Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Япония » Флот Межвоенный период

Тяжелые крейсера класса "А" типа "Furutaka"(Фурутака)
ТЯЖЕЛЫЕ КРЕЙСЕРА ТИПА "ФУРУТАКА”. ("Furutaka”, "Kako”)
 
Проектирование и строительство
Крейсера 1-го класса по 7500 т, позже ставшие известными как тяжелые крейсера типа "Фурутака”, спроектировал капитан 1 ранга Юдзуру Хирага, которому помогал капитан-лейтенант Кикуо Фудзимото. Новые корабли представляли собой альтернативу крейсерам-"скаутам" в 8000 т, спроектированным МТД в 1918 году, и должны были превзойти как американские крейсера типа "Омаха”, так и английские типа "Хоукинс”. Главная задача Хираги заключалась в создании крейсера с более мощными орудиями, чем британские 190-мм, со скоростью 35 узлов, лучшей защитой и достаточным радиусом действия. И все это при условии минимально возможного водоизмещения.
Японские специалисты по планированию учитывали тот факт, что американцы решили увеличить вооружение своих 10 уже заложенных крейсеров типа "Омаха” (CL4-CL13) до 12 152-мм орудий за счет добавления двух спаренных установок в концевых башнях. Хотя это и увеличивало водоизмещение до 7500 т и снижало скорость до 33,75 узла, бортовой залп увеличился вдвое и составлял 381 кг. Дальность плавания, по имеющимся на тот момент сведениям, достигала 8000 миль на 15 узлах.
Крейсер "Хоукинс” появился в октябре 1919 года в составе британских сил в Восточной Азии, став их флагманом, а в 1920 году посетил Японию. Этот 9750-тонный корабль мог в открытом море долго держать скорость свыше 29 узлов, а на 14-узловой скорости пройти 5400 миль. Вооружение из семи 190-мм/50 орудий в одиночных установках за щитами обеспечивало ему бортовой залп из шести стволов общим весом 544 кг. Размеры корабля, угол возвышения орудий главного калибра (ГК) в 30°, усовершенствованная система управления огнем (СУО) позволяли вести точный огонь на большую дистанцию и практически при любом волнении. Броневая защита состояла из наклонного 51-мм пояса (сталь НТ) на 25-мм обшивке, доходящего до главной палубы толщиной 25 мм (сталь НТ) и бортовых противоторпедных булей.
Новые японские проекты значительно уступали этим кораблям. Бортовой залп крейсеров в 5500 т из шести 14-см/50 орудий "типа 3-го года" составлял всего 228 кг, дальность стрельбы при максимальном угле возвышения ствола в 25° составляла 17500 м. 8000-тонные "скауты” с 14-см/50 орудиями имели бы вес бортового залпа 380-456 кг. Необходимость перехода на более крупные орудия была очевидна, и МГШ потребовал увеличить калибр до 180-190 мм или же вооружить "скауты” 20-см пушками, производство которых разворачивалось на арсенале в Куре.
Летом 1921 года военный кораблестроитель капитан 1 ранга Ю. Хирага, возглавлявший группу (подотдел) Базового проектирования в Кораблестроительном (4-м отделе) МТД и проектировавший почти все линкоры и линейные крейсера программы "8-8”, предложил новый вариант крейсера-разведчика в 7500 т, который бы отвечал всем требованиям МГШ и превосходил крейсера типа "Омаха". Основное отличие от 7200-тонного проекта 1918 года заключалось в замене двухорудийных 14-см башен шестью одноорудийными артиллерийскими установками (АУ) калибром 20-см, расположенными поровну в оконечностях по схеме "пирамида”. Это давало вес бортового залпа 691 кг, т.е. почти вдвое больше, чем у американцев, и на четверть больше, чем у "Хоукинса”. Беспрецедентно мощным выглядело и торпедное вооружение из 6 61-см труб с каждого борта.
Столько пушек и ТА при скорости 35 узлов удалось уместить на равном с "Омахой” по водоизмещению корабле за счет того, что Хирага использовал новые конструктивные принципы, позволявшие значительно удлинить вес корпуса без потери прочности. Плиты бортовой и палубной брони использовались в качестве продольных несущих элементов корпуса, а непрерывная и изогнутая в продольном направлении верхняя палуба позволила сделать все несущие элементы набора длинными.
В августе 1921 года МГШ заменил в программе 1920 года 8000-тонные крейсера новыми кораблями в 7500 т, хотя полностью работы по этому проекту удалось закончить только через 10 месяцев. В октябре МГШ также одобрил постройку специально включенного в "Программу строительства Флота 8-4” экспериментального крейсера "малой модели”, для проверки проектных решений новых крейсеров в 7500 т. Основные характеристики "базового проекта” крейсеров 7500 т были представлены руководству Императорского флота в августе 1921 года, за 6 месяцев до подписания и за два года до ратификации Вашингтонского договора.
В феврале-марте 1922 года МГШ санкционировал постройку 18 кораблей, не попадавших под ограничения Вашингтонского договора, чтобы компенсировать прекращение строительства линкоров и линейных крейсеров. Заказы выдали 5 февраля (за день до подписания договора), чтобы поддержать загрузку верфей. 7500-тонные крейсера 20 июня заказали фирмам Мицубиси и Кавасаки. Обе верфи приступили к работам в ноябре и декабре, еще до утверждения бюджета парламентом. В марте 1923 года строительство новых крейсеров официально утвердили на 46-й сессии парламента в рамках "Новой программы по замене флота 1923 года”, а средства (около 15 млн. йен на крейсер) выделили из сумм, запланированных для кораблей, отмененных договором.
Поскольку новые крейсера относились к 1-му классу, то им, согласно решению морского министра Ямамото от 3 марта 1905 года, следовало присвоить названия по именам гор. Крейсер "класса А” №2 назвали в честь горы Фурутакасан на острове Этадзима в префектуре Хиросима. Однако крейсер "класса А” №1 назвали как крейсер 2-го класса в честь реки Како в префектуре Хиого на острове Хонсю. Оба имени применялись в японском флоте впервые.
Крейсер "класса А” №1 заложили 17 ноября 1922 г. на верфи №540 компании Кавасаки в Куре, спустили 10 апреля 1925 г., крейсер "класса А” №2 заложили 05 декабря 1922 г. на верфи №390 компании Мицубиси в Нагасаки. В 1923г. постройку крейсеров замедлили социальные волнения и забастовки на верфях. "Фурутаку" укомплектовали позже планируемого срока (23 ноября 1925 г.) из-за хлопот с турбинами, а ввод в строй "Како” задержала авария грузового крана, повредившая корпус корабля. Достроенный первым "Фурутака” стал головным кораблем крейсеров нового типа. "Фурутака” был сдан флоту 31 марта 1926 г., а "Како” — 20 июля 1926 г.
Для получения высокой скорости эти корабли имели самое большое среди японских крейсеров отношение длины к ширине. Шпангоут максимальной ширины располагался сзади миделя — в 97,23 м от носового перпендикуляра и в 79,55 м от кормового. Из-за большого радиуса скруглепия днища и большой килеватости (мера подъема днища у борта над основной плоскостью) коэффициент полноты мидель-шпангоута (определяющий площадь поперечного сечения корпуса и, значит, его лобовое сопротивление) получился довольно низким — 0,877. Шпации теоретических шпангоутов составляли 8,839 м, теоретических ватерлиний — 0.899 м.

Корпус и бронирование
При проектировании корпуса крейсеров типа "Фурутака”, Хирага, используя опыт "Юбари”, применил непрерывную и изогнутую в продольном направлении верхнюю палубу, а также использовал бортовое и палубное бронирование для обеспечения продольной прочности. Корпус из-за этого приобретал довольно сложную форму. Корабли получали достаточно высокий борт в носу для лучшей мореходности, в средней части (примерно от носовой надстройки до башни главного калибра №4) высота борта выбиралась из соображений остойчивости, а в корме для экономии веса борт делали насколько возможно низким. Определенные таким образом базовые точки и отрезки кромки верхней палубы соединялись прямыми или слегка изогнутыми линиями, что придавало профилю корпуса волнообразный вид. Такой же форме более или менее следовала и идущая ниже главная (или средняя) палуба. Этих принципов определения формы корпуса японские кораблестроители придерживались при проектировании кораблей практически всех классов — от миноносцев до линкоров типа "Ямато”. По мнению английских кораблестроителей того времени, этот метод экономии на весе корпуса "... свидетельствует больше о дилетантском подходе, которого можно было ожидать только от флота, не имеющего опыта проектирования”.
За броневыми плитами пояса бортовой обшивки не было. Хирага подсчитал, что узлы крепления 76-мм броневых плит будут в большой степени воспринимать продольную нагрузку: почти 100% нагрузки при сжатии корпуса и 70% при растяжении. Броневая палуба толщиной 32-35 мм воспринимала 100% нагрузки сжатия и 80% растяжения. Величина шпаций от носового перпендикуляра к корме несколько раз ступенчато изменялась: на 28.042 м в носу она была 0,61 м(2 фута), на следующих 29,261 м под погребами — 0,914 м(3 фута), затем на 75,153 м, занимаемых котельным отделением и машинным отделением — 1,129 и 1,143 м(3,7 и 3,75 фута), под кормовыми погребами на длине 19,445 м — 0.914 и 0,753(3 и 2,47 фута) и на последних 28,88 м — снова 0,61 м.
Несмотря на заложенные Хирагой в проект меры по уменьшению веса, после достройки водоизмещение для испытаний достигло 9540-9544 т вместо проектных 8586 т. Эта перегрузка почти на 1000 т (более чем на 11%) превышала допустимую 5% для малых кораблей и 2% для крупных. Увеличение водоизмещения по сравнению с проектом понижает положение метацентра, т.е. ухудшает остойчивость. По проекту крейсера типа "Фурутака” имели большую метацентрическую высоту — более 1 м при водоизмещении для испытаний и, следовательно, большой угол заката диаграммы статической остойчивости. Проектанты приняли такие величины из желания уменьшить угол крена при получении повреждений в бою.

По требованиям флота при затоплении двух машинных или котельных отделений с одного борта корабли должны были сохранять положительную метацентрическую высоту. Большая метацентрическая высота была также нужна и для уменьшения крема при поворотах на полной скорости: при перекладке руля на 35° и скорости 80% от максимальной крен не должен был превышать 13°. Достаточно хорошие проектные величины обеспечивались за счет небольшой осадки и низкого расположения центра тяжести, обусловленного принятым в проекте распределением весов. Это позволило свести до минимума последствия столь значительной перегрузки и сохранить достаточно хорошие мореходные качества.
Особенно большое значение вопросам остойчивости в японском флоте стали уделять после аварии миноносца "Томодзуру” в марте 1934 года. В 1935 году установили необходимые параметры остойчивости для кораблей различного водоизмещения. Следует заметить, что малый период качки "Како” означает быстрые и резкие бортовые размахи на волнении, сильно утомлявшие экипаж и мешавшие стрельбе.
Из-за небольшого водоизмещения этим кораблям невозможно было обеспечить защиту против 200-мм снарядов. Главный 76-мм пояс из стали NVNC (New Vickers nоn-cemented — новая Виккерса нецементированная) постоянной толщины, проходя от шпангоута 15 до шпангоута 241. имел длину 80 м при высоте 4.115 м и наклон наружу 9°, что увеличивало его эффективную толщину. Такая защита считалась достаточной только от попаданий 15-см снарядов с дистанции 12000-15000 м. Верхняя кромка пояса крепилась к средней палубе, а нижняя — к верхней кромке бортовых булей. По проекту над водой должно было находиться 3,277 м поясной брони, но из-за перегрузки высота пояса над ватерлинией при водоизмещении 9540 т составила всего 2,213 м.

Броневая палуба из стали NVNC имела толщину 35 мм, уменьшаясь у диаметральной плоскости до 32 мм. Дымоходы на высоте 1,5м от средней палубы защищались 38-мм броней из стали NVNC. Та же сталь защищала погреба внутри корпуса — 50-мм плиты с боков и 35-мм сверху. Дополнительную защиту давали плиты из стали НТ общей толщиной 48 мм (сверху 28,6 и снизу 19 мм), размещенные на верхней палубе. Борт над броневым поясом и в оконечностях имел обшивку из 19-мм или 25,4-мм листов стали НТ. Боевая рубка не бронировалась, а отсек рулевого привода защищался с кормы, носа, бортов и сверху тонкими плитами стали НТ.
Защита ниже ватерлинии ограничивалась небольшими булями, по длине чуть выходящими за концы пояса. По проекту предполагалось установить броневую наклонную противоторпедную переборку, которая бы крепилась к нижней кромке броневого пояса, давая дополнительную защиту от подводных взрывов. Но из-за ограничений по весу и ширине и с учетом результатов специальных экспериментов установку бортовых переборок из стали НТ в данном проекте признали неэффективной и излишней.
Наряду с разделением корпуса на отсеки поперечными переборками эти крейсера на большей части машинных и котельных отделений имели продольную переборку по диаметральной плоскости. Она появилась из-за опасения, что попадание в любое машинное отделение, которые тянулись на 30 м, и особенно в район поперечной переборки между соседними машинными отделениями, приведет к затоплению всех четырех машинных отделений и потере хода. К тому же объем принятой воды был бы настолько большим, что корабль сильно бы осел и потерял большую часть запаса плавучести. А при этом появляются сильные напряжения в наборе корпуса.
Установка переборки по диаметральной плоскости ограничивала затопление одним бортом, гарантировала сохранение части энергетической установки, увеличивала продольную прочность и жесткость корпуса. С другой стороны, такая переборка имела большой недостаток: повреждение одного борта смещало бы центр погруженной части и вызывало быстрый и опасный крен, если сразу не принимались меры по контрзатоплению. Гибель многих линкоров и броненосных крейсеров во время первой мировой войны, а также броненосца "Ясима” в 1904 году под Порт-Артуром приписывалась именно наличию такой переборки.
Однако риск от наличия продольной переборки сводился к минимуму за счет принятия быстрых мер по контрзатоплению путем взаимного соединения трубами отсеков противоположных бортов и установки системы быстрого затопления отсеков. На проекте "Фурутака” переборка по диаметральной плоскости проходила по всем машинным отделениям, но только по двум кормовым котельным отделениям, образуя всего 6 котельных отделений: №1 (2 котла) и №2 (4 котла) без продольной переборки, №3 (2 котла) и №5 (1 котел) по левому борту, №4 (2 котла) и №6 (1 котел) по правому.
В процессе постройки переборку продолжили в нос еще на протяжении котельного отделения №2. Продольная переборка по диаметральной плоскости на протяжении машинно-котельного отделения применялась и в последующих проектах крейсеров "класса А", а также более поздних крейсеров, авианосцев, минных заградителей и даже эсминцев "специального типа" (только по машинному отделению).

Вооружение
При завершении постройки вооружение кораблей состояло из шести 200-мм орудий в одноорудийных полубашнях, четырех 80-мм зенитных орудий в одноорудийных установках, двух 7,7-мм.пулеметов "Lewis” и двенадцати 610-мм торпедных аппаратов в шести спаренных поворотных установках.
ГЛАВНЫЙ КАЛИБР.
Характеристики орудия. Орудие было разработано инженером С.Хада (Engineer C.Hada). Работы велись конструкторским бюро в Куре (Kure Kaigun Kosho) с 1916 года. Испытано орудие было в 1921 году и принято на вооружение в 1924 году как "20-см орудие в 50 калибров” (50-cal. 3 Nendo Shiki 20-cm Gun”). С 1931 года известно как "20-см орудие в 50 калибров марки 1" (50-cal. 3 Nendo Shiki 1 Go 20-cm  Gun").
Корабли с 200-мм орудиями "50-cal. 3 Nendo Shiki 1 Go 20-cm Gun” : "Furutaka” - "Kako” - одноорудийные установки типа "A”; "Aoba” - "Kinugasa" - спаренные установки типа "С”; типа "Myoko” - спаренные установки типа "D”; авианосцы "Kaga” и "Akagi” - одинарные установки "А.1 ” и спаренные "В".

Характеристики орудийных установок и башен. Одноорудийные установки модели "A” ("A-Model” - "A” Gata) располагались в так называемых полубашнях (semi-turrets - Junhoko) достаточно простой конструкции, полностью аналогичной 140-мм спаренным установкам крейсера "Yubari". Каждая полубашня весила 57.5 тонн и имела защиту из тонких листов высокопрочной стали "НТ”: 25-мм листы - для скругленных лобовых частей, 19-мм листы - крыша; 6.4-мм листы - задняя стенка.
Использование шести одноорудийных полубашен общим весом 345 тонн вместо находившихся в разработке спаренных башен весом по 150 тонн (общий вес трех башен 450 тонн) позволило сэкономить около 100 тонн. Кроме того, их пирамидальное расположение в носу и в корме позволило разместить все установки в диаметральной плоскости, а значит сохранялся и 6-орудийный бортовой залп. Благоприятным было и распределение секторов действия орудийных газов при стрельбе.
Внутренний диаметр кольца роликовых опор - 3,2 метра. Разворот установки осуществлялся электромотором мощностью 14 л.с. Другой электромотор мощностью 8 л.с. использовался для подъема и снижения орудия. Орудийный станок весом 8,2 т оборудовали откатниками с масляной гидравликой, а возврат ствола после отката осуществлялся пневмоприводом. Загрузка и подъем снаряда с двумя зарядами в пеналах производились вручную (система свободного заряжения), при этом орудие приводилось в положение угла заряжения (возвышение ствола от 5 до 9 градусов).

Подача боезапаса. Механизмы подачи боезапаса японцы спроектировали, ориентируясь прежде всего на экономию веса, но, несмотря на это, в итоге получилась громоздкая система, резко снизившая возможности установки, особенно в отношении темпов стрельбы. Вместо теоретической скорострельности пять выстрелов в минуту орудийная установка могла делать не больше двух. В большей степени это объяснялось использованием ручной силы в системе подачи снарядов и зарядов. В боевых условиях поддерживать необходимый темп стрельбы было невообразимо трудно и практически невозможно. Орудийная прислуга и персонал подбашенных помещений, образно говоря, физически выматывались до предела.
Путь следования снарядов и зарядов в пеналах из погребов к орудиям можно изобразить следующим образом (буквенные обозначения относятся к схеме):
Из погреба (хранилища снарядов и пеналов зарядов располагались на одном уровне под палубой кладовых) боеприпасы вручную перемещались к нижней части механизма подачи [позиция А] и также вручную загружались в него. Транспортер [А], приводящийся в движение от электромотора мощностью 8 л.с., горизонтальным подъемником подавал одновременно и снаряды, и заряды. И те, и другие поднимались в горизонтальном положении до перегрузочной палубы (соответствует уровню ватерлинии для возвышенных орудийных установок, и уровню средней палубы для остальных), затем выгружались из подъемника [В] и вручную, через люки в фундаменте орудийной установки, передавались в перегрузочные подбашенные помещения [С]. Здесь пути следования боеприпасов разделялись.
Снаряды загружались в верхний снарядный подъемник [D], также горизонтального типа, и перемещались на палубу выше - внутрь полубашни к казенной части орудия для ручного заряжания и досылания [Е]. Этот подъемник [D] приводился в движение гидравлической системой (рабочая жидкость - масло) с приводом от электромотора мощностью 8 л.с.
Зарядные пеналы на руках (транспортировки верхним подающим подъемником не было) передавались вверх заряжающим в полубашню, где также вручную заряжались и досылались [Е].

Снаряды и заряды.
Для 200-мм.орудия "3 Nendo Shiki 1 Go" предусматривалось пять типов снарядов. Все они имели длину 0,762 метра и вес 110 кг. Эти снаряды оставались на вооружении крейсеров класса "А” до 1938 года (до модернизации "Aoba” и "Kinugasa”), а на авианосцах "Kaga" и "Akagi" - до их гибели в 1942 году.
  1. Бронебойный снаряд с наконечником марки 5 ("Capped АР Shell 5 Go” - "Hibo Tetsukodan 5 Go”), принятый на вооружение в 1924 году. Снаряды имели донный взрыватель типа "13 Shiki 2 Go". Маркировка - белый цвет с красной полосой посередине.
  2. Практический снаряд (Exercise Shell - Enshudan), принятый на вооружение в 1924 году. Маркировка - черный цвет с желтой головкой.
  3. Бронебойный снаряд с наконечником марки 6 ("Capped АР Shell 6 Go” - "Hibo Tetsukodan 6 Go”), принятый на вооружение 17 ноября 1928 года и 6 апреля 1931 года переаттестованный в бронебойный снаряд "88 Shiki” ("88 Shiki АР Shell” - "88 Shiki Tetsukodan”). Маркировка - белый цвет с красной полосой посередине и цифрой 88 на головке. Заполнитель - 2,836 кг ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). В 1932 году снаряд снабжен донным взрывателем "13 Shiki 4 Go”.
  4. Снаряд общего назначения марки 4 (Common Shell 4 Go - Tsujodan 4 Go) повышенного взрывного действия (HE-Shell), принятый на вооружение в 1929 году. Маркировка - коричневый цвет с белой головкой и желтой полосой посередине. Заполнитель - 7,3 кг ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). Снабжен временным головным взрывателем типа "89 Shiki”. С 6 июля 1932 года переаттестован в "Общий снаряд", без добавления марки 4. (Common Shell - Tsujodan) и снабжен временным головным взрывателем типа "91 Shiki”.
  5. Практический снаряд с временной установкой (Timed Exercise Shell - Jigen Enshudan), принятый на вооружение в 1932 году. Маркировка - черный с белой головкой. Снабжен временным головным взрывателем типа "91 Shiki”.
На крейсерах использовались заряды трех типов - все в шелковых картузах:
  1. "Общий” заряд (Common charge) весом 32,63 кг. с порохами 60.DC: 53.DC; 70.С.2 или 80.С.2.
  2. "Уменьшенный” заряд (Reduced charge) весом 24,5 кг с порохами 37.DC (этот порох позже снят с использования) или 50.С.2.
  3. "Легкий" заряд (Lifht charge) весом 16,3 кг с порохом 35.С.2.

ЗЕНИТНОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ.
На крейсерах нового типа устанавливались по четыре 80-мм 40-калиберных орудия "40-са1. 3 Nendo Shiki 8-cm” с большим углом возвышения в одноствольных палубных установках с ручным наведением. Орудия располагались на верхней палубе по бортам от дымовых труб. Японцы считали, что эти орудия наиболее эффективны против низколетящих самолетов на средних дистанциях. Опытные стрельбы подобными орудиями были проведены в 1926 году линейными кораблями соединений "Sentai-1” ("Nagato”, "Fuso”, "Ise”, "Yamashiro”) и "Sentai-2” ("Kirishima” и "Hiei”), имевшими на вооружении 80-мм пушки дали следующие результаты: стрельба, управляемая дальномером с темпом 11,2 выстрела в минуту на дистанции 3000 метров, достигла 4,57 % попаданий в конус длиной 10 метров, буксируемый гидросамолетом со скоростью 60 узлов (110 км.в час) при ходе линейных кораблей 15 узлов.
С момента вступления крейсеров в строй на них применялись семь типов зенитных 80-мм снарядов - до тех пор, пока 80-миллиметровки на "Furutaka” и "Како" не заменили в 1932-1933 годах на 120-мм зенитные орудия с "большим углом возвышения". Все снаряды имели длину 28,5 см. и вес 5,99 кг.
  1. Два типа общих снарядов (Common Shell - Tsujodan) повышенного взрывного действия (HE-Shell). Заполнитель - 0,454 кг ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). Маркировка - коричневый (Brown-Maroon) цвет. Различались они типом взрывателя: снаряд общего назначения "3 Go” образца 1918 года ("Common shell 3 Go" - "Tsujodan 3 Go”) с головным взрывателем "5 Nendo Shiki” и снаряд общего назначения "4 Go” образца 1929 года ("Common shell 4 Go” - "Tsujodan 4 Go”) с 30-секундным взрывателем двойного действия.
  2. Два типа практических снарядов (Exercise Shell - Enshudan), также различающихся по типу взрывателя. Маркировка черный цвет. Первый из них, снаряд "3 Go" образца 1918 года ("Exercise shell 3 Go” - "Enshudan 3 Go”) с желтой головкой и временной снаряд образца 1924 года с 30-секундным взрывателем двойного действия, с белой головкой.
  3. Шрапнельный снаряд (Shrapnel shell - Ryusendan), принятый на вооружение в 1918 году. Маркировка - серый цвет. Имел временной 30-секундный взрыватель двойного действия.
  4. Трассирующий снаряд (Tracer shell - Eiendan), принятый на вооружение 1920 году. Маркировка - красный цвет.
  5. Пристрелочный снаряд (Marker shell - Mokuhyodan), отмечающий место разрыва, принятый на вооружение в 1924 году. Маркировка - зеленый цвет. Имел временной 30-секундный взрыватель двойного действия.

Все снаряды выполнялись в виде унитарного патрона. Заряд в гильзах мог быть двух видов: "общий” (common) с порохом 20.С.2 или "легкий" (light) с порохом 10.С.2. Исключение составлял пристрелочный снаряд, имевший в гильзах только легкий заряд. Противовоздушную оборону ближнего действия осуществляли два 7,7-мм.зенитных пулемета "Льюис” (7,7-mm Machine-gun "Lewis”), установленные на мостике. Эти пулеметы были приняты на вооружение в японском флоте в 1925 году и импортировались из Англии. В самое ближайшее время они заслужили недобрую славу ненадежного и весьма неудобного в обслуживании оружия.

УПРАВЛЕНИЕ ОГНЕМ.
200-мм орудия имели центральную систему наводки ("follow the pointer” system), в которой угол возвышения и поворота по горизонту для всех орудийных башен устанавливался по указателю. Центральный пост управления огнем (ЦАП), включающий артиллерийский директор "14 Shiki”, размещался в верхней части мостика, а запасной пост, с таким же директором, - на крыше самолетного ангара. Артиллерийский директор (пост центральной наводки - Central Fire Director) типа "14" ("14 Shiki Hoiban") мог выдавать данные для управления огнем как для малых, так и для больших углов возвышения орудий. Практически, прицелы по углу и азимуту допускали возвышение до 90 градусов. 6,4-см телескопы этих директоров, известные как модель "6-cm Han "L” gata Baenkyo” ("6-сm Half "L” model telescope) и переаттестованные 23 июля 1927 года в телескопы с большим углом возвышения "6-сm Нап Kokaku Baenkyo” ("6-сm Half High-Angle Telescope”) имели силу кратности, равную величине от 6 до 7 единиц.
"14 Shiki Hoiban” был расположен в центральном артиллерийском посту (Main Fire Command Room - Shageki Shiki Sho), на высоте 22 метра над ватерлинией. Уровнем ниже, в отдельном помещении, размещался вычислительный пост, определяющий дистанцию и скорость цели (range and speed calculator - Sokuteklban) типа "13 Shiki Sokutekiban”.
Принимая во внимание высокое расположение над ватерлинией управляющих артиллерийских приборов, японские конструкторы предприняли определенные усилия для сокращения, насколько это возможно, вибрации, появляющейся в результате стрельбы орудий. Например, на линкоре "Nagato” классическая треногая мачта-надстройка была признана неэффективной и заменена семиногой фок-мачтой, несущей в числе прочих постов и центральный артиллерийский пост. Но и эта конструкция не оправдала возлагаемых на нее надежд. Поэтому в 1923 году, при проектировании крейсеров типа "Муоко” капитан-лейтенант Кикуо Фудзимото (Lieutenant Commander Fujimoto Kikuo), помощник капитана 2-го ранга Хираги, предложил устроить мачту-пагоду ("pagoda” type mast), заимствованную в какой-то мере от американской "ажурной” мачты ("cage” mast), но в отличие от нее целиком закрытой по поверхности металлическими листами. После специальных испытаний на вибростойкость подобные мачты применили в проектах крейсеров типов "Муоко” и "Aoba", а также на уже строящихся "Furutaka” и "Како”, внеся соответствующие изменения в проект.

Для оценки дистанции до цели на кораблях установили по четыре дальномера: по два с правого и левого бортов, из них носовые - на уровне компасного мостика и кормовые - рядом с запасным артиллерийским постом. Эти 3,5-метровые дальномеры бинокулярной системы (binocular coincidence system) типа "14 Shiki” использовались для определения данных стрельбы на малых и больших углах возвышения. Для ночного боя имелось на каждом корабле по три 90-см боевых прожектора "SU”-Shiki”, из которых один разместили в диаметрали корабля, над компасным мостиком, а два других - между дымовыми трубами, причем прожектор левого борта был ближе к носовой трубе, а прожектор правого борта - ближе к кормовой трубе. Оба - на одном уровне по высоте. Устанавливались прожектора нового типа "SU”-Shiki” ("Superii Shiki”), принятые на вооружение в 1918 году и впервые установленные на линейном крейсере "Kongo” и легком крейсере "Tatsuta”. Позже эти прожектора устанавливались на других кораблях вместо менее мощных системы "Siemans", дававших изохроматический свет. 90-см прожекторы светили бело-голубым светом с интенсивностью в 9000 свечей на 1 кв. метр при силе тока 150 А и напряжении 75 В. Получался эффективный луч на дальность в среднем 3500-4000 метров. Угол возвышения прожекторов составлял от - 30 до +100 градусов. Их использование координировалось из специального поста управления прожекторами (Searchlight Command Room), расположенного поверх мостика. Еще два поста управления на каждую из двух групп прожекторов находились в центральном и запасном артиллерийских постах.

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ.
Установка тяжелого торпедного вооружения на крейсерах класса "А” проводилась по инициативе и под нажимом морского генерального штаба. После подписания Вашингтонского договора, по которому Япония получила право на меньшее количество линейных сил, чем Англия и США, японское морское командование выработало концепцию использования флота, в которой попыталось компенсировать слабость линейного флота специальной тактикой, одной из важных составляющих которой были ночные бои и массированные торпедные атаки. В соответствии с этой доктриной торпедными аппаратами вооружались почти все крупные корабли, а также создавались специальные эсминцы проекта "Special Туре” - тип "Fubuki”.
Первоначально на новых крейсерах предполагалось установить на верхней палубе поворотные торпедные аппараты, в диаметральной плоскости - как на "Yubari”, или побортно - как на 5500-тонных крейсерах. Однако более высокий надводный борт (5,5 метров по проекту против 4,0 метров на 5500-тонниках) создавал слишком большой угол удара торпеды при входе в воду. Было решено разместить торпедные аппараты уровнем ниже - на средней палубе, сделать их неповоротными, а также защитить их листами высокопрочной стали "НТ-steel” толщиной 19-25,4 мм. (3/4"-Г - 30-40 lbs).
Капитан 2-го ранга Хирага категорически возражал против подобного размещения торпедных аппаратов из-за близости их к машинным отделениям и боевым погребам (он возражал также и против установки торпедных аппаратов вообще). По его мнению случайно попавший снаряд мог вызвать детонацию боеголовок торпед и создавал бы чрезвычайно тяжелые последствия для корабля. Мнение Хираги подтвердилось во время взрывов-опытов с корпусом недостроенного линейного корабля "Tosa” 16 июня 1924 года. Во время испытания несколько боеголовок торпед "8 Nendo Shiki” (300-346 кг взрывчатого вещества типа "Shimose”) сдетонировали в носовом торпедном отделении, расположенном ниже верхней палубы, обусловив серьезные разрушения над ватерлинией.
Однако МГШ по тактическим соображениям (которые доминировали над целесообразностью) не принял возражений Хирага и неповоротные (фиксированные) торпедные аппараты установили внутри корпуса. Аппараты были парными типа "12 Nendo Shiki” образца 1923 года. Четыре пары размещались над машинными отделениями и две пары между башней главного калибра №3 и надстройкой.

Количество принимаемых торпед соответствовало числу торпедных труб (в военное время на борт брали 12 запасных торпед). Торпеды ”8 Nendo Shiki 2 Go" имели калибр 610-мм, вес 2362 кг и боеголовку с 346 кг "Shimose”. Движетель торпеды - 4-х цилиндровая радиальная пневмо-машина. Длина торпеды - 8,415 метров, дальность хода - 20000 метров (скорость при этом - 27 узлов). На расстоянии 15000 метров скорость торпеды равнялась 32 узла, а на расстоянии 10000 метров - 38 узлов.

АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ.
7500-тонные крейсера предполагалось использовать в основном как корабли поиска и разведки (scouting or reconaissance = teisatsu), а также прикрытия линейного флота (protection = bogo), поэтому особо подчеркивалась необходимость приема на корабль как минимум одного самолета. Важнейшей задачей бортового разведчика должен был быть поиск кораблей противника по курсу движения своего флота. Во время проектирования этих крейсеров в 1921- 1922 годах корабельная катапульта в иностранных флотах была в самой начальной стадии развития, поэтому японцы решили подождать дальнейшего прогресса в этой области, а тем временем оборудовать на крейсерах "взлетную” площадку (Take-off platform = Kassodai). Она представляла собой сооружение рельсового типа (модифицированная модель фирмы "Heinkel”).
Платформа имела длину 27 метров и составлялась из двух частей: 10-метровая кормовая часть установлена на крыше башни главного калибра №4 и поворачивалась вместе с башней; 17-метровая носовая часть платформы располагалась полукругом на рельсах в нос от башни. В собранном положении конструкция, при 5-градусном наклоне с кормы в нос, поворачивалась на 45 градусов от оси башни так, что носовая часть могла перемещаться на любой из бортов. При ходе корабля на полном ходу против ветра гидросамолет с работающим на полную мощность мотором скатывался по рельсам на небольшой тележке. Платформа оказалась весьма сомнительной в использовании и даже опасной, поэтому ее использовали крайне редко, в исключительных случаях и испытательных целях. В 1930 году она была снята с кораблей.
Оба крейсера вошли в строй без 17-метровой носовой платформы, которую установили лишь к концу 1926 года. В 1927 году "Furutaka” принял в качестве эксперимента первый "Heinkel HD-25”, а позже гидросамолет "Heinkel HD-26". Двухместный "2 Shiki”('HD-26”) в 1928 году был принят на "Како”, а в 1928-29 годах на "Furutaka”. Несмотря на наличие взлетной платформы они в подавляющем большинстве случаев спускались на воду установленной на грот-мачте стрелой (самолеты размещались либо на платформе, либо в ангаре позади дымовой трубы ).

Энергетическая установка
Паротурбинная установка состояла из четырех турбозубчатых агрегатов типа Мицубиси-Парсопс ("Фурутака”) или Кавасаки-Кертис ("Како”), каждый из которых вращал гребной винт диаметром 3,505 м и развивал максимальную мощность на валу 25500 л.с. при 360 об./мин., что в сумме давало 102000 л.с. Внешние валы приводились во вращение турбозубчатыми агрегатами носовых машинных отделений, внутренние — кормовых. Вес турбин на "Како” составлял 203,4 т, редукторов 135 т, а на "Фурутака” соответственно 200 и 129,5 т.
Каждый агрегат состоял из турбины высокого давления (импульсного типа, мощностью 12500 л.с.) и турбины низкого давления (реактивного типа, мощностью 13000 л.с.) переднего хода. Турбины работали на вал через одноступенчатый редуктор с шевронными зубьями, снижавшими скорость вращения вала до 360 об./мин., тогда как ротор турбины высокого давления вращался со скоростью свыше 3000, а ротор турбины низкого давления — 2000 об./мин. Кроме того, в корпусе турбины низкого давления полного хода размещалась и турбина низкого давления заднего хода, работавшая на тот же вал, но при переднем ходе вращавшаяся вхолостую. Каждая турбина заднего хода могла развить на валу до 7000 л.с. (всего 28000 л.с).

Турбина крейсерского хода и крейсерская ступень работали последовательно с главной турбиной высокого давления. То есть пар последовательно проходил через все турбины полного хода: входил в турбины крейсерского хода, выходил в крейсерскую ступень, оттуда попадал в остальные ступени турбин высокого и турбин низкого давления, а затем поступал в холодильник (конденсатор). На полном ходу пар сначала поступал в турбины высокого давления полного хода, затем в турбины низкого давления полного хода и в холодильник, не проходя через турбину крейсерского хода (которая отсоединялась от вала) и крейсерскую ступень турбины высокого давления полного хода (вращалась вхолостую). Однопроточные холодильники типа "Унифлекс” крепились снизу к корпусу "своей” турбины низкого давления. Большие цистерны для питательной воды размещались в носовой части каждого машинного отделения напротив поперечной переборки.
Котельная установка состояла из 12 котлов, расположенных в 7 котельных отделениях. Трехколлекторные котлы типа Канпон №1(Каппом Шики Росиль Го) работали на давлении 18,3 атм. при температуре    гидропара 138°С. Перегрев пара на 38°С позволял снизить расход топлива на полном ходу на 10% и почти на    столько же на других режимах. Котлы располагались в котельном отделении следующим образом: в носовом №1 параллельно стояли 2 нефтяных котла "среднего” типа, в каждом из котельных отделений №2 и №5(по 2 с левого и по 2 с правого борта) находилось по 2 нефтяных котла "большого” типа (один за другим), а котельное отделение №6(правый борт) и №7(левый) разместили по одному котлу со смешанным отоплением "малого” типа. Для получения скорости 34,5 узла при водоизмещении с 67% всех запасов в 8586 т, проектная мощность составляла 102000 л.с. при 360 об./мин. "Како” вышел на испытания, имея почти такое водоизмещение, т.е. на 1000 т меньше действительного с 67%-й нагрузкой, и достиг скорости 35,14 узла при мощности на валах 105895 л.с. Максимальный проектный запас топлива (400 т угля и 1400 т нефти) теоретически обеспечивал дальность плавания 7000 миль на 14 узлах. При фактическом запасе в 570 т угля и 1010 т нефти расчетная дальность составляла 6000 миль. Расход топлива (нефти) на испытаниях "Фурутака" при водоизмещении 8500 т оказался 652 г/л.с. в час на крейсерской скорости 14,5 узлов и мощности на валах 4879 л.с. (т.е. около 3,18 т/час). При 67% запасе топлива на борту (1200 т) и данном водоизмещении с такой скоростью можно было пройти 5400-5500 миль. Однако из-за перегрузки, увеличившей расход топлива и уменьшившей его запас с 1800 до 1580 т, реальная дальность была еще меньше.

Электроэнергетическая установка состояла из одного турбогенератора в 300 кВт, двух турбогенераторов по 135 кВт, четырех дизель-генераторов(2 по 90 кВт и 2 по 67,5 кВт), установленных в отдельных отсеках на складской палубе впереди и позади машинного отделения. На крейсерах "класса А” и линкорах, начиная с "Конго”, напряжение сети равнялось 225 В, тогда как на легких крейсерах 110 В. Большинство вспомогательных механизмов: втяжные и вытяжные вентиляторы машинных отделений, устройства для форсировки котлов, насосы, компрессоры, подъемники и т.п. имели электропривод, но в якорной и рулевой системах применялся паровой привод.
Рулевой привод имел 2-х цилиндровую вертикальную паровую машину и гидротолкатели, действующие на балансирный руль площадью 19,83м. Носовые шпили приводились во вращение с помощью 2-х цилиндровой вертикальной паровой машины и 35-сильного электромотора, которые вращали    гидромуфту типа Дженни. Температура в погребах поддерживалась ниже +27°С холодильными установиками, использующими в качестве хладагента двуокись углерода, приводами компрессоров служили электромоторы мощностью 14 и 10,5 л.с.

Экипаж и условия обитаемости
По проекту экипаж состоял из 604 человек, из них 45 офицеров, но, в зависимости от условий службы, численность менялась от 616 до 631 человека. После большой модернизации 1936-1937 гг. экипаж стал насчитывать 627 человек. Как и на "Юбари”, офицерские каюты располагались в носовой части корабля и в основании надстройки. Борьба за экономию веса резко снизила высоту надводного борта. Только благодаря большой длине и расположению жилых помещений на трех палубах удалось сохранить ту же плотность их заселения, что и на 5500-тонных крейсерах — около 1,3 м'/чел.
По западным стандартам это было слишком тесно. Кроме того, из-за возросшей осадки носом иллюминаторы кубриков на уровне жилой палубы оказались рядом с ватерлинией. Поэтому на переходах морем открывать их было нельзя, что значительно ухудшало условия обитаемости. Вентиляция, как естественная, так и принудительная, для жаркого климата оказалась явно недостаточной. Поэтому эти корабли, из-за тесноты помещений получившие на флоте прозвище "плавучие семейные дворцы”, нельзя было использовать для длительных операций в тропиках.

Ремонты и модернизации
С момента вступления в строй и до модернизации 1937 г., включавшей перевооружение на 2-орудийные башни, на обоих крейсерах внедрили многочисленные усовершенствования. Осенью 1926 года на отверстиях больших воздухозаборников в передней части носовой надстройки были установлены защитные крышки. Затем в декабре 1926-феврале 1927 года обе дымовые трубы удлинили, а их козырьки отклонили назад, чтобы уменьшить помехи от воздействия на мостики дыма и горячих газов; повысили кормовую прожекторную платформу между трубами(с правого борта), чтобы уменьшить взаимные помехи при наведении лучей всех прожекторов на один борт. Корабли получили на вооружение гидросамолеты "Аичи” "тип 2” (лицензионный "Хейнкель” HD-26).
Весной 1928 года на передней трубе "Како” в виде эксперимента установили козырек возвышенного типа, предотвращающий попадание в дымоход дождевой воды, но спустя несколько месяцев его сняли как неудачный. В 1930 году на кораблях демонтировали взлетные платформы. "Како” с 15 мая по 29 сентября 1931 года проходил докование в Йокосуке, во время которого на нем увеличили мощность главных холодильников.
В 1931-32 гг. "Како” и в 1932-1933 годах "Фурутака” на верфи флота в Куре прошли первую комплексную модернизацию, которая включала: замену 80-мм/40 клб. зенитных орудий "типа 3 года” на четыре 120-мм/45 клб. "типа 10 года”: установку по бокам от носовой трубы решетчатых вышек с зенитными центральными автоматами стрельбы "типа 91"; установку на уровне верхнего мостика под компасным мостиком спонсонов для спаренных 13,2-мм зенитных автоматов системы Гочкиса на тумбах с ручным обслуживанием (по 1 на борт, вес 31 кг): установку на верхней палубе сбоку от прожекторных платформ двух небольших башенок с 2-х метровыми полузенитными дальномерами типа "BU” совмещающего типа для определения дистанции при стрельбе на больших углах возвышения; установку по диаметральной плоскости между ангаром и башней №4 19,4-метровой пороховой катапульты типа "Куре №2 модели 1” (ширина 1,2 м, эффективная спусковая дистанция 15,4 м), способной запускать самолеты весом до 2000 кг со скоростью 26 м/с: на борт принимался 2-местный разведывательный гидросамолет "типа 90 №1" весом 1800 кг; расширение платформ носовой надстройки, установку башенки визира(устройства слежения за целью) за кормовым постом управления огнем артиллерии главного калибра, модификацию пароотводных труб вдоль носовой грубы, снятие большого вентиляционного раструба с левой стороны носовой надстройки (только на "Фурутака").

В 1934 г. "Фурутака” во время перехода столкнулся с транспортом и в сентябре 1934 г. в Майдзуру на верфи фирмы "Мицубиси" на нем провели восстановительный ремонт.
В сентябре 1936 г. "Како” прошел в Сасебо, где на верфи флота с 4 июля 1936 г. по 27 декабря 1937 г. увеличили ширину корпуса (для повышения остойчивости) за счет установки бортовых булей, часть объема которых заполнили стальными водонепроницаемыми трубами, а другую часть объема булей использовали в качестве топливных цистерн или в системе контрзатопления; вместо 12 котлов смешанного отопления установили 10 нефтяных; 200-мм орудия "тип 3 мод. 1” заменили 203,2-мм орудиями "тип 3 мод.2”, которые разместили в трех двухорудийных башнях "мод.Е2”; полностью переделали систему управления огнем, соответствующим образом перестроив надстройки; усовершенствовали систему хранения и подачи артиллерийских боеприпасов: на платформах вокруг кормовой дымовой трубы установили восемь (4 двухствольных) 25-мм зенитных автоматов с колонками прицельного визира "тип 95”; 13.2-мм пулеметы перенесли на переднюю часть носовой надстройки; неподвижные траверзиые топедные аппараты заменили двумя четырехтрубными палубными поворотными установками, а для размещения стеллажей запасных торпед, установки 120-мм орудий сдвинули к носовой оконечности.
Вместо катапульты "Куре 2” мод.1 смонтировали катапульту "Куре 2” мод.3. 1 декабря 1936 г. "Фурутака” пришел в Куре, где с 1 апреля 1937 г. по 30 апреля 1939 г. на верфи флота на нем провели комплексную модернизацию, как и на "Како”. В ноябре 1941 г. в Куре на верфи флота на "Фурутаке” и "Како” провели доковый ремонт.

Служба
В день укомплектования крейсера приписали к    военно-морскому округу Йокосуки, но 1 октября 1932 года "Како” и 1 февраля 1932 года "Фурутака” сменили порт приписки на Куре, где и числились до исключения из списков флота соответственно 15 сентября и 1 ноября 1942 года. На следующий день (1 апреля 1926 года) после    ввода в строй, "Фурутака” стал флагманом 5-й эскадры, в которую также входили легкие крейсера "Нака” и "Дзинцу”. Вступивший в строй 20 июля 1926 года "Како” с 1 августа сменил " Фурутака” на месте флагманского корабля 5-й эскадры, понизив его до 2-го корабля. Оба крейсера имели одну или несколько белых полос на кормовой трубе в соответствии с их местом в эскадре: флагман (1-й корабль) нес одну полосу, 2-й корабль — две, 3-й — три, 4-й — одну широкую и    одну узкую.
Периоды активной службы в составе 5-й эскадры (позднее в 6-й, а    "Фурутака” временно входил и в 7-ю ) сменялись пребыванием в резерве. Во время учебных стрельб в августе 1927 года "Како” выпустил из одного орудия 15 колпачковых бронебойных снарядов по старому крейсеру "Чиода”, который использовался в качестве мишени. После присоединения 1 декабря к 5-й эскадре вступивших в строй крейсеров "Кинугаса”(флагман) и "Аоба” (2-й), "Како” и "Фурутака” стали соответственно 3-м и 4-м кораблями. С 30 ноября 1929 года по 1 декабря 1930 года "Фурутака”, а с 1 декабря    1930 года по 30 ноября 1932 года "Како” находились в резерве. В это время на обоих крейсерах усовершенствовали авиационное вооружение.

С 10 ноября 1932 года по 31 мая следующего он проходил модернизацию в доке Куре, а 1 декабря стал 4-м кораблем 5-й эскадры. Вместе с "Аоба” и "Кинугаса” в апреле 1933 года он участвовал в учебных стрельбах по крейсеру-мишени "Тоне”. 20 мая корабли типов "Фурутака” и "Аоба” образовали 6-ю эскадру, а "Како” 15 ноября стал в резерв и до 14 ноября 1935 года входил в состав сторожевой эскадры Куре(Куре Кейби Сентай). За это время он прошел докование в Сасебо (с 10 ноября 1934 по 25 февраля 1935 г) и    еще раз в Куре (с 20 мая 1935 по 30 июля 1935 г), когда    ему заменили паровой рулевой привод на электрогидравлический. В сентябре 1936 г. "Како” пришел в Сасебо, где на верфи флота с 4 июля 1936 г. по 27 декабря 1937 г. была проведена комплексная модернизация крейсера    с заменой башен главного калибра и надстроек. После докования и осмотра подводной части    корпуса в Йокосуке с 29 мая по 29 сентября 1931 года "Фурутака” 1 декабря поставили в резерв в Куре, в течение которого он прошел доковаиие (с 23 февраля по 30 апреля 1932 г.) для очистки и ремонта днища и прошел модернизацию. С 15 ноября 1933 года по 14 ноября 1935 года "Фурутака” являлся 3-м кораблем 6-й эскадры, а 15 ноября был поставлен в резерв (сторожевая эскадра в Куре). Но уже 15 февраля 1936 года его перед большими маневрами ввели в 7-ю эскадру (3-м кораблем). 1 декабря "Фурутака” вернулся в Куре, где 6 марта 1937 года его поставили в сухой док для модернизации, которая началась 1 апреля 1937 г. и длилась до 30 апреля 1939 г.

"Фурутака”. После модернизации 1936- 1937 гг. "Фурутака” вошел в состав 6-й дивизии крейсеров Первого флота и до 1941 г. оставался во Внутреннем японском море, за исключением периода с 12 февраля по 30 марта 1940 г., когда он обеспечивал операции армии в Южном Китае.
30 ноября 1941 г. крейсер направился к островам Бонин, где перешел в распоряжение командующего Четвертым флотом. 4 декабря 1941 г. он вышел в море для обеспечения оккупации атолла Макин, островов Гилберта. Тарава и Гуам (в центральной части Тихого океана). 12 декабря 1941 г. "Фурутака” пришел на якорную стоянку у острова Гуам. С 19-го (по другим данным, 20-го) по 24 декабря 1941 г. корабль в составе 6-й дивизии крейсеров крейсировал южнее острова Уэйк, обеспечивая его захват. Затем он перешел в район западнее Филиппинских островов, откуда прикрывал Малайские конвои, базируясь на Кам-Рань. 15 января 1942 г. он пришел на остров Трук и 18 января 1942 г. вышел в море для обеспечения высадки в портах Кавиенг и Рабаул. 30 января 1942 г. крейсер прибыл в Рабаул. С 2-го по 4 февраля 1942 г. корабль перешел в Малоелапи и 6 февраля 1942 г. "Фурутака” бросил якорь на атолле Кваджелейн.
10 февраля 1942 г. "Фурутака” возвратился на атолл Трук, где до марта 1942 г. на нем провели текущий ремонт корпуса и механизмов. С 2-го по 5 марта 1942 г. он в составе 6-й дивизии крейсеров совершил переход в Рабаул, откуда обеспечивал высадку в Лаэ и Саламауа (остров Новая Гвинея), на острова Бука (10 марта 1942 г.), Бугенвиль, Шортленд (29 марта 1942 г., Соломоновы острова) и на Манус (8 апреля 1942 г., острова Адмиралтейства).
10 апреля 1942 г. корабль возвратился на Трук, где поступил в распоряжение командующего Соединением поддержки Сил вторжения в Порт-Морсби (Группы прикрытия) контр-адмирала Гото. 1 мая 1942 г. соединение Гото (6-я дивизия крейсеров и 2-й дивизион эсминцев) вышло в море с авианосцем "Сехо”, который в районе между островами Вудларк и Рассел должен был отвлечь на себя возможные удары американской авиации и осуществить поиск противника. 7 мая 1942 г. "Сехо” был потоплен, и 6-я дивизия перешла в район острова Бугенвиль, где продолжила крейсерство. После навигационной аварии крейсера "Како” у острова Бука "Фурутака” находился в его охранении. 17 мая 1942 г. он вернулся на Трук. С 31 мая по 5 июня 1942 г. крейсер перешел в Куре, где на верфи флота провели текущий ремонт корпуса и механизмов (в доке с 10-го по 15 июня 1942 г.).
30 июня 1942 г. корабль вышел в море и 4 июля прибыл на атолл Трук. 7 июля он вышел в море и с частными поручениями командующего Четвертым флотом посетил Киета (9-10 июля 1942 г.), Мове (16-18 июля 1942 г.), остров Бука (19-22 июля 1942 г.) и Рабаул (22-23 июля 1942 г.). 24 июля "Фурутака” пришел в Мове, где оставался до 7 августа. В июле 1942 г. 6-ю дивизию крейсеров передали в распоряжение командующего Восьмым флотом. В начале августа 1942 г. бортовые гидросамолеты тип 94 заменили на гидросамолеты "тип О мод.11” (Е13А1).

9 августа 1942 г. "Фурутака” принимал участие в бою у острова Саво, в ходе которого его оба бортовых гидросамолета сбрасывали над противником осветительные бомбы и корректировали огонь кораблей своего соединения. Совместно с "Аоба”, "Како", "Кинугаса” и "Чокай” он потопил австралийский крейсер "Канберра", повреждений при этом не получил, выпустил 152 203-мм снаряда и восемь торпед. 11 августа 1942 г. 6-я дивизия возвратилась в Кавиенг и 20 августа перешла к острову Шортленд, а 23 августа она вышла в море для обеспечения перехода к Гуадалканалу крупного конвоя в составе Соединения Огневой поддержки (Группы прикрытия) вице-адмирала Микава. 25 августа оба бортовых гидросамолета "Фурутака” принимали участие в налете на аэродром Хендерсон. 26 августа г. корабль пришел в Рабаул, принял топливо, пополнил запасы и затем перешел к острову Шортленд.
11 октября 1942 г. "Фурутака” в составе соединения контр-адмирала Гото, вышел в море для обеспечения перехода к острову Гуадалканал крупного конвоя и обстрела аэродрома Хендерсон. На подходе к острову отряд японских кораблей был обнаружен американским оперативным соединением 64.2 (два тяжелых крейсера, два легких крейсера и пять эскадренных миноносцев). В ходе последовавшего боя, известного как бой у мыса Эсперанс, "Фурутака” получил несколько попаданий 152 и 203-мм снарядов с американских крейсеров "Сан Франциско”, "Солт Лейк Сити”, "Бойс” и "Хелена”. Они полностью разрушили башню 203-мм орудий №3 и торпедные аппараты левого борта. Взрыв торпед в последнем вызвал пожар на спардеке, который привлек внимание противника. В результате крейсер получил еще ряд попаданий 203-мм снарядов, разрушивших три машинных отделения (из четырех), что привело к полной потере хода. Спустя два часа безуспешной борьбы за живучесть поступил приказ командира покинуть корабль. На эсминец "Хацуюки” перешли оставшиеся в живых 518 человек. Через 15 мин "Фурутака” затонул. В ходе боя погибло 258 человек.

"Како”. После модернизации 1936-1937 гг. "Како” вошел в состав 6-й дивизии крейсеров Первого флота и до 1941 г. оставался во Внутреннем японском море, за исключением периода с 12 февраля по 30 марта 1940 г., когда он обеспечивал операции армии в южном Китае и участвовал в торжествах по случаю 2600-летия нации, проходивших в ноябре 1940 г.
30 ноября 1941 г. крейсер направился к островам Бонин(на якорную стоянку Хахо-Дзима), где перешел в распоряжение командующего Четвертым флотом.
4 декабря 1941 г. он вышел в море для обеспечения оккупации атолла Макин, островов Гилберта. Тарава и Гуам(в центральной части Тихого океана). 12 декабря 1941 г. "Како” пришел на якорную стоянку у острова Гуам. С 19-го(по другим данным, 20-го) корабль в составе 6-й дивизии крейсировал южнее острова Уэйк, обеспечивая его захват, затем он перешел в район западнее Филиппинских островов, откуда прикрывал Малайские конвои, базируясь на Кам-Рань.
15 января 1942 г. "Како” пришел на остров Трук и затем вышел в море для обеспечения высадки в Кавиенг и Рабаул. 30 января он прибыл в Рабаул, с 2-го по 4 февраля перешел в Малоелапи и 6 февраля бросил якорь на атолле Кваджелейн. 10 февраля "Како” возвратился на атолл Трук, где до марта 1942 г. на нем провели текущий ремонт корпуса и механизмов. С 2-го по 5 марта он в составе 6-й дивизии крейсеров совершил переход в Рабаул, откуда обеспечивал высадку в Лаэ и Саламауа (8 марта 1942 г., остров Новая Гвинея), на острова Бука (10 марта 1942 г.), Бугенвиль, Шортленд (29 марта 1942 г..Соломоновы острова) и на Манус (8 апреля 1942 г., острова Адмиралтейства). 10 апреля корабль возвратился на Трук, где поступил в распоряжение командующего Соединением поддержки Сил вторжения в Порт-Морсби (Группы прикрытия) контр-адмирала Гото.
1 мая 1942 г. соединение Гото (6-я дивизия крейсеров и 2-й дивизион эсминцев) вышло в море с авианосцем "Сехо”, который в районе между островами Вудларк и Рассел должен был отвлечь на себя возможные
удары американской авиации и осуществить поиск противника. 7 мая 1942 г. "Сехо" был потоплен, и 6-я дивизия перешла в район острова Бугенвиль, где продолжила крейсерство. 12 мая "Како" сел на риф к северу от острова Бука. Его удалось стащить 13 мая. В сопровождении крейсера "Аоба" корабль 16 мая 1942 г. пришел на атолл Трук. Повреждения корпуса оказались незначительными, и их решили устранить в ходе текущего ремонта в Метрополии.
После ремонта 16 июня 1942 г. "Како” вновь вошел в состав 6-й дивизии, пополнил запасы топлива, вышел в море и 23 июня прибыл на атолл Трук. С 30 июня по 5 июля 1942 г. он перешел в Киета и 6 июля направился к острову Сан-Изабель, где простоял с 7-го по 15 июля, затем перешел в Кавиенг, с заходом в Рабаул(22 июля 1942 г.). В Кавиенге крейсер находился с 26 июля по 7 августа 1942 г. В июле 1942 г. 6-ю дивизию передали в распоряжение командующего Восьмым флотом. 9 августа 1942 г. "Како” принимал участие в бою у острова Саво. в ходе которого совместно с "Аоба”, "Кинугаса” и "Чокай" он потопил американские крейсера "Куинси" и "Винсенс”. "Како” повреждений не получил, выпустив по противнику 192 203-мм снаряда и восемь торпед. Однако 10 августа 1942 г. отходившую в Кавиенг 1-ю дивизию обнаружила и атаковала американская подводная лодка S44. Из четырех выпущенных торпед в правый борт "Како" попало три. Крейсер перевернулся и затонул в течение пяти минут на подходах к острову Симбари. На корабле погибло 70 чел. Часть оставшихся в живых подобрали корабли 6-й дивизии крейсеров, часть 11 августа 1942 г. эсминец "Юдзуки".

Список источников:


  1. Журнал "Боевые корабли мира" Ю.И.Александров "Тяжелые крейсера Японии" часть 1я ИСТФЛОТ Самара 2007 год
  2. Журнал "Бриз" №8 1996 год. Санкт-Петербург ("РАЗВИТИЕ КРЕЙСЕРОВ КЛАССА "А” ЯПОНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА” Часть 2/1. "Крейсера класса "А” типа "Furutaka”. (перевод с англ. Dr. E.Lacroix "The Development of the "А-Class” Cruisers in the Imperial Japanise Navy”, "Warship International”, N.1/1979.))
Категория: Флот Межвоенный период | Добавил: Sherhhan (06.01.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
Просмотров: 4012 | Теги: Како, Kako, Furutaka, Фурутака, тяжелый крейсер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]