Меню сайта
Классы техники
облако тегов
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436
Web Money R393469303289
Поиск статей
Друзья сайта
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Артиллерия Второй Мировой войны |
Sturmhaubitze(StuH 42)
Sturmhaubitze Ausf.G История создания и описание машиныУстановка длинноствольной 75-мм пушки фактически превратила предназначенное для поражения незащищенных целей штурмовое орудие в истребитель танков, чьей главной задачей стала защита пехоты от бронетехники противника. Тем не менее, существовала настоятельная необходимость в разработке на базе «штурмгешуца» самоходной гаубицы, способной уничтожать незащищенные цели, включая и те, которые находятся вне пределов прямого выстрела. Еще в конце 1941 г. велись работы по созданию новой САУ на базе находившегося в серийном производстве штурмового орудия StuG III. Планировалось в опытном порядке установить на шасси двенадцати таких машин 105-мм легкую полевую гаубицу leFH18. Первое упоминание о «Sturmhaubitze» содержится в документе, датированным 2 декабря 1941 г. Программа производства танков и вооружения предусматривала постройку 12 опытных штурмовых гаубиц: пять предстояло изготовить в декабре 1941 г., пять - в январе 1942 г. и две - в феврале 1942 г. Первый прототип был собран в марте 1942 г. пять легких полевых гаубиц, адаптированных для установки на «Sturmhaubitze» изготовили к маю 1942 г. На совещании у фюрера 2 октября 1942 г. был сделан доклад о штурмовых гаубицах, который произвел на Гитлера сильное впечатление. Ему доложили о том, что заказана опытная партия из 12 машин Sturmhaubitze; шесть установок уже построено, три - должны быть сданы к 10 октября, еще три - примерно через четыре недели. На совещании 13 октября Гитлер заявил, что концепция установки легкой полевой гаубицы «10,5cm leFH18.» в корпус штурмового орудия является идеальной. Он потребовал в кратчайший срок наладить производство «Sturmhaubitze» с темпом выпуска 12 машин ежемесячно. Первые девять штурмовых гаубиц поступили на вооружение 3-й батареи 185-го батальона штурмовой артиллерии и приняли боевое крещение 22 ноября 1942 г. В качестве базы для этих машин послужили направленные на ремонт или восстановления штурмовые орудия модели Ausf.F/8. Приказом от 9 декабря 1942 г. разрешалось использовать направленные на ремонт или восстановление штурмовые орудия в качестве базы для установки гаубиц калибра 105 или 150 мм. Однако эти шасси не отвечали требованиям, предъявлявшимся к платформам под гаубицы, требовались новые машины. Начиная с марта 1943 г. установки «Sturmhaubitze» выпускались на основе штурмовых орудий модели Ausf.G. В конструктивном плане они ничем не отличались от своих оригиналов, повторяя все основные их изменения. Основные различия — другой тип и калибр основного вооружения и система крепления орудия (орудийная маска). Более массивный орудийный затвор и противооткатный механизм привели к сокращению объема пространства боевого отделения. В итоге пришлось значительно сократить боекомплект, теперь он состоял из 36 выстрелов (26 фугасных и 10 кумулятивных). В рубке штурмового орудия монтировалась гаубица Рейнметалл-Борзиг «10,5 cm Sturmhaubitze 42». Сектор наведения орудия в горизонтальной плоскости составлял 20 град, вертикальной - от -6 град до +20 град. Максимальная дальность стрельбы штатным боеприпасом - 10 650 м, специальным дальнобойным боеприпасом - 12 325 м. Длина ствола гаубицы - 2940 мм, ствол имел 32 нареза правого вращения. В ходе совещания у фюрера 1-3 декабря 1942 г. ежемесячный выпуск штурмовых гаубиц было решено увеличить вдвое, с 12 до 24. На совещании 6-7 февраля 1943 г. Гитлера уведомили о том, что с марта по май ежемесячное производство «штурмгаубиц» будет доведено до 30 машин. В середине октября 1943 г. Шпеер внес предложение о дальнейшем росте темпа производства штурмовых гаубиц. Официальное обозначение штурмовой гаубицы было следующим: Sd.Kfz.142/2. Изначально гаубицы комплектовались двухкамерным дульным тормозом, с сентября 1944 г. гаубицы, предназначенные для монтажа на «штурмгаубицы» начали выпускать без дульных тормозов. В 1944 г. часть штурмовых гаубиц получила литые маски типа «свиное рыло». Штурмовые гаубицы выпускала только фирма Алкетт. Изменения, вносимые в конструкцию установок с марта 1943 г. по апрель 1945 г., внедрялись параллельно с аналогичными изменениями в конструкции штурмовых орудий модели Ausf.G. Вопрос о предназначении шасси для штурмовой гаубицы или для штурмового орудия решался непосредственно перед монтажом вооружения, уже после окончательной сборки и испытания шасси. В 1943 г. было построено 204 САУ StuH 42. К концу следующего года этот пока¬затель достиг уровня 904 единиц. Пик производства пришелся на сентябрь 1944 г., когда было изготовлено 119 самоходных установок. Всего же с октября 1941 г. по февраль 1945 г. предприятия компании «Алкетт» произвели 1211 машин (по другим данным — 1299 САУ). Боевое применение Весной 1943 г. штурмовые гаубицы StuH 42 стали поступать в действующую армию, пополняя состав батальонов штурмовых орудий. Вскоре батальоны были реорганизованы в бригады. Согласно штатному расписанию матчасть каждой такой бригады должна была включать девять САУ StuH 42. На практике, конечно, такая организация являлась скорее призрачным идеалом, нежели реальностью. Например, к началу наступления под Курском (операция «Цитадель») войска групп армий «Центр» и «Юг» располагали всего 68 штурмовыми гаубицами. САУ StuH 42 участвовали в боевых действиях на Восточном фронте, в Италии и на Балканах. Летом 1944 г. несколько десятков самоходных артустановок сражалось во Франции с высадившимися англо-американскими частями. Почти все они были уничтожены во время этих ожесточенных боев. Последние уцелевшие машины были взорваны своими экипажами при прорыве из Фалезского котла, оставшись без снарядов и горючего. 10 апреля 1945 г. в войсках еще находилось в боевой готовности 132 штурмовые гаубицы StuH 42.
"Бронетанковая техника Вермахта"/Д.А.Тарас.— М.: ACT: Мн.: Харвест, 2007 | ||||
Просмотров: 2949
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |