Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Япония » Флот Межвоенный период

Тяжелый крейсер класса "А" типа "Aoba"(Аоба)
Тяжелые крейсера типа Аоба(«Aoba» и «Kinugasa»)

Проектирование и строительство
3 июля 1922 года премьер и морской министр Томосабуро Като объявил Японии "Программу ограничения военно-морских вооружений”, которая предполагала в дополнение к 18 кораблям, санкционированным к постройке в феврале-марте, заказать ещё 59 кораблей, включая 2 крейсера по 7100 т и 4 по 10000 т стандартного водоизмещения. Первая пара по 7100 т (7500 т нормального водоизмещения) должна была повторять крейсера типа "Фурутака, заказанные в июне, чтобы образовать с ними однородную эскадру из четырех кораблей.
Постройку кораблей санкционировала 46-я сессия японского парламента (с 27 декабря 1922 г до 27 марта 1923 г.) в рамках "Новой кораблестроительной программы по замене кораблей по условиям Вашингтонского договора 1923 года”. Крейсера по 7100 т были названы крейсерами "среднего типа №1 и №2”. Средства на постройку выделялись под статьей "Затраты на строительство вспомогательных боевых кораблей”, входящей в раздел "Затраты на строительство боевых кораблей” чрезвычайного бюджета, начиная с 12-го финансового года (1923-1924 гг.). Оценочная стоимость 7100-тонного крейсера составила 15 млн йен.

Как крейсера 1-го класса, оба корабля получили названия по именам гор. Крейсер "класса А" №3 назвали по имени горы Кинугасасан в префектуре Киото, а крейсер "класса А" №4 - по имени горы Аобасан в префектуре Мийяги. Оба имени использовались в японском флоте впервые, хотя ранее так собирались назвать 8000-тонные крейсера программы "Флот 8-8” в 1920 году.
"Средний крейсер класса А” № 1 "Кинугаса” заложили 23 января 1924 г. на верфи №541 компании Кавасаки в Куре, спустили 24 октября 1926 г., "средний крейсер класса А” № 2 — "Аоба” заложили 4 февраля 1924 г. на верфи № 400 компании Мицубиси в Нагасаки. "Аоба” был укомплектован 20 августа 1927 г., а "Кинугаса” — 30 сентября 1927 г. Оба крейсера должны были относиться к типу "Фурутака”, но из-за введенных в процессе их постройки значительных изменений проекта их официально стали называть крейсера типа "Аоба”. После подготовки проекта 10000-тонных крейсеров (будущих крейсеров типа  "Mиоко”) контр-адмирал Ю. Хирага был послан за границу, а место начальника подотдела Базового проектирования занял его заместитель капитан 2 ранга Фудзимото.
МГШ настаивал на установке на новых 7100-тонных крейсерах двухорудийных башен главного калибра. "Фурутака” и "Како” находились уже в высокой степени готовности, но Фудзимото согласился изменить "Кинугаса” и "Аоба”, а также установить на них более мощные 120-мм зенитные орудия "типа 10 года” и катапульты. В 1926 году недостатки достроенных "Фурутака" и "Како”, такие, например, как малая высота дымовых труб и неудобная структура носовой надстройки, стали очевидны, и их нельзя было не учесть при достройке "Аоба” и "Кинугаса”. Все это привело к изменению первоначального проекта.

Основные отличия между типами "Аоба" и "Фурутака” заключались в следующем:
Было подсчитано, что модификации, на которых настаивал МГШ, увеличат водоизмещение на испытаниях с 8586 до 8910 т (всего на 360 т), что потребует специальных мер для увеличения прочности корпуса и сохранения нужной остойчивости. Несколько отличались размерения и коэффициенты корпуса. При водоизмещении для испытаний 9820 т длина по ватерлинии у "Аоба” составила 183,58 м, ширина 15,83 м, средняя осадка 5,71.
В 1925 году еще не знали о перегрузке "Фурутака'' и "Како”, поэтому после достройки водоизмещение с 67% запасов достигло 9820 на "Аоба” и 9930 т на "Кинугаса”. Такая перегрузка привела к увеличению средней осадки с 4.496 м до 5,71 и 5,72 м. На 1,22 м (4 фута) уменьшилась высота надводного борта, высота броневого пояса над ватерлинией, уменьшились скорость и дальность плавания.
Значительно ухудшалась и остойчивость (метацентрическая высота и диапазон остойчивости оказались хуже, чем у "Фурутака”), отчасти из-за понижения метацентра при увеличении осадки, но в основном из-за увеличения "верхнего” веса. Эта была цена, которую пришлось заплатить за двухорудийные башни, 120-мм зенитки, катапульту и дополнительные кормовые надстройки.

Вооружение
200-мм/50-калиберные орудия "типа 3 года” были установлены в двухорудийных башнях модели "С", которые спроектировал инженер С.Хада. Эти принятые на вооружение в 1926 году установки имели угол возвышения орудий 40°, что обеспечивало дальность стрельбы 26700 м, и включали башни с главным (боевым) и нижним (энергетическим) отделениями, центральным столом, вращающимся вместе с орудийной платформой. Центральный стол проходил вниз до самого двойного дна. Боевое отделение башни защищалось 25-мм плитами стали НТ.
Как и на типе "Фурутака”, снарядные и зарядные погреба размещались на одном уровне под складской палубой. Поэтому подъемники, проходящие внутри центрального ствола башни, опускались в одно и то же перегрузочное отделение под этой палубой.
Установка 157-тонных двухорудийных башен вместо одноорудийных "полубашен” модели "А” позволила увеличить дальность стрельбы, повысить скорострельность (теоретически 5 выстр./мин., практически 0,67 при максимальном возвышении), снизить утомляемость прислуги, особенно работающей на подаче боезапаса, сделать подачу более надежной и защищенной. Однако это привело к увеличению веса почти на 126 т. А после испытательных стрельб корпус и палубу вокруг кормовой башни пришлось дополнительно укреплять.

На корабли установили по четыре 120-мм/45-калиберных зенитных орудия "типа 10 года”, появившихся на флоте в 1926 году. Сначала они использовались в одиночных установках модели "В" без щитов (вес с орудием 7,8 т), с ручным обслуживанием. Дальность стрельбы по горизонтали составила 15600 м и 10065 м по вертикали при максимальном угле возвышения 75°. Скорострельность 10-11 выстр./мин. Скорость горизонтального наведения 10 град/с, скорость вертикального наведения 6,5 град/с.
На время готовности этих крейсеров 120-мм орудия обеспечивались снарядами 3 типов; все были приняты на вооружение в 1926 году, имели заряд в латунной гильзе и головной взрыватель двойного действия (30 или 50 с).

Авиационное вооружение
Хотя оба крейсера укомплектовали в сентябре 1927 года без катапульт, возможность ее установки предусмотрели при изменении проекта в 1925 году. В мае 1928 года в Хиросимской бухте успешно закончились испытания катапульты "типа Куре”, установленной в носовой части палубы старого броненосца "Асахи”, с которой запускался гидросамолет "типа 15". В конце месяца катапульту "типа Куре №1”, работающую на сжатом воздухе, установили на "Кинугасе”, который и стал первым кораблем императорского японского флота с катапультой. Ровно через год такую же катапульту установили в Йокосуке на "Аоба”. В 1929 году оба крейсера получили по гидросамолету "типа 15”Е2№1, которые находились на них до конца 1931 года. Еще через год крейсера получили гидросамолеты "типа 90 №2”Е4№2, которые несли службу до конца 1936 года.
Системы управление стрельбой крейсеров типа "Аоба" отличались от системы управления крейсеров типа "Фурутака”: вспомогательный пост управления стрельбой главного калибра и кормовые 3.5-метровые дальномеры "типа 14” размещались за грот-мачтой; кормовые 90-см прожекторы типа "SU” для уменьшения взаимного влияния разнесли дальше друг от друга: левый стоял между трубами, а правый перед самой грот-мачтой; из-за возросшей дальности стрельбы в башнях №2 и №3 установили дополнительные 6-метровые дальномеры "типа 14” (бинокулярного совмещающего типа) с дальностью действия 35000 м; на дистанции 25000 м ошибка составляла 235 м, на 20000 м — 191 м и на 10000 м — 48 м.

Энергетическая установка
"Кинугаса” имел турбозубчатые агрегаты типа Кавасаки-Кертис, идентичные турбозубчатым агрегатам на "Како”, а "Аоба” — турбозубчатые агрегаты типа Мицубиси-Парсонс, как и "Фурутака”. На ходовых испытаниях "Кинугаса” достиг максимальной скорости 34,5 узла при мощности 106000 л.с. и водоизмещении, чуть меньше 9000 т.
Максимальная ёмкость угольных ям и нефтяных цистерн позволяла принять 400 т угля и 1400 т нефти, что по проекту должно было обеспечить 7000-мильную дальность плавания на 14 узлах. Поскольку на новых крейсерах установили более мощные вспомогательные механизмы, мощность электрических генераторов повысили с 315 кВт (на типе "Како”) до 450 кВт (2 по 90 и 2 по 135 кВт).
Вместо паровых приводов рулей, установленных на крейсерах типа "Како”, на "Аоба" применили электрогидравлические. Подачу масла под давлением обеспечивали насосы с электроприводом типа У. Дженни на "Аоба” и типа Хеле-Шо на "Кинугаса”. Передача вращения от установленного на мостике штурвала осуществлялась с помощью телемотора.

Экипаж
По проекту экипаж состоял из 45 офицеров и 577 унтер-офицеров и рядовых, всего 622 человека. Реально до 1938 года экипаж насчитывал в среднем 643 человека, изменяясь в зависимости от условий (флагман или нет) от 632 до 647 человек.

Ремонты и модернизации
С момента ввода в строй на этих крейсерах в 1930 году пневмокатапульту (№1) заменили пороховой — "типа Куре №2 модели 1”, принятой на вооружение 1 мая 1930 года. 120-мм зенитные артустановки "В” заменили установками со щитом и электрогидравлическим приводом модели "В ", для которых пришлось сделать небольшие спонсоны. В 1932 году по бокам носовой надстройки установили спонсоны для двух счетверенных установок 13,2-мм автоматов "типа Гочкис” на тумбах с ручным обслуживанием (общий вес 1163 кг), которые импортировались из Франции и с 4 февраля 1933 г. назывались "13-мм счетверенные установки типа "Хо””.
В 1936 г. зарядные подъемники "толкающего типа” заменили "ковшовыми”, состоящими из латунного ковша, прикрепленного к "бесконечному” тросу с приводом от гидроцилиндров, зубчатых реек и тросовых лебедок. Такой подъемник мог подать заряд из перегрузочного отделения башни в боевое за 4 сек. Ковшовый подъёмник был гораздо пожаробезопаснее, хотя и медленнее, толкающего.
В ходе модернизации 1938-1940 гг. на крейсерах увеличили ширину корпуса (для повышения остойчивости) за счет установки бортовых булей, часть объема которых заполнили стальными водонепроницаемым трубами, а другую использовали в качестве топливных танков или в системе контрзатопления; демонтировали котлы смешанного отопления (в котельном отделении №№ 6 и 7), а вместо них установили нефтяные; 200-мм орудия "тип 3 года № 1 ” заменили на 203,2-мм орудия "тип 3 №2” и полностью переделали систему управления огнем, соответствующим образом перестроив надстройки, усовершенствовали систему хранения и подачи артиллерийских боеприпасов; на платформах вокруг кормовой дымовой трубы установили восемь (4 двухствольных) 25-мм зенитных автоматов с колонками прицельного визира "тип 95”; число
13,2-мм пулеметов сократили до четырех (2 двухствольных), неподвижные траверзные торпедные аппараты заменили на две палубные четырехтрубные установки, а катапульту "Куре 2” мод. 1 заменили на "Куре 2” мод. 5; на грот-мачте смонтировали подъемный кран для обслуживания гидросамолетов "тип 94” мод. 2 (Е7№2).

В марте 1941 г. на верфи флота в Куре на "Аоба”, а в сентябре на "Кинугаса” провели доковый ремонт. 22 октября 1942 г. поврежденный "Аоба” пришел в Куре. С 24 октября 1942 г. по 15 февраля 1943 г. на верфи флота демонтировали кормовую башню 203,2-мм орудий, ее барбет сверху зашили 25-мм броневой плитой, на которую установили три одноствольных 25-мм зенитных автомата, на платформе носовой надстройки 13,2-мм пулемета заменили на три одноствольных 25-мм зенитных автомата, усовершенствовали систему управления зенитным огнем.
Следующий большой ремонт боевых повреждений был выполнен с 1 августа по 14 ноября 1943 г. Восстановили кормовую башню главного калибра, установили радиолокационную станцию (РЛС) "типа 21”, до 15 (3 одноствольных и 6 двухствольных) увеличили число 25-мм зенитных автоматов, сняли один прожектор и заварили иллюминаторы.
С 2-го по 25 июля 1944 г. на верфи базы флота Селетар (Сингапур) провели текущий ремонт корпуса и механизмов, до 42 (5 трехствольных; 6 двухствольных; 15 одноствольных) увеличили число 25-мм зенитных автоматов.
В конце 1944 г. поврежденный корабль снова пришел в Куре, где на верфи флота с 12 декабря 1944 г. по 25 февраля 1945 г. провели доковый ремонт, на платформах вокруг грот-мачты дополнительно установили 12 (4 трехствольных) 25-мм зенитных автоматов.

Служба
В день укомплектования "Аоба” был приписан к морскому округу Йокосука, а "Кинугаса” к округу Сасебо. В 1932 году обоих перевели в округ Куре, к которому они были приписаны вплоть до исключения из списков флота: 15 декабря 1942 года "Кинугаса” и 20 ноября 1945 года "Аоба”.
Оба крейсера присоединились к 5-й эскадре 1 декабря 1927 года, "Кинугаса” стал флагманом (одна узкая белая полоса на кормовой трубе), а "Аоба"— 2-м кораблем (2 полосы). 30 ноября 1928 года они поменялись местами — флагманом 5-й эскадры стал "Аоба”. С 1 декабря 1930 года "Кинугаса” и с 1 декабря года "Аоба” до 1 декабря 1932 года находились в резерве.
В апреле 1933 года оба крейсера вместе с "Како” провели учебные стрельбы по исключенному из списков флота старому крейсеру "Тоне”, чтобы испытать новые взрыватели для 200-мм снарядов "коммой”. 19 мая оба корабля передали в 6-ю эскадру ("Аоба” — флагман), а с 15 ноября 1935 года по 30 ноября следующего года они состояли в 7-й эскадре. Во время больших маневров весной 1936 года они провели стрельбы главным калибром: на дистанции 19800 м разброс залпов составил в среднем 180-230 м, тогда как разброс у крейсеров типа "Миоко”, стрелявших на дистанцию 20000-22000 м, составил 280-330 м. 1 декабря оба корабля поставили в резерв — в эскадру береговой обороны Куре, в которой они состояли до начала комплексной модернизации на верфи Сасебо, проводившейся с 1938 по 1940 г.
После модернизации оба крейсера вошли в состав 6-й дивизии крейсеров Первого флота и до 1941 г. оставались во Внутреннем Японском море. 30 ноября 1941 г. "Аоба” (флаг контр-адмирала Гото) и "Кинугаса” направились к островам Бонин (на якорную стоянку Хахо Дзима), где перешли в распоряжение командующего Четвертым флотом. 4 декабря 1941 г. он вышел в море для обеспечения оккупации атолла Макин, островов Гилберта, Тарава и Гуам (в центральной части Тихого океана). 12 декабря крейсера пришли на якорную стоянку у острова Гуам.

С 19-го (по другим данным, 20-го) по 24 декабря корабли в составе 6-й дивизии крейсировали южнее острова Уэйк, обеспечивая его захват. Затем "Аоба” и "Кинугаса” перешли в район западнее Филиппинских островов, откуда прикрывали Малайские конвои, базируясь на Кам-Рань. 15 января 1942 г. они пришли на остров Трук, а 18-го вышли в море для обеспечения высадки в Кавиенг и Рабаул и 30 января пришли в Рабаул. С 2-го по 4 февраля 1942 г. корабли перешли в Малоелап, 6-го на атолл Кваджелейн и 10 февраля возвратились на остров Трук, где до марта 1942 г. на них провели текущий ремонт корпуса и механизмов. С 2-го по 5 марта крейсера в составе 6-й дивизии совершили переход в Рабаул, откуда обеспечивали высадку в Лаэ и Саламауа (8 марта 1942 г., о. Новая Гвинея), на острова Бука (10 марта 1942 г.), Бугенвиль, Шортленд (29 марта 1942 г., Соломоновы острова) и на Манус (8 апреля 1942 г., острова Адмиралтейства).
10 апреля корабли возвратились на Трук, где вошли в состав Соединения поддержки ("Аоба” — флагман) Сил вторжения в Порт-Морсби (Группы прикрытия) контр-адмирала Гото. 1 мая 1942 г. соединение Гото (6-я дивизия крейсеров и 2 эсминца) вышло в море с авианосцем "Сехо”(«Shoho»), который в районе между островами Вудларк и Рассел должен был отвлечь на себя возможные удары. После навигационной аварии с крейсером "Како” корабли находились в его охранении. В июле 6-ю дивизию передали в распоряжение командующего Восьмым флотом. 3 мая 1942 г. в ходе битвы в Коралловом море «Kinugasa» осуществлял дальнее прикрытие захвата о.Тулаги (Соломоновы о-ва), в дальнейшем эскортировал авианосец «Shoho». После боя крейсер сопровождал поврежденный авианосец «Shokaku» на Трук.  3 августа 1942 г. он вышел в море в составе Соединения Огневой поддержки (Группы прикрытия) вице-адмирала Микава для обеспечения перехода к Гуадалканалу крупного конвоя.
9 августа 1942 г. корабли приняли участие в сражении у острова Саво, где вместе с крейсерами "Фурутака” и "Чокай” ("Текай”) потопили австралийский крейсер "Канберра”, американские крейсера "Куинси” и "Винсенс” и повредили тяжелый крейсер "Чикаго”. «Аоба» принял активное участие в бою у о.Саво, в ходе которого он израсходовал 182 203-мм снаряда и 13 торпед. В крейсер попал один снаряд неустановленного калибра, разбивший две трубы торпедного аппарата левого борта и повредивший одну торпеду. Кроме того, возник пожар, но он был быстро потушен. Потерь среди экипажа не было, за исключением пилотов бортового гидросамолета, погибших вместе со своим летательным аппаратом. 9 августа «Kinugasa» принял активное участие в бою у о.Саво, в ходе которого он израсходовал 185 203-мм снарядов и 8 торпед. В крейсер попало два снаряда — 203-мм с крейсера «Vincennes» в машинное отделение №1 и 127-мм с эсминца «Patterson» в кладовую правого борта. Первое из них могло быть очень опасным, но снаряд не взорвался, в итоге на «Kinugasa» погиб 1 человек и еще 1 был ранен. Повреждения были отремонтированы в Кавиенге 10—17 августа.

25 августа 1942 г. бортовые гидросамолеты с кораблей принимали участие в налете на аэродром Хендерсон, а 26-го крейсера пришли в Рабаул, приняли топливо, пополнили запасы и затем перешли к острову Шортленд. 11 октября 1942 г. корабли снова вышли в море в составе соединения контр-адмирала Гото для обеспечения перехода к острову Гуадалканал крупного конвоя и обстрела аэродрома Хендерсон.
На подходе к острову отряд японских кораблей был обнаружен американским оперативным соединением 64.2 (два тяжелых крейсера, два линкора и пять эсминцев). В ходе последовавшего боя, известного как бой у мыса Эсперанс. Являясь флагманом контр-адмирала А. Гото и возглавляя колонну японцев, «Аоба» принял на себя первый удар, да и в дальнейшем освещенный пожарами крейсер представлял собой хорошую мишень, чем американцы и воспользовались. Корабль был тяжело поврежден, получив всего, по разным оценкам, от 24 до 40 попаданий снарядами калибром от 127 до 203 мм. Был разрушен мостик, выведена из строя башня №2, полностью уничтожена башня №3, повреждена катапульта и 4 котла в котельном отделении №2, а также нанесены другие повреждения. Получил смертельное ранение контр-адмирал Гото, кроме того, погибли еще два офицера его штаба и 76 (по другим данным 78) человек экипажа «Аоба», в том числе 5 офицеров. "Аоба" потопил американский эсминец "Дункан" и добился попаданий в "Бойс” и "Солт Лейк Сити". «Kinugasa» в отличие от других японских крейсеров избежал серьезных повреждений от четырех попавших в него снарядов, в то время как ее собственный огонь был точен — два снаряда попали в американский тяжелый крейсер «Salt Lake City» и восемь — в легкий крейсер «Boise», едва не утопив последний — один из снарядов попал в погреб главного калибра американца, и только хлынувшая в пробоину вода, потушив возникший пожар, спасла корабль. Кроме того, «Kinugasa» претендует еще на несколько попаданий в американские эсминцы «Duncan» и «Farenholt». 15 октября крейсер обстреливал аэродром Хендерсон-Филд (о.Гуадалканал) и прикрывал очередной «Токийский экспресс» на остров. Во время обстрела «Kinugasa» вместе с «Chokai» выпустили 752 203-мм снаряда.
 
12 октября 1942 г. "Кинугаса” возвратился на остров Шортленд, где 16-го возглавил 6-ю дивизию крейсеров. С 13-го по 15 октября "Кинугаса” вместе с тяжелям крейсером "Чокай” выходил в море для обстрела аэродрома Хендерсон (в ночь с 14-го на 15 октября 1942 г.), с 24-го по 26 октября и с 1-го по 5 ноября 1942 года — для обеспечения перехода конвоя к острову Гуадалканал, причем в первом случае в ночь на 25 октября он обстрелял позиции американской морской пехоты в районе Лунга-Пойнт. 13 ноября "Кинугаса” вновь вышел в море в составе соединения вице-адмирала Микавы для обстрела аэродрома Хендерсон. В ночь на 14 ноября японский отряд обстрелял аэродром и уничтожил 18 самолетов, но не повредил взлетно-посадочную полосу. По другим данным, "Кинугаса" вышел с острова Шортленд для поиска людей с погибших в ночном бою кораблей и присоединился к соединению Микавы только с рассветом 14 ноября 1942 г.
В тот же день во время налета американской базовой авиации в его носовую надстройку попала тяжелая бомба, пробила все палубы и взорвалась ниже ватерлинии. Часть отсеков "Кинугаса” заполнилась водой, образовался крен на левый борт и возник пожар. Через 30 минут (по другим данным, через час) корабль вновь был атакован авиацией противника. После ряда близких разрывов бомб (или одной тяжелой бомбы), кормовые отсеки заполнились водой, и через два (по другим данным, через три) часа крейсер опрокинулся на левый борт и затонул к юго-западу от острова Ревдова. На "Кинугаса" погибло 511 чел. Эсминцы "Макигумо" и "Кадзегумо” подобрали из воды 146 чел.

"Аоба” 22 октября 1942 г. пришел в Куре, где и проходил ремонт до 15 февраля 1943 г. Затем крейсер вновь передали в распоряжение командующего Восьмым флотом. 3    апреля на якорной стоянке недалеко от Кавиенга «Аоба» попал под налет американских бомбардировщиков В-17. В результате нескольких близких разрывов и одного прямого попадания 227-кг бомбой, сдетонировали две торпеды в торпедном аппарате правого борта. От этого начался пожар в машинном отделении №2. Во избежание гибели корабля от прогрессирующего затопления «Aoba» посадили на мель с креном 6' на левый борт. Заделка пробоин и откачка воды продолжались до 20 апреля, после чего корабль на буксире крейсера «Sendai» отвели на Трук, где в течение трех месяцев (с 25 апреля по 25 июля) продолжался временный ремонт и с 1 августа по 24 ноября 1943 г. вновь ремонтировался в Куре. Затем корабль передали в распоряжение командующего Южным Экспедиционным флотом.
С конца февраля 1944 г. "Аоба" вошел в состав 16-й дивизии крейсеров. В марте доставлял армейские части на остров Ява и на Филиппины, затем перевозил различные грузы в Баликпапан (4 апреля 1944 г.) и Таракан (9 апреля 1944 г.).
20 апреля 1944 г. с грузом продовольствия он направился в Давао и 23-го подобрал из воды остатки экипажа погибшего на минах эсминца "Амагири”.
27 апреля 1944 г. "Аоба” прибыл в Давао и 28-го направился к острову Таракан, где простоял с 29 апреля по 13 мая 1944 г. Затем, базируясь на острове Таракан, он совершил транспортные рейсы в Давао (14-19 мая 1944 г.) и Соронг (20-24 мая 1944 г.).
30 мая 1944 г. на "Аоба” поднял флаг контр-адмирал Саконджу, руководивший операцией по доставке подкреплений на остров Биак (у Новой Гвинеи). Она проводилась в период с 31 мая по 9 (по другим данным, 10) июня и закончилась неудачей из-за противодействия американских кораблей. 9 июня 1944 г. корабль пришел в Соронг и 11-го в порт Батджен, где простоял до 14 июня, ожидая очередной попытки прорыва к острову Биак. После отмены операции "Аоба” возвратился в Сингапур с заходом в Бангка-Роудз, Целебес и Макассар.
С 2-го по 25 июля 1944 г. на верфи базы флота Селетар (Сингапур) провели текущий ремонт корпуса и механизмов, до 42 ед. (5 трехствольных; 6 двухствольных, 15 одноствольных) увеличили число 25-мм зенитных автоматов. После ремонта из Добэ "Аоба” перешел в Линга-Роудз, где простоял до 21 октября 1944 г. В сентябре 1944 г. его включили в состав Первого диверсионного ударного соединения (1-YB), но после начала Филиппинской кампании корабль вместе с легким крейсером "Кину” образовал Транспортное соединение, призванное перевозить армейские части с Суматры на Филиппины. 21 октября 1944 г. оба крейсера в сопровождении эсминцев вышли из Линга-Роудз и 22-го разгрузились в Маниле.

23 октября на переходе к острову Суматра отряду было приказано присоединиться к Соединению 2-YB. 23 октября в 4.30, находясь в точке с координатами 14' с.ш., 119"27' в.д. на пути на Филиппины, крейсер получил попадание торпеды с американской ПЛ «Bream» (SS-243) в машинное отделение №2. Оно быстро заполнилось водой вместе с соседними помещениями, и «Аоба» получил крен 13° на правый борт. Но экипажу удалось удержать корабль на плаву, и вечером того же дня крейсер «Кину» отбуксировал лишенного хода «Аоба» в Манилу, где до 29 октября продолжался экстренный ремонт. За это время крейсер дважды подвергался атакам американских палубных самолетов, но дополнительных серьезных повреждений корабль избежал.
28 декабря 1944 г. "Аоба” вывели в резерв. С 20 июня 1945 г. его использовали как плавучую зенитную батарею, списав большую часть экипажа на берег. 24 августа 1945 г. во время налетов американской палубной авиации (с авианосцев оперативного соединения 38) 227-кг бомба попала в левый борт носовой оконечности корабля. Ее взрыв привел к затоплению четырех отсеков.
Другая бомба, весом 908 кг, взорвалась рядом с кормовым машинным отделением левого борта. В результате был разрушен бортовой буль, и нарушена герметичность корпуса. Неправильные действия экипажа привели к затоплению всех машинных отделении и части котельных отделений (по другим данным, заполнились водой только два машинных отделения, остальные были затоплены из-за фильтрации переборок к 26 июля). Корабль сел на грунт и получил крен на правый борт.
28 июля 1945 г. в результате очередного налета американской авиации "Аоба” получил четыре прямых попадания 227-кг бомб (по другим данным, семь). Взрывами были разрушены носовая надстройка, палуба в районе грот-мачты, и корма, вплоть до башни 203,2-мм орудий № 3, отломилась. Экипаж покинул корабль, предварительно демонтировав все ценное оборудование. 18 сентября 1945 г. во время тайфуна корпус "Аоба” получил дополнительные повреждения и заполнился водой на 3/4 своей длины.
В апреле 1946 г. корабль подняли и отбуксировали в Харима (бывшая верфь флота в Куре), где с 19 ноября 1946 по 1 июля 1947 г. разобрали на металл.

Список источников:


  1. Журнал "Боевые корабли мира" Ю.И.Александров "Тяжелые крейсера Японии" часть 1я ИСТФЛОТ Самара 2007 год
  2. "Война на море.Уникальная Энциклопедия" (под ред. Пятянина,Дашьяна,Балакина) "Все крейсера Второй Мировой" Москва. Яуза "ЭКСМО",2012 год
Категория: Флот Межвоенный период | Добавил: Sherhhan (06.01.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
Просмотров: 1624 | Теги: Kinugasa, Aoba, Аоба, Кинугаса, тяжелый крейсер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]