Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Второй Мировой войны

Т-50
Т-50
Легкий танк


Разработчик: КБ под руководством С.А.Гинзбурга
Год начала работ: 1940
Год выпуска первого прототипа: 1941
В 1941-1942 гг. была выпущена ограниченная серия танков, дальнейшие работы прервали в связи с эвакуацией.

История создания

В 30-е годы единственным танком сопровождения пехоты, состоявшим на вооружении Красной Армии, был Т-26. Основной, пушечный вариант этого танка, принятый на вооружение и выпускавшийся с 1933 года, к концу десятилетия уже не вполне отвечал достигнутому уровню развития танкостроения. Возросшая мощь противотанковой артиллерии не оставляла Т-26 с его 15-мм броней никаких шансов уцелеть на поле боя. Опыт сражений в Испании наглядно это продемонстрировал. "Двадцать-шестые”, легко расправлявшиеся со слабо вооруженными танками мятежников, становились столь же легкой добычей их противотанковых пушек. Впрочем, в подобном положении оказались в то время все советские (и не только советские) танки, не имевшие противоснарядного бронирования. В вечном поединке брони и снаряда временную победу одержал последний.

Именно поэтому 7 августа 1938 года Комитет Обороны СССР принял постановление "О системе танкового вооружения”, в котором содержалось требование менее чем за год - к июлю 1939 года — разработать новые образцы танков, отвечавших условиям будущей войны по вооружению, бронированию и маневренным качествам. В соответствии с этими требованиями в нескольких конструкторских бюро началась разработка новых танков.

Несмотря на создание знаменитой "тридцатьчетверки", в недрах военного ведомства вызревала мысль о другом массовом танке. Эта идея претворилась в жизнь через заказ двум Ленинградским заводам - Кировскому и имени Ворошилова (№174) срочно создать танк весом около 14 тонн, вооруженный 45-мм пушкой и защищенный противоснарядной броней умеренной толщины.

В 1939 году на Кировском заводе №185 бригадой конструкторов под руководством Г.Н.Москвина началось проектирование легкого танка сопровождения пехоты "СП". В 1940 году этот танк - "Объект 126" (или Т-126СП, как его чаще называют) - был построен и прошел испытания.
По своей броневой защите он примерно соответствовал среднему танку Т-34. Его корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 37 мм, днище и крыша имели толщину 20 мм. Лобовые, верхние бортовые и кормовые листы корпуса имели угол наклона 40-57 градусов.

В сварной башне граненой формы устанавливалась 45-мм пушка 20K образца 1932/38 года (боекомплект 150 выстрелов) и спаренный с нею танковый пулемет ДТ образца 1929 года. В лобовом листе корпуса слева от люка механика-водителя в шаровой установке располагался пулемет ДС. Шестицилиндровый дизель В-4 (половина В-2) мощностью 250 л.с. позволял 17-тонной боевой машине разгоняться до максимальной скорости в 35 км/ч.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из шести необрезиненных опорных катков с внутренней амортизацией, направляющего колеса, ведущего колеса кормового расположения со съемным зубчатым венцом и трех поддерживающих катков. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая коробка перемены передач, многодисковые бортовые фрикционы и бортовые передачи.

"Объект 126" по своей броневой защите и огневой мощи превосходил легкие и большинство средних танков СССР и других стран того времени, хотя на его конструкцию достаточно большое влияние оказал немецкий Pz-III. Для танка сопровождения пехоты скорость была вполне достаточной, к недостаткам же машины можно было отнести небольшой запас хода и стесненность рабочих мест четырех членов экипажа.

Этот недостаток устранили, убрав на втором образце танка лобовой пулемет ДС и закрыв его амбразуру броневой крышкой на болтах. Кроме того, не обрезиненные опорные катки были заменены обрезиненными облегченными. В таком виде "Объект 126" поступил на Ленинградский машиностроительный завод №174 имени К.Е.Ворошилова.

Конкурс на легкий танк В начале сентября 1940 г., ещё до официального завершения испытаний Т-126(СП), в недрах АБТУ созрел новый план, относительно дальнейшего развития темы легких танков сопровождения пехоты. Определенное влияние на это оказали испытания немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III Ausf.F, захваченного годом ранее в Польше и тайно перевезенного в Советский Союз для всесторонних испытаний. Как оказалось, при чуть большей массе, чем у последних модификаций Т-26, немецкая машина имела лучшие показатели подвижности и бронирования, при равном вооружении. Обстрел танка из 45-мм противотанковой пушки заставил задуматься – его 32-мм лобовая броня с трудом пробивалась бронебойным снарядом, хотя с данном случае имело место использование некондиционных боеприпасов. Эффективно поражать Pz.III танковая 45-мм пушка 20К могла только на близких дистанциях. В то же время, 50-мм немецкое танковое орудие имело аналогичные баллистические показатели, что немного уравнивало боевую ценность обеих машин.
Сопоставив эти данные были сформулированы новые требования к "легкому танку улучшенного бронирования” и Т-126(СП) в них уже не укладывался. Новый начальник ГАБТУ РККА С.Федоренко 20 сентября 1940 г. получил новые распоряжения. Теперь требовалось, учитывая данные испытаний Pz.III, провести модернизацию танка Т-126(СП) и предоставить для тестов два опытных образца. В тот же день замнаркома НКСМ С.Акопов также направил в АБТУ официальный документ, касаемый дальнейшей судьбы Т-126(СП). В нем, в частности, говорилось, что кроме увеличения подвижности танка следует уменьшить его массу до 14 тонн. Это позволило бы уложиться в стоимостные требования и обеспечить надежное функционирование таких важных узлов, как подвеска и трансмиссия. В крайнем случае, допускалось уменьшение бронирования до 40 мм.

1 октября 1940 г. к проектированию улучшенного варианта Т-126(СП) приступил конструкторский коллектив ОКБ-2 Л.Троянова под общим руководством и С.Гинзбурга. Проект проходил по документам как "Объект 135” (Т-135) и наиболее сильно напоминал свой прототип. Форма корпуса и ходовая часть остались на нем почти без изменений, но массу удалось сократить до 14 тонн. Танк оснащался 300-сильным дизельным двигателем. Схема бронирования Т-135 существенно изменили – теперь его лобовая часть была защищена 35-мм цементованной броней, которая по своим показателям оказалась даже лучше, чем 45-мм бронелист среднего танка Т-34. Производство такой брони уже было освоено на Ижорском заводе. Трансмиссия танка прорабатывалась в двух вариантах (планетарная и гидравлическая). По расчетам конструкторов, Т-135 должен был обладать скоростью 60-65 км/ч при улучшенной подвижности. Вооружение танка состояло из 45-мм пушки образца 1938 г., двух спаренных с ней пулеметов и одного пулемета с укладке. Для улучшения обзора была также введена командирская башенка.
Впрочем, долго оставаться в одиночестве инженерам из ОКБ-2 не пришлось. Уже 8 октября, по просьбе СКБ-2 ЛКЗ, в работу над новым танком включился конструкторский коллектив А.Ермолаева, ранее проектировавший "объект 211”. Их проект во многом был аналогичен Т-135, отличаясь цельно литым корпусом и совершенно новой системой охлаждения, которая состояла из подковообразного радиатора и вентилятора, размещенного внутри него.
Спустя ещё несколько дней к ним присоединилась группа выпускников-слушателей ВАММ им.Сталина, под руководством Н.Астрова. Этот проект наиболее сильно тяготел к Pz.III, обладая схожим по форме корпусом, башней и ходовой частью. Кроме того, от немецкого танка переняли конструкцию КПП, систему охлаждения двигателя, смотровые приборы и т.д. Дизельный двигатель В-4 при этом мог устанавливаться либо в корме танка поперек, либо со смещением к правому борту. Коническая башня также была выполнена трехместной, но в отличии от Pz.III её компоновка оказалась излишне тесной. Бронирование танка выполнили под стать немецкому аналогу – лоб 32 мм, борт – 15 мм. Оценочная масса танка составляла около 15 тонн.

Рассмотрение всех трех проектов состоялось с ноябре-декабре 1940 г. Проект группы Астрова был представлен первым, но дальше макетной стали не прошел. Военная комиссия посчитала, что копирование немецкого танка, с внесением корректив, не является оптимальным методом. К тому же, особенности конструкции танка требовали переработки двигателя В-4.
Два других проекта оказались более удачливыми. В феврале-марте 1941 г. было собрано по одному опытному образцу каждого из них. Преимущество оказалось за проектом завода №174, который показал лучшую технологичность конструкции. Литой корпус опытного танка, разработанный специалистами Кировского завода, обладал бы меньшей стоимостью при серийном производстве, однако сложная форма его носовой части вызвала бы трудности при её изготовлении. К тому же, сам процесс литья столь больших деталей ещё не был освоен на предприятиях. Это и стало решающим фактором.

Проведенные НИИ-48 испытания показали, что 37-мм броня Т-50 не пробивалась бронебойными снарядами из 76-мм пушки образца 1939 года с дистанции 400 метров со всех курсовых углов. Кроме того, танк был подвергнут обстрелу из немецкой противотанковой пушки PaK 40, но пробит не был, в то время, как проходивший там же испытания Т-34 был пробит трижды. Столь удивительные на первый взгляд результаты достигались, в основном, за счет того, что 37-мм броня ранних Т-50 была цементованной, в то время, как 45-мм броня среднего танка Т-34 была гомогенной и довольно уверенно пробивалась и отечественными, и немецкими пушками.

После устранения отдельных недостатков танк Т-50, спроектированный в СКБ-2, в феврале 1941 г. был принят на вооружение РККА. Формировавшимся тогда механизированным корпусам срочно требовалась материальная часть, и по возможности новая, так что потребность в легких танках Т-50 оценили в 550 машин. Ими планировали восполнить недостачу танков БТ-7, которые были сняты с производства. Очевидно понимая, что выполнить такой заказ в намеченные сроки не реально в него внесли существенные коррективы. Следуя постановлению СНК СССР "О плане текущих военных заказов на III квартал 1941” от 12 апреля того же года, завод №174 с 1 июля по 1 октября должен был собрать 25 танков по временному техпроцессу. Затем, начиная с IV квартала 1941 г., планировалось выпустить первую очередь нового сборочного конвейера, и только с 1942 г. предполагалось выйти на запланированную мощность, не только покрыв недостаток танков БТ-7, но и передавая Т-50 во вновь формируемые соединения.
В итоге, на 22 июня 1941 г., легкие танки Т-50 находились на стадии сборки и в строевые части не передавались.

Описание конструкции

Так что же представлял из себя серийный танк Т-50 спроектированный инженерами СКБ-2.
По внешнему виду и компоновке Т-50 напоминал средний танк Т-34, но в остальном это были совершенно разные машины, где прослеживалось влияние как более раннего советского проекта Т-126(СП), так и немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III.

Корпус танка собирался методом сварки из броневых листов высокой твердости толщиной 12,15,25,30 и 37 мм. Лобовая броня, установленная под большими углами наклона (верхний 50°, нижний 45°), надежно защищала от огня 20-мм и 37-мм противотанковых пушек, а на дальних дистанциях – от 45-мм. В передней части танка находилось отделение управления, в котором, с небольшим смещением к левому борту, помещался только механик-водитель. Для наблюдения за окружающей обстановкой в крышке люка устанавливался смотровой прибор (в боевой обстановке закрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью) и небольшая шаровая опора с амбразурой для стрельбы из револьвера системы "наган”. За ним располагалось боевое отделение, причем три остальных члена экипажа находились в башне. Здесь просматривается явная аналогия с немецким танком Pz.III. Слева от орудия находилось место командира орудия, справа – заряжающего. Надо отметить, что по уровню обзорности Т-50 был лучшим среди новых советских танков. Кроме прицела и перископов наводчика и заряжающего в бортах башни и в бортовых "скулах” были сделаны дополнительные приборы наблюдения, прикрытые броневыми щитками.

За ними, в кормовой части башни ближе к левому борту, было оборудовано место командира танка. Над его головой установили небольшую командирскую башенку с восемью смотровыми приборами и вентиляционным люком в крыше. Для посадки и выхода экипажа из танка были сделаны два прямоугольных люка в башне и один в лобовом листе.
В кормовой части корпуса находилась силовая установка, состоявшая из четырехтактного 6-цилиндрового рядного дизеля В-4 с жидкостным охлаждением. Этот двигатель был развитием В-3, опробованного на опытном танке Т-126(СП), и мог развивать максимальную мощность до 300 л.с. Номинальный ресурс В-4 составлял 200-250 моточасов. Для пуска двигателя использовался инерционный стартер или электромотор, хотя был предусмотрен резервный вариант с использованием сжатого воздуха. Устанавливался В-4 вдоль продольной оси танка, при этом конструкторами, по опыту боёв в Испании, была предусмотрена надежная защита моторного отделения от поражения ручными противотанковыми средствами. Так, выпускные щели для выброса охлаждающего воздуха были снабжены заслонками и защитными сетками, смонтированными на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопные патрубки двигателя и воздухозаборники для входа охлаждающего воздуха располагались в бортовых листах над гусеницами. Такая схема обеспечивала не только защиту от поражения горючей смесью, но и обеспечивала хорошее охлаждение агрегатов трансмиссии. Для борьбы с пожаром внутри танк был предусмотрен ручной тетрахлорный огнетушитель.

Трансмиссия танка была максимально упрощена для серийного производства. Она состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, 5-скоростной КПП, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух двухрядных бортовых редукторов. Ходовая часть Т-50 была во многом аналогична опытному танку Т-126(СП) и состояла из шести опорных необрезиненных катков на борт с внутренней амортизацией, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления. Гусеницу выполнили мелкозвенчатой, с литыми траками из стали Гартфилда шириной 360 мм. Подвеска танка – торсионная. Средства связи серийного Т-50 состояли из радиостанции КРСТБ, внутреннего переговорного устройства ТПУ-3 и светосигнального устройства для дополнительной связи между механиком и командиром танка.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12В. На танке устанавливался аккумулятор ЗСТЭ-126 ёмкостью 126 А-ч и генератор тока ДСФ-500Т мощностью 0,5 кВт с реле-редуктором РРК-ГТ-500.
Вооружение Т-50 больше соответствовало легкому танку БТ-7 последних серий выпуска. В башне монтировалась 45-мм пушка 20К образца 1938 г. с вертикальным полуавтоматически затвором. Справа и слева от неё были установлены спаренные 7,62-мм пулеметы ДТ. Углы наведения этой установки по вертикали составляли от -7° до +25°. Боезапас составлял 150 выстрелов к пушке и 64 магазина к пулеметам. Кроме этого, в боевом отделении имелась укладка с пехотным пулеметом ППД (710 патронов) и 24 ручными гранатами Ф-1.

Серийный выпуск и боевое применение

В начале 1941 г. выпуском Т-50 занимался лишь завод №174 в Ленинграде, где и был разработан этот танк. Несмотря на относительную простоту конструкции эта машина оказалась сложнее в производстве, чем выпускавшиеся здесь ранее Т-26, что повлекло за собой задержку в сдаче серийной продукции. Также подвели смежники – завод №75 в Харькове оказался неспособным проводить одновременную сборку дизелей В-2 и В-4 в требуемом объёме. В результате, долгая "раскачка” предприятий привела к тому, что первые серийные Т-50 были получены только в июле 1941 г. Однако здесь возникли новые, куда более серьёзные трудности. К концу лета немецкие войска вышли на ближние подступы к Ленинграду и проводили массированные бомбардировки как самого города, так и его предприятий. Сборочный конвейер оказался поврежден, однако до эвакуации завод №174 сумел выпустить 50 танков. Возможно, это количество могло быть и большим, но ситуация с выпуском Т-50 усугублялась отсутствием нужного металлопроката, двигателей и отдельных комплектующих.
В качестве резервного варианта рассматривался выпуск Т-50 на заводе №37 в Москве, но это предприятие было и без того загружено работой по легким танкам Т-40 и их модификациям, так что присланная сюда техническая модификация осела "мертвым грузом”.
Тем временем, в августе-октябре 1941 г., на ленинградском заводе провели серию улучшений, направленные на ускорение технологического процесса. Так, сложные фрезерованные детали по возможности заменялись литыми, вместо огневой резки стали использовать оборотные механические пилы, а нарезку резьбы в бронелистах заменили на пробки и бонки из конструкционной стали с резьбой внутри них. Перед самой эвакуацией, в октябре 1941 г., завод приступил к изготовлению упрощенных корпусов из гомогенной стали толщиной 40 мм и литых башен с толщиной брони 50 мм. Масса танка при этом возрастала до 17800-18200 кг, но на ходовые качества это практически не повлияло. В сумме эти новшества позволили снизить стоимость готовой продукции на 25-29%, но реализовать эти выгодные шаги своевременно не удалось – после эвакуации завода на Урал производство танков Т-50 прекратилось на несколько месяцев.
Прибыв в декабре 1941 г. в Омск на заводе №174 попытались снова наладить серийное производство Т-50, тем более что госзаказ на них никто не отменял. Тут выяснилось, что сделать это будет весьма затруднительно. У завода остался лишь небольшой задел корпусов и башен, позволявший собрать всего несколько машин. В добавок, из-за дефицита оптического стекла пришлось отказаться от командирской башенки и смотрового прибора механика-водителя, вместо которых использовали стандартные поворотные башенный и водительский перископические наблюдательные приборы, унифицированные с танком Т-70. Судя по сохранившимся документам, такая башня с середины декабря 1941 г. находилась в производстве на заводе №180 в Саратове, причем в феврале следующего года было рекомендовано сократить экипаж до 3-х человек, так как размещение наводчика в танке затруднено. Было ли это выполнено на деле остается лишь догадываться. Хотя даже в этом случае выпуск Т-50 мог быть возобновлен в прежних объемах, танк уже поспешили "похоронить”.

Основной причиной, повлекшей за собой отказ от выпуска Т-50, стал массовый переход промышленности на выпуск средних танков Т-34, строительство которых продолжалось даже в ущерб другим типам бронемашин. Другим, не менее важным фактором, стало отсутствие двигателей В-4, выпуск которых прервался осенью 1941 г. из-за эвакуации заводов. Положение с Т-50 ещё более ухудшилось после того, как задел двигателей вывезенных из Ленинграда в Челябинск был "реквизирован” директором ЧКЗ для выпуска КВ-1. Конструкторский отдел 174-го завода попытался компенсировать нехватку двигателей установкой карбюраторных ГАЗ-202, но этот тип силовой установки явно не подходил для 14-тонного танка. Последним "гвоздем в крышку гроба” для Т-50 стало распоряжение о развертывании серийного выпуска средних танков Т-34 на заводе №174, последовавшее после начала боёв за Сталинград и частичной эвакуации СТЗ. Нехватку столь ценных для фронта танков предполагалось компенсировать все теми же "тридцатьчетверками”, легкими Т-70 и британскими "Valentine”, поставки которых начались несколькими месяцами ранее. Впоследствии было принято утверждать, что причиной отказа от выпуска Т-50 стала его большая сложность в производстве и высокая стоимость.
Так, за первый квартал 1942 г. удалось выпустить всего 15 танков, часть из которых была оснащена радиостанциями 9Р и переговорными устройствами ТПУ-2. Несколько Т-50 первой серии, оставшиеся под Ленинградом, осенью 1941 г. были модернизированы путем установки навесной брони толщиной до 25 мм.
Общее количество выпущенных танков, таким образом, оценивается в 65 экземпляров двух серий, хотя по другим источникам это количество составляет 69 или 75 единиц.

О боевой судьбе танков Т-50 информации очень мало. Тем не менее, известно, что в августе 1941 года в 1-й танковой дивизии, дислоцировавшейся в Ленинградском военном округе и принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось 10 танков этого типа. Осенью 1941 года несколько Т-50 находились в составе войск 7-й армии, оборонявшихся на Петрозаводском направлении. Наиболее ожесточенные бои развернулись здесь в конце августа – начале сентября 1941 г., когда немцы активизировали свои действия к югу от Ладожского озера. Стабилизировав фронт на Карельском перешейке советское командование направило освободившиеся резервы в район г.Мга, который 31 августа был контратакован частями 1-й дивизии НКВД и 1-й горнострелковой дивизией. В этой атаке участвовала достаточно сильная танковая группа, состоявшая из 9 Т-26, 3 Т-50 и 7 КВ. Взять город так и не удалось, хотя за две недели боёв обе стороны понесли тяжелые потери. В ходе этих боев одна машина была захвачена финнами и эксплуатировалась вплоть до конца 1954 года.

Не было обделено Т-50 и центральное направление. К началу сентября 1941 г. в танковых частях Западного фронта находилось 245 танков, большая половина из которых из которых относилась к новыми (22 KB, 83 Т-34, 23 БТ, 57 Т-26, 52 Т-40, 8 Т-50). Рядом, на Брянском фронте, действовала группа Ермакова, в задачу которой поставили уплотнить стык с Юго-Западным фронтом. Судя по всему, все "полтинники” находились здесь в составе 150-й танковой бригады (12 Т-34 и 8 Т-50).
Вероятно, последние из Т-50 числились в составе 5-й гвардейской танковой бригаде Южного фронта летом 1943 г., а на 1 июня 1944 года в резерве командующего бронетанковыми и механизированными войсками Ленинградского фронта все ещё оставался одиночный Т-50, использовавшийся для охраны.

Не лишним было бы отметить, что вместе с Т-50 под Ленинградом участвовал в боях опытный легкий танк "объект 211”, бывший в своё время основным конкурентом Т-126(СП). По всей видимости, он находился в весьма хорошем техническом состоянии и был отправлен на фронт в августе или сентябре 1941 г. О его боевой работе сведений до нашего времени не сохранилось.

Модификация Т-50

Пока на заводе №174 налаживали серийное производство Т-50, в мае 1941 г. замнаркома обороны маршал Г.Кулик распорядился начать работы по проектированию пушек калибра 55-60 мм с увеличенной бронепробиваемостью и уменьшенным действием осколочного выстрела. Толчком для этого послужили новые сведения об использовании средних танков Pz.III, броню которых советские 45-мм орудия пробивали только с близких дистанций. Спустя некоторое время ОКБ-92 под руководством Грабина провела эскизную проработку проекта 57-мм орудия на основании выстрела от горной пушки образца 1938 г., но с дульцем обжатым до нужного калибра. Предварительные расчеты показывали, что при начальной скорости порядка 780 м/с бронебойный снаряд массой 3,6 кг сможет пробить броню толщиной 70 мм с дистанции 500 метров. Такие показатели вполне удовлетворяли предъявленным требованиям, что позволило АБТУ инициировать создание новой модификации танка Т-50, вооруженного 57-мм пушкой. Эту работу вновь поручили КБ завода №174, обязав спроектировать для танка новую башню с уширенным на 80 мм погоном, приспособленным для установки нового высокомощного орудия. Заодно было выдано задание на разработку открытой башни с 25-мм зенитным автоматом.
Модифицированный танк по документам проходил под индексом Т-135-2 или Т-50-2, однако довести начатую работу до конца не получилось. Последние упоминание о работах в этом направлении относится к началу июня 1941 г., но с началом войны проект Т-50 с 57-мм противотанковой пушкой был закрыт в пользу доработок серийных танков.
А вот с зенитным танком все вполне могло получиться. Абсолютно новую башню, приспособленную для установки 25-мм или 37-мм зениток, разработал инженер Савин. Танк, прошедший "переквалификацию”, был переименован в Т-50-3. Испытания этой артиллерийской системы должны были начаться в июле, но из-за неподачи ствола для 25-мм зенитного автомата машину пришлось оставить в Ленинграде и её дальнейшая судьба остается пока неясной. Можно предположить, что корпус Т-50-3 был использован для постройки серийного танка. О модификации с 37-мм пушкой данных пока найти не удалось. Примерно в это же время Т-50 пытались превратить в огнеметный танк. О подробностях этих работ сведений также найти не удалось, но исходя из особенностей конструкции танка можно сделать вывод, что огнемет АТО-41 устанавливался в башне вместо 45-мм орудия, с сохранением одного, либо обоих пулеметов. Эта модификация осталась на уровне прототипа.

Оценка машины

Достоверных сведений о том, как показали себя "пятидесятки” в боевых действиях, нет. Однако нет никакого сомнения в том, что из трех современных советских танков, принятых на вооружение накануне Второй мировой войны, Т-50 оказался наиболее конструктивно отработанным и сбалансированным, оптимальным по совокупности боевых и эксплуатационных качеств. По вооружению, бронированию и подвижности он превосходил или же не уступал германскому среднему танку Pz.III, будучи значительно меньше его по габаритам и боевой массе. В башне Т-50, имевшей такой же диаметр погона в свету, как у T-34, размещались три члена экипажа, что обеспечивало разделение их функциональных обязанностей. Правда, в данном случае недостатки становились продолжением достоинств. Даже при условии размещения в башне 45-мм пушки трем танкистам было в ней тесно. Поэтому командирскую башенку пришлось сместить к правому борту, а командиру сидеть в пол-оборота к оси танка. Возможно, имело смысл ограничиться двухместной башней с большим количеством приборов наблюдения, как у объекта 126. Для легкого танка это приемлемо. Все зарубежные аналоги, основные легкие танки Второй мировой войны — "Стюарт”, "Валентайн” и даже созданный в 1944 году "Чаффи” — имели двухместные башни.
Вполне достаточным для 1941 и даже для 1942 года было и вооружение Т-50: 45-мм пушка 20К на дистанции 500 м могла успешно бороться со всеми типами танков вермахта. Она была хорошо знакома танкистам, а кроме того, на складах имелось большое количество снарядов к этому орудию. Для 1943 года 20К стала уже слабовата, но как раз в это время в ОКБ № 172 создали, испытали и рекомендовали для принятия на вооружение 45-мм танковую пушку ВТ-42 с длиной ствола 68,6 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 950 м/с. От 20К пушка ВТ-42 отличалась очень плотной компоновкой, что позволило разместить ее даже в одноместной башне танка Т-70. С установкой же в "пятидесятку” вообще не возникло бы никаких проблем. Снаряд этого орудия на дистанции 500 м пробивал лобовую броню любого немецкого танка, кроме Pz.IV Ausf.H и J, "Пантеры” и "Тигра”.

Оставляла резерв для модернизации, в том числе усиления бронезащиты, и высокая удельная мощность танка —21,4 л.с./т! Для сравнения: у T-34— 18,65, у "Стюарта” — 19,6, у "Валентайна” — 10, у Pz.III— 15 л.с./т. Трехсотсильный дизель мог уверенно "тащить” и 45-мм броню.
Суммируя вышесказанное, приходится только сожалеть, что массовый выпуск Т-50 так и не был налажен.

Для своего класса танк Т-50 был неплохо вооружен, а после установки 57-мм пушки (собственно, в окончательном виде танк предполагалось вооружить именно 57-мм артсистемой, а 45-мм пушка была лишь временно мерой) он превзошел бы все существовавшие на тот момент советские танки по бронепробиваемости. Броневая защита Т-50 лишь немногим уступала танку Т-34. Скорость и поворотливость Т-50 на всех типах грунта превышала таковые показатели у "тридцатьчетверки". Кроме того, плавность хода и обзорность были не в пример выше. Стоит упомянуть наличие командирской башенки и освобождение командира танка от лишних обязанностей. В производстве Т-50 был практически вдвое дешевле Т-34 и изначально приспособлен под конвейерную сборку. Он требовал в пять раз меньше каучука и вдвое меньше цветных металлов. Так почему же производство такого перспективного и архиважного танка свернули? Несколько причин. Во-первых, серийное производство Т-50 начали разворачивать уже после начала войны. Во-вторых, уже с осени 1941 года в Красную Армию стал поступать очень удачный "Валентайн", который по совокупности основных характеристик (кроме подвижности) был весьма близок к Т-50. Кроме того, не было моторного завода для выпуска В-4 в эвакуации и в ходе последней потеряли все оборудование (включая эталонные модели) для литья картеров В-4.
В начале 1942 года попытались наладить выпуск упрощенных Т-50, но отказались. Всего же танков Т-50 было выпущено 69 штук, после этого Т-50 был окончательно снят с производства, хотя в 1943 году к проекту Т-50 снова вернулись, обсуждая вопрос о возобновлении производства легкого танка такого типа, но с углом вертикальной наводки орудия до 80 градусов для боев в городах. Отсутствие подходящего двигателя вновь поставило крест на идее возрождения Т-50. На этот раз - навсегда.
Хотелось бы заметить, что всего было два вида танков Т-50, различавшихся бронированием: Т-50 с броней 37-41 мм и Т-50 с броней 55-57 мм.

До нашего времени сохранились три боевые машины: в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке можно увидеть объект 126 и серийный танк Т-50; еще один танк Т-50 с дополнительными броневыми экранами сохраняется в Финляндии, в танковом музее в городе Парола.

Список источников:


www.battlefield.ru
www.aviarmor.net

Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (29.08.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
Просмотров: 1109 | Теги: Т-50, Т-50-2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]