Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Межвоенный период

Легкий танк БТ-СВ
«ЧЕРЕПАХА» ЦЫГАНОВА. Легкий танк БТ-СВ

История появления этого танка довольно любопытна. Дело в том, что еще летом 1937 года, при испытании танков БТ-ИС их конструктор Н.Цыганов предложил усилить их защиту, установив бронелисты «под углом». К этому времени опыт боев в Испании показал, что малокалиберная артиллерия прошивает противопульную броню с любых дистанций.
Чуть раньше — весной 1937 года — советские конструкторы получили информацию об иностранных танках «с толстой броней», среди которых были признаны заслуживающими внимания следующие машины:
«1. Танки «Рено» и «Гочкис» обр. 35 — легкий тип танков защищенных жидкой броней толщиной до 45 мм.
2.    Танк «Форж и Шантье» обр. 36 (речь идет о танке французской фирмы РСМ-36. - Прим. автора) — тип 10-тонного танка с корпусом обтекаемой формы из катаных листов толщиной 42 мм, скрепленных сваркой под большим углом».
Видимо, предложение Цыганова попало в точку — уже в октябре 1937 года конструктор БТ-ИС получил задачку спроектировать танк БТ с бронекорпусом по типу французской машины. 11 января 1938 года С.Гинзбург направил на имя начальника АБТУ РККА Г.Бокиса письмо, в котором сообщал:
«В настоящее время мы закончили разработку обтекаемого броневого корпуса улучшенной защищенности клиновой формы, но макетная комиссия по танку Т-46 отклонила наше предложение об изготовлении в опытном порядке этого корпуса для его всесторонних испытаний...
В то же самое время группа тов. Цыганова получила задание по испытаниям обтекаемого корпуса на примере корпуса французского танка «Форж и Шантье» образца 1936 года.
Как я Вам писал ранее, указанный корпус весьма сложен в изготовлении, особенно при массовом производстве. Забронированное пространство имеет сложную форму и неудобно для плотной компоновки...
Тем не менее, группа Цыганова уже ведет переделку танка БТ в макет французского танка указанного типа, которая ничего не даст, кроме замера массы, так как корпус изготавливается из небронированной стали.
Прошу Вас пересмотреть указанное решение, так как оно приведет только к бесцельной трате денежных средств.
Ожидаемые характеристики указанного типа танка можно получить расчетами, без его изготовления».
Однако это письмо было оставлено без каких-то последствий, так как Цыганов уже получил в свое распоряжение танк БТ-7 и место на броневой ремонтной базе № 12 (бывший завод № 48). Возможно, ему помог его «высокий покровитель» — нарком обороны К.Ворошилов. Ведь не случайно изготовленная в конце 1937 года машина получила обозначение БТ-СВ (Сталин — Ворошилов), хотя в документах встречается и ее второе название — «Черепаха»

Основным принципиальным отличием нового танка от БТ-7 стал бронекорпус, листы которого располагались под большими углами наклона (15° - 58°). Носовая часть имела ту же ширину, что и весь корпус. Благодаря этому передняя труба и кронштейны ленивцев танка БТ-7 оказались ненужными. Подвеска передних опорных катков была аналогичной остальным, но с наклоном пружинной рессоры назад под углом в 38°.
Корпус БТ-СВ совершенно не имел выступающих частей, за исключением колпаков вертикальных пружин подвески. Все верхние, нижние и угловые листы корпуса выполнялись съемными и крепились с помощью болтов. Для придания броневому закрытию ходовой части большей жесткости предусматривались специальные перемычки (по три с каждой стороны) между нижним краем листа и внутренней стенкой корпуса. В бортовых полостях танка размешались топливные баки. Кормовой бензобак БТ-7 был ликвидирован, в результате корма танка также собиралась из наклонных листов.
Система охлаждения двигателя в отличие от БТ-7 работала в двух режимах: боевом и походном. В боевом положении жалюзи герметично закрывались с места водителя и засос воздуха производился через сетку кормовых воздушных карманов, в походном засос воздуха производился через боковые открывающиеся жалюзи, а выход — через кормовые жалюзи.
Башня БТ-СВ не имела ниши, поэтому радиостанцию перенесли в носовую часть корпуса, где располагался четвертый член экипажа - радист.
Следует отметить, что корпус БТ-СВ изготовлялся из обычных стальных листов толщиной 10—12 мм. Проект реальной бронировки существовал в двух вариантах. Первый предусматривал использование брони марки «ФД» толщиной 40-55 мм, защищавшей от 45-мм снарядов на всех дистанциях; второй был рассчитан на защиту от 12,7-мм пуль и предполагал применение 20—25-мм брони марки «ИЗ».

БТ-СВ проходил заводские испытания зимой 1937 — весной 1938 годов. При этом было проведено «опробование на герметичность от горючей жидкости», а также испытание на прочность ломкой деревьев диаметром 25—30 см. 9 февраля 1937 года БТ-СВ продемонстрировали начальнику АБТУ РККА Г.Бокису, а также представителям завода № 183 — новому начальнику конструкторского бюро - М.Кошкину и Н.Кучеренко. Осмотрев танк, представители КБ оценили машину как «небоеспособную, аргументируя это следующим:
«Стрелять из его башни совершенно невозможно, так как будет невозможно заряжать пушку и работать подъемным и поворотным механизмами, а также то, что гильзоулавливатель будет цеплять за заднюю часть башни и мешать стрельбе».
Для выяснения этого по приказанию начальника АБТУ было проведено испытание БТ-СВ стрельбой, причем для этого привлекались командиры, проходившие огневые сборы в ХВО. Ознакомившись с танком и проведя стрельбу, они сделали следующий вывод:
«Работа экипажа в башне удобна, наводка и стрельба из нее никаких неудобств не имеет по сравнению с серийной башней БТ», после чего танк был доставлен на рембазу № 12 для внесения изменений. В частности была изменена установка приборов наблюдения в отделении управления, а в башне смонтированы перископический прицел ПТ-1 и командирская панорама ПТК. После повторных испытаний и устранения недостатков танк, получивший новое обозначение БТ-СВ-2, поступил на НИБТ полигон, где в ноябре - декабре 1938 года прошел испытания. Комиссию, которая проводила его испытания, возглавлял майор Е.А.Кульчицкий, хорошо знакомый с предыдущими танками Цыганова БТ-ИС.
В общей сложности «Черепаха» прошла 2068 км. В своих выводах комиссия отмечала:
«1. Конструкция броневого корпуса танка БТ-СВ-2 вполне рациональна.
2. Проходимость БТ-СВ-2 на гусеницах во всех условиях местности вполне аналогична проходимости БТ-7. Проходимость на искусственных препятствиях ниже, чем у БТ-7 вследствие конструктивно ошибочного выноса носовой части корпуса за пределы ленивцев. Управляемость на колесах неудовлетворительна вследствие малого угла поворота управляемых колес, ограниченных бронировкой ходовой части.
3. Операции обслуживания и ремонта танка БТ-СВ-2 хотя и являются несколько более усложненными по сравнению с БТ-7, все же не представляют серьезных затруднений.
4. В процессе испытания установлена слабость передних балансиров, крепление стоек передних балансиров и рычагов управления колес.
5. Корпус БТ-СВ-2 не показал достаточной герметичности от обливания горючей жидкостью.
6. Введение четвертого рабочего места является безусловным плюсом предлагаемой конструкции корпуса. Размещение экипажа в отделении управления (водитель, радист) вполне удовлетворительно. Размещение экипажа в боевом отделении неудовлетворительно. Теснота, обусловленная малой высотой боевого отделения и малым диаметром основания башни, при значительной ее конусности, в сильнейшей степени связывают свободу экипажа.
7. Вопросы обзорности из боевого отделения, равно как и конструкция смотровых приборов вообще, в танке БТ-СВ-2    совершенно не разработаны.
8. В новой конструкции башни должны быть устранены ее неуправляемость, люфты, в передаче поворотного механизма, и дефекты запорного механизма.
9. Отсутствие зенитной установки снижает боевую ценность танка. В новой конструкции танка следует устранить этот недостаток. Кроме того, следует использовать появившуюся в связи уширением носовой части корпуса возможность установки второго пулемета.
10. Размещение контрольных приборов, арматуры и светильников выполнено неудовлетворительно.
11. Необходимо уменьшение усилий на педалях и рычагах управления (на это обстоятельство уже указывалось в отчетах по испытанию танков БТ-7).
Заключение.
Предусмотренный танком БТ-СВ-2 принцип бронирования вполне целесообразен. Ходовая часть танка БТ-7, как база для танка типа БТ-СВ-2, при условии реального бронирования и увеличения реального веса машины до 24—25 т слаба.
Испытанный образец можно рассматривать только как макетный. Для практической проверки надежности корпуса и влияния его на работу ходовой части в боевых условиях необходимо изготовление образца с реальным бронированием и испытания его обстрелом».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
БТ-СВ-2 "Черепаха" обр.1937 г.


БОЕВАЯ МАССА

13100 кг

ЭКИПАЖ, чел.

3-4

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

5620

Ширина, мм

2800

Высота, мм

2175

Клиренс, мм

485 \ 505

ВООРУЖЕНИЕ

45-мм пушка 20К и 7,62-мм пулемет ДТ

БОЕКОМПЛЕКТ

173 выстрела и 1386 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

телескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1

БРОНИРОВАНИЕ (проектное) мм\град.

лоб корпуса (верх) - 25\53°
лоб корпуса (низ) - 25\58°
борт корпуса (верх) - 20\55°
борт корпуса (верх) - 20\15°
корма корпуса (верх) - 25\58°
корма корпуса (низ) - 25\48°
крыша - 10\0°
днище - 6\0°
лоб башни - 30\35°
борт башни - 25\35°
корма башни - 25\35°
крыша башни - 20\5°

ДВИГАТЕЛЬ

М-17Т, карбюраторный, 12-цилинровый, мощностью 500 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

механическая, 4-скоростная КПП (3 передачи вперед и 1 назад)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 4 опорных катка с передней управляемой парой на колесном ходу, заднее ведущее колесо, переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками

СКОРОСТЬ

52 км\ч на гусеницах
72 км\ч на колесах

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

130 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

0,90

Ширина рва, м

1,65

Глубина брода, м

1,00

СРЕДСТВА СВЯЗИ

радиостанция 71ТК



Список источников:


Коломиец М.В. Легкие танки БТ. «Летающий танк» 1930-х - М.: Яуза, Стратегия КМ, ЭКСМО, 2007


Источник: http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/bt-sv-2.htm
Категория: Бронетехника Межвоенный период | Добавил: Sherhhan (23.06.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 2586 | Теги: Черепаха, БТ-СВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]