Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Франция » Авиация Послевоенного периода

Dassault Mirage 5
Разработчик: Dassault
Страна: Франция
Первый полет: 1967
Тип: Многоцелевой истребитель

Самолет "Мираж" III, разрабатывавшийся в рамках программы легких самолетов истребителей, после многочисленных усовершенствований превратился в самолет, существенно отличающийся от своего прототипа.

В результате обеспечения характеристик, позволяющих самолету проходить со сверхзвуковой скоростью зоны радиолокационного обнаружения и выполнять полеты на малых высотах при любых метеорологических условиях, взлетная масса последней модификации самолета (IIIE) возросла до 13500 кг.

В середине 1960-х годов доходы от продаж "Миражей" стали падать. Причиной этого была перенасыщенность рынка сложными и дорогими летательными аппаратами. К тому же в развивающихся странах предпочитали покупать более дешевые и простые советские истребители, выгодно отличавшиеся надежностью и нетребовательностью к квалификации обслуживающего персонала.

Ориентируясь на создание легких самолетов истребителей, фирма "Дассо" преследовала цель снижения стоимости самолета и затрат на его обслуживание и эксплуатацию. При этом предполагалось, что самолеты такого класса смогут найти покупателей и в развивающихся странах. Однако сложность оборудования и рост стоимости существенно ограничили эти надежды.

Фирма Дассо поставила перед собой цель снизить стоимость самолета и затраты на его обслуживание. Как нельзя кстати в сентябре 1966 года на фирму обратились представители ВВС Израиля с предложением разработать упрощенный вариант истребителя "Мираж" IIIE специально для Ближнего Востока.

Созданный в соответствии с требованиями заказчика, "Мираж" 5J не имел РЛС и все оборудование из закабинного отсека удалось разместить в удлиненной и изрядно "похудевшей" носовой части. В освободившемся закабинном отсеке смонтировали дополнительный топливный бак на 500 л. ЖРД на этой модификации не устанавливался. Все эти доработки позволили увеличить радиус действия до 1300 км и существенно снизить стоимость самолета.

На семи пилонах под крылом и фюзеляжем можно было подвесить боевую нагрузку общей массой до 4000 кг или сбрасываемые топливные баки суммарной емкостью до 4700 л. В варианте перехватчика самолет мог нести две УР "Сайдуиндер" или "Шафрир", а также сбрасываемые топливные баки.

Первый опытный образец самолета поднялся в воздух 19 мая 1967 года в Милан Виларош. Испытания показали, что "Мираж" 5J может вполне успешно эксплуатироваться с элементарно подготовленных взлетно-посадочных полос.

Уже через год заказанные ВВС Израиля 48 самолетов "Мираж" 5J и два двухместных "Миража" 5JB были готовы к поставкам. Однако 3 июля 1967 года президент Франции генерал де Голль наложил эмбарго на продажу оружия Израилю. Но, поскольку заказ был оплачен, правительство Израиля оставило за собой право требовать самолеты в обеспечение платежа. В этой ситуации фирма "Дассо" выпустила на рынок упрощенную модификацию самолета "Мираж" ШЕ, который первоначально был обозначен IIIM-5, а затем "Мираж" 5.

Облет серийных машин происходил на Корсике. Однажды израильские пилоты попросили разрешения установить подвесные топливные баки, что вызвало подозрение у французов, и они запретили "Миражам" подниматься в воздух. В ожидании окончательного решения проблемы самолеты "Мираж" 5 в начале 1970 года были подготовлены для длительного хранения, а затем переданы ВВС Франции.

Цена самолета этой модификации должна была составлять около 1 млн. долл. США (по курсу 1966 года), однако после запуска самолета в производство оказалось, что его стоимость ненамного меньше стоимости "Миража" III. Тем не менее исключение значительной части электронного оборудования снизило эксплуатационные затраты и упростило квалификационные требования, предъявляемые к техническому и летному персоналу. Это расширило круг покупателей среди государств с небольшим военным бюджетом. Цена самолета по курсу 1984 года составляла 10 млн. долл. США.

Поставка первых серийных самолетов началась в 1968 году. До 1 января 1977 года, в общей сложности было построено 447 самолетов.

"Мираж" 5 выпускался в модификациях одноместного истребителя-бомбардировщика, разведчика и двухместного учебно-боевого самолета. Самолет "Мираж" 5 конструктивно идентичен самолету "Мираж" III и оснащен тем же ТРД СНЕКМА "Атар" 9С.

Летно-технические характеристики самолета аналогичны характеристикам самолета "Мираж" IIIE, за исключением длины самолета (15.55 м) и массы пустого самолета (6600 кг).

На самолете установлены доплеровская навигационная система с РЛС РДН-72 (RDN), радионавигационное оборудование ТАКАН, РЛС управления огнем "Аида" 2, лазерный дальномер, ИЛС.

Отсутствие сложного радиоэлектронного оборудования позволило увеличить запас топлива в баках-отсеках в фюзеляже.

Вооружение самолета "Мираж" 5 включает две встроенные пушки Дефа-552A калибром 30 мм, бомбы калибром 450 кг (две), одну УР воздух - поверхность AS.30, две УР воздух-воздух Матра R.550 "Мажик" (вместо УР "Сайдуиндер"), контейнер с НУР (18х68 мм) и т. д. Число узлов подвески увеличено с пяти до семи. Максимальная масса внешней нагрузки 4000 кг.

Удельная трудоемкость техобслуживания самолета составляет 15 чел.-ч на 1 ч полета, в то время как у F-104 35 чел.-ч и у F-4 50 чел.-ч.

Самолет находился на вооружении авиации 10 государств, и эти три основные модификации выступают у них под различными обозначениями (как правило, начинающимися с первой

буквы названия страны), хотя и незначительно отличаются друг от друга. Выпущены и эксплуатируются самолеты следующих вариантов:

  • "Мираж" 5-AD, 5-RAD и 5-DAD для Абу-Даби - соответственно истребитель-бомбардировщик, разведчик и двухместный учебно-боевой самолеты;
  • "Мираж"5-ВА (облет первого состоялся 6.03.1970года), 5BR и 5ВО - для Бельгии (соответственно 27, 63 и 16 самолетов были выпущены бельгийскими предприятиями SABCA);
  • "Мираж" 5-СОА, 5-COR и 5-COD - для Колумбии;
  • "Мираж" 3-D, 5-DE, 5-DR и 5-DD - для Ливии;
  • "Мираж" 5Е-для Франции (до этого "Мираж" 5-J предназначался для Израиля, но в связи с эмбарго на поставки оружия Израилю 50 самолетов этой модификации было поставлено французской авиации);
  • "Мираж" 5-G и 5-DG - для Габона;
  • "Мираж" 5-М и S-DM - для Заира;
  • "Мираж" 5-Р (22 самолета) и 5-DF (2 самолета) для Перу;
  • "Мираж" 5-РА (28 самолетов) - для Пакистана;
  • "Мираж" 5-SDE и S-SDD - для Саудовской Аравии;
  • "Мираж" 5-V и S-DV - для Венесуэлы. ВВС Перу проводило программу модернизации самолетов "Мираж" 5Р, состоящих на вооружении этой страны с 1969 года, при содействии специалистов фирмы Дассо-Бреге. Модификация первой партии из четырех самолетов завершилась в ноябре 1983 года. 10 самолетов ВВС было продано Аргентине во время англо-аргентинского конфликта.

Программа модификации самолета включает установку новой навигационно-бомбардировочной системы, в которую входят инерциальная навигационная платформа, ИЛС, лазерный дальномер и более совершенное радиосвязное оборудование. Основным является автоматизации выполнения атаки с повышением точности стрельбы и уменьшением уязвимости самолетов во время атаки.

Все самолеты ВВС Бельгии, кроме первого были изготовлены по лицензии фирмами Фейри и САБКА, в которой фирма Дассо имела 50 процентов капитала (SABCA - Siets " Anonyme Beige de Constructions Aeronautiques), в Госселе. Здесь также произвели ударные "Миражи" 5ВА и "спарки" "Мираж" 5BD. Отделение компании САБКА в Кобельде производило оснащение самолетов БРЭО. Также для этих самолетов была освоена сборка двигателей Атар фирмами Фейри и SABCA в Бельгии, фирма SABCA, в которой фирма 6 Дассо имела 50 процентов капитала, должна была осуществлять окончательную сборку самолетов.

В отличие от стандартного варианта "Мираж" 5 самолете индексом 5В оснащался усовершенствованной навигационной системой.

Для выполнения разведки "Мираж" 5BR был оборудован пятью английскими камерами "Винтен" с углом обзора 360 гр., при этом вторая камера могла быть замена ранорамной камерой "Винтен". Системы постановки помех Лорал "Раппорт" ("Rapport II") была установлены в 1978 году.

ВВС Бельгии наметило также программу модификации самолетов "Мираж" 5, рассчитанную на период с 1987 по 1997 года. Стоимость программы оценивалась в - 20 млрд. бельгийских франков. Программа модификации предусматривала установку нового американского радиоэлектронного оборудования, ИЛС, навигационного вычислителя.

Конструкция самолета.

"Мираж" 5 внешне отличается от своего прототипа "Мираж" ШЕ только размерами - длиннее на 0.52.

Зато "внутренне" новый самолет имеет три важных отличия. Первое из них заключается в использовании упрощенного электронного оборудования и прежде всего в отсутствии радиолокатора "Сирано".

Ликвидация радиолокатора и удлинение фюзеляжа позволили разместить все электронное оборудование перед кабиной и освободить отсек, находящийся за кабиной. Там были установлены дополнительные топливные баки емкостью 500 л (аналогичный бак расположен в отсеке ракетного двигателя), благодаря чему емкость топливной системы возросла на 30%.

Второй характерной чертой самолета "Мираж" 5 является увеличенная боевая нагрузка (до 4000 кг), причем в полетах на большие расстояния самолет может нести в баках на подвесках дополнительно еще 1000 л топлива. Альтернативный вариант нагрузки - 4700 л топлива в подвесных баках и две ракеты "Сайдуиндер".

Третьим важным отличием является отказ от ракетного ускорителя SEPR. Отсутствие ускорителя привело к некоторому снижению максимальной скорости, тем не менее "Мираж" 5 без внешних подвесок развивает скорость свыше 2000 км/ч.

Благодаря уменьшению массы конструкции тактический радиус действия самолета (с нагрузкой 900 кг бомб) возрос до 1300 км при ломаном профиле полета (высоко-низковысоко), а максимальная дальность полета - до 4000 км. Упрощение электронного оборудования позволило значительно снизить трудоемкость обслуживания и подготовки самолета к полету (8.5 чел.-ч на 1 ч полета). Самолет может эксплуатироваться с наскоро приготовленных аэродромов со слабым покрытием.

Двигательная установка. На всех серийно выпускаемых самолетах "Мираж" 5 используются турбореактивные двигатели "Атар" 9С фирмы СНЕКМА тягой 41.63 кН (4245 кГ) без форсирования и 62.76 кН (6400 кГ) с форсированием.

Вооружение. Стационарное вооружение самолета состоит из двух пушек Дефа (калибр 30 мм) с запасом снарядов по 125 патронов на каждое орудие.

На семи замках наружных подвесок (4 подкрыльных и 3 подфюзеляжных) самолет может транспортировать различное вооружение, в том числе бомбы по 400 и 250 кг, ракеты AS.30 и "Сайдуиндер" и контейнеры с НУРС калибра 68 мм.




 Модификации :
 Mirage  первый серийный истребитель.
 Mirage 5ВА

 одноместный истребитель-бомбардировщик для бельгийских ВВС. Имеет более совершенное радиоэлектронное оборудование. Изготавливался по лицензии в Бельгии (1970 г.).

 Mirage 5BD

 двухместный учебно-боевой самолет, вариант модификации 5 ВА.

 Mirage 5BR

 самолет-разведчик для бельгийских ВВС, оборудован 5 аэрофотокамерами Vinten 300, возможна подвеска контейнеров с ИК аппаратурой.

 Mirage 5COA

 версия Mirage 5 для ВВС Колумбии.

 Mirage 5D

 версия Mirage 5 для ВВС Ливии.

 Mirage 5F

 модернизированная версия Mirage 5А с улучшенным и уменьшенным электронным оборудованием.

 Mirage 5G

 версия Mirage 5 для ВВС Габона.

 Mirage 5M/MA Elkan

 модернизированная версия Mirage 5BA для ВВС Чили.

 Mirage 5P

 версия Mirage 5 для ВВС Перу.

 Mirage 5PA

 версия Mirage 5 для ВВС Пакистана.

 Mirage 5SDE

 версия Mirage 5 для ВВС Египта.

 Mirage 5V

 версия Mirage 5 для ВВС Венесуэлы.

 Mirage 5 Milan

 экспериментальный самолет с выдвигающимся из носовой части фюзеляжа передним горизонтальным оперением, за счет которого было достигнуто существенное улучшение летных характеристик самолета.

 Mirage 50

 дальнейшее развитие самолетов Mirage III и 5. Самолет имеет более мощный турбореактивный двигатель "Атар" - 9К 50 с тягой на форсаже 7300 кгс. Mirage 50 является многоцелевым истребителем, предназначенным для завоевания превосходства в воздухе, решения задач ПВО и нанесения ударов по наземным объектам. На него могут подвешиваться все типы оружия истребителей Mirage III и 5. Основными компонентами радиоэлектронного оборудования являются РЛС "Агава" или "Сирано" и инерциальная прицельно-навигационная система.




 ЛТХ:
Модификация   Mirage 5A
Размах крыла, м   8.22
Длина самолета, м   15.55
Высота самолета, м   4.50
Площадь крыла, м2   34.85
Масса, кг  
  пустого   6600
  нормальная взлетная   9900
  максимальная взлетная   13700
Топливо, л  
  во внутренних баках   2860
  ПТБ   2 х 1700(1300, 1100, 625)
Двигатель   1 ТРДФ SNECMA Atar 9C-3
Максимальная тяга, кН  
  нефорсированная   1 х 41.97
  форсированная   1 х 60.80
Максимальная скорость, км/ч   2350
Крейсерская скорость, км/ч   956
Боевой радиус действия, км   1300
Скороподъемность, м/мин   11160
Практический потолок, м  
  нормальный   17000
  с ракетным ускорителем   22000
Экипаж, чел   1
Вооружение:   две 30-мм пушки DEFA 552A c 125 патронами на пушку.
  Боевая нагрузка - 4500 кг на 9 подвесках.
 5 подфюзеляжных -
 1 ядерная бомба AN-52 (15 килотонн) или
 1 УР класса воздух-поверхность АS.30 или
 2 УР класса воздух-воздух Matra R530(550) Magic или
 4х 250(125) кг бомбы или
 9 бомб типа Durandal или
 1 Matra BLG400 бомба с лазерным наведением или
 контейнер ECM с разведывательным оборудованием
 На 4 подвесках под крыльями:
 4х 250(125) кг бомбы или
 2х 400 кг бомбы или
 3 бомбы типа Durandal или
 1 ПУ 6х100-мм или 18х68-мм НУР или
 1 контейнер СЕМ1 или
 1 контейнер Dassault CC420 c 30-мм пушкой DEFA
 На концевых подвесках -
 по одной УР Matra R550 Magic или
 1 ПУ 6х68-мм НУР.
 Также возможна подвеска вместо ПТБ системы JL-100, являющейся комбинацией ПТБ и ПУ ракет.


Список источников:


Константин Журба. Мираж, ставший явью
Авиаколлекция ТМ. Александр Чечин, Николай Околелов. "Миражи" над Францией
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Dassault 'Mirage' V
FAQs.org. Greg Goebel. Air Vectors. The Dassault Mirage III/5/50 Series
Lock On 11. Willy Peeters. Dassault Mirage V
Категория: Авиация Послевоенного периода | Добавил: Sherhhan (09.09.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
Просмотров: 745 | Теги: Mirage 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]