Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Межвоенный период

Легкий танк БТ-ИС
Легкий танк БТ-ИС

История создания

Довольно интересные попытки повышения проходимости танков БТ и их живучести на поле боя были предприняты в начале 1930-х годов группой конструкторов-энтузиастов под руководством Н.Ф.Цыганова, молодого изобретателя-самоучки 4-го танкового полка Украинского военного округа.
Летом 1934 года он разработал автоматическую сцепку для танков Т-26, Т-27 и БТ, за что нарком обороны К.Е.Ворошилов наградил его золотыми часами и произвел из младшего командира в командира взвода. Выступая с речью перед 4-м танковым полком, Ворошилов отдал приказ - «создать новый движитель для танка БТ, с которым он может быть превращен в еще более грозную боевую машину».
Присутствовавший при этом командующий войсками Украинского военного округа (УВО) И.Э.Якир поручил выполнение задания наркома Н.Ф.Цыганову, в группу которого вошли М.Березкин, А.Бессонов, А.Данченко, В.Иткин, В.Красников, А.Куркин, С.Латманизов, В.Матюхин, Л.Орел, А.Подсолихин, Г.Федченко и П.Шинаев. Работая в течение четырех месяцев по 16-18 часов в сутки, они изготовили к апрелю 1935 года чертежи и модель в 1/5 натуральной величины танка БТ с новым движителем, имевшим 3 пары ведущих (2, 3, 4) и управляемых (1, 2, 4) колес.

Одновременно с проектом нового колесно-гусеничного движителя группа Цыганова выполняла чертежи и модель (также в 1/5 натуральной величины) танка БТ с гусенично-катковым движителем, состоявшим из шарнирно-катковой цепи и резиновой гусеницы. Согласно расчетам эта машина должна была развивать скорость до 105 км/ч, обладать бесшумным ходом и возможностью разворачиваться на месте. При разработке этих проектов переделке подвергалась только ходовая часть танков БТ-2 и БТ-5. Изобретение обоих движителей принадлежало Н.Ф.Цыганову (не имевшему, кстати сказать, специального технического образования), расчеты производили молодые инженеры В.Г.Матюхин и Л.А.Бессонов, а чертежные работы A.C.Полосухин и Г.А.Федченко. Ответственным руководителем работ являлся заместитель начальника политуправления УВО Н.Ф.Березкин.
О выполнении задания инженеры 4-го танкового полка рапортовали в письме на имя И.В.Сталина и К.Е.Ворошилова:
«Большевики, бойцы и командиры УВО докладывают Вам: Ваши указания об усовершенствовании движителя танков выполнены.
Мы дали изобретению имя: танк БТ-ИС (Иосиф Сталин). Вам т. Сталин принадлежит идея реконструкции движителя танка БТ в этом направлении.
Об этом нам рассказал наш любимый полководец-большевик командующий войсками УВО т.Якир. Он вызвал нас к себе и в длительной беседе разъяснил нам Вашу идею, рассказал о всем значении этого усовершенствованного движителя БТ для дела обороны страны и поставил задачу: спроектировать и построить новый движитель. Выполнить Вашу волю т. Сталин, в кратчайший срок для нас стало делом чести, делом партийного долга».

Почти одновременно с этим письмом 23 апреля 1935 года командующий войсками УВО И.Э.Якир направил наркому обороны К.Е.Воршилову рапорт, в котором сообщал следующее:
«После первомайского парада 1934 года т. Сталин указал на необходимость дальнейшего конструктивного улучшения танка БТ, в частности на необходимость изменения движителя танка и превращения всех его колес в ведущие и управляемые, при сохранении всех агрегатов танка, что должно значительно повысить боевую ценность машины.
Вы указали мне тогда на необходимость продумать и осуществить это указание т. Сталина. В УВО одним из молодых и талантливых изобретателей является командир взвода 4 тп тов. Цыганов.
Я лично вызвал тов.Цыганова, беседовал с ним и поставил задачу — продумать возможность конструктивного улучшения движителя в танках БТ. За 4 месяца было изготовлено 635 чертежей и 2932 детали спроектированной машины. Сейчас работа закончена. Изготовлены чертежи и модели двух новых типов движителя танка БТ.
Задача, поставленная тов. Сталиным, выполнена.

Первое изобретение т. Цыганова — «БТ-ИС». Танк БТ с измененным колесным движителем II, III и VI пары колес и I, II и IV пары управляемые. Проходимость на колесном ходу по пашне увеличилась в 4-5 раз. Танк способен преодолевать подъемы до 25 градусов. Радиус поворота на колесном ходу уменьшился вдвое (до 5-6 метров).
Второе изобретение т. Цыганова — танк БТ конструкции четвертого танкового полка. Движитель состоит из серии опорных катков, соединенных между собой шарнирной цепью Галля. Опора танка на катки осуществляется при помощи лыж, которые для предельной их гибкости сделаны составными из отдельных звеньев на шарнирах. Этот тип движителя дает машине скорость в 2 раза большую, нежели имеет танк БТ с обычными гусеницами при одном и том же моторе М-5.
Расчетная скорость на гусеницах — 105 км/ч. Машина обладает бесшумностью хода и прекрасной маневренностью, совершая полный поворот на месте вокруг центра одной из своих катковых цепей.
И I и II изобретения, при сравнительно небольших затратах могут быть применены на всех уже существующих типах машин БТ и, само собой разумеется, на всех машинах, находящихся в производстве. Конструктор изобретатель тов. Цыганов дал первому изобретению марку «БТ-ИС» (Иосиф Сталин).
Прошу: одобрить новый тип движителей БТ и дать указания промышленности о производстве опытного образца и серии указанных машин».

Получив рапорт Якира, Ворошилов уже 25 апреля 1935 года одобрил проекты и распорядился выделить необходимые средства на изготовление трех образцов каждого танка (БТ-ИС и БТ с гусенично-катковым движителем). При этом БТ-ИС предполагалось изготовить на ремонтном заводе № 48 под Харьковом, а постройку гусенично-каткового БТ поручили Опытному заводу № 185 в Ленинграде. Кстати, последний проигнорировал это, ссылаясь на загруженность другими заказами и отсутствие свободных конструкторов. Так что этот проект Цыганова остался только на бумаге и в модели.
Завод № 48 был создан в 1930 году на базе законсервированного сахарного завода путем достройки некоторых корпусов. По первоначальному плану его планировалось использовать как автосборочный, однако масштабы сборки были небольшими — в 1930 году собрали 100 автомобилей «Форд», в 1932-м - 33 мотоцикла «Харлей-Девидсон», из числа закупленных в Америке.
В 1932 г оду по решению правительства автосборочный завод переквалифицировали в ремонтную бронетанковую базу, которая в следующем году отремонтировала 23 танка, 11 мотоциклов и изготовила 473 несгораемых шкафа. С 1 июля 1933 года база вошла в состав Спецмаштреста как завод № 48. Основной задачей нового предприятия стал ремонт танков БТ.
Изготовление БТ-ИС взял под личный контроль начальник автобронетанковых войск Украинского военного округа комбриг Игнатов, изготовление машины осуществлялась в мастерских 45-го механизированного корпуса. Монтаж танка вели три бригады, руководимые Орлом, Богуславским, Донченко и Орлом. Сборка БТ-ИС была закончена к началу июня 1935 года, после чего машина поступила на испытания, длившиеся (с перерывами) до осени.
Испытания показали, что БТ-ИС по сравнению с серийным БТ имеет более высокую маневренность на колесном ходу, сохраняет подвижность при потере одного или даже двух катков. Правда, надежность работы приводов колесного хода оставляла желать лучшего.
15 ноября 1935 года о результатах испытаний БТ-ИС доложили наркому обороны К.Ворошилову и наркому тяжелой промышленности С.Орджоникидзе. Вскоре последовал их совместный приказ дирекции ХПЗ об оказании группе Цыганова всей необходимой помощи, а также изготовлении в 1936 году 10 танков БТ-ИС на базе танка БТ-5. Для выполнения этого выделялась производственная база завода № 48.
Сборка десяти БТ-5-ИС завершилась осенью 1936 года. При их создании основной упор делался на повышение проходимости, особенно на колесном ходу, а также повышении запаса хода.
В окончательном виде танк БТ-ИС представлял собой модернизированную машину БТ-5. Основным его конструктивным отличием являлось наличие трех пар ведущих колес колесного хода, что давало возможность использовать более 75% массы танка в качестве сцепного веса; наличие специального механизма для уравнивания скоростей движения на колесах и на гусеницах — синхронизаторах; значительное увеличение емкости бензобаков.
Остались без изменения двигатель, главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы, тормоза, приводы управления, рулевое управление передних колес при колесном ходе, башня и вооружение.
Частичным переделкам подвергся корпус за счет установки новых подкосов, увеличения расстояния между боковыми стенками, установки кормового бензобака и бронировки картера бортовой передачи. Изменились ведущий вал бортовой передачи, балансиры опорных катков, подвеска, ведущие колеса гусеничного хода. Был введен ряд новых механизмов трансмиссии колесного хода: синхронизатор, угловая коробка, верхние коробки, карданные валы, привод ведущих колес колесного хода, привод переключения синхронизатора. Система питания топливом переделана с трех бензобаков поочередно на питание от каждого бака в отдельности (по желанию), бензобаки изготовили новые — теперь запас бензина достигал 650 л, что обеспечивало запас хода 350 км на гусеницах и 500 км на колесах.
Вращение к трансмиссии колесного хода передавалось от конической пары ведущего вала бортовой передачи к синхронизатору. От него через полужесткую зубчатую муфту — валу угловой коробки, а затем через муфты и промежуточный валик — валу первой верхней коробки. От последней вращение передавалось последовательно ко второй и третьей верхним коробкам. От верхних коробок с помощью карданов и составных карданных валов — приводу ведущих колес и от него самим колесам. Тип и конструкция подвески БТ-ИС сохранилась та же, что и у БТ-5, с той лишь разницей, что гитару заменили задним балансиром.

Заводские испытания машин прошли в районе Харькова, а 31 января 1937 года начальник вооружения и технического снабжения РККА командарм 2-го ранга И. Халепский (он занимал эту должность с конца 1936 года, начальником автобронетанкового управления (АБТУ) Красной Армии, как с 1 января 1935 года стало называться УММ РККА, стал Г.Бокис. — Прим. автора) подписал приказ № 051:
«1. Для проведения войсковых испытаний 3 танков БТ-ИС назначить комиссию
2. Испытания провести в районе ХВО с 1 марта по 1 апреля с.г. База испытаний — завод № 48».

Однако испытания удалось провести на несколько месяцев позже. Дело в том, что в первых числах мая 1937 года три БТ-5-ИС совершили пробег по маршруту Харьков — Москва, выявивший ряд недостатков в работе дополнительной трансмиссии и синхронизаторов. И хотя показанные в столице наркому обороны К.Ворошилову и членам правительства БТ-ИС получили одобрение, группе Цыганова пришлось в спешном порядке вносить в конструкцию машин ряд изменений. Поэтому войсковые испытания трех доработанных БТ-5-ИС прошли только в июне 1937 года, о чем военпред АБТУ РККА Пестов доносил Г.Бокису 3 июля:
«Докладываю, что испытания БТ-ИС на заводе № 48 войсковой комиссией закончены. Машины прошли следующий километраж:
БТ-ИС № 05 — на колесах 2331 км, на гусеницах 109 км;
БТ-ИС № 06 - на колесах 1545 км, на гусеницах 328 км;
БТ-ИС № 10 - на колесах 1427 км, на гусеницах 191 км;
БТ-5 - на колесах 1237 км, на гусеницах 150 км.
(Машина БТ-5 была взята из оконченных ремонтом для сравнения с БТ-ИС и испытания качества ремонта).
Оценка комиссии положительная, как для БТ-ИС. так и для БТ-5.
Выявлены следующие основные дефекты:
1. Слабые конические шестерни синхронизаторов.
2. Перегружена резина задних колес.
3. Сальники вертикальных валов слабо держат смазку.
4. Плохой доступ к дополнительной трансмиссии.
Кроме этих дефектов, выявленных комиссией, есть существенный дефект, влияющий на работу всей дополнительной трансмиссии — обрыв подушек штоков вертикальных свечей, а также срыв резьбы штоков. За обрывом штоков обязательно следует поломка шлицевого соединения, а может быть карданов и других деталей. Машина БТ-5 серьезных дефектов за указанный километраж не имела.
Все указанные дефекты БТ-ИС устранимы и решение их устранения уже имеется в КБ завода».


Тем не менее, комиссия, проводившая войсковые испытания БТ-ИС, рекомендовала принять машину на вооружение Красной Армии. Воодушевленный этим Н.Цыганов 22 июля направил своему «покровителю» К. Е.Ворошилову докладную записку:
«Доношу до Вашего сведения, что армейская комиссия по испытанию БТ-ИС закончила свою работу. Ее выводы: БТ-ИС на вооружение принять. В процессе испытаний, проводившихся на 3 БТ-ИС, они показали огромное техническое преимущество перед БТ-5, БТ-7. БТ-ИС имеют очень большую проходимость на колесах, что дало возможность армейской комиссии рекомендовать армии максимально использовать колесный ход при переброске танков. БТ-ИС в процессе испытаний показали очень высокую живучесть. Танки при потере одной гусеницы, одного или двух катков колес могут надежно двигаться.
Комиссия рекомендует идти в бой на БТ-ИС на гусеницах с включенным колесным ходом, чтобы при потере гусеницы танки не останавливались.
Армейская комиссия доложила 21.0737 г. о своих выводах по БТ-ИС начальнику АБТУ РККА т.Бокис, который принял по этому вопросу следующее решение.
Заводу № 48 изготовить в этом году 5 — 10 танков БТ-ИС с наклонной броней на базе ремонта БТ-5 как установочную серию с тем, чтобы в 1938 году выпустить с этого же завода около 3000 БТ-ИС.
Считаю, что при достаточном внимании со стороны 8-го Главного управления НКОП (в 8-е управление наркомата оборонной промышленности (НКОП) был в 1936 году переформирован Спецмаштрест НКТП. - Прим. автора) танки БТ-ИС будут на вооружении в 1938 году, что будет серьезным ответом на вредительство в танковой промышленности.
Мне необходимо пробыть на заводе № 48, где будут изготавливаться БТ-ИС до 1.01.38 г., то есть до полной сдачи в промышленность БТ-ИС, после чего считаю свою работу по БТ-ИС законченной и смогу выполнить Ваше приказание об учебе».

Небезынтересно привести мнение о танках БТ-ИС Е.А.Кульчицкого, известного советского испытателя танков 1930 — 1940-х годов, который как представитель научно-испытательного автобронетанкового полигона участвовал в испытаниях БТ-ИС. Это письмо он направил 21 июля 1937 года начальнику АБТУ РККА Г. Бокису:
«В Ленинграде Вы спрашивали мое мнение о танке БТ-ИС. Тогда я говорил на основе опыта по пробегу Харьков — Москва и первого этапа армейских испытаний. Сейчас я имею возможность подтвердить и дополнить свое мнение на основании полного изучения машины при испытании в Харькове. Как испытатель и как танкист я имею возможность знать все танки нашей армии и иметь на примете тип танка, на котором бы я хотел воевать, если будет представлен выбор.
После испытания БТ-ИС я свой выбор перенес на него, и считаю, что в настояший момент эта машина может быть больше других машин использована в боевых условиях. Кроме этого, преимущества БТ-ИС заключаются в том, что по своим конструктивным и производственным дефектам может быть скорее прочих новых танков доведен до Армии. В данном случае, не постройка нового танка, а только переделка правда, серьезная, проверенной машины, в результате чего будет принципиально новый танк. Это очень ценно и необходимо использовать.
Испытания в Харькове дали необходимые материалы для постройки надежных танков. Завод № 48 имеет больше других заводов опыт по этим машинам и при Вашем руководстве может дать партию танков в этом году».

Первоначально предполагалось, что завод № 183 в Харькове будет оказывать группе Цыганова помощь в разработке БТ-ИС, однако конструкторское бюро не очень интересовала «чужая» машина. Аналогичную позицию занимало и руководство завода № 48, с которых никто не снимал плана по ремонту танков БТ. Мощности предприятия были невелики и не могли даже обеспечить выполнения плана по ремонту, не говоря уже о производстве БТ-ИС. Поэтому изготовление установочной партии из 5 усовершенствованных БТ-ИС застопорилось. Возмущенный этим Н.Цыганов 26 октября 1937 года направил письмо, озаглавленное «О вредителях при изготовлении БТ-ИС» на имя И.Сталина и К.Ворошилова, в котором были такие строки:
«Изготовление танка затягивалось из-за: вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе № 48 (Харьков), где техдиктором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС.
Для наведения порядка в деле производства танков БТ-ИС необходимо Ваше вмешательство».

Если это письмо и имело какой-то результат, то весьма скромный — образец усовершенствованного БТ-5-ИС был изготовлен заводом № 48 только к сентябрю 1938 года. Помимо установки дополнительной трансмиссии, эта машина имела несколько измененный корпус: он получил дополнительные 13-мм броневые листы, установленные по бортам и в передней части корпуса. Кроме того, была изменена конструкция бензобаков и выхлопных патрубков. В результате масса машины возросла до 13,8 т, скорость на колесах составила 53,3 км/ч, а на гусеницах - до 84,1 км/ч, машина могла двигаться при потере одной гусеницы со скоростью до 17 км/ч. Испытания машины велись с ноября 1938-го по январь 1939 года, показав удовлетворительный результат, но дальнейшего развития тема БТ-ИС не получила. Возможно, это было связано с тем, что к этому времени полным ходом шли работы по новому колесно-гусеничному танку А-20.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
БТ-ИС обр.1936 г.


БОЕВАЯ МАССА

12000 кг

ЭКИПАЖ, чел.

3

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

5580

Ширина, мм

2230

Высота, мм

2230

ВООРУЖЕНИЕ

одна 45-мм пушка 20К и один 7,62-мм пулемет ДТ

БОЕКОМПЛЕКТ

115 выстрелов и 2709 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

телескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1

БРОНИРОВАНИЕ

лоб корпуса – 13 мм
борт корпуса - 13 мм
крыша – 10 мм
корма корпуса – 10 мм
днище - 6 мм
башня – 13 мм

ДВИГАТЕЛЬ

М-5-400, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 400 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

3 передачи вперед и 1 назад

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 4 опорных катка с приводом на задний и двумя поворотными катками, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ

52 км\ч на гусеницах
80 км\ч на колесах

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

до 250 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

0,55

Ширина рва, м

2,00

Глубина брода, м

0,90

СРЕДСТВА СВЯЗИ

не устанавливались



Список источников:


Коломиец М.В. Легкие танки БТ. «Летающий танк» 1930-х - М.: Яуза, Стратегия КМ, ЭКСМО, 2007


Источник: http://www.aviarmor.net
Категория: Бронетехника Межвоенный период | Добавил: Sherhhan (23.06.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 1076 | Теги: БТ-5-ИС, БТ-ИС | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]