Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Артиллерия Второй Мировой войны

Штурмовой танк Brummbär
Штурмовой танк Brummbär

История создания
 
В годы Второй Мировой войны в Германии был налажен ряда специализированных бронированных боевых машин, включая Sturmpanzer - штурмовые танки. Эти машины применялись для непосредственного сопровождения пехоты в уличных боях, а также для разрушения фортификационных сооружений. Первым немецким штурмовым танком стал Sturminfanteriegeschutz 33, базой для данной установки послужил танк Pz.Kpfw.III. Штурмовой танк Sturminfanteriegeschutz 33 был вооружен тяжелой 150-мм пехотной пушкой slG. Все 24 машины изготовили в 1942 г., они использовались на Восточном фронте, в том числе - в районе Сталинграда. За установкой StuIG 33 последовал Sturmpanzer IV Brummbär, спроектированный на шасси танка Pz.Kpfw.IV и вооруженный 150-мм гаубицей StuH (Sturmhaubitze). С 1943 по 1945 г.г. штурмовые танки Sturmpanzer IV Brummbär сражались на всех европейских фронтах, зарекомендовав себя эффективной системой оружия.
В начале 1942 г. фирма Алкетт получила задание разработать и запустить в производство новый штурмовой танк; работы предписывалось вести в кооперации с фирмой Крупп. Фирма Алкетт предложила вариант с массивной бронерубкой, наложенной на модифицированное фирмой Крупп шасси танка Pz.Kpfw.IV. В плоском наклонном лобовом бронелисте рубки монтировалась 150-мм штурмовая гаубица. Как и ряд предшествующих проектов, самоходки Sturmhaubitze 42 (Sd/Kfz/ 142/2) и StuIG 33 рассматривались в качестве «временных мер». Альберт Шпеер приказал вести проектирование Sturmpanzer IV, фактически прямой предшественницей машины «Бруммбар» стала самоходка StuIG 33.
На проходившем 2 октября 1942 г. Шпееру было доложено состояние работ по штурмовому танку Sturmpanzer IV; 14 октября 1942 г. с проектом ознакомился Гитлер. Гитлер дал указание изготовить 40-60 штурмовых танков к весне 1943 г. В качестве базы самоходки было взято шасси танка Pz.Kpfw.IV, вооружение - гаубица 150 mm StuH 43 L/12 (танковый вариант пехотного орудия Шкода slG 33). В это же время Гитлер дал указание начать проектирование нового варианта самоходки, вооруженной мортирой калибра 210- или 220-мм. Сие предложение фюрера, однако, не было воплощено в жизнь. В феврале 1943 г. фирма Шкода изготовила деревянный макет машины Sturmpanzer IV (Sturmpanzer 43). Самоходка получила следующее полное обозначение: Sturmgeschütz IV mit 15cm StuH 43 (Sd.Kfz.166).
В марте 1943 г. были готовы первые шесть из 60 заказанных штурмовых танков, до конца апреля удалось изготовить еще 40 машин. Последние 14 машин поставили в мае 1943 г. В основном самоходки собирались на основе вновь построенных танковых шасси, однако несколько машин переделали из уже готовых Pz.Kpfw.IV. Новые шасси поставляла фирма Нибелунгенверке из Сент-Валентайна; 52 штурмовых танка первой партии изготовили на основе вновь построенных шасси танков Pz.Kpfw.IV Ausf.G, для восьми машин использовались переоборудованные шасси танков Pz.Kpfw.IV Ausf.Е и Ausf.F. В дальнейшем приняли решение для производства самоходок использовать только имеющиеся танковые шасси. Окончательная сборка штурмовых танков велась на арсенале в Вене (Herreszeugamt Wien) в кооперации с фирмами Заурерверке и Зиммеринг-Грац-Паукер. На полигоне Арис (в настоящее время Оржищ) в Восточной Пруссии 14-15 мая высшие чины третьего Рейха осмотрели новый образец бронетехники. Альберт Шпеер писал: - Фюрер отметил, что фронт испытывает острую нужду в машинах, аналогичных «Бруммбару».

Полномасштабное производство штурмовых танков «Бруммбар» планировалось развернуть в конце мая 1943 г., однако первая серийная машина была изготовлена только в ноябре 1943 г. Задержка была вызвана нехваткой танковых шасси. Сборка «Бруммбаров» велась на венском арсенале до мая 1944 г. Первые установки Sturmpanzer IV оказались перетяжеленными, так как масса (1850 кг) 150-мм гаубицы была великовата для шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV, кроме того чрезмерной являлась и сила отдачи при выстреле. Среди других недостатков штурмового танка «Бруммбар» следует отметить ненадежную трансмиссию и недостаточную мощность двигателя, большой расход топлива. Отсутствие оборонительного пулеметного вооружения делало штурмовой танк беззащитным перед угрозой со стороны специальных противотанковых команд противника. Единственным средством самообороны экипажа самоходки являлись пистолеты-пулеметы МР-40, стрелять из которых можно было сквозь специальные амбразуры, изначально предназначенные для ведения огня из пистолетов. Амбразуры находились в бортовых листах бронерубки.
Экипаж штурмового танка «Бруммбар» состоял из четырех (реже - из пяти) человек, так как заряжающий выполнял еще и обязанности радиста, при разделении этих функций экипаж увеличивался до пяти человек. На первых танках «Бруммбар» рабочее место механика-водителя комплектовалось наблюдательным    устройством Fahrersehklappe-80, аналогичные устройства ставились на тяжелых танках «Тигр I». Из-за саботажа чешских рабочих отмечались поломки механических частей наблюдательного устройства. Большинство штурмовых танков первой партии было потеряно в боях на Курской дуге, под Харьковом и Запорожьем.
В октябре 1943 г. было принято решение спроектировать облегченный вариант орудия и бронерубки, чтобы снизить общую массу штурмового танка. Новый вариант пушки получил обозначение StuH 43/1 L/12. Эти орудия устанавливались на 80 машинах второй партии, выпуск которой начался в декабре 1943 г. Несмотря на некоторое снижение массы машины преодолеть «перетяжеленность» шасси штурмового танка удалось только после уменьшения толщины брони. Штурмовые танки второй партии комплектовались перископическими наблюдательными приборами вместо устройств Fahrersehklappe 80. В январе 1944 г. у машин Sturmpanzer IV появилось новое официальное наименование - Sturmpanzer IV Brummbär (медведь гризли). Иногда самоходки называли Sturmpanzer 43.
В середине 1944 г. изменилась конструкция рубки штурмового танка «Бруммбар». Выпуск машин продолжался до марта 1945 г.: собрали 166 установок третьей и четвертой партий. Последние машины известны как Abschlusserie. Штурмовые такни поздних выпусков вооружались оборонительным пулеметом MG 34 в шаровой установке Kugelblende, смонтированной в лобовом бронелисте рубки. С целью снижения массы машины была изменена конфигурация маски пушки и верхней части рубки. Над местом командира в крыше рубки стали устанавливать командирскую башенку от штурмового орудия StuG III Ausf.G, адаптированную к штурмовому танку «Бруммбар». На командирской башенке предусматривалась возможность установки зенитного пулемета. Кроме того танки поздних выпусков комплектовались противокумулятивными экранами schürzen, некоторые машины получили антимагнитную циммеритную обмазку. На поздних «Бруммбарах» удалось излечить большую часть «болезней», присущих первым штурмовым танкам. Штурмовые танки «Бруммбар» зарекомендовали себя в подразделениях панцерваффе как необходимая и надежная система оружия. Для сборки «Бруммбаров» поздних выпусков использовались шасси танков Pz.Kpfw.IV Ausf.H или Pz.Kpfw.IV Ausf.J. Шасси танка Pz.Kpfw.IV Ausf.Н имело одну-две пары стальных опорных катков без резиновых бандажей, на шасси танка Pz.Kpfw.IV Ausf.J все опорные катки не имели резиновых бандажей.

Единственной проблемой, которую так и не удалось преодолеть за все время развития линии штурмовых танков «Бруммбар», оставалось нехватка внутренних объемов бронерубки для размещения достаточного количества выстрелов к орудию. При загрузке полного боекомплекта из 38 снарядов калибра 150 мм, экипаж из пяти человек чувствовал себя в машине крайне стесненным. Масса снарядов варьировалась от 25 кг (противотанковый снаряд) до 38 кг (фугасный). Гаубица калибра 150-мм монтировалась в лобовом бронелисте в шаровой маске с некоторым смещением вправо от продольной оси машины. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости - +/- 15 град., в вертикальной - от - 8 град, до +30 град.
Гаубица оснащалась оптическим прицелом Sfl.Z.F.1a (Selbstfahrlafetten-Zielfemfohr 5x8). Толщина лобового бронелиста составляла 100 мм. На машинах первых выпусков бронекожух ствола был более коротким, чем на машинах поздних серий. На всех штурмовых танках ставились радиоприемники FuG-2 USW и 10-ваттные приемо-передающие радиостанции FuG-5, танковые переговорные устройства. На машинах поздних выпусков экипаж состоял из пяти человек: командира (его место находилось непосредственно за орудием), двух заряжающих, наводчика и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в отделении управления в передней левой части корпуса.

С марта 1943 г. по март 1945 г. было изготовлено четыре партии штурмовых танков Sturmpanzer IV и Sturmpanzer IV Brummbär, всего 298 (по другим данным 306), номера шасси 80501 -?, 80801 - 84400, 86601-87100, 89101-?. Сборка осуществлялась на арсенале в Вене и, с июня 1944 г.. на заводе фирмы Дойче Эйзенверке в Дуйсбурге. Heereszeugamt Wien поставил 140 штурмовых танков,
Deutsche Eisenwerke - 166. Комплектующие для самоходок поставлялись различными фирмами, в частности - Бисмаркшютте из Верхней Силезии и Эйзенверк Обердонау из Линца.
Штурмовой танк Sturmpanzer IV Brummbär предназначался для действий совместно с пехотными подразделениями и был разработан специально для ведения уличных боев. На практике выяснилось, что машина крайне эффективно может применяться для разрушения полевых укрепление - блиндажей, пулеметных гнезд, траншей, окопов и т.д. «Бруммбары» использовались также как машины непосредственной огневой поддержки в пехотных и панцергренадерских частях. Штурмовые танки получили в войсках прозвище «Stupa» - (StuPa) — сокращение от официального SturmPanzer - Прим.ред.статьи. Небольшое количество самоходок средних и поздних выпусков использовались в качестве командирских танков, на них монтировались дополнительные радиостанции и антенны. Под наименованием Bet.Stu.Pz.IV (Befehlsturmpanzer IV) фирмой Крупл был изготовлен один опытный прототип истребителя танков, вооруженного 88-мм пушкой Рак 43 L/71.

Эксплуатация и боевое применение

Штурмовые танки состояли на вооружении штурмовых танковых батальонов - Sturmpanzerabteilungen. Каждый Sturmpanzerabteilungen имел по штату 45 штурмовых танков и 85 других машин, личный состав батальона насчитывал 611 солдат и офицеров. Первое подразделение (Sturmpanzer-abteilung 216), получившее на вооружение штурмовые танки, было сформировано в апреле 1943 г. В 216-й штурмовой танковый батальон поступили 50 из 60 танков первой партии, десять машин осталось в резерве. Сразу после формирования батальон был направлен во Францию, в Амьен, где личный состав стал осваивать новую технику. На Восточный фронт батальон прибыл 10 июня 1943 г. Боевое крещение Sturmpanzerabteilung 216 в составе 656 sPanzeijaeger Regiment подполковника Юнгенфельда принял летом 1943 г. на Курской дуге. 656-й полк истребителей танков действовал в составе группы армий «Центр». Первый бой солдаты и офицеры 216-го батальона тяжелых танков приняли 5 июля, батальон вводили в сражение постепенно - последние элементы Sturmpanzerabteilung 216 появились на поле боя 18 июля. За Курск Юнгенфельд получил Рыцарский крест, а после Харькова стал полковником. Боевой дебют штурмовых танков оказался сколь славным, столь и коротким - после Курского сражения Sturmpanzerabteilung 216 пришлось отвести на отдых и пополнение в Германию. Вновь батальон появился на Восточном фронте в сентябре 1943 г., в середине декабря 1943 г. танкисты опять отправились в фатерлянд зализывать раны. В феврале 1944 г. восстановившее боеспособность подразделение направили в Италию, где полк принял участие в боях с союзниками под Анцио и Неттуно. Боевой путь 216-го батальона штурмовых танков завершился в апреле 1945 г., когда танкисты подорвали последние исправные «Бруммбары» в окрестностях итальянского озера Гарда.
217-я штурмовой танковый батальон (Sturmpanzerabteilung 217) формировался в апреля по июнь 1944 г. в Графенвохре. В июле батальон перебросили в Нормандию, в район юго-восточнее Кана. Часть Sturmpanzerabteilung 217 была уничтожена в Фалезском мешке, часть - сумела прорваться в Голландию, где приняла участие в обороне Аахена. В декабре 1944 г. Sturmpanzerabteilung 217 принимал участие в германском наступлении в Арденнах. После провала операции батальон вместе с другими частями германских вооруженных сил отступал на восток. 217-й штурмовой танковый батальон был окружен союзниками в апреле 1945 г. в Рурском выступе.
Две отдельные штурмовые танковые роты (Sturmpanzer-Kompanie z.b.V 218 и Sturmpanzer-Kompanie z.b.V 2/218) были сформированы в августе 1944 г., в каждой роте имелось по десять установок «Бруммбар».
Sturmpanzer-Kompanie z.b.V 218 13 августа 1944 г. прибыла в столицу Польши, где приняла участие в подавлении варшавского восстания в составе боевой группы «Рейнефарт». Рота оставалась в Польше и послужила ядром Sturmpanzerabteilung 218, формирование которого началось в январе 1945 г. Сформировать полноценный штурмовой танковой батальон не удалось из-за так некстати начавшегося наступления Красной Армии. Остатки подразделения встретили конец войны в боевой группе «Гроссдойчланд». Sturmpanzer-Kompanie z.b.V 2/218в августе 1944 г. была переброшена в район Парижа, о дальнейшей судьбе роты сведений найти не удалось.

Формирование 218-го штурмового танкового батальона началось в январе 1945 г., в марте подразделение сочли боеготовым. На вооружении Sturmpanzerabteilung 218 имелось 43 штурмовых танка «Бруммбар». В апреле батальон был преобразован в Panzer-Jaeger-Verband. В сентябре 1944 г. в Доллерсхейме началось формирование Sturmpanzerabteilung 219.
В декабре 1944 г. батальон направили в Венгию, в окрестности озера Веленси. В январе 1945 г. батальон, как часть 23-й танковой дивизии, принимал участие в боях за Будапешт. К марту подразделение лишилось всех «Бруммеров», после чего личный состав отвели на территорию Чехословакии. В Чехословакии батальон получил десять «Бруммеров» и несколько трофейных советских танков.
В апреле личный состав вновь лишился всей материальной части. Батальон отвели в Вайдхофен и включили в состав противотанковой бригады «Трумпа» (Panzer-Jagd Brigade «Trumpa»).
В настоящее время штурмовые танки Sturmpanzer IV Brummbär можно увидеть во французском танковом музее в Сомюре, в германском танковом музее в Мюнстере, в американском музее Абердинского полигона и в подмосковной Кубинке.



Список источников:


Журнал "Военные машины" №90 "Sturmpanzer Brummbär"
Категория: Артиллерия Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (18.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 2916 | Теги: Brummbär, Бруммбар, Brummbar | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]