Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

"Dicker Max"( 10 cm K.Pz.Sfl.IVa)
Истребитель танков 10,5 cm К (gp.Sfl.) (ранее 10 cm K.Pz.Sfl.IVa) -     прозвище в армиии "Dicker Max" - "толстый Макс"

В своем итоговом отчете за 1938 - 1939 г. финансовый год фирма Крупп отметила начало работ по самоходно-артиллерийской установке 10,5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette (Versuchsgeschuetz). Различные предложения по поводу силовой установки для шасси 10,5 cm Sfl. рассматривались на совещаниях в Wa Pruef. Сначала была предложенная силовая установка мощностью 320 л.с., но в конечном итоге остановились иа двигателе мощностью 180 л.с. После осмотра деревянного макета самоходки, был заключен контракт на полномасштабное проектирование и постройку двух машин.
Сведения по самоходной артиллерийской установке 10,5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette содержатся также в итоговом отчете фирмы Крупп за 1939 - 1940 финансовый год. Тогда полностью удалось завершить проектно-конструкторские работы, а фирма Крупп-Грунсверк приступила к изготовлению двух опытных образцов из броневой стали. Первая машина в 1939 - 1940 г.г. была почти завершена постройкой. Полным ходом шло проектирование второй машины (Pz.Sfl.IVa 2) с ходовой частью из шести опорных катков. Однако производственный контракт на изготовление данного образца истребительно-танковой техники был приторможен представителями Wa Pruef 6.
В итоговом отчете за 1940 - 1941 г. финансовый год фирма Крупп отмечает, что оба истребителя танков 10,5 cm L/52 Selbstfahrlafette Pz.SfüVa собраны и переданы в войска для испытаний. Пригодность истребителей танков для дальнейшего серийного производства пока не определена. Изначально машины считались не истребителями танков, a разрушителями бункеров - Schartenbrecker; их предполагалось использовать при штурме линии Мажино. Будучи хорошо вооруженными, самоходки имели очень тонкую броню, не адекватную для наступательной системы оружия, предназначенной для действий на поле боя.

Особенности разработки
Прежде чем люди фирмы Крупп и представители Wa Pruef 6 утвердили проект, им пришлось преодолеть немало трудностей, связанных с никогда ранее не предпринимаемой установкой орудия очень крупного калибра на гусеничное шасси. Как часто бывает с исключительно сложными конструкциями, конечный результат стал компромиссом в отношении размеров, массы, скорости и бронирования. Немало пришлось провести совместных совещаний фирмы Крупп и Wa Pruef 6, в ходе которых и были выработаны компромиссные требования к бункероразрушителю.
25 апреля 1939 г. фирма Крупп презентовала представителям Wa Pruef 6 чертеж общих видов W1298 и W1299:
- На чертеже W1298 двигатель размещен ниже орудия, поэтому ствол пушки выступает за пределы корпуса на 800 мм меньше, чем у проекта, изображенного на чертеже W1299. Такое размещение двигателя имеет ряд недостатков: плохой доступ к силовой установке, неудачное размещение радиатора и вентилятора системы охлаждения, нагрев боевого отделения работающим мотором, попадание выхлопных газов в боевое отделение, повышенный шум и вибрация в боевом отделении, плохие условия для работы трансмиссии, увеличение линии стрельбы минимум до 2 м, смещение центра тяжести всей машины в переднюю часть корпуса.
В проекте, представленном на чертеже W1299 двигатель и система охлаждения установлены за орудием в кормовой части корпуса. Размещенная подобным образом силовая установка более удобна в обслуживании. Высота линии стрельбы в этом случае снижается до 1700 мм. На предыдущем совещании большое внимание было уделено именно снижению высоты линии стрельбы. Из-за низко расположенного сиденья, механик-водитель имеет обзор лишь вправо. Центр тяжести машины расположен удачно.
Не смотря на вышеперечисленные недостатки, представители Wa Pruef 6 высказались за размещение силовой установки ниже орудия, решающим аргументом стало меньшее выступание ствола за пределы корпуса шасси.
Торсионная подвеска опорных катков увеличивает общую высоту машины. Дополнительно, примерно на 100 мм, высоту машины увеличивает 6-цилиндровыи двигатель (изначально предполагалась установка 12-цилиндрового двигателя). Таким образом, установка двигателя ниже орудия увеличивает не только высоту линии стрельбы, но и высоту машины в целом.
Для орудия выбраны боеприпасы раздельного заряжения, не смотря на их тактические недостатки. Преимущества раздельных боеприпасов следующие:
- возможность использования трех различных типов зарядов
- орудие возможно заряжать при любом угле возвышения
- орудие можно использовать в составе дивизионной артиллерии

15 мая фирма Крупп подготовила и представила на суд заинтересованной общественности новый эскизный проект, в котором предусматривалось размещение двигателя ниже орудия, В качестве двигателя был выбран 6-цилиндровый мотор, подвеска опорных катков - торсионная. 2 мая 1939 г. представители фирмы Крупп герр Вольферт и герр Хирлейн прибыли в Берлин для обсуждения нового проекта W1300 с представителями Wa Pruef 6:
- есть возможность поставить радиатор впереди справа с целью улучшения доступа к двигателю. Изучалась возможность использования моторов разного типа, в конечном итоге выбор остановили на 6-цилиндровом двигателе Майбах HL116. При установке двигателя ниже орудия высота линии стрельбы составляет 2100 мм. При установке 12-цилиндрового двигателя Майбах HL120 высоту линии стрельбы можно снизить на 10 см, однако двигатель HL120 на 200 кг тяжелее двигателя HL116, кроме того, двигатели HL120 сняты с производства. Представители Wa Pruef 6 считают возможным использование 6-цилиндрового двигателя Майбах HL66 (200 л.с. при 3200 оборотах в минуту). Представители фирмы Крупп считают удельную мощность 10 л.с. на тонну массы недостаточной, с чем представители Wa Pruef 6 не согласны. Общую массу машины можно снизить за счет установки трансмиссии и устройств поворота от машины VK 901, а также применения гусеницы с сухими траками вместо гусеницы со смазываемыми траками и резиновыми подушками.
Длина отката ствола 105-мм орудия после выстрела может быть уменьшена с 1000 до 800 мм за счет установки дульного тормоза. Таким образом, есть возможность сместить орудие на 200 мм ближе к корме.
На совещании в Wa Pruef 6 15 мая 1939 г. фирма Крупп презентовала эскизные проекты 1301 и W1303:
- Проект W1301 обеспечивает удобный доступ к двигателю. Двигатель Майбаx НL116 мощностью 300 л.с. размещен поперек корпуса, сбоку двигателя установлена трансмиссия. Общая масса самоходной установки оценивается в 24 т.
Представители Wa Pruef 6 остановились на проекте W1303. В этом случае предусматривалась установка двигателя Майбах НL66 мощностью 200 л.с. Расчетная масса машины - 22 т. Фирма Крупп доработала конструкцию, разместив радиатор за двигателем и улучшив его охлаждение. Откатник и накатник сдвинуты дальше назад с целью уменьшения размеров бронеколпака. Для перекидной стрельбы планировалось оснастить орудие панорамным прицелом Rundlickfemrohr, для стрельбы прямой наводкой - новый перископический прицел Winkelfernrohr.
По одобрению проекта немедленно начались работы по изготовлению деревянного макета самоходной установки.
Крупп информировал Wa Pruef о невозможности избежать роста массы самоходки в случае замены подвеске B.W.-Laufwerk (восемь опорных катков в четырех тележках с подвеской на листовых рессорах, как на танке Pz.Kpfw.IV) на опорные катки с торсионной подвеской. Кроме того, торсионная подвеска потребует устройства вырезов в бортах корпуса и увеличения ширины интерьера корпуса до 1950 мм, в результате общая ширина составит примерно 3 м.
23 мая 1939 г. фирма Крупп представила чертежи W1307, представлявшие собой развитие проекта W1303 с радиатором, размещенным между орудием и двигателем. Корпус удалось укоротить на 40 - 50 см за счет переноса радиатора из передней части в заднюю. Таким образом, удалось сэкономить массу, дополнительная экономия массы получена за счет уменьшения длины гусениц. Однако, в силу того, что орудие установлено в кормовой части шасси, при сокращении длины шасси на 40 см, орудие пришлось сместить вперед на ту же величину. Представители Wa Pruef одобрили предложения фирмы Крупп.
Перегрузку в 2 т военные предложили компенсировать тонкой броней и использованием торсионной подвески Z.W.38 с шестью опорными катками на борт, а также гусеницами с сухими стальными траками. Подвеска и гусеницы ограничивали максимальную скорость - не более 40 км/ч.
10 августа 1939 г. на суд Wa Pruef был представлен деревянный макет самохода Pz.Sfl.IV. Дискутировались следующие улучшения конструкции:
- В целях снижения массы ширина корпуса может быть уменьшена с 1950 до 1850 мм. Крышу боевого отделения можно опустить на 80 мм, за счет пересмотра внутренней компоновки есть возможность несколько сместить орудие назад. Часть крыши следует выполнить съемной для облегчения процесса замены орудия.
В проекте W1316 следует снизить толщину брони, укоротить рубку механика-водителя и установить в ней бинокулярный перископический прицел K.F.F.2.
Чтобы не превысить ограничения по массе машины, был выбран к установке двигатель Майбах HL66 и восьмиопорная подвеска B.W. Фирма Крупп отстаивала подвеску B.W., потому что она на 430 кг легче торсионной подвески Z.W. с шестью опорными катками на борт и занималa меньше места внутри корпуса. Кроме того, подвеска B.W., в отличии от торсионной подвески была хорошо отработана. Военные согласились на использование подвески B.W. Wa Pruef 6 был заключен контракт на полномасштабное проектирование и изготовление прототипа Versuchsfahrgestell из обычной, не броневой, стали.
21 августа 1939 г. пришло подтверждение об установке на самоходке двигателя Майбах HL66 мощностью 188 л.с. при 3200 оборотах в минуту. Трансмиссия и механизм управления - как на VK.902. Подвеска B.W. адаптирована, как зарекомендовавшая себя надежной. Необходимо снизить высоту линии стрельбы и высоту моторного отделения. Максимальная скорость - 35 км/ч. Ниже приведены некоторые технические  детали:
- Двигатель: определить достаточно ли мощности двигателя для машины массой 20 т. Фирме Крупп-Грунсверк следует провести испытания по поводу снижения мощности силовой установки с 265 л.с. (НL120) до 180 л.с.
- Подвеска: на первых двух машинах Pz.Sfl.IV будет установлена подвеска В.W. с восемью опорными катками на борт. Фирма Крупп предложила шестиопорную ходовую часть, как в проектах Sk-3413, Sk-3414 и Sk-2415, как имеющую преимущества по сравнению с восьмиопорной подвеской. В гусеницах будут использованы траки Z.W. с направляющими зубцами высотой 10 см.
- Бронекорпус: корпус следует сразу же изготавливать из броневой стали, чтобы не терять времени на отдельные испытания бронекорпуса.
Фирма Крупп передала Wa Pruef копию чертежей проекта W1319. Представители Wa Pruef в ответ выдали следующее заключение:
- изготовить две машины Pz.Sfl.IV (10,5 cm К18) из броневой стали с восьмиопорной ходовой частью и со всем штатным оборудованием военного назначения.
Wa Pruef 4 отдельно заказало одну опытную машину Versuchsfahrgestell Pz.Sfl.IV из броневой стали с шестиопорной ходовой частью и весовым балластом вместо орудия. 1 сентября было решено, что фирма Крупп-Грунсверк поставил узлов и агрегатов массой 7 т, необходимых для установки на шасси.
На совещании в Эссене 4 сентября 1939 г. представителям Wa Pruef 6 были продемонстрированы чертежи Selbstfahrlafette. Шасси не имела башни, а корпус и рубка выполнялись интегрально, что было не типично для германских конструкций того периода. Толщина брони лобовой части - 50 и 30 мм, бортов - 20, корму - 14, днища - 10. Лобовые детали корпуса толщиной 50 и 30 мм следовало по возможности сделать из закаленной брони. Два прототипа Versuchsfahrgestell предлагалось собрать в мае и в июне 1940 г. Бронекорпуса, таким образом, следовало изготовить на восемь недель раньше - в конце марта и в конце апреля 1940 г.
Проект постоянно видоизменялся. По результатам осмотра деревянного макета, комиссия также рекомендовала внести изменения в проект, уменьшив ширину и длину шасси. Были и другие замечания и предложения со стороны заказчика:
1. Орудийный щит следует наклонить на 15 градусов, в настоящее время наклон щита составляет 8 градусов.
2. Улучшить защиту отверстий под прицелы для стрельбы прямой наводкой и для стрельбы с закрытых позиций. Центральную часть крыши выполнить съемной в целях обеспечения монтажа/демонтажа орудия. В верху средней части кормовой стенки сделать вырез под панорамный прицел.
3. Wa Pruef настаивает на установке TurmSpaehfernrohr-320 у командира.
4. Люк механика-водителя следует сделать прямоугольным и сбалансированным.
5. Установить в переднем углу узел крепления бинокулярного наблюдательного прибора заряжающего.
6. Установка дальномера не обязательна.
В подтверждение известной информации вскоре будет построен третий Pz.Sfl.IV с шестиопорной ходовой частью.

Описание конструкции от Wa Pruef
Описание конструкции, выполненное заказчиком, направлено в адрес фирмы Крупп 19 сентября 1939 г.:
1. Общие сведения
Panzerselbsifahrlafette IV (Pz.Sfl. IV) представляет собой шасси тапка типа Pz.Kpfw.IV и тяжелое орудие 10 cm Kanone. Орудие установлено на шасси таким образом, что осталось пространство для экипажа и боекомплекта. Задняя часть открыта сверху. Особое внимание в ходе проектирования следует уделить правильному распределению масс, за счет чего существует возможность облегчить шасси. За счет толщины и качества изготовления лобовая броня должна обладать высокой снарядостойкостью. Боевая масса самоходки Pz.Sfl.IV не должна превышать 20 т.
2. Шасси (Fahrgestell)
Ходовая часть с восемью опорными катками адаптированна от танка Pz.Kpfw.IV. Планируется установка двигателя Майбах HL66P мощностью 188-200 л.с. С учетом установки трансмиссии VK 902 место расположение двигателя выбирается так, чтобы за ним оставалось свободное пространство. Должен быть обеспечен удобный доступ к двигателю. Воздухозаборник системы охлаждения располагается сбоку, выпускное отверстие для отработанного воздуха - сзади. Место механика-водителя необходимо сместить как можно больше вперед, по возможности разместив его в специальном отделении-отсеке.
3. Вооружение (Bestueckung)
На шасси монтируется орудие s.10 cm К.18 (калибр 10, мм, длина ствола 52 калибра). Орудие устанавливается с целью обеспечения максимальной низкой линии стрельбы. Исходя из этого диаметры цилиндров откатника и накатника выбираются минимальными, откатник и накатник монтируются ниже ствола орудия. Цилиндры противоотактных устройств должны обеспечить производство не менее 120 выстрелов в течение часа. Форма люльки не должна вступать в противоречие с требованиями бронирования. Орудие монтируется так, чтобы шасси оставались сбалансированными. Следует предусмотреть фиксатор казенной части орудия в походном положении. Силу отдачи есть возможность снизить за счет установки на ствол дульного тормоза. Предельная величина силы отдачи ограничена 11 т. Спуск орудия - ручной механический, как у орудия s.10 cm К.18. Предельные углы наведения орудия в горизонтальной плоскости без разворота шасси - +/- 8 градусов. Сектор наведения орудия в вертикальной плоскости - от -15 до +10 градусов. Механизмы вертикально и горизонтального наведения размещаются слева от орудия. Один оборот штурвальчика горизонтального наведения соответствует повороту орудия на 0,7 градуса.
4. Оптические приборы
Прицел для стрельбы с закрытых позиции - артиллерийский Rundlickfemrohr-34, для стрельбы прямой наводкой - Selbstfahrlafetten-Zielfemrohr (Sfl.Z.F). Для стрельбы бронебойными снарядами прицел Sfl.Z.F, градуируется через каждые 100 м до дальности 3000 м. Оптические данные прицела наводчика Sfl.Z.F1    - 2-х кратное увеличение, поле зрения 20 градусов, апертура 10 мм; прицела Sfl.Z.F.2 - 3-х кратное увеличение, поле зрения 20 градусов, апертура - 8 мм. У командира установлен наблюдательный прибор doppelsichtige Tumspaehfemrohr(T.S.F 3x20). И командир, и наводчик обязаны получить возможность использовать для наблюдения артиллерийскую стереотрубу Artillerie Scherenfemrohr. У механика-водителя предусмотрена возможность установки наблюдательных приборов K.F.F.2 и Grobvisier. Резервные приборы Sfl.Z.F. и K.F.F.2 должны находится внутри каждой машины Pz.Sfl.IV.
5. Вспомогательное вооружение (Sontige Bewaffnung)
Личное оружие экипажа: четыре пистолета-пулемета с двумя запасными магазинами к каждому, одна ракетница Leuchtpistole и 12 сигнальных патронов.
6. Бронирование (Panzeruhg)
Броня представляет собой плоские стальные бронелисты. Рубка открыта сверху, углы рубки усилены. Борта рубки должны быть несколько выше членов экипажа в наклоненном положении. Толщина брони: лоб - 50 мм, борта - 20 мм, крыша корпуса - 20 мм. По возможности следует использовать закаленную броню, особенно - в лобовых частях корпуса и рубки. Следует избегать нарушения целостности лобовой брони. Маска пушки выполняется простой формы, из плоских бронелистов. Броня должна перекрывать весь сектор разворота орудия в горизонтальной плоскости.
Запланировать внедрение бронеколпака над местом заряжающего для защиты его от атакующих сверху самолетов. Боеукладка прикрывается сверху тонкой бронеплитой. Средняя часть крыши в передней части надстройки крепится болтами для облегчения замены оружия. Над местом механика-водителя оборудуется люк. В крышке люка устанавливается поворотный наблюдательный прибор 50 mm Drehsehklappe.
В целях маскировки в правой части корпуса следует сделать ложную рубку механика-водителя, Fahrerkuppel-Attrappe.
Для доступа в боевое отделение предусмотреть два люка в кормовой стенке рубки. Сверху от непогоды рубка должна закрываться тентом. Пол боевого отделения покрывается матом - настилом из дерева. Углы бронеконструкции внутри боевого отделения следует обшить кожей.
7. Боекомплект (Munition)
В боекомплект входят выстрелы раздельного заряжения с зарядами трех типов и снарядами двух типов - Panzer- и Spreng-Granaten. Количество боеприпасов зависит от наличия свободных внутренних объемов, но - не менее 25 выстрелов. Следует предусмотреть защиту боеукладки от пыли, что крайне важно для самоходной установки с открытым сверху боевым отделением.
8. Экипаж (Besatzung)
Экипаж состоит из пяти человек: командира (Geschutzfuehrer, справа от орудия), наводчика (Richischuetze, слева от орудия), заряжающего (Ladescbuetzen, в корме боевого отделения), радиста (Befehlsuebermittlung), механика-водителя (Fahrer, слева спереди). Между командиром, заряжающим, наводчиком и механиком-водителем поддерживается связь с помощью внутреннего переговорного электромагнитного устройства и переговорных труб.
9. Общее оборудование (Sonstiges Zubehoer)
Фляги - 5 шт, противогазы - 5 шт, котелки - 5 шт, бинокль -    1 (у командира), TSF - 1 (у командира), Scherenfernrohre - 2, один комплект сигнальных флажков, аптечка первой медииинской помощи - 1, резервные смотровые блоки, запасные оптические приборы KFF-2 и Sfl.Z.H - по одному, чехлы для орудия и оптических устройств.

Финальные изменения перед началом производства
10 и 11 октября 1939 г. фирма Крупп совещалась в Wa Pruef в Берлине в отношении изменений, которые следует внести в конструкцию самоходно-артиллерийской установки Pz.Sfl.IVa (10 cm К 18), - Wa Pruef 6 информирует фирму Крупп, что полуавтоматическая трансмиссия Майбах-Вариорекс и мультидифференциалы MAN-Ueberlagerungslenkgetriebe не стоит устанавливать. Wa Pruef 6 рекомендует трансмиссию Zahnradfabrik SSG-46 и дифферницалы MAN Cletrac (обеспечивают минимальный радиус разворота - примерно 4,5 м). Трансмиссия находится в массовом производстве, а диффернциалы проходят испытания на танке Pz.Kpfw.IV.
В силу необходимости максимального использования в конструкции узлов и агрегатов, находящихся в массовом производстве, следует использовать ходовую часть B.W.
В силу мощности двигателя всего в 188 л.с. и недостаточно высокого передаточного отношения трансмиссии SSG-46 (максимум - 1:8), значение максимальной скорости снижено с 35 до 25 км/ч. Шасси обязано преодолевать уклоны в 20 градусов. Фирме Крупп следует немедленно установить отношения с фирмой Zahnradfabrik на предмет определения возможности совместной работы трансмиссии SSG-46 и двигателя мощностью в 188 л.с. Если такой вариант не возможен, то фирме Крупп следует использовать трансмиссию А.К.6 S-55, которая разработана фирмой Zahnradfabrik для двигателя мощностью 200 л.с. данная трансмиссия испытания не проходила, но разработана на базе фундаментальных принципов.
Других изменений конструкции следует избегать, иначе комплект рабочих чертежей не удастся подготовить к концу ноября, что, в свою очередь, не позволит во время справиться с производственным заданием фирме Крупп-Грунсверк, рабочие которой лишаться квартальных премий и вознаграждений по итогам года (13-я зарплата).

4 ноября 1939 г. было принято окончательное решение об установке трансмиссии SSG-46 и ограничения значения максимальной скорости величиной 27 км/ч. На самоходно-артиллерийской установке Pz.Sfl.IVa1 (10 cm К 18) следует использовать элементы ходовой части танка Pz.Kpfw.IV Ausf.E.

Производство
25 апреля 1940 г. Wa J Rue (W.u.G.6) рапортовало о ситуации с производством бронетехники. В дополнение к танкам, запускаемым в серийное производство, к производству специалисты Wa Pruef 6 рекомендовали 10 cm kan (Pz.Sfl.) auf Fgst.Pz.Kpfw.IV, причем два прототипа Versuchsfahrzeug должны быть изготовлены в августе 1940 г. В случае успешных испытаний прототипов возможен заказ партии из 100 самоходно-артиллерийских установок 10 cm kan (Pz.Sfl.) auf Fgst.Pz.Kpfw.IV.
Не в мае, не в июне и не в августе 1940 г., как планировалось, а только 5 февраля 1941 г. фирма Крупп-Грунсверк отчиталась о двух собранных в январе 1941 г. Selbstfahrlafetten'ах. Машины показали Гитлеру 31 марта 1941 г. Фюрер раскинул мозгами и посоветовал начать серийный выпуск самоходок весной 1942 г., но только в случае успешного прохождения самоходками испытаний.
13 августа 1941 г. Wa Pruef 4 информировал фирму Крупп о смене обозначения с Pz.Sfl.IVa на 10.5 cm К (gp.Sfl.).

Боевая карьера
26 июля 1941 г. Panzer-Jaeger-Abteilung(Sfl.) 521 рапортовал об опыте своего Zug(с нем. - взвод, - Прим.ред.статьи), вооруженного 10 cm Kanone (Panzer-Sfl.IVa).
- Вскоре после начала кампании в России, взвод с двумя самоходно-артиллерийскими установками 10 cm Kanone (Pz.Sfl. IVa) вошел в состав батальона истребителей танков. Взвод состоит из Kampfstaffel, Munitions-Staffel и Tros. Kampfstaffel организованный следующим образом: Zug-Trupp, Geschütz-Staffel с двумя Geschuetzen’aми, Luftschutz- Kfz.(Sd.Kfz.4) и Fernsprech-Wagen (nachr.Kfz.15). С таким вооружением цуг мог не только ездить цугом, но также вести стрельбу как прямой наводкой, но и с закрытых позиций.
Самоходно-артиллерийская установка 10 cm Kanone (Pz.Sfl. IVa) проектировалась специально для разрушения укреплений линии Мажино. В боекомплект орудия входят выстрелы раздельного заряжения. Бронебойные снаряды выстреливаются большими зарядами (начальная скорость 805 м с), осколочно-фугасные - средними зарядами (начальная скорость 635 м/с). Боекомплект самоходно-артиллерийской установки 10 cm Kanone (Pz.Sfl. IVa) - 26 выстрелов; еще 80 снарядов к каждой установке перевозятся на Munitions-Lkw. Максимальная дальность стрельбы прямой наводкой бронебойным снарядом - 3400 м, осколочно-фугасным - 2400 м при ведении огня прямой наводкой и 10 500 м при перекидной стрельбе.
На дистанции 1000 м бронебойный снаряд пробивает броню любого танка. Сектор обстрела орудия в горизонтальной плоскости - 9 градусов вправо и влево от продольной оси, всего - 18 градусов.
Шасси самоходно-артиллерийской установки 10 cm Kanone (Pz.Sfl. IVa) шасси танка Pz.Kpfw. IV. В целях увеличения внутренних объемов на самоходно-артиллерийской установке смонтирована меньшая, чем у танка, трансмиссия и поставлен двигатель мощностью 188 л.с. Толщина брони: лоб - 50 мм, борта - 20 мм. Увеличить толщину брони не представлялось возможным в пределах весового ограничения машины значением 21 т.
Экипаж состоит из пяти человек: командир, наводчик, механик-водитель и двое заряжающих.

Взвод впервые вступил в бой восточнее Кобрина 23 июня 1941 г. Боевые машины обстреляли осколочно-фугасными снарядами скопление пехоты и противотанковые пушки противника.
В 21 ч 15 минут 24 июня 1941 г. взвод поддерживал атаку двух мотоциклетных рот, форсировавших реку Щара. С открытых позиций были подавлены с дистанций 1100-1700 м три артиллерийских позиции противника, стрельба велась осколочно-фугасными снарядами. Количество уничтоженных артиллерийских установок не определено по причине наступления темноты.
30 июня 1941 г. в ходе атаке через реку Березина восточнее Бобруйска огнем самоходно-артиллерийских установок 10 cm Kanone (Pz.Sfl.IVa) был отогнан бронепоезд противника. Уничтожить бронепоезд не удалось из-за поломки тормозного устройства одной из установок (сломался болт, частая поломка).
Потери
В ходе наступления на Слуцк одна самоходно-артиллерийская установка 10 cm Kanone (Pz.Sfl.IVa) взяла да взорвалась. Причина взрыва достоверно не установлена. Не исключено, что произошло самовоспламенение одного из зарядов, размещенных в так называемом Luftschutzraum (отсек ПВО). Члены экипажа заявили, что видели пламя, которое выбивалось из Luftschutzraum перед взрывом. Самовоспламенение могло произойти вследствие нагрева заряда от тепла работающего мотора, к тому же на дворе стояла неимоверная жара.
Экипаж покинул машину сразу после появления первых языков пламени, таким образом, никто не погиб. Горящая самоходка продолжала движение, но потом остановилась. Сразу после остановки последовал взрыв. Следом за первым взрывом детонировал весь боекомплект. Шасси тотально разрушено.
Уроки
Данные самоходно-артиллерийские установки не обладают достаточной маневренностью для использования в передовых подразделениях. Ограниченный сектор наведения пушки в горизонтальной плоскости заставляет осуществлять наведение орудия на цель разворотом всей машины, на что уходит много времени, особенно на пересеченной местности, так как тяжелое шасси оснащено недостаточно мощным двигателем. Адекватно бронирована только лобовая часть самоходки, она может быть легко выведена из строя прямым попаданием снаряда в борта или в корму. Самоходки, используемые в передовых частях, должны иметь адекватную защиту от обстрела с любого ракурса.
Орудие доказало способность поддерживать атаку пехоту стрельбой прямой наводкой при форсировании реки Щара. Корректировка огня затруднена пылью и грунтом, которые поднимаются при выстреле перед самоходкой. Для корректировки огня необходимо разворачивать наблюдательный пост вне машины или ждать пока осядет пыль после выстрела. В силу своих больших размеров, слабой бронезащиты, низкой мобильности и пылеобразования при стрельбе в перспективе такие самоходки предпочтительнее использовать для ведения огня осколочно-фугасными снарядами с закрытых позиций.
До сих пор самоходно-артиллерийские установки 10 cm Kanone (Pz.Sfl.IVa) ни разу не привлекались к разрушению бетонированных фортификационных сооружений, то есть - не выполняли задач, под которые они создавались. Также самоходки ни разу не вступали в бой с тяжелыми танками противника. Высокая бронепробиваемость снарядов 10,5 см орудий позволяет использовать данные машины для борьбы с тяжелыми танками.
Особых проблем в части двигателя и трансмиссии не отмечено. Тормоза перегружены. Болты в дифференциалах ломались трижды, тормозные барабаны пришлось менять два раза.

23 августа 1941 г. Panzer-Jaeger-Abteilung (Sfl.) 521 рапортовал о бое 20 августа с участием 10 cm Kanone (Pz.Sfl.IVa), в котором была рассеяна колонна противника севернее населенного пункта Асколки:
- Колонна противника двигалась в направлении перекрестка дорог прямо перед огневой позицией. Огонь был открыт с дистанции 4000 м. Ближе подойти к противнику не представлялось возможным, так на 3 км раскинулись заросли кустарника, через которые не смогли бы пройти подразделения прикрытия. Танки противника открыли ответный огонь, но не прекратили движения в колонне, не пытаясь атаковать. Мы решили поражать их стрельбой с дальней дистанции. То был исключительный случай.
Колонна была обстреляна снарядами Sprenggranate Az и Az mit verzoegerung (болванки). Колонна была накрыта разрывами.
Первый танк был обстрелян снарядом Sprenggranate Az mit verzoegerung, поскольку этот тип снаряда уже находился в казеннике орудия. Поражения цели не отмечено. Следом по этому же танку были выпущены три снаряда Panzergranate 39 rot. Прямых попаданий не отмечено, но снаряды разорвались вблизи танка. Наводчик установил прицел на отметку дальности 3000 м (максимальная по шкале) и затем ввел поправку на увеличение дальности стрельбы. Вскоре танк противника загорелся.
Следом за первым танком были выведены из строя еще два.
Каждый из этих танков был обстрелян сначала одним снарядом Sprenggranate Az mit verzoegerung, затем - тремя снарядами Panzergranate 39 rot; точно так же был подбит первый танк. Прямых попаданий не отмечено, танки выведены из строя осколками - поражены ходовые части машин. У обоих танков пострадали элементы ходовых частей левых бортов. Фактически только один 32-тонный танк продолжал вести ответный огонь и продолжал движение, но и он был подбит снайперской стрельбой самоходно-артиллерийской установки 10 cm Kanone (Pz.Sfl.IVa).
Уроки:
- добиться прямого попадания в танк при стрельбе с дистанции 4000 м невозможно. Осколки снарядов способны повредить ходовую часть танка, заставив экипаж покинуть машину.
Так как самоходно-артиллерийская установка 10 cm Kanone (Pz.Sfl.IVa) способна эффективно поражать скопления войск и техники на дистанции 4000 м, шкалу дальностей прицела следует отградуировать на данную дистанцию. Бронированные цели эффективно поражаются на дистанциях до 1500 м.
2 сентября 1941 г. Panzer-Jaeger-Abteilung (Sfl.) 521 рапортовал об оборонительном сражении с русскими танками, имевшем место 29 и 30 августа:
- Русский танк был поражен самоходно-артиллерийской установкой 10 cm Kanone (Pz.Sfl.IVa) с дистанции 100 м в борт прямым попаданием. Танк полностью выведен из строя внутренним пожаром.
Примерно в 13 00 пополудни второй русский тяжелый танк был обнаружен в виду населенного пункта Девищи на дистанции 1000 м и поражен выстрелом из schweren Jaeger. Отмечено прямое попадание в танк бронебойного снаряда, но танк не загорелся. До ночи танк оставался обездвиженным и не стрелял. Вероятно, под покровом темноты русские отбуксировали свой танк. 30 августа 1941 г. в районе населенного пункта Девищи были обнаружены траки от гусеницы русского тяжелого танка.
30 августа населенный пункт Маков атаковали один тяжелый танк и два легких (Т-26). По советским танкам schweren Jaeger открыл стрельбу с дистанции 1200 м. Сократить дистанцию стрельбы не представлялось возможным в силу наличия у противника противотанковых пушек. Тяжелый танк в результате обстрела потерял ход и оставался неподвижным до вечера. Русские танки вели огонь с дистанции 1500 м, неточно. Два тяжелых танка стреляли с дистанции 2000 м и также не добились накрытий. За два дня сражения израсходовано 30 бронебойных снарядов.
Уроки:
- Перед каждым боем schweren Jaeger командир или наводчик должен тщательно выбрать огневую позицию.
Стрельба по движущимся целям возможна только, когда цель находится точно по оси самоходно-артиллерийской установки, так как ограниченный сектор наведения орудия по горизонту затрудняет отслеживание движения цели. Прицельная стрельба фактически возможна только по целям, которые двигаются на встречных курсах или в догон.
Стрельба на дистанции более 1000 м не желательна по многим причинам, в частности: а) вероятность пробития брони тяжелого танка маловероятна б) затруднено наблюдение за попаданием снаряда в цель с) размеры цели в окуляре прицела быстро уменьшаются на дальностях более 900 м.
Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами на дальность 1000 м и более необходимо использовать дальномер. Командирский артиллерийский наблюдательный прибор TSF бесполезен. Настоятельно потребна установка прибора Scherenfernrohr вместо TSF.
Опыт боев 29 и 30 августа показывает, что противник эвакуирует с поля боя подбитую технику.
Поражающее действие снаряда Panzergranate rot не достаточно для полного уничтожения танка.


Ремонт и возвращение на фронт в 1942 г.
В конце 1941 г. единственная уцелевшая тяжелая самоходно-артиллерийская установка 10,5 cm К (gp.Sfl.) была возвращена на завод Крупп-Грунсверк для капитального ремонта и модернизации. Предполагалась установка на шасси подвески 7./B.W. Laufwerk, но 15 января 1942 г. машина все еще была оснащена старой ходовой частью 6./B.W. Laufwerk.
После ремонта самоходка вернулась в 521-й тяжелый батальон истребителей танков, где опять поступила на вооружение взвода тяжелых истребителей танков. 1 июня 1942 г. машина была боеготова. Она принимала участие в летнем наступлении на Восточном фронте и дошла до Сталинграда. В рапортах 521-го тяжелого батальона истребителей танков конца ноября - начала декабря 1942 г. тяжелая самоходно-артиллерийская установка 10,5 cm К (gp.Sfl.) уже не упоминалась. Сгинула...


Список источников:


Журнал "Танк на поле боя" №16"Эволюция Panzerjäger"
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (18.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 1576 | Теги: 5 cm К (gp.Sfl.), 10 cm K.Pz.Sfl.IVa, 10, Dicker Max | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]