Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Истребитель танков Jagdpanther
Истребитель танков Jagdpanther

Одним из лучших самоходных истребителей танков времен 2-й Мировой войны, несомненно, была немецкая «Ягдпантера». Машину создали на базе танка Pz.Kpfw.V Sd.Kfz.171 «Panther» и выпускали в 1944/45 годах. Всего выпустили около 415 машин этого типа.
Уже в начале войны немецкая армия предприняла определенные шаги по созданию самоходных истребителей танков, предназначенных для борьбы с бронетехникой противника. Главной причиной, побудившей немцев обзавестись истребителями танков, была неспособность немецких танков эффективно бороться с танками противника. Уже 3 августа 1942 года департамент вооружений (Heeres Waffen Amt) выдал техническое задание на истребитель танков на базе шасси нового танка VK 3002(MAN), который позднее получил известность как «Пантера». Новый истребитель танков (который первое время считали штурмовым орудием) предполагали вооружить 88-мм пушкой. Дополнительное вооружение составляли 7,92-мм пулемет MG 42 и личное оружие экипажа: два пистолета-пулемета МР 40 калибра 9 мм.
Лафет для пушки разрабатывали на эссенском заводе Krupp. В качестве эксперимента 88-мм пушку смонтировали на шасси танка Pz.Kpfw.IV, поскольку шасси «Пантеры» еще не было готово. Изготовитель «Пантер», фирма MAN сообщила о том, что первые шасси нового тарка будут отгружены не ранее января 1943 года. Поэтому осенью работы шли с использованием макетов в натуральную величину и в масштабе 1:10. Толщина лобовой брони должна была быть 80 мм, а бортовой - 50 мм.

Серийный выпуск истребителей танков планировали начать летом 1943 года. В октябре 1942 года министр Альберт Шпеер приказал подготовить выпуск новых машин и на фирме Daimler-Benz. Этим планировалось упростить производственный цикл и навести порядок в отношениях между поставщиками. Работы фирмы Krupp над истребителем танков завершились созданием деревянного макета, который продемонстрировали представителю Департамента вооружений 16 ноября 1942 года.
5 января 1943 года были уточнены тактико-технические характеристики машины. Фирма Daimler-Benz получила приказ довести толщину лобовой брони до 100 мм, а толщину бортов - до 60 мм. Лобовую бронеплиту следовало расположить под углом 55 °. Крыша рубки, днище и корма должны были иметь толщину 30 мм. Маска пушки легко снималась, чтобы открыть доступ к коробке передач и рулевому управлению, размещенному в передней части корпуса. Место механика-водителя предполагалось оснастить двумя перископами, объективы которых защищали вкладки из бронестекла. В бортах надстройки предусматривались бойницы, позволявшие вести огонь из ручного стрелкового оружия изнутри боевого отделения.
Создание «Ягдпантеры» не обошлось без того, чтобы фюрер не высказал свое «авторитетное» мнение. 6 марта Гитлер приказал предусмотреть возможность устанавливать на машине орудийную шаровую маску типа Porsche. Кроме того, именно по настоянию фюрера толщину лобовой и бортовой брони рубки увеличили до 100 и 60 мм, соответственно. Наконец, по настоянию фюрера предусматривалось использовать для выпуска «Ягдпантер» шасси не обычных «Пантер», а новых «Пантер II».

4 мая 1943 года проект снова пересмотрели. Вместо еще совершенно сырого шасси «Пантеры II» решили вернуть уже более-менее доведенное до ума шасси «Пантеры». Фирма Daimler-Benz получила заказ рассмотреть возможность перенести все новые наработки на шасси «Пантеры». Одновременно был окончательно утвержден список подрядчиков. Департамент вооружений определил, что фирма Daimler-Benz целиком сосредоточится на выпуске танков «Пантера», а заказ на выпуск «Ягдпантер» разместили на фирме MIAG (Muehlenbau und Industrie A.G.) в Брауншвейге.
Первое время сильное влияние на проектные работы оказывала «артиллерийская» концепция машины (которую, как мы помним, отклассифицировали в штурмовые орудия). В частности, на истребитель танков планировали установить радиостанции FuG 15 и FuG 16, обычные для артиллерийских, а не для танковых частей.
В сентябре 1943 года собрали первую рубку. В соответствии с техническим заданием от 1 мая 1943 года, толщина лобовой брони составляла 80 мм, бортов и нижней части лобовой брони 50 мм, бортов и кормы корпуса 40 мм, крыши надстройки 30 мм. Но и в таком варианте рубка оказалась слишком тяжелой, поэтому толщину крыши пришлось уменьшить до 25 мм. Изменилась и конструкция лафета. Вместо планировавшегося сектора обстрела 14° влево и вправо, лафет обеспечивал только 12°.
В середине июня 1943 года на фирме Daimler-Benz построили полномасштабную модель «Ягдпантеры», которую отправили на MIAG для создания шаблонов и лекал. 20 октября 1943 года модель вместе с другими новыми образцами бронетехники продемонстрировали фюреру на полигоне в Арисе (Ожише).

9 июля Wa Pruef 6 выдал техническое задание на вооружение «Ягдпантеры». Главное вооружение - пушка 8,8 cm Рак 43 L/71 калибра 88 мм, боекомплект 50 выстрелов. Дополнительное вооружение составляли гранатомет Nahvertigungswaffe (30 выстрелов), пулемет МG 42 (600 патронов) и четыре пистолета-пулемета МР 38/40 (760 патронов). Пушка оснащалась прицелом Sfl ZF 1а. Численность экипажа увеличилась до шести человек за счет стрелка-радиста, который одновременно обслуживал радиостанцию и пулемет МG 42.
В октябре 1943 года, еще до начала серийного выпуска истребитель танка был модифицирован. Причиной модификации стал опыт, полученный в ходе битвы на Курской Дуге. Выявилась необходимость усилить защиту машины от пехоты противника. С этой целью «Ягдпантеру» оснастили курсовым пулеметом, смонтированным в шаровой установке справа от пушки. До этого,огонь из пулемета предполагалось вести через бойницу в лобовой броне, как это имело место у первых «Пантер».
Боекомплект увеличили с 50 до 60 выстрелов, а численность экипажа сократили до 5 человек за счет одного заряжающего. Соответственно, число перископов в крыше рубки сократили с пяти до четырех, причем два перископа вращались, а два фиксированы. Первый прототип V 101 был готов к испытаниям в октябре 1943 года. Второй прототип - V 102 - завершили 17 ноября 1943 года. 16 декабря 1943 года V 102 продемонстрировали Гитлеру на полигоне в Арисе.

Модификации
Вскоре после начала серийного выпуска, уже в январе 1944 года в конструкцию «Ягдпантеры» внесли первые изменения. Серийные «Ягдпантеры» не имели бортовых бойниц. Вместо стрелкового оружия экипажа планировалось использовать миномет. Машину оснастили креплениями для антипробуксовочных зубьев.
В феврале 1944 года место механика-водителя стали оснащать только одним перископом (правым). На корме установили буксировочный крюк. Истребители танков стали оснащать пушками Рак 43/2 с монолитным стволом, а заслонка маски пушки теперь приваривалась к лобовой броне. Машины первых производственных серий имели стандартную надмоторную бронеплиту, устанавливавшуюся и на серийных «Пантерах» Ausf. А. На плите разместили два резиновых амортизатора, которые защищали плиту от ударов крышки люка в задней стене рубки. В 1945 году амортизаторы ставить перестали.
Летом 1944 года изменилось положение буксировочных серег. Машины стали вооружать пушками Рак 43/3 с двухсоставным стволом. Иногда пушки 43/3 оснащали дульным тормозом от пушек 7,5 cm Pak 40 L/70 калибра 75-мм. Баллистика пушки Рак 43/3 была несколько улучшена. Схема крепления пушки и механизм горизонтального наведения подверглись упрощению. Однако старые монолитные стволы продолжали параллельно устанавливать вплоть до октября 1944 года. В июне 1944 года на крыше боевого отделения разместили три гнезда для 2-тонного подъемного крана.
В сентябре 1944 года машины перестали покрывать циммеритом. В октябре на «Ягдпантерах» появилась новая маска пушки, крепившаяся к лобовой броне восемью болтами. Выхлопные трубы оснастили листовыми пламегасителями (Flammvernichter).
 
В октябре 1944 года "Ягдпантеры" получили новые самоочищающииеся ведущие колеса увеличенного диаметра. Заднюю рессору убрали. Подобные изменения ходовой части провели и на серийных "Пантерах". Левый воздухозаборник оснастили заслонкой того же типа, что и на "Пантере", которая служила для направления теплого воздуха в боевого отделение. На левом борту машины помещался цилиндрический контейнер с орудийным банником. Некоторые "Ягдпантеры" оснащали дополнительным вентилятором боевого отделения, смонтированным на крыше рубки. Дополнительные воздухозаборники на надмоторной бронеплите у рубки были на 75 мм уже, чем у серийных "Пантер". С декабря 1944 года более сузили также воздухозаборники в задней части двигательного отделения. Немного изменилась конструкция маски пушки - слегка уменьшился выступ, соединяющий маску с корпусом. В последние месяцы войны боекомплект увеличили на два выстрела. Осенью 1944 года над перископом механика-водителя перестали монтировать противодождевую крышку. Можно назвать три основные модификации. Первая модификация - это ранние машины, имеющие монолитный ствол Рак 43/2, маску, приваренную к лобовой броне и два водительских перископа. Вторая("средняя") модификация - пушка Рак 43/3, один перископ механика-водителя. Третья модификация - новая маска пушки, крепившаяся болтами, надмоторная бронеплита Ausf.G, другие мелкие отличия.

Серийный выпуск
Как уже говорилось выше, серийный выпуск "Ягдпантер" наладили на заводе MIAG в Брауншвейге. Первые "Ягдпантеры" едва ли можно назвать серийными машинами, так как месячный выпуск составлял всего несколько машин. Например, в марте 1944 года выпустили только восемь "Ягдпантер". Производство отставало от графика в 2-3 раза. В июне 1944 года завод MIAG подвергся налету бомбардировщиков из 8-го авиаполка США. В результате налета серьезно пострадала производственная база, и в том месяце удалось построить только шесть "Ягдпантер". В октябре американцы снова удачно бомбили MIAG, в результате октябрьский выпуск составил восемь машин.
Все это заставило Waffen Amt привлечь к выпуску истребителей танков новых производителей. Выбор пал на фирму MNH из Ганновера, которая к тому времени уже участвовала в выпуске "Пантер". Фирма MNH(Maschinenfabrik Niedersachsen) выпустила в ноябре 1944 года 20 " Ягдпантер", и еще 14 - в декабре. К выпуску истребителей танков привлекли и завод MBA(Maschinenbau und Bahnbedarf)
 в Потсдаме. Первые "Ягдпантеры" в МВА построили в декабре 1944 года. Сам завод не выпускал "Пантеры", но был субподрядчиком берлинской фирмы Daimler-Benz. В январе 1945 года месячный выпуск составил: MIAG - 35 машин, MNH - 35 машин, MBA - 2 машины.
Несмотря на бомбардировки, нехватку сырья и рабочих рук, Департамент вооружений планировал в 1945 году значительно увеличить выпуск "Ягдпантер"  в рамках программы "Notprogram". В феврале 1945 года предполагалось выпустить 70 машин(выпущено 42),а к июню 1945 года месячный выпуск планировали довести до 100 машин. Главным поставщиком "Ягдпантер" должен был стать завод MIAG(60 машин ежемесячно), а МВА и MNH должны были выпускать по 20 машин ежемесячно. В кноце войны ежемесячный выпуск составлял 50-70% от плана.
Мало кому известно о том, что после войны английский 823rd Armoured Troops Workshop REME №13 из запасных частей со склада MNH собрал 13 "Пантер" и "Ягдпантер".
Пушки 8,8 cm Pak 43/3 L/71 изготавливали заводы фирмы Dortmund-Hoerder-Huetteverein AG в Липпштадте и Дортмунде. Корпуса собирала фирма Brandenburger Eisenwerke GmbH из Бранденбурга. Последние «Ягдпантеры», выпущенные фирмой MBA, поступили в части, обороняющие Берлин. 18 и 19 апреля прибыло по одной машине, а 22 апреля поступили последние пять машин.

Немецкие конструкторы разработали несколько самоходных орудий на базе «Пантеры», у которых двигатель был перенесен в центральную часть корпуса. Однако все проекты остановились на стадии макетов в масштабе 1:10. Один из таких проектов демонстрировался фирмой Krupp 24 ноября 1944 года.
Рассматривалась возможность жесткой установки на «Ягдпантеру» 88-мм пушки, то есть без механизма отката. Выяснилось, что 88-мм пушка не подходит для такого размещения.

Описание конструкции
Корпус и рубка
Корпус сварен из стальных прокатанных гетерогенных плит. Масса бронекорпуса около 17000 кг. Стены корпуса и рубки располагались под разными углами, что способствовало рассеиванию кинетической энергии снарядов. Сварные швы дополнительно усиливались шпунтами и пазами. Для производства «Ягдпантер» использовался стандартный корпус танка Pz.Kpfw.V «Panther» Sd.Kfz.171. В передней части корпуса находилась коробка передач, слева и справа от нее размещались механик-водитель и стрелок-радист. У места стрелка-радиста в лобовой броне в шаровой установке монтировался курсовой пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Механик-водитель управлял машиной с помощью рычагов, включавших или выключавших бортовые передачи. Справа от сиденья механика-водителя располагались рычаги переключения передач и ручного тормоза. По бокам от сиденья находились рычаги аварийного управления бортовыми тормозами. Место механика-водителя оборудовалось приборной доской. На доске монтировали тахометр (шкала 0-3500 об./мин), термометром системы охлаждения (40-120°), указателем давления масла (до 12 ГПа), спидометром, компасом и часами. Все перечисленные приборы находились справа от сиденья. Обзор с места механика-водителя обеспечивался через одинарный (двойной) перископ, выведенный на лобовую броню. У машин поздних производственных серий кресло механика-водителя подняли на 50-75 мм.

Справа от коробки передач находилось место стрелка-радиста. Радиостанция монтировалась на правой стене корпуса. Обзор с места стрелка-радиста обеспечивал единственный оптический прицел Kgf 2 для курсового пулемета. Пулемет MG 34 калибра 7,92 мм размещался в шаровой установке. 8 сумок с лентами по 75 патронов подвешивались справа и слева от места стрелка-радиста.
Центральную часть машины занимало боевое отделение, где находились стеллажи с 88-мм выстрелами, казенная часть пушки 8,8 cm Pak 43/2 или Pak 43/3 а также места остальных членов экипажа: наводчика, заряжающего и командира. Боевое отделение со всех сторон было закрыто неподвижной рубкой. На крыше рубки имелись два круглых люка для членов экипажа. В задней стенке рубки имелся прямоугольный люк, служивший для эвакуации экипажа, выброса стреляных гильз, погрузки боекомплекта и демонтажа орудия. Дополнительный небольшой лючок предназначался для выброса стреляных гильз. В задней части корпуса находилось двигательное отделение, отгороженное от боевого отделения противопожарной переборкой. Двигательное отделение и вся задняя часть корпуса полностью соответствовала серийной «Пантере».
У некоторых машин на задней части рубки крепился контейнер для запасных частей. Еще два контейнера размещались на кормовой бронеплите. У некоторых машин раннего выпуска имелся дополнительный навесной контейнер на задней стенке рубки. На крыше рубки располагались прицелы, подвижные и фиксированные перископы, вентиляторы, а также миномет ближнего боя - Nahvertigungswaffe.
 
Двигатель и трансмиссия
Самоходные истребители танков «Ягдпантера» приводились в движение двигателями Maybach HL230 Р30, которые выпускали фирмы Maybach во Фридрихсхафене, и Auto-Union AG в Хемнице. Это был 12-цилиндровый V-образный (угол развала цилиндров 60°) рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 145 мм, рабочий объем 23095 смЗ. Поршни чугунные, блок цилиндров алюминиевый. Люфт поршня 0,14-0,16 мм, люфт клапанов 0,35 мм. Степень сжатия 1:6,8, мощность 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об./мин. и 600 л.с.(441 кВт) при 2500 об./мин. Сухая масса двигателя 1280 кг. Длина 1310 мм, ширина 1000 мм, высота 1190 мм. Система охлаждения включала в себя два радиатора, расположенных слева и справа от двигателя. Радиаторы были размером 324x522x200 мм. Рабочая поверхность радиатора 1600 см2. Максимальная температура охлаждающей жидкости 90°, рабочая температура 80°. Циркуляцию в системе охлаждения обеспечивал червячный насос Pallas. Емкость системы охлаждения 132 л.
Циркуляцию воздуха в двигательном отделении обеспечивали два вентилятора Zyklon диаметром 520 мм. Скорость вращения вентиляторов колебалась между 2680 и 2765 об./мин. Вентиляторы отбирали мощность от коленвала через коническую передачу. Каждый вентилятор гнал воздух через два воздушных фильтра. Вентиляторы и фильтры выпускала фирма Mann und Hummel в Людвигсбурге. В надмоторной бронеплите имелись четыре дополнительных воздухозаборника, забранных металлической сеткой.
Двигатель оснащался четырьмя карбюраторами Solex 52 JFF IID. Топливо - бензин OZ 74 (октановое число 74) - заливали в шесть баков общей емкостью 700 (720) литров. Топливо в карбюраторы подавалось с помощью насоса Solex. Также имелся ручной аварийный насос. Справа от двигателя находился маслобак. Маслонасос отбирал мощность от ведущего вала двигателя. В сухой двигатель заливали 42 л масла, при смене масла заливали 32 л. Крутящий момент передавался от двигателя коробке передач через два карданных вала.
Коробка передач ZF АК 7-400 механическая, полуавтоматическая, с преселекцией. Коробку передач выпускали фирмы Zahnradfabrik AG в Фридрихсхафене, Waldwerke Passau и Adlerwerke во Франкфурте-на-Майне. Коробка передач имела семь скоростей и задний ход. Управление коробкой передач осуществлялось гидравлически, рычаг переключения передач находился справа от сиденья механика-водителя. 2-я и 7-я передачи были синхронизированы. Сцепление многодисковое сухое Fichtel und Sachs LAG 3/70H с гидравлическим управлением. Механизм рулевого управления MAN состоял из главной передачи, планетарной передачи, бортовой передачи и понижающего редуктора. Тормоза LG 900 гидравлического типа. Ручной тормоз MAN. Рычаг ручного тормоза находился справа от сиденья механика-водителя.

Ходовая часть
Опорные катки (по 3x8 на борт) независимо подвешивались на рычагах к торсионам диаметром 60-63 мм (диаметр головки торсиона 90 мм). Ведущие и направляющие колеса изготавливали фирмы Bergische Stahlindustrie (Ремшайд), Bochumer Verein (Бохум), Karcher und Ко (Вормс), Ruhrstahl AG и Dingier. Опорные катки размером 860x100 мм, штамповались из стального листа толщиной 4 мм и оснащались резиновым бандажом. Катки внутреннего и наружного рядов были одиночными, а внутреннего ряда - сдвоенными. Максимальный ход опорного катка достигал 510 мм. Удельное давление катка на грунт составляло 1410 кг/см2. Статический индекс жесткости катка составляла 8 мм/кг. Дополнительно в передней части корпуса помещался маленький поддерживающий каток. Ведущее колесо диаметром 821 мм имело 17 зубьев. Между 2 и 7 маятниками монтировались два амортизатора Siepmann НТ. С конца 1944 года задний амортизатор ставить на машины перестали. В кормовой части помещалось направляющее колесо с механизмом натяжения. Машины поздних производственных серий комплектовали самоочищающимися направляющими катками диаметром 660 мм.
Смазка ходовой части проводилась с помощью замкнутой системы, находящейся под давлением. Гусеницы двухгребневые, с раздельными траками типа Kgs 64/660/150. Ширина гусеницы 660 мм, длина шкворня, соединяющего траки, 555 мм, диаметр шкворня 20 мм. Траки отливались из марганцевого сплава. На гусеницы можно было устанавливать антипробуксовочные зубья. Гусеницы изготавливала фирма Trachenwerke (Гамбург). Опорная длина гусениц 3920 мм, ширина 660 мм. В каждой гусенице было по 86 траков (с октября 1944 года по 87 траков). Клиренс 560 мм. Верхний отрезок гусеницы защищался экранами (Schuertzen) из металлического листа толщиной 5 мм. Рулевой механизм двухступенчатый H&S L 801. Планетарная передача располагалась за коробкой передач, передаточный коэффициент бортовой передачи 1:12,56. Механические тормоза типа Argus выпускались фирмой Sueddeutsche Arguswerke (Карлсруэ).

Электрооборудование
Электрооборудование одножильное, напряжение 12 В. Источник тока генератор Bosch GTLN 700/12-1500L1 мощностью 0,7 кВт. Два аккумулятора Bosch 12В 150 емкостью 150 Ач и напряжением 12 В размещались под полом боевого отделения. Электрический стартер Bosch BPD 6/24 ARS 15 мощностью 6 л.с.(4,4 кВт) работал при напряжении 24 В. Зажигание электрическое, два магнето Bosch JGN 6R 18. Очередность воспламенения цилиндров 12-11-8-5-10-3-7-6-1-2-9-4. Свечи Bosch W 225T1. Кроме электрического стартера двигатель можно было пустить с помощью безынерционного стартера Bosch AL/ZM 1 или с помощью рукоятки, которую вращали два члена экипажа. Позднее появилась возможность пуска двигателя с помощью вспомогательного двухтактного двигателя. Для пуска двигателя также использовали моторы «кюбельвагена». Кроме того, от бортовой сети питалась подсветка прицелов и приборной доски, звуковой сигнал, фара, размещенная на левом крыле, ходовой огонь Notek, привод вентилятора, пуск орудия и пулемета.

Вооружение
Истребитель танков «Ягдпантера» был вооружен созданной в 1939-43 годах пушкой 8,8 cm Pak 43/2 или Pak 43/3 L/71 калибра 88 мм. Длина ствола 6300 мм (71 калибр), общая длина 6595 мм. Внутри ствола имелись 32 правых нареза глубиной 1,2 мм и шириной 5,04 мм. Замок пушки клинового типа. Угол склонения/возвышения - 8°...+14°, сектор обстрела по 13° влево и вправо. Противооткатный механизм гидравлического типа. Нормальный откат 380 мм, максимальный откат 580 мм. Когда откат превышал 580 мм, следовало сделать перерыв в стрельбе. Масс пушки 2265 кг. Электрический спуск включался кнопкой у места наводчика. Основным видом боеприпасов для пушки были бронебойные снаряды PzGr 39/1 массой 10,2 кг и начальной скоростью 1000 м/с. На дистанции 500 м снаряд PzGr 39/1 пробивал броню толщиной 185 мм, на дистанции 1000 м - 165 мм, на дистанции 2000 м - 132 мм. Это означало, что «Ягдпантера» могла вести огонь на поражение, сама оставаясь на безопасном расстоянии. Подкалиберные снаряды массой 7,5 кг и начальной скоростью 1130 м/с пробивали на дистанции 2000 м броню толщиной 153 мм, а на дистанции 500 метров - 217 мм! Кроме того, пушка могла стрелять фугасными снарядами SprGr 43 массой 9,4 кг и начальной скоростью 750 м/с. Боекомплект составлял 57 (позднее 59) выстрелов. Выстрелы размещались на полу и вдоль бортов боевого отделения. В походном положении стволу пушки придавали возвышение 7°.
Дополнительное вооружение составлял пулемет MG 34 калибра 7,92 с боекомплектом 600 патронов (8 лент). Пулемет располагался в шаровой установке Kugelblende 80 справа от пушки. Пулемет оснащался оптическим прицелом Kfg 2, обеспечивавшим 1,8-кратное увеличение. Шаровая установка позволяла придавать пулемету углы склонения/возвышения -10°...+15° и обеспечивала сектор обстрела 5 ° влево и вправо. Стреляные гильзы и пустые ленты собирались в специальном мешке, закрепленном под пулеметом.
Кроме того, «Ягдпантера» была вооружена минометом ближнего боя Nahverteidungswaffe, стрелявшим осколочными (Sprenggranatpatrone 326Lp), дымовыми (Schnellnebenkerzen 39), сигнальными (Rauchsichtzeichen Orange 160) или осветительными (Leuchtgeschossen R) гранатами. Гранатомет имел фиксированный угол возвышения (50°) и круговой сектор обстрела. Дальность стрельбы осколочными гранатами составляла 100 м.

Прицелы
Самоходные истребители танков «Ягдпантера» оснащались прицелом ZF5, а позднее прицелом WZF 1/4. Первый прицел - телескопического типа с одним объективом, обеспечивал трехкратное увеличение при поле зрения 8°. Прицел был откалиброваан до 3000 м для снарядов РzGr 39/1 и до 5300 м для PzGr 40/43. Прицел позволял направлять пушку на рас¬стояния до 15300 м. Позднее, на «Ягдпантеры» устанавливали прицел WZF 1/4. Это был телескопический прицел, обеспечивающий 10-кратное увеличение при углу зрения 7°. Прицел был откалиброван на дистанции до 4000 м для снарядов PzGr 39/1, до 2400 метров для подкалиберных PzGr 40/43, а также до 3400 м для фугасных снарядов.

Радиостанция
Истребители танков «Ягдпантер» оснащали радиостанцией FuG 5 с передатчиком тип «с» мощностью 10 Вт, работающим в диапазоне 27-33 МГц, и приемником FuG 2 тип «е», работающим в том же диапазоне. Дальность связи при использовании телефонов составляла 6,4 км, при использовании ключа - 9,4 км.
Командирские «Ягдпантеры» (Panzerbefehlswagen «Jagdpanther») дополнительно оснащались радиостанцией FuG 8 мощностью 30 Вт (передатчик тип «а», приемник тип «с») радиусом действия 10 км (телефон) и 50-80 км (ключ). Передатчик работал на средних волнах в диапазоне 1130-3000 кГц. Приемник тип «с» работал в диапазоне 835-3000 кГц, или тип «d» - в диапазоне 580-3000 кГц.
Радиостанция FuG 5 оснащалась штыревой антенной высотой 2 м, а радиостанция FuG 8 - звездообразной антенной (Stemantenne d) высотой 1,4 м. Причем антенна для FuG 8 крепилась на основании (Antenenfuss Beweglich Nr 1) диаметром 104 мм, окруженным фарфоровым изолятором. Возле мест каждого члена экипажа находился разъем системы внутренней связи FuG Spr.

Система пожаротушения
Истребители танков «Ягдпантера» оснащались автоматической системой пожаротушения. В случае, когда температура внутри двигательного отделения превышала 120°, биметаллические контакты включали огнетушитель, который заливал противопожарной смесью СВ топливный насос, и карбюраторы. Второй огнетушитель заливал той же смесью корпус двигателя. На полу боевого отделения находились три небольшие ручные огнетушителя. В полевых условиях экипажи старались раздобыть еще несколько дополнительных огнетушителей.
 
Дополнительное оборудование
Дополнительное оборудование крепили к бортам корпуса и крыльям. На левом борту помещались буксирные тросы, буксирный крюк, лопата и ножницы для резки колючей проволоки. На правом борту находились кайло, лом, огнетушитель, буксирный крюк, ножницы для резки колючей проволоки.
На левом борту помещался цилиндрический контейнер с банником. Запасные гусеничные траки навешивались на кормовой части корпуса. Некоторые запасные части, инструменты и аптечка хранились внутри боевого отделения.

Боевые действия
Первой частью, оснащенной «Ягдпантерами», стал 654-й батальон. Формирование батальона шло в конце 1943 - начале 1944 года. Для комплектации батальона машин не хватало, поэтому в составе батальона сформировали лишь две роты. 11 июня 2-я рота располагала 13 машинами, при штабе батальона имелись две командирские «Ягдпантеры». 15 июня восемь машин 2-й роты 654-го батальона погрузили на платформы и отправили в Нормандию. Там машины включили в состав элитарной Panzer-Lehr-Division. По состоянию на 1 июля полностью оснащены машинами были 2-я и 3-я роты. В 1-й роте еще не было ни одного истребителя танков.
17 июля остальные машины 2-й роты и 3-я рота целиком также отправили на фронт, где машины включили в состав XLVII танкового корпуса. Следует заметить, что первоначально командирские «Ягдпантеры» в батальоне заменили командирскими «Пантерами». 30 июля командующий XLVII танкового корпуса доложил, что машины 654-го батальона сожгли 25 танков, в том числе Churchill Mk.IV из 6-й гвардейской танковой бригады Гвардейской танковой бригады. Сам же батальон потерял в июле три машины (две «Ягдпантеры» и одну командирскую «Пантеру»).
В конце июля - начале августа батальон получил пополнение в виде 16 машин. Это позволило батальону оснастить 1-ю роту. 10 августа 1944 года англичанам удалось захватить почти целую «Ягдпантеру» №314 из 3-й роты.

После боев под Фалезом в августе 1944 года, 654-й батальон отступил за Сену. Через реку удалось переправить 23 машины. 9 сентября 1944 года батальон отвели в полигон Графенвёр. С завода MIAG регулярно поступали пополнения: 14 октября - 9 машин, 23 октября - 7. 15 ноября батальон получил еще 6 «Ягдпантер». Для усиления противовоздушной обороны, с осени 1944 года батальон получил восемь самоходных зенитных установок со счетверенными 20-мм орудиями, и четыре СЗУ с 37-мм пушкой. Все машины на базе танка Pz.Kpfw.IV. Кроме того, батальон получил четыре «Бергепантеры».
В последние дни ноября батальон действовал в Эльзасе в составе Группы Армий «Г». Было сожжено 52 единицы бронетехники. Потери батальона составили 18 машин. 1 декабря батальон располагал 25 боеспособными «Ягдпантерами».
В начале 1944 года на полигоне Милау на базе 525-го тяжелого армейского батальона истребителей танков был сформирован 559-й батальон. Первоначально батальон получил машины Marder III. В марте в Милау прибыли две первые «Ягдпантеры». В мае батальон получил еще пять машин. В конце августа батальон получил 11 «Ягдпантер» и 28 штурмовых орудий. 3 сентября батальон получил еще 17 «Ягдпантер», доведя их число до 35 штук. Батальон вошел в состав Группу Армий «Б», действовавшей на территории Голландии. Батальон сражался в Утрехте и над каналом Альберта. В ходе боев батальон потерял большинство машин. 1 ноября батальон располагал всего шестью исправными «Ягдпантерами».

Летом 1944 года в Panzerjägerschule в Милау заново сформировали разбитый на Восточном фронте 519-й тяжелый армейский батальон истребителей танков. Две роты батальона планировалось оснастить штурмовыми орудиями StuG 40, а одну - «Ягдпантерами». Закончив формирование и обучение, батальон направился на Западный фронт и вошел в состав Группы Армий «Г».
На Западном фронте действовали еще два батальона, располагавших «Ягдпантерами»: 560-й и 655-й. Планировалось к началу наступления в Арденнах в каждом батальоне оснастить «Ягдпантерами» по одной роте. Однако новые машины успел получить только 560-й батальон, а 655-й батальон оснастили «Ягдпантерами» уже в 1945 году.
Все части, сражавшиеся в Арденнах, потеряли более половины своего парка бронетехники. Например, 654-й батальон в конце 1944 года располагал только 56% от должного количества машин.

Наступление немецкой армии в Арденнах было периодом самого интенсивного использования «Ягдпантер» на фронте. В арденнском наступлении участвовали три роты из трех батальонов. Кроме того, несколько «Ягдпантер» было в других частях, например в Fuehrer-Grenadier Brigade. Командир бригады, полковник Ганс-Иоахим Калерт по состоянию на 16 декабря 1944 года располагал в 1-м батальоне танкового полка 37 «Пантер», из которых половина фактически приходилась на «Ягдпантеры». В составе 6-й Армии действовала рота 519-го батальона, a Panzer-Lehr-Division вместо I батальона 130-го танкового полка имела в своем составе 559. Schwere Heeres Panzeijäger Abteilung. В первые дни боев батальон находился в резерве, а позднее вошел в состав боевой группы «фон Поссингер».
Несколько «Ягдпантер» из 559-го батальона немцы потеряли на улицах Ямелле, а одну машину бросили на шоссе к югу от Ан-сюр-Лас.

На Восточном фронте «Ягдпантеры» проявили себя гораздо скромнее. В январе 1945 года на востоке действовало всего 10 машин из 563-го и 616-го батальонов. 563-й батальон был спешно переброшен на восток от Милау, где сражался в районе Грудуска и Цеханува (Цихенау), потом защищал Ольштын (Алленштайн). Разбитый батальон отступил в Восточную Пруссию, где зимой 1945 года был окончательно разгромлен. 3-я рота 616-го батальона действовало в районе Быдгощи и Мирославца (Меркиш-Фридлянд).
В 1945 году «Ягдпантеры» начали поступать не только в отдельные батальоны истребителей танков, но и в другие танковые части, в том числе в танковые дивизии вермахта (например, в 9-ю танковую дивизию на западе и 4-ю танковую дивизию на востоке) и Waffen-SS (9-ю и 10-ю танковую дивизию СС на востоке). Отдельные батальоны также получали пополнение.
Например, 13 марта 1945 года 559-й батальон получил 5 «Ягдпантер». В некоторых танковых батальонах «Ягдпантеры» использовали для замены обычных «Пантер». Подобное имело место в 1-м батальоне 29-го танкового полка и в 1-м батальоне 130-го танкового полка. В обоих батальонах «Ягдпантерами» целиком вооружили одну из рот.
Распыление сил в последние месяцы войны привело к тому, что «Ягдпантеры» действовали на самых разных фронтах. 560-й батальон истребителей танков поддерживал действия 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» в Венгрии, а «Ягдпантеры» из 10-й танковой дивизии СС сражались в районе Нысы Лужицкой с частями 2-й Армии Войска Польского.

«Ягдпантеры» в музеях
В наши дни в различных музеях экспонируется десять «Ягдпантер». Несомненно, самый любопытный экземпляр находится в коллекции танкового музея в Сомюре (Франция). Это машина с маской пушки раннего типа и монолитным стволом. К сожалению, на машине установлены направляющие колеса, позаимствованные от шасси поздней серии. Машина была выпущена в феврале 1944 года фирмой MIAG. В 1944 году истребитель танков попал в руки союзников на Западном фронте.
В танковом музее в Бовингтоне демонстрируется «Ягдпантера» №303101, выпущенная фирмой MNH.
Пять «Ягдпантер» находятся сейчас на территории Германии. Мы не располагаем точной информацией об этих машинах.
В подмосковной Кубинке хранится еще одна «Ягдпантера». Это машина позднего выпуска, захваченная советскими войсками весной 1945 года в Восточной Пруссии. На другом берегу Атлантики в музее Абердинского полигона (штат Мериленд) экспонируется «Ягдпантера» №303018, захваченная американцами в Арденнах 22 декабря 1944 года.
В Швейцарии, в музее города Тун, находится еще одна «Ягдпантера». У машины заменены перископы механика-водителя, а также есть другие особенности, вызванные реставрацией.
В Лондоне, в Королевском Военном Музее, хранится экземпляр командирской «Ягдпантеры». Машина была сильно повреждена во время боя, получила два попадания в борт в районе двигательного и боевого отделений. До 1969 года машина находилась в ЛМС8 (Шривенгем), позднее ее хранили в Военном музее Даксфорда. В 80-е годы машина была полностью отреставрирована. «Ягдпантера» из 559-го батальона была захвачена на севере Германии на окраине Гифхорна 16 апреля 1945 года. Машина №300054, производство фирмы MIAG (июль 1944). Командир 559-го батальона Вальтер Шпильберг позднее прославился как автор фундаментальных трудов, посвященных немецкой бронетехнике. Машина Шпильберга № 123 была подбита неподалеку от «музейной» «Ягдпантеры», несшей тактический номер «01».

Окраска
«Ягдпантеры» окрашивали в соответствии с инструкцией № 181 от 18 февраля 1943 года. Истребитель танков снаружи целиком окрашивали на заводе краской Wehrmacht Olive (FS 595В: 33275-33434). В частях поверх основной окраски почти всегда наносили камуфляж, ставя пятна темно-зеленого (Olive Gruen, RAL 6003) и коричневого (Brun, RAL 8012) в соответствии с правилами, принятыми 18 августа 1944 года. Вторым вариантом окраски был двухцветный: Wehrmacht Olive-Brun. Часто встречалась и схема Wehrmacht Olive-Gruen. Встречались также машины, не имевшие камуфляжа. Например, все экспериментальные машины были окрашены только в оливковый цвет.
Справедливости ради следует заметить, что иногда встречались совершенно нестандартные схемы окраски. Зимой «Ягдпантеры» красили смываемой белой краской или известью (согласно инструкции от 18 ноября 1941 года). Изнутри боевое отделение красили кремовой или белой краской. Большинство машин несло тактические номера. Следует заметить, что обычно это были двухзначные, а не трехзначные номера. Номера наносили черной, красной или белой краской. Иногда цифры получали белую кайму. Мы не располагаем информацией о каких-либо эмблемах частей.
 

Список источников:


ВОЕННО ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕРИЯ №100 Ягдпантера и другие машины на базе "Пантеры" часть 1
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (09.03.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 2818 | Теги: Ягдпантера, JagdPanther | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]