Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Marder III
Истребитель танков Marder III

Противотанковая самоходная установка Panzerjäger 38(t) fur 7,62 cm Pak 36, известная также как Panzerselbst-fahrlafette II или Sd.Kfz.139, представляет собой типичный пример промежуточного, временного, противотанкового средства. Самоходка является комбинацией трофейной советской 76,2-мм пушки и шасси танка Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G/H чешской конструкции.
Острая необходимость в средствах борьбы с танками появилась у немцев после вторжения в Советский Союз. Имевшиеся на вооружении противотанковые пушки 3,7 cm Pak 36 устарели еще к началу кампании во Франции. Помимо этих орудий для борьбы с танками вермахт и войска СС располагали еще несколькими сотнями трофейных французских орудий 4,7 cm Pak 181(f) и чешскими орудиями 4,7 cm Pak 181(t). Позже эти пушки установили на шасси танков Pz.Kpfw.I Ausf.В и Pz.Kpfw.Renault R35. Кроме того, на вооружении находилось порядка тысячи 50-мм противотанковых орудий РаK 38. Все эти пушки могли уверенно поражать танки КВ и Т-34 с дистанции всего в 100 м.
Командование сухопутных войск достаточно быстро отреагировало на неприятные вести с фронтовых полей - началась разработка самоходного истребителя танков, вооруженного 75-мм пушкой. Развертывание серийного производства таких машин сдерживалось медленным выпуском противотанковых орудий 7,5 cm Pak 40. Первые 15 этих орудий промышленность сдала Германии только в феврале 1942 г. Понадобилось личное вмешательство Гитлера для наращивания темпа выпуска крайне необходимых войскам противотанковых пушек. Временное решение нашли в установке трофейных советских 76,2-мм пушек образца 1936 г. на шасси огнеметного танка Flammpanzer «Flamingo» (Pz.Kpfw.II Ausf.D/E) и легких танков Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.G/H. Самоходки получили наименования Panzerselbstfahrlafette I и Panzerselbstfahrlafette II, последняя больше известна как Sd.Kfz.139 «Мардер III».

Проще всего переделать в противотанковую и установить на шасси легкого танка оказалось пушку 296 7.62 cm field-gun rus. 36. Доработка орудия заключалась в переделке дульного тормоза и казенной части под 75-мм снаряды к пушке РаK 40.

Конверсия в Sd.Kfz.139

При переделке танка в самоходно-артиллерийскую установку неизменной оставалась вся нижняя часть шасси. На корпус не устанавливалась крыша боевого отделения с кольцом под башню, а крыша моторного отделения выполнялась плоской. Выпуск самоходок Sd.Kfz.139 велся параллельно с производством танков Pz.Kpfw.38(t) на одной сборочной линии до прекращения сборки танков модификации Ausf. G.
Массивное крестообразное основание под орудие 7,62 сm РаK 36 крепилось к бортам корпуса шестью большими болтами. Орудийный щит, набранный из шести бронелистов, жестко связан с пушкой. Для обеспечения достаточного максимального угла возвышения длинное орудие пришлось приподнять над корпусом, из-за этого между корпусом и пушкой образовалась щель. Щель закрыта неподвижными бронелистами, установленными под различными углами. Боевое и моторные отделения прикрыты с бортов броней, но высота бронелистов не обеспечивало нормальной защиты расчета. Фактически расчет пушки защищал от обстрела только орудийный щит.
Высота бортовой брони боевого отделения одного из прототипов Sd.Kfz.139 равнялась высоте орудийного щита. Был изготовлен всего один экземпляр такой самоходки. Значительный вес 76,2-мм орудия и высокое расположение центра масс самоходки заставили конструкторов предусмотреть массивное крепление для ствола, чтобы его не болтало при движении по пересеченной местности. Фиксатор смонтирован по центру крыши отделения управления. Сначала фиксатор представлял собой одну трубу, но он оказался недостаточно прочным для парирования рывков ствола пушки при движении самоходки. Пришлось поменять конструкцию фиксатора - добавить к трубе два подкоса. Между трубой и подкосами оставалось пустое пространство, но в конце-концов его для повышения жесткости конструкции стали зашивать стальными листами. Именно такие фиксаторы чаще всего можно увидеть на сохранившихся фотографиях самоходок Sd.Kfz.139. Фиксатор казенной части монтировался в боевом отделении между сиденьями наводчика и заряжающего.

Открытое сверху боевое отделение не защищало экипаж машины от непогоды. В тылу и на марше над боевым отделением, от орудийного щита до задней стенки, натягивался брезентовый тент, но в бой истребители танков шли без тентов, так как брезент сильно ограничивал обзор.
Возимый боекомплект к пушке состоял из 30 снарядов, внизу боевого отделения. По левому и правому бортам боевого отделения располагалось по одному контейнеру на три снаряда каждый. На практике экипажи старались забить снарядами все пространство боевого отделения, в разумных пределах конечно. Для самообороны истребитель танков был вооружен 7,62-мм пулеметом MG 37(t) (германское обозначение чешского пулемета MG ZB vz. 37) в лобовой шаровой установки, аналогичной пулеметной установке танка Pz.Kpfw.38(t).

Производство
Острейшая необходимость войск в противотанковой самоходной установке отразилось в присвоении производству самоходок Sd.Kfz.139 наивысшего приоритета - «SS», Sonderstufe. Фирма ВММ получила задание начать выпуск самоходных установок на производственной линии по выпуску танков. Первый заказ проедполагал выпуск партии из 120 машин, его выполнение началось в марте 1942 г. Позже заказ увеличили на 100 машин. Всего же, с апреля ио октябрь 1942 г., фирма ВММ сдала 344 истребителя танков Panzerjäger 38(t) fur 7,62 cm Рак 36.
В январе 1942 г. завод сдал 59 танков Pz.Kpfw.38(t), в феврале - 62. Из-за подготовки сборочной линии к выпуску самоходок, в марте выпуск танков упал до самого низкого уровня - 28 машин Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Первый истребитель танков Sd.Kfz.139 сошел со сборочной линии в апреле 1942 г. Количество изготовленных в апреле-мае танков варьировалось в пределах от 38 до 62 штук. В конце июня - начале июля 1942 г. фирма ВММ получила распоряжении вообще прекратить производство танков, полностью переключившись на выпуск «Мардеров III». 15 танков Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G июльского выпуска конвертировали в самоходки, эти машины были сданы уже как истребители танков в сентябре 1942 г. (номера шасси 1586-1600).
В июле завод изготовил первую самоходку на базе шасси танка Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н. Основным отличием модели Ausf.Н от Ausf.G являлся 150-сильный двигатель «Прага-AC». Прирост мощности в 25 л.с. дал увеличение максимальной скорости с 45 км/ч до 49,5 км/ч. Усовершенствованный двигатель оказался более экономичным, как следствие - запас хода по шоссе возрос на 12 км.

Тропический вариант
В марте 1942 г. одно шасси танка Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G (номер шасси 1348) доставили из Праги в Берлин на завод фирмы Алкетт. Здесь машину дооборудовали воздушными фильтрами для использования в Северной Африке. В Берлине «тропикализированное» шасси прошло испытания. По их завершению доработанное шасси вернули фирме ВММ как образец для производства истребителей танков, предназначенных немецкому корпусу «Африка».
Первый оснащенный тропическим оборудованием истребитель танков «Мардер III» был доставлен в Северную Африку в мае 1942 г. Всего в Африку попало 66 самоходок «Мардер III» (по другим данным 70). Один «Мардер III» доставили по воздуху 26 ноября 1942 г. военно-транспортным самолетом Ме-323 «Гигант». Выпуск истребителей танков Sd.Kfz.139 фирма ВММ прекратила в октябре 1942 г., однако упоминания о работах по этим истребителям танков встречаются в заводских документах вплоть до ноября 1943 г. - очевидно речь идет о ремонте ранее изготовленных самоходок.

Радиооборудование Истребитель танков Sd.Kfz.139 имел стандартное радиооборудование - приемо-передающую радиостанцию FuG 5 SE 10 U с преобразователями сигналов EUa и U 10а. Радиостанция работала в диапазоне частот от 27,2 до 33,3 кГц. Передатчик мощностью 10 Вт и штыревая антенна высотой 2 м обеспечивали устойчивую радиосвязь в радиусе 2-3 км. Место радиста - слева от места механика-водителя. Блоки радиостанции монтировались по левому борту корпуса машины.
Штабам частей, вооруженных истребителями танков Sd.Kfz.139 требовались командирские танки, однако ничего не известно о командирских вариантах самоходок данного типа. Вообще, интересный вопрос: «Где размещать положенную командирской машине радиостанцию FuG 8 SE 30 с радиусом действия 25 км?» Свободного объема для блоков этой рации на самоходке не имелось. До сих пор не известно ни одной фотографии истребителя танков с антенной типа «D» (с «метелкой» на конце) радиостанции FuG 8 SE 30. Командирские варианты «Мардера III» выпускались только на базе истребителей танков Sd.Kfz.138.

Окраска и маркировка
До 18 февраля 1943 г. стандартным цветом германской бронетехники являлся так называемый «танковый серый», RAL-7021. Именно в него окрашивались самоходки Sd.Kfz.139 на заводе. Истребители танков, предназначенные для корпуса Роммеля, перед отправкой в Северную Африку перекрашивались в желто-коричневый RAL-8000 или коричневый RAL-8020 цвета. Не исключено, что по базовому тону эти машины еще и камуфлировались пятнами серо-зеленого RAL-7008 или серого RAL-7027 цветов. Боевое отделение чаще всего окрашивалось в темно-серый цвет (на «тропических» самоходках оно, как правило, не перекрашивалось). Интерьер отделения управления окрашивалось, как и на другой германской бронетехнике, в цвет слоновой кости, RAL1001.
С 18 февраля 1943 г. всю германскую бронетехнику, действовавшую на европейском театре военных действий предписывалось окрашивать в темно-желтый цвет RAL-7028 и камуфлировать пятнами оливково-зеленого RAL-6003 и красно-коричневого RAL-8017 цветов. Камуфляж наносился в полевых условиях. Опознавательные знаки - балочные кресты черного цвета с белой каймой, чаще всего наносился только белый контур. Кресты наносились на бортах надстройки ближе к корме на высоте моторного отделения. Иногда крест наносился еще в кормовой части машины на кожухе дымовых гранатометов.
Символика дивизии и тактические обозначения наносились на лобовом или кормовом бронелистах корпуса. Бортовые номера - такие же как на танках, двух- или трехзначные. Обычно номера писали по бортам орудийного щита. Победные отметки - узкие полосы вокруг ствола орудия. Иногда члены экипажей давали своим машинам имена или прозвища и писали их на броне, такая практика узаконена в официальном порядке не была и не одобрялась командованием.

Боевое применение

Северная Африка

Посоле военных успехов первой половины 1940 г. на западе в Германии настал непродолжительный период релаксации. Следующим аппетитным куском для Тысячелетнего Рейха должна была стать Англия. Многие умы верхушки Рейха считали сей кусок уже частично пережеванным - в вооруженных силах Германии провели частичную демобилизацию. Между тем планы строились глобальные. На совещании 22 июля 1940 г. фон Браухич предложил организовать военно-научную экспедицию на Средиземноморье. Браухич выдвинул три ключевых пункта будущей авантюры:
1)поддержка итальянских войск германскими бронетанковыми частями
2)удар по британским войскам в Хайфе
3)установление контроля над Суэцким каналом
Более детально план рассматривался 31 июля 1940 г. 12 августа представитель Генерального штаба генерал-майор Буде доложил, что наличных сил достаточно для формирования танкового корпуса, который можно направить на Средиземноморье. Ухудшение положения итальянских войск, сражавшихся с англичанами, заставило Гитлера пересмотреть первоначальные цели и задачи плана, направив корпус в Северную Африку. В тот момент Гитлер как раз не ставил глобальной задачи. В Африку предстояло отправится всего лишь «Sperrverband», блокирующим силам, которые рядом контратак должны были свести на нет наступательные потуги британских войск. Основа Sperrverband - саперы с большим количеством мин, противотанковые подразделения и небольшое количество новейших на тот момент танков Pz.Kpfw.III Ausf.G, а также подразделения ПВО. 3 февраля 1941 г. приказ о переброске в Северную Африку получила 15-я танковая дивизия, которую включили в состав Sperrverband. Противотанковые части прибывали в Африку постепенно.
К весне 1942 г. потребовалось усилить противотанковую группировку Роммеля. В апреле было решено отправить в Африку 18 истребителей танков «Мардер III» майского выпуска. 2 мая 1942 г. командование сухопутных войск распорядилось, чтобы к 20 мая 1941 г. 12 истребителей танков 7,62 cm Pak 36 (r)(Sfl.) были доставлены в Неаполь для отправки в Северную Африку. Самоходки предназначались для вооружения двух рот истребителей танков, по одной в 15-й и 21-й танковых дивизиях. 21 мая 1941 г. вышел еще один приказ: «...24 истребителя танков 76,2 cm Pak 36 (r) (Sfl.) должны быть отправлены танковой армии «Африка» в июне для перевооружения четырех Pz.Jg.Kompanien корпуса «Африка» и 90. le.Afrika.Div». Первые шесть самоходок «Мардер III» прибыли в Африку в мае, они поступили в Kampfstaffel танковой армии «Африка». Переброска «Мардеров» в Африку про-должалась до ноября 1942 г.

Panzerjäger-Abteilung 33 (15. Pz.Div.)
К октябрю 1942 г. в составе 15-й танковой дивизии насчитывалось 16 самоходок Sd.Kfz.139. Самоходки принимали участие в отражении британских контратак при Эль-Аламейне, где понесли тяжелые потери. Британские войска перешли в наступление в 1 ч 10 мин 28 октября 1942 г. Главный удар пришелся на стык II и III батальонов 115-го панцергренадерского полка. В бою принял участие Pz.Jg.Abt.33, к ночи в батальоне осталось всего восемь 50-мм противотанковых пушек Рак 38 и один истребитель танков Sd.Kjz.139. На момент начала отступления германских войск в батальоне уцелело шесть боеспособных пушек Рак 38, а самоходок Sd.Kfz.139 не осталось вообще. В конце феврале - начале марта 1943 г. 33-му батальону сдал свою боевую технику Pz.Jg.Abt.39 - буксируемые противотанковые пушки и тягачи, ни одного «Мардера III» 33-й батальон от братской части не получил. Батальон сражался в Тунисе до самого последнего дня: 1 мая 1943 г. личный состав батальона сложил оружие перед окружившими его частями союзников.

Panzerjäger-Abteilung 39 (21. Pz.Div.)
Согласно рапорту, датированному августом 1942 г., в Pz.Jg.Abt.39 имелось 14 противотанковых пушек 5 cm Pak 38 и восемь истребителей танков Sd.Kfz.139. Рапорт от 10 сентября того же года отмечает наличие 17 противотанковых пушек 5 cm Pak 38 и 18 истребителей танков Sd.Kfz.139, распределенных между 1-й и 2-й ротами. К сожалению, не установлено сколько истребителей танков и противотанковых пушек имел батальон в период боев при Алам-Хальфе (30 августа - 2 сентября 1942 г.). Когда англичане перешли 23 октября 1942 г. в контрнаступление под Эль-Аламейном в батальоне по-прежнему оставалось 18 самоходок «Мардер III». Первый день сражения на участке 21-й танковой дивизии царило затишье, но утром 24 октября самоходки из 2./Pz.Jg.Abt.39 при поддержке итальянской пехоты контратаковали англичан. Контратака захлебнулась на минном поле. 25 октября батальон отвели с передовой во избежание напрасных потерь от артиллерийского огня противника. Вечером 26 октября часть подразделений 21-й танковой дивизии, а также штаб и 2-я рота 39-го батальона получили приказ выдвинуться на северный участок обороны, где британские войска прорвали фронт. Контратака самоходок позволила приостановить наступление противника.
1-я рота 39-я батальона оставалась на южном участке обороны, 29 октября здесь собрался весь батальон. 30 октября батальон вошел в состав кампфгруппе «Пфейфер», перед которой стояла задача остановить противника, продвигавшегося восточнее Сиди-абд-эль-Рамаха. В ночь с 30 на 31 октября боевая группа атаковала, но в конечном итоге сама попала в окружение. 4 ноября германские войска начали общее отступление. 7 ноября части 21-й панцердивизии собрались в 40 км от Мерса-Матрух. К этому времени в Pz.Jg.Abt.39 не осталось ни одного исправного «Мардера III», всю тяжелую технику представляли несколько 50-мм противотанковых пушек. В течение ноября 1942 г. все вооружение батальона постепенно собрали во 2-ю роту. В рапортах из 21-й танковой дивизии, датированных 20-ми числами ноября 1942 г., отмечается наличие в Pz.Jg.Abt.39 четырех боеготовых самоходок, еще восьми истребителям танков требовался ремонт. К 15 декабря немецкие войска оказались отброшенными к вади Матрэйн. По состоянию на этот день в 39-м батальоне имелось всего два не боеготовых истребителя танков Sd.Kfz.139 и три 75-мм противотанковые пушки Рак 40 без снарядов. Истребители танков из рапорта от 19 декабря исчезли совсем.
В феврале-марте 1943 г. все свое уцелевшее вооружение 39-й батальон сдал 33-му батальону. 4 марта 1943 г. в распоряжение штаба 21-й танковой дивизии вернулись после сдачи техники командир 2./Pz.Jg.Abt.39 обер-лейтенант Войт и 120 человек личного состава. Неделей позже 39-й батальон переформировали. 1-я рота получила девять истребителей танков Sd.Kfz.139, 2-я рота - девять новейших самоходок 7,7 cm Рак 40/3 für Pz.38(t) (Sd.Kfz.138). После переформирования и пополнения батальон сражался в Тунисе, пока не попал 13 мая 1943 г. в окружение.

Panzerjäger-Abteilung 90(10. Pz.Div.)
В апреле 1942 г. 10-ю танковую дивизию сняли с Восточного фронта и перебросили для отдыха и пополнения во Францию. Здесь, в конце июля, 1-я рота Pz.Jg.Abt.90 девять истребителей танков Sd.Kfz.139. После участия в стремительной оккупации южной Франции, 10-ю дивизию перебросили в Италию в район Неаполя. Первые подразделения дивизии отбыли из Неаполя в Северную Африку 22-23 ноября 1942 г. 1-я рота 90-го батальона прибыла в Тунис вместе с подразделениями 7-го танкового полка 28 ноября. 1-4 декабря 1-я рота принимала участие в сражении при Тебурбе в составе кампфгруппе «Худель». В ходе операции «Fruhlingswind», которая началась 14 февраля 1943 г., Pz.Jg.Abt.90 в составе кампфгруппе «Рейман» атаковал противника вдоль шоссе Фаид-Збейтла. 21-22 февраля батальон участвовал в неудачных атаках на Талу. 6 марта 1943 г. началось наступление частей корпуса «Африка» с целью разгрома концентрации войск союзников возле Меденины. 1-я рота оставалась в резерве командования 90-й дивизии. Последний известный эпизод боевого применения «Мардеров III» из 10-й танковой дивизии имел место 23 марта 1943 г., когда самоходки понесли тяжелые потери от артиллерийского огня и подрывов на минном поле. Потеряв все тяжелое вооружение, личный состав 90-го батальона сдался в плен союзникам 13 мая 1943 г.
 
Panzerjäger-Abteilung 190 (90. le.Afrika.Div.)
Приказом от 24 марта 1942 г. в составе танкового корпуса «Африка» был сформирован Panzerjäger-Abteilung 190, в батальон вошли 3-я рота 33-го противотанкового батальона, 3-я рота 39-го противотанкового батальона и 1./Flak.Abt.612. По данным на 24 сентября 1942 г. в составе Panzerjäger-Abteilung 190 имелось шесть 7,62 cm Pak Sfl. Сведений о боевом применении самоходок Sd.Kfz.139 или других самоходных истребителей танков из 190-го батальона не сохранилось. 13 февраля 1943 г. батальон переформировали, добавив в него Stab и 2./Panzerjäger-Abteilung 605.
 
Восточный фронт

Panzerjäger-Abteilung 37 (1. Pz.Div.)
Panzerjäger-Abteilung 37 был сформирован в октябре 1935 г. как противотанковое подразделение в составе 1-й панцердивизии. Батальон принимал участие в польской кампании, вторжении во Францию, в операции «Барбаросса». В тот период на вооружении Panzerjäger-Abteilung 37 состояли сначала 37-мм противотанковые пушки, затем орудия калибра 50 мм. К ноябрю 1941 г. противотанковые пушки сохранились только во 2-й роте, в то время как остальные подразделения батальона использовались как обычная пехота. В мае 1942 г. пополнения в людях и техники позволили развернуть батальон до полного штата. На вооружение 1-й роты поступило шесть истребителей танков Panzerjäger 38(t) fur 7,62 cm Pak 36 (Sd.Kfz.139). До поступления во второй половине июля 1942 г. на вооружение 1-го танкового полка танков Pz.Kpfw.IV с длинноствольными 75-мм пушками, самоходки «Мардер III» оставались самым мощным средством борьбы с танками во всей 1-й панцердивизии. Впервые самоходки 1-й роты 37-го батальоны приняли участие в боях во время проведения операции «Зейдлиц», со 2 по 12 июля 1942 г. В ходе операции части 1-й танковой дивизии нанесли поражение советским войскам в районе между городами Сычевка и Белый, южнее Ржева.
С начала августа по начало сентября 1942 г. 1-я рота вела успешные оборонительные бои восточнее Сычевки. 11 сентября экипаж одного из «Мардеров» записал на счет самоходчиков 1-й роты 99-й уничтоженный советский танк. В ноябре - декабре батальон вместе со всей 1-й панцердивизией дрался юго-западнее города Белый. Во второй половине декабря 1942 г. 1-ю панцердивизию отвели на отдых и пополнение во Францию. Все тяжелое вооружение перед отправкой в тыл было передано другим частям вермахта. Дальнейшая судьба самоходок «Мардер III» из 1.1 Pz.Jg.Abt.37 не известна.

Panzerjägeг-Abteilung 38 (2.Рz.Div.)
Panzerjäger-Abteilung 38 был сформирован в октябре 1935 г. как противотанковое подразделение 2-й панцердивизии. Батальон имел на вооружении сначала 37-, а затем 50-мм противотанковые пушки, принимал участие в польской и французской кампаниях, в операции «Барбаросса». Приказом от 11 августа 1941 г. на основе 3-й роты Panzeгjäger-Abteilung 38 предписывалось начать формирование Panzerjäger-Abteilung 140 в составе новой 22-й танковой дивизии. Взамен по сути новой 3-й роте 38-го батальона поставили девять самоходок 7,62 cm Pak 36 für Pz.38(t), один Pz.Kpfw.II Ausf.В Befehlspanzer и три переделанных в транспортеры боеприпасов Pz.Kpfw.I ausf.В.
Рота готовилась к предстоящим боя в небольшой деревушке Кузминична под Белым, где находились тылы 2-й панцердивизии. Состояния боеготовности рота достигла к 1 июля 1942 г. Уже 2 июля рота сражалась южнее Белого, за пять следующих дней самоходчики вывели из строя 14 танков Т-34 без потерь со своей стороны. До поступления в 3-й танковых полк танков Pz.Kpfw.IV L/43 рота истребителей танков выполняла функции «пожарной команды» - подвижного противотанкового резерва штаба 2-й панцердивизии. Так, 11 августа 1942 г. самоходчики выбили большую часть из 20 советских танков, уничтоженных силами 2-й панцердивизии под деревнями Кривцы и Рябинки. До конца августа 3./Pz.Jg.Abt.38 вела ожесточенные оборонительные бои под Кармановым, в конце августа - начале сентября - под Трусселями, затем - до середины декабря 1942 г. опять под Карманово. С середины декабря 1942 г. до начала марта 1943 г. 3-я рота стояла на зимних позициях северо-восточнее Сычевки.
Истребители танков Sd.Kfz.139 завоевали популярность у экипажей, но не у ремонтников. Особого внимания требовали тормоза. Плохое охлаждение приводило к частым поломкам. В топливных магистралях часто возникали воздушные пробки, из-за которых нередко «обрезал» двигатель. Частично вылечить этот недостаток удалось путем установки небольшого аварийного топливною бачка. В случае прекращения подачи топлива из основного бака экипаж мог по крайней мере выйти из боя, подключив к двигателю аварийный бачок. Проблемы возникали с запасными частями к 76,2-мм пушкам, ремонтникам приходилось искать необходимые детали в местах боев, снимая их с разбитых советских орудий.
 
12 декабря 1942 г. семь истребителей танков Panzerjäger 38(t) fur 7,5 cm Pak 40/3 Ausf.H (Sd.Kfz.138) прибыли в ремонтное подразделение Werkstattrompanie Pz.Rgt. 3, дислоцированном в Николаевке. Только три из них поступили на вооружение 3./Pz.Jg.Abt.38 , остальные четыре составили противотанковый взвод Stabskompanie II./Pz.Rgt.3. В марте-апреле 1943 г. 2-ю панцердивизию отвели с фронта на отдых в район Витебска. В первой половине марта 1-я и 2-я роты 38-го батальона сдали буксируемые противотанковые пушки, получив на вооружение по девять самоходных истребителей танков Panzerjäger 38(t) fur 7,5 cm Pak 40/3 Ausf.H. На вооружении 3-й роты остался смешанный парк из самоходок Sd.Kfz.139 и Sd.Kfz.138. 15 апреля в 3-ю роту передали три истребителя танков Sd.Kfz.138 из штабной роты II./Pz.Rgt.3. Также из 3-го танкового полка штабу 38-го батальона передали одну машину Pz.Bef.Wg.III, один танк Pz.Kpfw.II и один танк Pz.Kpfw.38(t). До начала июля 1943 г. 2-я танковая дивизия оставалась в резерве штаба группы армий «Центр». Перед началом операции «Цитадель» в группе армий «Центр» провели стандартизацию боевой техники противотанковых подразделений. В рамках стандартизации в конце июня 1943 г. 38-й батальон передал шесть уцелевших самоходок Sd.Kfz.139 в Pz.Jg.Abt.(Sfl.) 616.

SS-Panzerjäger-Abteilung 2 (SS-Pz.Gren.Div. «Das Reich»)
Противотанковый батальон CC сформировали в сентябре 1939 г., а в октябре того же года он вошел в состав новой SS-V-Division. После ряда преобразований дивизия стала именоваться 2-й панцергренадерской дивизией СС «Дас Рейх». Сначала батальон имел на вооружении буксируемые 37-мм противотанковые пушки, затем 50-мм орудия. Батальон сражался во Франции и в Советском Союзе. Зимой 1941-1942 г.г. SS-Panzerjäger-Abteilung 2 понес тяжелейшие потери. В мае 1942 г. дивизию «Дас Рейх» сняли с фронта, к этому времени противотанковый батальон сократился до роты, вооруженной лишь стрелковым оружием. На переформировании в Германии 3-я рота батальона, в мае-июне 1942 г., получила сначала самоходки 7,5 cm Pak 40/2 fur Fahrgestell Pz.Kpfw.II (Sfl.) (Sd.Kfz.131). Однако спустя несколько недель их сменили девять истребителей танков Panzerjäger 38(t) fur 7,62 cm Pak 36 (Sd.Kfz.139). Командир роты гауптштурмфюрер Шуберт в качестве личной машины использовал танк Pz.Kpfw.III Ausf.J или L с надписью «Satan» на броне. Укомплектованный новой техникой батальон впервые принял бой в феврале 1943 г. в районе Харькова. Сильные морозы приводили к частым поломкам материальной части, очень немногие самоходки остались в боеспособном состоянии. Пары влаги конденсировались в топливных магистралях, замерзали, после чего трубопроводы лопались.
В конце февраля 1943 г. рота 2./SS-Pz.Jg.Abt.2 получила несколько самоходок 7,5 cm Pak 40/2 fur Fahrgestell Pz.Kpfw.II (Sfl.) (Sd.Kfz.131). Количество машин оказалось небольшим, скорее всего ими был укомплектован один взвод. Приказом от 26 марта 1943 г. SS-Pz.Jg.Abt.2 был введен III батальоном во 2-й танковый полк СС. Роты изменили нумерацию на 9-ю, 10-ю и 11-ю. (9., 10.,1 l.(Sfl.)/SS-Pz.Jg.Abt.2).
Начиная с апреля 1943 г. личный состав SS-Pz.Jg.Abt.2 провел огромную работу по ремонту брошенных на полях боев под Харьковым подбитых танков Т-34. Удалось ввести в строй 25 танков, поступивших на вооружение двух рот.

18 мая 1943 г. рота 1.(Sfl.)/SS-Pz.Jg.Abt.2, вооруженная истребителями танков Sd.Kfz.139 и Sd.Kfz.131, была преобразована 4./SS-Stu.G.Abt.DR. Вооруженные танками Т-34 Beutepanzer роты батальона приняли участие в операции «Цитадель» как III./SS-Pz.Rgt.2. После первых успехов «тридцатьчетверки» пришлось отозвать с передовой. Сказались сложности с запасными частями, но в большой степени на принятие такого решения повлиял высокий риск обстрела со стороны своих. Германские артиллеристы и летчики слишком хорошо изучили силуэт Т-34 и никогда до стрельбы не смотрели на опознавательные знаки. Остатки батальона были преобразованы в 8./SS-Pz.Rgt.2. В конце лета 1943 г. SS-Pz.Jg.Abt.2 окончательно прекратил существование. К 20 октября все уцелевшие истребители танков (количество не установлено) из бывшей 3-й роты передали в Heeres-Depot. Личный состав был распределен по батареям SS-Stu.G.Abt.DR.
Скорее всего, рота З./SS-Pz.Jg.Abt.2 стала единственным противотанковым батальоном войск СС, получившем в 1942 г. истребители танков Sd.Kfz.139. Опубликованы фотографии самоходок данного типа с подписями, гласящими о принадлежности этих машин SS-Pz.Jg.Abt.1, однако подписи - ошибочны. Согласно документам от 9 марта 1942 г. дивизия «Лейбштандарт Адольф Гитлер» получила истребители танков 7,62 cm (r) auf Fahrgectell Pz.Kpfw.II Ausf.D (Sd.Kfz.132). Эти сведения подтверждаются историей дивизии и фотографиями подразделений SS-Pz.Jg.Abt.1, сделанными на улицах Парижа 29 июля 1942 г. после возвращения батальона с Восточного фронта. В конце лета перед отправкой на восточный фронт самоходки Sd.Kfz.139 заменили истребителями танков Sd.Kfz.138.
 
«Мардер III» Ausf.Н(Sd.Kfz.138)

Одновременно с противотанковой САУ Sd.Kfz.131 фирма Alkett разработала вариант конструкции самоходной установки на базе танка Pz.38(t). В июне 1942 года из Берлина в Прагу отправили два опытных образца САУ Sd.Kfz.138 Ausf.H и всю конструкторскую документацию на них. Одну машину вооружили 75-мм противотанковой пушкой Рак 40/3, другую — 75-мм штурмовой пушкой Stuk 40. Обе самоходки были изготовлены на базе танков Pz.38(t) Ausf.G. После полигонных испытаний специалисты фирмы ВММ и представители Вермахта остановили свой выбор на САУ, вооруженной пушкой Рак 40/3. В отличие от опытного образца серийные машины выпускались на шасси танков Pz.38(t) Ausf.H.
Ходовая часть и корпус базового танка остались без изменений. Пушка Рак 40/3 была смонтирована над боевым отделением танка на лонжероне, имевшем форму моста. Орудие имело горизонтальные углы наведения: 30° — влево и 3° — вправо. Передний подвижный бронещит пушки толщиной 15 мм перекрывался высокими бортами рубки, доходившими до моторного отделения. Толщина бортов рубки, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, также составляла 15 мм. Казенная часть пушки частично перекрывалась сверху 10-мм броневой крышей. Таким образом, сиденья наводчика и заряжающего в этой машине уже были защищены броней. В непогоду над боевым отделением натягивался брезентовый тент. Расположение рабочих мест механика-водителя и пулеметчика не изменилось, как, впрочем, и компоновка корпуса в целом.
Вспомогательное вооружение САУ состояло из курсового пулемета МG 37(t) чехословацкого производства, расположенного в лобовом листе корпуса, и немецкого пулемета МG 34, перевозившегося в боевом отделении и устанавливавшегося в случае необходимости на кронштейне на одном из бортов рубки или на дуге над боевым отделением. Боекомплект включал 38 выстрелов к пушке и 600 патронов к пулеметам.
На САУ Sd.Kfz.138 Ausf.Н был установлен двигатель Рraga ЕРА II мощностью 140 л.с. (103 кВт) — карбюраторный, 6-цилиндровый, четырехтактный, рядный, жидкостного охлаждения. Емкость топливных баков — 218 л.
Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Рraga Wilson ТN100 — планетарная, пятискоростная (5+1), с предварительным выбором передач. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах. С каждого борта имелось по два обрезиненных одинарных поддерживающих катка. Каждая гусеница включала 94 трака шириной 293 мм.
В качестве средства связи использовалась радиостанция FuG 5.
Темп производства САУ постоянно возрастал. С ноября 1942 по апрель 1943 года фирма ВММ изготовила 275 самоходных установок Sd.Kfz.138 Ausf.Н. За это время еще 338 машин этого типа были получены путем переделки из поврежденных танков Рz.38(t) на ремонтном заводе Вермахта в чехословацком городке Прилоуги. Для этой цели завод ВММ выпускал комплектные рубки, которые устанавливались на корпусах восстановленных танков.

Marder III Ausf.M(Sd.Kfz.138)

В связи с выявившимися в ходе боевого применения машин этой модификации недостатками, связанными главным образом со слож¬ностью конструкции, затрудненным доступом к двигателю и неудовлетворительной защищенностью,возникла необходимость в создании усовершенствованного вариан¬та. Управление вооружения, как и прежде, поручило проектирование новой модификации САУ Marder III берлинской фирме Alkett.

Разработка базового варианта Sd.Kfz. 138
Кроме прототипов серии «Н», все новые истребители танков использовали шасси танков Pz.Kpfw.38(t) Ausf.Н, К и М, вооружались пушками 7.5 cm Рак 40/3. Единственным отличием от предшественника, танка Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G, являлось использование усовершенствованного двигателя «Прага-АС» мощностью 150 л.с. Ходовые части модели Ausf.Н строились только как база для самоходно-артиллерийских установок, танки данной модификации не выпускались. На Ausf.G стояли двигатели мощностью 125 л.с., 342 из 500 построенных ходовых частей использованы в качестве базы для истребителей танков. Производство шасси Ausf.Н началось в июне 1942 г., их сменили шасси Ausf.К (9-й серии), а с марта 1943 г. со сборочной линии завода стали сходить шасси Ausf. М (10-й серии).
Эффективным средством усиления боевой мощи противотанковых частей вермахта стали истребители танков Panzerjäger 38(t) fur 7.62 cm Рак 36 - Sd.Kfz.139. В конце 1941 г. немецкие противотанкисты столкнулись со значительными проблемами из-за отсутствия подходящих средств борьбы с советскими танками. Нa основе тревожных рапортов из фронтовых частей управление вооружения    сухопутных    войск (Heereswaffenaml) 18 мая 1942 г. выпустило требования к истребителю танков на шасси Pz.Kpfw.38(t). вооруженному пушкой 7.5 cm Pak 40. Самоходке присвоили обозначение Sd.Kfz.138. проект получил наименование «Siegmar». Работы по проекту Siegmar привели к появлению самоходки Sd.Kfz.138 «Мардер III» с кормовым расположением мотоного отделения, как на самоходке Sd.Kfz.139 и танке Pz.Kpfw.38(t). В январе-феврале 1943 гг. был создан совершенно иной вариант истребителя танков - модель Ausf.M. Двигатель переместили в среднюю часть корпуса, а боевое отделение - в кормовую. Проект получил наименование «Siegmar М», в сентябре 1943 г. измененное на «Schweinfurt»

Техническое описание истребителя танков Panzerjager 38 fur 7,7cm Рак 40/3 Sd.Kfz.138 (Ausf.M)
В начале 1943 г. управление вооружений сухопутных войск Германии поручило фирма ВММ и Алкетт в кооперации разработать новый истребитель танков на шасси тапка Pz.Kpfw.38(t), основываясь на опыте, полученном при создании самоходок Sd.Kfz.139 и Sd.Kfz.138 Ausf.Н. Главной особенностью новой модели должно было стать перемещенное из кормы в середину корпуса моторное отделение. Опыт производства самоходок с задним расположением боевого отделения уже имелся - 15 cm slG-33 auf Gcschutzwagen 38 (Chasis Pz.Kpfw.38(t) Ausf.К). Эти машины выпускались с февраля 1941 г. Перенос боевого отделения в корму давал возможность укоротить вал, соединяющий двигатель с трансмиссией, и облегчить доступ к мотору для его технического обслуживания.
Ходовая часть подверглась незначительной модернизации - отказались от первого поддерживающего гусеницу ролика. На Ausf.М, таким образом осталось по одному поддерживающему ролику на борт, расположенного над первым и вторым опорными катками.
Надстройка корпуса полностью перепроектирована. Прежней осталась лишь нижняя часть корпуса. Место механика-водителя осталось справа от продольной оси машины, но со смещением вперед. Для механика-водителя в удлиненном лобовом бронелисге сформирована своеобразная рубка. До конца 1943 г. рубка имела скругленные грани и собиралась на болтах и заклепках, с конца 1943 г. рубки стали выполнять сварными, они получили граненую форму. В лобовой стенке и правом борту рубки механика-водителя имелись смотровые щели, в крыше - двустворчатый круглый люк. Радист остался на прежнем месте, слева от продольной оси, сей член экипажа по-прежнему попадал на свое рабочее место через боевое отделение.

Доступ к двигателю обеспечивался через два люка в средней части крыши корпуса. Самоходку «Мардер III» легко отличить от более ранних модификаций по глушителю, смонтированному на корме корпуса ниже откидного борта рубки. Несколько самых первых серийных истребителей танков «Мардер III» еще сохранили прежние глушители по правому борту корпуса.
Подножки были двух типов: откидная рама только на левом заднем подкрылке и по одной подножке, которые являлись частью правого и левого подкрылков. Последний вариант встречался крайне редко. На крыше корпуса в средней части был закреплен откидной фиксатор ствола орудия в положении по-походному. В боевом отделении имелся фиксатор казенной части орудия.
Боевое отделение частично интегрировано в корпус самоходки. В результате удалось по сравнению с истребителем танков «Мардер II» уменьшить общую высоту машины и снизить положение центра тяжести - в результате возросла устойчивость самоходки при стрельбе. Заднее расположение боевого отделение способствовало улучшению маневренных качеств машины, так как уменьшилась ее общая длина (длина со стволом орудия). Пушка 7,5 сm Рак 40 установлена над радиатором двигателя. Как и на самоходках модели Ausf.Н, бронирование рубки истребителей танков варианта Ausf.М защищало экипаж только от пуль и осколков.
Как на Ausf.Н. в рубках истребителей танков Ausf.М стояло по четыре перископических наблюдательных прибора. Для защиты от непогоды была предусмотрена возможность установки над боевым отделением тента.
Боекомплект к пушке на истребителях танков Sd.Kfz.38 Ausf.М состоял из 27 снарядов, на 11 снарядов меньше, чем у Sd.Kfz.139 и Sd.Kfz.138 Ausf.Н. Снаряды в контейнерах размещались по стенкам боевого отделения. Встроенного пулеметного вооружения «Мардер III» не имел, однако в четырех местах на стенках рубки имелась возможность установки пулемета МG 34 или МG 42.

Радиооборудование. Всe германские танки и самоходно-артиллерийские установки в обязательном порядке оснащались радиостанциями, большинство еще комплектовалось и внутренними переговорными устройствами. На истребителях танков Sd.Kfz.138    Ausf.Н/М стояли и радиостанции, и переговорные устройства. Истребители танков «Мардер III» Ausf.М комплектовались радиостанциями FuG Spr "d" и преобразователями SEU, работавшими на частотах 23,11-24.01 кГц. Эти радиостанции обеспечивали дальность связи 2-3 км при работе с места и до 1 км при работе с движущейся машины. Радиостанцию переместили в угол правой передней части боевой рубки самоходки. Обязанности радиста выполнял заряжающий.
Дополнительная рация также монтировалась в правом переднем углу рубки, над ней стояла антенны Sternantenne D. Поскольку на этой версии самоходки один член экипажа был полностью занят работой с радиоаппаратурой, то пришлось ввести в состав экипажа еще одного человека - «чистого» заряжающего. Место под вторую радиостанцию высвободили за счет сокращения боекомплекта к пушке на 12 снарядов.

Служба в подразделениях истребителей танков Marder III Ausf.H/M
Самоходки Marder III Ausf.H начали поступать в противотанковые дивизионы в конце 1942 года. На Восточном фронте первым соединением, получившим в декабре 1942 года эти боевые машины, стала моторизованная дивизия «Лейбштандарт СС «Адольф Гитлер». Самоходные орудия этой модификации приняли участие в операции «Цитадель», в том числе в 50-м противотанковом дивизионе 9-й танковой дивизии. В 1943 году «мардеры» этой модификации воевали также в Тунисе в 10-й танковой дивизии и в Италии — в 90-й моторизованной.
С лета 1943 года и вплоть до поступления в войска самоходок Hetzer основой противотанковых дивизионов стали САУ Marder III Ausf.M. Последние, по мере поступления «хетцеров», передавались из танковых и моторизованных дивизий в пехотные, в составе которых они и провоевали до конца войны.
В заключение немного статистики. По состоянию на начало 1943 года в составе соединений Вермахта и войск СС имелось 1124 истребителя танков «Мардер» всех модификаций. Спустя год их насчитывалось уже 1569 единиц, а на начало 1945 года в войсках оставалось всего 736 таких самоходных орудий.
Единственной иностранной державой, получившей САУ «Мардер», стала Словакия. В начале 1944 года словацкой армии передали 18 самоходок Marder III Ausf.H. В ходе последовавшего за началом Словацкого национального восстания разоружения ряда частей и соединений словацкой армии 16 машин вновь встали под знамена Вермахта. Лишь две оставшихся у словаков машины приняли участие в боях с немцами, обе были подбиты.
После окончания Второй мировой войны чехословацкие военные организовали сбор и инвентаризацию всей трофейной боевой техники Вермахта, обнаруженной на базах, железнодорожных станциях, в городах и поселках и просто в поле. К середине 1947 года таким образом было зарегистрировано более 3000 единиц бронетанковой техники. Большая часть ее восстановлению не подлежала и была отправлена на переплавку. Однако довольно значительное количество боевых машин различных типов после ремонта поступило на вооружение чехословацкой армии, среди них — 16 самоходок Sd.Kfz.139 и 32 Sd.Kfz.138. Получив обозначение ЭТП, они вошли в состав 1-го танкового батальона, дислоцировавшегося в Праге. На вооружение этой части еще в 1945 году со складов завода ВММ поступили три «мардера» Ausf.H и шесть Ausf.M. Следует отметить, что в 1947 году две машины поступили в Военный технический институт, где на их базе пытались создать новую 75-мм самоходную пушку vz.70N. В 1948 году, когда все САУ «Мардер» в чехословацкой армии были списаны и пошли на переплавку, эти две самоходки передали в военную академию для подготовки водителей. В октябре 1950 года после разоружения их передали гражданской фирме Energostav, которая использовала бывшие истребители танков в качестве тягачей при монтаже опор линий электропередач.



Список источников:


  • Военные машины №35 "Sd.Kfz.139 Marder III Германский истребитель танков"
  • Военные машины №36 "Sd.Kfz.138 Marder III Ausf.M Германский истребитель танков"
  • Журнал "Бронеколлекция" 2008 №1 М.Барятинский "Истребитель танков "Мардер"
  • С.В.Иванов "Эволюция германских истребителей танков. Часть II" ("Танк на поле боя" №17)
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (09.09.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 2585 | Теги: Marder III | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]