Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Второй Мировой войны

Легкий танк Т-80

Лекгий танк Т-80

Еще в октябре 1942 года, по итогам испытаний двухместной башни на танке Т-70, конструкторское бюро ГАЗа спроектировало и изготовило второй образец, установка вооружения в котором позволяла вести огонь под большими углами возвышения - до 65 градусов. Причем вопреки широко распространенному мнению, делалось это не для стрельбы по самолетам (из закрытой башни танка прицелиться по скоростной воздушной цели было практически невозможно), а для ведения огня по верхним этажам зданий в ходе уличных боев. Кстати, задание на проектирование установки танкового вооружения с большими углами возвышения для ведения огня «в условиях боев в городах и условиях горной местности» ГАБТУ КА выдавало конструкторам еще в 1938 году, основываясь при этом на опыте действия наших танков в ходе гражданской войны в Испании.
Таким образом, в результате испытаний форсированного двигателя и нового образца двухместной башни, на ГАЗе спроектировали легкий танк, получивший заводское обозначение «изделие 080», «модель 80», а впоследствии Т-80. Общая компоновка машины, а также конструкция ее ходовой части, корпуса (за исключением подбашенного листа и верхней части левого борта), трансмиссия, система охлаждения, бензопроводы и место водителя со всеми агрегатами управления были взяты без значительных изменений от Т-70. Правда, за счет более мощного двигателя толщину брони бортов увеличили до 25 мм (что впрочем никак не повлияло на повышение защищенности танка).

Главным отличием Т-80 от Т-70 была конструкция башни, имевшей диаметр погона в свету 1112 мм (у Т-70 - 966 мм), как у танков Т-26 и БТ. Нижняя часть имела цилиндрическую форму и изготавливалась из броневого 45-мм листа, стенки имели толщину 35 мм.
Спаренная установка пушки и пулемета обеспечивала углы обстрела по горизонту от -6 до + 65 градусов. Из-за возросшей массы башни подбашенный лист корпуса пришлось соединить с надмоторным и увеличить его толщину до 20 мм. В результате этого демонтаж двигателей Т-80 был возможен только после снятия с танка башни, что, естественно, ухудшило ремонтопригодность машины.
В начале ноября 1942 года на ГАЗе изготовили два опытных образца танка Т-80, один из которых с 14 по 24 ноября испытывался в окрестностях Горького на полигоне 20-го учебного и 13-го танковых полков. Машина прошла 942 километра и произвела 656 выстрелов из орудия.
При этом выяснилось, что скорострельность Т-80 составляет 8-9 выстрелов в минуту, что было выше, чем у Т-70, имевшего скорострельность 4-5 выстрелов в минуту. В заключении отчета об испытаниях говорилось:
«Испытания форсированных двигателей показали, что они достаточно надежны и пригодны к эксплуатации на Т-80.
Комиссия, проводившая испытания, рекомендует принять танк Т-80 на вооружение Красной Армии».

В декабре 1942 года Т-80 принимается на вооружение Красной Армии, и сразу же главный конструктор ГАЗа А.А. Липгарт представляет на соискание Сталинской премии конструкторов этой боевой машины: своего заместителя по танковому производству Н.А. Астрова, начальника КБ шасси и двигателей А.М. Кригера, начальника особого КБ завода В.А. Дедкова и начальника КБ корпусов Ю.Н. Сорочкина. Однако это представление не было подписано правительством СССР.
После принятия Т-80 на вооружение неожиданно возникли проблемы с организацией его серийного производства - ГАЗ категорически был против нового танка, мотивируя это большой загруженностью по выпуску Т-70М, бронемашин БА-64, автомобилей и двигателей. В результате для сборки Т-80 привлекли завод № 592 наркомата вооружения в подмосковных Мытищах. Это предприятие имело некоторый опыт по изготовлению самоходных установок на трофейных шасси, а также зенитных бронепоездов, но его возможности были весьма скромными.

Постановлением Государственного Комитета Обороны № 2661сс от 27 декабря 1942 года завод № 592 передавался в наркомат танковой промышленности как завод № 40. Этим же постановлением для предприятия устанавливался график выпуска Т-80: апрель - 25, май - 50, июнь 100 и с июля по 150 машин в месяц.
Сборку бронекорпусов и башен для Т-80 поручили заводу № 176 (г. Муром) наркомата танковой промышленности, который уже в конце марта 1943 года начал отгрузку бронедеталей заказчику. Всего по сентябрь 1943 года завод № 176 изготовил 334 комплекта корпусов и башен Т-80.
Однако с производством самих танков дело обстояло не так гладко.
Дело в том, что у завода № 40 возникли серьезные проблемы: из-за отсутствия опытных конструкторов и технологов, неорганизованности сборочного цеха, недостатка рабочих, оборудования и частой смены руководства производство шло с большими трудностями. Так, несмотря на получение с ГАЗа комплекта чертежей, не удавалось подготовить необходимую документацию для серийного выпуска. Руководство завода неоднократно просило прислать из Горького опытный образец Т-80 для облегчения разработки чертежей. Так, 29 апреля 1943 года заместитель наркома танковой промышленности Степанов направил заместителю наркома среднего машиностроения Кугумову письмо следующего содержания:
«Прошу вашего распоряжения директору ГАЗ об ускоренной передаче заводу № 40 двух танков Т-80 для изучения и организации производства на заводе».
Но, несмотря на трудности, в апреле завод № 40 сумел изготовить 5 Т-80, еще 7 машин собрали в мае. В течение июня шла окончательная отладка технологии и подготовка к выпуску танков. В результате в июле было сдано 25 Т-80 и еще 40 в августе.
В это же время предпринимаются попытки усилить вооружение танка Т-80 за счет использования 45-мм танковой пушки большой мощности. Ее разработку поручили еще в сентябре 1942 года особому конструкторскому бюро (ОКБ) № 172. Работая совместно с КБ артиллерийского завода № 235 и взяв за основу ствол и противооткатные механизмы 45-мм противотанковой пушки образца 1942 года (М-42), ОКБ разработало ее танковый вариант, получивший обозначение ВТ-42. От танкового орудия 20К ВТ-42 отличалась очень плотной компоновкой и наличием горизонтально-клинового затвора (все предыдущие сорокапятки имели вертикально-клиновый затвор). При длине ствола в 3085 мм начальная скорость бронебойного снаряда ВТ-42 составляла 870 м/с, а подкалиберного - 1070 м/с, что обеспечивало на дистанции 500 м бронепробиваемость 60-85 мм при попадании по нормали.

После ряда испытаний ВТ-42 смонтировали на танк Т-70, который 12 мая 1943 года поступил на Гороховецкий артиллерийский полигон. Здесь в период с 19 мая по 1 июня пушка прошла испытания в объеме 1205 выстрелов и 199 км пробегом. При этом отмечалась ее «высокая практическая и начальная скорострельность при обслуживании одним номером расчета и простота конструкции полуавтоматики». Комиссия, проводившая испытания, в своем заключении рекомендовала по устранении недостатков принять ВТ-42 на вооружение Красной Армии. Однако к этому времени звезда Т-70 уже закатилась. Всего, по разным данным, было изготовлено от 2 до 7 ВТ-42.

В начале 1943 года, параллельно с развертыванием серийного производства Т-80, ОКБ № 172 получило задачу переработать ВТ-42 для установки в новый легкий танк. Работу удалось закончить в сжатые сроки, несмотря на то, что чисто «косметическими» мерами здесь обойтись не удалось. Для нормального функционирования пушки при больших углах возвышения пришлось сконструировать не только новый подъемный механизм, но и переработать конструкцию накатника, отрегулировать автоматику. В результате получилось новое танковое орудие, получившее индекс ВТ-43.
В августе 1943 года танк Т-80, вооруженный пушкой ВТ-43 (рабочий индекс машины Т-80-43), проходил испытания на Свердловском артполигоне и был рекомендован для принятия на вооружение. Правда, при этом отмечалась трудность ведения прицельного огня по самолетам, но зато точность стрельбы по целям, расположенным на вершинах холмов, верхних этажах зданий и деревьях, была великолепной.
Кроме того, согласно записке начальника ОГК НКТП Бера, инженерами наркомата совместно с выпускниками МВТУ им. Баумана в июле-августе 1943 года был проработан эскизный проект установки в танк Т-80 поставляемого по ленд-лизу дизеля GMC мощностью 210 л.с., что впоследствии позволяло усилить бронирование и вооружение.

Казалось, что Т-80 ждет лишь самое светлое будущее, но постановлением ГКО № 3964 от 21 августа 1943 года завод № 40 переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, прекращая все работы по легким танкам.
Связано это было, прежде всего, с итогами боев июля-августа 1943 года. Так, в письме, направленном в НКТП говорилось следующее:
«Опыт кампании лета 1943 года наглядно показывает, что отечественные танковые части и соединения имеют недостаточные средства огневого сопровождения и усиления. Поэтому наступательные действия танковых войск вынужденно проводились чаще всего при отставшей артиллерии и,    как следствие, без должного артиллерийского воздействия и сопровождения, и потому часто заканчивались большими потерями танковых войск.
Поскольку вооружение танка Т-70 слабо и делает его неспособным бороться с тяжелыми танками «Пантера», «Тигр» и САУ «Фердинанд», а также по причине слабой броневой защиты указанных танков, отмеченной командирами танковых частей, необходимо остановить серийный выпуск танка в пользу более необходимых армии самоходных орудий артиллерийской поддержки.
Срочно увеличить выпуск самоходных установок огневой поддержки СУ-76, СУ-122 и СУ-152. Освоить противотанковые САУ, способные на дистанции 1000 м пробить броню толщиной 82-102 мм.
Для этого:
Заводу № 40 и ГАЗ.
Прекратить выпуск легких танков, обратив высвободившиеся мощности на выпуск крайне нужных в наступлении САУ-57 и СУ-76.
УЗТМ. Производство танков Т-34 прекратить, обратив высвободившиеся мощности для организации массового производства орудий СУ-122 и СУ-85.
Челябинскому заводу. Шасси танка КВ-1C использовать для организации производства артиллерийских танков, вооруженных 122-мм или 152-мм гаубицей. В боекомплект указанных танков ввести бронепрожигающий кумулятивный снаряд».

Таким образом, выпуск танка Т-80 на заводе № 40 ограничился всего 77 серийными машинами и 2 опытными образцами, выпущенными на ГАЗе, после чего завод № 40 был переориентирован на массовое производство остро требующихся фронту легких самоходных установок СУ-76. В результате с конца 1943 года отечественные легкие танки исчезли из списков новой техники, поступающей на фронт.


Источники

  • Максим Коломиец Танки-«смертники» Великой Отечественной Т-30, Т-60, Т-70
  • Бронеколлекция Е.И.Прочко Легкие танки Т-40 и Т-60 №4(13) «1997г.
  • Барятинский М. - Легкие танки Второй мировой - 2007 г.
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (27.09.2014) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 1341 | Теги: Т-80 легкий танк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]