Меню сайта
Классы техники
облако тегов
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436
Web Money R393469303289
Поиск статей
Друзья сайта
время жизни сайта
Главная » Статьи » Франция » Бронетехника Межвоенный период |
FCM 2C
Первые французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» имели один весьма существенный недостаток: они были неспособны преодолевать линии немецких траншей. Поэтому по инициативе «отца французских танков» генерала Этьена 20 октября 1916 года началось проектирование «тяжелого танка для прорыва укрепленных районов противника в предстоящих наступательных боях». Эту работу поручили фирме FCM («Объединение металлургических заводов и судостроительных предприятий Средиземноморья»). FCM 2C танк в своём роде уникальный. Его история началась в конце 1916 г., когда Генеральный Штаб французской армии потребовал создать тяжелый танк прорыва, который должен был заменить неудачные танки поддержки St.Chamond M1916 и Schneider CA.1, которые уже на момент своего появления не вызывали особого восторга у военных. Их ходовые характеристики и боевые качества в целом оказались довольно скромными, что заставило французов искать помощи у Великобритании. После долгих переговоров британцы согласились обменять 77 тяжелых танков Mk.V* на такое же количество легких Renault FT-17, однако эта сделка была реализована лишь в 1918 г., а тогда требовалось найти более быстрое решение, причем своими силами. Учитывая опыт использования "ромбовидных” тяжелых танков Mk.I и Mk.II французский Генштаб в декабре 1916 г. сформулировал требования для танка аналогичной весовой категории и назначения. ![]() Основное вооружение, состоявшее из 75-мм пушки АРХ 1897, размещалось в башне с сектором обстрела 320 град. Дополнительное вооружение включало в себя четыре 8-мм пулемета Hotchkiss, один из которых устанавливался в башне на корме, два – по бортам (под главной башней) и ещё один – в передней части корпуса. Немало проблем возникло при проектировании ходовой части. Согласно техническому заданию танк должен был преодолевать траншеи и рвы шириной 4 метра и вместе с тем не "вылезать” за габариты железнодорожных платформ. В результате при длине танка чуть больше 10 метров соотношение ширины к высоте получилось 1:2. ![]() Компоновку французского танка также было трудно назвать удачной: отделение управление размещалось в носовой части корпуса, за ним – боевое отделение (башня была рассчитана на 4-х человек), моторно-трансмиссионный отсек и кормовое боевое отделение. Двигатель располагался почти ровно в центре корпуса, но из-за его размера и дополнительного оборудования систему выхлопа и радиостанцию пришлось вынести наверх, защитив их бронированным кожухом. Собственно этот кожух и "съел” те самые 40 град. от кругового обстрела основного орудия. Трансмиссия машины была сложной. Два двигателя приводили в действие отдельные генераторы постоянного тока. Каждый из них подавал энергию на электромотор, приводивший в движение соответствующую гусеницу танка. При выходе из строя одного двигателя питание электромоторов переключалось на один генератор, и тогда танк весом 70 тонн мог двигаться только со скоростью пешехода. Ходовую часть сделали по аналогии с британской: она получилась многоколесной с гусеницами полностью обхватывающими корпус. Можно сказать, что на этот раз задача "догнать и перегнать” Великобританию в деле строительства тяжелых танков была полностью выполнена, что дало все основания выдать заказ на 700 танков (затем сокращенный до 300), которые предстояло выпустить к новому наступлению, намеченному на весну 1919 г. ![]() Танк 2С стал первой в мире боевой машиной, оснащенной электрической трансмиссией. ![]() Для перевозки 69-тонных танков по железной дороге сконструировали и изготовили специальные платформы. С завершением боевых действий финансирование и изготовление танков было сокращено, поэтому в войска 2С стали поступать только с 1921 года. ![]() Межвоенный период оказался для танков 2С излишне спокойным. Поскольку в 1920-е гг. они являлись единственными танками прорыва 2С до 1938 г. ![]() В середине 1920-х гг. французские инженеры предприняли несколько попыток усилить боевую эффективность танка. ![]() В марте 1936 года 51-й батальон тяжелых танков снова стал 3-м батальоном 511 -го танкового полка, вместе с которым его перевели в Верден. Примерно в это же время количество активно эксплуатировавшихся машин сократили до трех. Остальные находились на консервации в танковом парке в Вердене на случай мобилизации. В конце августа 1939 года 3-й батальон 511-го танкового полка опять переформировали в 51-й батальон тяжелых танков под командованием майора Фурне. В батальоне имелось 17 офицеров и 278 унтер-офицеров и рядовых. Он включал в себя штаб, взвод управления, взвод обеспечения и две роты (каждая по три взвода, во взводе один танк): 1-я рота — танки № 90, 92 и 99, 2-я рота — танки № 91, 95, 98. Через несколько недель в состав батальона вошли еще две машины: № 97 как танк командования и № 93 как машина резерва. Таким образом, количество 2С, находившихся в эксплуатации, достигло восьми. Две единицы — № 94 и № 96 — числились в ремонте. ![]() 4 ноября 1939 года 51-й батальон покинул район Вердена и передислоцировался в Брийе, где приступил к активной боевой подготовке. Все время проходило в тренировках по вождению, стрельбе из пушек и пулеметов и демонстрации боевых качеств машин солдатам соседних частей. В конце 1939 — начале 1940 года часть танков батальона получила дополнительную броневую защиту. Например, на 2С № 97 «Нормандия» (танк командира 51-го танкового батальона) толщину лобовой брони довели до 90 мм, бортов — до 50-65 мм. В результате масса машины составила 75 т. В начале мая 1940 года район Брийе подвергся бомбовому удару немецкой авиации. Танки рассредоточили в близлежащих лесах в готовности к отправке на фронт. 12 июня пришел приказ о переброске батальона в Ландр. Погрузка на платформы должна была закончиться ночью, но из-за отсутствия локомотивов завершилась только днем 13 июня. Удалось погрузить шесть танков: № 90, 91, 93, 97, 98 и 99. Две машины — № 92 и № 95 — вышли из строя из-за поломок, и их оставили в Брийе. В полдень двумя эшелонами танки 2С отправились в Гондрекур-ле-Шато. 14 июня оба поезда прибыли в Бадонвилль. Здесь они подверглись атаке немецких самолетов, но все обошлось без серьезных последствий. Из-за быстрого продвижения немецких войск батальон получил задачу выдвигаться в направлении Мерикурта. Помимо воздушных атак, движение сильно замедлялось расчисткой и восстановлением железнодорожного полотна. 15 июня эшелоны прибыли в Нефшато. ![]() Через несколько дней остатки 51-го батальона прибыли в Карло, где и были расформированы. Но на этом печальном эпизоде история танков 2С не закончилась. На одной машине — № 99 «Шампань» пожар сам собою потух. Вместе с другими 2С, сгоревшими и взорванными, № 99 был захвачен 10-м танковым полком Вермахта и отправлен в Германию. На полигоне Куммерсдорф (в районе Цоссена) его отремонтировали, а осенью 1940 года испытали. Следует отметить, что особый интерес у немцев вызвала конструкция электротрансмиссии танка. Известный немецкий конструктор Фердинанд Порше, присутствовавший при этом, использовал впоследствии данные этих испытаний при проектировании электротрансмиссии своих машин — танка «Тигр» и САУ «Фердинанд». Дальнейшая судьба танка «Шампань» неизвестна, но французские источники утверждают, что «есть его фотография на железнодорожной платформе где-то в Восточной Германии, сделанная в 1948 году». ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
www.aviarmor.net www.milday.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4524
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |