Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Marder I
Истребитель танков Marder I
Самоходно-артиллерийские установки «Мардер I»(Marder - в пер. с нем. Куница - прим. автора) появились вследствие адаптации шасси французских танков и гусеничных тягачей под монтаж артиллерийских систем. Противотанковые орудия 7,5 cm Pak 40/1 ставились на шасси танков FCM-36 и Hotchkiss Н38. САУ 7,5 сm Pak 40/1 Fgst auf LrS (f) Sd.Kfz.135 «Мардер I» была разработана на базе тягачей Лоррэйн 37L, захваченных немцами во Франции в 1940 г.)

Самоходно-артиллерийские установки «Мардер I» составляли основу самоходной противотанковой артиллерии германских пехотных и танковых дивизий в 1942-1945 гг. Эти машины использовались в боях до самых последних часов и минут войны в Европе. Самоходками «Мардер I» вооружались подразделения (чаще всего противотанковые батальоны, Panzerjäger-Abteilung), действовавшие как на Восточном, так и на Западном фронте.
Появление самоходной противотанковой артиллерии стало логическим следствием эволюции развития тактики противотанковой борьбы. Такие самоходки не только могли более эффективно, чем буксируемые противотанковые орудия, бороться с танками противника, но поддерживать в атаке свою бронетехнику, выводя из строя противотанковые средства противника. В крайнем случае, самоходно-артиллерийские установки применялись вместо танков. Время реакции на угрозу у противотанковых самоходок было много меньше, чем у буксируемой артиллерии, поэтому САУ имели больше шансов отразить неожиданный, удар танков противника. За счет высокой мобильности самоходки имели возможность быстро поменять огневую позицию, что уменьшало вероятность вывода из строя противником. Очень много буксируемых артиллерийских систем немцы потеряли только потому, что артиллеристы вовремя не успели сменить позиции - русские не оставляли времени на подсоединение пушек к тягачам или конной тяге. Немцам пришлось тратить время и силы, а также рейхсмарки на создание самоходных противотанковых пушек.

В июне 1942 г. началось серийное производство 75-мм противотанковых пушек РаК 40, однако поначалу в этих орудиях ощущался очень сильный дефицит. В ходе кампании 1940 г. на Западе немцы захватили внушительное количество французских гусеничных тягачей Лоррейн 37L, изготовленных кампанией Ets. De Dietrich Companie из Люневилля. Тягач был разработан в 1937 г. в виде военного транспортера VBCP. Испытания прототипа начались в апреле 1937 г. Машина получилось очень тяжелой (4000 кг против заданных 2600 кг), но ее все равно приняли на вооружение французской армии.
Трансмиссия на тягаче была расположена в передней части, далее - отделение управления на двух человек, в центральной части корпуса - карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, за моторным отделением - транспортно-грузовое, предназначенное для перевозки людей и грузов. Тягач получился совсем неплохим с точки зрения проходимости вне дорог. На машине стоял 6-цилиндровый мотор Delahaye-135 (103ТТ) мощностью 70 л.с. До капитуляции Франции промышленность этой страны успела изготовить 432 тягача.
В 1940 г. во французской армии не оказалось мобильных противотанковых установок. Моторизованные 25-мм и 47-мм противотанковые пушки особой эффективностью не отличались. Требовалось новое самоходное средство борьбы с танками. Одним из ответов на возникший вызов стала модернизация машины VBCP-39L в носитель гиростабилизированной 47-мм противотанковой пушки Puteaux 37/39. Немцы захватили прототип этой машины, который получил обозначение 4.7 cm РаК 181 (f) oder 183(0 auf Panzerjäger LrS (f).
Немцы дополнили французскую пушку на французском шасси небольшим бронещитком прямоугольной формы. Машина проходила испытания в 33. Beute Jagdpanzer Ersatz und Ausbildung Abteilung.

7,5 cm Pak 40/1 auf Panzerjäger PrS (f) Kfz.135 «Marder» I
Немцы также сами предприняли попытку создания самоходной противотанковой артиллерийской установки на шасси тягача Лоррейн 37L, установив на него 75-мм противотанковую пушку Pak 40/1 с длиной ствола 46 калибров,получившуюся самоходку обозвали 7,5 cm Pak 40/1 auf Panzerjäger PrS (f) Kfz.135 «Marder» I.
Ходовая часть, силовая установка и собственно все шасси САУ идетично аналогичным элементам тягача Лоррейн 37L. Эти тягачи продолжала строить фирма Ets. de Dietrich Companie из Люневилля, но уже под наименованием Lorraine Schlepper (LrS).
Надстройку самоходной установки разработали специалисты из Baukommando «Becker» в кооперации с маститыми разработчиками самоходок с берлинской фирмы Алкетт. Модернизация шлеппера Лоррэйн выполнялась силами Баукоммандо «Беккер» в мастерских Парижа и Крифельда. 25 мая 1942 г. поступил заказ на изготовление партии из 170 САУ, вооруженных 75-мм противотанковыми пушками Pak 40/1 с длиной ствола 46 калибров. Возимый боекомплект к пушке был определен в 40 снарядов.
Помимо пушки, самоходку требовалось вооружить пулеметом калибра 7,92 мм, способного вести стрельбу по воздушным целям. Так как противотанковых орудий калибра 75 мм не хватало, то на часть самоходок пришлось поставить противотанковые орудия РаК 38 L/60 калибра 50 мм. Орудие монтировалось в открытой сверху боевой рубке с толщиной бронестенок от 5 до 12 мм. Заказанная партия САУ была изготовлена в июле (104 самоходки) и в августе (66 машин) 1942 г. Первые построенные самоходки данного типа были немедленно направлены на Восточный фронт, однако большинство противотанковых САУ «Мардер I» распределили по частям вермахта, дислоцированным в оккупированной Франции, что отражало концепцию размещать трофейную технику или машины, созданные на базе трофейной технике, в стране-производителе этой техники. Так упрощалась эксплуатация подобных машин, упрощались снабжение их запасными частями и ремонт. Кто лучше самих французов мог отремонтировать французскую технику? Только французы, но может еще русские, только у русских все равно бы Т-34 получился. Не доросли русские до ремонта таких великолепных шедевров технической мысли, как САУ 7,5 cm Pak 40/1 auf Panzerjäger PrS (f) Kfz.135 «Marder» I.
Большинство самоходок 7,5 cm Pak 40/1 auf Panzerjäger PrS (f) Kfz.135 «Marder» I пали жертвами в боях с вторгшимися в Нормандию летом 1944 г. союзными ордами. Очень небольшое количество самоходок данного типа уцелело до конца войны.

7,5 cm Pak 40/1 L/46 auf Panzerjäger 38Н (f)
В ходе кампании на Западе в 1940 г. вермахт захватил в качестве приза примерно 600 танков Hotchkiss Н35, Н38 и Н39. Шесть десятков танков Н-38 были конвертированы в противотанковые самоходно-артиллерийские установки, вооруженные пушками 7,5 cm Pak 40/1 L/46 и 7,92-мм пулеметами MG-34. Толщина брони открытой сверху боевой рубки составляла от 10 до 34 мм. Бронерубка была разработана конструкторским коллективом фирмы Алкетт где-то летом 1942 г. В проектных работах в качестве подмастерий матерых разработчиков из Берлина принимали участие люди из Баукоммандо «Беккер». Большинство САУ 7,5 cm Pak 40/1 L/46 auf Panzerjäger 38Н (f) поступило в 21-ю танковую дивизию, проходившую переформировании на территории оккупированной тевтонами Франции.

7,5 cm Pak 40/1 L/46 auf Panzerjäger FCM (f)
В 1940 г. вермахту досталось 50 из 100 построенных танков FCM-36. Осенью 1943 г. (по другим данным - в декабре 1943 г.) силами Баукоммандо «Беккер» 48 танков конвертировали в противотанковые самоходно-артиллерийские установки, вооруженные пушками 7,5 cm Pak 40/11 L/46. В дополнение к пушке самоходка вооружалась одним пулеметом MG-34 калибра 7,92 мм. Самоходки поступили на вооружение различных частей и подразделений, включая 200. Sturmgeschütz Abteilung. Изначально 200-й батальон штурмовых орудий входил в состав мобильной бригады «Запад», а потом батальон передали в 21-ю танковую дивизию.

Производство

Конверсию французских танков в самоходно-артиллерийские установки выполняла Баукоммандо «Беккер». Баукоммандо «Беккер» отвечала за ремонт и модернизацию французской техники. Командиром Баукоммандо «Беккер» являлся артиллерии гауптман Альфред Беккер, служивший в 1939-1941 гг. командиром 12-й батареи 227-го артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии. Изначально 150-мм гаубицы sFH-18 батареи Беккера перемещались в пространстве-времени на конной тяге, но в Бельгии батарея захватила колесные тягачи TAL, после чего стала механизированной.
После оккупации Франции, Беккера сделали ответственным за модернизацию трофейной техники. Используя шасси брошенных британских легких танков Mk.VI, Беккер сделал самоходки, вооруженные старыми полевыми гаубицами 10,5 cm leFH 16, которые поступили на вооружение вновь сформированной 15-й батареи 227-го артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии. В 1941 г. 227-я пехотная дивизия вошла в состав группы армий «Север» и приняла участие в делах Восточного фронта.
Между тем акции Беккера стали высоко котироваться в Берлине на бирже министерства вооружений и военной промышленности. Весной 1942 г. министерство предложило Беккеру заняться конверсиями французских гусеничных шасси. Беккер стал формировать ядро нового подразделения из старых сослуживцев по 227-й пехотной дивизии. Тут есть интересный момент: ни один комдив в здравом уме и трезвой памяти не отдаст «налево» ценных специалистов или отважных воинов, а вот командир 227-й дивизии, будучи умным и лишенным шнапса, отдал. Почему? Понятно, что ни сам артиллерии гауптман, ни его подчиненные осилить проектирование самоходок на базе французских шасси не могли. Основную тяжесть проектно-конструкторских работ вынесли на своих хрупких плечах конструкторы фирмы Алкетт, которая специализировалась как раз на конверсиях танков в САУ.
Всего подразделение Беккера конвертировало с САУ несколько сотен французских танков, которые поступили на вооружение германских частей, сражавшихся на Восточном фронте и стоявших постоем во Франции.

Организация подразделений

Самоходно-артиллерийские установки «Мардер 1» предназначались для организации противотанковой обороны в составе пехотных дивизий. Фактически, из штатных противотанковых средств вермахта успешно бороться с танками КВ и Т-34 могли лишь 75-мм орудия РаК 40 с длиной ствола в 46 калибров. Снаряды пушек меньшего калибра (37- и 50 мм) пробивали броню сталинских монстров только при стрельбе в упор. Появление самоходной противотанковой артиллерии позволило резко улучшить мобильность средств противотанковой обороны и значительно сократить время реакции на угрозу.
Основной противотанковой единицей в германской армии являлся батальон. Организация типового противотанкового батальона представлена на рисунке.

Техническое описание(на примере 7,5 cm Pak 40/1 auf Panzerjäger PrS (f) Kfz.135 «Marder» I)

«Мардер I» представляет собой самоходно-артиллерийскую установку, предназначенную для поражения бронетехники противника. Экипаж САУ составляет пять (Sd.Kfz.135) или четыре человека.
Корпус САУ «Мардер I» изготовлена на стандартном шасси тягача Лоррэйн Шлеппер или танка Hotchkiss H38 или танка FCM. Корпус изготовлен из катанных закаленных бронелистов, соединенных между собой посредством электросварки. «Ванна» корпуса изнутри усилена швеллерами. Самая толстая броня установлена в лобовой части и по бортам корпуса.
Корпус разделен на отделение управления (в передней части), моторное отделение (в центре) и боевое отделение. В отделении управления, помимо мест радиста и механика-водителя, находится трансмиссия. Место механика-водителя расположено левее трансмиссии, место радиста - справа от трансмиссии. Перед сиденьем механика-водителя установлены контрольные приборы: спидометр, термометры масла и воды, тахометр. В боевом отделении находятся места командира САУ и наводчика орудия. Обязанности заряжающего выполняет радист.
В моторном отделении установлен двигатель, система охлаждения, топливный насос, топливный и масляный баки. Моторное отделение отделено о боевого стальной противопожарной перегородкой. В правой части перегородки имеется зафиксированный болтами люк для доступа из боевого отделения в моторное.
В корпусе имеется значительное количество технологических отверстий, которые закрыты заглушками и лючками. Двустворчатый люк механика-водителя снабжен замком. Люк доступа к двигателю также фиксируется замком. Над трансмиссией на болтах установлена съемная бронеплита. В днище корпуса имеются дренажные отверстия для слива воды, попавшей внутрь корпуса, и масла из маслосистемы. Дренажное отверстие для слива воды закрыто подпружиненной крышкой, дренажные отверстия для слива масла (два) закрыты крышками на болтах. Дренажные отверстия, закрытые крышками на болтах, также имеются в днище корпуса под топливными баками, они предназначены для слива топлива из баков.

Боевое отделение и надстройка Надстройка (рубка) САУ «Мардер I» выполнена неподвижной. Конструкция рубки разработана специалистами фирмы Алкетт из Берлина при участие представителей Баукоммандо «Беккер». Рубка изготовлена из катанных закаленных бронелистов, соединенных между собой посредством электросварки.
Рубка выполнена открытой сзади и сверху. Расчет орудия защищен броней только спереди и с бортов. Внутри боевого отделения по правому борту установлено радиооборудование. В верхней части стенок рубки имеются щеколды для крепления тента. В правой части рубки установлены антенный ввод и гнездо турели пулемета МG-34 или МG-42. Весь инструмент и запасные части перевозятся внутри боевого отделения.

Двигатель На САУ «Мардер I» Sd.Kfz.135 установлен двигатель Delahaye-135 (103ТТ), шестицилиндровый (цилиндры расположены в ряд) мотор внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением. САУ на шасси танка Hotchkiss 38Н оснащена двигателем Hotchkiss 6Ь: мощностью 120 л.с.; САУ на шасси танка FСМ установлен дизель-мотор Берлье МЭР мощностью 91 л.с.
Головки цилиндров и «тело» двигателя отлиты из нержавеющей стали. Цилиндры отлиты из стали и выполнены съемными. Герметичность двигателя в сборе обеспечивается резиновыми прокладками. Коленчатый вал закреплен с помощью восьми подшипников, в передней части коленвала установлен демпфер в виде торсиона. Коленвал оснащен балансирами. Поршни отлиты из алюминиевою сплава. Подачи импульсов в свечи зажигания производится автоматически распределительным устройством.

Система охлаждения Двигатель имеет жидкостное охлаждение. Циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется с помощью роторного насоса. Насос имеет ременный привод, который одновременно заведен на электрогенератор Duicellier W-311. Верхний предел температуры охлаждающей жидкости установлен в 95°. Система охлаждения удовлетворительно функционирует при температуре окружающего воздуха, не превышающей 35° С. Предохранительный клапан срабатывает при достижении температуры охлаждающей жидкости значения 105° С.
Циркуляция воздуха внутри моторного отделения для дополнительного охлаждения двигателя и радиатора осуществляется вентилятором, привод вентилятора - ременный. Система охлаждения снабжена электрическим датчиком температуры, данные с которого выводятся на установленный в отделении управления термометр. В самой нижней точке системы охлаждения имеется дренажное отверстие, предназначенное для слива охлаждающей жидкости.

Система смазки включает масляный бак, маслорадиатор, масляный фильтр и масляный насос. Насос закачивает масло из отдельного маслобака и подает его к узлам, требующим смазки. При частоте вращения вала двигателя в 2400 об/мин давление в маслосистеме составляет 2,6 атм. При низких температурах окружающего воздуха рекомендуется перед запуском двигателя прогреть маслосистему в течение двух минут при работе двигателя на 1000 об/мин. При замене масла, отработанное масло полностью сливается как из маслобака, так и из двигателя. Маслосистема имеет два дренажных отверстия.

Топливная система Используется бензин OZ 76 со свинцовыми присадками и октановым числом 76. К карбюратору Solex 40 бензин подается механическим насосом БЕУ. Топливная система снабжена фильтром, которые требует периодической очистки. Помимо основного насоса установлен небольшой ручной насос, который используется для быстрого запуска двигателя после длительного простоя. Топливо заливается в три бака емкостью 51, 34,5 и 27 л; суммарная емкость топливных баков 112,5 л. Каждый бак снабжен своим фильтром и указателем уровня топлива. Полной заправки топливом хватает на выполнения марше по пересеченной местности протяженностью 135-150 км (Hotchkiss 38Н) или 225 км (FСМ).
Двигатель снабжен двухступенчатым карбюратором Solex 40 с четырьмя поплавками, которые обеспечивают надежную подачу топлива в цилиндры мотора вне зависимости от пространственного положения машины.
Для получения лучшего качества воздушно-топливной смеси карбюратор подогревается выхлопными газами. Воздух подается в карбюратор через фильтр, установленный в боевом отделении машины. Нормальная частота вращения вола двигателя составляет 2600-2800 об/мин. Временно разрешается повышать частоту до 3000 об/мин. Частота вращения вала двигателя контролируется тахометром, установленным левее сиденья механика-водителя.
Двигатель установлен на резиновых демпфирующих прокладках. В систему зажигания входят свечи Bosch высотой 14 мм, электропроводка свечей выполнена экранированной. Выхлопной патрубок и глушитель установлены по левому борту корпуса. Глушитель закрыт перфорированным кожухом.

Электросистема Электрическая система САУ «Мардер I» выполнена по однопроводной схеме, напряжение электросистемы 12 В. Источником электроэнергии является свинцово-цинковая аккумуляторная батарея напряжением 12 В и емкостью 50 Ач. Аккумулятор подзаряжается от генератора Ducellier W311. Запуск двигателя производится инерционным стартером.
Импульсы к свечам зажигания подаются в порядке 1-5-3-6-2-4. От электросистемы запитаны клаксон (установлен на правом подкрылке), стоп-сигналы, ручная лампа внутреннего освещения, подсветка приборного щитка, радиостанция FuG Spr «d».
От бросков по току электросистема защищена 15-амперными плавкими предохранителями. Предохранители установлены в правой части корпуса.

Ходовая часть включает гусеницы, ведущие колеса переднего расположения, ленивцы заднего расположения с механизмами регулировки натяжения гусениц винтового типа. Шасси САУ Sd.Kfz.135 «Мардер I» имеет по шесть опорных катков диаметром 440 мм на борт, опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков - индивидуальная, на полуэллиптических пружинах. Диаметр ведущего колеса - 500 мм. Диаметр ленивца - 385 мм. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается двумя роликами. Каждая гусеница набрана из 110 траков шириной 230 мм. Расстояние между осями траков гусениц - 1330 мм. Удельное давление на грунт для САУ Sd.Kfz.135 составляет 0,50 кг/см2.

Вооружение Основным вооружением САУ «Мардер I» является противотанковая пушка. САУ Sd.Kfz.135 «Мардер 1» вооружалась германской 75-мм противотанковой пушкой Pak 40/1 с длиной ствола 46 калибров, то есть 3450 мм. Затвор орудия - полуавтоматический. Орудия Pak 40/1 выпускала фирма Рейнметалл-Борзиг из Дюссельдорфа. Эффективная скорострельность орудия - 12-15 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы 8100 м, ресурс ствола - 6000 выстрелов. Углы наведения орудия в горизонтальной плоскости (без разворота всей САУ) - +/-32°, (у САУ на шасси танка H38 - +/-30°), углы наведения в вертикальной плоскости - от -5° до +22°. Наведение орудия осуществляется вручную. Боекомплект - унитарные выстрелы. Снаряды складируется в три боеукладки, на 24, на 7 и на 6 снарядов. Боеукладки размещены в передней части боевого отделения ниже орудия.
Пулемет MG-34 или MG-42 калибра 7,92 мм нормально хранится внутри боевого отделения, в боевом положении ставится в гнездо на стенке рубки; боекомплект к пулемету - 600 патронов. Личное оружие членов экипажа включает пистолеты Люггер Р-08 или Вальтер Р-38, один пистолет-пулемет МР-38 или МР-40 с боекомплектом 192 или 102 патрона.

Оптические устройства Орудие комплектуется оптическим прицелом Pakzielfemrohr ZF 3x8 фирмы Карл Цейс Йена. Монокулярный прицел градуирован в диапазоне от 0 до 2000 м для снаряда Pz.Gr. 39 и в диапазоне от 0 до 1000 м для осколочно-фугасного снаряда.
Прицел имеет 3-х кратное увеличение, поле зрение 8°. В комплект оборудования САУ входит артиллерийская стереотруба F. Meyer. В смотровой щели механика-водителя установлен прозрачный блок из бронестекла.

Радиооборудование На САУ «Мардер I» установлены приемопередающая радиостанция FuG Spr «d» и внутренне переговорное устройство. Радиостанция фирмы Телефункен состоит из передатчика и приемника. Рация работает в диапазоне УКВ 19997,5-21472,5 кГц. Радиус устойчивой связи при работе с места - 5 км, с движения - 2 км. Радиостанция снабжена штыревой антенной высотой 1,4 м. Антенный ввод установлен в правой части боевого отделения. Радиостанция предназначена для связи между САУ «Мардер I» внутри подразделения.
Внутренне переговорное устройство предназначено для связи между командиром машины и механиком-водителем.
В штатный комплект дельных вещей САУ входят сигнальные флажки и сигнальный пистолет-ракетница Вальтер LР калибра 27 мм с 12 сигнальными ракетами разного цвета.

Дополнительное оборудование Все дополнительное оборудование размещено внутри и снаружи боевого отделения. В передней части корпуса САУ Sd.Kfz.135 крепятся запасные гусеничные траки. Стальной трос крепится на крыше моторного отделения. Топор перевозится будучи прикрепленным к корме корпуса.
Оборудование перевозится внутри боевого отделения. В левой задней части размещены ящик с запасными частями к орудию Pak 40/1, контейнер с глицерином и масленки для смазки пулемета и пистолета-пулемета. На правой стенке закреплены три секции банника для чистки ствола орудия, рукоятка ручного стартера, два запасных ствола к пулемету МG-34 или МG-42, сам пулемет, 12 сигнальных ракет. Запасные призмы стереотрубы хранятся в специальном контейнере, закрепленном на внутренней поверхности орудийного щита. На щите также закреплен контейнер с прицелом, инструментами для чистки оптики и переносным фонариком. На полу отделения управления ниже сиденья механика-водителя установлены два ящика с патронами к пулемету и контейнер с запасными частями к пулемету. Здесь же хранятся сошки, которые крепятся к пулемету в случае, если он используется вне самоходки. Кронштейны крепления пистолета-пулемета закреплены на внутренней поверхности левой стенки рубки, здесь же крепятся шесть запасных магазинов на 32 патрона каждый к пистолету-пулемету. Правее и левее сидений механика-водителя и радиста размещены контейнеры для противогазов. На машинах раннего выпуска радиостанция ставилась внутри корпуса, на самоходках поздней постройки - в боевом отделении.
Часть оборудования размещено ниже настила пола: десять пальцев для крепления траков, подкладка под домкрат, запасные части к наблюдательному прибору КFF-2. Под сиденьем механика-водителя размещены два запасных смотровых бронеблока и аптечка первой медицинской помощи. Большой топор уложен на левом крыле.
В передней части отделения управления находится огнетушитель. К колпаку трансмиссии прикреплены масленки.
Также внутри боевого отделения предусмотрена перевозка ящика с ручными гранатами, кобуры с сигнальным пистолетом-ракетницей, канистра емкостью 1,6 кг со смазкой типа «96», защитного кожуха дульного тормоза, защитного кожуха казенной части орудия, сигнальных флажков и т.д.

Боевое применение

Противотанковые самоходно-артиллерийские установки Sd.Kfz.135 получили боевое крещение осенью 1942 г. Самоходки поступали на вооружение рот истребителей танков, Panzerjäger Kompanie. Такие роты имелись в различных формированиях и соединениях, но чаще всего встречались в составе пехотных дивизий. Первой самоходками «Мардер I» была перевооружена 1-я рота 80-го противотанкового батальона 44-й пехотной дивизии «Hoch und Deutschmeister», рота получила новую технику во Франции летом 1942 г.
Позже самоходками Sd.Kfz.135 усилили 1-ю танковую дивизию, 158-ю резервную дивизию, 44-ю пехотную дивизию, 65-ю пехотную дивизию, 76-ю пехотную дивизию, 94-ю пехотную дивизию, 113-ю пехотную дивизию. 76-я, 94-я и 113-я пехотная дивизии полностью полегли под Сталинградом, весной и летом 1943 г. их фактически заново сформировали во Франции. Каждая из вышеперечисленных дивизий получила по девять САУ «Мардер I». В конце лета 1943 г. самоходки «Мардер I» заменили истребителями танков «Мардер III».
На Восточном фронте самоходки «Мардер I» действовали в составе 31-й, 35-й, 36-й, 72-й, 206-й и 256-й пехотных дивизий. Подразделения этих дивизий получили самоходные противотанковые орудия Sd.Kfz.135 осенью 1942 г. К концу года в подразделениях истребителей танков вышеперечисленных дивизий Восточного фронта имелось от двух до семи САУ «Мардер I». В сентябре 1943 г. 384-й батальон истребителей танков 384-й пехотной дивизии получил 14 САУ «Мардер I». Всего по состоянию на 31 декабря 1943 г. в подразделениях Восточного фронта имелось 38 САУ «Мардер I».
На Западе в 1944 г. самоходки «Мардер I» состояли на вооружении подразделений LVХХХХIII армейского корпуса - в 100-м танковом полку 21-й пацнердивизии, а также в частях 305-й, 343-й, 346-й, 348-й, 353-й, 384-й, 708-й, 711-й, 712-й, 716-й и 719-й пехотных дивизий, дислоцированных во Франции. В 1944 г. «Мардеры I» поступили на вооружение 87-го противотанкового батальона 25-й панцердивизи Восточного фронта.
 
17 из 60 построенных самоходок 7,5 cm Pak 40/1l L/46 auf Panzerjäger 38Н (f) поступили на вооружение 200-го батальона штурмовых орудий 21-й панцердивизии, которым командовал сам Альфред Беккер, уже майор.
Захваченные у немцев самоходки «Мардер I» состояли на вооружении подразделений Свободой Франции. По крайней мере, одна из этих самоходок была вооружена 50-мм противотанковой пушкой РаК 38 и использовалась при блокаде французами порта Сент-Назар.

САУ «Мардер I» в коллекциях музеев

В настоящее время известна единственная сохранившаяся САУ «Мардер I» Sd.Kfz.135. Данный экземпляр находится в бронетанковом музее Самюра. Франция.
 
Окраска и маркировка

Изначально САУ «Мардер I» окрашивались согласно инструкции № 864 от 30 июля 1940 г. полностью в темно-серый цвет Panzer Grau RAL-7027. Весной 1943 г. самоходки стали красить по инструкции № 181 от 18 февраля 1943 г. полностью в темно-желтый цвет Wehrmacht Olive.
По базовой желтой окраске самоходки камуфлировались извилистыми полосами цвета Brun RAL-8017 и Olive Grun RAL-8002. Рисунок камуфляжа зависел от природных условий, сезона года и художественных предпочтений командиров подразделений. Иногда камуфляж наносился на самоходки в заводских условиях, например перед началом операции «Цитадель».
В августе 1943 г. была введена новая схема камуфляжной окраски бронетехники на основе цветов Olive Grun RAL-6003




Список источников:


  • Военные машины №92 "Panzerjäger Marder I"
  • Журнал "Бронеколлекция" 2008 №1 М.Барятинский "Истребитель танков "Мардер"
  • С.В.Иванов "Эволюция германских истребителей танков. Часть II" ("Танк на поле боя" №17)
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (09.09.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 4714 | Теги: Marder I | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]