Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Артиллерия Второй Мировой войны

Hummel
150-мм самоходная артиллерийская установка(САУ) Hummel

Разработка самоходно-артиллерийских установок началась в период Первой Мировой войны, к тому времени относятся первые успешные попытки использования в боевых условиях установленных на шасси грузовых автомобилей зенитных и противотанковых пушек. Однако, по настоящему отправной точкой развития германской самоходной артиллерии следует считать выданные Управлением по вооружениям Рейха (Allgemeine Heeresamt/Waffenamt) в начале тридцатых годов технические требования к противотанковым пушкам на бронированном полугусеничном шасси (3,7 cm Selbstfahrlafette L/70 HL Kl 3(H), the 7,5 cm Selbstfahrlafette L/40,8 Modell 1 auf Bussing-NAG BN10H и 7,5 cm L/40,8 Panzer Selbstfahrlafette auf Fahrgestell des mittl. Zgkw. 5), но эти машины не отвечали в полной мере требованиям артиллерийских полков.
Первой попыткой создания САУ на полностью гусеничной базе стало переоборудование после завершения кампании в Польше танков Pz.Kpfw.I Ausf.B в самоходно-артиллерийские установки 15 cm sIG 33. По заказу Waffenamt работы по конверсии танков в САУ выполнила фирма Алкетт. Основным назначением установок 15 cm sIG 33 являлась поддержка пехотных подразделений, танковые дивизии получили лишь несколько машин.
Через короткий промежуток времени командование сочло необходимым иметь в составе панцердивизий самоходную артиллерию. Успех стратегии и тактики «блицкрига» в начальный период Второй Мировой войны породил ряд проблем, которые особенно остро встали перед так называемыми «Schnelle Truppen»
- быстрыми соединениями. Одной из таких проблем стала неадекватная подвижность артиллерии по сравнению с подвижностью танков; даже не механизированные артиллерийские подразделения не успевали за танковыми. Перед началом Второй Мировой войны в Германии была разработана широкая гамма полугусеничных бронеавтомобилей, масса этих машин варьировалась от 1 т у легкой САУ Sd.Kfz.10 до 18 т у тяжелой Sd.Kfz.9. Наиболее часто для буксировки артиллерийских орудий использовались следующие полугусеничные бронеавтомобили:
- для буксировки 105-мм пушек leFH 18 применялись машины Sd.Kfz.ll (масса 3 т) и Sd.Kfz.6 (масса 5т);
- для буксировки 150-мм пушек sFH 18 применялись машины Sd.Kfz.8 (масса 12 т) и Sd.Kfz.7 (масса 8 т);
- для буксировки 170-мм пушек К18 и 210-мм мортир Mrs.18 применялись машины Sd.Kfz.9 (масса 18т).
Несмотря на лучшую у полугусеничных автомобилей по сравнению с колесными машинами проходимость по пересеченной местности, природные условия часто оказывались сильнее полугусеничной техники. Кроме подвижности, важным аспектом являлось время развертывания с марша и поражения целей. В ходе танковой атаки расстояние между артиллерийскими подразделениями огневой поддержки и танками быстро увеличивалось до 6-8 км. Танки обычно обходили узлы сопротивления, отдельные укрепленные огневые позиции, их зачистка возлагалась на подразделения второго эшелона. В то же время уцелевшие пушки или танки противника могли причинить большие неприятности и замедлить движение артиллерийских частей, имеющих на вооружении буксируемые орудия. По опыту первых лет войны был подготовлен меморандум , в котором формулировались новые тактические требования по использованию новых систем оружия панцерартиллерии (Annex of Bb (Berichtsbuch) Nr.l269/43g from 23.02.1943). В меморандуме особо отмечались пять ключевых требований:
1. Проходимость выше, чем у танков.
Поскольку огонь ведется со стационарных позиций, танки успевают оторвать от артиллерии поддержки, значит САУ должны обладать способность догнать танковые подразделения.
2. Способность поражать цели в кратчайший промежуток времени.
Огневые позиции панцерартиллерии часто располагаются на открытой местности и не защищаются пехотой, поэтому существует высокая вероятность атаки развернутой на позиции панцерартиллерии противником.
3. Защита экипажа от пулеметного огня и шрапнели.
Машины пацерартиллерии в отличие от штурмовой артиллерии не предназначены для использования в единых боевых порядках с танками, поэтому толщину брони САУ можно уменьшить до уровня, обеспечивающего защиту от пулеметного огня и шрапнели. Высвободившую от облегчения бронезащиты массу можно направить на внедрение мероприятий по повышению скорости и подвижности машин.
4. Обеспечение кругового сектора обстрела.
Требование обеспечить круговой обстрел выглядит само собой разумеющимся. Точность стрельбы с движения гораздо ниже чем точность стрельбы буксируемых пушек, развернутых на стационарной позиции. После успешной атаки первой волны танков у противника остаются очаги сопротивления, как следствие отсутствует генеральная директория стрельбы, противник может открыть огонь откуда угодно, поэтому важно, чтобы САУ обладала возможностью быстро изменять направление стрельбы. Еще одним преимуществом машины с круговым обстрелом является потенциально больший спектр возможных огневых позиций.
5. Возможность демонтажа орудия с установки.
Снятая с САУ пушка имеет меньший по высоте силуэт, что особенно важно при организации обороны. На время боя шасси САУ может быть отведено в безопасное место.

Развитие концепции в условиях войны и «промежуточное» решение
Как это часто случалось, сухопутные войска разработали крайне амбициозную спецификацию, все требования которой вряд ли было возможно увязать в одной машине. Встал вопрос о необходимости разработки целого семейства машин. Heereswaffenamt выдало задание на проектирование САУ с калибром орудий от 105 до 210 мм фирмам Крупп, Рейнметалл, Даймлер-Бенц и Шкода.
Логика диктовала использование для различных орудий различных гусеничных шасси. Каждой фирме предстояло спроектировать по три САУ. Данный заказ известен как «окончательное решение», однако данный вариант не устраивал полевые подразделения, которым САУ требовались срочно; на претворение в жизнь «окончательного решения» требовалось время. Тогда в управлении
Heereswaffenamt появилось «промежуточное решение» создание двух САУ, вооруженных 105-мм пушкой leРН 18 и 150-мм sРН 18.
График проектирования САУ был установлен очень жестким, в их конструкции предписывалось широко использовать уже выпускающиеся узлы и агрегаты.
Фирмы-разработчики не согласились с предложением Heereswaffenamt и выдвинули встречные концепции; фирмы сумели заставить военных отказаться от требований обеспечения кругового обстрела и съемной пушки. На рубеже 1941-42 г.г. были сформированы базовые требования к машине «промежуточного решения»:
- Максимальное использование в конструкции существующих и освоенных в производстве узлов и агрегатов с целью сокращения сроков проектирования САУ и удешевления конструкции;
- Использование в боекомплекте боеприпасов буксируемых орудий, в этом случае не требуется составление новых стрельбовых таблиц;
- Углы вертикального наведения орудия - от -10 град.(в крайнем случае от -8 град.) до +45 град.;
Установка орудия в почти собранную самоходку, лобовая броня рубки еще не смонтирована.
- Сектор горизонтального обстрела пушки без поворота всей машины - +/-15 град.;
- Прицельное оборудование оптические прицелы Zieleinrichtung 34 для ведения огня прямой    наводкой и Rundblickfemrohr 36 для стрельбы с закрытой позиции.

Шасси
Исследования показали, что шасси танков Panzer II и Panzer IV пригодны для установки на них 105-мм пушки leFH 18 и 150-мм орудия sFH 18, в результате было решено использовать в качестве базы шасси обеих танков. Основная переделка шасси заключалась в переносе моторного отделения с кормы в среднюю часть, боевое отделение оборудовалось в задней части машины.

Машина в целом
Боевая масса зависит от выбора шасси и орудия. Бронирование выбранного шасси остается неизменным, бронирование рубки должно обеспечивать защиту экипажа от пуль стрелкового оружия, прежде всего пулеметов, и от шрапнели. Стабильность платформы под орудие должна обеспечивать максимальную устойчивость САУ при любом положении пушки. Следует обеспечить по возможности больший возимый внутри машины боекомплект. Габаритные размеры САУ должны обеспечивать перевозку машин железнодорожным транспортом. Запас топлива САУ аналогичен запасу топлива на танках Panzer II и Panzer IV. Экипаж САУ, вооруженной 105-мм пушкой leFH 18 шесть человек, САУ, вооруженной 150-мм орудием sFH 18 - семь человек. В состав экипажа в обязательном порядке входят: командир, механик-водитель, радист.
 
Производство
Все необходимые новые узлы, агрегаты и детали конструкции новых машин должны изготавливаться на имеющемся оборудовании по существующим технологическим процессам; операции требующие механической обработки следует свести к минимуму.
История двух вышеупомянутых САУ шла параллельно. Обе машины имели очень ограниченный возимый боекомплект, на «Хуммеле» он составлял всего 18 выстрелов, в результате примерно 22-24% всех САУ пришлось построить в варианте транспортера боеприпасов. Конструкция транспортеров практически не отличалась от конструкции САУ, сохранялось возможность установки на транспортеры пушек в полевых условиях.
Аналогичный подход сохранился и при производстве САУ «Веспе». Шасси устаревшего танка Panzer II было выбрано в качестве платформы для монтажа 105-мм пушки leFH 18, выпуск САУ наладили на заводе фирмы FAMO в Бреслау. Поступление легких и тяжелых САУ в строевые подразделения началось весной 1943 г.
Сомнения в действенности «промежуточного решения» развеялись после успешного применения САУ в составе артиллерийских батарей танковых дивизий. Панцердивизии теперь получили превосходное артиллерийское прикрытие. Ухудшение военного положения Германии привело к отказу от планов дальнейших работ по «окончательному решению», работы в рамках этой программы ограничились постройкой нескольких прототипов САУ.
 
Разработка и производство САУ «Хуммель»
Осенью 1942 г., после демонстрации Гитлеру раннего прототипа самоходной установки со 150-мм пушкой sFH 18 на шасси танка Panzer IV, фирма Алкетт из Борзигвальде приступила к разработке машины Geschutzwagen III/IV. В конструкции машины предусматривалось максимально возможное количество уже имеющихся узлов и агрегатов; отбирались лучшие системы танков Panzer III/IV. Считалось, что машина будет удовлетворять минимальным требованиям для использования в качестве платформы под установку тяжелой 150-мм пушки sFH 18/1. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка Pz.Kpfw.IV Ausf.F, в то же время, внутреннее оборудование большей частью аналогично танку Pz.Kpfw.III Ausf.J.
От танка Pz.Kpfw.IV взяты:
- Несколько измененный корпус, ходовая часть с опорными катками, поддерживающими роликами, подвеской, ленивцами, гусеницами, устройствами натяжения траков и т.д.
От танка Pz.Kpfw.III взяты:
- двигатель Майбах HL-120TRM с трансмиссией SSG-77, тормозные устройства, ведущие колеса, механизмы управления.
Новые детали:
- специально для САУ разработаны новые валы, передающие мощность от двигателя, выхлопные патрубки, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, зимнее оборудование.

Выполненный из конструкционной стали макет установки Geschutzwagen III/IV Гитлер осмотрел в октябре 1942 г. К маю 1943 г., к началу летней кампании, предстояло построить 100 САУ «Хуммель». Сборку машин предстояло наладить на заводе фирмы Дойче Эйзенверке в Дуйсбурге, производство бронелистов рубки - на заводе фирмы Дойче Рохренверке в Мюнгейме. К маю 1943 г. удалось построить 115 самоходок, но во фронтовые подразделения попали только 55 машины, остальные были направлены в учебные подразделения. Успешный опыт боевого применения САУ привел к росту выпуска САУ, всего в 1943 г. было построено 368 САУ «Хуммель», в 1944 г. - 289 и 57 - в 1945 г. Общий объем производства составил 724 самоходные установки «Хуммель», десять их которых было переделано из танков, кроме того вермахт получил 157 транспортеров боеприпасов Munitionsstragers. «Хуммель» пользовался наибольшей популярностью среди всех немецких САУ времен Второй Мировой войны.
Боевое отделение на обоих самоходках, «Хуммель» и «Веспе», находилось в кормовой части машины. Моторное отделение расположено в средней части, отделение управление - передней. Отделение управления изолировано от боевого отделения. Доступ в отделение управления осуществлялся через два люка. Кроме пушки, САУ вооружалась пулеметом MG-34 или MG-42, для самообороны экипаж имел два автомата МР-40 и пистолеты. Машины оснащались чрезвычайно надежным двигателем Майбах HL-120TRM и трансмиссией SSG-77. Использование трансмиссии танка Pz.Kpfw.III привело к необходимости установки на САУ тормозов, механизмов поворота и ведущих колес от этого же танка. В то же время двигатель Майбах НL-120ТRМ не обеспечивал самоходке заданной в требованиях удельной мощности.
Радиооборудование САУ унифицировано с радиооборудованием машин артиллерийских корректировщиков. На САУ «Хуммель» и «Веспе», транспортерах боеприпасов Munitionsträger ставились радиостанции Funksprechgerät f (FuSprG f) и Bordsprechgerat (BoSprG). Обычно вместе с САУ работали машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachtungswagen III, изготовленные на базе танков Pz.Kpfw.III. Радиооборудование этих машин включало радиостанции Funksprechgerät f (FuSprG f), Bordsprechgerat (BoSprG), Tornisterfunkgerat g (TornFuG g-movable), среднечастотные приемники FuG-4 и FuG-8, работающий в диапазоне средних волн 30-ваттный радиопередатчик.
На прототипе САУ, построенном фирмой Алкетт, устанавливалась пушка с дульным тормозом, в процессе серийного производства от установки дульного тормоза отказались. Дульный тормоз был необходим при использовании зарядов №7 или 8, обычно же применялись заряды №№ 1-6. Санкцию на стрельбу с использованием зарядов № 7 или 8 из пушек без дульных тормозов давал командир не ниже уровня командира взвода. Кроме того применение заряда №8 разрешалось при угле возвышения ствола не более 40 град. Одна пушка выдерживала максимум десять выстрелов с зарядами № 8. Ниже приведены дальности стрельбы снарядом массой 43,5 кг при использовании различных зарядов:
№ заряда,начальная скорость снаряда (м/с), дальность стрельбы (м)
1    210    4000
2    230    4700
3    250    5525
4    278    6625
5    320    8200
6    375    9725
7    440    11400
8    495    13250

Номера шасси начинались с номера «320001». Конструкция САУ «Хуммель» оставалась практически неизменной на протяжении всего периода серийного производства. Незначительные изменения вносились в машину по ходу производства и в основном были связаны с выработкой задела одних комплектующих или началом выпуска новых. Разделение на машины раннего и позднего выпуска достаточно условно, тем не менее его можно сделать. Анализ фотографий «Хуммелей» раннего и позднего выпуска позволяет установить следующий внешние различия:
САУ раннего выпуска:
- ленивцы от танка Pz.Kpfw.IV Ausf.D
- выхлопные трубы уложены только на одном надгусеничном крыле над ленивцем
- по одному запасному опорному катку укреплено на лобовом бронелисте
- на каждом предкрылке установлено по одной фаре Бош
- ведущие колеса аналогичны используемым на танках Pz.Kpfw.III Ausf.E
- обрезиненные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках Pz.Kpfw.IV Ausf.D
- вентиляционные решетки двигателей в правом и левом бронелистах рубки
- откидные предкрылки над ленивцами
САУ позднего выпуска:
- ленивцы аналогичны используемым на танках Pz.Kpfw.IV Ausf.F
- выхлопные трубы уложены на надгусеничных крыльях с обоих бортов
- два запасных опорных катка размещены на кормовом бронелисте
- установлена только одна фара Бош на левом переднем предкрылке
- ведущие колеса аналогичны используемым на танках Pz.Kpfw.III Ausf.J
- стальные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках Pz.Kpfw.IV Ausf.H
- вентиляционные решетки двигателей прикрыты бронеплитами
- откидные предкрылки над ленивцами не устанавливались

Развертывание САУ «Хуммель» и организация подразделений, имевших на
вооружении САУ «Хуммель»
Организация артиллерийских полков панцердивизий регламентировалась штатным расписанием KStN 431 (Kriegsstarkenachweisung), оснащение артиллерийских полков регламентировалось штатным расписанием KAN 431 (KriegsausrustungsnchWeisung), оба расписания датированы 16 января 1943 г.; 1 июня 1944 г. был утвержден новый штат - KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung). В соответствие с KStN 431 один из трех мотопехотных батальонов (чаще всего 1-й) перевооружался самоходно-артиллерийскими установками. Две из трех батарей артиллерийского полка танковой дивизии получали САУ «Веспе»; в каждой батареи насчитывалось по шесть САУ и по 1-2 транспортеру боеприпасов Munitionsträger. Третья батарея получала шесть САУ «Хуммель» и 1-2 машины Munitionsträger на базе «Хуммеля». Штаб батареи имел на вооружении две машины артиллерийских корректировщиков    Panzer-Beobachtungwagen на базе танков Pz.Kpfw.II или Pz.Kpfw.III. В конце войны артиллерийские батареи отдельных панцергренадерских дивизий тоже получили на вооружение САУ «Хумель» и «Веспе».
Впервые САУ «Хуммель» использовались в боях на Курской дуге летом 1943 г., в конце 1943 г. «Хуммели» действовали на всех участках фронта. В 1943 г. новые САУ продемонстрировали высокую надежность и боевую эффективность.

Камуфляж и окраска
В первые месяцы 1943 г. постепенно всю вновь построенную бронетехнику в Германии стали окрашивать в новый базовый темно-желтый (Dunkelgelb) цвет. В такой же цвет окрашивались и «Хуммели», в то же время, существуют фотографии САУ «Хуммель» и «Веспе» из 9-й панцердивизии СС, на которых видно, что самоходки имеют базовый серый цвет по которому зеленой краской нанесены пятна.
Поскольку САУ «Хуммель» предназначались для ведения огня с закрытых позиций, расположенных в нескольких километрах от передовой, острой необходимости в особо изощренном камуфляже этих машин не было. На большинстве снимков видно, что самоходки окрашены в базовый темно-желтый (Dunkelgelb) цвет, поверх которого из распылителя нанесены пятна зеленой (RAL6013) и коричневой (RAL8017) красок. Зимой САУ целиком красили белой краской. Новые камуфляжные окраски появились во второй половине 1944 г. и в 1945 г., в отдельных случаях камуфляж наносился прямо на заводе, причем не только из краскопульта, но и кистью. Точный цвет окраски установить по черно-белым фотографиям военного времени практически невозможно.
Общим для всех САУ «Хуммель» являлось место нанесения опознавательного знака в виде креста - на борту рубки примерно на один метр позади вентиляционных решеток двигателя.
На бортах САУ вместо трехзначных номеров, как на танках, наносились как принято в артиллерийских подразделениях буквы от «А» до «F», встречались также машины с буквами «G», «О» и даже «R». Чаще всего буквы наносились на лобовые и кормовые бронелисты рубок. Трехзначные «танковые» номера встречались на САУ «Хуммель» крайне редко, так, в частности, маркировались самоходки артиллерийского полка 2-й танковой дивизии СС «Дас Рейх» и 116-го артиллерийского полка 5-й танковой дивизии. Существует фотография машины с бортовым номером «158» из состава 5-й панцердивизии. Номер расшифровывается следующим образом: 1-я рота, 5-й взвод, 8-я машина. Тем не менее, «танковые» номера на машинах артиллерийских полков были большой редкостью.
Ниже идентификационных букв наносился еще и регистрационный номер (например ТZ-04), иногда номер писали на левом переднем предкрылке. Во второй половине войны дивизионные эмблемы наносились на германской бронетехнику очень редко, «Хуммели» здесь исключения не представляют. Собственные имена установок экипажи писали от руки на стволах орудий, самоходки обычно называли именами любимых девушек, жен, известных деятелей.

Уцелевшие САУ «Хуммель»
В настоящее время в мире насчитывается пять уцелевших САУ «Хуммель», возможно, что еще одна или несколько самоходок этого типа имеется в Сирии.

Танковый музей в Мюнстере, Германия
Формально одна из САУ раннего выпуска принадлежит расположенному в Форт-Кноксе, США, шт. Калифорния, музею Паттона. Машина экспонируется в танковом музее бундсевера в Мюнстере с 1976 г., в 1982 г. САУ отреставрировали в мастерских учебного танкового центра бундесвера. В настоящее время самоходка может самостоятельно передвигаться.

Музей Паттона, США, шт. Калифорния
В экспозиции музея выставлена САУ «Хуммель» позднего выпуска; экземпляр хранится на открытом воздухе и постепенно разрушается под воздействием климата Северной Америки.

Учебный центр Кобленц, Германия
Первоначльно эта САУ находилась в коллекции Абердинского полигона, США, шт. Мэриленд, возвращена в Германию в 1987 г. После восстановительного ремонта на морском арсенале в Киле (реставрация не завершена из-за нехватки средств), САУ передана в учебный центр бундесвера в Кобленце, в случае выделения ассигнований ремонт САУ в Киле будет завершен.

Автомобильно-технический музей, Синсхейм, Германия
В экспозиции музея демонстрируется САУ «Хуммель» позднего выпуска, машина находится в хорошем состоянии, но внутри САУ большая часть узлов и агрегатов отсутствует. Эта машина в годы войны досталась в качестве трофея американцам, возвращена из Форт-Кнокса в Германию в 1987 г.

Танковый музей в Самюре, Франция
Демонстрируется САУ позднего выпуска.


 

Список источников:


ВОЕННО ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕРИЯ №135 "Хуммель 150-мм германская САУ"
Категория: Артиллерия Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (18.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 2871 | Теги: Хуммель, Hummel | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]