Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Sd.Kfz.231/232 (8-Rad)
Тяжелые бронеавтомобили семейства Sd.Kfz.231/232 (8-Rad)

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231/232(8-Rad)

История создания
В 1935 году немцы активизировали работы по оснащению Вермахта бронетанковой техникой, в том числе и бронеавтомобилями. К этому времени стало очевидным, что доставшиеся в наследство от Рейхсвера тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231 с колесной формулой 6x4, сравнительно дешевые и хорошо подходившие для подготовки личного состава, не отвечают современным требованиям по маневренности и проходимости. В 1935 году Германия вернула себе контроль над Рейнской областью и, восстановив прежнее положение, открыто пошла на нарушение положений Версальского мирного договора, накладывавшего на Германию ряд ограничений в военной области. Без долгих проволочек были разработаны проекты восьмиколесных бронеавтомобилей, которые спустя три года легли в основу следующих модификаций:
  • Sd.Kfz.231 (8 Rad) — тяжелый бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и пулеметом,
  • Sd.Kfz.232 (8 Rad) — тяжелый бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и пулеметом, оборудованный средствами связи,
  • Sd.Kfz.233 (8 Rad) — тяжелый безбашенный бронеавтомобиль с 75-мм пушкой StuK L/24, установленной в открытой надстройке,
  • Sd.Kfz.263 FuG (8 Rad) — тяжелый бронеавтомобиль с корпусом увеличенной высоты, пулеметом в лобовом листе и мощной радиостанцией.
Для создания нового тяжелого броневика решили использовать восьмиколесное шасси GS, сконструированное на предприятии фирмы Bussing-NAG в Лейпциге. Бронекорпус заказали фирме Daimler-Benz, но вскоре заказ передали на завод Deutsche Werke AG в Киле. Последний уже имел опыт разработки и изготовления корпусов для бронеавтомобилей Sd.Kfz.231.
Прототип новой машины получип обозначение Vs.Kfz.623 (Versuchskraftwagen 623 — опытный автомобиль № 623). До мая 1936 года прототип проходил испытания, и довольно успешно. По их окончании машину приняли на вооружение Вермахта под обозначением Sd.Kfz.231, так как его планировалось заменить одноименный шестиколесный броневик. Дабы не возникало путаницы в переходный период, когда в войсках будут находиться боевые машины обоих типов, к их обозначениям добавили уточнения 6-Rad и 8-Rad. Серийное производство бронеавтомобилей осуществлялось на заводах Friedrich Schihau в Эльбинге и Deutsche Werke в Киле.
Первая производила комплектующие узлы и агрегаты, вторая осуществляла окончательную сборку бронеавтомобилей. С сентября 1936 по сентябрь 1943 года ими было выпущено 607 бронеавтомобилей модификаций Sd.Kfz.231/232 (8-Rad) на шасси с заводскими номерами 59902-87267.

Конструкция и компоновка
Первый в мире серийный четырехосный полноприводной (8x8) бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-Rad), ставший основным тяжелым бронеавтомобилем вермахта периода Второй мировой войны, был построен по компоновочной схеме с задним расположением двигателя, двумя постами управления и восемью ведущими колесами. Полностью закрытый корпус бронемашины имел достаточно сложную конфигурацию и изготавливался методом сварки из листов катаной стали дифференцированной толщины, которые устанавливались с рациональными углами наклона. Толщина бронировки зависела от важности и уязвимости защищаемых узлов и агрегатов, а также от размещения членов экипажа в машине. Так, верхний лобовой лист имел толщину 15 мм при наклоне 28°, нижний — 10 мм при наклоне 35°. Бронировка бортов состояла из узкого верхнего и широкого нижнего рядов 8-мм бронелистов, угол наклона которых составлял 35°. При этом в поперечном сечении корпус бронемашины имел форму двух трапеций с общим основанием, перевернутых наиболее узкой стороной вниз. Толщина кормовых листов достигала 8-10 мм при угле наклона 35°, крыша корпуса бронировалась 6-мм листами, которые над боевым отделением устанавливались строго горизонтально, а над задней частью корпуса, где размещался моторный отсек, — под углом 84° к вертикали. При изготовлении днища использовались листы стали толщиной 5 мм. Дополнительную защиту носовой части машины обеспечивал согнутый под тупым углом 10-мм броневой щит, который крепился на расстоянии 50 см от корпуса с помощью кронштейнов из стального уголкового профиля и боковых перфорированных пластин, придававших конструкции жесткость,получался своеобразный карман, который получил название Pakschutz. Пустое пространство между корпусом и вынесенным вперед бронещитом экипажи использовали для размещения различного снаряжения: брезентовых чехлов, камуфляжных сетей и т.д.(к примеру в Северной Африке в нем часто перевозили канистры с водой). С июля 1942 года толщина этого бронещита была увеличена до 30 мм. Такая бронировка обеспечивала экипажу, состоявшему из четырех человек: командира, наводчика и двух механиков-водителей, один из которых выполнял функции радиста, надежную защиту от пуль со стальным сердечником, а также от осколков снарядов и мин небольшого калибра.

Для посадки в бронемашину в нижней части бортов между второй и третьей осями имелись двустворчатые входные люки. Их трапециевидные створки крепились на внешних шарнирных петлях и открывались наружу и вниз. Еще один двустворчатый люк был предусмотрен в верхнем бронелисте передней части корпуса. И, наконец, попасть в машину или покинуть ее можно было также через два башенных люка - двустворчатый в задней стенке башни и одностворчатый на ее крыше.
В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором слева располагался водитель. Место справа мог занимать любой член экипажа, не занятый выполнением своих непосредственных обязанностей, например водитель заднего поста управления. Обзор им обеспечивали узкие прямоугольные окна в лобовой стенке и бортах отделения управления. В боевой обстановке окна закрывались бронекрышками, смотровые щели которых были оборудованы пуленепробиваемыми стеклопакетами. Точно такие же смотровые приборы имелись и в кормовой части корпуса, где находилось рабочее место водителя заднего поста рулевого управления. Боевое отделение начиналось сразу же за передними сиденьями и включало в себя шестигранную коническую башню кругового вращения, в которой располагались командир машины и наводчик. Башня изготавливалась из бронелистов толщиной 8 мм, установленных под углом 30°. В 15-мм лобовом листе башни в маске такой же толщины было смонтировано основное вооружение бронемашины — 20-мм пушка KwK 30 L/55 или KwK 38 L/55 и спаренный с ней 7.92-мм пулемет MG 34. Угол возвышения вооружения составлял +26°, снижения -10°. Спуск пушки и пулемета был синхронизирован, но предусматривалась и возможность раздельной стрельбы. Возимый боекомплект насчитывал 180 выстрелов и 2100 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.
 
Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелся телескопический прицел TZF6. Обзор из башни в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, оборудованные триплексами - две в створках башенного люка и по одной в бортовых стенках башни. В кормовой части корпуса бронемашины располагался моторный отсек, отделенный от боевого отделения противопожарной перегородкой. В нем был установлен восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Bussing-NAG» L8V-G с рабочим объемом 7913 см3, который развивал мощность 110,3 кВт (150 л.с.) при 3000 об/мин. Машины поздних производственных серий оснащались более мощными 132,4-киловаттными (180 л.с.) двигателями с рабочим обьемом 8363 см3.
Крутящий момент передавался от двигателя через двухдисковое сухое сцепление Fichtel&Sachs и трехскоростную коробку передач (3+3) Bussing-NAG GS Umkehr с демультипликатором на главную раздаточную коробку. От нее — на межмостовые раздаточные коробки, установленные в переднем и заднем мостах. Межмостовые раздаточные коробки включали в себя самоблокирующиеся дифференциалы, дававшие возможность колесам разных мостов вращаться с разной скоростью. В свою очередь, каждый мост оснащался собственным дифференциалом типа ZF КХ. Этот дифференциал позволял колесам одного моста вращаться с разной скоростью. На колеса крутящий момент передавался с помощью полуосей.
Шасси GS оснащалось механическими тормозами, действовавшими на все восемь колес, имевших резиновые шины размером 210-18 с самогерметизирующимися камерами низкого давления. Такая силовая установка позволяла 8,3-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 90 км/ч. При езде по проселочным дорогам максимальная скорость не превышала 30 км/ч.
Доступ к двигателю с целью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали два люка с откидными крышками в бортах моторного отсека и большой двустворчатый люк на его крыше. Выше располагалось вентиляционное жалюзи моторного отсека, которое регулировалось с места водителя, причем количество открывавшихся секций зависело от конкретных погодных условий. Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади задних крыльев.

Изюминкой бронеавтомобиля стала, безусловно, конструкция шасси. В четырехосной полноприводной (8x8) ходовой части с независимой подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пневматическими шинами размером 210-18. Все колеса были управляемые, поэтому маневренность машины, несмотря на ее большую боевую массу, была довольно высокой. При повороте броневика поворачивались все восемь колес четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную, причем передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Это, а также наличие реверса, позволявшего двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью, обеспечивало машине хорошие проходимость и маневренность. Над каждой парой колес имелись большие коробчатые крылья с угловатыми арками. В пустотах крыльев и на их верхней поверхности размещались ящики для хранения запасных частей и инструментов. Шасси GS имело рамную конструкцию и подвеску, которую можно определить как полунезависимую. Каждое из восьми колес подвешивалось к раме с помощью двух рычагов, расположенных один над другим. Верхние рычаги попарно соединялись с полуэллиптическими рессорами, последние, в свою очередь, крепились к раме. Таким образом, с каждой стороны шасси находилось по две рессоры.
Благодаря полному приводу и мощному двигателю машина отличалась высокой проходимостью и легко преодолевала рвы шириной до 1,24 м, вертикальные препятствия высотой до 0,48 и броды глубиной 1,0 м. Топливные баки Sd.Kfz.231 вмещали 150 литров бензина, и с этим количеством горючего бронеавтомобиль мог пройти по шоссе 300 км, а по проселку 170 км.

В качестве средства связи на бронемашинах раннего выпуска устанавливалась радиостанция FuG Spr, бронеавтомобили более поздних производственных серий получали радиостанцию FuG Spr Ger "f". С 1937 года фирма "Deutsche Werke AG" начала выпускать бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), которые оснащались радиостанцией FuG Spr Ger "а" и большой антенной рамочного типа. Эта модификация получила обозначение Sd.Kfz.232 (8-Rad)(другое название - schwerer Panzerspahwagen (Fu) - прим.ред.). Антенна крепилась над машиной на двух кормовых и двух башенных кронштейнах. Последние соединялись перемычкой с опорным узлом, который поддерживал антенну и при этом не мешал вращению башни. Машины позднего выпуска оснащались более мощными средствами связи: рациями FuG Spr Ger "f" и FuG 11 Se 100 (затем FuG 12 Se 80) со штыревой антенной с "метелкой". На установку дополнительной радиоаппаратуры потребовалось больше места, поэтому на Sd.Kfz.232 (8-Rad) боекомплект к пулемету пришлось сократить до 1500 патронов.

Электрооборудование. Бортовая электропроводка выполнена по одножильной схеме и оборудована предохранителями. Напряжение 12 В. Источником тока служили две свинцовые аккумуляторные батареи Bosch емкостью 90 А/ч. Стартер - Bosch DZR 2/ЗХ, генератор - Bosch GTNL 600/12-1200. Стартер объединен с генератором Simiens Licht-Anslassmachine Lan 1200 kW/24. Очередность зажигания 1-2-7-3-4-5-6-8. От бортовой сети питались фары и прожектора, звуковой сигнал, подсветка приборной доски и прицела.

Боевое применение
В 1937 году разведывательные дивизионы 1-, 2- и 3-й танковых дивизий получили первые Sd.Kfz.231 и 232 (8-Rad). Во второй половине того же года несколько Sd.Kfz.232(8-Rad) получила 17-я разведывательная рота войск СС, дислоцировавшаяся в Лихтенфельде — пригороде Берлина, хотя известно, что представители армии старались не допустить, чтобы новейшая бронетехника попадала в войска СС.
Впервые восьмиколесные бронеавтомобили участвовали в войсковой операции в марте 1938 года. Это был так называемый аншлюс Австрии, в котором была задействована 2-я танковая дивизия Вермахта. Осенью 1938 года эти машины применялись в ходе занятия немецкой армией Судетской области, а в марте 1939 года участвовали в оккупации Чехии и Моравии. Два Sd.Kfz.232 применялись в марте 1939 года при вводе войск в Мемельскую область.
Настоящее боевое крещение тяжелые бронеавтомобили приняли в сентябре 1939 года в ходе Польской кампании. В состав разведывательного батальона каждой танковой и легкой дивизии входили две роты бронеавтомобилей. В каждой роте, кроме двух взводов легких бронеавтомобилей, имелся один тяжелый взвод. Во взводе — три отделения по одному Sd.Kfz.231 и одному Sd.Kfz.232 в каждом. Таким образом, в разведывательном батальоне насчитывалось по шесть Sd.Kfz.231 и 232.

Бои в Польше подтвердили высокие боевые характеристики восьмиколесных тяжелых бронеавтомобилей. По своему вооружению и ходовым качествам они превосходили все образцы польской бронетехники, за исключением танков Vickers Е и 7ТР, вооруженных и 37-мм, и 47-мм пушками.
Боевые действия на Западном фронте в мае — июне 1940 года также позволили дать восьмиколесным бронеавтомобилям положительную оценку, хотя броня французских танков выдерживала попадания 20-мм снарядов немецких пушек KwK 30. Впрочем, бронеавтомобили предназначались не для борьбы с бронетехникой противника, а для разведки. Успешное выполнение поставленных задач перед подразделениями, вооруженными броневиками, облегчалось наличием разветвленной дорожной сети, позволявшей в буквальном смысле вести боевые действия почти исключительно вдоль дорог.

Несмотря на то, что предусматривалась быстрая замена старых шестиколесных машин новыми восьмиколесными, темпы выпуска последних оставались неудовлетворительными, и полностью обновить парк не удалось даже к концу 1940 года.
В 1941-м тяжелые восьмиколесные бронеавтомобили появились в Северной Африке и на Балканах. Бронеавтомобили участвовали весной 1941 года в балканской кампании. Sd.Kfz.232 хорошо себя показали на горных дорогах Греции и Югославии. Неудачно сложилась судьба бронеавтомобилей из разведбатальона 5-й танковой дивизии - все они ушли на дно Средиземного моря, когда союзники потопили транспорт, направлявшийся из Греции в Италию.
В составе Африканского корпуса действовали 3-й и 33-й разведывательные батальоны, которые смогли добиться впечатляющих успехов. Однако система охлаждения двигателя не справлялась с экстремальными режимами эксплуатации, характерными для пустыни. Недостаточное охлаждение становилось причиной многочисленных поломок двигателя. Другим серьезным недостатком, особенно отчетливо проявившимся в пустыне, был большой расход топлива и вытекавший из этого ограниченный запас хода.
Перед нападением на Советский Союз Германия радикальным образом переформировала свои танковые дивизии, фактически разделив каждую из них надвое. Соответственно, в разведывательном батальоне осталась только одна рота бронеавтомобилей.
Бои на Восточном фронте оказались серьезным испытанием для немецкой техники. В отличие от Западной Европы в России не было развитой дорожной сети. В весеннюю и осеннюю распутицу вся колесная техника практически теряла способность передвигаться. Кроме того, все больше нареканий вызывапо легкое вооружение тяжелых броневиков.
На 1 июля 1941 года части Вермахта и войск СС располагали 390 бронеавтомобилями Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232. Большие потери в ходе летне-осенней кампании 1941 года не удалось возместить, поэтому к 1 апреля 1942 года количество этих бронеавтомобилей составляло всего 244 единицы.

Тяжелые четырехосные бронеавтомобили семейства Sd.Kfz.231 (8-Rad) находились на вооружении Вермахта практически всю войну. Разумеется, что ввиду больших фронтовых потерь число бронеавтомобилей постоянно сокращалось. В конце марта 1945 года в войсках оставалось еще 334 бронеавтомобиля всех модификаций.

Окраска и опознавательные знаки
Бронеавтомобили окрашивали согласно стандартным правилам, принятым в немецкой армии. В период 1937-1938 годов бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 несли двухцветный камуфляж, состоявший из пятен землисто-коричневого и серого цветов. В 1938-1943 годах бронетехнику окрашивали целиком серой краской Panzer Grau RAL-7027. Машины, отправленные в Северную Африку, первое время сохраняли европейскую окраску, а затем их перекрасили в песчано-желтый цвет. В 1943 году ввели трехцветный камуфляж.
На бронетранспортерах были нанесены знаки государственной принадлежности - балочные кресты на бортах корпуса и башни. Кроме того, кресты наносили также на лобовую броню и крышу башни. Другой характерной чертой были собственные имена бронемашин, написанные на бортах корпуса.
Бронеавтомобили получали регистрационные номера, представляющие собой белые таблички с черными буквами и цифрами. Передний номер был прямоугольной формы размерами 465x90 мм, а задний был почти квадратным (или шестиугольным) - 320x200 мм. По краю номеров шла черная кайма толщиной 5 мм. Регистрационный номер представлял собой сочетание двух букв и многозначного числа. Буквы определяли владельца машины: вермахт, войска СС и т.д., а цифры говорили о принадлежности к определенному войсковому округу (Wehrkreis).

До наших дней уцелело несколько образцов тяжелых бронеавтомобилей. В музее в Сисхейме экспонируется отреставрированный Sd.Kfz.231. В музее в Бовингтоне представлен Sd.Kfz.232. В России в районе Великих Лук в 1994 году обнаружен неплохо сохранившийся, хотя и разукомплектованный корпус Sd.Kfz.232.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.233(8-Rad)

История создания
Появление тяжелых бронеавтомобилей Sd.Kfz.233 (8-Rad) было продиктовано потребностью обеспечить огневой поддержкой легковооруженные восьмиколесные бронемашины Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232. Вскоре после начала войны выяснилось, что вооружение разведывательного бронеавтомобиля, ограниченное лишь 20-мм пушкой, явно не достаточно. Кроме того, разведывательные батальоны по причине их высокой мобильности стали часто использоваться в качестве передовых отрядов, рискуя при этом столкнуться с бронетехникой или организованной обороной пехотных частей противника. Разведподразделениям требовалась огневая поддержка, но взвод 75-мм легких пехотных буксируемых орудий, входивший в состав разведывательного батальона, с этой задачей не вполне справлялся.Проблему удалось решить во второй половине 1942 года, когда на базе Sd.Kfz.231 (8-Rad) была создана машина артиллерийской поддержки. Бронеавтомобиль вооружили короткоствольными 75-мм пушками KwK 37 фирмы Rheinmetall-Borsig, которые устанавливались на танки Pz.IV, выпускавшиеся до весны 1942 года. Длина ствола пушки составляла 24 калибра, она имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. В ее боекомплект входили 32 выстрела с дымовыми (масса 6,21 кг, начальная скорость 455 м/с), осколочно-фугасными (5,73 кг, 450 м/с), бронебойными (6,8 кг, 385 м/с) и кумулятивными (4,44 кг, 450...485 м/с) снарядами.
Производство пушечных бронемашин самостоятельно наладила фирма Friedrich Schihau, переделав в октябре 1942 года десять бронемашин Sd.Kfz.231. С них демонтировали башни, срезали крышу с боевого отделения и в получившейся открытой низкопрофильной рубке установили 75-мм короткоствольную пушку. Машина оказалась вполне удачной, и с декабря 1942 по октябрь 1943 года фирма Friedrich Schihau(по другим данным выпуском машин занималась фирма Deutsche Werke в Киле) выпустила еще 109(по другим данным - 119 машин) таких восьмиколесных бронеавтомобилей под обозначением Sd.Kfz.233 (8-Rad).

Конструкция и компоновка
Корпус новой машины мало чем отличался от корпуса модификации Sd.Kfz.231 и сваривался из листов катаной стали дифференцированной толщины, которые устанавливались с рациональными углами наклона. Верхний лобовой лист сохранил толщину 15 мм при угле наклона в 30°, зато толщина нижнего лобового бронелиста возросла до 30 мм при 35° наклона. Бронировка бортов состояла из узкого верхнего и широкого нижнего рядов 8-мм бронелистов, угол наклона которых составлял 35°. При этом в поперечном сечении корпус бронемашины имел форму двух трапеций с общим основанием, перевернутых наиболее узкой стороной вниз. Толщина кормовых листов достигала 8-10 мм при угле наклона 35°, а крыши над моторным отсеком — 6 мм при угле 84° к вертикали. При изготовлении днища использовались 5-мм листы стали. Несмотря на такую бронировку, номера орудийного расчета были уязвимы от огня противника, поскольку находились в открытом боевом отделении. Слева в передней части корпуса размещался пост управления с рабочим местом водителя бронемашины. В открытой низкопрофильной надстройке в верхней части корпуса за 15-мм бронещитом была установлена 75-мм короткоствольная пушка StuK 37 L/24. Там же располагался и ее расчет — командир машины, выполнявший функции наводчика, и заряжающий. В горизонтальной плоскости орудие могло наводиться на цель в секторе ±12° относительно продольной оси машины. Угол склонения пушки составлял -10°, угол возвышения +12°. В качестве дополнительного вооружения использовался 7,92-мм пулемет MG 42, который монтировался на шкворне у правого борта открытого боевого отделения. Возимый боекомплект насчитывал 32 артвыстрела и 1500 патронов. Как и в других восьмиколесных бронеавтомобилях, внутри боевого отделения Sd.Kfz.233 перевозились один пистолет-пулемет МР 40 и несколько ручных гранат. К передним крыльям крепили по четыре дымовые шашки.

В задней части боевого отделения находился дополнительный пост рулевого управления, который позволял двигаться задним ходом без предварительного разворота. При необходимости место за задним рулем мог занять любой свободный член экипажа. В моторном отсеке, отделенном от боевого отделения противопожарной перегородкой, был установлен восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель жидкостного охлаждения Bussing-NAG L8V-G с рабочим обьемом 7913 см3 , который развивал мощность 110,3 кВт (150 л.с.) при 3000 об/мин. Бронеавтомобили более позднего выпуска оснащались двигателем с рабочим обьемом 8363 см3, мощность которого достигала 132,4 кВт (180 л.с.). Вращающий момент передавался от двигателя на колеса машины через трансмиссию, в состав которой входили трехскоростная коробка передач преселекторного типа с двухдисковым сухим сцеплением, демультипликатор, самоблокирующиися дифференциал и механические тормоза. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, а демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки до 24. Такая силовая установка позволяла 8,7-тонной бронемашине двигаться по шоссейным дорогам с максимальной скоростью 80-85 км/ч. При езде по проселочным дорогам максимальная скорость не превышала 30 км/ч.

Топливные баки Sd.Kfz.233 вмещали 138 литров бензина, и с этим количеством горючего бронеавтомобиль мог пройти по шоссе 300 км, а по проселку до 170 км. Доступ к двигателю с цепью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали два люка с откидными крышками в бортах моторного отсека и большой двустворчатый люк на его крыше. Выше располагалось вентиляционное жалюзи моторного отсека, которое регулировалось с места водителя, причем количество открывавшихся секций зависело от конкретных погодных условий. Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади задних крыльев.
В четырехосной полноприводной (8x8) ходовой части с независимой подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пневматическими шинами размером 210-18. Все колеса были управляемые, поэтому маневренность машины, несмотря на ее большую боевую массу, была довольно высокой. При повороте броневика поворачивались все восемь колес четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную, причем передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Над каждой парой колес имелись большие коробчатые крылья с угловатыми арками. В пустотах крыльев и на их верхней поверхности размещались ящики для хранения запасных частей и инструментов.
Благодаря полному приводу и мощному двигателю машина отличалась высокой проходимостью и легко преодолевала рвы шириной до 1,24 м, вертикальные препятствия высотой до 0,48 м и броды глубиной 1,0 м. Начиная с 1943 года, в состав бронеавтомобильных рот разведывательных дивизионов стал входить один взвод бронеавтомобилей Sd.Kfz.233 (8-Rad), которые могли вести борьбу даже с танками противника и использовались в боевых действиях на всех фронтах до самого конца войны.

Экипаж Sd.Kfz.233 — три человека: командир, одновременно выполняющий обязанности наводчика и радиста; заряжающий, одновременно выполняющий обязанности заднего механика-водителя, и передний механик-водитель.
На бронеавтомобили Sd.Kfz.233 устанавливали радиостанцию FuG Spr Ger «а» и штыревую антенну, которая монтировалась на корме корпуса.

Электрооборудование. Бортовая электропроводка выполнена по одножильной схеме и оборудована предохранителями. Напряжение 12 В. Источником тока служили две свинцовые аккумуляторные батареи Bosch емкостью 90 А/ч. Стартер - Bosch DZR 2/ЗХ, генератор - Bosch GTNL 600/12-1200. Стартер объединен с генератором Simiens Licht-Anslassmachine Lan 1200 kW/24. Очередность зажигания 1-2-7-3-4-5-6-8. От бортовой сети питались фары и прожектора, звуковой сигнал, подсветка приборной доски и прицела.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.263(8-Rad)

На вооружении танковых и моторизованных частей состояли также тяжелые бронеавтомобили связи, созданные фирмами
«Дойче верке» и «Ф Шихау» на базе модели Sd.Kfz.231 (8-Rad). За период серийного производства, длившийся с апреля 1938 по апрель 1943 года, ими было построено 240 бронемашин получивших обозначение Sd.Kfz.263 Fu (8-Rad)
Их характерной особенностью было отсутствие башни, вместо которой над корпусом возвышалась высокая неподвижная броневая рубка, в которой размещались радиостанции FuG 12 и FuG Spr Ger "а". Над корпусом бронемашины на четырех кронштейнах была смонтирована большая рамочная антенна, а за рубкой устанавливалась телескопическая антенна высотой 9 м, что обеспечивало надежную радиосвязь на большом расстоянии.
Формой корпуса Sd.Kfz.263 Fu (8-Rad) ничем — за исключением рубки боевого отделения — не отличался от базовой модели Sd.Kfz.231 (8-Rad). Зато толщина бронирования некоторых частей корпуса была иной - верхний лобовой лист, установленный под углом 17°, имел толщину 18 мм, а нижний — 8 мм при угле наклона 30-35°. Бронировка бортов, кормы, крыши и днища осталась практически без изменений. По сравнению с базовой машиной огневая мощь Sd.Kfz.263 Fu (8-Rad) резко упала - вооружение бронемашины связи состояло лишь из 7,92-мм пулемета MG 34 с боекомплектом из 1050 патронов, смонтированного справа в передней стенке броневой рубки и предназначавшегося для защиты от мелких групп пехоты противника.
В ходовую часть и силовую установку, полностью позаимствованные у Sd.Kfz.231 (8-Rad) никакие изменения не вносились.
Sd.Kfz.263 Fu (8-Rad) использовались в качестве машин связи не только в штабах танковых и моторизованных дивизий, иногда их придавали штабам отдельных корпусов и армий. Машины Sd.Kfz.263 играли важную роль в системе радиосвязи танковых дивизий и использовались в качестве штабных машин. Например, именно Sd.Kfz.263 служил подвижным командным пунктом будущего «Лиса пустыни», а в 1940-м — командира 7-й танковой дивизии генерала Эрвина Роммеля.



































Список источников:


  • Армейская серия №14 "Тяжелые бронеавтомобили Вермахта часть 2" "Tornado" 1997
  • Г.Л.Холявский "Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры" Харвест Минск 2004
  • журнал "Бронеколлекция" 2007 г. №1 М.Барятинский "Бронеавтомобили Вермахта"
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (09.09.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 7722 | Теги: Sd.Kfz.231/232(8-Rad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]