Меню сайта
Классы техники
облако тегов
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436
Web Money R393469303289
Поиск статей
Друзья сайта
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Межвоенный период |
САУ СУ-18
СУ-18 (Самоходная Установка) — Советская самоходная артиллерийская установка на шасси легкого танка Т-18(МС-1). САУ осталась только на документах и чертежах, не было ни её прототипа, ни тем более её массового производства. По всем тактико-техническим характеристикам, кроме вооружения и массы, СУ-18 схожа с Т-18, так как основывалась на шасси этого легкого танка: СУ-18 не имела башни(т.к. являлась САУ) и имела 76,2-мм полковую пушку. Проект САУ не приняли, т.к. выяснилось, что такая маленькая масса не могла выдержать выстрела 76,2-мм пушки, при том имея расчет, и не меняя кардинально само шасси. Позже проект маленькой САУ решили перенести на уже более крупный танк Т-19. До настоящего времени принято считать, что вопросом создания САУ в Советском Союзе стали вплотную заниматься только после "знакомства” на поле боя с немецкими 75-мм самоходками StuG III, однако это далеко не так. Работы в этом направлении начались ещё в 1924 году, только в то время предлагалось использовать в качестве основы тракторное шасси (за неимением подходящих танковых). С появлением Т-18 и Т-27 проектирование САУ перешло на новый качественный уровень. Так как ходовая часть "малого танка сопровождения”, как впрочем и танкетки, не была приспособлена для установки крупнокалиберных орудий, на них планировали установить пушки калибром 37 – 76,2-мм. На состоявшемся весной 1930 года совещании в ГАУ(Главное артиллерийское управление) этот вопрос был озвучен вновь и 2 октября РВС СССР принял "Постановление РВС(Революционный военный совет) об опытной системе бронетанкового вооружения в части самоходных артиллерийских установок. В нём предписывалось заводам и конструкторским бюро спроектировать и изготовить к 1 октября 1931 года несколько разнотипных боевых машин, включая шесть самоходных установок. О таких машинах говорилось следующее. "... - танкетку, аналогичную по характеристикам пулеметной танкетке сопровождения, но с вооружением в виде одной 37-мм пушки БМ. Назначение танкетки - противотанковая борьба с танками противника; - самоходную пушку (артиллерия сопровождения) механизированных частей. Назначение - подготовка и поддержка танковой атаки, борьба против танков. Шасси малого танка Калибр 76мм. Вес не более 7,5тн. Скорость хода 25-30 км/ч. Броня 7-10 мм. Угол возвышения не менее 30 гр. Горизонтальное наведение не менее 12 гр. - самоходную дивизионную пушку поддержки. Назначение - подготовка и поддержка атаки пехоты, борьба с заграждениями, укреплениями и огневыми точками. Шасси среднего трактора. Вес 7,5-9 т, скорость хода 20-25 км/ч, броневая защита - орудийный щит толщиной 7-8мм, вооружение 76,2-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. Установка должна перевозить 3-4 человек команды и 40 выстрелов. Рассмотреть вопрос возможности создания на том же шасси 122-мм самоходной гаубицы. - самоходную зенитную пулеметную установку. Назначение – охрана частей на походе и в бою от нападения авиации (бреющий полет). Шасси малого танка, или среднего трактора. Вес 77,5 тн. Скорость хода – 25-30 км/ч. Броня – 7-10 мм. Вооружение - универсальный четырехствольный станковый пулемет калибром 7,62-мм. Установка должна перевозить не менее 2-х человек команды и 4000 патрон. - самоходную зенитную пушечную установку. Назначение - оборона механизированных и пехотных частей на походе и в бою от легкой и бомбардировочной авиации, а также подвижное противотанковое средство большой досягаемости. Шасси малого танка, или среднего трактора. Вес 7-7,5 т. Скорость хода - 25-30 км/ч. Броня - 7-10 мм. Вооружение - спаренная 37-мм зенитная пушка. Установка должна перевозить не менее 2-х человек орудийных номеров и 100 выстрелов. - самоходную зенитную пушечную установку большой досягаемости. Назначение - оборона штабов, мест развертывания резервов, узловых ж.д. станций от налетов вражеских тяжелых бомбардировщиков. Шасси - маневренный танк, или тяжелого трактора, вес 10-12 т., скорость - 15-20 км/ч, броня - 8-15мм...” Впрочем, ещё в ноябре 1929 года конструктор АНИИ К.М.Иванов по заказу УММ(Управление Механизации и Моторизации) РККА изготовил не только проект САУ сопровождения мотомехчастей на базе танка Т-18, но и транспортера боеприпасов к ней. В качестве прообраза был взят французский танк огневой поддержки Renault FT-17BS. Его советский аналог сохранял конструкцию серийного танка, но вместо башни в передней части корпуса устанавливалась высокая бронированная рубка по форме напоминающую усеченную пирамиду. В неё устанавливалась 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года, для уменьшения отката которой устанавливался щелевой дульный тормоз конструкции П.Н.Сячинтова. Боезапас самоходки составлял 4-6 выстрелов, пулеметное вооружение отсутствовало. Параллельно прорабатывались варианты установки 37-мм пушки большой мощности ПС-2 и 45-мм танковой пушки образца 1930 года (которая планировалась для установки на танки Т-24). Разработанный следом трактор-транспортер ("танк снабжения”) на базе Т-18 оборудовался бронеящиком с толщиной бронелистов 5-7 мм на 10 лотков для 50 снарядов калибра 76,2-мм или 16 лотками с 169 снарядами для 37-мм или 45-мм орудий, установленным в подбашенной коробке. Вместо снарядных лотков можно было перевозить эквивалентное количество цинковых патронных ящиков. Башня при этом демонтировалась, топливные баки убирались внутрь корпуса, а экипаж состоял из одного механика-водителя. Предполагалось, такие машины будут строиться из расчета одна на батарею (4 САУ). Рассмотрение и защита проектов состоялось в феврале 1930 года. Предложенные варианты самоходных орудий понравились военным. Был даже назначен срок реализации в металле САУ Т-18 – такое решение было принято 11 июня и оговаривало поставку опытного образца к 10 октября 1930 года, однако из-за малого возимого боезапаса и особенностей ходовой части и корпуса (узкая колея шасси и высокая центровка) от дальнейших работ по превращению Т-18 в самоходное орудие отказались. Было принято решение сосредоточиться на перспективном шасси танков сопровождения Т-19, а затем и Т-26. В течении 1931-1932 гг. предпринимались попытки приспособить Т-18 под самодвижущуюся ствольную повозку для 122-мм и 152-мм гаубиц. Ствол орудия устанавливался на танке-тягаче, а лафет мог транспортироваться на специальном прицепе. Первый же опыт с Т-18 оказался неудачным – один из танков загрузили балластом, равным по весу стволу 152-мм гаубицы обр.1910 г. с учетом прицепленного лафета, однако "транспортер” с трудом передвигался даже по шоссе, а на мягком грунте передвижение вообще становилось невозможным. Источник: http://treeoftanks.narod.ru/treeoftanks.files/ussr/art/su18.html | |
Просмотров: 4567
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |