Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Истребитель танков Jagdpanzer IV L/70
Истребитель танков Jagdpanzer IV L/70

История создания
Jagdpanzer IV/70(V)
2 октября 1942 года Гитлеру продемонстрировали модель новой машины, названной Sturmgeschuetz auf Fahrgestell Pz.Kpfw.IV mit der 7,5 cm KwK 42 L/70. Машина имела более толстую броню, кроме того, лобовая бронеплита располагалась под углом. Пушка 7,5 cm KwK 42 L/70 монтировалась в маске прямо в лобовой броне рубки, а не к полу, как это имело место у штурмовых орудий. Гитлер согласился с тем, что до начала серийного выпуска длинноствольной 75-мм пушки, на истребитель танков будут устанавливать обычную 7.5 cm Pak 39 L/48. При этом он приказал как можно быстрее отказаться от старой пушки в пользу длинноствольного варианта.
Окончательное решение о начале серийного выпуска приняли 25 или 27 января 1944 года на совещании в Растенбурге. Однако приказ фюрера немедленно выполнить не представлялось возможным, так как требовалось приспособить пушку к шаровидной маске. В модифицированном варианте пушка получила название 7,5 cm StuK 42 L/70.
20 апреля 1944 года в день рождения Гитлера прототип Jagdpanzer IV/70 был представлен фюреру на полигоне в Арисе. Фюрер приказал немедленно начать выпуск, доведя месячный уровень производства до совершенно фантастической величины 800 штук. Фирма Vomag в месяц выпускала всего 106 танков Pz.Kpfw.IV, быстро перейти на выпуск новой машины было невозможно. Тем не менее заказ сократили с тем, чтобы к маю 1945 года фирма поставила 2020 машин.
Прототип Jagdpanzer IV/70, популярно называвшийся Panzer IV/70, представлял собой модифицированный Jagdpanzer IV Sd.Kfz.162 Ausf.F (Fgst 320162) с лобовой броней толщиной 80 мм. Однако просто переставить пушку не удалось. Новое орудие было заметно тяжелее прежнего, что перегрузило и без того перегруженный перед истребителя танка. Чтобы устранить возникающие проблемы 16 мая 1944 года конструкторы Wa Pruef 6 предложили сдвинуть на 100 мм вперед переднюю колесную тележку. В свою очередь, это потребовало перепланировки всей передней части корпуса. При этом пришлось уменьшить толщину лобовой брони с 80 до 60 мм. После всех изменений прототип снова показали Гитлеру 11 августа 1944 года.

Однако переделки этим не ограничились. Пришлось демонтировать носовую укладку, что повлекло сокращение боекомплекта с 79 до 55 выстрелов. Маску пушки также облегчили. Однако нагрузка на передние катки оставалась чрезмерной. Поэтому было решено на место первой пары катков устанавливать не обрезиненные, а цельнометаллические катки. Для фиксации длинного ствола пушки во время езды на лобовой броне корпуса установили А-образную подпорку.
В июле 1944 года Гитлер приказал свернуть выпуск танков Pz.Kpfw.IV, организовав вместо него выпуск истребителей танков Jagdpanzer IV/70. Однако в ситуацию вмешался генерал-инспектор панцерваффе Гудериан, который считал, что самоходки StuG III справляются с противотанковыми функциями и не хотел потерять надежные «четверки». В результате выпуск истребителя танков осуществлялся с задержками и он получил прозвище «Guderian Ente» («ошибка Гудериана»).

Модификация и производство
В ходе серийного выпуска конструкция машины подвергалась модификациям. Первоначально выпускали машины с четырьмя обрезиненными поддерживающими катками. Позднее стали использовать цельнометаллические катки, а вскоре их число сократили до трех. Вскоре после начала серийного выпуска машины прекратили покрывать циммеритом. В конце 1944 года изменили выхлопную трубу, оснастив ее пламегасителем, обычным для Pz.Kpfw.IV Sd.Kfz.161/2 Ausf.J. С ноября 1944 года на крыше рубки ставили четыре гнезда для установки 2-тонного подъемного крана. Изменилась форма крышек тормозного отсека в передней части корпуса. При этом были убраны вентиляционные отверстия в крышках. Буксирные серьги усилили. Над боевым отделением можно было растягивать брезентовый тент для защиты от дождя. Все машины стандартно получали 5-мм бортовую юбку (Schürzen).
После того, как был израсходован запас направляющих колес для Jagdpanzer IV, в конце февраля-начале марта 1945 года на машины начали ставить колеса от Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Дополнительно, машины оснастили крышками выхлопных труб и изменили конструкцию крышки прицела на крыше рубки.

Выпуск истребителей танков Jagdpanzer IV/70 планировалось развернуть на предприятии фирмы Vogtlandische Maschinenfabrik AG в Плауэне, Саксония. Выпуск начался в августе 1944 года. В августе было собрано 57 машин. В сентябре выпуск составил 41 машину, а в октябре 1944 гола достиг 104 машин. В ноябре и декабре 1944 года было выпущено 178 и 180 Jagdpanzer IV/70, соответственно. В январе 1945 года выпуск довели до 185 машин. В феврале выпуск упал до 135 машин, а в марте скатился к 50. 19, 21 и 23 марта 1945 года заводы в Плауэне подверглись массированной бомбардировке и были практически уничтожены. Одновременно, бомбовые удары были нанесены по предприятиям-подрядчикам, например, фирма Zahnradfabrik во Фридрихсхафене, выпускавшей коробки передач.
Всего до конца войны удалось выпустить 930 Jagdpanzer IV/70(V). После войны несколько машин было продано в Сирию, вероятно через СССР или Чехословакию. Трофейные машины использовались в болгарской и советской армиях. Шасси Jagdpanzer IV/70(V) имели номера в диапазоне 320651-321100, а также 321901-... .

Jagdpanzer IV/70(А)
Самоходный истребитель танков Jagdpanzer IV/70 также разрабатывался фирмой Alkett, где работы над neu Sturmgeschuetz начались еще в 1942 году. Однако проект был приостановлен еще на стадии чертежных работ. Летом 1944 года проект реанимировали, поскольку Гитлер прямо приказал создать новый истребитель танков на базе Pz.Kpfw.IV. Для нового истребителя танков было решено использовать унифицированное    шасси Einheitsfahrgestell III/IV. Но еще до завершения проектных работ фирма Alkett получила заказ на истребитель танков на базе шасси Pz.Kpfw.IV. Машина должна была нести цельнометаллические катки. На этот шаг пришлось пойти из-за чрезмерной перегрузки передней части машины. В сентябре 1944 года вместо листовых бортовых экранов толщиной 5 мм появились сетчатые экраны, так называемые Thoma Schuerzen. С 18 сентября 1944 года отказались от обмазывания танков циммеритом.
В конце 1944 года изменили конструкцию выхлопной трубы, оснастив ее пламегасителем, уже стандартно устанавливавшемся на серийные Pz.Kpfw.IV Ausf.J Sd.Kfz.161/2. С ноября 1944 года на крыше рубки появились четыре гнезда для установки 2-тонного подъемного крана. Изменилась форма люков доступа к тормозам, убрали вентиляционное отверстие. Одновременно усилили задний буксировочный крюк. Над боевым отделением появилась возможность растягивать тент. Заглушка отверстия для курсового пулемета имела форму не конуса, как у машин Vomag, а пластины. Вероятно, у последних собранных машин изменилась конструкция маски пушки и буксировочных крюков.
Во время конференции в Бергхофе в июле 1944 года приняли программу производства бронетехники. Программа предусматривала сначала ограничить, а затем полностью прекратить выпуск танков Pz.Kpfw.IV. В июле 1944 года планировалось выпустить 350 танков и 50 истребителей танков на шасси Pz.Kpfw.IV и рубкой Alkett. В дальнейшем завод Nibelungen Werke должен был изготовить 100 Jagdpanzer IV/70(A) в сентябре, по 150 в октябре и ноябре, и 100 в декабре 1944 года. В январе 1945 года выпуск Jagdpanzer IV/70(А) планировали прекратить, полностью переключившись на производство Jagdpanzer IV/70(V). Кроме того, завод Nibelungen Werke должен был выпустить несколько Jagdpanzer IV/70(Е). Позднее планы пересмотрели. Nibelungen Werke поручалось выпускать Jagdpanzer IV/70(А) до конца мая 1945 года по 60 машин в месяц, а последние 8 истребителей танков этого типа собрать уже в июне. В период с августа 1944 по март 1945 года было выпущено 278 машин Jagdpanzer IV/70(A).

Jagdpanzer IV/70(E)
Уже в сентябре 1941 года департамент бронетехники предложил создать новый танк с использованием отдельных узлов танков Pz.Kpfw.III и IV. Это позволило бы упростить и удешевить производство, провести унификацию и решить проблему со снабжением запасными частями. Однако от проекта быстро отказались в пользу Pz.Kpfw.V «Panther». Но шасси с использованием узлов Pz.Kpfw.III (трансмиссия, бортовые фрикционы), Pz.Kpfw.IV (корпус и подвеска), а также VK 1602 «Leopard» (торсионы) решили использовать для создания самоходных орудий.
В 1943 году шасси Geschuetzwagen III/IV использовали для создания самоходных орудий типа «Hummel» и «Nashorn». В 1944 году разработали проект шасси Einheitsfahrgestell III/IV, предназначенного для самоходного орудия neu Strumgeschuetz. Шасси представляло собой корпус Pz.Kpfw.IV с новой ходовой частью в виде трех тележек с шестью опорными катками диаметра 660 мм и независимой подвеской типа HVSS. Новая ходовая часть имела новые гусеницы шириной 540 мм вместо прежних 400-мм гусениц. Ведущее колесо и коробка передач ZF SSG 77, а также бортовые фрикционы перешли в наследство от Pz.Kpfw.III.
Выпуск Pz.Kpfw.IV планировалось свернуть в феврале 1945 года, а все готовые к тому времени корпуса направить на переделку в истребители танков Jagdpanzer IV/70(V), (А) и (Е). Планировалось постепенно заменить танки самоходными орудиями. Если в августе 1944 года на 300 танков планировалось изготовить 50 самоходок, то к январю 1945 года пропорция должна была стать зеркальной. В феврале 1945 года планировалось выпустить только 350 Jagdpanzer IV/70(V), а в конце месяца освоить выпуск Jagdpanzer IV/70(E).
Но уже летом 1944 года ситуация на фронтах приняла настолько катастрофический характер, что пришлось срочно пересматривать планы. Единственный к тому времени изготовитель «четверок» завод Nibelungen Werke получил задание продолжать выпуск танков, доведя его до уровня 250 машин в месяц. В сентябре 1944 года отказались от планов выпуска Jagdpanzer IV/70(E), а 4 октября танковая комиссия Министерства вооружений объявила о том, что впредь выпуск будет ограничен лишь тремя типами шасси: 38(t) и 38(d), «Panther II» и «Tiger II».

В ноябре 1944 года фирма Krupp разработала проект самоходного орудия на шасси Jagdpazner IV/70(A), но вооруженного 88-мм пушкой 8,8 cm KwK 43 L/71. Пушка закреплялась жестко, без механизма горизонтальной наводки. Лобовая часть корпуса и рубки была переработана, место механика-водителя пришлось поднять.

Описание конструкции
Jagdpanzer IV/70 Sd.Kfz.162/1 управлялся экипажем из четырех человек. В передней части машины, слева от коробки передач находилось место механика-водителя. Два других члена экипажа занимали места в левой стороне боевого отделения: наводчик, за его спиной командир машины. Сиденье командира находилось под люком в крыше рубки. Заряжающий, который совмещал свои прямые обязанности с обязанностями стрелка-радиста, находился справа от казенной части пушки. В его распоряжении был курсовой пулемет MG 42. Над местом заряжающего также находился люк.

Корпус и рубка
Корпус и рубка сварены из бронеплит типа Е22, прокатанных, гетерогенных. Толщина брони была разной на разных участках. В полу боевого отделения, под сиденьем наводчика, находился эвакуационный люк размером 440x360 мм. У истребителей танков Panzer IV/70(A) рубка устанавливалась на неизмененный корпус танка Pz.Kpfw.IV, в результате чего высота машины достигала 2236 мм, в то время как у Panzer IV/70(V) передняя часть лобовой брони корпуса была срезана, и силуэт машины имел высоту только 1960 мм. Броню для истребителей танков изготавливали в Витковицах (Witkowitzer Bergbau und EisenhuettenGewerkschaft) и в Линце (Eisenwerke Oberdonau). Бронеплиты соединялись методом сварки между собой и к каркасу из стальных профилей.

Двигатель
На истребителях танков Jadgpanzer IV/70 SdKfz 162/1 использовали двигатели Maybach HL 120TRM. Двигатели поставляли фирмы Maybach Motorenwerke из Фридрихсхафена и Auto-Union AG из Хемница. Двигатель Maybach HL 120TRM - карбюраторный, четырехтактный, 12-цилиндровый, V-образный (угол развала блока цилиндров 60 °), верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 115 мм, рабочий объем 11867 см3. Поршни чугунные, производства фирмы Mahle из Штутгарта. Зазор поршня 0,12-0,16 мм. Степень сжатия 6,5:1. Максимальные обороты двигателя 3000 об./мин, рекомендованные - 2600 об./мин (после капитального ремонта 2200-2400 об./мин). Мощность двигателя 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об./ мин и 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об./мин. Крутящий момент 80 мкг при 2150 об./мин. Удельная мощность 8,57-7,89 кВт/т). Два радиатора общей рабочей поверхностью 2,6 м2 располагались по бокам от двигателя. Циркуляция принудительная с помощью насоса типа Pallas. Рабочая температура охлаждающей жидкости 80 °., максимальная 90 °.
Циркуляцию воздуха в двигательном отсеке обеспечивали два вентилятора типа Zyklon, каждый из которых оснащался двумя воздушными фильтрами. Вентиляторы размещались над двигателем в правой стороне двигательного отделения. Мощность вентиляторы отбирали у двигателя. На надмоторной бронеплите имелись два вентиляционных отверстия, которые у машин поздних выпусков закрывались бронированными жалюзи. Входящие и выходящие отверстия для воздушных потоков в двигательном отделении находились в бортах корпуса. Потоки регулировались жалюзи, сопряженным с термостатом. Топливо, этилированный бензин OZ 74 с октановым числом 74. Общая емкость трех топливных баков 470 л, рабочая емкость 463 л. У Jadgpanzer IV/70(А) емкость баков 490 л. Подачу топлива обеспечивали два бензонасоса типа Sо1ех, а также ручной аварийный насос. Все три бака имели общую горловину, а переключатель топливных баков находился на приборном щитке механика-водителя. Расход топлива на шоссе составлял 220 л на 100 км и на пересеченной местности до 360 л на 100 км. Емкость маслобака 22 л.

Двигатель оснащался двумя карбюраторами типа Sоlех 40JFF II. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался через два карданных вала. Главный фрикцион трехдисковый, сухой типа Fichtel & Sachs 120/HD. Коробка передач планетарная типа ZF Aphon SSG76, шесть передач вперед, одна назад. Переключение передач с помощью рычага, расположенного справа от кресла механика-водителя. Место механика-водителя оборудовалось набором контрольно-указательных приборов. Управление истребителем танков осуществлялось с помощью рычагов и педалей, находящихся перед механиком-водителем. Рулевая система действовала через гидравлическую передачу на фрикционы. Планетарный механизм поворота позволял поворачивать танк, тормозить и осуществлять другие маневры. Далее крутящий момент передавался на бортовые передачи с передаточным числом 1:3,23. Механические тормоза типа Krupp действовали на ведущие колеса.

Шасси
Ходовая часть у Jagdpanzer IV/70 состояла из восьми опорных катков малого диаметра размером 470x75-660, попарно собранных в четыре подрессоренные тележки. Верхняя часть гусеницы лежала на четырех (у поздних машин трех цельнометаллических) опорных катках. Ведущее колесо находилось в передней части машины, а направляющее колесо и механизм натяжения гусеницы - на корме. Ведущее колесо имело 20 зубьев. Опорные и поддерживающие катки были обрезинены. Гусеницы с раздельными траками, одношкворневые, одногребневые. Траки отливались из марганцевой стали. Тип гусениц Kgs 61/400/120, ширина гусениц 400 мм, опорная длина 3520 мм, колея 2450 мм. Гусеницы изготавливала фирма Moorburger Trackenwerke в Гамбурге, длина гусеничной цепи 99 траков. Предусматривалась возможность надевать на гусеницы антипробуксовочные зубья. В осенне-зимний период использовали более широкие гусеницы, так называемые Ostkette. Масса обычной гусеницы 940 кг, Ostkette - 1450 кг.

Электрическое оборудование
Электрическая проводка одножильная, напряжение в сети 12 В. Источник тока генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 600 Вт. Дополнительный источник тока - четыре свинцовых аккумулятора Bosch 12В тип 105 напряжением 6 В и емкостью 105 А/ч. Два стартера Bosch BNG 4/24 мощностью 4 л.с. (2,9 кВт) и рабочим напряжением 24 В. Зажигание электрическое, последовательность работы цилиндров 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9. Свечи зажигания Bosch W225N1. Существовала возможность пуска двигателя с помощью рукоятки, вращаемой двумя членами экипажа. Рукоятку вставляли в отверстие в нижней части кормовой бронеплиты. Кроме того, предусматривалось использование безинерционного стартера Bosch AL/ZM 1, а также пуск танкового двигателя с помощью мотора VW Kfz 82 Kuebelwagen.
Потребителями в бортовой сети были подсветка прицела и контрольных приборов, звуковой сигнал, фара (на левом переднем крыле), радиостанция, спуск орудия и пулеметов, ходовой огонь типа Notek.

Радиооборудование
Стандартное радиооборудование состояло из приемопередатчика FuG 5 SE10U с передатчиком 10W.S.а. или 10 W.S.b. мощностью 10 Вт, работающем в диапазоне 27,2-33.3 МГц, и приемником «с» (позднее «е»), также работающем в УКВ-диапазоне. Приемник работал через трансформатор Е Ua, а передатчик - U 10а. Дальность работы радиостанции составляла 6,4 км в режиме телефона и 9,4 км в режиме ключа. Радиостанция FuG 5 монтировалась на антивибрационной стойке у правого борта у места заряжающего. Штыревая антенна длиной 2 м выводилась на левый борт. Кроме того, машины оснащались комплектом сигнальных флажков и ракетницей Walther LP (Lauchpistole) или LP-42 калибра 27 мм, хранившейся рядом с местом командира машины.

Вооружение
Самоходный истребитель танков Jagdpanzer IV/70 был вооружен 75-мм пушкой 7,5 cm StuK 42 L/70 и 7,92-мм пулеметом Rheinmetall-Borsig MG 42. Пушка имела клиновидный замок. Спуск электрический. Стандартный боекомплект насчитывал 55 (V) или 60 (А) выстрелов калибра 75 мм. 34 (39) выстрелов - бронебойные РzGr 39/42 или 40/42, остальные - фугасные SprGr 42. Боекомплект хранился в укладках, расположенных в задней части боевого отделения, вдоль правого борта боевого отделения за бензобаком и под пушкой. Гидравликопневматический противооткатный механизм находился под пушкой справа. Нормальный откат 40-42 см. Шаровидная маска литая, толщина брони до 80 мм. На время маршей ствол пушки фиксировался под углом 13° с помощью специального упора. После выстрела канал ствола продувался сжатым воздухом, нагнетаемым с помощью компрессора. Компрессор посредством ременной передачи отбирал мощность у вала двигателя.
Бронебойные снаряды РzGr 39/42 при массе 6,8 кг развивали начальную скорость 925 м/с. На дистанции 100, 500, 1000 и 2000 м снаряд пробивал броню (расположенную под углом 30° толщиной 106, 96, 88 и 64 мм, соответственно.
Подкалиберные снаряды РzGr 40/42 при массе 4,66 кг развивали начальную скорость 1070 м/с. На дистанции 100, 500, 1000 и 2000 м снаряд пробивал броню (расположенную под углом 30° толщиной 143, 120, 97 и 77 мм, соответственно. Кучность огня зависела от скорости передвижения машины. При скорости 15 км/ч кучность снижалась на 21%, а при 25 км/ч - на 33%. При этом кучность огня на дистанции 1500 м составляла всего 12%.
Для пушки имелись фугасные боеприпасы SprGr 42. Фугасный снаряд при массе 5,74 кг развивал начальную скорость 770 м/с. Дальность стрельбы фугасными снарядами до 10000 м.
Боекомплект Jagdpanzer IV/70(V) насчитывал 55 выстрелов (35 бронебойных/подкалиберных, 21 фугасный). Унитарные выстрелы хранились в трех укладках: вдоль правого борта рубки 20 выстрелов, в задней части рубки 8 выстрелов, на полу 13 выстрелов, под пушкой 14 выстрелов. Угол склонения/возвышения пушки -5°...+ 15°, сектор обстрела 10° влево и столько же вправо. Пушка была смещена на 20 см к правому борту.
Пулемет Rheinmetall-Borsig МG 42 калибра 7,92 мм находился в правой части боевого отделения. Первоначально боекомплект к пулемету хранился в брезентовых сумках (по 150 патронов в сумке). Стандартный боекомплект 600 патронов. Позднее боекомплект стали хранить в металлических ящиках на дне боевого отделения. Несколько машин поздних выпусков дополнительно комплектовались штурмовой винтовкой StG 44 с искривленным стволом, так называемый Vorsatz Р, установленной у люка заряжающего.
Некоторые машины были вооружены гранатометом Nahverteidigungswaffe с боекомплектом в 16 осколочных гранат калибра 27 мм.

Оптическое оборудование
Самоходные истребители танков Jagdpanzer IV оснащались телескопическим прицелом Selbstfahrlafetten-zielfernrohr 1а. Прицел был откалиброван в диапазоне 0...2400 м (PzGr 39/ 42), 0...1400 м (PzGr 40/42) и 0...3000 м (SprGr 42). Прицел обеспечивал пятикратное увеличение при поле зрения 8°.
Курсовой пулемет был оснащен прицелом KZF 2 с увеличением 1,8х и откалиброванным в диапазоне 0...1200 м. Прицелы выпускались фирмой Carl Zeiss Jena. Место механика-водителя оборудовалось бинокулярным перископом Fahrer 2 Winkelspiegel. Командир машины располагал двумя перископами Scherenfernrohr 14Z, а у места заряжающего находился неподвижный перископ Rblf 3Ь. Место механика-водителя на Jadgpanzer IV/70(A) было оборудовано стандартным смотровым прибором, как у танка Pz.Kpfw.IV Ausf.J Sd.Kfz.161/2.

Дополнительное оснащение
Дополнительное оснащение состояло из инструментов, закрепленных на надмоторной плите. У машин первых серий огнетушитель находился на правом переднем крыле. У машин поздних серий изменилось расположение креплений и инструментальных ящиков на надгусеничных полках. Шанцевый инструмент (лом, лопата и кирка) крепились к надмоторной плите. Машина комплектовалась двумя или тремя огнетушителями и аптечкой первой помощи, которые хранились внутри боевого отделения. Кроме того, на надмоторной плите находились домкрат и ручной насос, предназначенный для перекачки бензина из бочек. Складной банник находился на задней стене рубки. На Jagdpanzer IV/70(А) банник хранился на правом борту рубки. В состав дополнительного оснащения также входили канистры с бензином и водой, ведро, брезентовые чехлы и др.

Организация и боевое применение частей
Первые серийные Jagdpanzer IV/70 начали поступать в боевые части в августе 1944 года. 2 июля 1944 года Гитлер приказал приступить к формированию боевых групп, располагающих 30-40 танками и ротой самоходных орудий Jagdpanzer IV/70. Вскоре таким группам подобрали название - танковые бригады. Мобильные танковые бригады предназначались для латания дыр на фронте и сдерживания наступающего противника до тех пор, пока не удастся восстановить сплошную линию обороны.
В составе танковой бригады обычно были три рогы танков Pz.Kpfw.IV или V, а также рота Panzer IV/70. Рота истребителей танков формировалась согласно штатному расписанию KStN 1149 (fg) от 1 февраля 1944 года. Рота состояла из трех взводов по три машины в каждом взводе плюс два истребителя танков при штабе роты.
Также формировались отдельные дивизионы истребителей танков. Для них существовало штатное расписание KStN 1149 Ausf. А от 1 февраля 1944 года. Дивизион состоял из двух рот по 14 машин в каждой. Еще три Jagdpanzer IV/70 входило в состав штабной роты дивизиона. Таким образом, дивизион истребителей танков располагал 31 машиной.
В августе 1944 года из числа сформированных танковых бригад только 105-я, 106-я. 107-я, 108-я, 109-я и 110-я получили роту Jagdpanzer 1V/70(V). Истребители танков оказались достаточно эффективным оружием, особенно при обороне и в действиях из засады.
Очень быстро - в сентябре, октябре и ноябре - большинство бригад было расформировано. Освободившиеся машины использовали для пополнения других частей. Лишь две бригады: 106-я и 103-я - участвовали в боях в 1945 году.

Кроме отдельных дивизионов, в составе танковых дивизий также формировались дивизионы истребителей танков, имевшие иной состав. Дивизион в составе дивизии состоял из двух рот по десять машин в каждой. Еще один истребитель танков находился при штабе дивизиона. Таким образом, дивизион истребителей танков в составе танковой дивизии располагал 21 машиной. Jagdpanzer IV/70 поступали на вооружение как формирующихся частей (1. SS Panzerjaeger Abteilung 1. SS Panzer Division «Leibstandarte SS Adolf Hitler»), так и уже сформированных частей, укомплектованных Jagdpanzer IV.
Кроме того, Jagdpanzer IV/70 часто использовали вместо танков в танковых батальонах. Например, Jagdpanzer IV/70(A) состояли на вооружении 8-й роты 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии и 5-й роты 9-го танкового полка 25-й танковой дивизии.
Один трофейный Jagdpanzer IV/70(V) (номер шасси 320662, номер пушки 1007), переданный со складов 3-го Белорусского фронта, использовался в составе болгарского 1-го дивизиона самоходных орудий. После войны 2 июня 1945 года машину отремонтировали в Венском арсенале и в августе 1945 года истребитель танков вернулся в Болгарию. В настоящее время машина находится в Софии.

Истребители танков Jagdpanzer IV благодаря своему низкому силуэту, хорошему запасу хода и мощному вооружению пользовались популярностью у экипажей. «Ягдпанцер» был трудной целью и опасным противником, особенно когда его применяли в обороне. Вооружение машины позволяло эффективно бороться со всеми танками противника на дальних дистанциях, исключая машины ИС-2. Главным недостатком истребителя танка было отсутствие башни, хотя в оборонительных боях этот недостаток ощущался не очень остро. Хотя Jagdpanzer IV был удачной машиной, он появился слишком поздно и был выпущен в слишком малых количествах, чтобы как-либо заметно повлиять на ход войны.

Jagdpanzer IV/70 в музеях
До наших дней сохранилось пять или шесть Jagdpanzer IV/70. Одна машина позднего выпуска находится в RMCS Collection, Шрайвхем, Оксфордшир. Истребитель танков Fgst 320622, во время войны использовавшийся болгарами, в наши дни находится в военном музее в Софии. Два Jagdpanzer IV/70(V) оказались за океаном: один в коллекции музея Абердинского полигона, штат Мериленд, другой - в Военном музее в Оттаве. Канадская машина принадлежит к последней производственной серии. В НИИБТ в Кубинке есть один Jagdpanzer IV/70(V) позднего выпуска. Единственный уцелевший Jagdpanzer IV/70(А) находится в коллекции танкового музея в Сомюре, Франция.
Вероятно, один Jagdpanzner IV или Jagdpanzer IV/70 оказался в Сирии. Известно, что машина этого типа участвовала в Шестидневной войне.

Окраска и обозначения
Истребители танков Jagdpanzer IV/70 окрашивались в соответствии с правилами, принятыми в начале 1943 года. Обычно встречались машины в двух- или трехцветном камуфляже, хотя попадались экземпляры, эксплуатирующиеся в одноцветной базовой окраске Wehrmacht Olive. В зимний период машины покрывали белым смывающимся зимним ка-муфляжем или белили известью. В дивизионах истребителей танков использовали обычные трехзначные тактические номера. Первый номер обозначал роту в составе дивизиона, второй - взвод в составе роты, а третий - машину в составе взвода. Для малочисленных дивизионов такая система была несколько избыточной. Номера обычно наносили черной или красной краской, иногда цифры номера обводили белой каймой. Балочные кресты наносили на борта корпуса или (реже) на борта рубки.
Эмблемы частей использовались редко, в 4-й и 116-й танковых дивизиях. Эмблемы изображали на лобовой броне и на заднем крыле. Подбитые танки противника иногда обозначались белыми кольцами на стволе орудия.

Список источников:


Журнал ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕРИЯ №160  Jagdpanzer IV L/70
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (18.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 2328 | Теги: Jagdpanzer IV, Jagdpanzer IV L/70, Истребитель танков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]