Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Межвоенный период

Легкий танк Pz.Kpfw.II(Pz.II)
Легкий танк Pz.Kpfw.II

Когда в середине 1934 года выяснилось, что в ближайшее время создать средние и тяжелые танки не получится, инспектор по вопросам моторизации генерал Лутц предложил пустить в серию новый тип легкого танка. В июле 1934 года VI-й отдел Управления вооружений сухопутных войск представил техническое задание на 10-тонный танк, вооруженный 20-мм пушкой. Новая машина получила название LaS 100 (LaS - Landwirtschaftlicher Schlepper - сельскохозяйственный тягач). В будущем LaS 100 предполагалось заменить полнофункциональными танками Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV
Прототипы танка Las 100 заказали сразу на трех фирмах: «Фридрих Крупп АГ» в Эссене, «Хеншель унд Зон АГ» в Касселе и «Машиненфабрик Аугсбург Нюрнберг/МАН» в Нюрнберге. Весной 1935 года прототипы продемонстрировали армейской комиссии. «Крупп» создал танк LKA 2, представлявший собой дальнейшее развитие проекта LKA 1 (Pz.Kpfw.I). Танк отличался более крупной башней, в которой стояла 20-мм пушка. «Хеншель» и «МАН» представили только шасси. Шасси «Хеншель» состояло из шести опорных катков, собранных в три тележки. Шасси фирмы «МАН» представляла собой модификацию шасси типа «Карден-Ллойд». Опорные катки также собирались в три тележки. Каждая тележка имела свой амортизатор, крепящийся к общей для всех трех тележек несущей раме. Верхний отрезок гусеницы поддерживался тремя поддерживающими катками.
Для серийного производства выбрали шасси «МАН». Корпус танка спроектировала фирма «Даймлер-Бенц АГ» (Берлин-Мариенфельде). Танки LaS 100 планировалось выпускать на фирмах «МАН», «Даймлер-Бенц», «Фарцог унд Моторенверке ГмбХ/ФАМО» (бывшей «Машиненбау Линке-Хоффман») в Бреслау (Вроцлав), «Вегманн Ко» в Касселе и «Мюленбау унд Индустри АГ Аммо-Верк/МИАГ» в Брауншвайге.

Pz.Kpfw.II SdKfz 121 Ausf. al, a2, a3 (1/LaS 100)
В конце 1935 года фирма «МАН» изготовила первые десять танков LaS 100, которые получили армейское обозначение 2 cm MG Panzerwagen(VsKfz 622).
Танки оснащались карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения «Майбах HL57TR мощностью 130 л.с./95 кВт и объемом 5698 смЗ. Двигатель агрегатировался с коробкой передач «Цанрадфабрик Афон SSG 45» - шесть передних и одна задняя передача. Танк развивал скорость до 40 км/ч и имел запас хода 210 км по шоссе и 160 км по пересеченной местности. Толщина брони составляла от 5 до 14,5 мм. Вооружение состояло из 20-мм пушки 2 cm KwK 30 (180 выстрелов в 10 магазинах) и 7,92-мм пулемета «Рейнметалл-Борзиг MG 34» (1425 выстрелов). В 1936 году ввели новую систему обозначения боевых машин, так называемую Kraftfahrzeuge Nummern System der Wehrmacht. Каждая машина теперь имела свое обозначение, начинавшееся с аббревиатуры Sd.Kfz (Sonderkraftfahrzeug - машина особого назначения). Так танки LaS 100 превратились в Sd.Kfz 121.
 
Модификации в рамках одного типа обозначали словом Ausfuerung (Ausf.) с латинской буквой. Первые LaS 100 обозначались как Pz.Kpfw.II Ausf.al. Этим машинам присвоили серийные номера в блоке 20001-20010. Экипаж танка состоял из трех человек: командира, который одновременно был наводчиком, радиста-заряжающего и механика-водителя. Габариты 4382x2140x1945 мм. Следующие пятнадцать машин (20011- 20025) имели улучшенную систему охлаждения генератора «Бош RKC130 12-825LS44» и улучшенную вентиляцию двигательного отделения. Этим танкам присвоили обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.а2.
На танках Ausf.аЗ появились очередные усовершенствования. Между боевым и двигательным отделением появилась подвижная перегородка. Под корпусом организовали люк, открывающий доступ к бензонасосу и масляному фильтру. Всего выпустили 25 танков (20026-20050) этой модификации.
Танки аЗ и а2 не имели резинового бандажа на опорных катках. Следующие 25 танков Ausf.аЗ (20051-20100, сплошная нумерация отсутствовала) отличались сдвинутым на 158 мм назад радиатором. Топливные баки: передний вместимостью 102 л и задний вместимостью 48 л.
 
Pz.Kpfw.II Ausf.b(2/LaS 100)
В 1936-1937 гг. выпустили 25 танков 2/LaS 100 Pz.Kpfw.II Ausf.b. Конструкция этих машин продолжала совершенствоваться. Основные изменения затронули ходовую часть. Уменьшился диаметр поддерживающих катков, одновременно увеличилась их ширина, изменилась подвеска опорных катков и конструкция ведущих колес. Длина танка достигла 4760 мм, незначительно сократился запас хода(190 км по шоссе, 125 км по пересеченной местности). Танки этой модификации оснащались двигателями «Майбах HL62TR» мощностью 140 л.с. и объемом 6191 см3. Серийные номера в блоке 21001...21100.

Pz.Kpfw.II Ausf.c(3/LaS 100)
Опыт эксплуатации танков Ausf а и Ь показал, что ходовая часть танка подвержена частым авариям, а амортизация подвески неудовлетворительна.
В 1937 году спроектировали принципиально новое шасси. Впервые оно появилось на танках З/LaS 100 - Pz.Kpfw.II Ausf.c (21101...22000 и 22001...23000). Новая подвеска состояла из пяти опорных катков увеличенного диаметра, амортизированных эллиптической полурессорой, крепившейся к корпусу. Число поддерживающих катков увеличили до четырех. Изменили конструкцию ведущих и направляющих колес, увеличив их диаметр. Новая подвеска улучшила ходовые свойства танка как на пересеченной местности, так и на шоссе. Длина танка Pz.Kpfw.II Ausf.c составила 4810 мм, ширина 2223 мм, высота 1990 мм. Увеличилась толщина некоторых бронелистов, при этом максимальная толщина брони осталась на уровне 14,5 мм. Модифицировали тормозную систему. В результате всех переделок масса танка возросла с 7900 до 8900 кг. На танках Pz.Kpfw.II Ausf.c с серийными номерами 22020...22044 изучалась возможность использования сварного корпуса из молибденовой брони.
 
Pz.Kpfw.II Ausf.A (4/LaS 100)
В середине 1937 года Управление вооружений сухопутных войск приняло решение завершить развитие танка Pz.Kpfw.II и начать крупносерийное производство модификаций Pz.Kpfw.II Ausf. А, В и С. В 1937 году (вероятно, в марте того года) к выпуску танка привлекли фирму «Хеншель». Ежемесячный выпуск составил 20 машин. В марте 1938 года выпуск танков Pz.Kpfw.II на фирме «Хеншель» свернули, перенеся его на фирму «Альтмеркише Кеттенфабрик ГмбХ/Алькетт» из Берлина-Шпандау. Предполагалось довести выпуск до 30 машин в месяц, но в 1939 году фирма «Алькетт» начала выпуск средних танков Pz.Kpfw.III.
Танки Pz.Kpfw.II Ausf.А (23001- 24000) имели следующие особенности: синхронизированная коробка передач «ЦФ Афон SSG46», карбюраторный двигатель «Майбах HL62TR» мощностью 140 л.с./103 кВт при 2600 об./мин объемом 6234 смЗ, новый тип смотровых приборов у места механика-водителя,УКВ-радиостанция (вместо применявшейся КВ). Основание башни защитили отражателем, так как башню часто заклинивало при попадании пуль и осколков под основание.

Pz.Kpfw.II Ausf.В (5/LaS 100)
Танки Pz.Kpfw.II Ausf.В (24001/// 26999) лишь незначительно отличались от Ausf.А. Изменения носили в основном технологический характер и представляли собой упрощения. Эта модификация стала самой массовой модификацией танка.

Pz.Kpfw.II Ausf.С (6/LaS 100)
Танки Pz.Kpfw.II Ausf.С (6/LaS 100) отличались улучшенной системой охлаждения двигателя, а также усиленным бронированием смотровых щелей (бронестекло толщиной 50-мм вместо применявшегося прежде 12-мм бронестекла).
Опыт войны в Испании показал, что танки Pz.Kpfw.II по сравнению с танками потенциального противника (советскими БТ-5 и Т-26, французскими «Рено R35» и «Гочкис Н35», польскими 7ТР, английскими «Матильда I») имеют тонкую броню и слабое вооружение. Радикально усилить вооружение танка не представлялось возможным по конструктивным (маленькая башня) и технологическим (50-мм пушка 5 cm KwK 39/L60 еще не выпускалась серийно) причинам. Боевую ценность танка Pz.Kpfw.II можно было увеличить лишь за счет наращивания бронирования, но это привело бы к росту массы и ухудшению ходовых качеств. На танках Ausf. с, А, В и С усилили лишь те детали, которые были наиболее уязвимы. Лобовая броня башни (маска пушки) стала толщиной 20 мм, также как и лобовая бронеплита корпуса. Вместо выгнутой бронеплиты использовали две плиты (20 и 14,5 мм), состыкованные под углом 70 градусов. На некоторых машинах двухстворчатый люк в крыше башни заменили командирской башенкой. Башенка оснащалась восемью перископами, обеспечивающими круговой обзор. Все описанные выше изменения вносились в конструкцию танков, проходивших капитальный ремонт. Случалось, что в составе одного взвода использовались доработанные и стандартные машины. После завершения польской кампании почти все танки получили отражатель, защищающий и снование башни. Отражатель представлял собой металлический угольник, приклепанный к корпусу спереди и позади башни. В ноябре 1938 года на фирме «МАН» приступили к работам по установке на танк дизеля НWА 1038G мощностью 175-200 л.с./129-147 кВт. Испытания завершились неудачно, и в конце 1940 года проект свернули. Выпуск танков Pz.Kpfw.II Ausf.С завершили в марте или апреле 1940 года. При этом последние месяцы выпуск танков упал до минимального уровня: в июле 1939 года - 9 штук, в августе 7, в сентябре 5, в октябре 1939 года - 8. В ноябре собрали только два танка. Позднее обнаружилась нехватка легких танков Pz.Kpfw.35(t) и Pz.Kpfw.38(t), а также средних Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Поэтому 27 ноября 1939 года было принято решение продолжить выпуск следующей модификации танка - Pz.Kpfw.II Ausf. F (7/LaS 100). В конструкции танка Ausf. F имелись все изменения, появившиеся на более ранних машинах.

Pz.Kpfw.II Ausf.D,E
В 1938 году фирма «Даймлер-Бенц» разработала проект так называемого «быстрого танка»(Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. От танка Pz.Kpfw.II Ausf.A-C осталась лишь одна башня, а корпус и шасси были полностью переработаны. Использовалась ходовая часть типа "Кристи" с опорными катками большого диаметра(четыре на борт) и новыми ведущими и направляющими колесами. Перепланированный корпус по конструкции напоминал корпус танка Pz.Kpfw.III. Экипаж три человека, вооружение как на машинах прежних модификаций. Масса 10000 кг. Танки планировалось выпускать в двух модификациях: Ausf.D (8/LaS 100) - 27001-27800, а также Ausf.E (9/LaS 100) - 27801-28000. Быстрые танки оснащались коробкой передач "Майбах Варнорекс VG102128H"(7 передач вперед и 3 назад). Карбюраторный двигатель "Майбах HL62TRM" мощностью 140 л.с./103 кВт. Максимальная скорость по шоссе 55 км/ч. Толщина брони 14,5-30 мм. В 1938-1939 фирмы «Даймлер-Бенц» и «МАН» построили 143 танка обоих модификаций и более 150 шасси. Танки Ausf.Е отличались от Ausf.D усиленной подвеской, гусеницами и ведущими колесами. Большинство «быстрых танков» использовались лишь в польской кампании, а затем или были переделаны в огнеметные танки Flammpanzer II или послужили базой для самоходных орудий.

Pz.Kpfw.II Ausf.F (7/LaS 100)
Легкие танки Pz.Kpfw.II Ausf.F (Fahrgestell 28001-29400) имели переработанный корпус. Вертикальная сплошная бронеплита проходила поперек всего корпуса. Справа на броне находился макет смотрового прибора механика-водителя. Настоящий прибор стоял слева. Изменилась конструкция смотровых приборов в маске пушки. Броню танка в целом усилили. Корпус немного укоротили - с 4370 до 4240 мм. Некоторые Pz.Kpfw.II Ausf.F были вооружены пушкой 2 cm Kwk 38. Выпускали также тропический вариант танка, оснащенный дополнительными воздушными фильтрами и улучшенной системой охлаждения двигателя. Такие танки обозначались как «Тр» или «Tropisch».
Поскольку выпуск танков Pz.Kpfw.II Ausf. А-С к тому времени был уже полностью свернут, возобновление производства шло с трудом. В апреле 1940 года удалось выпустить только три танка (возможно, это были даже не Ausf.F, а последние Ausf.С). Два Pz.Kpfw.II Ausf.F выпустили в июле, а четыре - в ноябре-декабре 1940 года. Выпуск набрал темп лишь в 1941 году. В течение года собрали 233 танка. В 1942 году выпустили еще 291 танк Pz.Kpfw.II Ausf.F (всего около 530 машин). Танки Pz.Kpfw.II Ausf.F выпускались фирмами «ФАМО» из Бреслау (Вроцлав), «Ферайгнитен Машиненверке» из Варшавы, «МАН» и «Даймлер-Бенц», Фирма «Вегманн» закончила сборку танка в 1941 году, а «МИАГ» - в 1940. Цена одного Pz.Kpfw.II Ausf.F (без вооружения) составляла 49228 рейхсмарок.

Pz.Kpfw.II Ausf.G (VK 901) Ausf.H, M (VK 903/1301)
18 июня 1938 года 6-й отдел Управления вооружения сухопутных войск поручил фирмам «МАН» и «Даймлер-Бенц» разработать новую модификацию танка Pz.Kpfw.II. Прежде всего следовало значительно увеличить максимальную скорость танка. Для прототипа зарезервировали обозначение VK 901, так как предполагалось, что масса танка не превысит 9000 кг. По сути, это должна была быть не новая модификация, а принципиально новый танк. Корпус и башню разработали на фирме «Даймлер-Бенц» в Берлин-Мариенфельде. Толщина лобовой брони 30 мм, бортовой 14,5 мм. Вооружение состояло из 20-мм пушки 2 cm KwK 38/L55 и 7,92-мм пулемета «Рейнметалл-Борзиг MG 34», то есть осталось тем же, что и на Pz.Kpfw.II Ausf.F.
Шасси было разработано фирмой «МАН» и было готово к середине декабря 1939 года. Сконструировал подвеску инженер Вильгельм Книпкампф. Шасси состояло из пяти опорных катков большого диаметра, независимо подвешенных на торсионах. Такое шасси было запатентовано в 1932 году и использовалось фирмой «Ганза-Ллойд» на артиллерийских полугусеничных тягачах. В качестве двигателя для нового танка выбрали карбюраторный двигатель «Майбах НL45» мощностью 150 Л.С./109 кВт. Максимальная скорость танка достигла 50 км/ч.
После завершения ходовых и полигонных испытаний планировалось выпустить нуль-серию из 75 машин, которым присвоили обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.G. Но всего в период между апрелем 1941 и февралем 1942 года удалось построить только 12 машин.
Еще в июле 1940 года фирма «МАН» подготовила выпуск улучшенного варианта танка VK 901 - VK 903/Pz.Kpfw.II Ausf.Н. На этом танке стоял двигатель «Майбах НL66p» мощностью 200 л.с./147 кВт. Был построен прототип, но потом началась унификация бронетехники, и от серийного выпуска машины отказались.
Рассматривалась возможность установить на танк 50-мм пушку 5 cm KwK 39/1L/60. Пушку установили в открытой сверху башне. Выпустили только четыре прототипа, вооруженных 50-мм пушкой.
Танки VK 901, VK 903, VK 1301 (Pz.Kpfw.II Ausf.М) не были приняты на вооружение немецкой армии, но послужили базой для создания других танков.
В начале сентября 1939 года 6-й отдел Управления вооружений сухопутных войск поручил фирмам «МАН», «Шкода» и «Бёмиш-Мэрише Машиненфабрик» создать разведывательный танк. Работа продвигалась медленно, так как опыт польской и французской кампаний показал, что имеющиеся танки Pz.Kpfw.II пока еще справляются с ролью разведывательных танков.
Ситуация резко изменилась с началом боевых действий на Восточном фронте. Выяснилось, что колесные бронеавтомобили не могут действовать в условиях бездорожья. По осенней или весенней распутице могли уверенно двигаться только танки. Поэтому разведывательных танков потребовалось больше. Управление вооружений в конце 1941 года определило, что танки VK 901, VK 903 и VK 1301 не отвечают предъявляемым к ним требованиям. В первую очередь, недостаточной была скорость танков. Управление вооружений также настаивало на улучшении ходовых качеств. Для этой цели на танк следовало поставить более мощный двигатель и более совершенное сцепление. Другим недостатком экспериментальных танков была недостаточная дальность действия радиостанции. Танки следовало оснастить более мощными радиостанциями, но это потребовало заметного увеличения объема боевого отделения, так как мощная радиостанция занимала больше места, а также требовала введения в состав экипажа еще одного члена - радиста

Pz.Kpfw.II Ausf.J
Уже опыт сентябрьской кампании показал, что пехоте требуется хорошо бронированный танк поддержки. 22 декабря 1939 года началось строительство танка Pz.Kpfw.II n.A. (neue Art - новая модель) VK 1601. Танк должен был нести броню толщиной 50-80 мм и развивать скорость 31 км/ч. Танк планировалось вооружить также, как и Pz.Kpfw.II Ausf.G. Заказали серию из 30 танков, обозначенных как Pz.Kpfw.II Ausf.J. С апреля по декабрь 1942 года построили 22 машины (Fgst 150101-159130). Дальнейший заказ на 100 танков вскоре аннулировали. Прототип был готов к испытаниям 19 июня 1940 года. Танки Ausf.J выпускали фирмы «МАН» и «Даймлер-Бенц».
Один VK 1601 - Pz.Kpfw.II Ausf.J переделали в БРЭМ, оснастив его подъемным краном. Получившийся в результате Bergepanzer VK 1601 эксплуатировался в составе 116-й танковой дивизии, воевавшей во Франции.

Pz.Kpfw.II Ausf.L - об этой модификации вы можете прочитать в отдельной статье на нашем сайте Pz.Kpfw II Ausf L Luchs ("Рысь")
 

Brueckenleger auf Pz.Kpfw.II
В начале 1939 года Управление вооружений заказало танк-мостоукладчик на базе шасси стандартного танка. Предполагалось создать два типа машин: легкого с пролетом грузоподъемностью до 8000 кг и тяжелого с пролетом грузоподъемностью до 18000 кг.
Прототип легкого мостоукладчика на базе шасси Pz.Kpfw.II Ausf.аЗ представила фирма «Магирус» из Ульма. Серию из трех таких танков затем произвела фирма «МАН».
В феврале 1939 года фирма «МАН» получила три шасси типа 4/LaS 100, которые были переделаны в танки-мостоукладчики в апреле 1939 года. Фирма «Крупп» получила заказ на сборку бронированной надстройки для танка. Выполнить этот заказ удалось лишь в 1941 году.
До сентября 1939 года были готовы три танка Brueckenleger II, но Управление вооружениями эти машины не приняло. Информация о дальнейших разработках в этом направлении и о судьбе трех прототипов отсутствует.

Pionier-Kampfwagen II
При ремонте танков Pz.Kpfw.II некоторые машины переделывали в транспортеры, предназначенные для саперных частей.
На месте снятой башни устанавливали большой деревянный кузов, крытый брезентом.
Демонтированные башни позднее использовались в составе различных оборонительных сооружений: Атлантического вала или Линии готов.

Panzerbeobachtungsvvagen II

Во многих частях танки Pz.Kpfw.II переделывали в передвижные наблюдательные и командные пункты для командиров частей самоходной и штурмовой артиллерии. Всего переделке подверглось несколько десятков танков Pz.Kpfw.II.
Как правило, переделка заключалась в том, что на танк ставили дополнительную радиостанцию FuG 8 с рамочной антенной, закрепленной над двигательным отделением. При этом танк сохранял возможность использовать свое стандартное вооружение. Часть дополнительного оснащения, стандартно хранившегося внутри боевого отделения, на этих танках перевозилась в металлическом контейнере на надмоторной бронеплите. Танки Panzerbeobachtungswagen II использовались в батареях самоходных орудий «Wespe», имевших такое же шасси.

Ladungsleger II
Несколько танков оснастили специальным рычагом, на котором подвешивался мощный фугасный заряд.
Такой танк подъезжал к цели, например доту, после чего рычагом заряд переносился с кормы танка к стене цели. Затем танк отъезжал на безопасное расстояние, а фугас приводился в действие дистанционно. Две такие машины в июне 1940 года находились в составе 58-го моторизованного саперного батальона 7-й танковой дивизии.

Pz.Kpfw.II mit Schwimmkoerper
Предполагаемая операция по высадке десанта в Англии заставила 6-й департамент Управления вооружений поставить вопрос о создании плавающих танков. Легкие танки Pz.Kpfw.II вполне можно было превратить в плавучие. Для этого достаточно было навесить по бокам небольшие понтоны.
Понтоны разработали на фирме «Гебрудер Заксенберг» из Рослау. С помощью специальных креплений понтоны крепились к поддерживающим каткам и ведущим колесам. В двигательном отсеке установили небольшой шноркель, защищавший карбюратор от возможного захлестывания водой. В трансмиссионном отделении смонтировали небольшой редуктор, приводящий в движение насос, откачивающий воду из танка.
Понтоны другой конструкции разработала фирма «Кессборер». Этот понтон образовывал своего рода «лодку», в которую помещался танк, и был заметно длиннее понтона фирмы «Гебрудер Заксенберг». Танки на понтоне «Гебрудер Заксенберг» по воде передвигались с помощью винта, отбиравшего мощность у ведущего вала двигателя. Максимальная скорость на воде достигала 10 км/ч. Понтон фирмы «Кессборер» своего винта не имел, поэтому танк на этом понтоне нуждался в буксире.
Всего понтонами оснастили 52 танка, которые поступили на вооружение танковых батальонов «А» и «В». В 1941 году оба батальона вошли в состав 18-го танкового полка формировавшейся 18-й танковой дивизии.

Pz.Kpfw.II mit Minenraumgeraet
Шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf. С в 1942 году использовалось для экспериментальной буксировки минного трала «Хаммер Шлаг Герет» массой 2500 кг. Трал был разработан фирмой «Вегманн» из Касселя.

Bergepanzer II
В 1939 году фирма «Магирус» создала два БРЭМ на базе шасси Pz.Kpfw.II Ausf.Ь, оснащенных 3-тонным подъемным краном. О боевом применении этих машин ничего не известно.
В 1946 году во время восстановле¬ния разрушенных предприятий Донбасса использовался кран, установленный на шасси трофейного Pz.Kpfw.II Ausf.F

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ  

Компоновка танка представляла собой классическую немецкую схему с передним расположением трансмиссии. Особенностью компоновки Pz.II было размещение двигателя и трансмиссии со смещением к правому борту. Соответственно обитаемые отделения танка оказались смещены к левому борту.
КОРПУС танка сваривался из катаных листов хромоникелевой стали. Посадочного люка в крыше корпуса у механика-водителя не было, и для этой цели он пользовался одностворчатым люком в верхнем лобовом листе корпуса. В отделении управления находились брезентовое сиденье механика-водителя, органы управления танком и контрольные приборы. В корпусе имелись четыре смотровых прибора со стеклоблоками триплекс, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками со смотровыми щелями. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. В последнем справа располагался двигатель, а слева — радиатор и вентилятор системы охлаждения. В правой части крыши моторного отделения имелся двухстворчатый люк для доступа к двигателю.
БАШНЯ — сварная, шестигранная - была смещена относительно продольной оси танка влево на 85 мм. В ее крыше находился двухстворчатый люк, замененный в процессе модернизации командирской башенкой. В правой створке люка выполнялся маленький прямоугольный лючок для флажковой сигнализации. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механизма поворота, располагавшегося справа от маски установки вооружения. В бортах башни имелись два смот ровых прибора со стеклоблоками триплекс и два вентиляционных лючка, закрываемых броневыми крышками. Полик боевого отделения в башне отсутствовал.
ВООРУЖЕНИЕ. На танках Pz.II Ausf. а Ь, с, А — F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 с длиной ствола 50 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 780 м/с, скорострельность — 280 выстр./мин. Максимальная дальность стрельбы 4400 м, дальность прямого выстрела 1000 м. Масса орудия - 63 кг. Горизонтальное наведение осуществлялось за счет поворота башни, вертикальное - с помощью винтового подъемного механизма, размещенного слева от пушки. Угол вертикального наведения колебался в пределах от -9.5° до +20°.
На части танков Ausf.F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 38, отличавшаяся от KwK 30 лучшим качеством изготовления, меньшей массой (56 кг) и большей скорострельностью (450 выстр./мин)
Боекомплект пушки состоял из 180 выстрелов (в ходе войны он возрос до 320) в магазинах по 10 штук в каждом. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 148 кг на дистанции 100 м при угле встречи 90° пробивал броневую плиту толщиной от 17,5 до 20 мм. В 1940 году в боекомплект Pz.II ввели выстрел Panzergranatpatrone 40,1, сердечник которого выполнялся из твердого сплава с использованием вольфрама. Бронепробиваемость новым снарядом на дистанции 100 м достигала 40 мм при угле встречи 60° и 20 мм на дистанции 500 м.
В одной маске с пушкой устанавливался 7,92-мм пулемет MG 34. Его боекомплект состоял из 1425 патронов. С 1940 года боекомплект был увеличен до 2100 патронов в барабанных магазинах по 75 патронов в каждом.
Наведение пушки в цель осуществлялось с помощью телескопических прицелов Zeiss TZF 4 (Ausf.a, b, С, А, В), TZF 4/36 (Ausf. D и Е), TZF 4/38 (Ausf.С и F с пушкой KwK 30). На машинах Ausf.F с пушкой KwK 38 устанавливался прицел TZF За.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. Танки Pz.II Ausf.a — F оснащались двигателями Maybach HL 57TR, 62TF) и 62TRM, шестицилиндровыми, карбюраторными, четырехтактными, рядными, жидкостного охлаждения, мощностью 130 (57TR) и 140 (62TR и 62TRM) л.с. при 2600 об/мин. Диаметры цилиндров — 100 и 105 мм соответственно. Ход поршня— 120 мм. Степень сжатия - 6,3 (57TR) и 6,5 (62TR и 62TRM). Рабочий объем — 5698 см3 и 6234 см3. Конструктивно все двигатели были подобны. Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему входили два бензобака емкостью 102 и 68 л. У танков модификаций D и Е - один бензобак емкостью 200 л. Топливный насос Pallas № 62601, карбюратор Solex 40JFF II.
Трансмиссия состояла из карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, одноступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач.
Шестискоростная (6+1) коробка передач ZF Aphon SSG45 (Ausf. а — с) имела синхронизаторы только на 2-й и 6-й передачах. На танках Ausf. А — С и F устанавливалась шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG46 с дисковыми синхронизаторами на всех передачах.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танков модификаций а и b применительно к одному борту состояла из шести опорных катков, сблокированных попарно на продольной внешней балке в три тележки и подвешенных на четвертьэллиптических листовых рессорах. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Модификации А —С и F имели пять обрезиненных опорных катков диаметром 550 мм, подвешенных на четверть-эллиптических рессорах индивидуально, и четыре поддерживающих катка. В ходовую часть вариантов D и Е входили только четыре опорных катка. Ведущие колеса — переднего расположения. Гусеница шириной 300 мм состояла из 108 траков (у модификаций D и Е - из 96 траков).
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch BNF 2.5/12BRS1 12 AL/ZMA/R8 (Ausf.a), Bosch BNG 2,5/12BR183 12AL/ZMA/R3 (Ausf.b и с) и Bosch BNG 2.5/AL/ZMA (остальные модификации); аккумулятор Bosch емкостью 120 А*ч. Потребители: электростартер, система зажигания, контрольные приборы, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал.
СРЕДСТВА СВЯЗИ. Все танки Pz.II оснащались коротковолновой радиостанцией FuG 5. Дальность дейсшии 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Боевое крещение Pz.II приняли в марте 1938-го, в ходе операции по присоединению Австрии к рейху, так называемом аншлюсе. Боевых столкновений в ходе этой операции не было, но во время марша до Вены до 30% «двоек» вышло из строя по техническим причинам, главным образом из-за низкой надежности ходовой части. По причине плохой организации ремонтно-эвакуационной службы большинство этих танков были оставлены на обочинах дорог. После аншлюса генерал Г.Гудериан, командовавший тогда 2-й танковой дивизией, остро поставил вопрос об улучшении системы эвакуации и ремонта боевых машин.
Бескровно прошло и присоединение к Германии Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года - как результат Мюнхенского сговора. Потерь в материальной части было уже значительно меньше, поскольку к местам сосредоточения танки Pz.I и Pz.II доставлялись на грузовиках, что позволило сохранить мизерный ресурс ходовой части. Кстати, следует отметить, что для перевозки Pz.II использовались грузовые автомобили Faun L900 D567 (6x4) и двухосные прицепы Sd.Anh.115.
За Судетской областью последовала оккупация Чехии и Моравии. 15 марта 1939 года первыми вступили в Прагу Pz.II из состава 2-й танковой дивизии вермахта.

Накануне Польской кампании Pz.II. наряду с Pz.I, составляли большинство боевых машин Панцерваффе. 1 сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа. В каждую роту легких танков входил один взвод (5 единиц) «двоек». Всего же в танковом полку имелось 69 танков, а в батальоне — 33. Только в строю 1-й танковой дивизии, лучше других укомплектованной танками Pz.III и Pz.IV, находилось 39 Pz.II. В дивизиях двухполкового состава (2-й, 4-й и 5-й) насчитывалось до 140, а однополковых от 70 до 85 танков Pz.II. 3-я танковая дивизия, в состав которой был включен учебный батальон (Рапгег Lehr Abteilung), располагала 175 танками Pz.II. Меньше всего «двоек» имелось в составе легких дивизий. Машины модификаций D и Е состояли на вооружении 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии и 33-го танкового батальона 4-й легкой дивизии.
Броня «двоек» без усилий пробивалась снарядами 37-мм противотанковых пушек wz.36 и 75-мм полевых пушек польской армии, что выяснилось уже 1—2 сентября при прорыве позиций Волынской кавалерийской бригады под Мокрой. 1-я танковая дивизия потеряла там восемь машин Pz.II. Еще большие потери — 15 танков Pz.II — понесла 4-я танковая дивизия на подступах к Варшаве. Всего же за время Польской кампании до 10 октября вермахт потерял 259 танков этого типа. Однако безвозвратные потери составили только 83 машины.
Для участия в захвате Дании и Норвегии был сформирован 40-й батальон специального назначения (Panzer Abteilung z.b. V 40), состоявший из трех рот, в каждую из которых, в отличие от штатной организации Панцерваффе, входило всего три взвода. На вооружении батальона находились легкие ганки Pz.I и Pz.II, а также командирские машины Pz.Bef.Wg,
Вторжение в Данию началось 9 апреля 1940 года. Датские войска практически не оказали сопротивления, и боевые действия завершились еще до полудня. Вскоре «единички» и «двойки» 1-й и 2-й рот 40-го батальона продефилировали по улицам Коппенгагена.
Тем временем 3-я рота направлялась в Норвегию. По пути не обошлось без потерь — вечером 10 апреля транспорт «Antaris Н» торпедировала британская подводная лодка, и он затонул с пятью танками на борту. Другой пароход — «Urundi» — сел на мель и прибыл в Осло только 17 апреля. В качестве компенсации за понесенные потери два дня спустя батальону был придан взвод из трех тяжелых трехбашенных танков NЬ.Fz. К 24 апреля на Скандинавский полуостров прибыли и две другие роты батальона. Теперь в его составе насчитывалось 54 танка; 3 Nb.Fz., 29 Pz.I. 18 Pz.II и 4 командирских. Эти боевые машины использовались для поддержки пехоты в боях с высадившимися в Норвегии вслед за немцами английскими и французскими войсками. В ходе этих боев, в которых участие танков носило, впрочем, весьма ограниченный характер, батальон потерял 11 машин, из них — два Pz.II Ausf.С.

К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года Панцерваффе располагали 1110 танками Pz.II, 955 из которых находились в боеготовом состоянии. При этом количество танков в разных соединениях существенно различалось. Так, в 3-й танковой дивизии, действовавшей на фланге, их имелось 110, а в 7-й танковой генерала Э.Роммеля, находившейся на направлении главного удара, — 40. Против хорошо бронированных французских легких и средних танков «двойки» были практически бессильны. Они могли поразить машины противника только с близкой дистанции в борт или корму. Впрочем, танковых боев в ходе Французской кампании было мало. Основная тяжесть борьбы с французскими танками легла на плечи авиации и артиллерии. Тем не менее, урон немцы понесли весьма существенный, в частности, они потеряли 240 танков Pz.II.
Летом 1940 года 52 «двойки» из состава 2-й танковой дивизии были переоборудованы в плавающие танки. Из них сформировали два батальона 18-го танкового полка 18-й танковой бригады (позже развернутой в дивизию). Предполагалось, что вместе с подготовленными для движения под водой Pz.III и Pz.IV «двойки» примут участие в операции «Морской лев» — высадке на побережье Англии. Обучение экипажей к движению на плаву осуществлялось на полигоне в Путлосе. Поскольку высадка на берега «Туманного Альбиона» не состоялась, Schwimmpanzer II перебросили на восток. В первые часы операции «Барбаросса» эти танки вплавь форсировали Западный Буг. В дальнейшем их использовали как обычные боевые машины.
Танки Pz.II 5-й и 11-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции в апреле 1941 года. На узких горных дорогах серьезную угрозу представляли противотанковые мины. Например, 1-й батальон 3-го танкового полка 2-й танковой дивизии потерял поврежденными 5 танков Pz.II (все машины удалось вернуть в строй). Безвозвратно были потеряны три Pz.II, утонувшие при переправе через реку на севере Греции.
В ходе операции «Марита» (Балканская кампания) 8-я и 9-я танковые дивизии потеряли по 5 Pz.II, 2-я танковая дивизия недосчиталась двух танков этого типа, а 14-я танковая дивизия отделалась потерей лишь одного Pz.II. Танки Pz.Kpfw.II 5-й роты 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии были переброшены морем на Крит и поддерживали там действия немецких войск. Позднее эти машины вошли в состав танкового батальона «Крит» в качестве его первой роты.
2-я танковая дивизия потеряла 37 танков Pz.Kpfw.II, ушедших на дно вместе с потопленными транспортами «Кюбфельс» и «Марбург».

В состав Германского корпуса в Африке входили два танковых соеди¬нения: 5-я легкая дивизия и 15-я танковая дивизия. 5-й танковый полк 5-й легкой дивизии и 8-й танковый полк 15-й танковой дивизии располагали по 45 танков Pz.Kpfw.II. В трудных условиях пустыни наблюдался быстрый износ материальной части. Например, за два месяца (февраль-апрель 1941 года) пришлось проводить капитальный ремонт 19 из 45 танков Pz.Kpfw.II 5-го танкового полка. Первое время машины эксплуатировались без дополнительных воздушных фильтров, в результате висящая в воздухе пыль буквально съедала двигатели. В массовом порядке выходили из строя элементы подвески. За тот же период пришлось заменить 16 рессор. В ходе неудачного штурма Тобрука 5-й танковый полк потерял 3 танка, подорвавшихся на минах. 15 мая 1941 года во время боя за перевал Халфая полк потерял еще один танк.
В июне 1941 года союзники предприняли попытку перейти в наступление (операция «Баттлэкс»), Легкие немецкие танки Pz.Kpfw.I и II понесли ощутимые потери. Утром 16 июня 1-й батальон 8-го танкового полка располагал 9 боеспособными Pz.Kpfw.II. К вечеру в батальоне оставался только один танк этого типа. 5-й полк в тот же день потерял два Pz.Kpfw.II. 30 июня полк получил пополнение в виде четырех новых танков Pz.Kpfw.II Ausf.F.
В ноябре 1941 года последовала новая наступательная операция союзников («Крузейдер»). К тому времени части Германского корпуса в Африке располагали 77 танками Pz.Kpfw.II (5-я легкая дивизия была переформирована в 21-ю танковую дивизию). В тяжелых боях обе немецкие танковые дивизии понесли потери. 20 декабря 1941 года 5-й танковый полк располагал только тремя боеспособными Pz.Kpfw.II. Всего в ноябре-декабре 1941 года Роммель потерял 56 танков Pz.Kpfw.II.
В январе 1942 года Роммель развернул новое наступление. В нем участвовало всего несколько Pz.Kpfw.II: 12 из 8-го танкового полка и 7 из 5-го танкового полка. До мая 1942 года в Африку доставили еще 20 танков Pz.Kpfw.II Ausf.F. 25 мая 1942 года к началу наступления под Газалой, немецкие части располагали в общей сложности 58 танками Pz.Kpfw.II, по 29 в каждой танковой дивизии. К 20 июня 1942 года, когда капитулировал Тобрук, Роммель потерял 25 танков Pz.Kpfw.II.
С июня 1942 года танки Pz.Kpfw.II в Африку больше не поставлялись. Вместо них на транспортах прибывали танки Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 и Pz.Kpfw.III, вооруженные длинноствольными пушками калибра 75 и 50 мм.
Поэтому при Эль-Аламейне Роммель располагал лишь единичными уцелевшими Pz.Kpfw.II: 14 из 21-й танковой дивизии и 15 из 15-й танковой дивизии.
Танки Pz.Kpfw.II имелись в составе высланных в конце 1942 года в Тунис 10-й танковой дивизии (21 штука) и 190-го танкового батальона 90-й легкой дивизии (7 штук). Два Pz.Kpfw.II, захваченные в мае 1943 года в Тунисе, проходили испытания в Великобритании и США.

По состоянию на 1 июня 1941 года в гитлеровской армии насчитывалось 1074 боеготовых танков Pz.II. Еще 45 машин находилось в ремонте. В соединениях, предназначенных для участия в операции «Барбаросса» и сосредоточенных у границы Советского Союза, имелось 746 машин этого типа, что составляло почти 21% от общего числа танков. По тогдашнему штату один взвод в роте должен был иметь на вооружении танки Pz.II. Но это положение соблюдалось не всегда: в одних дивизиях «двоек» было много, иногда сверх штата, в других — не было совсем. На 22 июня 1941 года Pz.II находились в составе 1-й (43 единицы), 3-й (58), 4-й (44), 6-й (47), 7-й (53), 8-й (49). 9-й (32), 10-й (45), 11-й (44), 12-й (33), 13-й (45), 14-й (45), 16-й (45), 17-й (44), 18-й (50), 19-й (35) и 20-й (31) танковых дивизий вермахта. Кроме того, линейные «двойки» имелись и в составе 100-го и 101-го огнеметных танковых батальонов.
Pz.II без труда могли бороться с советскими легкими танками Т-37, Т-38 и Т-40, вооруженными пулеметами, а также с бронеавтомобилями всех типов.
Легкие же танки Т-26 и БТ, особенно последних выпусков, поражались «двойками» лишь со сравнительно близких дистанций. При этом немецким машинам неизбежно приходилось входить в зону эффективного огня советских 45-мм танковых пушек. Уверенно пробивали броню Pz.II и советские противотанковые пушки. К концу 1941 года на Восточном фронте немецкая армия потеряла 424 танка Pz.II.
Тем не менее, в 1942 году некоторое количество машин этого типа еще сохранялось в составе боевых частей вермахта и войск СС. Правда, в отдельных соединениях их наличие было чисто символическим. Так, накануне немецкого летнего наступления на Восточном фронте Pz.II еще состояли на вооружении 1-й (2 единицы), 2-й (22). 3-й (25). 4-й (13). 5-й (26), 8-й (1), 9-й (22), 11-й (15). 13-й (15), 14-й (14), 16-й (13), 17-й (17), 18-й (11), 19-й (6), 20-й (8), 22-й (28), 23-й (27) и 24-й (32) танковых дивизий Панцерваффе. Помимо этого, они находились в боевом составе 3-й (10), 16-й (10), 29-й (12) и 60-й (17) моторизованных дивизий, дивизии Großdeutschland (12) и моторизованной дивизии СС Wiking (12). В течение 1942 года на всех театрах боевых действий германская армия потеряла 346 Pz.II.
В ходе операции «Блау» танки Pz.Kpfw.II использовались для разведки и обеспечения коммуникаций. Была разработана тактика, которая предусматривала в случае появления советских танков выдвигать вперед средние танки, а легкие Pz.Kpfw.II отправлять на фланги для прикрытия и борьбы с пехотой противника. В 9-й танковой дивизии танки Pz.Kpfw.II использовали в качестве машин связи в составе частей самоходной артиллерии.
К началу советского контрнаступления под Сталинградом немецкое командование располагало в этом районе 38 танками Pz.Kpfw.II, из них 22 танков находилось в составе 27-й танковой дивизии. Еще 22 Pz.Kpfw.II находилось на Кавказе. В составе группы армий «Центр» действовало 103 танка Pz.Kpfw.II, в том числе 26 штук в составе 9-й танковой дивизии. В ноябре 1942 года на фронт из Франции прибыла 6-я танковая дивизия, располагавшая 21 танком Pz.Kpfw.II. В ходе тяжелых боев под Харьковом к 31 марта 1943 года в составе 11-го танкового полка 6-й танковой дивизии осталось только 5 танков.
Так как новых танков не хватало, немецкие танковые части продолжали использовать старые машины. К концу 1942 года из Франции прибыла 7-я танковая дивизия, имевшая 21 танк Pz.Kpfw.II, а также 138-й танковый батальон с 8 танками этого типа. В элитарных частях СС, сражавшихся под Харьковом в марте 1943 года, оставалось 22 танка Pz.Kpfw.II.

В битве на Курской Дуге немецкая армия использовала 101 танк Pz.Kpfw.II. Больше всего машин этого типа было в составе 8-го танкового полка 10-й танковой дивизии. К тому времени танки Pz.Kpfw.II оставались только в легком взводе при штабе танкового полка (7 штук) и при штабе танкового батальона (также 7 штук). Танковый батальон в составе мотопехотной дивизии образца 1943 года также включал в себя роту легких танков Pz.Kpfw.II или Pz.Kpfw.38(t).
 
В 1943 году «двойки», постепенно вытясняемые из боевых подразделений, все чаще привлекались для несения патрульной службы, охраны штабов, разведки и противопартизанских операций. Потери за год составили 84 единицы, что говорит о резком сокращении количества Pz.II в войсках. Тем не менее, на март 1945-го немцы еще располагали 15 такими танками в действующей армии и 130 — в армии резерва.
Башни Pz.II в значительных количествах использовались при создании различных долговременных огневых точек. На разного рода фортификационных сооружениях как на Западе, так и на Востоке находилось 100 башен Pz.II с 37-мм пушкой и 536 со штатной 20-мм KwK 30.
С октября 1944 года танки Pz.Kpfw.II больше не фигурировали в списках наличной бронетехники боевых частей панцерваффе и войск СС.

Экспорт

Танки Pz.Kpfw.II не были предметом широкого экспорта, как, например, штурмовые орудия StuG III или танки Pz.Kpfw.IV. В первый период войны танки Pz.Kpfw.II требовались частям Панцерваффе, а позднее они уже устарели.
В 1944 году венгерская армия получила несколько Pz.Kpfw.II Ausf.F, которые использовала для подготовки танкистов. В 1944 году 3-я рота 11-го танкового батальона располагала двумя танками этого типа.
Словацкая армия в 1943 году купила 16 б/у танков Pz.Kpfw.II Ausf.а, А/В, которыми заменила устаревшие бронеавтомобили «Татра ОА 30». Словаки присвоили танкам серийные номера в блоке от V-3083 до V-3098. Купленные танки уже прошли к тому времени генеральный ремонт с переделкой к стандарту Ausf.F.
Весной 10 танков вошло в состав 2-го батальона истребителей танков танкового полка, шесть танков осталось в резерве. Все словацкие Pz.Kpfw.II были уничтожены в ходе народного восстания 1944 года.
В конце 40-х годов несколько машин этого типа (по-видимому, бывших румынских) находилось в Ливане. В настоящее время танки Panzer Kpfw.II, в основном машины модификации F, можно увидеть в нескольких музеях мира: на Абердинском полигоне (США), в Бовингтоне (Великобритания) и в подмосковной Кубинке. В военном музее в Белграде (Югославия) сохраняется машина модификации С.

ОЦЕНКА МАШИНЫ

Как уже упоминалось, Pz.II рассматривался Управлением вооружений и руководством вермахта как некая промежуточная модель между учебным Pz.I и по-настоящему боевыми Pz.III и Pz.lV. Однако реальная ситуация опрокинула планы гитлеровских стратегов и заставила поставить в боевой строй не только Pz.II, но и Pz.I. Удивительно, насколько германская промышленность в 1930-е годы оказалась неспособной развернуть массовое производство танков. Об этом можно судить по данным, приведенным в таблице и свидетельствующим, насколько мизерным был выпуск танков даже в последние пять месяцев перед войной.

Но и после начала боевых действий, когда промышленность рейха перешла на режим военного времени, выпуск танков существенно не вырос. Тут уж было не до промежуточных моделей. Впрочем, на момент своего создания Pz.II оказался полноценным легким танком. Его броневая защита не уступала таковой у большинства легких танков тех лет. После модернизации «двойка» по этому параметру выдвинулась на лидирующее место, уступая только французским R35 и Н35. На достаточно высоком уровне находились маневренные характеристики танка, оптика и средства связи. «Ахиллесовой пятой» оставалось только вооружение, поскольку даже в середине 1930-х годов 20-мм пушка в качестве основного вооружения для легкого танка уже считалась бесперспективной. Для сравнения: орудия близкого калибра - 25 мм - были установлены лишь на нескольких десятках французских легких разведывательных танков. Правда, уже накануне Второй мировой войны 20-мм пушкой вооружались легкие итальянские машины L6/40, но невысокий уровень итальянского танкостроения общеизвестен.
Однако было бы интересно сравнить «двойку» с другим «собратом» по вооружению, появившимся еще позже — осенью 1941 года. Речь идет о советском легком танке Т-60.
Анализируя данные этих машин, можно сказать, что советским танкостроителям удалось добиться практически одинакового с немецким танком уровня защищенности, что при меньших массе и габаритах существенно повышало неуязвимость Т-60. Почти аналогичными были и динамические характеристики обеих машин. Несмотря на большую удельную мощность, Pz.II не был быстроходнее «шестидесятки». Формально одинаковыми были и параметры вооружения: оба танка оснащались 20-мм пушками с близкими баллистическими характеристиками. Начальная скорость бронебойного снаряда пушки Pz.II составляла 780 м/с, у Т-60 — 815 м/с, что теоретически позволяло им поражать одни и те же цели. На самом же деле все обстояло не так просто: советская пушка ТНШ-20 не могла вести огонь одиночными выстрелами, а немецкая КwK 30, равно как и КwК 38, — могла, что существенно повышало точность стрельбы. "Двойка" оказалась эффективнее на поле боя и за счет численности экипажа, состоявшего из трех человек и имевшего к тому же гораздо лучший обзор из танка, чем экипаж Т-60. Важным преимуществом являлось и наличие радиостанции. В итоге Pz.II в качестве машины переднего края существенно превосходил «шестидесятку». Еще больше это преимущество ощущалось при использовании танков для разведки, где малозаметный, но «слепой» и «немой» Т-60 был практически бесполезен.

Список источников:


  1. Журнал "Бронеколлекция" №4 2002 год "Легкий танк Panzer II"
  2. Журнал "Военные машины" №88/89 "Panzer II"
Категория: Бронетехника Межвоенный период | Добавил: Sherhhan (21.01.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 5451 | Теги: Pz.Kpfw.II, Pz.II | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]