Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Артиллерия Второй Мировой войны

SturmInfanteriegeschutz-33
SturmInfanteriegeschutz-33

Бои 1942 г. в Сталинграде выявили необходимость в штурмовом танке с более мощной, чем орудие калибра 75 мм, пушкой. Выбор пал на 150-мм пехотное орудие «33», которое к этому времени уже ставилось на шасси Pz.Kpfw.I, Pz.Kpfw.II и Pz.Kpfw.38(t), однако эти САУ оказались перетяжеленными, а открытая рубка пушки не позволяла в полной мере использовать их как штурмовые танки. Экспериментальный штурмовой танк «Sturm-Infanteriegeschutz-33» на базе Pz.Kpfw.III (иногда эту машину называют sIG-33, что не совсем правильно) был лишен этих недостатков.

Осенью 1941 г. закончился период активных наступательных действий немецких войск, проводившихся до этого на всем протяжении Восточного фронта. Операция «Барбаросса» завершилась, но основные ее цели так и не были достигнуты - Красная Армия не вотеряла боеспособность, несмотря на гибель основных кадровых частей. Москва и Ленинград продолжали обороняться и похоже, не собирались сдаваться на милость победителей, большая часть советских стратегически важных машиностроительных предприятий удалось эвакуировать за Урал.
Практически на всех участках гигантской линии противостояния противоборствующие стороны перешли к позиционным боевым действиям. Отныне при планировании каждой наступательной операции приходилось учитывать характер будущих сражений — немецким войскам предстояло взламывать эшелонированную советскую оборону, насыщенную долговременными оборонительными сооружениями и противотанковой артиллерией.
В таких условиях на острие удара должны были находиться хорошо обученные и оснащенные штурмовые группы пехоты, действующие в тесном взаимодействии с танками, артиллерией и авиацией. Обычная артиллерия на механической тяге мало подходила для боевых действий такого рода, поскольку, находясь непосредственно в атакующих боевых порядках, она неизбежно несла большие потери от огня противника и теряла свою боеспособность. Единственно верным решением оставалось формирование мобильных частей, оснащенных крупнокалиберными самоходными артиллерийскими установками, экипажи которых были бы надежно защищены.
Первая, не слишком удачная попытка создания подобной самоходной установки была предпринята еще в 1940 г., когда на шасси легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.В установили вместе с колесным лафетом 150-мм тяжелую пехотную гаубицу sIG 33. Позднее, в 1941 г., фирма Alkett разработала проект САУ, вооруженной аналогичным орудием, на базе "двойки", но машина вновь не стала массовой из-за слишком перегруженной ходовой части и слишком слабой броневой защиты.
Летом 1941 г. Фердинанд Порше выдвинул идею создания тяжелой самоходной артсистемы на основе ходовой части танка Pz.Kpfw.III. Эскиз проекта получил в июле одобрение на самом высшем уровне, и внедрением его в жизнь занялись инженеры все той же компании Alkett. Первую партию из 12 машин планировалось выпустить к сентябрю 1941 г. Завершить ее производство удалось только в январе следующего года. При этом «конверсии» подвергались не линейные «тройки», а шасси штурмовых орудий StuG III Ausf.E (позднее использовались корпус и подвеска StuG III Ausf.F—F/8).
Самоходная артустановка, носившая рабочее название Sturmpanzer 33, оснащалась 150-мм пехотной гаубицей slG 33 L/11.4, установленной в высокой, закрытой со всех сторон, рубке прямоугольной формы, собранной из равнопрочных бронелистов клепано-сварным методом. На данном этапе войны немцы отдавали предпочтение удобству доступа к основным агрегатам и комфорту членов экипажа, жертвуя порой прочностью брони.
Пушка монтировалась в надстройке корпуса, имевшей в лобовой части броню толщиной 80 мм, бортов 50 м, кормы и крыши - 15 мм, с небольшим смещением вправо относительно продольной оси. Масса штурмового танка - 22 т, экипаж - пять человек. С правой стороны от орудия в квадратной бойнице размещался 7.92-мм пулемет MG 34, боекомплект - 30 артиллерийских выстрелов. На машине стоял двигатель Maybach HL 120TRM, обеспечивавший максимальную скорость при движении по шоссе не менее 20 км/ч. Запас хода составлял 110 км. На первый взгляд, невысокие скоростные показатели вполне подходили для САУ, созданной для действий в боевых порядках пехоты.
Осенью 1942 г. самоходное орудие получило новое официальное обозначение «sIG als Sturmgeschütze auf Panzer III Ausf.B» (сокращенно StuIG 33В). 20 сентября Управление вооружений заключило контракт с фирмой Alkett на выпуск еще 12 машин, который был выполнен через месяц. Однако дальнейшего развития проект САУ не получил, и на этом ее производство завершилось. Немецкие инженеры-конструкторы сделали акцент на разработку других более перспективных штурмовых артсистем.

В БОЮ
Первые 12 САУ поступили на вооружение 177-го батальона штурмовой артиллерии и были доставлены в Сталинград в ноябре 1942 г., где они навсегда и остались. Рота принимала активное участие в тяжелых уличных боях во время штурма города, предпринятого войсками 6-й полевой армии Паулюса, в которых показала себя с самой лучшей стороны.
Вторая партия из 12 машин поступила на вооружение Sturm-IG Batterie XVII армейского корпуса, позднее батарею придали 22-й танковой дивизии. 11 апреля подразделение переподчинили командованию 201-го танкового полка 23-й панцердивизии, батарея сменила название на «StuIG Battr./Pz. Regt.201»,она действовала на советско-германском фронте в составе 23-й танковой дивизии зимой 1942—1943 гг. Правда, некоторые исследователи приводят данные, что все 24 САУ сражались на улицах Сталинграда. Несмотря на хорошую броневую защиту, напряженный характер боев давал о себе знать — к марту 1943 г. 16 машин было потеряно. Оставшиеся штурмовые орудия задействовались в сражении под Курском, оборонительных операциях под Белгородом и Орлом, в боях на линии Днепра летом—осенью 1943 г. К октябрю 1943 г. все САУ были потеряны в боях.


Список источников:


Журнал "Военно-техническая серия" №156 "StuG III"
"Бронетанковая техника Вермахта"/Д.А.Тарас.— М.: ACT: Мн.: Харвест, 2007
Журнал "Военные машины" Военно-техническая серия №№97 "Panzer III основной танк Panzerwaffe"
Категория: Артиллерия Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (04.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 966 | Теги: StuIG 33, SturmInfanteriegeschutz-33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]