Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Франция » Бронетехника Первой Мировой войны

FCM 1C
FCM 1A / FCM 1C
Тяжелый танк


 Мало кому известно, что французская программа строительства танков началась раньше английской и, если бы не досадные ошибки разработчиков, бронированные машины Франции могли выйти на поля сражений ещё в 1915 г. Как уже многократно упоминалось. Французские конструкторы решили пойти по пути наименьшего сопротивления, что привело к созданию танков Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненных на базе тракторного шасси с размещением пушки в лобовом листе. При несколько лучшем бронировании и защищенности ходовой части эти танки, по боевой эффективности, не шли ни в какое сравнение с английскими машинами аналогичного класса, что и предопределило их дальнейшую судьбу. В течение 1918-1919 гг. их полностью заменили легкие танки Renault FT-17 и тяжелые Mk.V*. Гораздо лучше на этом фоне смотрелся проект, представленный "Средиземноморским Обществом Железоделательных заводов и верфей” (F.C.M.).

 Задание на разработку тяжелого танка поступило от руководителя DSA (Directeur des Service Automobiles – Управление Автомобильной Службы) М.М.Савитье ещё в июле 1916 года. Сразу после получения данных о боевом применении танков Mk.I специалисты фирмы F.C.M. разработали проект танка массой 38 тонн, вооруженного 105-мм пушкой и оснащенного 30-мм броней. Двигатель мощностью 200 л.с. должна была предоставить фирма Renault. Весьма скоро - 30 декабря 1916 года, проект под названием Char Lourd А предоставили на рассмотрение Консультативному комитету штурмовой артиллерии. В целом, старания инженеров от F.C.M. оценили положительно, однако на очередном заседании, проведенном 17 января 1917 г., выводы были не столь оптимистичными. Предварительная оценка проекта показывала, что при 30-мм бронировании и полном комплекте вооружения с боезапасом и топливом, масса танка составит около 40 тонн. При существовавших тогда технологиях создать надежную и удобную в эксплуатации трансмиссию механического типа не представлялось возможным, поэтому было рекомендовано разработать трансмиссию электрического типа, как на танке Saint-Chamond M16. Данный процесс был развит генералом Этьеном, который предложил сразу два альтернативных варианта танка с 75-мм пушкой и разными типами трансмиссий – механической и электрической.

 К этому времени комитет, наконец, определился с требованиями к бронированию – защита танка должна была выдерживать попадание 77-мм немецких полевых орудий, таким образом, снова подводя его к начальной отметке в 30 мм. Опыт боевого применения французских танков показывал, что без размещения основного вооружения во вращающейся башне никак не обойтись, поскольку тот же Saint-Chamond мог наводить своё орудие в сильно ограниченных секторах и впоследствии использовался в качестве САУ. С этой позиции проект фирмы F.C.M. выглядел достаточно перспективно, тем более что летом 1917 г. был спроектирован новый танк Char Lourd 1А.
 Ходовая часть тяжелого танка не отличалась особой оригинальностью. Согласно требованиям на штурмовой танк её пришлось сделать достаточно высокой, почти в человеческий рост. Подвеска опорных катков малого диаметра была блокированной, но жесткость хода отчасти компенсировалось их количеством. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие гребневого зацепления – сзади. Все открытые элементы ходовой части были закрыты бронещитом.
 Компоновка танка 1А была классической. В передней части корпуса размещалось отделение управления, где находились места механика-водителя и его помощника. Далее располагался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору. Тут размещалось сразу пять танкистов: командир, наводчик, заряжающий, пулеметчик и моторист. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более 50% его длины.
 Бронирование было выполнено дифференцированным. Лобовая часть корпуса и башня изготовлялась из 35-мм брони, борта и корма корпуса - из 20-мм брони, крыша и днище - из 15 мм.
 Приборов наблюдения было немного. В корпусе было сделано четыре смотровые щели защищенные бронестеклами (две впереди и две по бортам). Командир мог вести наблюдение за местностью с помощью командирской башенки (устанавливалась на крыше главной башни) или телескопического орудийного прицела.
 Состав вооружения оказался весьма сильным. В башне танка конической формы, которая устанавливалась на крыше боевого отделения, разместили 105-мм орудие и 8-мм пулемет Hotchkiss. По проекту и на макете ещё один пулемет находился в шаровой установке в лобовой части корпуса с небольшим смещением к левому борту, но на прототипе он не появился. В укладке перевозилось ещё четыре 8-мм пулемета.

 Перед началом изготовления прототипа был построен деревянный макет в натуральную величину. Макетная комиссия осталась довольна - внешний вид танка 1А был весьма внушительным и при этом он обладал башней с круговым вращением и более сильным бронированием, чем любой из британских "ромбов".
 На ходовые испытания, которые проводились близ города Сейне (Seyne), опытный образец 1А вышел 10 декабря 1917 года. Официальный испытательный цикл начался 21-22 декабря с пробега по дороге между городами Сейне и Саблетте (Sablettes), после чего танк отправился на песчаный пляж. Благодаря высокой ходовой части 1А легко преодолевал все основные препятствия, такие как: траншея шириной 2 метра, вертикальная стенка высотой 0,9 метра, яма диаметром 3,5 метра, проволочные заграждения, эскарп, небольшие воронки от снарядов и горки расположенные на расстоянии 3,5 метра друг от друга. На полном ходу танк мог свалить дерево диаметром 35 см. Единственное слабое место в отношении подвижности 1А стала трудность его управления на поворотах. Другими словами, танк хорошо двигался только по прямой. При попытке "заложить вираж” танк, из-за большой длины ходовой части, конструкции гусеничных траков и недоработанной механической трансмиссии, едва двигался даже на твердой поверхности.
 Огневые испытания также прошли вполне успешно. Стрельба из 105-мм орудия подтвердила её высокую эффективность, однако на серийных танках решили устанавливать всё же 75-мм пушку. Выбор в пользу менее мощного орудия был обусловлен сразу несколькими факторами: меньшая отдача при выстреле, меньшие габариты и больший боекомплект. Если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их можно было загрузить уже 200 штук. Для каждого из пяти пулеметов полагалось 2500-3000 патронов.

 Несмотря на положительные результаты работы по проекту 1А были прекращены в пользу более перспективного Char Lourd 1B, более тяжелого и лучше вооруженного. А ведь общая стоимость работ по проектированию и изготовлению опытного образца 1А составила 600.000 франков, что для разоренной войной Франции было немаленькой суммой. Прототип танка 1В так и не был построен, так как 11 ноября 1918 года война закончилась. В то же время, вариант с электрической трансмиссией Char Lourd 1C, представленной в 1917 году фирмой Establishment Experementale Francais, получил поддержку. Этот проект выглядел более монструозно – длина около 10 м, экипаж 10 человек, бронирование 45 мм. Поскольку боевая масса танка превысила 50 тонн, в качестве силовой установки планировалось использовать два 250-сильных мотора.
 Но и здесь комитет особо не торопился с решением о начале постройки хотя бы одного прототипа. Дело все в том, что в 1917 г. англичане предложили 77 своих танков Mk.IV взамен на французские FT-17, что позволило временно покрыть недостаток в тяжелых танках непосредственной поддержки пехоты. Чуть позже, в декабре того же года правительство дало разрешение на строительство танков Mk.VIII, англо-американской разработки прототип которого даже не был построен. Все эти факторы, плюс сомнения в выборе вооружения и толщине брони могли привести к срыву собственной программы строительства танков прорыва.
 И все же Этьену удалось убедить комитет в правильности его мнения. 9 февраля 1917 г., выступая со специальным докладом, он убедительно доказал, что атаку пехоты должны возглавлять именно тяжелые машины с мощным вооружением и бронированием (то есть тем, чем не могли похвастаться английские танки). Аргумент оказался весомым и 21 февраля танки были включены в производственную программу. Официальное решение о постройке французских тяжелых танков было принято 13 июня.

 Многочисленные проволочки привели к тому, что строительство первого опытного танка 1С завершилось лишь летом 1918 года, когда актуальность в наличии тяжелой штурмовой машины сильно снизилась. Немецкая армия начала полномасштабное отступление и вскоре Германия сама попала в водоворот революционных событий, приведших к её капитуляции. Тем не менее, в течение нескольких месяцев проводились усиленные испытания 1С. По большому счету, этот танк представлял собой утяжеленную версию модели 1А, у которой до 45 мм была усилена броня лобовой части корпуса и башни (незначительно модифицированной), а 75-мм пушка стала стандартной. Состав и расположение легкого стрелкового вооружения сохранили, но уже тогда был поднят вопрос и более рациональном его распределении, ведь кормовая часть танка оставалась незащищенной от атак пехоты. Так, было решено, что в кормовой части танка должна быть установлена малая башня с одним 8-мм пулеметом. На единственном прототипе 1С эту идею не реализовали, поскольку это привело бы к значительному изменению конструкции корпуса. Кстати, на прототипе использовали трофейные немецкие двигатели Mercedes, применявшиеся ранее на дирижаблях, причем их количество увеличилось на одну единицы. В сумме, электрическая трансмиссия и силовая установка суммарной мощностью 500 л.с. должны были улучшить ходовые качества танка, но фактически этого не произошло. По тактико-техническим параметрам модели 1А и 1С были почти равноценны, если не учитывать возросшую до 8-10 км\ч максимальную скорость позднего варианта танка.

 Танки 1А и 1С не стал серийным, однако опыт по их проектированию и постройке не пропали даром. В начале 1918 года была разработана новая версия танка прорыва, названная Char Lourd 2С. Это был проект, в котором попытались исправить некоторые конструктивные недостатки предыдущих моделей, что привело к возрастанию боевой массы до 70 тонн, в то время как состав экипажа увеличился до 12 человек. Вооружение теперь размещалось в двух башнях и по бортам корпуса. С целью увеличения преодоления препятствий, гусеницы танка обхватывали корпус, что привело к увеличению высоты до 4,15 м.
 для своего времени это был очень передовой проект, повлиявший на конструкторскую мысль - достаточно вспомнить проекты советских танков ГУВП или японские тяжелые танки №1 и 2591 (Тип 91). Последние два строились под явным французским влиянием. С другой стороны, участь штурмовых танков фирмы F.C.M оказалась не столь уж радостной. Вначале в несколько раз был сокращен заказ, который в финальном варианте ограничился 10 машинами. Постройка тяжелых танков затянулась до 1922 года, а поддерживать в боеспособном состоянии все 10 танков удавалось не каждый год. Служба танков 2С выдалась довольно мирной. На протяжении 1922-1936 гг. они периодически привлекались к маневрам и различным смотрам, пока их не отправили в резерв. К началу 2-й Мировой войны сохранились все танки 2С, однако два из них пришлось разобрать в виду полного износа конструкции. В мае 1940 года, когда ситуация на фронте стала критической, командование французской армии решилось использовать 2С в боевых условиях. Итог этого предприятия был вполне закономерным - все 6 танков отправленных на фронт были уничтожены своими экипажами в 40 км от станции Нофшато.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ
FCM 1А и 1C образца 1917\1918 гг.


FCM 1A
(1917 г.)

FCM 1C
(1918 г.)

БОЕВАЯ МАССА

41000 кг

60000 кг

ЭКИПАЖ, чел.

7

12

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

8350

9200

Ширина, мм

2840

2950

Высота, мм

1980

3350

ВООРУЖЕНИЕ

105-мм или 75-мм пушка и пять 8-мм пулеметов

75-мм пушка и пять 8-мм пулеметов

БОЕКОМПЛЕКТ

120 выстрелов для 105-мм орудия или 200 выстрелов для 75-мм орудия, 12500-15000 патронов для пулеметов

125 выстрелов и 10000 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

телескопические орудийные прицелы и оптические пулеметные прицелы

БРОНИРОВАНИЕ

башня - 35 мм
лоб корпуса - 35 мм
борт корпуса - 20 мм
корма корпуса - 20 мм
крыша и днище корпуса - 15 мм

башня - 35 мм
лоб корпуса - 45 мм
борт корпуса - 20 мм
корма корпуса - 20 мм
крыша и днище корпуса - 15 мм

ДВИГАТЕЛЬ

Renault, бензиновый, 8-цилиндровый, мощностью 250 л.с

два Mercedes-Benz G IIIa, бензиновые, 8-цилиндровые, мощностью 250 л.с. каждый

ТРАНСМИССИЯ

механическая

электрическая

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

 

 

СКОРОСТЬ

6 км/ч

6 км/ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

160 км

160 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

1,22

1,22

Ширина рва, м

1,22

4,15

Глубина брода, м

1,22

?

СРЕДСТВА СВЯЗИ

отсутствовали


Список источников:




Источник: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/fcm1c.htm
Категория: Бронетехника Первой Мировой войны | Добавил: Sherhhan (29.11.2012) | Автор: Андрей Княгинин,Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 657 | Теги: FCM 1C | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]