Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Второй Мировой войны

Т-70

Легкий танк Т-70

История создания
С самого начала производства танков Т-30, а затем и Т-60 руководству ГАБТУ КА было ясно, что это мера вынужденная, связанная с большими потерями в танках. «Тридцатки» и «шестидесятки» имели боевые характеристики, приемлемые для разведывательных машин. Использование же их в качестве машин поддержки пехоты приводило к большим потерям в танках. Положение было столь серьезным, что 17 октября 1941 года исполняющий обязанности начальника отдела главного конструктора народного комиссариата танковой промышленности (ОГК НКТП) С. Гинзбург на заседании по совершенствованию танков записал: «По танку Т-60.
А. Недостаточное бронирование не защищает от огня немецкой 37-мм ПТП на дальностях до 600 м включительно.
Немецкое 7,92-мм ПТР обр. 39 пробивает бортовую броню Т-60 с дистанции 150 м.
Б. Слабо пушечное вооружение. Не позволяет вести борьбу с танками противника и его укрепленными огневыми точками».
Предпринятые осенью 1941 года попытки модернизации Т-60 (экранировка и разработка установки 45-мм орудия) кардинально улучшить ситуацию не моли, о чем сообщалось в наркомат танковой промышленности: «В настоящее время усиление лобового бронирования Т-60 до 40 мм, бортового - до 25 мм и вооружения путем установки 45-мм орудия обр. 38 г. не представляется возможным, т. к. это приведет к росту массы танка на 0,9-1,3 тн... При существующей КПП и перенапряженном режиме работы двигателя ГАЗ-202 увеличение массы танка даже на 0,7 тн, приводит к риску повышения аварийной работы мотора».
Кстати, введение экранированных корпусов и утолщение брони Т-60 в конце 1941-го - начале 1942 года существенных результатов не дали. Например, проведенные испытания обстрелом корпуса Т-60 (броня 20-35 мм) производства завода «Красный Октябрь» летом 1942 года дали следующие результаты:
«Безопасным для Т-60 является обстрел:
а).    Из ружей и пулеметов калибра 7,62 мм и 7,92 мм с любых дистанций;
б).  Из крупнокалиберных ружей и пулеметов калибра 12,7-13 мм с любых дистанций в лоб, внутрь сектора с углом при вершине в 120 градусов;
в).  Из крупнокалиберных ружей и пулеметов калибра 14,5-15 мм с любых дистанций в лоб, внутрь сектора с углом при вершине в 80 градусов;
г).   Из ПТП калибра 37 мм в лоб с дистанции более 650 м внутри сектора с углом при вершине в 80 градусов;
д).   Из ПТП калибра 45 мм в лоб с дистанции более 700-1000 м с углом при вершине в 40-50 градусов».

Для выхода из создавшейся ситуации в начале ноября 1941 года ОГК НКТП выдвинул задание по совершенствованию конструкции легких танков с целью устранения отмеченных недостатков. В задании, в частности, предписывалось:
«1. Усилить бронирование танка с курсовых углов ±30° для обеспечения надежной защиты его от огня немецкой 37-мм противотанковой пушки обр. 36 с дистанции 300-600 м.
2.    Усилить вооружение танка до уровня Т-26.
3.    Довести экипаж до легкого танка ввиду применения полуавтоматической пушки».

Основной проблемой при проектировании нового легкого танка массой 10-12 тонн на тот момент стало отсутствие двигателя мощностью 120-150 л.с. - такие моторы в Советском Союзе в то время не производились. Однако выход был найден - еще в октябре 1941 года заместитель главного конструктора Горьковского автозавода по танковому производству Н. Астров (бывший начальник КБ московского завода № 37) предложил ГАБТУ КА эскизные проработки по новому легкому танку. Машина была спроектирована с использованием ходовой части Т-60, но имела усиленное бронирование и вооружение. В качестве силовой установки предлагалось использование спаренной установки двигателей ГАЗ-202.
Предложение получило поддержку, и в конце ноября 1941 года на ГАЗе начались испытания опытных образцов двигателей мощностью 140 л.с. Новый двигательный агрегат, которому присвоили индекс ГАЗ-203, представлял собой два последовательно спаренных (один за другим) шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных мотора типа ГАЗ-202. Несмотря на увеличенную массу и габарит, двигатель удалось компактно разместить вдоль правого борта танка. Но длина его все же была великовата - пришлось несколько удлинить корпус, для компенсации чего, а также ввиду перегрузки ходовой части (масса танка достигал 8,5-9 т) в нее добавили по одному опорному катку на борт, а также применили утолщенные торсионы на передних и задних катках.
Военные всячески торопили горьковчан с созданием более мощного легкого танка.
Так, в рабочих записях комиссара ГАБТУ Красной Армии армейского комиссара 2-го ранга Н. Бирюкова от 16 декабря 1941 года, значится:
«По автозаводу им. Молотова:
...2. Ускорить выпуск танков Т-60 с двумя моторами и броней 45 мм (лоб, башня), 25 мм (корма) и борт - 15 мм».
Но только в 20-х числах декабря 1941 года для танка, получившего заводской индекс ГАЗ-70, изготовили сварной корпус и литую башню конструкции В. Дедкова. Одновременно спроектировали вариант сварной граненой башни из 35 мм бронелистов. Новую машину собрали в последних числах декабря, о чем старший военпред на ГАЗе военинженер 2-го ранга Окунев сообщал в своем докладе о работах предприятия, датированном 17 января 1942 года:
«Изготовлен новый танк (построен макетный образец) с двумя двигателями ГАЗ-202, расположенными гуськом, с агрегатами танка Т-60 с пушкой 45 мм. Вес предполагается 8 тн. Лобовая броня 45 мм, я настаиваю на увеличении толщины бортов для этого танка с 15 до 30 мм, что вызовет увеличение веса до 9 тн. Образец в настоящее время испытывается с весом, доведенным до 7,5 - 8 тн».

В январе нового, 1942 года, ГАЗ-70 проходил заводские испытания в окрестностях Горького. Параллельно велось устранение конструктивных недоработок в конструкции машины (а их выявлялось довольно много). По первоначальному плану, 1 февраля новый танк должен был поступить на полигонные испытания. Однако этот срок завод сорвал, несмотря на то, что за работами над новой боевой машиной следило руководство страны. В записях уже упоминавшегося армейского комиссара 2-го ранга Н. Бирюкова, датированных 12 февраля 1942 года есть запись о его разговоре со Сталиным:
«В 19 ч. 35 мин позвонил тов. Сталин и спросил, когда будет готов и доставлен двухмоторный танк с горьковского автозавода. Я ответил, что танк обещают собрать 12 февраля. Тов. Сталин спросил, выйдет ли что с этим танком. Я ответил, что танк смотрели наши инженеры. Испытания танк не проходил, но танк должен выйти. Тов. Сталин выразил свое неудовольствие по поводу задержки сборки танка».

Испытания
Сборка ГАЗ-70 была закончена 14 февраля 1942 года, после чего танк доставили на показ в Москву. Первый образец танка имел то же бронирование, что и Т-60. Он сильно напоминал своего предшественника, но был более пропорционален.
20 февраля начались испытания ГАЗ-70, которые, несмотря на ряд поломок трансмиссии (испытания велись в глубоком снегу при температуре окружающего воздуха до минус 35°С), в целом закончились успешно.
26 февраля 1942 года прототип нового танка был показан представителям Главного автобронетанкового управления Красной Армии, однако новая боевая машина не произвела на них благоприятного впечатления. Так, в акте приемной комиссии отмечалось слабое бронирование ГАЗ-70, в основном соответствовавшее таковому на Т-60 и лишь незначительно усиленное в лобовой части, недостаточная проходимость по снегу, неудобство работы с вооружением - в башне ГАЗ-70, как и Т-60, располагался один человек - и ряд других недостатков. Поэтому отношение военных к танку было, мягко говоря, неоднозначным — по боевым характеристикам новая машина не сильно превосходила Т-60, но при этом была значительно дороже. Тем не менее главный конструктор по танковому производству ГАЗа Н. Астров обещал, что указанные недостатки будут устранены в кратчайший срок, для чего в план опытных работ ГАЗа на I квартал 1942 года включили «создание танка ГАЗ-70 с увеличенной башней и уширенной гусеницей».
Результаты испытаний нового легкого танка ГАЗ-70, которому военные присвоили обозначение Т-70, доложили «наверх», и 6 марта 1942 года председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин подписал постановление ГКО № 1394сс «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе им. Молотова Наркомсредмаша» следующего содержания:
«1. Принять на вооружение Красной Армии танк Т-70, спроектированный и изготовленный Горьковским автозаводом Наркомсредмаша, со следующей тактико-технической характеристикой:
1.    Вес танка: 9,0-9,2 тн (с полным боекомплектом, вооружением, запасом топлива и смазки, без экипажа).
2.    Вооружение:
а),    одна 45 мм пушка, спаренная с одним пулемётом ДТ в башне.
б),    один ППШ в укладке танка.
3.    Боекомплект:
а),    снарядов к 45 мм пушке 66 шт.
б),    патронов к ДТ 945 шт.
в),    патронов к ППШ 216 шт.
г),    гранат Ф-1 10шт.
4.    Габариты:
а),    длина 4290 мм
б),    ширина 2302 мм
в),    высота 1810 мм
г),    клиренс 300 мм
5.    Скорость движения:
а),    максимальная 45 км в час
б),    по снежной целине 18 - 20 км в час
6.    Удельное давление - 0,72 кг. на кв. см
7.    Емкость топливных баков 400 литров.
8.    Экипаж танка 2 человека
9.    Толщина брони:
а),    лобовой лист нижний 45 мм
б)    лобовой лист верхний 35 мм
в),    борта 15 мм
г),    башня сварная 30- 5 мм башня литая 40-45 мм
д).    крыша 10 мм
е).    днище 6 мм
ж),    корма 25 мм.
10.    Двигатель:
2    спаренных мотора типа 202 мощностью 140 л.с.
2.    До запуска танка в серийное производства устранить дефекты, отмеченные в акте комиссии от 26 февраля 1942 г.
3.    Выпускать с 1 июня 1942 г. танк Т-70 с уширенным траком и увеличенной шпорой.
И. Сталин».

Через два дня - 9 марта - появилось еще одно постановление ГКО № 1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах № 37 и № 38 Наркомтанкопрома», согласно которому к выпуску новых боевых машин привлекались еще два предприятия, которые постепенно должны были прекратить сборку легких танков Т-60:

К изготовлению бронекорпусов и башен новых легких танков привлекались заводы наркомата танковой промышленности № 176, № 177, № 178 и № 180. Однако с первых же дней организация производства Т-70 столкнулась с целым рядом проблем. Например, новый танк требовал вдвое больше двигательных агрегатов, аналогичных установленным на Т-60, и заводы начали испытывать затруднения в выполнении установленной правительством программы выпуска танков.
Так, первоначально планировалось до 50% танков оснащать литыми башнями, производство которых поручалось заводу № 178 в Кулебаках - это предприятие имело довольно мощную литейную базу. Тем не менее, задание по отливке башен к танку Т-70 в марте 1942 года выполнить не удалось - вместо 20 отлили 9, а отгрузили 5. Как отмечалось, причиной этого являлось «позднее получение чертежей с автозавода для производства модели отливки. Чертежи были получены 12 марта, первая отливка была произведена 21 марта».
В докладе от 25 апреля 1942 года сообщалось, что завод № 178 освоил отливку бронедеталей из стали 8с для танков Т-70 (башни, маска пушки и люк механика-водителя):
«Полигонные испытания всех указанных деталей дали удовлетворительные результаты. Завод № 178 перешел на массовое производство указанного литья и снабжает им заводы № 176 и № 177».
Однако в мае 1942 года отливка и сдача башен для танков Т-70 была прекращена по распоряжению 3-го главного управления наркомата танковой промышленности для «высвобождения мощностей по выполнению защиты маски и щитка водителя Т-70». Всего в мае отлили 4 башни (план 80), 315 масок (план 385) и 443 люка механика-водителя (план 385). Отмечалось, что «недодел по защите маски получен в результате не отработанной еще точной технологии отливки и большим браком при этом».

Тем не менее, в июле завод № 178 отлил еще 15 башен, в результате чего суммарный выпуск литых башен для Т-70 в Кулебаках на заводе № 178 составил 39 штук. Большую часть из них отгрузили заводу № 176 в Муроме - этими башнями комплектовали уже готовые корпуса. Литые башни пытались выпускать и на заводе № 38 в Кирове.
Апрельский план по выпуску Т-70 сумел выполнить только ГАЗ, собравший 50 машин, завод № 38 изготовил лишь 7 танков. Последний только в июне смог выйти на заданную мощность по сборке Т-70, но все равно не смог догнать ГАЗ, который являлся основным производителем легких танков Т-70 для Красной Армии - более 80 % этих боевых машин были собраны в Горьком.

Меньше всего Т-70 сумел собрать завод №37 в Свердловске. Постановлением Государственного Комитета Обороны № 1958 сс от 3 июля 1942 года и приказом НКТП № 499 сс от 4 июля выпуск Т-60 здесь прекращался, и со второго полугодия завод должен был начать изготовление Т-70, собрав в июле уже 25 машин.
В период внедрения новой технологии по Т-70 и выпуска первых машин, 23 июля 1942 года постановлением ГКО № 2120 сс завод № 37 имени Орджоникидзе со всеми цехами включался в состав Уралмашзавода на правах филиала.
При этом выпуск танков был прекращен (всего удалось собрать 10 машин), а весь задел по ним передан заводу № 38 в Кирове. Впоследствии, в сентябре 1943 года, бывший завод № 37 выделили в самостоятельное предприятие - завод № 50 НКТП, который выпуском танков уже не занимался.
В августе 1942 года прошли испытания Т-70 производства Горьковского автозавода с целью «определения тактико-технических характеристик серийного танка». Машина прошла 1205 километров в районе Горького и Казани, и, помимо всего прочего, испытывалась на преодоление естественных препятствий. Среди прочего, отмечалось следующее:
«Танк Т-70 преодолевает подъемы любой длины крутизной 31-32 градуса и короткие подъемы (8-10 метров) крутизной до 36 градусов. Танк легко преодолевает косогоры крутизной 32-32 градуса. Сваливаний гусениц не отмечено.
Проходимость танка Т-70 по болотам лимитируется высотой клиренса - 300 мм.
При данной высоте клиренса и среднем удельном давлении, танк Т-70 уступает по болотоходности американскому танку М-3 легкий, танку германской армии «Прага» ТНГС и отечественному танку Т-60.
Танк Т-70 превосходит по болотоходности американский танк М-3 средний и средний танк германской армии T-III.
Проходимость танка Т-70 примерно соответствует танку MK-III («Валентин» VII)».

Работа над ошибками
Поскольку Н. Астров еще в начале 1942 года дал обещание Государственному Комитету Обороны не позднее второго полугодия перейти к выпуску нового варианта Т-70 - с башней для двоих человек и усиленной ходовой частью, причем машины с усиленной подвеской должны были с 1 июля 1942 года пойти в производство, все усилия «танкового КБ» ГАЗа были направлены на выполнение этой задачи. В апреле - мае эскизный проект новой боевой машины утвердили отделом главного конструктора НКТП, а в июне началась разработка рабочих чертежей. Однако из-за сложностей с освоением в производстве Т-70 и загрузкой Горьковского автозавода другими заказами, работа по введению усиленной ходовой части затянулась до осени.
В ходе проектирования танка с двухместной башней стало ясно, что новый танк по массе будет почти на 1,5 тонны тяжелее Т-70.
Поэтому в июле - августе 1942 года на ГАЗе прошли испытания серийного Т-70, догруженного до 11,5 т. В результате длительных пробегов выяснилось, что при такой массе ходовая часть танка, которая как уже говорилось изначально считалась недостаточной, стала просто «сыпаться» - у догруженного образца ломались траки, лопались торсионы подвески, быстро изнашивались резиновые бандажи опорных катков.
Кроме того, мощность двигательного агрегата ГАЗ-203 для танка массой в 11,5 т оказалось недостаточной, в перенапряженном режиме работала коробка перемены передач, а при движении в гору, при угле наклона свыше 20 градусов, отмечались поломки зубьев коробки перемены передач и бортовых редукторов. Для исправления выявленных недостатков танковое КБ ГАЗа предприняло ряд шагов. Так, была усилена конструкция рамы двигателя, так как ввиду возросшей нагрузки на ходовую часть она потребовала упрочнения. С 260 до 300 мм увеличили ширину и с 98 до 111 мм шаг траков гусениц, возросли со 104 до 130 мм ширина опорных катков и с 34 до 36 мм диаметр торсионов. Из-за увеличения шага трака, их число в гусенице сократилось с 91 до 80 штук. Кроме того, усилили поддерживающие катки, стояночные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты) и бортовые редукторы. Кроме того, велись работы по проектированию на базе ГАЗ-203 двигателя увеличенной мощности.

Решением Государственного Комитета Обороны № 2276 сс от 8 сентября 1942 года Горьковскому автозаводу поручалось «спроектировать и изготовить новые образцы форсированного двигателя и двухместной башни для танка Т-70». Появление этого документа значительно ускорило изготовление нового легкого танка, так как теперь осуществлялся жесткий контроль за ходом работ со стороны руководства страны. В результате 27 сентября 1942 года на ГАЗе закончили изготовление первого опытного образца легкого танка Т-70 с башней «для двух человек для наземной стрельбы с углом возвышения 25 градусов».

Общая компоновка новой боевой машины, вооружение, ходовая часть, корпус, моторно-трансмиссионное отделение, рабочее место механика-водителя со всеми элементами управления остались почти такими же, как и на Т-70. Главное внешнее отличие заключалось в замене подбашенного листа, на котором установили новую увеличенную башню с двумя рабочими местами - командира танка и заряжающего, ставшего по совместительству радистом. Пулемет в двухместной башне был перемещен слева направо, и его обслуживание было также передано заряжающему.
Для наблюдения за полем боя сначала планировалось установить командирскую башенку, но она требовала не менее 5 перископических приборов наблюдения и имела приличную массу, мешающую открыванию и закрытию башенного люка.
Поэтому на опытном образце была установлена лишь поворотная командирская панорама. Для ведения огня из личного оружия в обоих бортах башни были сделаны амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками.
Броневая защита корпуса была усилена за счет увеличения толщины бортовых листов до 25 мм, а подбашенного листа до 20 мм. Броневые листы сварной башни высокой твердости имели толщину 35 мм. Ввиду изменения места установки пулемета конструкция литой маски орудия была изменена.
Одновременно с изготовлением нового танка в конце сентября - начале октября собрали шесть опытных экземпляров нового двигателя ГАЭ-203Ф (форсированный) мощностью 170 л.с., позже получившего обозначение М-80. Повышение мощности осуществлялось за счет увеличения наполнения и повышения степени сжатия. М-80 отличались от серийных агрегатов ГАЭ-203, ставившихся на танках Т-70, материалом изготовления и конструкцией головки и верхнего пояса блока, клапанами, всасывающей трубой и новыми карбюраторами К-43. А так как новый двигатель был взаимозаменяем с ГАЗ-203, в перспективе планировалось М-80 устанавливать и на ремонтных Т-70. Первый собранный двигатель прошел стендовые испытания в 100 часов, второй установили на серийный Т-70, догруженный до массы 11,5 т, и испытали пробегом на 1318 км, а третий смонтировали на танке Т-70 с новой двухместной башней. Последний в период с 28 сентября по 2 октября 1942 года прошел ходовые испытания в окрестностях Горького.

Новая боевая машина вскоре получила обозначение Т-70М, и ее производство началось в первой декаде октября 1942 года на Горьковском автомобильном заводе, а с ноября - и на заводе № 38 в Кирове. Что касается Т-70 с двухместной башней, то их серийное изготовление так и не было развернуто.
Вообще говоря, если выпуск Т-60 на ГАЗе удалось наладить довольно быстро, то освоение танка Т-70 здесь шло с большими трудностями. Дело в том, что переход к началу 2-го квартала 1942 года на выпуск танков Т-70 застал завод не подготовленным из-за не готовности оснастки для производства. Кроме того, сама новая машина имела в начале серийного изготовления большое количество конструктивных дефектов и недостатков. Устранение этих недоработок и сама наладка производства заняла много времени, в результате чего усиленная ходовая часть с уширенной гусеницей были введены только с 1 октября 1942 года (по первоначальному плану это планировалось с 1 июня).

Следует сказать, что начало производства танков Т-70М выявило целый ряд проблем, связанных с тем, что детали ходовой части у Т-70 и Т-70М были не взаимозаменяемы, что создавало определенные трудности при ремонте легких танков в войсках, откуда часто поступали не вполне лестные и иногда даже ругательные отзывы. Положение было столь серьезным, что в апреле 1943 года наркомат танковой промышленности получил следующую телефонограмму Ставки В ГК:
«Тов. Зальцман! В настоящее время вы сдаете в действующую армию танки Т-70 выпуска двух видов, в значительной степени отличающиеся по конструкции, что приводит к невозможности нормального обслуживания указанных танков в танковых соединениях. Это недопустимо, особенно в то время, когда Красная Армия как никогда нуждается в упрощении обслуживания матчасти танковых войск - основы наступления. Прошу срочно разобраться.
Сталин».

Разрешению этого серьезного вопроса техническое управление НКТП посвятило специальное заседание «о совершенствовании конструкции легкого танка», состоявшееся в мае 1943 года. На заседании выступали: Н. Астров, М. Щукин, Н. Попов, А. Канищев, С. Гинзбург.

Вообще говоря, весной 1943 года остро встал вопрос об улучшении качества сборки танков на отечественных заводах. Причем речь шла не только о Т-70, но и о машинах других марок. Для выправления ситуации 29 марта 1943 года Государственный Комитет Обороны подписал постановление № 3092сс, в котором определялся рад мер, направленных на улучшения качества танков. Среди прочего предписывалось провести длительный пробег танков (по одной машине от каждого предприятия - Т-34 заводов № 183, 174, 112, Кировского, УЗТМ, а также КВ-1с с ЧКЗ и Т-70 с ГАЗа) на дистанцию 2000 километров. Испытания начались 16 мая 1943 года в районе Казани, и к 30 мая, в результате первого этапа испытаний танков, установили следующее:
«Общими недостатками всех танков, которые снижают эксплуатационные возможности и требуют большой затраты времени на их устранение при обслуживании и ремонте являются:
а).    Плохое качество крепежных деталей и ненадежная их фиксация.
б).    Неудовлетворительный контроль при сборке на заводах.
в).    Несоблюдение допусков на резьбу.
г).    Небрежное выполнение сварных соединений».
При этом оказалось, что наиболее «выносливым» оказался Т-70, прошедший к 50 мая 1500 километров за 5,9 ходовых дней (еще 8,1 день затратили на техобслуживание и ремонт). Из других машин к «семидесятке» удалось приблизиться только тридцатьчетверке завода УЗТМ, которая «покрыла» 1001 километр за 4,9 ходовых дней и затратив 9,1 день на обслуживание. Вместе с тем отмечалось, что «наиболее слабым агрегатом танка Т-70 является коробка перемены передач. За время испытания произошло скручивание валиков: вторичного через 1197 километров, первичного через 1460 километров по причине передачи крутящего момента, на который они не были рассчитаны».
Интересно, что и первые отзывы о Т-70М из войск были порой, мягко говоря, сдержанными:
«Новая разновидность танка Т-70 перетяжелена. При переправе роты легких танков через деревянный мост на р. Алешня три танка выпуска 1942 г. легко преодолели его, тогда как под танком выпуска 1943 г., масса которого была на 1,2 т больше, провалился настил.
Танк застрял, замедлив темп наступления бригады».
Или такое: «Подвижность вне дорог танка Т-70М снижена по сравнению с подвижностью Т-60 и Т-70, так как последние имеют меньшее значение удельного давления на грунт, и, как следствие, лучшую проходимость».
Однако были и донесения другого характера.
Например, согласно отчетам 3-й гвардейской танковой армии в ходе длительных маршей модернизированный легкий танк вел себя предпочтительнее Т-70:
«В ходе преследования противника танки Т-70М выпуска ГАЗ показали себя наиболее надежными среди всех имеющихся в наличии образцов отечественной боевой техники. Из числа 15 танков Т-70М лишь два имели незначительные поломки МТО, приведшие к выходу танков из строя на срок от 20 мин до одного часа, тогда как из общего количества в 6 машин Т-70 четыре вышли из строя на все время операции по причине поломки КПП (один танк), обрыва торсиона (два танка), а также срыва зубчатого венца ведущего колеса и лопнувших траков (один танк).
Вывод: ТанкТ-70М наглядно показал свою надежность».

Следует отметить, что увеличение массы Т-70М часто вызывало перенапряженный режим эксплуатации двигателя, особенно в тяжелых дорожных условиях. Для решения последней проблемы предполагалось устанавливать на Т-70М более мощный мотор М-80. Так, ГАЗу поручалось изготовить 20 танков Т-70М с двигателями М-80 и в феврале 1943 года передать их для испытаний военным. Однако выполнить это так и не удалось и 26 мая 1943 года начальник технического отдела НКСМ В. Гарбузов отправил в Горький письмо следующего содержания:
«ГАЗ до сих пор не выполнил постановление ГКО от 27 декабря 1942 года и приказ Народного комиссара среднего машиностроения № 631 сс от 29 декабря 1942 года в части, касающейся выпуска 20 танков Т-70 с моторами М-80 и сдачи их ГБТУ для проведения испытаний в марте 1943 года. Для доклада Народному комиссару немедленно сообщить по ВЧ кратчайший срок сдачи ГБТУ 20 тан¬ков Т-70 с моторами М-80».

Производство
В конце декабря 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны завод №38    прекращал выпуск танков и полностью переключался на изготовление самоходных установок СУ-76 (СУ-12). В результате этого решения с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускали только в Горьком.
Если в первой половине 1943 года производствоТ-70М на ГАЗе шло по плану, то вторая половина года явилась для коллектива завода серьезным испытанием и преодолением больших трудностей по восстановлению завода после налетов немецкой авиации 5-14 июня. В результате бомбежек на Автозаводской район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 попали непосредственно на территорию завода. Немецкие летчики использовали осколочно-фугасные бомбы 250-1000 кг и зажигательные (термитные) 1 - 250 кг, а также в большом количестве осветительные ракеты (для обнаружения целей).
В результате налетов было полностью разрушено или значительно повреждено более 50 зданий и сооружений, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо.
В литейных цехах серого и ковкого чугуна полностью были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь, сильно пострадали кузнечный корпус, моторный цех №2, ремонтно-механический цех, инструментально-штамповый и прессово-кузнечный корпуса, много жилых домов.
После бомбардировок ГАЗ оказался в тяжелом положении - резко снизилась подача электроэнергии из-за разрушения линий электропередачи, вышел из строя водопровод, а кроме того, завод оказался без сжатого воздуха - были повреждены или разрушены 6 компрессоров общей мощностью 21000 м3. Всего в 32 цехах выбыло из строя 5900 единиц технологического оборудования (51%), 8000 электромоторов (5620 из них полностью уничтожены), 9180 м конвейеров и транспортеров, более 300 электросварочных машин, 14000 комплектов электро- и радиоаппаратуры, 28 мостовых кранов.
В результате был остановлен выпуск автомобилей и броневиков БА-64, но производство танков, несмотря на все трудности, не прекращалось ни на день. Тем не менее только в августе 1943 года на ГАЗе удалось перекрыть майский показатель по выпуску Т-70М. Но уже 28 августа 1943 года И. Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны, согласно которому с 1 октября 1943 года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, а производство Т-70М прекращалось. Но, используя задел по легким танкам, Горьковский автозавод дал Красной Армии в сентябре-октябре еще почти 600 Т-70М, а последняя машина этого типа была сдана представителю военной приемки в первых числах декабря. Всего за 1943 год, несмотря на серьезный ущерб от немецких бомбардировок, Горьковский автомобильный завод имени Молотова при плане 3300 Т-70М передал в войска 3348 танков и 1758 двигателей ГАЗ-203. Всего же за 1942-1943 годы заводы № 37, 38 и ГАЗ произвели 8321 танк Т-70 и Т-70М, причем последних было около 5000 штук, или более 60 %.

Устройство танка Т-70
Общая компоновка машины была такой же, как и у танков Т-60. Отделение управления располагалось в передней части корпуса, боевое - в средней; трансмиссионное - в передней части корпуса справа по ходу, моторное — в средней части вдоль правого борта корпуса и бензобак - в корме танка.
Экипаж Т-70 из двух человек занимал переднюю часть корпуса (механик-водитель) и башню с пространством под ней (командир). В средней части корпуса вдоль правого борта был установлен танковый двигатель ГАЗ-203. Ведущие колеса и трансмиссия танка располагались в передней части корпуса.
Вооружение танка располагалось в его башне и состояло из 45-мм танковой пушки обр. 1932/38 гг. 20К и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, который для удобства доступа командира сдвинули влево. Длина ствола орудия составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм.
Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Пулемет монтировался в шаровой установке и в случае необходимости мог быть снят и использоваться вне танка. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6 до +20°.
Для наведения спаренной установки оружия применялись телескопический прицел ТОП (или ТМФП) и резервный механический, пригодный для ведения огня прямой наводкой в пределах до 1000 м. Прицельная дальность стрельбы из танка составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. Скорострельность 7-12 выстр/мин.
Спусковой механизм пушки был педальным, причем спуск пушки осуществлялся нажатием на правую ножную педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект танка Т-70М первоначально входили 70 выстрелов (из них 20 выстрелов находились в магазине) для 45-мм пушки и 945 патронов (15 дисков) к пулемету ДТ. Дополнительно в боевом отделении машины укладывались: один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1. На машинах первых выпусков боекомплект к пушке состоял из 70 выстрелов. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с.

Бронекорпус танка первоначально изготавливался из катаных листов гомогенной брони толщиной 6, 10, 15 (20), 25, 35 и 45 мм. Но начиная с ноября 1942 года собранные бронекорпуса подвергались закалке в сборе (по методу завода № 264), за счет чего листы получали поверхностное упрочнение и стойкость корпуса оказывалась несколько выше, чем у машин первых серий. Лобовые и кормовые листы корпуса и башни устанавливались под большими углами наклона. Борта корпуса танка состояли из двух листов, сваренных между собой. Сварной шов был усилен клепкой. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, съемного листа над моторным отделением и бронировки воздухопритока, смонтированной на петлях и служащей для доступа к двигателям; съемного бронелиста над радиатором, в котором имелись лючок для заправки системы охлаждения и жалюзи для выхода охлаждающего воздуха, а также двух съемных листов над отсеком топливных баков, один из которых имел две заглушки для заправки танка.
Днище танка собиралось из трех броневых листов. В нем располагались: аварийный люк-лаз, находящийся под сиденьем механика-водителя, два малых лючка для слива масла из двигателей, два лючка для слива топлива и два лючка для доступа к шпилькам крепления водяного радиатора.
Для входа-выхода механика-водителя был предназначен люк в лобовом листе корпуса с поворотным перископическим смотровым прибором в бронекрышке (на машинах первых выпусков в крышке люка была смотровая щель с триплексом). Для облегчения открывания крышки люка применялся уравновешивающий механизм.
Кроме того, внизу справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, в нижнем же лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся бронекрышкой.

Сварная башня имела форму усеченной пирамиды. Она изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 35 мм и устанавливалась на шаровой опоре в средней части корпуса. Стыки башни были усилены угольниками. Лобовая часть башни имела литую или сварную качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни находился входной люк командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический смотровой прибор, обеспечивавший командиру танка круговой обзор. Для флажковой сигнализации в крышке люка имелся специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой.

Силовой агрегат танка, ГАЗ-203, состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигательных блоков типа ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. на общей раме, что впервые было реализовано в отечественном танкостроении. Двигательные агрегаты комплектовались карбюраторами типа «М». Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми.
Водомасляный радиатор имел две секции для раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения двигателей по сравнению с системой охлаждения танка Т-60 и ранних Т-70 была существенно доработана. Водяной насос был выполнен общим для двух двигателей.
В воздушной системе использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы.
Котел подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединенных параллельно электростартеров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с помощью механизма ручной заводки. На командирских танках (с радиостанцией)  вместо стартеров СТ-40 устанавливались два стартера СТ-06 мощностью 2 л.с. (1,5 кВт).
Двигатели работали на авиационном бензине КБ-70 или Б-70. Два топливных бака общей емкостью 440 л были размещены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.
В правой части кормового отделения размещались вентилятор и радиатор системы охлаждения двигателей. Два цилиндрических глушителя размещались на правом борту за броневым прикрытием воздухопритока.

Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырехступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов (сталь по стали) с ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.
В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами, десять опорных катков с наружной амортизацией и шесть цельнометаллических поддерживающих катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и две мелкозвенчатые гусеничные цепи. Конструкция направляющего колеса и опорного катка была унифицирована. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения смещения пальцев в сторону корпуса при движении машины к картерам бортовых редукторов сверху и к днищу корпуса снизу приклепывались специальные кулаки-отбойники.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В (на танках первых выпусков - 6 В). В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-112, соединенные последовательно, с напряжением 6 В и емкостью 112 А-ч и генератор ГАЗ-27А мощностью 225 Вт с реле-регулятором РРА-14. С августа 1942 г. на командирских танках стали устанавливаться генераторы ГТ-500С мощностью 380/500 Вт, а на линейных танках генератор Г-41. Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9-Р или 12-РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.
В качестве противопожарного оборудования в танке использовались два ручных тетрахлорных огнетушителя.

 


Источники

  • Максим Коломиец Танки-«смертники» Великой Отечественной Т-30, Т-60, Т-70
  • Бронеколлекция Е.И.Прочко Легкие танки Т-40 и Т-60 №4(13) «1997г.
  • Барятинский М. - Легкие танки Второй мировой - 2007 г.
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (27.09.2014) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 1635 | Теги: Т-70 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]