент была доставлена конструкторская документация, и уже в августе — сентябре 1946 г. состоялась закладка эсминцев «Тобрук» (строился на верфи «Кокату Доке энд Инжиниринг» в Сиднее) и «Анзак» («Вильямстаун Нэйвел Докъярд» в Мельбурне). Первый из них вошёл в строй в мае 1950 г., второй — в марте 1951-го.
Австралийские «Бэттлы» в основном соответствовали британским «образца 1943 г.», но состав их вооружения несколько отличался от прототипа. В частности, австралийцы поставили башни главного калибра Mk.VI, которые в Англии монтировались на «Дэринги». При этом «Тобрук» получил импортные британские АУ ГК, а для «Анзака» их изготовили на отечественных предприятиях. В комплект МЗА входило три спаренные АУ STAAG — две на кормовой и одна на средней надстройке и пять одноствольных 40-мм артустановок — одна за второй башней ГК, две на крыльях мостика и две побортно у дымовой трубы. Помимо этого, корабли вооружили двумя пятитрубными торпедными аппаратами и бомбомётом «Сквид». Радиоэлектронное оборудование почти полностью соответствовало прототипу, но вместо американской СУО Мк37 (как на британских «бэттлах» «образца 1943 г.»), австралийцы получили английскую СУО Mk.VI HA/LA с РЛС типа 275. Имелись также три (по числу установок STAAG) радара управления огнём МЗА типа 262, РЛС дальнего обнаружения типа 293 и ГАС типов 170 и 174.
Организационно австралийские «бэттлы» вошли в состав 10-й флотилии ЭМ. Сразу же после вступления в строй «Анзак» и «Тобрук» были направлены в район Корейского полуострова, где занимались эскортированием десантных кораблей и транспортных судов, а также оказывали огневую поддержку сухопутным войскам. Первый из них обстрелял штаб одного из соединений армии Северной Кореи в районе Хайджу уже вечером 6 сентября 1951 г. Всего же до 26 числа того же месяца «Анзак» успел выпустить по различным береговым целям, расположенным между Вонсаном и Сонджином, 1 000 снарядов ГК. «Тобрук» включился в боевую работу в октябре 1951 г. Он вошёл в состав группы кораблей, обстреливавших объекты на корейском побережье от Сонджина до Чхонджина. 19 ноября 1951 г. эсминец участвовал в двухдневном комбинированном ударе по Хунгнаму, выпустив по берегу 321 снаряд. Почти через месяц (18.12.1951) «Тобруку» удалось войти в своеобразное «Общество охотников за поездами», когда южнее Сонджина его артиллеристы уничтожили один железнодорожный состав, а остальные заставили укрыться в туннелях. Всего за пять месяцев ЭМ расстрелял по береговым целям 2 316 снарядов.
 
В конце 1952-го — начале 1953 г. оба эсминца вновь отправились в корейские воды. Первым из них в зону боевых действий ушёл «Анзак». Его включили в соединение, которое должно было воспрепятствовать высадке северокорейского десанта на о-ва Сокто и Чодо. 16 ноября 1951 г., неосторожно приблизившийся к побережью, занятому противником, эсминец попал под огонь полевых батарей. К счастью для австралийцев, «Анзак» вышел из переделки без повреждений.
После этого эсминец часто привлекался для обстрела различных объектов на берегу, а в мае 1953 г. включился в охоту за поездами на ветках северной и восточной прибрежных железных дорог. Однако записать на свой счёт хотя бы один эшелон артиллеристам корабля не удалось. Вторая «командировка» «Тобрука» проходила намного скучнее, чем первая. Он привлекался к патрулированию, несению блокадной службы и сопровождению авианосцев. Единственным запоминающимся эпизодом стало потопление 14 июля 1953 г. большого моторного сампана, который, по данным разведки, северокорейцы использовали для постановки мин.
Оба корабля в сентябре — ноябре 1956 г. участвовали в операции против партизан у берегов Малайзии (штат Джохор). Затем ЭМ несли рутинную службу мирного времени, до тех пор, пока в сентябре 1960 г. артиллеристы «Анзака» не показали «класс», угодив снарядом в однотипный «Тобрук». Полученные повреждения оказались незначительными. Хотя корабль достаточно быстро отремонтировали, почти сразу после этого его отправили в резерв, а в 1972 г. сдали на слом.

В 1966 г. «Анзак» был переоборудован в учебный корабль для подготовки артиллеристов. На месте снятой второй башни главного калибра оборудовали помещения для кадетов. Дополнительные учебные места, оснащённые дальномерами, обустроили в новой кормовой надстройке. Из МЗА на корабле оставили лишь четыре одноствольных «бофорса». В новом качестве «Анзак» прослужил до 1975 г., когда был сдан на слом.

«Сэконд-хэнд»
Кроме Австралии, ещё две страны имели в составе своего флота «бэттлы» — Пакистан и Иран. В обоих случаях это были уже бывшие в эксплуатации корабли.
Соглашения о продаже двух эсминцев типа «Бэттл» — «Кадиса» и «Гэббарда» — удалось достичь 29 февраля 1956 г. Корабли прошли ремонт на британских верфях (при этом работы финансировались американцами по линии военной помощи). «Гэббард», получивший в пакистанском флоте название «Бадр», передали новым хозяевам 24 января 1957 г., а неделю спустя, 1 февраля, за ним последовал и «Кадис», ставший «Хайбером». В новых названиях ЭМ продолжилась британская традиция. Они получили имена в честь побед мусульман эпохи раннего ислама. Более того, поначалу корабли несли и британские бортовые номера D79 и D47, лишь в 1963 г. заменённые на D163 и D161 соответственно (при этом буква на борту не писалась).
Пакистанские корабли получили новые радары дальнего обнаружения фирмы «Декка». Из прежнего РЭО оставили РЛС типа 293 и СУО главного калибра Mk.VI HA/LA с радаром типа 275, а также ГАС. Вооружение состояло из двух башен главного калибра Mk.IV, двух спаренных Mk.V (установленных взамен STAAG на кормовой надстройке) и шести одноствольных 40-мм артустановок, плюс два четырёхтрубных торпедных аппарата и бомбомёт «Сквид».
В ночь с 7 на 8 сентября 1965 г. «Бадр» участвовал в набеге соединения пакистанских ВМС на индийский город Дварка — первой крупной военно-морской операции в истории индо-пакистанских конфликтов. Обстрел начался в 00.24 и продолжался всего четыре минуты. Корабль успел выпустить по городу 50 снарядов с дистанции от 5,5 до 6,3 мили. Предполагалось уничтожить ряд береговых объектов, прежде всего — береговую РЛС, а также выманить главные силы индийского флота из ВМБ Бомбей под удар находившейся на позиции ПЛ «Гази». Поставленных целей достигнуто не было, тем не менее с тех пор 8 сентября отмечается ВМС Пакистана как «День победы».
В дальнейшем оба пакистанских «Бэттла» мирно несли службу до 3 декабря 1971 г., когда вспыхнула третья индо-пакистанская война, отличавшаяся от прежних двух необычайным накалом боевых действий на море. Индийский флот, превосходящий пакистанский и количественно, и качественно, развернул активные наступательные действия. В ночь с 4 на 5 декабря для ослабления сил противника ВМС Индии осуществили нападение на главную ВМБ Карачи. В состав ударной группы вошли три ракетных катера советской постройки (проект 205) — «Ниргхат», «Нипат» и «Веер», а обеспечивающей — сторожевые корабли «Килтон» и «Катчалл» (также советской постройки, проект 159).
Приближающегося к базе неприятеля на удалении около 40 миль от побережья обнаружила пакистанская гражданская береговая РЛС. Для его идентификации выслали дозорный ЭМ «Хайбер». Обнаружив приближение крупного корабля, головной индийский РКА около 23.00 атаковал его, выпустив с небольшим интервалом две ПКР П-15. Не имевший средств обнаружения низколетящих целей эсминец оказался беспомощным. Хотя в последние мгновения первая ракета была обнаружена визуально, и по ней даже успели открыть хаотичный огонь корабельные зенитки, тем не менее положения это не спасло. Ракета поразила ЭМ в котельное отделение, предопределив его судьбу. Спустя несколько секунд вторая ракета довершила начатое. Эсминец затонул в течение нескольких минут, но с его борта успели отправить радиограмму, сообщавшую о поражении корабля... авиационной бомбой. Погибли 222 члена экипажа.
Справедливости ради отметим, что устаревший корабль не имел никаких шансов на спасение — на нём отсутствовала РЛС, способная обнаружить низколетящие скоростные цели, отсутствовали и средства постановки помех головкам самонаведения ПКР. Атака на главную ВМБ Карачи ещё в большей степени изменила баланс сил на море в пользу индийских ВМС. В дальнейшем в конфликте были задействованы лишь пакистанские ПЛ, надводные же силы флота не покидали базы. «Бадр» находился в составе ВМС Пакистана до 1985 г., когда его передали во вновь созданное Агентство морской безопасности (Maritime Safety Agency) для использования в качестве штабного корабля. В его составе корабль служил до начала 1990 г., когда его сменил другой образчик «антиквариата» — «Тарик» (бывший американский ЭМ типа «Гиринг»).

Иранский флот получил эскадренный миноносец «Слюйс». Корабль, с 1953 г. находившийся в резерве, был приобретён Ираном в 1965 г., получил название «Артемис» и, прежде чем войти в строй, прошёл модернизацию. На нём установили вторую мачту. В корме, по образцу британских эсминцев радиолокационного дозора, смонтировали ЗРК «Си Кэт» (боекомплект 16 ЗУР). Торпедные аппараты демонтировали, соорудив на их месте обширную надстройку, но бомбомёт «Сквид» остался. Мостик сделали полностью закрытым. Из артиллерийского вооружения сохранили башни главного калибра и четыре 40-мм одноствольных автомата, располагавшихся по бортам в районе дымовой трубы и грот-мачты. Существенно обновили радиоэлектронное оборудование, установив навигационную РЛС «Декка» и заменив СУО Mk.IV НА/LA новой — фирмы «Контраверс».
В 1975 — 1976 гг. эсминец прошёл очередной ремонт на одной из верфей ЮАР. С корабля сняли ЗРК «Си Кэт», а вместо него смонтировали американскую систему «Стандарт», причём в очень редкой, противокорабельной, а не зенитной, модификации.  Четыре вертикальные ПУ для ПКР разместили в кормовой надстройке, боекомплект составил восемь ракет. Артиллерийское вооружение в 1985 г. было дополнено двумя советскими 23-мм спарками ЗУ-23-2; одна из них заняла место между мостиком и второй башней главного калибра, другая — в кормовой части надстройки, там, где ранее находилась ПУ ЗРК «Си Кэт». При этом два из четырёх 40-мм автоматов сняли. Существенно обновили радиоэлектронное оборудование, состоявшее теперь из РЛС дальнего обнаружения «Плесси» АWS-1, двух радаров управления огнём ПКР Мк25, РЛС управления артогнём «Си Хантер» Мк4 фирмы «Контраверс», навигационной РЛС «Декка» 629, ГАС «Плесси» РMS26, а также станций РЭБ «Декка» RDL1 и «Ракал» FH5. В 1985 г. корабль получил новое название — «Дамаванд». До 1989 г. он изредка выходил в море, причём в последние годы службы максимальная скорость изношенного корабля не превышала 23 уз. В 1991 г. «Дамаванд» вывели в резерв, после чего сдали на слом.


Список источников:


Морская коллекция 2010 г. №5 «Битвы» Королевского флота(эсминцы типа Бэттл)
Категория: Флот Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (31.10.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 2143 | Теги: эсминцы Бэттл | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]