Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Тяжелый танк VK 4501(P) Pz.Kpfw.VI Tiger(P)
Тяжелый танк VK 4501(P) Pz.Kpfw.VI Tiger(P)

Введение
Вскоре после того, как 3 сентября 1939 г. часы пробили 11 часов пополудни доктор Фердинанд Порше стал главой панцеркомиссии. Панцеркомиссия представляла собой совещательный орган, составленный из ведущих авторитетов в области проектирования и производства бронетехники. В числе прочего панцеркомиссия генерировала идеи относительно перспективных танков, а также осуществляла экспертную оценку проектов, поступавших в комиссию из Wa Pruef 6. «Решения», которые принимал относительно будущих германских танков Гитлер, на самом деле являлись решениями панцеркомисии, которая в вопросах бронетехники имела на фюрера огромное влияние. Давление на Гитлера оказывалось через доктора Тодта и доктора Порше.
Как глава панцеркомиссии, доктор Порше конечно же знал о разработке 30-тонного танка фирмой Хеншель для Wa Pruef 6. Порше также располагал информацией о том, что в октябре 1939 г. фирма Даймлер-Бенц должна получить заказ на проектирование танка массой 20 т, причем его разработка будет вестись без какого бы то ни было контроля со стороны Wa Pruef 6.
Самые первые сведения о решении доктора Порше начать проектирование танка имени Себя найдены в письме начальника Wa Pruef 6 оберста Фихтнера от 27 сентября 1941 г.: - В конце 1939 г. профессор доктор Порше озаботился проектированием тяжелого танка массой в 25-30 т, вооруженного как минимум пушкой 7,5 cm KwK L/24, причем желательным считалось вооружение танка пушкой 10,5 cm KwK. В начале 1941 г. в качестве основного вооружения перспективного тяжелого танка Порше был выбрана пушка 8,8 KwK L/56. Задание на проектирование башни для танка непосредственно от Порше получила фирма Крупп. Работая в тесной кооперации, специалисты фирм Порше и Крупп разработали башню.

Начиная с декабря 1939 г., за всю войну специалистами фирмы Порше в Штутгарт-Цуффенхаузен, было разработано шесть проектов совершенно новых танков и еще пять проектов модернизации. Работы велись вне контроля со стороны Wa Pruef 6, а техническое задание было составлено с учетом требований фронтовиков. В этих условиях профессор доктор Порше получил широкую свободу рук в плане проявления творческой инициативы и воплощения в металл своих гениальных идей. Талант Порше проявился в оснащении танка уникальной силовой установкой. Профессор доктор Порше считал, что для танка больше подходят двигатель внутреннего сгорания с воздушным охлаждением и дизель-мотор. Порше считал обычную механическую трансмиссию непригодной для установки на тяжелый танк. Доктор Порше много экспериментировал с электрической передачей, когда двигатель работал на генератор, а приводами ведущих колес являлись электромоторы, и с гидравлической трансмиссией. Знаменитые танки Порше тип 100 и тип 101 стали предметом поклонения со стороны историков, но в войне заметной роли они не сыграли. Перемудрил профессор доктор.

Порше тип 100
5 декабря 1939 г. проект Порше тип 100 инициировал оберинженер Карл Рабе, подготовив концептуальный эскиз будущей машины. Чертежи общего вида любезно выполнил к 9 декабря герр Ремшписс. Согласно этим чертежам, длина танка составляла 8 м, ширина 3 м, высота 2,25 м, длина контактной поверхности гусениц - 4,5 м.
В 1940 г. состоялось совещание в Wa Pruef 6, на котором доктор Порше доложил о фундаментальных основах проекта, таких как толщина брони, масса, количество членов экипажа, клиренс, ограничения на ширину танка, налагаемые железнодорожным габаритом. Порше получил полную свободу в отношении проектирования танка, но финансирование опытно-конструкторских работ по танку и постройки опытных образцов взяло на себя Wa Pruef 6.
Фирма Порше отвечала не только за концептуальное проектирование танка, но также за подготовку всего комплекта конструкторской документации по машине с правами на привлечение субподрядчиков. К концу марта 1941 г. фирма Порше заключила контракты на изготовление комплектующих для перспективного танка со следующими фирмами:
- Фрид, Крупп, Эссен - броня корпуса
- Штейр, Австрия - двигатели воздушного охлаждения
- Сименс-Шуккерт - электрооборудование
- А.в. (Шкода) - элементы ходовой части и траки гусениц
- Нибелунгенверке - окончательная сборка шасси

Фирма Крупп получила первую информацию о проекте Порше в феврале 1941 г., когда Waffenamt запросил крупповцев о возможности изготовления трех бронекорпусов для VK3001(Р). В феврале 1941 г. доктор Мюллер (глава берлинского представительства фирмы Крупп) контактировал с доктором Порше по поводу разработки башни с 8,8-см пушкой КwК L/56. За исключением небольших пулеметных башен танков Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, фирма Крупп обладала фактически монополией на проектирование и выпуск пушечных танковых башен - Крупп сделал башни танков Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV, VK3001, VK3601 и VK6501 Ha основе предложений концептуального плана, сделанных фирмой Крупп, фирма Порше завершила проектирование бронекорпуса и башни с пушкой 8.8 cm KwK L/56 танка тип 100 5 марта 1941 г. Диаметр башенного погона был определен в 1900 мм.
В оригинальных документах наименования танка неоднократно менялось:
- тип 100 (начальная стадия проектирования)
- тип 100 (5 марта 1941 г. - Порше)
- VK 3001 (6 марта 1941 г. - Крупп)
- Pz.Kpfw. VI von Porsche (13 марта 1941 г. - Крупп)
- Pz.Kpfw. VI (Porsche) (24 апреля 1941 г. - Крупп)
- Pz.Kpfw. Тур 100 (19 мая 1941 г. - Порше)
- Geraet 4501 Р (1 июля 1941 г. - Крупп)
- Pz.Kpfw. «Leopard» (1942 г. - Ruestungsinspektion XVII)

Порше тип 100 Fahrgestell
Для типа 100 доктор Порше выбрал силовую установку в виде двигателя внутреннего сгорания и электротрансмиссии. Два 10-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения размещались в кормовой части шасси. Каждый двигатель работал на отдельный электрогенератор. От генераторов запитывались два электромотора, установленные в передней части корпуса. Электромоторы соединялись с ведущими колесами переднего расположения посредством планетарных передач. Электромоторы были также снабжены фрикционными передачами, чтобы не сгорели при поломке ходовой части. Управление - электрическое.
Двигатель V-10 с объемом цилиндров 10 л развивал мощность 210 л.с. при 2500 об/мин. Таким образом, суммарная мощность силовой установки составляла 420 л.с. С целью увеличения внутренних объемов корпуса была разработана ходовая часть новой конструкции с использованием торсионов, расположенных не поперек, а вдоль корпуса за его пределами. Каждая из двухколесных тележек подвешивалась на продольном торсионе. По каждому борту установлено шесть тележек по два опорных катка диаметром 700 мм; все опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Гусеницы набраны из траков 63/500/160. Ленивцы - заднего расположения, ведущие колеса - переднего. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается на весу двумя роликами. Базовое проектирование было завершено 22 апреля 1941 г.

Башня Круппа
Еще до совещания у фюрера 26 мая 1941 и задолго до знакомства с русскими танками КВ и Т-34 Крупп направил в адрес фирмы Порше расчетные данные по бронепробиваемости орудий, которые пригодны для установки на танк Pz.Kpfw.VI, послание было датировано 13 марта 1941 г.:
орудие    дистанция    толщина брони угол встречи снаряда с броней
10 cm L/52    500 м    160 мм    30°
10 cm L/52    1000 м    140 мм    30°
8,8 cm L/56    500 м    96 мм    30°
8,8 cm L/56    1000 м    87 мм    30°
 
В ходе внутреннего совещания, имевшего место на фирме Крупп 2 апреля 1941 г., развернулась жаркая дискуссия во вопросу оптимизации артиллерийского вооружения машины Porsche-Wagen. Тогда тщательно были изучены танковые орудия и боеприпасы к ним. Первая 88-мм пушка с длиной ствола в 56 калибров была разработана на основе зенитки 8.8 cm Flak, фирма Крупп приступила к изготовлению деревянного макета башни с таким орудием. Предложение в части вооружения башни 105-мм пушкой было оформлено в виде чертежей к 10 апреля, а предложение относительно башни с более мощной (с увеличенной зарядной каморой) 88-мм пушкой - к 18 апреля.
В качестве основного вооружения танка была выбрана 24 апреля 1941 г. пушка 8.8 cm KwK. L/56. 24 апреля 1941 г. фирма Крупп направила документ в адрес фирмы Штейр-Нибулунгенверке в Сент-Валентине: - Как было зафиксировано на предыдущем совещании 4 апреля 1941 г., фирма Крупп готова изготовить шесть башен и три бронекорпуса для танка Pz.Kpfw.VI (Porsche):
1. Шесть башен с толщиной брони в лобовой части 80 мм, бортов 60 мм, диаметр погона 1900 мм; башни поставляются в сборе с орудиями 8.8 cm KwK. L/56 (исключая элементы, за поставку которых отвечают военные: пулеметы, прицелы, противогазы и пр.). Изготовление башен с учетом проектирования - 110 000 рейхсмарок.
2. Три Hochgezogene Wanne (корпус увеличенной высоты) конструкции Порше - 75 000 рейхсмарок.
3. Деревянный макет башни - примерно 5 000 рейхсмарок.
Поставка первого бронекорпуса намечена на ноябрь 1941 г. Копия направлена в адрес рейхсминистерства промышленности и вооружения в Берлин.

Особенности конструкции башни для танка Pz.Kpfw.VI обсуждались на встрече в Штутгарт-Цуффунхаузене 2 мая 1941 г. В совещании принимали участие Порше-юный, Рабе, Реймшписс, Цадник от Порше и Герлейн от Крупа. Последний оставил о совещании памятную записку: - Концептуальный чертеж 1 АКР 31111 проекта башни подвергся обсуждению, дискуссия коснулась следующих моментов:
1. Подбашенное кольцо следует изменить, чертеж 31139 направить доктору Порше. В адрес Порше следует отправить окончательные чертежи башни с весовой сводкой, координатами центра тяжести, секторами обстрела башенного вооружения и т.д.
2. Порше получил концептуальные чертежи лотка для стреляных гильз и кольца башни с электроконтактами.
3. Вентиляцию башни следует производить с использованием воздуха поступающего для охлаждения двигателей или отбираемого от двигателей. Контроль вентиляции - посредством управляемых заслонок в противопожарной перегородке моторного отделения.
4. Механик-водитель и радист покидают и попадают в машину через верхние люки, следует выполнить башню так, чтобы она не перекрывала люки механика-водителя и стрелка-радиста. Не исключено использование бортовых люков для аварийного полкидания танка механиком-водителем и стрелком-радистом.
5. Крупп 20 мая 1941 г. одобрил постройку деревянного макета.
6. Порше запросил информацию по поводу изготовления шести опытных башен.


Все электрическое оборудование башни запланировано выполнить так же, как в башне танка Pz.Kpfw.IV. В башню будут добавлены переговорное устройство, сигнальные устройства и 12-вольтовое освещение.
Представители фирмы Порше рапортовали о совещании 2 мая 1941 г.: - Из-за монтажа на полу корпуса устройства выброса стреляных гильз, невозможно опереть башню на днище корпуса, из-за чего необходимо усилить конструкцию крыши корпуса в районе башни. Деревянный макет будет изготовлен фирмой Крупп к 20 мая 1941 г. Макет намечено перевезти на фирму Штейр автотранспортом, требуется предоставить транспорт, способный перевозить грузы шириной 2500 мм.
По следам совещания 2 мая 1941 г., с фирмы Порше 19 мая 1941 г. была отправлена бумага в которой выражалась озабоченность отсутствием полного комплекта чертежей по башне фирмы Крупп, из-за чего пришлось приостановить проектирование танка Порше Pz.Kpfw.Тур 100.

Производство Порше тип 100
Представитель фирмы Крупп поставил свою подпись на контракте о поставке трех бронскорпусов для VK 3001(Р) 6 марта 1941 г. Фирма Крупп информировала Waffenamt, что поставки корпусов возможны через семь месяцев после получения чертежей. Заказы на некоторые комплектующие бронекомпоненты были размещены Крупом на фирме Нибелунгенверке. Первую башню запланировали поставить на сборку в ноябре 1941 г., дальнейшие поставки - на январь 1942 г. Первый из трех корпусов - на ноябрь 1941 г., второй - на декабрь 1941 г., а третий - на январь 1942 г.
Деревянный макет башни для танка Pz.Kpfw.VI был доставлен воинским эшелоном из Эссена в Сент-Валенетин 24 мая 1941 г. В июле 1941 г. фирма Крупп заключила контракт с WA J Rue на изготовление деталей из броневой стали для VK 4501(Р). В отчетных документах фирмы за 1942 финансовый год (1 октября 1941 г. - 30 сентября 1942 г.) не найдено ни одного упоминания о поставках бронеизделий.
В 1941 г. Эйзенверке Обердонау в Линце получила указание изготовить корпуса из обычной конструкционной стали. Люди с Обердонау доложили о начале сварки опытных корпусов (Probewannen) в мае, сварка была завершена в июне. В июле «пробные ванны» представил Waffenamt’у.
Первый двигатель V-10 тип 100 был изготовлен фирмой Штайр и доставлен в Штутгарт Порше 7 июля, его испытания начались 14 июля 1941 г. Второй мотор прибыл 30 июля. После испытаний оба двигателя отгрузили в Нибелунгенверке для установки в опытные корпуса, сделанные из мягкой стали.
Информацию о сроках окончания сборки и начале испытаний первого опытного шасси обнаружить не удалось. Самым ранним сроком окончания сборки может считаться октябрь 1941 г. Из отчетов периода с 1 января по 31 мая 1942 г. следует, что производство Pz.Kpfw.«Leopard» уже рассматривалось исключительно как Versuchsfahrzeug с корпусами из мягкой стали - прототипы танков «Тигр». Программу танка «Леопард» свернули, так как уже набрала обороты «Тигрпрограмма».
Согласно послевоенным воспоминаниям, Порше высоко оценил результаты испытаний машины тип 100, как давшие обильную информацию в отношении электрической системы управления и двигателей с воздушным охлаждением. Если верить фотографиям, была построена всего одна машина тип 100. Деревянный макет шасси тип 100 без надстройки и башни различим на фотографиях сборочного цеха Нибелунгенверке с несколькими шасси тип 101 в кадре.

Порше тип 101
26 мая 1941 г...Чем этот день матери-истории ценен? Тем, что в этот день фюрер Гитлер принял несколько ключевых решений, стимулировавших эволюцию проекта тип в проект тип 101. Гитлер решил:
- увеличить толщину лобовой брони до 100 мм, толщину бортовой брони оставить на прежнем уровне - 60 мм.
- сохранить вооружение в виде 88-мм танковой пушки, но увеличить ее бронепробиваемость на дистанции 1500 мм до 100 мм.
- самое главное: поручить доктору Порше и фирме Хеншель подготовить к лету 1942 г. по шесть прототипов.
Уже 3 июня 1941 г. инспекторат 6 рапортовал о воплощении в жизнь исторических решений фюрера от 26 мая 1941 г.: доктор Порше получил задание спроектировать танк с вооружением в виде одной 88-мм пушки и двух пулеметов. 21 июня 1941 г. Wa Pruef 6 предложило доктору Порше изучить вопрос об установке взамен запланированной пушки 8,8 cm KwK L/56 зенитного орудия 8,8 cm Flak 41. Доктор Порше ответил телеграммой, датированной 10 сентября 1941 г.: «... в настоящее время на VK 4501 возможна установка только орудия с длинной ствола в 56 калибров». Порше проектировал свой танк под башню фирмы Крупп, созданную под шасси тип 100.
К настоящему времени точная дата, когда Порше начал работы по проектированию шасси тип 101, по отдельной от типа 100 программе, не определена. Главным отличием между двумя проектами стал двигатель: с объемом цилиндров 10 л у типа 100 и с объемом цилиндров 15 л у типа 101. Не только двигатель - обратите внимание на обозначения: VK 3001 и VK 4501, присвоенные проектам Wa Pruef. Расчетная масса танка тип 101 составляла более 45 т.

В критический для принятия решения период, с 4 июня по 3 сентября 1941 г., теме нового танка было посвящено удивительно для германцев малое количество совещаний, с чертежами также получилось совсем не богато. Самый ранний известный документ по тематике тип 101 датирован 4 октября 1941 г. Проектирование типа 101 никак не могло быть начато раньше июля 1941 г. В своих послевоенных воспоминаниях доктор Порше писал: - ныне принято решение переконструировать «Леопард» в более крупный танк по имени «Тигр», соответственно на машину придется ставить более мощные двигатели с объемом цилиндров по 15 л. Сама конструкция двигателя изменилась несильно, удалось сохранить большинство конструктивных особенностей 10-литрового мотора. В результате мы предоставили комплект чертежей Зиммерингу уже в сентябре 1941 г., причем начали проектирование новой машины в июле.

Ниже приведены в хронологическом порядке, на основе подлинных документов, наименования проекта тип 101 :
- «4501Р» (Tiger) (7 августа 1941 г. - Крупп)
- VK 4501(Р) «Tiger» (26 января 1942 г. - Wa Chef Ing 4)
- VK 4501(PI) (3 февраля 1942 г. - Wa Pruef 6)
- Pz.Kpfw.VI (VK 4501 P) (Ausf.P) (5 марта 1942 г. - Wa Pruef 6)
- vorgezogenen VK 4501 (P), Typ 101 (2 апреля 1942 г. - Порше)
- Pz.Kpfw.VI (PI) Typ 101 (VK 4501 P) (1 июня 1942 г.- Wa Pruef 6)
- Pz.Kpfw.VI (Tiger) (2 июня 1942 г. - Wa Pruef 6)
- Pz.Kpfw.VI, VK 4501 P, Tiger(P) ( 1 июля 1942 г. - Wa Pruef 6)
- Pz.Kpfw.VI P(8.8/56)(VK4501 - Aufbau fuer8,8 cm KwK.Krupp-Turm) (7 июля 1942 г. - Wa Pruef 6)
- Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz. 181) (15 августа 1942 г. - KStN 1150d)

Порше тип 101 Fahrgestell
Используя за основу тип 100, Порше не стал полностью изменять корпус для типа 101, ограничившись изменением частностей. В сравнении с чертежами от 5 марта 1941 г. изменения, внесенные в первый проект типа 101 выглядели нижеследующим образом:
- использованы два двигателя воздушного охлаждения V-10 с объемом цилиндров 15 л, мощность двигателя 310 л.с. при 2500 об/мин.
- установлены два электрогенератора Симменс-Шуккерт модель aGV-275/24 мощностью по 275 кВт.
- установлены два электромотора Симменс-Шуккерт модель D 1495а.
- все приводные устройства, включая электромоторы, смещены к корме, а башня сдвинута вперед для лучшего распределения массы по длине гусениц.
- установлены два вентилятора, обеспечивающие приток воздуха к двигателям, генераторам и электромоторам.
- толщина лобовой брони доведена до 100 мм, толщина брони бортов и кормы - до 80 мм, лобовой бронелист корпуса укорочен, надстройка удлинена, увеличена высота надгусеничных полок, изменена конфигурация моторного отделения и кормы корпуса.
- исключены аварийные круглые люки в бортах для механика-водителя и стрелка-радиста.
- в целях экономии резины использованы полностью стальные опорные катки (диаметр катков не изменился - 700 мм). Между дисками опорного катка зажималась внутренняя резиновая прокладка (толщина 31 мм, ширина 100 мм). Количество опорных катков на борт осталось прежним - 12, сблокированных попарно в шесть тележек.
- устранены ролики, поддерживающие верхние ветви гусениц; для предотвращения повреждения траками сварных швов корпуса в передней и задней частях корпуса ниже надгусеничных полок наварены ограничители перемещения траков в вертикальной плоскости.
- гусеницы с траками шириной 500 мм оставлены как транспортные, для перевозки по ж.д., для снижения давления на грунт введены «боевые» гусеницы с траками шириной 600 мм.

Башня Крупп
Башня, вооруженная 88-мм пушкой с длинной ствола в 56 калибров, разработана фирмой Крупп для танка тип 100. Wa Pruef 6 присвоен башне Gruppen Nummer 021 St860. На шасси тип 101 башня монтировалась ближе к носу корпуса, чем на шасси 100. В плане башня не являлась симметричной (чем грешат практически все производители моделей танка «Тигр», хоть «Тигр» Порше, хоть «Тигр» Хеншель): правый борт завален внутрь больше, чем левый. Амбразура в 100 мм лобовой броне под орудие закрывалась маской пушки. Первые восемь башен отличались меньшей высотой стенок и плоской крышей, центральная часть которой немного возвышалась для обеспечения большего максимального угла снижения орудия. Толщина бортов башни - 80 мм, крыши - 25 мм.
Наблюдательные приборы обеспечивали круговой обзор из башни. Наводчика снабдили бинокулярным телескопическим прицелом Turmzielfemrohr-9b с 2,5-кратным увеличением. Справа спереди от места заряжающего находился смотровой блок, справа сзади - амбразура для пальбы из пистолета. Смотровые приборы командирской башенки обеспечивали круговое поле обзора. Левее сзади имелась еще одна амбразура, предназначенная для отстрела врагов из личного стрелкового оружия. Доступ экипажу внутрь предоставляли два люка в крыше башни: один - в командирской башенке, второй - в крыше башни непосредственно над местом заряжающего. Правее пушки в орудийной маске монтировался спаренный с пушкой пулемет MG 34.

Порше тип 102 Fahrgestell
Согласно послевоенным воспоминаниям: - Когда началось проектирование танка «Тигр», Порше усомнился в пригодности использования на тяжелом танке обычной механической трансмиссии. В качестве альтернативы механической рассматривались две альтернативных трансмиссии - электрическая и гидравлическая. На совещании в Штутгарте 23 марта 1942 г. Крупп проинформировал Порше, что половина из сотни корпусов машины VK 4501(Р) будет конфигурирована в варианте под гидравлическую трансмиссию. Вариант шасси с гидравлической трансмиссией известен как тип 102. За исключением особенностей, связанных с установкой гидравлической трансмиссии, и вентиляционных жалюзи в корме, корпус шасси тип 102 идентичен корпусу шасси тип 101.
Двигатели, как на шасси тип 101, соединялись с гидравлической трансмиссией Войт. Каждый двигатель через свою отдельную трансмиссию работал на общий вал, скомбинированный с устройством реверса и понижающим редуктором. Основное управление - гидропневматическое, аварийное - механическое. Максимальная скорость машины VK 4501(Р) в вариантах тип 101 и тип 102 составляла 35 км/ч.

Производство
1 июля 1941 г. на фирме Крупп был выпущен меморандум для внутреннего пользования по теме Geraet 4501 Р: «Данное изделие представляет собой специальный заказ фюрера. Сроки должны выдерживаться любой ценой в любых условиях». Тогда на фирме появился гриф: Fuerhrerauftrag 4501Р Termine muessen unbedingt eingehalten warden! (Приказ фюрера - Все сроки дол¬жны безукоснительно выполняться!).
7 августа в гриф внесли изменения -    вместо «4501Р» - «4501» (Tiger). Изменение отражало появление специальной «Тигрпрограммы», по которой проектированию, поставкам материалов, производству комплектующих и сборки самих танков присваивался абсолютно наивысший приоритет.

Контракт на изготовление броне деталей для 100 танков VK 4501(Р) был заключен с фирмой Крупп в Эссене 22 июля 1941 г. На следующий день, 23 июля 1941 г., с фирмой Крупп в Эссене заключили контракт на изготовление и сборку 100 башен для танков VK 4501(Р). Примерно в это же время были заключены контракты на сборку танков с фирмой Нибелунгенверке, на изготовление 100 пушек 8.8 cm KwK.36 с фирмой Вольф-Бюхау, на поставку двигателей с фирмой Зиммеринг-Грац-Паукер, на изготовление электрогенераторов, электромоторов и коллекторов с фирмой Сименс-Шуккерт.

Производство VK 4501(Р) тип 101
Производство имело удачный старт, что нашло отражение в отчете по поводу текущего состояния программы производства башен танков VK 4501(Н) und (Р), составленным фирмой Крупп 17 марта 1942 г.:
а. На складах в наличии имеется пять Kugellager (обоймы башенных подшипников). Еще пять отправлено ж.д. экспрессом из Швейнфурта 13 марта, другие четыре должны быть отгружены 18 марта ; всего - 13.
b. На складах в наличии имеется пять орудий. Еще три должны отгрузить с Вольф-Бюхау 17 марта и три от О.Н.Н.У на следующей неделе.
c. Десять прицелов отправлено экспрессом 12 марта, крайний срок прибытия - 17 марта.
с) С 13 марта в пути находятся десять вентиляторов, должны подъехать к 17 марта.
е. По результатам совещания в Waffenamt 5 февраля, пулеметы будут установлены в арсенале. Три пулемета, необходимые для сборки башен, имеются на складе.
f. Радиостанции и переговорные устройства обеспечивает Waffenamt.
g. Регуляторы электроприводов механизмов разворота башен есть в наличии.
Все комплектующие, необходимые для окончательной сборки башен, в скором времени будут в наличии, почему мы и рассчитываем сдать башни в апреле-месяце, как это предусмотрено производственным планом, всего - десять башен для VK4501(Р) и одну башню для VK4501(Н). Вопрос о срыве сроков поставки даже не поднимается, поскольку от пунктуальности нашей работы зависит работа по сборке танков на Нибелунгенверке и Хеншель.

Даже Зиммеринг поставил первый двигатель тип 101 в рекордно короткий срок, сумев преодолеть возникшие проблемы. Доктор Порше после войны вспомнил: - Зиммеринг провел испытания одного цилиндра, результат признали успешным, после чего мотор собрали и доставили в Штутгарт 21 декабря 1941 г. Этот двигатель оказался неудачным, так как уже через несколько минут после его первого запуска полетели подшипники. Причиной разрушения подшипников стала неудачная конструкция маслосистемы. Мы внесли изменения в систему смазки и оперативно направили чертежи Зиммерингу. Второй мотор прибыл в Штутгарт 9 марта 1942 г. Этот двигатель отработал на испытаниях безупречно, развив при 2400 об/мин мощность в 320 л.с. Еще один мотор мы приняли 11 марта, он также выдержал испытания. 10 апреля оба мотора отправили на Нибелунгенверке. Прототип «Тигра» следовало собрать ко дню рождения Гитлера. До конца мая мы получили еще пять двигателей. После испытаний в Штутгарте их все отправил на Нибелунгенверке.

Все бы ничего, но очень скоро производство застопорилось. История сохранила отчетные документы Ruestungsinspection XVII за период с 1 января по 31 мая 1942 г.:
- Начавшееся производство VK 4501 (Tiger) согласно Fuehrerbefehl остановлено из сложностей конструктивного характера. Первый ваген демонстрировался фюреру по случаю Дня Рождения вождя, но затем начались постоянные внесения изменений в конструкцию двигателя и шасси. Двигатель - не удачный и очень мало шансов на то, что его удастся довести. 2 июля 1942 г. фирма Порше рапортовала о результатах продолжительных испытаний двигателя тип 101 Nr. 4708, взятого с линии серийного производства фирмы Зиммеринг. Частота вращения вала двигателя не превышала 2500 об/мин. При полной нагрузке мотор развил следующую мощность: 288 л.с. при 2000 об/мин, 306 л.с. при 2200 об/мин, 310 л.с. при 2300 об/мин, 313 л.с. при 2400 об/мин, 311 л.с. при 2500 об/мин. При работе из двигателя постоянно выбивало масло, кольца поршней сильно износились. После отработки 50 ч 45 мин характеристики двигателя начали быстро снижаться, произошло разрушения клапана 4-го цилиндра.
Возможно, будучи не в курсе проблем с двигателем тип 101, директор Нибелунгенверке доктор Юдтман оптимистично рапортовал 2 июля: -    Нибелунгенверке намерен поставить два опытных шасси (Probefahrzeuge) и десять серийных (Serienfahrzeug) в июле, 12 танков - в августе, а с сентября ежемесячный темп выпуска составит 15 машин.

Второй «Тигр» Порше сборки Нибелунгенверке прибыл на полигон Куммерсдорф для испытаний в июне 1942 г. 3 июля 1942 г. обербаурат Книпкамп из Wa Pruef 6 рапортовал: - Двигатели Порше, установленные на танке «Тигр», полностью вышли из строя после 100 км марша. На марше протяженностью 100 км расход масла на одном моторе составил 85 л, на втором - 55 л.
Испытания в Куммерсдорфе выявили массу конструктивных недоработок машины. Ознакомившись с отчетом по испытаниям «Тигра» Порше Гитлер утвердил своей подписью следующие предложения, сделанные Шпеером:
a. «Тигр» можно сделать пригодным для боевого применения в текущем году, где-то в конце сентября.
b. Использование «Тигра» возможно только, если танками станут управлять искусные механики-водители. Само собой разумеется, что неопытный механик-водитель способен привести в негодность любой танк.
с. Так как существующим планом предусмотрено использование «Тигра» во Франции (во избежание неблагоприятного климата России), в ходе испытаний к характеристикам танка можно применить менее жесткие требования.
d. Русский танк массой 52 т проходит аналогичные испытания.
е. Масса танков постоянно растет (расчетная масса танка последнего проекта приблизилась к 100 т), из-за чего ухудшается подвижность машин, а управлять ими становится все тяжелее в чисто физическом плане.

Даже при искусном управлении отмечались поломки узлов и агрегатов танка «Тигр» Порше по причине конструктивных дефектов. Неудачи происходили с моторами, системой охлаждения, элементами ходовой части.
В совещании 30 сентября принимали участие представители Wa Pruef 6, Нибелунгенверке, Порше и 503-го танкового батальона. Тогда были приняты следующие решения:
- Серийное производство танков не начато. Все «Тигры» Порше, которые находятся в Дюллерсхейме, являются Versuchsfahrzeuge (прототипами). На Нибелунгенверке с инспекцией будет отправлена комиссия.
Донесение фирмы Крупп от 14 октября 1942 г.:
- Производство 100 «Порше-Тигр» остановлено до прояснения ситуации. В конце октября должны состояться сравнительные ходовые испытания между обоими «Тирами». На 2 ноября запланирована демонстрация танков панцеркомиссии, которая будет принимать решение о дальнейшем серийном производстве танков «Тигр» Порше или о его отмене. Демонстрация танка министру Шпееру намечена на 3 ноября.

Сравнительные испытания и показы состоялись в период с 8 по 14 ноября 1942 г. Отчеты по тем испытаниям и показам в архивах не обнаружены. Точно известно, что от поломок по механической части «Тигр» Хеншель страдал ничуть не меньше, чем «Тигр» Порше. Решающим фактором в выборе для массового производства танка фирмы Хеншель стала возможность сильно сэкономить на расходе меди. Заказ на 100 «Тигров» Порше был аннулирован, хотя сэкономить на меди не получилось: 94 шасси были достроены в 1943 г. как Panzerjager Tiger (Р) и Веrgераnzer VI, на них ставились электрогенераторы и электромоторы.
Официально программа танка Panzerkampfwagen VI Р была закрыта на совещании у Гитлера 22 ноября 1942 г. Тогда было принято решение о достройки 90 танков «Тигр» Порше как штурмовых орудий, вооруженных пушками 8,8 cm L/71.
Отчеты о производстве за период с апреля по октябрь 1942 г. говорят о десяти собранных танках, в то время как, согласно производственному заданию, за тот же период следовало изготовить 76 танков. 40 танков «Тигр» Порше предназначались для отправки Роммелю в Северную Африку в составе 501-го и 503-го батальонов тяжелых танков. Этот план материализован не был.

Производство VK 4501(Р) тип 102
Как изначально планировалось, половина из 100 танков VK 4501(Р) должны были строится в варианте тип 102 с гидравлической трансмиссией. 23 марта 1942 г. герр Кремер из министерства вооружений информировал Крупп о том, что в варианте с гидравлической трансмиссией будет построено менее половины танков, а более половины получат электротрансмиссию. Следовало увеличить количество корпусов под электротрансмиссии и уменьшить количество корпусов для варианта с гидравлической трансмиссией. Крупп отгрузил 14 корпусов в варианте тип 102 и 14 корпусов в варианте тип 101, до конца марта 1942 г. фирма намеревалась изготовить еще по два корпуса каждого типа. К 4 апреля 1942 г. Нибелунгенверке получил по 14 корпусов каждого типа. Ожидалось, что все 50 корпусов тип 101 будут поставлены до конца июня, а производство корпусов тип 102 составит всего несколько штук в месяц до начала июля с выполнением всего заказа в 50 корпусов где-то в августе 1942 г.
8 мая 1942 г. доктор Порше информировал Крупп о том, что необходимо строить 90 корпусов в варианте тип 101 и только десять - в варианте тип 102. 13 мая Нибелунгверк отчитался о наличии 18 корпусов тип 101 и восьми корпусах тип 102; семь корпусов тип 102 следует переделать под установку электротрансмиссии, один оставить в исходном виде. Переделка корпусов осуществляется силами фирмы Крупп с последующим возвращением изделий на Нибелунгенверке.
Причины, по которым отказались от установки вполне работоспособной гидравлической трансмиссии так и остались неизвестными. Послевоенные исследования ничего не прояснили. 17 февраля 1943 г. доктор Порше писал, что один «Тигр» Р1 с гидротрансмиссией был собран Нибелунгенверке. Все известные документы подтверждают факт сборки и испытаний одного единственного танка VK4501(Р) тип 102.

Модификации
Как на всех германских танках, изменения в конструкцию вносились по ходу производства «Тигров» Порше. Эти изменения связаны были, главным образом, с конструктивным несовершенством отдельных элементов машины. Изменения по опыту боевого применения в конструкцию не вносилось по причине отсутствия оного опыта.
Доработки конструкции ниже будут перечислены в хронологическом порядке. До августа 1942 г. на шасси не ставились башни с высокими стенками, хотя две таких башни Крупп поставил Нибелунгенверке еще в мае 1942 г. Из-за остановки серийного производства танков не все доработки по шасси, включенные в список модификаций были реализованы. Десять танков «Тигр» Порше должны были быть собраны до конца мая 1942 г. Шасси для всей десятки в мае уже находились на сборочной линии завода Нибелунгенверке, однако десятый «Тигр» Порше собрали только в сентябре. Первый реально собранный «Тигр» Порше был оснащен первой башней (заводской номер 150001), однако его шасси было изготовлено не самым первым (номер шасси отличен от 150001).

Neuer Turm mit hoeher Decke 9 новая башня с высокой крышей)
Только первые восемь башен для VK4501(Р1) были изготовлены с низкой крышей. Фирма Крупп отгрузила эти башни (№№ 150001 - 150008) Нибелунгенверке в период с 10 апреля по 23 мая 1942 г. 27 и 28 мая 1942 г. фирма Крупп отгрузила две новые башни (№№ 150009 и 150010) с высокими крышами в адрес Нибелунгенверке. 1 сентября 1942 г. Нибелунгенверке информировала Крупп, что четыре Truppenuebungsfahrzeuge (учебные машины), которые предназначены для учебного центра в Дюллесхейме, оснащены alten Tuermen mit niedrieger Decke (старые башни с низкой крышей). Крупп предложил установить башню № 13 на первый боевой танк - Truppenfertigen VK4501(PI) (Fgst.Mr. 150011 ), так как все ранее изготовленные башни нуждаются в доработке. Новая башня по форме аналогична башне танка VK4501(Н); фактически 90 башен из числа заказанных для танков VK4501(Р1) были модернизированы и установлены на танки VK4501(Н), более известные как «Тигр I».

Gepaeckkasten (багажный контейнер)
Начиная с июня 1942 г. в качестве временной меры было принято решение о монтаже на корме башни танка Pz.Kpfw.VI 8.8/56 (Р) забашенного контейнера от танка Pz.Kpfw.IV. 5 октября 1942 г. Крупп доложил о том, что крепления багажного контейнера будут смонтированы на башнях с высокими стенками на высоте 185 мм (от днища башни), на башнях с низкими стенками крепеж монтировался на высоте 145 мм.

Turmblende (маска пушки)
В ночь с 8 на 9 мая 1942 г. Порше информировал Крупп, что при установке орудия на большие углы возвышения маска пушки задевает вентиляционные решетки шасси тип 101. Порше предоставил копии чертежей исправленной литой детали маски орудия альтернативного вида. Начиная с башни №11 в масках стали делать вырез шириной 100 мм, который позволял опускать орудия, не задевая маской о бронеколпак вентилятора.

Порше тип 130 Fahrgestell
На совещании 23 марта 1942 г. Порше запросил Крупп на предмет сборки 50 корпусов тип 101с электротрансмиссией и 50 корпусов тип 102 с гидравлическими трансмиссиями. В корпусах обоих типов планировалось ставить двигатели с воздушным охлаждением. Дополнительно, требовалось подготовить моторные отделения 25 корпусов тип 130 под установку электротрансмиссий с двигателями жидкостного охлаждения. На тот момент Порше не планировал строить корпуса тип 131с гидравлической трансмиссией и двигателями жидкостного охлаждения.
После принятия решения об отказе от серийного производства танков, принятого 10 декабря 1942 r., Wa Pruef 6 затребовало три шасси Versuchsfahrzeuge Tiger Р1 с электротрансмиссиями и двигателями Майбах HL-120TRM жидкостного охлаждения, работающими на электрогенераторы Сименс.
Проектирование шасси тип 130 началось задолго до середины сентября 1942 г., когда возникла идея о производстве на шасси танков «Тигр» Порше тяжелых штурмовых орудий, впоследствии получивших известность как тяжелые истребители танков «Элефант/Фердинанд». Однако первые сведения о производстве шасси тип 130 датированы лишь 5 октября 1942 г. В вариант тип 130 подлежали переделки все шасси Порше, от тип 101 до тип 205. Шасси для Sturmgeschütz ohne Turm (штурмовое орудие без башни) получило обозначение тип 101D.

Диспозиция танков VK 4501(Р)
Первый танк «Тигр» Порше был собран к моменту демонстрации по случаю дня рождения фюрера 20 апреля 1942 г. Второй танк, собранный в июне 1942 г., направили для испытаний в Куммерсдорф. Два танка «Тигр» Порше направили в августе 1942 г. в учебный центр Дюллерсхейм. В конце сентября в Дюллерсхейме находилось в общей сложности пять танков «Тигр» Порше. Два «Тигра» Порше были направлены в Берку для проведения сравнительных испытаний с «Тиграми» Хеншеля в ноябре 1942 г.
После прекращения серийного производства Wa Pruef 6 рапортовал 10 декабря 1942 г. о наличии оставшихся Versuchsfahrzeuge Tiger PI:
- один танк с электротрансмиссией и двигателями Порше (машина из Берка, в настоящее время находится в Куммерсдорфе)
- два танка с электротрансмиссиями и двигателями Порше (503-й танковый батальон)
- три шасси с электротрансмиссиями и джвигателями Майбах
- одно шасси с гидравлической трансмиссией и резервной гидросистемой
- один танк в сборе с электро- или гидротрансмиссией (необходимо для опытных стрельб)
- два бронекорпуса с дополнительной накладной, на болтах, броней для опытных стрельб.

Финальная диспозиция компонентов изначально заказанных ста танков VK 4501(Р) приведена ниже:
- 90 башен (с орудиями и орудийными прицелами) переоборудованы под гидроприводы разворота башен и установлены на шасси VK 4501(Н) (танк «Тигр» из музея в Бовингтон из этого числа). На 10 мая 1943 г. четыре башни (№№ 150004, 150005, 150013, 159014) оставлены для дальнейших испытаний.
- 91 корпус переоборудован под установку двигателей Майбах HL-120 и достроены как Panzerjäger «Tiger Р» (№№ 150010 - 150100), два фирмой Алкетт и 89 - Нибелунгенверк.
- Три дополнительных корпуса переоборудованы под установку моторов Майбах HL-120 в Эйзенверке Обердонау и достроены как Nerge-Panzer VI Нибелунгверк в августе 1943 г.
- Три Fahrgestell использованы как шасси для Ramm-Tiger в августе 1943 г.
- Одно Fahrgestell собрано в варианте тип 102 с гидравлической трансмиссией.
- Два собранных танка «Тигр» Порше с башнями оставлены в Wa Pruef 6.

Последний танк «Тигр» Порше (№ 150014) был собран Нибелунгенверк как Panzerbefehlswagen с башней №14. После участия в сравнительных с «Тигром» Хеншеля испытаний в Берка в начале ноября 1942 г. его отправили для дальнейших испытаний в Куммерсдорф. Он принимал участие в испытаниях по программе Panzerjäger «Tiger Р». 11 сентября 1943 г. фирма MAN доложилась об испытаниях подвесок ходовой части на двух «Тиграх» Хеншеля и одном «Тигре» Порше (№ 150013, массой 59 305 кг).
Возвращенный на Нибелунгенверк танк в начале 1944 г. был модернизирован под установку двигателей Майбах с жидкостным охлаждением; на танке установили накладную на болтах лобовую броню и обмазали циммеритом. Этот Befehls-Tiger был направлен на Восточный фронт в составе 653-го батальона тяжелых истребителей танков, где и был потерян в боях июля 1944 г. Насколько известно, то был единственный «Тигр» Порше, принимавший непосредственное участие в боевых действиях.
Примечание: номер 150013 одновременно был использован для двух разных шасси - Panzerbefehlswagen VI Р и Panzerjäger «Tiger Р»(тактический номер «322» в 653-м батальоне тяжелых истребителей танков на 1 сентября 1943 г.).

Список источников:


Военные машины №99 Тигр Порше
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (26.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 3469 | Теги: Тигр Порше, VK 4501(P), Pz.Kpfw.VI Tiger(P) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]