Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Артиллерия Второй Мировой войны

37-мм ЗСУ «Ostwind I»
37-мм ЗСУ «Ostwind I»

История создания
Летняя компания 1943 года была коренным переломом во всей Второй Мировой войне. Крах планов гитлеровцев на Курской дуге, сдача в плен колониального корпуса в Африке, бурный натиск союзных войск на итальянской территории резко изменили военно-стратегическую обстановку и сильно подорвали военную мощь фашисткой Германии. Оккупационные войска фюрера на своей шкуре почувствовали, что такое господство противника в воздушном пространстве.

Первыми это поняли регулярные немецкие части и подразделения СС на итальянской земле, т.к. лучшие части ВВС Германии вели бои на восточном направлении. Но и здесь асы «люфтваффе» не слишком справлялись с поставленными боевыми задачами - советским войскам удалось ценой неимоверных усилий и труда народа в тылу обеспечить передовые части и подразделения аэродромного обслуживания всем необходимым оборудованием и боевой техникой. К началу лета 1944 года на вооружение Красной Армии был поставлен истребитель Як-9Д, который отличался сильным вооружением и высокой скоростью, что резко сократило возможности авиационного флота Германии.
По мнению военных историков, беспрецедентно быстрое завершение операции "Багратион" на территории Белоруссии в большей степени произошло благодаря господства советских летчиков в воздухе. Ряд крупных оборонительных сооружений немцев были практически стерты с лица земли под ударами бомбардировщиков и штурмовиков Красной Армии. До полного разгрома гитлеровских войск дело еще не дошло, вмешалось руководство военно - промышленного комплекса и милитаристские, агрессивно настроенные круги крупных промышленников. В ситуации, когда противник завладел небом, особое значение приобрел факт поступления в войска вермахта зенитных самоходных установок (ЗСУ) – боевых машин зенитной артиллерии, которые быстро переводились в боевое положение из походного. Как раз в 1944 году вермахт поучил сразу несколько видов новых боевых машин.

Справедливости ради, надо сказать, что практически с начала Второй Мировой войны гитлеровское военное командование разрабатывало способы защитных действий своих войск от воздушных налетов авиации противника. Но явное превосходство в воздухе, особенно в начале действий на Восточном фронте, сыграло с немцами злую шутку. До конца 1943 года еще как-то удавалось справляться с помощью небронированных ЗСУ и буксируемых зенитных орудий, а в 1944 военно - стратегическая ситуация требовала принятия немедленных решений. Задачу обеспечения необходимой плотности огня зенитной артиллерии необходимо было решать как на марше, так и в районах огневых позиций. Состоящие на вооружении ЗСУ слабо соответствовали выдвигаемым требованиям из-за ненадежности защиты огневых расчетов и боевых систем (на поле боя они оставались беззащитными). Для проведения войсковых операций требовалась ЗСУ с защитой от осколков и крупнокалиберных пуль, при этом зенитное орудие должно быть установлено на вращающейся башне боевой машины. Такие изделия уже были разработаны немецкими конструкторами и назывались Flakpanzer - зенитный танк, по существовавшей тогда терминологии.

Базой для 20-мм зенитной пушки послужил танк Pz.Kpfw.I, который к 1944 году был снят с вооружения, - его польза была сомнительна. Базой для ЗСУ также служили танки Pz.38(t) и Pz.Kpfw.IV, однако, несмотря на применение танковой базы, слабая броневая защита здесь была только в позиции по-походному, а в боевом состоянии зенитка по-прежнему была беззащитна.

Разработки фирмы «Остбау»
Дальше всех в решении этой проблемы продвинулась компания «Остбау», которая для создания собственных ЗСУ применила реставрированные после боев шасси Pz.Kpfw.IV. На базу этого изделия устанавливалась башня под зенитное орудие. В зависимости от калибра орудия, зенитный танк называется Wirbelwind (с 20 мм пушками), а с 37-мм одинарным орудием - Ostwind. Первенец Wirbelwind вышел с конвейера в мае, а Ostwind - в июле 1944 года.

Создание ЗСУ Ostwind
Ввиду больших габаритов зенитной башни, приданная база Pz.Kpfw.IV не оснащалось бронезащитой. Тактика действий ЗСУ в то время не предполагала нахождение этих систем в первой линии действия войсковых подразделений, поэтому требования к бронезащишенности были значительно ниже.
Открытая башня сложной конфигурации монтировалась на штатном шасси, ее броня составляла 25 мм по периметру. В башне находилось 37-мм автоматическое зенитное орудие Flak43 L/60 с углом возвышения +90° и углом склонения -6°, прицельные приспособления, экипаж и часть боезапаса. Остальная часть боеприпасов находилась в подбашенном ящике. Расчет ЗСУ состоял из 6 человек вместе с командиром орудия. Они занимали места внутри самоходки по аналогу размещения экипажа танка. Wirbelwind была оборудована башней, которая отличалась от модификации Ostwind Всего «Остбау» модернизировала 33 боевые машины Pz.IV под Flak Pz Ostwind и изготовила еще 7 новых машин. В декабре 1944 года фирма "Остбау" построила прототип, а в 1945 году выпустила пробную серию из 5 зенитных самоходных установок, вооруженных спаренными пушками Flakzwilling 43 калибра 37 мм, которые устанавливались в башнях типа "Вирбельвинд". В двухорудийной установке два одинаковых автомата были установлены один над другим и соединены между собой с помощью тяги параллелограмма. Каждый автомат располагался в своей люльке и образовывал качающуюся часть, вращающуюся относительно своих кольцевых цапф.
В 1945 году планировалось построить около 100 ЗСУ этого типа, получивших неофициальное название "Оствинд II".

Боевое применение ЗСУ Ostwind
В настоящее время практически ничего не осталось в архивах вермахта о тактике и условиях применения этих самоходных зенитных установок. На различных интернет - порталах оценка эффективности применения ЗСУ Ostwind сильно разнится, оценки бывают порой диаметрально противоположными. Исследователи подходят в изложению этой проблемы, используя различные источники, некоторые даже просто ссылаются на потребность в них в боевых порядках немецкой армии.

37-мм зенитная пушка имела некоторые преимущества перед весьма популярными в германских войсках 20 мм артиллерийскими системами. Мощность 37-мм выстрела давала возможность противодействия советским самолетам Ил-2 и Ил-10, которые выдерживали попадание снарядов калибра 20-мм. Более высокий процент поражения высотных целей ЗСУ Ostwind давала возможность применять эти комплексы против целей на средних высотах. 37-мм зенитное орудие могло применяться в борьбе с легкими и средними танками. В то же время 37-мм зенитка проигрывала счетверенным 20-мм зенитным системам по скорострельности, и, соответственно, не могла так эффективно противодействовать пехотным подразделениям, как 20-мм "Флакфирлинги".

Применение прототипов Ostwind
Эти системы принимали участие в Арденнской операции нацистов в составе элитного полка СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер". Несмотря на необходимость массовых поставок, выпуск ЗСУ был ограничен. Это объясняется двумя причинами. Первая - эвакуация оборудования предприятий-поставщиков компании "Остбау" при угрозе захвата заводов наступающими советскими войсками. Вторая – коллизии в руководстве министерства вооружений Германии. Отдельные чиновники считали разработанные ранее ЗСУ временными зенитными системами до принятия на вооружение нового зенитного танка, Kugelblitz на том же шасси Pz.IV. Однако наступление Красной Армии немцам времени не оставило, Kugelblitz так и не вышел из стадии опытных образцов

Заключение
Flak Pz Ostwind можно назвать уникальной системой среди всех созданных зенитных систем за годы Второй Мировой войны. Этих разработок существуют лишь считанные единицы среди аналогичных изделий с такими же конструктивными и компоновочными решениями. Основное количество ЗСУ, которые стояли на вооружении в союзнических войсках, являли собой полугусеничные БТР. Наши ЗСУ до конца войны года вообще были установкой зенитного орудия на грузовой автомобиль. Образец ЗСУ Т-90 (Т-70 с двумя 12.7-мм пулеметами ДШК) хоть и прошел тестовые испытания, но в «серию» так и не пошел. Только к началу 1945 года на вооружение зенитной артиллерии была принята ЗСУ-37 на базе легкой САУ СУ-76М.

Список источников:


  1. www.topwar.ru
  2. Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетехники.Гусеничные боевые машины
Категория: Артиллерия Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (18.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 1378 | Теги: Оствинд, Ostwind | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]