Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Послевоенный период

ПТ-76
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАНКА ПТ-76

Опыт Второй мировой войны со всей очевидностью показал, какой трудноосуществимой задачей являлось форсирование водных преград. Пожалуй, в наибольшей степени трудности с ее разрешением испытывала Красная армия.И причинами были следующие факторы.
Во-первых, в 1943 — 1945 годах по мере продвижения на запад нашим войскам пришлось переправляться через огромное количество рек, озер, проливов и лиманов. Дело осложнялось тем, что как на территории СССР, так и Восточной Европы большинство рек текут или с севера на юг, или с юга на север. При этом из-за направления вращения Земли восточные берега этих рек низкие, а западные — высокие. Последнее обстоятельство создавало дополнительные трудности при их форсировании.
Во-вторых, оснащенность Красной армии переправочными средствами оставляла желать лучшего. К тому же все они имели низкую тактическую подвижность. Так, например, наиболее удачный и один из лучших в мире в тот период отечественный понтонно-мостовой парк Н2П перевозился на тележках, буксируемых тракторами С-65, реже — на автомомбилях ЗИС-5. Самоходных переправочных средств, способных двигаться сразу за боевыми порядками наступающих войск и в одном с ними темпе, не было вообще. Что же касается плавающих танков, строившихся в довоенные годы тысячами, то использовать их в качестве переправочных средств первого броска не представлялось возможным. С одной стороны, по причине малого их количества к 1943 году, а с другой — из-за слабости вооружения и низкой технической надежности. К тому же плавающие танки довоенного образца из-за невысоких характеристик плавучести не могли переправлять через водные преграды ничего, кроме самих себя, что и предопределило крайне редкое их использование. Автору известен лишь один такой факт — в 1944 году во время переправы через р.Свирь.

Все вышеперечисленные факторы приводили к тому, что в большинстве случаев вышедшие к водным преградам подразделения Красной армии были вынуждены форсировать их с помощью подручных средств (от рыбацких лодок до заборных калиток), исключавших перевозку тяжелого вооружения. К чему это приводило, можно представить на следующем примере. Осенью 1943 года части 3-й гв.ТА, опередив отступавшие немецкие войска, вышли к Днепру. Мотострелковые батальоны с ходу форсировали реку на подручных средствах и захватили плацдарм. На правом берегу в этом месте противника еще не было. Понтонно-мостовые части, способные переправить через Днепр танки и артиллерию, подошли только через 14 суток. К этому времени немцы ликвидировали плацдарм и выстроили глубокоэшелонированную оборону, сведя на нет успех внезапного и стремительного первого броска через Днепр.
Несколько улучшить ситуацию помогли появившиеся в войсках уже в ходе войны американские плавающие автомобили Ford GPA и GMC DUKW, поставлявшиеся по ленд-лизу. Эти машины, не имевшие ни брони, ни вооружения, благодаря только одному преимуществу — амфибийности, сыграли существенную роль в боевых операциях, связанных с форсированием таких крупных водных преград, как Дунай, Висла, Свирь, Даугава, Одер и др. В этих случаях удавалось решать боевые задачи сравнительно быстро и с минимальными потерями.

Вторая мировая война завершилась. Однако проблема армии, связанная с форсированием крупных водных преград, оставалась. После знаменитой речи У.Черчилля в Фултоне началась «холодная война», грозившая перерасти в войну вполне «горячую». Местом возможных боевых действий в таком случае должен был стать Центрально-европейский театр, на котором водные преграды встречаются через каждые 40 — 50 км. Чтобы сохранить в этих условиях высокую тактическую подвижность, войскам было необходимо форсировать их с ходу, а это требовало принятия на вооружение целого комплекса переправочных средств, как классических возимых, так и высокомобильных самоходных.
В конце 1940-х годов были разработаны и в начале 1950-х поступили в инженерные войска Советской Армии понтонно-мостовые парки ТПП, ПВД-20 и ППС. Кроме того, в этот же период велось интенсивное проектирование новых переправочно-десантных средств, которых до этого в нашей армии не было.
В 1948 году в ОКБ инженерных войск под руководством А.Ф.Кравцова на базе артиллерийского тягача М-2 разработали плавающий гусеничный транспортер К-61. Годом позже на вооружение был принят большой плавающий автомобиль БАВ, созданный на ЗИСе под руководством В.А.Грачева, а в 1952 году — МАВ (ГАЗ-46), спроектированный на Горьковском автозаводе под руководством главного конструктора А.А.Смолина. В конструкциях обеих амфибий использовались узлы и агрегаты автомобилей повышенной проходимости ЗИС-151 (6x6) и ГАЗ-69 (4x4). Тактико-техническими заданиями к этим машинам предъявлялись весьма жесткие требования, которые были выполнены. В частности, осенью 1950 года два опытных образца плавающего автомобиля БАВ совершили большой испытательный пробег через Крым на Кавказ с преодолением вплавь Керченского пролива в условиях достаточно серьезного волнения, прошли большие расстояния по воде р.Кубань.

Особое место в этой обширной программе создания переправочно-десантной техники занимали плавающие бронированные машины. Техзаданием, разработанным сразу после окончания Великой Отечественной войны, предусматривалось создание двух боевых машин — плавающего легкого танка и бронетранспортера с максимально возможной степенью унификации. Тактико-технические требования, выдвинутые военными, были беспрецедентными. Они предусматривали вооружить легкий танк не только 76-мм пушкой, но и перевозить на плаву десант из 20 человек. Бронетранспортер, в свою очередь, должен был вмещать 25 пехотинцев с оружием или перевозить на себе (в полном смысле этого слова) вплавь все тяжелое вооружение стрелкового полка. Словом, речь шла о создании десантно-штурмовых бронированных машин первого броска.
Разработку танка и бронетранспортера поручили заводу №112 «Красное Сормово», по-видимому, посчитав, что судостроительный завод, приобретший в годы войны опыт танкостроения, лучше других справится с этой задачей. Проектирование боевых машин, получивших индексы Р-39 и Р-40 соответственно, началось в 1946 году. В 1948 году опытные образцы этих машин представили на испытания, которых они не выдержали. Движение на плаву осуществлялось с помощью гребного винта, а повороты водяным рулем — как на довоенных плавающих танках. Во время заводских испытаний танк Р-39 затонул из-за недостаточной остойчивости, малого запаса плавучести и превышения массы. Слабое бронирование, меньшая скорость движения по воде по сравнению с требуемой, а также недостаточная прочность и надежность некоторых узлов и агрегатов привели к прекращению работ на заводе № 112 по данной теме, что оказалось серьезным ударом по программе обеспечения армии плавающими машинами, ход выполнения которой находился на личном контроле у И.В.Сталина.

После этой неудачной попытки постановлением Совета Министров СССР № 3472 от 15 августа 1949 года разработка, изготовление и представление на государственные испытания плавающих танка и бронетранспортера были поручены ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданному в Ленинграде на базе филиала опытного Челябинского танкового завода № 100. Был установлен очень жесткий срок выполнения работ - к концу 1950 года планировалось начать испытания опытных образцов. Общее руководство поручили главному конструктору Кировского завода Ж.Я.Котину. К тому времени в Ленинград возвратилась только часть конструкторского коллектива.

Согласно уточненным ТТТ, боевая масса плавающего танка должна была составлять 13—14 т с двигателем В-6, 76-мм пушкой, боекомплектом из 35—40 выстрелов и бронированием до 10 мм. Максимальная скорость движения по суше — 40 км/ч, на плаву — до 10 км/ч.
Чтобы выбрать правильное направление в работе, рассматривались четыре основных варианта реализации движения на плаву: тоннельные гребные винты (как у Р-39), откидные гребные винты на колонках, водометные движители и гусеничные водоходные движители. Конструктор Л.С.Троянов отстаивал идею с откидными винтами, и его поддержал Ж.Я.Котин, санкционировав работы в этом направлении. Однако конструктор Н.Ф.Шашмурин, отстаивавший водометные движители, обратился непосредственно к министру транспортного машиностроения В.А.Малышеву и сумел убедить его в своей правоте.

Общие габариты и компоновка танка (ею занимался М.С.Пассов) определились исходя из заданной массы и требуемого водоизмещения, обеспечивавшего танку необходимую плавучесть. При этом выбор формы корпуса машины представлял собой серьезную проблему. В нем было необходимо увязать целый ряд технических противоречий. Так, для обеспечения плавучести машины корпус должен быть легким, но в то же время достаточно жестким для движения по суше — когда основные удары из-за неровностей почвы воспринимаются подвеской, и на плаву — когда давление воды и удары волн передаются непосредственно на плоские стенки и днище корпуса. Кроме того, у плавающих танков особые требования к прочности корпуса предъявляются при стрельбе на плаву, поскольку в этом случае усилие отдачи не смягчается подвеской танка, а воспринимается корпусом, лежащим, из-за несжимаемости воды, как бы на жестком основании. И, наконец, корпус в соответствии с ТТТ должен был обеспечить защиту от пуль и мелких осколков. Ко всему, его конфигурация не должна была создавать большого сопротивления при движении на плаву.
Проектированием корпуса занимались инженеры В.И.Торотько и П.С.Тарапатин. Прочность и жесткость сравнительно тонкостенного корпуса плавающего танка они обеспечили за счет рационального расположения ребер и косынок, усиливавших отдельные листы и места их соединений, а также при помощи специальных стоек — пиллерсов. По форме корпус напоминал плоскодонную баржу. Линия стыка нижнего и верхнего лобовых листов была поднята выше ватерлинии, что позволяло танку при движении на плаву не зарываться носом в воду. На передней кромке верхнего лобового листа установили волноотражательный щиток, который при движении по воде поднимался и препятствовал натеканию носовой подпорной волны на переднюю часть корпуса. Однако одновременно он ухудшал обзор механику-водителю, поэтому на машине предусматривалось использование специального перископа. При движении по суше щиток укладывался на верхний лист корпуса с помощью механического привода с места механика-водителя.

За отделением управления разместили башню с 76-мм пушкой ЛБ-76Т (позже переименована в Д-56Т) и спаренным с ней пулеметом СГТ.Экипаж танка состоял из трех человек, причем двое — командир машины и наводчик — располагались в башне. Сокращение экипажа до трех человек значительно увеличило нагрузку на командира, совмещавшего свои обязанности с функциями заряжающего.
Довольно быстро определились общие черты силовой установки. В качестве двигателя выбрали новый 6-цилиндровый дизель В-6 мощностью 240 л.с. Еще в 1940 году для легкого танка Т-50 на базе двигателя В-2 был создан 6-цилиндровый дизель В-4. Он и явился предшественником и прототипом В-6, который представлял собой половину 12-цилиндрового двигателя В-54. На нем применили эжекционную систему охлаждения, хорошо зарекомендовавшую себя на тяжелом танке Т-10.Для исключения попадания воды в цилиндры двигателя было разработано специальное устройство, приводимое в действие от масляной системы. При остановке двигателя и соответственно падении давления масла с помощью специальных пружин на каждом из шести выхлопных патрубков закрывались предохранительные клапаны и открывались сливные, через которые просочившаяся в патрубки вода сливалась внутрь корпуса танка. При запуске двигателя, как только он начинал набирать обороты, давление масла повышалось — и предохранительные клапаны открывались. При движении по суше устройство отключалось. Для откачки воды, попадавшей в корпус машины, на днище установили водооткачивающие помпы.К июню 1950 года объект 740 был готов к государственным испытаниям.

С подачи командующего бронетанковыми и механизированными войсками маршала бронетанковых войск С.И.Богданова министр Вооруженных Сил Н.А.Булганин в августе 1949 года почти одновременно с объектом 740 санкционировал разработку, изготовление и испытание дублирующих машин с винтовыми движителями силами и средствами заказчика.
В соответствии с этим решением в конце 1949 года на ВРЗ №2 в Москве под руководством полковника А.Ф.Кравцева началась разработка плавающего танка К-90 и плавающего бронетранспортера К-78 на его базе. Опытные образцы этих машин изготовили в металле к лету 1950 года.
Опытный образец плавающего танка К-90 был создан с использованием агрегатов артиллерийского тягача М-2. Боевая масса машины составляла 10 т. Водоизмещающий корпус имел толщину броневых листов от 4 до 15 мм. Борта корпуса располагались под большими обратными углами наклона. В башне, смещенной к корме корпуса, устанавливалась 76-мм пушка ЛБ-76Т и спаренный с ней пулемет СГТ (боекомплект включал 40 артвыстрелов и 1000 патронов). В моторном отделении, располагавшемся в носовой части, размещался четырехцилиндровый двухтактный дизель жидкостного охлаждения ЯАЗ-204 мощностью 140 л.с. при 2000 об/мин. Он позволял танку развивать максимальную скорость по суше 32,4 км/ч, на плаву — 9,6 км/ч. Емкость топливных баков составляла 240 л. Запас хода по шоссе — 120 км (с дополнительными наружными топливными баками — 430 км), на плаву — 90—100 км. Экипаж состоял из трех человек.
Движение на плаву обеспечивалось работой двух туннельных гребных винтов диаметром 600 мм. Крутящий момент на них передавался от размещенной в корме корпуса танка четырехскоростной коробки передач. Для управления на плаву использовались два водяных руля, установленных за гребными винтами.
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из пяти опорных и трех поддерживающих катков, ведущего колеса кормового расположения и направляющего колеса. Последнее было идентично опорному катку. Подвеска— индивидуальная торсионная. Гусеницы — мелкозвенчатые, шириной 290 мм. Все элементы ходовой части заимствованы у тягача М-2.

Распоряжением Совета Министров СССР от 10 июня 1950 года с 5-го по 29 июля были проведены сравнительные государственные испытания плавающих танков: объекта 740 и К-90. Испытания носили беспрецедентно напряженный характер, поскольку обе стороны — ЧКЗ и военные — для подтверждения правильности своей концепции плавающего танка предлагали все новые и новые эксперименты.
Так, например, во время выполнения одного из заданий — движения по пересеченной местности — председатель государственной комиссии заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками генерал-полковник танковых войск П.П.Полубояров обратился к Н.Ф.Шашмурину с просьбой дать согласие на попытку преодоления трясины (ложе бывшего водоема мельницы, откуда основная масса воды сошла через разрушенную плотину). При этом он оговорил, что эта операция в протоколах испытаний учитываться не будет. Н.Ф.Шашмурин дал свое согласие.
К-90 прошел не более пяти метров, двигатель заглох, так как заклинило привод гребного винта. Машину пришлось вытаскивать тягачом. Объект 740 прошел около 10 м и тоже застрял. Водометный тракт забило илом, вода не поступала, машина вздыбилась, так как перед ней образовался огромный вал ила. Выход из создавшегося положения был отработан еще на заводских испытаниях. Используя механический реверс (задний ход коробки передач с включенными водометами), прокачали трубы водометов, размыли ил под днищем танка и перед ним, что обеспечило движение передним ходом.Препятствие было успешно преодолено, что оказало на присутствовавших сильное впечатление.

Успешное завершение испытаний послужило основанием для выхода постановления Совета Министров СССР от 6 августа 1951 года за № 3686-1447, в соответствии с которым объект 740 был принят на вооружение Советской Армии как плавающий танк ПТ-76.В течение 15 лет серийного производства танк ПТ-76 неоднократно подвергался модернизации, связанной в основном с улучшением вооружения, приборов наблюдения, средств связи, установкой дополнительного оборудования и изменением формы и размеров бронекорпуса.
С 1957 года на танк стали устанавливать пушку Д-56ТМ, имевшую двухкамерный дульный тормоз и эжекционное устройство для продувки канала ствола, новые приборы наблюдения у командира и механика-водителя, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, новые фары, радиостанцию Р-113, внутреннее переговорное устройство Р-120 и термодымовую аппаратуру ТДА. Кроме того, высота корпуса была увеличена на 130 мм и, соответственно, возросло водоизмещение. Для лучшего схода воды задней части крыши корпуса придали небольшой обратный уклон. Тем не менее характеристики машины при движении на плаву несколько ухудшились: расход горючего возрос до 270 — 440 л на 100 км, а запас хода уменьшился до 60 — 70 км.Боевые машины, выпущенные после 1959 года, получили обозначение ПТ-76Б (объект 740Б).

Описание конструкции плавающего танка ПТ-76

Плавающий танк ПТ-76 — боевая бронированная машина легкого типа, имеющая классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Внутри корпус танка разделен на три отделения: управления, боевое и силовое. Отделение управления расположено в носовой части корпуса. В нем размещены: рычаги и педали управления, привод управления волноотражательным щитком, контрольноизмерительные приборы, курсоуказатель (гирополукомпас ГПК-48, у ПТ- 76Б — ГПК-59), приборы наблюдения механика-водителя, аппарат № 3 танкового переговорного устройства, две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, кран-редуктор с манометром системы воздухопуска двигателя, два баллона и автомат системы противопожарного оборудования,ручной топливоподкачивающий насос, выключатель аккумуляторных батарей, реле стартера, сиденье механика-водителя и часть ЗИП.
Боевое отделение расположено в средней части корпуса танка и в башне. В башне размещены: пушка, спаренный пулемет, автомат Калашникова, прицельные приспособления, приборы наблюдения, часть боекомплекта, механизмы и электроаппаратура поворота башни, радиостанция, сигнальный пульт, вентилятор. Кроме того, в боевом отделении находятся: сиденье заряжающего (справа от пушки), сиденье командира (слева от пушки), ручной водооткачивающий насос (на танках без электрического насоса), вращающийся полик с частью боекомплекта и ВКУ, один или два ручных огнетушителя и часть ЗИП. По днищу боевого отделения проходят торсионные валы и тяги приводов управления.
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка и отделено перегородкой от боевого отделения. В силовом отделении размещены: двигатель, главный фрикцион, коробка передач,бортовые фрикционы,тормоза, внутренние редукторы, бортовые передачи, водометные движители, два топливных бака, масляный бак, масляный и водяной радиаторы, расширительный бачок, воздухоочиститель, эжектор системы охлаждения, форсуночный подогреватель, маслозакачивающий насос, механизм защиты двигателя от попадания воды, водооткачивающие насосы и оборудование системы дымопуска. По днищу силового отделения также проходят торсионные валы и тяги приводов управления.

КОРПУС танка представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормовой части, днища, крыши и перегородки силового отделения.
Носовая часть корпуса состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. По месту стыка верхнего и нижнего носовых листов при помощи четырех петель укреплен волноотражательный щит, который поднимается в рабочее положение с помощью ручного привода изнутри танка, с места механика-водителя.Для наблюдения при движении танка на плаву с поднятым волноотражательным щитком служат приборы ТНП-370.

БАШНЯ танка ПТ-76 имеет форму усеченного конуса и сварена из листовой брони. Она установлена на подбашенном листе корпуса на шариковой опоре. Внутри к нижней части башни приварено кольцо с отверстиями для крепления погона. В переднем листе башни имеются прямоугольная амбразура для установки пушки и отверстия для болтов крепления рамки пушки. В рамке есть щеки с отверстиями под цапфы, на которых крепится пушка.Бронирование амбразуры осуществляется при помощи броневой маски с кожухом, которая качается вместе с пушкой.
С левой стороны от амбразуры пушки в рамке имеется отверстие для прицела, защищенное бронировкой, с правой стороны — амбразура для пулемета. С левой стороны башни вварен бронированный стакан для установки антенного основания.
В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. Слева от него просверлено сквозное отверстие под проводку к аппарату ТПУ командира десанта.
Снаружи к броневым листам башни приварены четыре крюка, предназначенных для захвата башни тросами при ее снятии и установка. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке пюка на шариковой опоре смонтирована вращающаяся командирская башенка, в которой размещены два прибора наблюдения ТНП и прибор наблюдения ТПКУ-1 (на танках ПТ-76 поздних выпусков и на ПТ-76Б — ТПКУ-2) с пятикратным увеличением. Впереди справа от люка имеется отверстие для установки прибора наблюдения МК-4 заряжающего. С внутренней стороны к крыше башни приварен горизонтальный поручень для создания удобства работы командиру танка.

ВООРУЖЕНИЕ. На танках ПТ-76 ранних выпусков (до 1957 года) установлена 76-мм пушка Д-56Т. Ствол орудия состоит из трубы-моноблока, казенника, муфты, накладки, обоймы, ресивера и щелевого дульного тормоза реактивного типа. Затвор пушки клиновой, с опускающимся вниз клином и полуавтоматикой механического (копирного) типа.Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и накатников гидропневматического и веретенного типа. Штоки тормоза и накатника закреплены в приливе люльки, а их цилиндры — в обойме ствола и при выстреле откатываются вместе с ним.Начальная скорость бронебойно-трассирующего снаряда массой 6,5 кг — 655 м/с, осколочно-фугасного массой 6,2 кг — 680 м/с. Наибольшая прицельная дальность стрельбы при использовании телескопического прицела — 4000 м, бокового уровня — 12000 м. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м при стрельбе бронебойно-трассирующим снарядом составляет 780 м, осколочно-фугасной гранатой — 820 м, подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом —1060 м и кумулятивным снарядом — 630 м. Угол возвышения пушки — 30°, склонения — 4°. Предельная длина отката — 550 мм. Прицельная скорострельность — 7 выстр./мин. Масса качающейся части пушки без бронировки — 1150 кг.
На танках ПТ-76, выпущенных после 1957 года, установлена 76-мм пушка Д-56ТМ (2А16), которая отличается от пушки Д-56Т наличием двухкамерного дульного тормоза, эжекционного устройства для продувки канала ствола и конструкцией крышек цилиндров противооткатных устройств.
Танки ПТ-76Б вооружены 76-мм пушкой Д-56ТС, стабилизированной в двух плоскостях наведения. От пушки Д-56ТМ она отличается, главным образом, измененной конструкцией подъемного механизма, особенностью которого является устройство, отключающее цилиндрическую шестерню от червячного колеса при переходе на стабилизированное наведе¬ние пушки, наличием узлов для крепления гироблока и исполнительного гидроцилиндра и другими более мелкими деталями.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке ПТ-76 установлен 6-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный рядный дизель жидкостного охлаждения В-6 (варианты В-6Г, В-6П и В-6Б). Максимальная мощность 240 л.с. при 1800 об/мин. Рабочий объем 19 100 см3. Степень сжатия 14—15. Масса двигателя со стартером и маховиком — 815 кг.
С 1960 года двигатель выпускался с обогреваемым картером, предназначенным для улучшения нагревания подшипников коленчатого вала и масла, находящегося в отстойниках нижней половины картера, перед запуском двигателя в условиях низких температур.
Топливо — дизельное, летом — марки ДЛ, зимой — ДЗ или ДА (при температуре ниже 30°С). В систему питания двигателя танка ПТ-76 входят два топливных бака общей емкостью 250 л (большой бак емкостью 150 л, малый — 100 л). Они размещены в силовом отделении справа от двигателя. На крыше кормовой части корпуса на кронштейнах могут устанавливаться два наружных цилиндрических топливных бака емкостью по 90 л каждый. На танке ПТ-76Б введен третий внутренний топливный бак емкостью 140 л, расположенный в корме корпуса поперек силового отделения. Вместо цилиндрических установлены два наружных топливных бака прямоугольной формы емкостью 95 л каждый. Ни в том ни в другом случае наружные топливные баки не включены в систему питания, а используются для дозаправки основных топливных баков.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ танка применительно к одному борту состоит из шести пустотелых штампованных обрезиненных опорных катков диаметром 670 мм. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на 1-м и 6-м катках. Ведущие колеса заднего расположения — литые с двумя зубчатыми венцами по 13 зубьев в каждом. Направляющее колесо — пустотелое с металлическим ободом. Гусеницы металлические мелкозвенчатые цевочного зацепления. В каждой гусенице 96 траков шириной 360 мм, шаг траков в гусенице 128 мм.

ВОДОМЕТНЫЕ ДВИЖИТЕЛИ. В силовом отделении танка вдоль бортов корпуса установлены два водометных движителя реактивного действия. Каждый водометный движитель состоит из приемного патрубка, водяного насоса пропеллерного типа, водопроточной трубы, кормовых патрубков, заслонки, карданного вала и трубы заднего хода.
Забор воды производится через входные окна, расположенные на днище корпуса. Окна экранированы защитными решетками. Перемычки решеток имеют обтекаемую форму для уменьшения сопротивления воды, поступающей к насосу. Насос выполнен одноступенчатым с 5-лопастным рабочим колесом диаметром 340 мм. За ним установлен направляющий аппарат. Последний представляет собой профилированные направляющие лопатки, служащие для выпрямления вращающегося потока воды с целью уменьшения потерь на трение.При включении водометного движителя вращение от ведущего вала внутреннего редуктора передается на рабочее колесо водяного насоса. Вода засасываемая насосами, проходит через направляющие аппараты, водопроточго хода и выбрасывается в сторону носовой части танка под небольшим углом к его продольной оси; машина при этом движется кормой вперед. Прикрытие заслонкой одного кормового патрубка вызывает поворот танка. Полностью закрытому патрубку соответствует наименьший радиус поворота.
 
СРЕДСТВА СВЯЗИ. На ПТ-76 ранних выпусков установлены приемопередающая симплексная телефоно-телеграфная радиостанция 10-РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47. В конце 1950-х годов они заменены на приемопередающую телефонную радиостанцию с частотной модуляцией Р-113 и переговорное устройство Р-120.
Радиус действия радиостанции Р-113 при радиосвязи с однотипной радиостанцией в условиях среднепересеченной местности при работе на 4-м штыревую антенну: при выключенном подавителе шумов и отсутствии посторонних радио-помех — не менее 20 км; при включенном подавителе шумов — до 10 км; при наличии посторонних помех радиоприему — 8—12 км.

СИСТЕМА ПАЗ. Система противоатомной защиты предназначена для защиты экипажа и оборудования внутри танка от воздействия ударной волны ядерного взрыва, а также от проникновения в него радиоактивной пыли при движении по зараженной местности.
При ядерном взрыве под воздействием излучения срабатывает радиометрический блок защиты РБЗ-1М, установленный на стенке башни слева от командира. Ионизационная камера блока начинает пропускать электрический ток, от которого срабатывают электрозапалы пиропатронов системы ПАЗ. В результате взрывов пиропатронов срабатывают механизмы, закрывающие входное окно вентилятора башни, люк индивидуального воздухопритока двигателя и клапан воздухоподводящего патрубка нагнетателя, при этом тяга привода топливного насоса разъединяется (срабатывает МОД — механизм остановки двигателя). От взрыва пиропатрона срабатывает и механизм, ставящий башню танка на стопор. Кроме того, в результате размыкания контактов прерывается подача напряжения в электродвигатели вентилятора и нагнетателя, и они останавливаются.
Для приведения в готовность к повторному действию систему необходимо разблокировать, выключив для этого батареи, затем установить новые пиропатроны в соответствующие исполнительные механизмы, соединить тягу привода топливного насоса, снять башню с автоматического стопора и включить батареи. После этого система ПАЗ снова готова к работе.Защита экипажа танка от воздействия радиоактивной пыли осуществляется созданием в боевом отделении избыточного давления, которое исключает попадание в него запыленного воздуха через отдельные неплотности. Избыточное давление создается нагнетателем.
 
Эксплуатация и боевое применение.

Первые серийные танки ПТ-76 поступили в войска в 1952 году. Ими укомплектовывались роты плавающих танков гвардейских танковых полков танковых и механизированных дивизий. Таким образом, в танковом полку Советской Армии создавался своего рода «амфибийный кулак», способный обеспечить форсирование любой водной преграды с ходу или после кратковременной подготовки в условиях неядерной войны. К середине 1950-х годов развитие новых средств ведения войны, и в первую очередь ракетно-ядерного оружия, заставило по-новому взглянуть на тактическое использование традиционных видов вооружения и боевой техники. Возможность ведения неядерной войны, во всяком случае на Центральноевропейском театре военных действий, всерьез уже никем не воспринималась. В этих условиях были пересмотрены и взгляды на применение плавающих танков и бронетранспортеров. Комплекс сил и средств «первого броска» через водные преграды стал не нужен.

Невостребованные ПТ-76 решили направить в разведывательные подразделения. По-видимому, сработал некий стереотип еще довоенных времен: если легкий и плавающий, то, значит, разведывательный. По штату 1962 года, просуществовавшему почти без изменений до конца 1980-х годов, в танковой или мотострелковой дивизии насчитывалось до 19 ПТ-76. Они входили в состав отдельных разведывательных батальонов дивизионного подчинения, а также в состав разведрот танковых полков. Надо сказать, что в войсках переквалификацию ПТ-76 в разведывательный восприняли без особого энтузиазма: ничего себе разведчик, по габаритам превосходящий средний танк Т-54, наиболее массовый тогда в Советской Армии. Даже окоп для ПТ-76 нужно было рыть больший, чем для «пятьдесятчетверки»! На марше же, из-за меньшей удельной мощности, ПТ-76 попросту отставал от Т-54. К тому же для выполнения разведывательных функций ПТ-76 не оснастили никаким специальным оборудованием (дополнительные приборы наблюдения и средства связи), кроме штатного. Каких только прозвищ на надавали ПТ-76 в войсках: «катер с пушкой», «плывун» и совсем уж презрительное — «поплавок».

Вместе с частями, в которых они находились в штате, ПТ-76 и БТР-50 принимали участие в венгерских событиях 1956-го и чехословацких 1968 годов. По-видимому, какое-то количество танков ПТ-76 имелось и в составе 5, 108-й и 201-й мотострелковых дивизий, вошедших в декабре 1979 года в Афганистан.
Но в целом крест на карьере в сухопутных войсках как ПТ-76, так и БТР-50 поставило появление боевой машины пехоты БМП-1. Принятая на вооружение в 1966 году, она начала поступать в первую очередь в мотострелковые батальоны танковых полков и мотострелковые полки танковых дивизий, а заодно и в разведывательные подразделения этих частей и соединений, постепенно вытесняя из них ПТ-76 и БТР-50. Тем не менее эти машины, и в первую очередь ПТ-76, продержались на вооружении еще довольно долго. Так, согласно данным, которые Советский Союз представил к подписанию Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), на ноябрь 1990 года СССР имел на этом континенте 1030 танков ПТ-76. По данным комиссии, за соблюдением положений договора можно проследить динамику сокращения численности танков ПТ-76 сначала на Европейской части СССР, а затем и России в 1990-е годы. Так, в 1990 и 1991 годах их число оставалось неизменным (602 единицы), в 1992 году количество ПТ-76 сократилось до 483 единиц (часть танков оказалась за границей — на Украине, в Белоруссии и Молдавии). В 1993 году в частях имелось 397 танков ПТ-76, в 1994-м— 282, в 1995-м — 126, в 1996-м —25, в 1997-м — 5. Таким образом, к 1998 годy в воинских частях Российской Армии, дислоцировавшихся на европейской территории страны, боевых машин этого типа уже не осталось. Сведениями о наличии ПТ-76 в других регионах автор не располагает, но есть все основания предполагать, что и за Уралом их уже нет.Все вышеприведенные данные касаются только Советской и Российской Армии, но не учитывают танки ПТ-76, находившиеся в составе морской пехоты ВМФ.

Помимо стран-участниц Варшавского Договора ПТ-76 и БТР-50 поставлялись и в другие государства. На основе данных, приводившихся в зарубежной печати в разные годы, удалось составить их перечень, по мнению автора, наиболее полный и точный. Итак, танки ПТ-76, а также бронетранспортеры БТР-50 и ОТ-62 поставлялись в Финляндию, СФРЮ, Алжир, Египет, Иран, Ирак, Ливию, Судан, Сирию, Анголу, Бенин, Конго, Гвинею, Гвинею-Бисау, Мадагаскар, Замбию, Афганистан, Камбоджу, Индию, Индонезию, КНДР, Лаос, Вьетнам, Кубу, Никарагуа, Мозамбик и Уганду.
Первой воинской частью индийской армии, получившей в конце августа 1965 года ПТ-76, стал 7-й полк легкой кавалерии, до этого имевший на вооружении легкие танки М3 «Стюарт».Боевые машины этого полка уже в сентябре принимали участие в столкновениях с пакистанскими войсками в штате Кашмир. Несколько танков при этом было подбито и захвачено пакистанцами.
К началу индо-пакистанского конфликта 1971 года ПТ-76 в основном были сосредоточены в 45-м кавалерийском и 69-м танковом полках индийской армии, а также в 1-м и 5-м отдельных танковых эскадронах вместе с бронеавтомобилями «Феррет». Практически все части, вооруженные ПТ-76, были сосредоточены против пакистанской группировки в Восточной Бенгалии. Плавающие танки как нельзя лучше подходили для действий в дельте Ганга. Индийским «семьдесят шестым» противостояли пакистанские танки М24 «Чаффи» и несколько трофейных ПТ-76, захваченных в 1965 году.

В ходе конфликта 1971 года имели место несколько любопытных эпизодов с участием ПТ-76.
9 декабря рота D из 1-го отдельного эскадрона с гуркскими стрелками на броне прорвалась к докам порта Чандпур. В это время по р.Мегхне в направлении Дакки двигались три речные канонерские лодки с 450 солдатами. ПТ-76 открыли огонь. Все три каноненрские лодки были потоплены, погибли 180 пакистанских солдат.
Днем позже на другом участке фронта ПТ-76 69-го танкового полка, опять-таки с гуркской пехотой на броне, совершали обходной маневр. Пройдя 55 км по заболоченным джунглям, форсировав несколько рек, они неожиданной атакой 12 декабря заняли г.Богра. Во время штурма огнем 76-мм пушек были уничтожены танк М24 и два безоткатных орудия.

За две недели боев было уничтожено и повреждено 13 индийских танков ПТ-76. Пакистанцы потеряли 66 легких танков М24 «Чаффи». Некоторые из них были захвачены в исправном состоянии и после провозглашения государства Бангладеш переданы в его армию. По результатам этого конфликта индийские военные в целом оказались довольны советскими плавающими танками. В изрезанной водными преградами дельте Ганга ПТ-76 чувствовали себя «как рыба в воде». В целом же массовое применение слабо бронированных, вооруженных всего лишь 76-мм пушками боевых машин оправдало себя по причине отсутствия у пакистанских войск в Восточной Бенгалии достаточного количества противотанковых средств. Они могли противопоставить индийцам только устаревшие легкие танки М24 и безоткатные пушки.

Еще одной ареной использования плавающих танков и бронетранспортеров стал Ближний Восток. В 1966 году Египет получил первые 50 танков ПТ-76 и некоторое количество бронетранспортеров БТР-50П и ОТ-62. Они использовались в войне 1967 года — не по назначению и без особого успеха. В результате боев 29 ПТ-76 были подбиты или брошены поспешно отступавшими с Синайского полуострова египетскими войсками. Несколько десятков плавающих танков и бронетранспортеров были захвачены, отремонтированы и введены в строй Армии обороны Израиля. На этих машинах заменили двигатели, установили американские пулеметы и новые радиостанции.

Современная жизнь "Плывуна".

В результате всестороннего анализа тенденций развития легких танков наиболее перспективным направлением создания современной машины в России была признана глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавших в эксплуатации и в ходе боевых действий легких плавающих танков ПТ-76Б.
Нашими российскими конструкторами была разработана программа модернизации плавающего танка. Головным предприятием по разработке данной программы выступила компания «Специальное машиностроение и металлургия» (г. Москва). Ее реализация позволяет не только значительно увеличить ресурс машины, но и в несколько раз повышает ее боевую эффективность.Применительно к огневым задачам наиболее универсальным оружием для легкого танка в настоящее время является пушка. В качестве таковой для установки в танк ПТ-76 рассматривались российская 57-мм автоматическая пушка С-60 и 90-мм бельгийская пушка Мк III фирмы «Коккерил». Предпочтение же отдали С-60. Ниже станет ясно почему.

90-мм пушка имеет большие возможности по борьбе с бронецелями и на дальностях 1000-1500 м ее бронебойный снаряд имеет бронепробиваемость в 1,7—1,9 раза выше, чем снаряд пушки С-60. Тем не менее этого недостаточно для поражения современных танков в лобовые проекции, а в борт на этих же дальностях 57-мм пушка берет любой современный танк.
Зато, при стрельбе по боевой машине пехоты (бронетранспортеру) на дальности 2 км вероятность поражения цели одной очередью 57-мм автоматической пушки в 1,75 раза выше, чем одним выстрелом из 90-мм пушки Mk III.
Если сопоставить результаты стрельб из тех же пушек по противотанковому ракетному комплексу на дальности 2.5 км. то автоматическая пушка превосходит бельгийского конкурента в 2 раза. Что касается стрельбы по вертолетам, то неавтоматические пушки полностью неспособны бороться с таким противником. В то же время автоматическая пушка одной очередью поражает эту цель с вероятностью не ниже 0.6. Это важно еще и потому, что мобильные силы часто действуют в условиях отсутствия прикрытия высокоэффективных средств ПВО.

Учитывая сказанное, было принято решение обеспечить кардинальное повышение огневой мощи модернизируемого ПТ-76 за счет установки на машину новой башни с размешенным в ней комплексом вооружения на основе автоматической пушки. В состав комплекса включена 57-мм автоматическая пушка (переделанная из зенитной пушки С-60). Доработка пушки и ее механизма заряжания с целью возможности установки на легкую бронетехнику произведена нижегородским КБ «Буревестник*. При стрельбе бронебойно-трассирующим снарядом на дальности 1120 м пушка обеспечивает пробитие брони 100 мм. другими словами, пробивает борт любого современного танка. Что касается надежного поражения бронетехники легкого класса, таких как БМП или БТР, то новая пушка обеспечивает их надежное поражение на всей прицельной дальности стрельбы. Заброневое действие заключается в отломе и разлете осколков бронеконструкции и снаряда в результате срабатывания донного взрывателя и взрыва снаряда.

Для уменьшения загазованности в боевом отделении пушка закрыта защитным кожухом с вентиляцией. Пушка оснащена автоматом заряжания и выброса стреляных гильз с приводом от откатных частей, что обеспечивает ей техническую скорострельность 120 выстрелов в минуту В качестве дополнительного оружия в новой башне используется спаренный с пушкой 7.62-мм пулемет Г1 КТ.
Боекомплект к пушке размещается в автоматической боеукладке на 20 выстрелов с механизмом выбора типа боеприпаса в процессе стрельбы и в механизированной боеукладке на 70 выстрелов.
По существу автоматическая боеукладка является автоматом заряжания с автоматическим же выбором типа боеприпаса. Это устройство позволило использовать на танке пушку с однопоточным питанием, обеспечив применение боеприпасов различного типа. Смена типа боеприпаса осуществляется автоматизированно за 2-4 секунды.

Пополнение автоматической боеукладки осуществляется заряжающим. При этом не требуется никаких сложных манипуляций. Очередной снаряд выбирается из механизированной боеукладки и помещается в автоматическую. Полное время заполнения автоматической боеукладки составляет две минуты. Эта конструкция системы питания не имеет аналогов в мире и может рассматриваться как российское «ноу-хау».
С целью обеспечения высокой точности стрельбы в состав комплекса вооружения включена современная автоматизированная система управления огнем (СУО), работающая совместно с новым двухплоскостным стабилизатором вооружения (СТВ). СУО обеспечивает: круглосуточное обнаружение целей: измерение дальности до них: определение и ввод поправок для стрельбы; стабилизированное наведение основного и дополнительного оружия и обстрел наземных, надводных и воздушных целей с места, с хода и на плаву выбранным типом боеприпаса с необходимой длиной очереди.Срединная ошибка стабилизации при движении со скоростью 25 км/ч составляет не более 0,5 мрад. Другими словами при стрельбе с ходу с указанной скоростью не менее 50% попаданий при стрельбе на дальность 1000 м не отклонятся более чем на 50 см от точки прицеливания.

Наряду с задачей достижения нового уровня огневой мощи при модернизации танка решалась задача повышения подвижности и надежности машины. При этом предусмотрено полное восстановление ресурса танка.
С целью повышения подвижности машины на суше (на плаву в своем классе танки типа ПТ-76 до сих пор не имеют равных) на модернизированную машину предлагается установка более мощного дизельного двигателя УТД-23 (мощностью 300 л.с вместо старого мощностью 238 л.с.) и трансмиссии, использующейся на БМД-3, с соответствующими обеспечивающими системами.
Это позволило существенно, с 17.1 минимум до 20 л.с./т, поднять удельную мощность танка. По этому показателю среди легких танков модернизированная машина уступает только новейшим легким танкам США «Стингрей* и М8.

Защищенность модернизированной машины и ее выживаемость на поле боя обеспечены новой быстродействующей системой пожаротушения. Кроме того, рассматривается оснащение машины системой сканирования и обнаружения оптических устройств (подобно приборам для обнаружения снайперов» и автоматического целеуказания на них). Другими словами, как только в поле зрения прицела появится какое-либо оптическое устройство, наведенное в сторону танка, СУО в автоматическом режиме в доли секунды довернет башню в его сторону, подготовит данные для стрельбы и наведет на него пушку, останется только нажать кнопку стрельбы.
Перспективным решением является оснащение модернизированного танка системами навесной динамической зашиты, позволяющими обеспечить защиту машин даже от гранат ручных противотанковых гранатометов и ПТУР с тандемными боевыми частями. И такие системы в России уже разработаны и прошли испытания
Другим направлением повышения зашиты модернизированного ПТ-76 (и других легких боевых машин) является оснащение их комплексами оптико-электронного подавления каналов управления противотанковых ракет и корректируемых на конечном участке траектории артиллерийских снарядов и мин, а также комплексами активной зашиты. Такие системы, также разработаны и прошли испытания. Кстати к ним проявляют огромный интерес американские специалисты. имея цель максимально снизить потерн своей бронетехники в Ираке. В общем можно обеспечить и легким танкам надежную защиту от воздействия большинства противотанковых средств, все зависит от толщины.... Нет, не брони, а кошелька заказчика.

В процессе модернизации выполняются две крупные технологические операции по монтажу нового боевого модуля и установке нового двигателя с усовершенствованными агрегатами трансмиссии. Эти операции могут проводиться на предприятиях, обладающих минимумом высокотехнологичного оборудования, в том числе силами войсковых ремонтных предприятий. Кстати, после разработки описываемой программы модернизации танков ПТ-76 принято решение о возобновление производства запасных частей для этого танка на головном заводе - производителе.
Модернизация танка ПТ-76 по рассмотренному проекту позволяет повысить его боевые возможности в 2.7 раза, что при сравнительно незначительных затратах выводит эту машину на уровень нового современного легкого плавающего танка, отвечающего всем требованиям к данному классу боевых машин. Большого тебе плавания старый добрый «плывун»!

Список источников:


Журнал "Мир оружия" №2 2004г.
приложение к журналу "Моделист-Конструктор" "Бронеколлекция" спецвыпуск Плавающий танк ПТ-76 2004г.
Категория: Бронетехника Послевоенный период | Добавил: Sherhhan (05.09.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
Просмотров: 2747 | Комментарии: 1 | Теги: плавающий танк, ПТ-76 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
cool

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]