Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Средний танк Pz.Kpfw.IV
Средний танк Pz.Kpfw.IV
Средний танк Panzerkampfwagen IV (Sd.Kfz.161) был основной боевой машиной немецких танковых войск в течение всей Второй мировой войны. Его боевой путь начался осенью 1938 года при захвате Судет, а в сентябре 1939 года уже 211 Pz.Kpfw.IV участвовало в агрессии против Польши. Примерно столько же танков этого типа воевало во Франции в мае-июне 1940 года, а во время подготовки вторжения в Великобританию на базе Pz.Kpfw.IV был разработан танк, способный преодолевать водные преграды по дну. Довольно много было Pz.Kpfw.IV и на Балканах и в африканском корпусе генерала Роммеля. Во время войны с Советский Союзом танкам Pz.Kpfw.IV пришлось сражаться с лучше вооруженными и бронированными Т-34 и КВ. Несмотря на то, что позже был начат выпуск новых Pz.Kpfw.V «Пантера» и Pz.Kpfw.VI «Тигр», «старые» Pz.Kpfw.IV все равно оставались на вооружении. Германия экспортировала «четверки» своим союзникам, например Румынии и Финляндии. Даже после войны танки Pz.Kpfw.IV стояли на вооружении армии Финляндии и Испании до 1962 года, а в 1967 году сирийские Pz.Kpfw.IV отражали атаки израильтян на Голанских высотах! С 1938 по 1945 год было выпущено около 8700 линейных танков, 39 БРЭМ, 127 машин артиллерийских наблюдателей и 97 командирских танков.
 
История создания
 
Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, естественно, не мог воспрепятствовать германским офицерам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля , молодые «панцерваффe» уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.
В серийном производстве под вывеской «сельскохозяйственных тракторов» два типа легких вооруженных танков Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. Танк Pz.Kpfw.I считался учебной машиной, в то время как Pz.Kpfw.II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что «двойка» оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки Pz.Kpfw.III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами. Основным боеприпасом 37-мм танковой пушки являлся бронебойный снаряд, задача же огневой поддержки и, прежде всего, уничтожения расчетов противотанковых орудий, возлагалась на находившиеся в стадии разработки танки Pz.Kpfw.IV с 75-мм короткоствольными пушками, в боекомплект которых входили фугасные снаряды; интересный факт - в том же самом тактическом ключе планировалось и применение штурмовых орудий Sturmgеschutz III. Организационно танковый полк включал два батальона по четыре роты в каждом. Одна рота батальона должна была иметь на вооружение танки огневой поддержки (их обозначали также, как тяжелые) Pz.Kpfw.IV, в то время как три других - средние Pz.Kpfw.III. Из-за низкого темпа производства танков эти планы так и остались недостижимой мечтой.

Начало разработки танка Pz.Kpfw.IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw.75 mm (Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм Рейнметалл-Борзиг, Крупп и MAN трудились над тремя конкурирующими проектами «батальонфюрерсвагнен» - машины командира батальона, сокращенно BW. Лучшим был признан проект VK2001/K, представленный фирмой Крупп, формой башни и корпуса близкий танку Pz.Kpfw.III.
Однако машина VK2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы Крупп совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восемью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме Крупп в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект.
В окончательном варианте танк Pz.Kpfw.IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK2001/K с заново разработанной фирмой Крупп ходовой частью. Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия.

Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющей мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический. Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков Pz.Kpfw.IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы Крупн в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг..
 
Основные модификации
 
Pz.Kpfw.IV Ausf.А (Sonderkraftfahrzeug - SdK.fz.161)
Первой в 1936 г. в серийное производство на заводе фирмы Крупп в Магдебург-Буккау была запущена модель Ausf.А. Конструктивно-технологическое членение машины было аналогично членению танка Pz.Kpfw.III: ходовая часть, корпус, надстройка корпуса башня. На танках Ausf.А устанавливались 12-цилиндровые двигатели внутреннего сгорания Майбах НL 108TR мощностью 250 л.с. Трансмиссия ZF «Allklauen SFG 75» имела пять передач переднего хода и одну - заднего. Вооружение танка состояло из 75-мм орудия и спаренного с ним пулемета калибра 7,92 мм, еще один 7,92-мм пулемет устанавливался в корпусе танка; боекомплект - 122 снаряда к пушке и 3000 патронов к двум пулеметам. Закрытые бронезаслонками наблюдательные приборы располагались в лобовом листе башни, слева и справа от орудийной маски и в бортовых башенных люках, кроме того, в бортах башни имелось по одной амбразуре (также закрывавшейся бронезаслонкой) для стрельбы из личного оружия. В задней части крыши башни монтировалась командирская башенка простой цилиндрической формы, имевшая восемь смотровых щелей. Башенка имела одностворчатый откидной люк. Разворотом башни управлял наводчик, электропривод разворота запитывался от двухтактного вспомогательного электрогенератора DKW, установленного в левой части моторного отделения. Электрогенератор позволял не тратить на разворот башни энергию аккумуляторных батарей и экономил ресурс основного двигателя. Моторное отделение отделялось от боевого противопожарной перегородкой, в которой имелся люк для доступа к двигателю изнутри танка. Три топливных бака суммарной емкостью 453 л размешались под полом боевого отделения. Места стрелка-радиста и механика-водителя находились в передней части танка, в крыше корпуса над сиденьями обоих членов экипажа имелись двухстворчатые люки с отверстиями в крышках для пуска сигнальных ракет; отверстия закрывались бронезаслонками. Толщина брони корпуса танка Ausf.А составляла 14,5 мм, башни - 20 мм, масса танка - 17,3 т, максимальная скорость - 30 км/ч. Всего изготовлено 35 машин модификации Ausf. А; №№ шасси 80101-80135.

Pz.Kpfw.IV Ausf.В (Sd.Kfz.161)
Выпуск машин модели Ausfuhrung В начался в 1937 г., в конструкцию новой модификации было внесено большое количество изменений, главным же новшеством стала установка 320-сильного мотора Майбах HL 120TR и трансмиссии с шестью скоростями переднего и одной заднего хода. Была, также, доведена до 30 мм толщина брони в лобовой части, на некоторых танках стали ставить командирские башенки более совершенной формы с прикрытыми бронезаслонками наблюдательными приборами. Была ликвидирована установка курсовою пулемета у стрелка-радиста, вместо пулемета появилась смотровая щель и амбразура для стрельбы из пистолета, амбразуры для ведения огня из личного оружия сделали также и в бортовых башенных люках под наблюдательными приборами; люки механика-водителя и стрелка-радиста стали одностворчатыми. Масса танка Ausf.В возросла до 17,7 т, однако за счет использования более мощного двигателя выросла до 40 км/ч и максимальная скорость. Всего построено 45 танков Pz.Kpfw.IV Ausf.В; №№ шасси 80201-80300.

Pz.Kpfw.IV Ausf.С (Sd.Kfz.161)
В 1938 г. появилась модификация Ausfuhrung С, машин данной модели было построено уже 134 экземпляра (№№ шасси 80301-80500). Внешне танки Ausf.А, В и С практически не отличались друг от друга, едва ли не единственным внешним отличием танка Ausf.С от Ausf.В стала бронированная маска спаренного с пушкой пулемета, которая на танках предыдущих моделей отсутствовала. На танках Pz.Kpfw.IV Ausf.С поздних выпусков под стволом орудия монтировалась специальная рама, которая служила для отклонения антенны при развороте башни вправо, аналогичные дефлекторы монтировались и на машинах Ausf.А и Ausf.В. Бронезащита лобовой части башни танка Ausf.С была доведена до 30 мм, а масса машины возросла до 18,5 т, хотя максимальная скорость движения по шоссе осталась прежней - 35 км/ч. На танке был установлен модернизированный мотор Майбах HL 120TRМ той же мощности; этот двигатель стал стандартным для всех последующих вариантов Pz.Kpfw.IV.

Pz.Kpfw.IV Ausf.D (Sd.Kfz.161)
Башенное вооружение танков Ausf.А, В и С монтировалось во внутренней маске, которую весьма легко могли заклинить осколки снарядов; с 1939 г. начался выпуск танков Ausfuhrung D, имевших внешнюю маску, на танках этой модификации вновь появился курсовой пулемет, амбразура для стрельбы из пистолета через лобовой бронелист корпуса смешена ближе к продольной оси машины. Толщина бронирования бортов и кормы корпуса доведена до 20 мм, на танках поздних выпусков устанавливалась накладная броня, которая крепилась к корпусу и надстройке на болтах или наваривалась. В результате различных доработок масса танка возросла до 20 т. До начала Второй Мировой войны успели изготовить только 45 танков Ausfuhrung D, всего же машин данной модификации построено 229 экземпляров (№№ шасси - 80501-80748) - больше чем танков Ausf. А, В и С вместе взятых. На некоторых танках Pz.Kpfw.IV Ausf.D впоследствии устанавливались 75-мм пушки с длиной ствола 48 калибров, эти машины использовались, главным образом в тренировочных подразделениях.

Pz.Kpfw.IV Ausf.Е (Sd.Kfz.161)
Если концепция блицкрига в ходе Польской кампании себя полностью оправдала, то бронезащита немецких танков оказалась неадекватной: снаряды польских противотанковых орудий оставляли дыры как в броне легких Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, так и в броне более тяжелых Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Очередным шагом в развитии танков семейства Pz.Kpfw.IV стала модель Ausfurung Е, с увеличенной, за счет навески 30 мм экранов, броней в лобовой части корпуса (суммарная толщина - 50 мм), борта корпуса нарастили экранами толщиной 20 мм. Масса танка Ausf.Е составила уже 21 т. В ходе заводского ремонта накладную броню стали устанавливать и на «четверки» более ранних модификаций. На танках Pz.Kpfw.IV Ausf.Е командирская башенка была несколько смещена вперед, а ее бронирование увеличили с 50 до 95 мм; ставились опорные катки новой конструкции и ведущие колеса упрощенной формы. Среди других нововведений - наблюдательной прибор механика-водителя с большей площадью остекления, смонтированная в задней части корпуса установка для пуска дымовых гранат (аналогичные установки стали ставить и на машины предыдущих моделей), люки для осмотра тормозов выполнены заподлицо с верхним бронелистом корпуса (на Ausf.А-D люки выступали над бронелистом и отмечались случаи когда их срывало пулями противотанковых ружей). Серийный выпуск танков модели Ausf.Е начался в декабре 1939 г. Было изготовлено 224 машины данной модификации (№№ шасси 80801-81500), прежде чем в апреле 1941 г. производство переключилось на выпуск очередного варианта - Ausfuhrung F.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F1 (Sd.Kfz.161)
Танки Pz.Kpfw.IV Ausf.F имели толщину интегральной лобовой брони корпуса и башни 50 мм, бортов - 30 мм; накладные бронеэкраны отсутствовали. Бронирование башни имело толщину в лобовой части 50 мм, бортов и кормы - 30мм, толщина орудийной маски также составляла 50 мм. Усиление бронезащиты не прошло бесследно для массы танка, которая опять увеличилась до 22,3 т. Как следствие - вышла за допустимые пределы удельная нагрузка на грунт, пришлось вместо гусениц с шириной траков 380 мм использовать гусеницу с траками шириной 400 мм и провести соответствующие доработки ведущих колес и ленивцев. На машинах ранних выпусков новые гусеницы устанавливали после врезки в ведущие колеса и ленивцы расширительных вставок. Вместо одностворчатого люка командирские башенки танков Ausf.F получили двустворчатые люки, а на кормовые стенки башен в заводских условиях стали монтировать большой ящик для снаряжения; курсовой пулемет монтировался в шаровой установке «Кугельбленде-50» новой конструкции. Всего изготовлено 462 танка Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Кроме фирмы Крупп, машины модели Ausf.F выпускались заводами фирм Вомаг (собрано 64 танка, №№ шасси - 82501-82395) и Нибелунгверке (13 машин 82601- 82613). №№ шасси танков выпуска завода фирмы Крупп в Магдебурге - 82001-82395. Позже к производству танков Pz.Kpfw.IV подключилась австрийская фирма Штейр-Даймлер-Пух, а фирма Вомаг (Vogtiandische Maschinenfabrik AG) в 1940-41 гг.. специально для производства «четверок» построила новый завод в Плауэне.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F2 (Sd.Kfz.161/1)
В месяцы, предшествовавшие началу операции «Барбаросса» рассматривалась возможность вооружения танков Pz.Kpfw.IV 50-мм орудием с длиной ствола 42 калибра, аналогичного устанавливавшемуся на танках Pz.Kpfw.III. Этим проектом чрезвычайно заинтересовался Гитлер, поскольку представлялась возможность перевести «четверку» из разряда машин огневой поддержки в категорию основных боевых танков. Однако опыт войны в России сделал очевидным не только тот факт, что немецкое 50-мм орудие уступает 76-мм советскому, но и полную неспособность пушки калибра 50-мм с длиной ствола 42 калибра пробивать броню советских танков. Более перспективной виделось вооружение танков Pz.Kpfw.IV 50-мм орудиями с длиной ствола 60 калибров, одна такая экспериментальная машина была построена. История с вооружением танков в полной мере показала неготовность Германии к ведению длительной войны, об этом же говорит и отсутствие готовых проектов танков второго поколения. На моральном духе солдат и офицеров Панцерваффе сильно отразилось неприятное открытие подавляющего превосходства в характеристиках танков, состоявших на вооружении Красной Армии. Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Пушками с длиной ствола 60 калибров стали вооружаться танки Pz.Kpfw.III, поскольку башенный погон «четверки» имел больший диаметр, чем погон «тройки», то в случае установки на Pz.Kpfw.IV 50-мм орудия с длиной ствола 60 калибров получалось слишком большое шасси со слишком маленькой пушкой. Башня «четверки» могла выдерживать больший, чем у короткоствольной 75-мм пушки, импульс отдачи, представлялась возможность установить на танк 75-мм орудие с высоким давлением в канале ствола. Выбор был сделан в пользу 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и дульным тормозом, снаряд которой мог пробивать бороню толщиной до 89 мм при угле встречи 30 градусов. После того как на Pz.Kpfw.IV стали устанавливать такие пушки, обозначение машины сменилось на Ausfuhrung F2, в то время как машины той же модификации, но вооруженные короткоствольными пушками, получили обозначение Ausfuhrung FI. Боекомплект к пушки состоял из 87 снарядов, 32 из них размешалось в надстройке корпуса, 33 - в корпусе танка. Среди более мелких внешних отличий танков Ausfuhrung F2 - отсутствие наблюдательных приборов в бортовых башенных люках и увеличенный бронекожух противооткатного механизма. Танки Ausfuhrung F2 поступили на вооружение в начале 1942 г. и доказали на практике свою способность бороться с советскими Т-34 и КВ, хотя бронирование «четверок» по меркам Восточного фронта все еще оставалось недостаточным. Возросшая до 23,6 т масса танка несколько ухудшила его характеристики. В вариант Ausfuhrung F2 переоборудовано 25 танков Pz.Kpfw.IV Ausf.F, еще порядка 180 машин построено «с нуля», выпуск прекращен летом 1942 г. №№ шасси танков, построенных фирмой Крупп - 82396-82500, №№ шасси танков постройки фирмы Вомаг - 82565-82600, №№ шасси танков постройки фирмы Нибелунгверке - 82614- 82700.
 
Pz.Kpfw.IV Ausf.G (Sd.Kfz.161/1 и 161/2)
Попытки усилить защищенность танка привели к появлению в конце 1942 г. модификации Ausfuhrung G. Конструкторы знали, что лимит массы, которую способна выдержать ходовая часть, уже выбран, поэтому пришлось пойти на компромиссное решение - демонтировать 20-мм бортовые экраны, ставившиеся на все «четверки», начиная с модели «Е», одновременно увеличив базовую броню корпуса до 30 мм, а за счет сэкономленной массы установить в лобовой части накладные экраны толщиной 30 мм. Еще одной мерой по повышению защищенности танка стала установка на борта корпуса и башню съемных противокумулятивных экранов («schürzen») толщиной 5 мм, навеска экранов увеличивала массу машины примерно на 500 кг. Кроме того, однокамерный дульный тормоз пушки заменили более эффективным двухкамерным. Внешний облик машины претерпел также ряд других изменений: вместо кормовой дымопусковой установки по углам башни стали монтироваться строенные блоки дымовых гранатометов, были ликвидированы отверстия для пуска сигнальных ракет в люках механика-водителя и стрелка. К концу серийного выпуска танков Pz.Kpfw.IV Ausf.G их штатным основным оружием стало 75-мм орудие с длиной ствола 48 калибров, люк командирской башенки стал одностворчатым. Танки Pz.Kpfw.IV Ausf.G поздних выпусков внешне практически идентичны ранним машинам модификации Ausf.Н. С мая 1942 г. по июнь 1943 г. было изготовлено 1687 танков модели Ausf.G, впечатляющая цифра, если учитывать, что за пять лет, с конца 1937 г. по лето 1942 г. построили 1300 Pz.Kpfw.IV всех модификаций (Ausf.А-F2), №№ шасси - 82701-84400.
В 1944 г. был изготовлен танк Pz.Kpfw.IV Ausf.G с гидростатическим приводом ведущих колес. Конструкцию привода разработали специалисты фирмы Цанрадфабрик в Аугсбурге. Основной двигатель Майбах приводил в действие две масляных помпы, которые, в свою очередь, активизировали два гидромотора, соединенных выходными валами с ведущими колесами. Вся силовая установка размещалась в кормовой части корпуса, соответственно и ведущие колеса имели заднее, а не обычное для Pz.Kpfw.IV переднее, расположение. Управление скоростью движения танка осуществлял механик-водитель, контролируя давление масла, создаваемое помпами. После войны экспериментальная машина попала в США и испытывалась специалистами фирмы Виккерс из Детройта, эта фирма в то время занималось работами в области гидростатических приводов. Испытания пришлось прервать из-за отказов материальной части и нехватки запасных частей. В настоящее время танк Pz.Kpfw.IV Ausf.G с гидростатическим приводами ведущих колес экспонируется в танковом музее армии США, Абердин. шт. Мэриленд.

Pz.Kpfw.IV Ausf.Н (Sd.Kfz.161/2)
Установка длинноствольной 75-мм оказалась довольно противоречивой мерой. Пушка привела к чрезмерной перегрузке передней части танка, передние рессоры находились под постоянным давлением, танк приобрел тенденцию к раскачке даже при движении по ровной поверхности. От неприятного эффекта удалось избавиться на модификации Ausfuhrung Н, запущенной в производство в марте 1943 г. На танках этой модели была до 80 мм усилена интегральная броня лобовой части корпуса, надстройки и башни. Танк Pz.Kpfw.IV Ausf.H весил 26 т и даже несмотря на применение новой трансмиссии SSG-77, его характеристики оказались ниже, чем у «четверок» предшествующих моделей, так скорость движения по пересеченной местности снизилась не менее, чем на 15 км, возросло удельное давление на грунт, упали разгонные характеристики машины. На экспериментальном танке Pz.Kpfw.IV Ausf.H испытывалась гидростатическая трансмиссия, однако в серийное производство танки с такой трансмиссией не пошли.
В процессе производства на танки модели Ausf.H внедрялось множество мелких доработок, в частности стали ставить полностью стальные ролики без обрезинки, менялась форма ведущих колес и ленивцев, на командирской башенке появилась турель под зенитный пулемет MG 34 («Fligerbeschussgerat 42» - установка зентиного пулемета), были ликвидированы башенные амбразуры для стрельбы из пистолетов и отверстие в крыше башни для пуска сигнальных ракет. Танки Ausf.H стали первыми «четверками», на которых стала применяться циммеритная антимагнитная обмазка; циммеритом должны были покрываться только вертикальные поверхности танка, однако на практике обмазка наносилась на все поверхности, до которых мог дотянуться стоящий на земле пехотинец, с другой стороны - встречались и танки, на которых циммеритом покрывался только лоб корпуса и надстройки. Циммерит наносили как на заводах, так и в полевых условиях. Танки модификации Ausf.H стали самыми массовыми среди всех моделей Pz.Kpfw.IV, их построено 3 774 экземпляра, выпуск прекратился летом 1944 г. Заводские №№ шасси - 84401-89600, часть из этих шасси послужило базой для постройки штурмовых орудий.
 
Pz.Kpfw.IV Ausf.J (Sd.Kfz.161/2)
«Четверка» стала основным танком Панцерваффе, что нашло свое отражение в резком росте выпуска Pz.Kpfw.IV, к производству было подключено несколько заводов, так если в 1942 г. изготовили 900 танков модели Ausf.G, то в 1943 г - 3000 машин Pz.Kpfw.IV Ausf.Н. Тем не менее на Гитлера оказывалось сильнейшее давление с целью прекратить производство «четверок» в пользу выпуска «панцерягеров» на его базе, к счастью для Германии, ставший инспектором бронетанковых войск генерал Гейнй Гудериан сумел найти неопровержимые доводы, доказывающие, что ввиду сомнительности возможности массового производства танков «Пантера», с потерей производства Pz.Kpfw.IV единственным танком германской армии станет сложный и дорогой «Тигр». Массовое изготовление Pz.Kpfw.IV не прекратили, и «четверка» серийно выпускалась до конца Второй Мировой войны. Последней, запушенной в серию, моделью «четверки» стала модификация Ausfuhrung J. Машины этого варианта начали поступать на вооружение в июне 1944 г. С конструктивной точки зрения Pz.Kpfw.IV Ausf.J представлял собой шаг назад, но в сложившихся обстоятельствах этот шаг был необходим. Вместо электропривода разворота башни установили ручной, зато в освободившемся после удаления электрогенератора объема стало возможным разместить дополнительный топливный бак емкостью 200 л. Увеличение за счет размещения дополнительного топлива запаса хода по шоссе с 220 км до 300 км (по бездорожью - со 130 км до 180 км) представлялось чрезвычайно важным решением, поскольку панцердивизии все чаще выполняли роль «пожарных команд», которые перебрасывали с одного участка Восточного фронта на другой. Попыткой несколько снизить массу танка стал монтаж сварных проволочных противокумулятивных экранов такие экраны получили название «экраны Тома»(по фамилии генерала Тома). Впрочем, такие экраны ставили только на борта корпуса, а на башнях оставались прежние экраны из листовой стали. На танках позднего выпуска вместо четырех роликов ставилось три, выпускались и машины, имеющие стальные опорные катки без обрезинки. Практически все доработки были направлены на снижение трудоемкости изготовления танков, в их числе: ликвидация на танке всех амбразур для стрельбы из пистолетов и лишних смотровых щелей (остались лишь у механика-водителя, в командирской башенки и в лобовом бронелисте башни), установка упрощенных буксировочных петель, замена глушителя на систему выхлопа двумя простыми патрубками. Очередной попыткой улучшить защищенность машина стал увеличение брони крыши башни на 18 мм и кормы на 26 мм. Выпуск танков Pz.Kpfw.IV Ausf.J прекратился в марте 1945 г., всего построено 1758 машин. К 1944 г. стало ясно, что конструкция танка исчерпала все резервы для модернизации, революционная попытка повышения боевой эффективности Pz.Kpfw.IV за счет установки башни от танка «Пантера», вооруженной 75-мм орудием с длиной ствола 70 калибров, успехом не увенчалась - ходовая часть оказалась слишком перегружена. Прежде чем заняться установкой башни «Пантеры», конструкторы попробовали втиснуть пушку от «Пантеры» в башню танка Pz.Kpfw.IV. Установка деревянного макета орудия показала полную невозможность работы членов экипажа в башне из-за тесноты, создаваемой казенной частью пушки. Как следствие этой неудачи и родилась идея смонтировать на корпусе «четверки» всю башню от «Пантеры». Из-за постоянной модернизации танков в ходе заводского ремонта не представляется возможным с точностью установить, сколько всего было построено танков той или иной модификации. Очень часто встречались разнообразные гибридные варианты, к примеру на корпуса модели Ausf.D ставились башни от Ausf.G.
 
Специальные машины
 
Ausf.H были переоборудованы в командирские — Panzerbefehlswagen IV (Sd.Kfz.267). Эти машины получили дополнительную радиостанцию FuG 7, которую обслуживал заряжающий. Для частей самоходной артиллерии с июля I944 по март 1945 года в цехах завода Nibelungenwerke 90 танков Ausf.J переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей — Panzerbeobachtungswagen IV. Основное вооружение на них сохранилось. Дополнительно же эти машины оснащались радиостанцией FuG 7, антенну которой легко узнать по характерной «метелке» на конце, и дальномером TSF I. Вместо штатной танки получили командирскую башенку от штурмового орудия StuG 40. В 1940 году 20 танков модификаций С и D были переоборудованы в мостоукладчики Bruckenleger IV. Работы велись в цехах заводов Friedrich Krupp AG в Эссене и Magirus в Ульме, при этом машины обеих фирм несколько отличались друг от друга по конструкции. По четыре мостоукладчика вошли в состав саперных рот 1-й, 2-й, 3-й, 5-й и 10-й танковых дивизий и использовались в ходе Французской кампании. В феврале 1940 года два танка Ausf.C фирма Magirus переоборудовала в штурмовые мосты (Infanterie Sturmsteg), предназначенные для преодоления пехотой различных фортификационных препятствий. На месте башни был смонтирован раздвижной мост, конструктивно подобный пожарной штурмовой лестнице. В рамках подготовки вторжения на Британские острова (операция «Морской лев») 42 танка Ausf.D оснастили оборудованием для подводного хода. Затем эти машины поступили в 3-ю и 18-ю танковые дивизии Вермахта. Поскольку переправа через Ла-Манш не состоялась, боевое крещение они получили на Восточном фронте. В 1939 году в ходе испытаний 600-мм мортиры Karl возникла потребность в подвозчике боеприпасов. В октябре того же года в опытном порядке для этой цели был переоборудован один танк Pz.IV Ausf.D. В специальном ящике, смонтированном на крыше моторного отделения, перевозились четыре 600-мм снаряда, для погрузки и выгрузки которых служил кран, размещенный на крыше передней части корпуса. В 1941 году в перевозчики боеприпасов (Munitionsschlepper) переоборудовали 13 машин Ausf.Fl. В октябре—декабре 1944 года 36 танков Pz.IV были переделаны в БРЭМ Bergepanzer IV.
 
Экспорт
 
Pz.IV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, союзникам Германии, а также в Турцию и Испании поступило в 1942—1944 годах 490 боевых машин. Первой Pz.IV получила наиболее верная союзница гитлеровской Германии — Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.Fl, в сентябре — 10 F2. Наиболее крупная партия была доставлена осенью 1944 — весной 1945-го; по разным данным, от 42 до 72 машин модификации Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году. В октябре 1942-го первые 11 Pz.IV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943—1944 годах румыны получили еще 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против Вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции.
Партия из 97 танков Ausf.G и Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. На основе этой техники была развернута единственная болгарская танковая бригада. Немцы настаивали на отправке болгарских войск на Восточный фронт, но болгарский царь Борис III ответил отказом. Вскоре после его внезапной смерти прогерманское правительство было свергнуто Отечественным фронтом. 11 сентября 1944 года Болгария объявила войну Германии. С 15 сентября 1944-го болгарская танковая бригада принимала активное участие в боях с немецкими войсками в Сербии. В 1945 году в состав 1-й болгарской армии, воевавшей в Венгрии в оперативном подчинении 3-го Украинского фронта, был включен танковый батальон из 22 танков Pz.IV и трех штурмовых орудий. В ходе боев потери батальона восполнялись за счет трофейных боевых машин. В 1950 году в болгарской армии еще числилось 11 боевых машин этого типа.
В 1943 году несколько танков Ausf.Fl и G получила Хорватия; в 1944-м 14 Ausf.J — Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулеметы МG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.
 
Боевое применение танков Pz.Kpfw.IV

Первые три танка Panzer IV поступили в Вермахт в январе 1938 года. Общий заказ на боевые машины этого типа включал 709 единиц. План же на 1938 год предусматривал поставку 116 танков, и фирма Krupp-Gruson почти выполнила его, передав войскам 113 машин. Первыми «боевыми» операциями с участием Pz.IV стали аншлюсе Австрии и захват Судетской области Чехословакии в 1938 году. В марте 1939 года они прошли по улицам Праги. Накануне вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года в Вермахте насчитывалось 211 танков Pz.IV модификаций А, В и С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz.IV, по 12 машин в каждом полку. Однако до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии (1. Panzer Division). Полный штат имел и Учебный танковый батальон (Panzer Lehr Abteilung), приданный 3-й танковой дивизии. В остальных соединениях числилось лишь по нескольку Pz.IV, которые по вооружению и броневой защите превосходили все типы противостоящихим польских танков. Однако 37-мм танковые и противотанковые пушки поляков представляли для немцев серьезную опасность. Например, во время боя у Гловачува польские 7ТР подбили два Pz.IV. Всего же за время польского похода немцы потеряли 76 танков этого типа, из них 19 безвозвратно.

К началу французской кампании — 10 мая 1940 года — Панцерваффе располагали уже 290 Pz.IV и 20 мостоукладчиками на их базе. В основном они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV. Их равноценными противниками были средние французские танки Somua S35 и английские «Матильда II». Не без шанса на победу могли вступать в бой с Pz.IV и французские B1 bis и D2. В ходе боев французам и англичанам удалось подбить 97 танков Pz.IV. Безвозвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа.
В 1940 году удельный вес танков Pz.IV в танковых соединениях Вермахта несколько возрос. С одной стороны, благодаря росту производства, а с другой — из-за уменьшения количества танков в дивизии до 258 единиц. При этом большинство из них по-прежнему составляли легкие Pz.I и Pz.II. Во время скоротечной операции на Балканах весной 1941 года Pz.IV, участвовавшие в боях с югославскими, греческими и английскими войсками, потерь не понесли. Планировалось использовать Pz.IV и в операции по захвату Крита, но там обошлись силами парашютистов.

К началу операции «Барбаросса» из 3582 боеготовых германских танков 439 были Pz.IV. Следует подчеркнуть, что по принятой тогда в Вермахте классификации танков по калибру орудия эти машины относились к классу тяжелых. С нашей стороны современным тяжелым танком был КВ — в войсках их насчитывалось 504 единицы. Помимо численного, советский тяжелый танк имел абсолютное превосходство и по боевым качествам. Преимуществом перед немецкой машиной обладал и средний Т-34. Пробивали броню Pz.IV и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. Короткоствольная же немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с последними. Все это не замедлило сказаться на боевых потерях: в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz.IV.
Со сходной ситуацией немцы столкнулись в Северной Африке, где короткая пушка Pz.IV оказалась бессильной перед мощно бронированными «матильдами». Первые «четверки» выгрузили в Триполи 11 марта 1941 года, и было их совсем не много, что хорошо видно на примере 2-го батальона 5-го танкового полка 5-й легкой дивизии. По состоянию на 30 апреля 1941 года, в батальон входили 9 Pz.I, 26 Pz.II, 36 Pz.III и только 8 Pz.IV (в основном машины модификаций D и Е). Вместе с 5-й легкой в Африке воевала 15-я танковая дивизия вермахта, располагавшая 24 Pz.IV. Наибольшего успеха эти танки достигали в борьбе с британскими крейсерскими танками А.9 и А.10 — подвижными, но легкобронированными. Главным же средством борьбы с «матильдами» стали 88-мм зенитные пушки, а основным немецким танком на этом театре в 1941 году был Pz.III. Что касается Pz.IV, то в ноябре их в Африке осталось всего 35 штук: 20 — в 15-й танковой дивизии и 15 — в 21-й (преобразована из 5-й легкой).

Невысокого мнения о боевых качествах Pz.IV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): «Танк Pz.IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали Pz.IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты». Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.IV стал играть только после приобретения «длинной руки» — 75-мм пушки KwK 40.
Первые машины модификации F2 доставили в Северную Африку летом 1942 года. В конце июля Африканский корпус Роммеля располагал всего 13 танками Pz.IV, из которых 9 были F2. В английских документах того периода они именовались Panzer IV Special. Накануне наступления, которое Роммель намечал на конец августа, в вверенных ему немецких и итальянских частях насчитывалось около 450 танков: в их числе 27 Pz.IV Ausf.F2 и 74 Pz.III с длинноствольными 50-мм пушками. Только эта техника представляла опасность для американских танков «Грант» и «Шерман», количество которых в войсках 8-й английской армии генерала Монтгомери накануне сражения у Эль-Аламейна достигало 40%. В ходе этого во всех отношениях переломного для Африканской кампании сражения немцы потеряли почти все танки. Частично восполнить потери им удалось к зиме 1943 года, после отхода в Тунис.
Несмотря на очевидность поражения, немцы приступили к реорганизации своих сил в Африке. 9 декабря 1942 года в Тунисе была сформирована 5-я танковая армия, в которую вошли пополненные 15-я и 21-я танковые дивизии, а также переброшенная из Франции 10-я танковая дивизия, имевшая на вооружении танки Pz.IV Ausf.G. Сюда же прибыли и «тигры» 501-го тяжелого танкового батальона, которые вместе с «четверками» 10-й танковой участвовали в разгроме американских войск у Кассерина 14 февраля 1943 года. Однако это была последняя удачная операция немцев на Африканском континенте — уже 23 февраля они были вынуждены перейти к обороне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 года в войсках Роммеля имелось только 58 танков — из них 17 Pz.IV. 12 мая немецкая армия в Северной Африке капитулировала.
На Восточном фронте Pz.IV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.III «четверка» постепенно становится основным немецким танком на всех театрах боевых действий. Впрочем, в связи с началом выпуска «Пантеры» планировалось прекратить производство и Pz.IV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произошло. Дальнейшие события показали, что он был прав...

К лету 1943 года в штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухбатальонного состава. В первом батальоне две роты вооружались Pz.IV, а одна — Pz.III. Во втором, только одна рота имела на вооружении Pz.IV. В целом, дивизия располагала 51 Pz.IV и 66 Pz.III в боевых батальонах. Однако, судя по имеющимся данным, число боевых машин в тех или иных танковых дивизиях, подчас, сильно отличалось от штата.
В соединениях, которые составляли 70% танковых и 30% моторизованных дивизий вермахта и войск СС, кроме того, состояли на вооружении 119 командирских и 41 огнеметный танк различных типов. В моторизованной дивизии «Дас Райх» имелось 25 танков Т-34, в трех тяжелых танковых батальонах — 90 «тигров» и около 200 «пантер» в 39-м танковом полку. Таким образом, «четверки» составляли почти 60% всех немецких танков, задействованных в операции «Цитадель». В основном это были боевые машины модификаций G и Н, оборудованные броневыми экранами (Schürzen), которые изменяли внешний вид Pz.IV до неузнаваемости. Видимо, по этой причине, а также из-за длинноствольной пушки в советских документах их часто именовали «Тигр тип 4».

Совершенно очевидно, что не «тигры» с «пантерами», а именно Pz.IV и отчасти Pz.III составляли большинство в танковых частях Вермахта в ходе операции «Цитадель». Это утверждение можно хорошо проиллюстрировать на примере 48-го немецкого танкового корпуса. В его состав входили 3-я и 11-я танковые дивизии и моторизованная дивизия «Великая Германия» (Gro Deutschland). В общей сложности в корпусе насчитывалось 144 Pz.III, 117 Pz.IV и только 15 «тигров». 48-й танковый наносил удар на Обояньском направлении в полосе нашей 6-й гвардейской армии и к исходу 5 июля сумел вклиниться в ее оборону. В ночь на 6 июля советским командованием было принято решение об усилении 6-й гвардейской армии двумя корпусами 1-й танковой армии генерала Катукова — 6-м танковым и 3-м механизированным. В последующие двое суток основной удар 48-го танкового корпуса немцев пришелся по нашему 3-му механизированному корпусу. Судя по воспоминаниям М.Е.Катукова и Ф.В. фон Меллентина, бывшего тогда начальником штаба 48-го корпуса, бои носили крайне ожесточенный характер. Вот что пишет по этому поводу немецкий генерал.
«7 июля, на четвертый день операции «Цитадель», мы наконец добились некоторого успеха. Дивизия «Великая Германия» сумела прорваться по обе стороны хутора Сырцев, и русские отошли к Гремучему и деревне Сырцево. Откатывающиеся массы противника попали под обстрел немецкой артиллерии и понесли очень тяжелые потери. Наши танки, наращивая удар, начали продвигаться на северо-запад, но в тот же день были остановлены сильным огнем под Сырцево, а затем контратакованы русскими танками. Зато на правом фланге мы, казалось, вот-вот одержим крупную победу: было получено сообщение, что гренадерский полк дивизии «Великая Германия» достиг населенного пункта Верхопенье. На правом фланге этой дивизии была создана боевая группа для развития достигнутого успеха.
8 июля боевая группа в составе разведотряда и дивизиона штурмовых орудий дивизии «Великая Германия» вышла на большак (шоссе Белгород — Обоянь — Прим.авт.) и достигла высоты 260,8; затем эта группа повернула на запад, с тем чтобы оказать поддержку танковому полку дивизии и мотострелковому полку, которые обошли Верхопенье с востока. Однако село все еще удерживалось значительными силами противника, поэтому мотострелковый полк атаковал его с юга. На высоте 243,0 севернее села находились русские танки, имевшие прекрасный обзор и обстрел, и перед этой высотой атака танков и мотопехоты захлебнулась. Казалось, повсюду находятся русские танки, наносящие непрерывные улары по передовым частям дивизии «Великая Германия».

За день боевая группа, действовавшая на правом фланге этой дивизии, отбила семь танковых контратак русских и уничтожила двадцать один танк Т-34. Командир 48-го танкового корпуса приказал дивизии «Великая Германия» наступать в западном направлении, с тем чтобы оказать помощь 3-й танковой дивизии, на левом фланге которой создалась очень тяжелая обстановка. Ни высота 243,0, ни западная окраина Верхопенья в этот день не были взяты — больше не оставалось никаких сомнений в том, что наступательный порыв немецких войск иссяк, наступление провалилось».

А вот как выглядят эти события в описании М.Е.Катукова: «Едва забрезжил рассвет (7 июля — Прим.авт.), как противник снова предпринял попытку прорваться на Обоянь. Главный удар он наносил по позициям 3-го механизированного и 31-го танкового корпусов. А.Л.Гетман (командир 6-го танкового корпуса — Прим.авт.) сообщил, что на его участке противник активности не проявляет. Но зато позвонивший мне С.М.Кривошеин (командир 3-го механизированного корпуса — Прим.авт.) не скрывал тревоги:
— Что-то невероятное, товарищ командующий! Противник сегодня бросил на наш участок до семисот танков и самоходок. Только против первой и третьей механизированных бригад наступает двести танков. С такими цифрами нам еще не приходилось иметь дела. Впоследствии выяснилось, что в этот день гитлеровское командование бросило против 3-го механизированного корпуса весь 48-й танковый корпус и танковую дивизию СС «Адольф Гитлер». Сосредоточив столь огромные силы на узком, 10-километровом участке, немецкое командование рассчитывало, что ему удастся мощным танковым тараном пробить нашу оборону. Каждая танковая бригада, каждое подразделение приумножили свой боевой счет на Курской дуге. Так, 49-я танковая бригада только за первые сутки боев, взаимодействуя на первой оборонительной полосе с частями 6-й армии, уничтожила 65 танков, в том числе 10 «тигров», 5 бронетранспортеров, 10 орудий, 2 самоходные пушки, 6 автомашин и более 1000 солдат и офицеров. Прорвать нашу оборону противнику так и не удалось. Он лишь потеснил 3-й механизированный корпус на 5—6 километров».

Будет справедливым признать, что хотя обоих приведенных отрывков характерна определенная тенденциозность в освещении событий. Из воспоминаний советского военачальника следует, что наша 49-я танковая бригада за один день подбила 10 «тигров», а ведь у немцев в 48-м танковом корпусе их было всего 15! С учетом 13 «тигров» моторизованной дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», также наступавшей в полосе 3-го мехкорпуса, получается только 28! Если же попытаться сложить все «тигры», «уничтоженные» на страницах мемуаров Катукова, посвященных Курской дуге, то получится намного больше. Впрочем, дело тут, по-видимому, не только в желании различных частей и подразделений записать на свой боевой счет побольше «тигров», но и в том, что в горячке боя за настоящие «тигры» принимали «тигры типа 4» — средние танки Pz.IV.
По немецким данным, в течение июля и августа 1943 года было потеряно 570 «четверок». Для сравнения, за это же время «тигров» было потеряно 73 единицы, что свидетельствует как об устойчивости того или иного танка на поле боя, так и об интенсивности их использования. Всего же в 1943 году потери составили 2402 единицы Pz.IV, из которых только 161 машину удалось отремонтировать и вернуть в строй.

В 1944 году организация немецкой танковой дивизии претерпела существенные изменения. Первый батальон танкового полка получил танки Pz.V «Пантера», второй был укомплектован Pz.IV. На самом же деле «пантеры» пос-тупили на вооружение не всех танковых дивизий Вермахта. В ряде соединений оба батальона имели только Pz.IV.
Так, скажем, обстояло дело в 21-й танковой дивизии, дислоцировавшейся во Франции. Вскоре после получения ут¬ром 6 июня 1944 года сообщения о начале высадки союзных войск в Нормандии дивизия, в строю которой находились 127 танков Pz.IV и 40 штурмовых орудий, начала движение на север, спеша нанести удар по противнику. Этому продвижению помешал захват англичанами единственного моста через р.Орн севернее Кана. Было уже около 16.30, когда немецкие войска подготовились к первой с момента вторжения союзников крупной танковой контратаке против 3-й английской дивизии, высадившейся в ходе операции «Оверлорд».
С плацдарма английских войск докладывали, что на их позиции движется сразу несколько танковых колонн противника. Натолкнувшись на организованную и плотную стену огня, немцы начали откатываться к западу. В районе высоты 61 они встретились с батальоном 27-й английской бронетанковой бригады, имевшим на вооружении танки «Шерман Файерфлай» с 17-фунтовыми пушками. Для немцев эта встреча оказалась катастрофической: за несколько минут было уничтожено 13 боевых машин. Только небольшому числу танков и мотопехоты 21-й дивизии удалось продвинуться к уцелевшим в районе Лион-сюр-Мер опорным пунктам 716-й немецкой пехотной дивизии. В этот момент началась высадка десанта 6-й английской воздушно-десантной дивизии посадочным способом на 250 планерах в районе у Сент-Обена возле моста через Орн. Оправдывая себя тем, что высадка английского десанта создавала угрозу окружения, 21-я дивизия отошла к высотам, расположенным на подступах к Кану. К ночи вокруг города было создано мощное оборонительное кольцо, усиленное 24 88-мм орудиями. В течение дня 21-я танковая дивизия потеряла 70 танков и ее наступательный потенциал был исчерпан. Не смогла повлиять на ситуацию и подошедшая чуть позже 12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» (Hitlerjugend, укомплектованная наполовину «пантерами», наполовину Pz.IV.

Летом 1944 года немецкие войска терпели поражение за поражением как на Западе, так и на Востоке. Соответствующими были и потери: только за два месяца — август и сентябрь — было подбито 1139 танков Pz.IV. Тем не менее, число их в войсках продолжало оставаться значительным. Нетрудно подсчитать, что в ноябре 1944 года Pz.IV составляли 40% немецких танков на Восточном фронте, 52% — на Западном и 57% — в Италии. Последними крупными операциями немецких войск с участием Pz.IV стали контрнаступление в Арденнах в декабре 1944 года и контрудар 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в январе — марте 1945-го, закончившиеся неудачей. Только в течение января 1945 года было подбито 287 Pz.IV, из них удалось восстановить и вернуть в строй 53 боевых машины.
Немецкая статистика последнего года войны заканчивается 28 апреля и дает суммарные сведения по танку Pz.IV и истребителю танков Jagdpanzer IV. На этот день в войсках их имелось: на Востоке — 254, на Западе — 11, в Италии — 119. Причем речь здесь идет только о боеготовых машинах. Что касается танковых дивизий, то число «четверок» в них было различным: в элитной Учебной танковой дивизии (Panzer-Lehrdivision), воевавшей на Западном фронте, оставалось только 11 Pz.IV; 26-я танковая дивизия в Северной Италии по состоянию на 1 марта 1945 года располагала 59 Pz.IV, 26 «пантерами», 65 САУ и ЗСУ различных типов, 11 бронеавтомобилями и 159 бронетранспортерами; более или менее боеспособной оставалась 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг» на Восточном фронте — в ней, помимо прочих танков, имелось 30 Pz.IV.
В целом же боевой состав танковых частей и соединений Вермахта в конце войны был непостоянным, часто менялся и совершенно не соответствовал штатам 1944 года. «Четверки» принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине. Любопытно отметить, что в конце января 1945 года была сформирована танковая рота «Берлин» в составе 10 «пантер» и 12 Pz.IV, взятых с танкоремонтных предприятий. Танки не могли двигаться своим ходом, поэтому большинство из них было вкопано на перекрестках берлинских улиц. Экипаж каждого танка состоял из трех человек. На территории Чехословакии бои с участием танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 года.

Согласно немецким данным, за время с начала Второй мировой войны по 10 апреля 1945 года безвозвратные потери танков Pz.IV составили 7636 единиц. Таким образом, с учетом танков, поставленных Германией в другие страны, и ориентировочных потерь за не попавший в статистическую отчетность последний месяц войны в руках победителей оказалось около 400 танков Pz.IV, что вполне вероятно. Разумеется, Красная Армия и наши западные союзники захватывали эти боевые машины и раньше, активно используя их в боях против немцев. После капитуляции Германии крупная партия из 165 Pz.IV была передана Чехословакии. Пройдя ремонт, они состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 1950-х годов. Кроме Чехословакии в послевоенные годы Pz.IV эксплуатировались в армиях Испании, Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии.
«Четверки» поступили в сирийскую армию в конце 1940-х годов из Франции, которая оказывала тогда этой стране основную военную помощь. Немаловажную роль, по-видимому, сыграл и тот факт, что большинство инструкторов, обучавших сирийских танкистов, были бывшими офицерами панцерваффе. Привести точные данные о количестве танков Pz.IV в сирийской армии не представляется возможным. Известно лишь, что 17 машин Pz.IV Ausf.Н Сирия в начале 1950-х годов приобрела в Испании, а еще одна партия танков модификаций Н и J в 1953 году поступила из Чехословакии.
Боевое крещение «четверок» на ближневосточном театре состоялось в ноябре 1964 года во время так называемой «водной войны», разгоревшейся из-за реки Иордан. Сирийские Pz.IV Ausf.H, занимавшие позиции на Голанских высотах, обстреляли израильские войска. Тогда ответный огонь «центурионов» не нанес сирийцам никакого вреда. В ходе следующего конфликта в августе 1965 года танки «Центурион», вооруженные 105-мм пушками, стреляли точнее. Им удалось уничтожить две сирийских роты Pz.IV и Т-34-85, находясь вне досягаемости огня их пушек.
Оставшиеся в строю Pz.IV были захвачены израильтянами во время Шестидневной войны в 1967 году. По иронии судьбы, последний исправный сирийский Pz.IV был подбит огнем своего «старинного врага» — израильского «Супер Шермана».

Трофейные сирийские «четверки» Ausf.H и J находятся в нескольких военных музеях Израиля. Кроме того, боевые машины этого типа сохраняются практически во всех крупных танковых музеях мира, включая Музей бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке (Ausf.G). Кстати, именно эта модификация наиболее широко представлена в музейных экспозициях. Наибольший же интерес представляют Pz.IV Ausf.D, Ausf.F2 и опытный Pz.IV с гидротрансмиссией, находящиеся в музее Абердинского полигона в США. В Бовингтоне (Великобритания) экспонируется танк, захваченный англичанами в Африке. Машина эта, по-видимому стала «жертвой большого ремонта» — корпус у нее от Ausf.D, башня Е или F с экранами, длинноствольная 75-мм пушка. Неплохо сохранившуюся башню модификации D можно увидеть в Военно-историческом музее в Дрездене. Она была обнаружена в августе 1993 года во время проведения земляных работ на территории одного из бывших полигонов Группы советских войск в Германии.
 

 

Список источников:

 
  1. Барятинский М.Средний танк Pz.IV. «Рабочая лошадка». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007
  2. Журнал "Военно-техническая серия" №№118-121 "Panzer IV и машины на его базе"
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (18.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 4829 | Теги: Pz.Kpfw.IV, Pz.IV, Panzerkampfwagen IV | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]