Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Флот Послевоенный период

Эскадренные миноносцы проекта 31
Эскадренные миноносцы проекта 31
 
ПРЕДЫСТОРИЯ
В истории войн на море со стародавних времён и до наших дней можно найти немало примеров того, как морские сражения выигрывались исключительно благодаря правильно поставленной разведке. Участь же флотоводцев, уделявших разведке своего противника недостаточное внимание, как правило, оказывалась незавидной. Во все века, включая и нынешний, разведывательная информация — это один из важнейших инструментов стратегии и тактики, дающий возможность заблаговременно вскрыть конкретные планы и виды угроз со стороны вероятного противника, а значит, позволяющий заранее разработать соответствующие меры противодействия.
Как известно, американцы и англичане в конце 1930-х годов положили начало сопровождению своими кораблями учений флотов потенциальных противников, прежде всего Японии, записывая все перехваченные сигналы, расшифровка которых принесла им разведданные, оказавшиеся в годы войны весьма кстати. Поэтому систематическая разведка сил вероятного противника ещё в мирное время является одним из важнейших условий эффективности и обеспечения высокой боевой готовности любого современного военно-морского флота.
Особую важность военно-морская разведка приобрела после широкого внедрения на флотах различных радиотехнических систем, перехват излучений которых превратился в один из важнейших источников информации. Таким образом, электронная разведка становилась всеохватывающей и постоянной, а для реализации новых задач в составе флотов появились разведывательные корабли, оснащённые специальной электронной аппаратурой.

В известной степени толчок развитию этого класса кораблей в ВМФ СССР дало появление их за рубежом, прежде всего в составе ВМФ США и других стран НАТО. А качественные изменения последовали после нашумевшей истории с захватом в начале 1968 года северокорейскими моряками американского корабля радио-электронной разведки Pueblo.
В силу целого ряда причин ВМФ СССР отставал в этом отношении от вероятных противников, и первыми кораблями советского флота, оборудованными станциями радиотехнической разведки, стали эскадренные миноносцы проекта 31, переоборудованные в конце 1950-х — начале 1960-х годов из кораблей проекта 30бис.
Из-за традиционной закрытости разведывательной темы «тридцать первым» как в отечественной, так и в зарубежной литературе не уделялось достаточного внимания. Их главным образом рассматривали в качестве производных от семейства более многочисленных кораблей проекта 30бис, с которых они и ведут свою родословную. Именно поэтому широкому кругу читателей об эсминцах проекта 31 известно очень немного. В ряде весьма авторитетных источников — как отечественных, так и зарубежных — можно найти немало разночтений даже в вопросе количества «тридцать первых». Так, называются числа от 7 до 9, тогда как в силу специфики размещения одного комплекса разведывательной аппаратуры на паре носителей количество кораблей проекта 31 могло быть только чётным, не превышающим восьми вымпелов.
Много ошибок и неточностей имеется в отношении тактико-технических характеристик, состава вооружения, места и сроков переоборудования (модернизации) и т.п., не говоря уже о фотографиях этих, теперь уже раритетных кораблей.

При подготовке статьи я полностью доверился монографии В.П.Заблоцкого "Таинственные корабли Адмирала Горшкова", при подготовке которой были использованы документы и материалы (приёмные акты, фото, протоколы испытаний, отчёты, материалы переписки предприятий и т.п.) Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург), Музея ТОФ (г.Владивосток), Николаевского областного государственного архива, Музея Судостроительного завода им.61 коммунара и Музея истории судостроения и флота (г.Николаев), а также информация из частных коллекций и публикаций в отечественной и зарубежной печати.
Наименования кораблей приведены в соответствии с документами о зачислении их в списки флота, наименования (номера) заводов-строителей, а также предприятий-разработчиков отдельных видов корабельного вооружения и техники указаны на момент постройки кораблей.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Созданию кораблей радиоразведки проекта 31 предшествовали разработки в ЦКБ-53 ряда вариантов модернизации серийных кораблей проекта 30бис, предусматривающих совершенствование их противовоздушной и противолодочной обороны. Тем не менее с каждым годом потребность советского Военно-морского флота в специализированных кораблях, оснащёных эффективными средствами ПВО и ПЛО, становилась всё актуальнее.
К 1955—1956 годам выяснилось, что на фоне динамичного развития у вероятных противников штурмовой авиации и атомных субмарин адекватными средствами для борьбы с ними ВМФ СССР фактически не располагает. Даже недавно построенные корабли не соответствовали новым требованиям к их оснащению средствами ПВО-ПЛО и, по сути, оказались устаревшими, не способными решать поставленные задачи в новых условиях. Главным образом, это касалось многочисленных эскадренных миноносцев проекта 30бис, составлявших тогда основу лёгких сил ВМФ СССР (всего было построено 70 единиц).
К середине 1950-х годов эти относительно новые торпедно-артиллерийские корабли устарели морально и уже не отвечали изменившимся условиям войны на море. Такое положение создавало немало сложностей командованию ВМФ, не знавшему, как распорядиться с множеством «тридцаток», вынужденно отправленных на консервацию, что на фоне обострения международной обстановки странным образом уживалось с активно культивировавшейся в стране сверхбдительностью. Поэтому вопрос о модернизации «тридцаток» стоял на повестке дня достаточно остро.
В качестве одной из первоочередных мер по усилению средств ПЛО, одновременно на нескольких заводах страны началась модернизация ранее построенных кораблей проектов 30бис и 56 в варианты проектов 31 и 56ПЛО.

История проекта 31 ведёт свое начало с сентября 1955 года, когда Главком ВМФ СССР адмирал С.Г. Горшков утвердил оперативно-техническое задание (ОТЗ) на переоборудование эскадренных миноносцев проекта 30бис в корабли радиотехнической разведки (РТР), предназначенные для ведения радио- и радиолокационной разведки, определения характеристик работающих радиолокационных станций (РЛС), радиостанций и радионавигационных систем противника, создания помех работе последних, а также ведения оперативной и тактической разведки.
Эскизное проектирование выполнялось в ЦКБ-57 — уже к июню 1956 года оно представило три варианта переоборудования (модернизации) эскадренных миноносцев с размещением на них комплекта разведывательной аппаратуры.
Первый вариант предусматривал сохранение на корабле 130-мм артиллерии главного калибра и замену зенитной двумя счетверёнными 57-мм артиллерийскими установками (АУ) ЗИФ-75 с дистанционным наведением и радиолокационным каналом управления стрельбой от РЛС «Фут-Б». Торпедное вооружение упразднялось. Освободившееся пространство занимал комплекс РТР — на уровне верхней палубы размещалась его аппаратура и оборудовались дополнительные посты. Однако при этом возникала значительная перегрузка, снижавшая поперечную остойчивость, и уменьшалась скорость хода.
Второй вариант выглядел в этом отношении предпочтительнее — для уменьшения перегрузки он предусматривал отказ от 130-мм артиллерии. В то же время количество 57-мм автоматов ЗИФ-75 было увеличено до трёх (по одному взамен снимавшихся 130-мм и 85-мм АУ). При прочих равных с первым вариантом условиях и сохранении удовлетворительной остойчивости корабль, модернизированный по второму варианту, терял лишь 0,5 узла скорости полного хода.
Третий вариант представлял собой развитие второго и был ещё более радикальным — он предусматривал замену главных котлов и перепланировку внутреннего расположения для более удобного размещения постов и помещений в целом.
Для дальнейшего проектирования выбрали второй вариант — он оказался более всего подходящим по критерию, выражаясь современным языком, «стоимость — эффективность». Иначе говоря — наименее дорогостоящий и в то же время достаточно эффективный.
В ТТЗ на разработку технического проекта, утверждённого 30 июля 1956 года заместителем Главнокомандующего ВМФ СССР адмиралом Н.Е. Басистым, дополнительно включили одну 16-ствольную реактивную бомбовую установку РБУ-2500, располагавшуюся в носовой части, с системой управления «Смерч», а также гидроакустическую станцию (ГАС) типа «Пегас-2М» (ГС-572). Одновременно количество 57-мм автоматов ЗИФ-75 уменьшили до двух, но уже при утверждении ТТЗ тот же Н.Е Басистый рекомендовал всё же вернуться к схеме с тремя автоматами ЗИФ-75.

Электроэнергетическая система с учётом увеличения числа потребителей претерпела некоторые изменения — главным образом, за счёт увеличения на 30% количества электрогенераторов. Сообразуясь с международной обстановкой (флот готовили к войне с применением ядерного оружия), в проекте предусмотрели значительный объём мероприятий по противоатомной защите (ПАЗ), к числу которых относились такие, как подкрепление корпуса и надстроек с целью обеспечения безопасного радиуса при «взрыве атомной бомбы среднего калибра» в 2000 м по корпусу и в 3000 м по надстройкам, а также герметизация наружного контура (за исключением машинного и котельного отделений). В рамках обеспечения противоатомной защиты корабль оснащался стационарной системой дегазации и дезактивации, а также системой водяной завесы (СВЗ), которая внедрялась впервые в отечественной практике.
В соответствии с Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 года, предстояло переоборудовать по проекту 31 восемь эскадренных миноносцев проекта 30бис, из расчёта по два корабля на каждый из четырёх флотов.
 
В итоговом варианте сохранивший прежнее обозначение «технический проект 31» объединил две предыдущие разработки: ЦКБ-53 — в части усиления средств ПВО и ЦКБ-57 — по усилению противолодочного вооружения эсминцев проекта 30бис. Состав вооружения вновь был изменён: при сохранении 130-мм артиллерии прежние штатные для кораблей проекта 30бис зенитные артиллерийские установки заменялись тремя одноорудийными 57-мм АУ ЗИФ-71 и двумя спаренными АУ ЗИФ-31. Средства ПЛО ограничивались двумя РБУ-2500 и двумя реактивными кормовыми установками (РКУ).
Но поскольку для сохранения всех проектных ТТХ корабля резервов уже не оставалось, то для уменьшения нагрузки комплекс аппаратуры радиотехнической разведки, из-за которого, в общем-то, и возникали все проблемы с перегрузкой, был разделён и разнесён на два корабля, которые отныне предполагалось использовать совместно. В этом оригинальном решении кроется важная, малоизвестная сегодня особенность — корабли проекта 31 модернизировались по двум различным вариантам — №1 и №2.
При этом установленная на кораблях варианта №1 аппаратура РТР была способна обеспечить поиск и перехват работающих радиостанций в диапазонах УКВ, КВ, СВ и ДВ. В то же время УКВ-диапазон был охвачен лишь частично, поскольку на корабле варианта №1 средства радиоразведки ограничивались только тремя РЛС «Гафель» из пяти, обеспечивающими 60% УКВ-диапазона. Остальная часть комплекса размещалась на корабле варианта №2, призванного дополнять средства радиоразведки корабля варианта №1.

Обнаружение работающих РЛС обеспечивалось поисковой станцией «Бизань-8», а определение характера излучений и характеристик РЛС — станциями «Гафель», работавшими в узких поддиапазонах частот. В итоге, полноценное ведение радиоразведки во всём диапазоне частот было возможно лишь при парном использовании кораблей. Моряки по этому поводу шутили, цитируя строку из детского стихотворения А.Барто — «мы с Тамарой ходим парой»... И действительно, каждый корабль проекта 31 в отдельности по составу средств радиоразведки неравноценен и невзаимозаменяем с кораблём другого варианта. Знание данной особенности должно дать историкам флота ответы на многие неясные вопросы в отношении как количества кораблей, модернизированных по проекту 31, так и причин их парной дислокации на флотах.

Позже зенитное вооружение унифицировали, ограничив его артиллерийскими установками одного типа — ЗИФ-71, которая выгодно отличалась от ЗИФ-31 меньшей массой, вдвое большей скорострельностью и лучшей баллистикой. В итоге, взамен прежних, штатных для эсминца проекта 30бис 85-мм и 37-мм АУ корабль проекта 31 получил пять новых 57-мм одноствольных автоматических АУ ЗИФ-71 с радиолокационной системой
управления стрельбой «Фут-Б» и боекомплектом в 700 выстрелов на ствол. Унификация позволила сэкономить от 28 до 30 т массы нагрузки по статье «Вооружение».
Тем временем последовало принятие на вооружение флота дальноходной самонаводящейся электроторпеды СЭТ-53, более эффективной для поражения подводных целей, чем все другие существовавшие тогда средства ПЛО. Это заставило в очередной раз пересмотреть состав вооружения, сохранив один кормовой торпедный аппарат, модернизированный для стрельбы противолодочными торпедами. Управление торпедной стрельбой возлагалось на новую систему приборов «3вук-31». При этом для компенсации возникшей перегрузки и для обеспечения остойчивости отказались от обеих реактивных кормовых установок (РКУ), а также от командно-дальномерного поста (КДП), ставшего ненужным из-за отказа от оптического канала управления огнём.

Скорректированное ТТЗ на эскадренный миноносец проекта 31 Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал С.Г. Горшков представил для утверждения министру обороны СССР маршалу Г.К. Жукову, сделав подробный доклад на тему предполагаемого перевооружения эсминцев проекта 30бис по проекту 31. Одновременно, исходя из необходимости иметь в строю больше современных кораблей, С.Г. Горшков обратился за разрешением на модернизацию втрое большего, чем планировалось, количества эсминцев, увеличив его с ранее утвержденных 8 до 24: предполагалось иметь по восемь кораблей проекта 31 для открытых океанских СФ и ТОФ и по четыре — для закрытых ЧФ и КБФ. Остальные эскадренные миноносцы проекта 30бис также предлагалось модернизировать в соответствии с проектом 31, но без установки средств радиотехнической разведки (проект 31П). 3 июня 1957 года предложения Главкома ВМФ были утверждены маршалом Г.К.Жуковым.

Противолодочное вооружение корабля проекта 31 включало две реактивные бомбометные установки РБУ-2500 с системой управления «Смерч», получавшей целеуказание от новой гидроакустической станции (ГАС) «Геркулес». В итоге носовая надстройка, на которой разместили эти установки, стала заметно шире, от борта до борта. Сохранились и традиционные кормовые бомбосбрасыватели.
Корабль получал новую РЛС общего обнаружения «Фут-Н». Из прежнего состава вооружения корабля без изменений оставалась только артиллерия главного калибра в составе двух 130-мм двухорудийных башенных артиллерийских установок типа Б-2ЛМ (скорострельность — 10 выстрелов в минуту, боезапас — 600 снарядов), дооснащённая системой приборов управления стрельбой (ПУС) «Мина-31» и системой дистанционного управления Д-200. Правда, по причине более развитых, чем у кораблей проекта 30бис, надстроек несколько уменьшились углы обстрела обеих установок. А на месте упразднённого командно-дальномерного поста (КДП) разместили антенные посты станций радиоразведки «Гафель» (на кораблях вариантов №1 и №2 они отличались внешним видом и расположением).
В итоге стандартное водоизмещение корабля проекта 31 возрастало на 284 т, включая около 100 т твёрдого балласта, и составило 2600 тонн, а расчётная величина скорости полного хода уменьшилась до 33 узлов. На 550 миль — с 3600 до 3050 миль — уменьшилась расчётная дальность плавания оперативно-экономическим ходом.
Несмотря на заложенные в эсминце универсальные возможности противовоздушной и противолодочной обороны, «тридцать первый» после завершения модернизации (переоборудования) официально классифицировался как «корабль радиотехнической разведки», предназначенный для «противолодочной, противовоздушной и противокатерной обороны соединения кораблей в море, а также несения дозорной службы и ведения радиотехнической разведки». В ноябре 1957 года разработка технического проекта 31 (главные конструкторы Д.С. Барбараш, а затем Л.В. Войшвилло) была завершена.

Рассмотрение техпроекта в очередной раз прошло сложно, представители центральных институтов ВМФ по-прежнему критически оценивали будущий «корабль РТР», причём Техническое управление ВМФ выступало против его утверждения. Оно полагало целесообразным, в крайнем случае, переоборудовать не более двух эсминцев «для накопления опыта и уточнения требований к кораблям подобного класса».
Тем не менее у Главкома ВМФ СССР на этот счёт имелись другие соображения, благодаря чему технический проект всё же был утверждён. Правда, критика отчасти возымела действие — вместо создания 24 кораблей РТР на базе эсминцев проекта 30бис выпуск кораблей РТР ограничили всего восемью вымпелами, фактически вернувшись к первоначальному варианту численности, в соответствии с Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 года.
Техпроект 31 утвердили в феврале 1958 года, ВМФ определил подлежащие переоборудованию корабли, а Министерство судостроительной промышленности (МСП) предусмотрело включение этих работ в производственные планы своих предприятий.
Что касается модернизации оставшихся эскадренных миноносцев проекта 30бис в соответствии с проектом 31П (без установки на них комплекса РТР), то критические замечания в отношении «тридцать первого», высказанные на стадии рассмотрения техпроекта, фактически предопределили их судьбу. В мае 1958 года проект 31П рассмотрели на специальном совещании под руководством ГК ВМФ, вновь признав недостаточным его зенитное вооружение в составе пяти 57-мм одноствольных артиллерийских установок.
По этой причине посчитали нецелесообразным модернизировать и противолодочное вооружение, хотя его состав в целом сочли вполне приемлемым. Но в силу того, что угроза со стороны авиации считалась первоочередной, всё упиралось в решение вопроса об усилении средств ПВО. Это оказалось непростым делом, положительного решения не приняли, поэтому основная масса эсминцев 30бис, за исключением восьми модернизированных по проекту 31 и двух модернизированных по проекту 20БА (для ВМС Египта) кораблей, закончила свой век в первозданном виде.

*Примечание: два ЭМ, А1 Naser и Damiet (бывшие «Бессменный» и «Отчаянный»), переданные советской стороной ВМС ОАР в апреле 1967 года, прошли модернизацию по проекту 30БА. На них заменили 85-мм АУ 92-К и 37-мм АУ В-11 (на кормовой надстройке) на счетверённую АУ ЗИФ-75 с радиолокационным каналом наведения от РЛС «Фут-Б». В носовой части по аналогии с проектом 31 смонтировали две установки РБУ-2500, а прежнюю — ГАС «Тамир-5Н» заменили на ГС-572 («Геркулес»). Корабль также получил новую РЛС общего обнаружения «Фут-Н» и навигационную РЛС «Дон» с антенным постом на фок-мачте.

КОНСТРУКЦИЯ ЭСМИНЦА ПРОЕКТА 31
Корпус корабля — цельносварной (за исключением клёпаного соединения верхней палубы с бортом, обделочных уголков надстройки и съёмных конструкций накладных листов), выполнен из стали марки СХЛ (холоднолегированная), система набора — продольная. В архитектурном плане корпус имел традиционный полубак со значительным подъёмом к форштевню, что обеспечивало уменьшение заливаемости на волнении. Имелся также небольшой подъём и у палубы юта.
Корпус корабля разделялся 17 главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходившими до верхней палубы, на 18 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых двух смежных отсеков.
Корабль имел палубу полубака (до 78-го шпангоута), верхнюю палубу, нижнюю палубу и платформу в носовой и кормовой оконечностях. Двойное дно было только в машинных и котельных отделениях.
Конструкция носовой надстройки на эсминце проекта 31 претерпела изменения. Взамен упразднённых 37-мм автоматов и снятого командно-дальномерного поста на ней появились две 16-ствольные 212-мм реактивные стабилизированные бомбомётные установки РБУ-2500 с системой ПУСБ «Смерч-31» (боекомплект 96 РГБ-25) и ГАС «ГС-572», а также антенный пост станций радиоразведки «Гафель». В итоге, ширина надстройки значительно увеличилась, несколько ограничив тем самым углы обстрела первой башни главного калибра.

Открытый мостик унаследовал от проекта 30бис ветроотбойные козырьки, позволявшие экранировать встречный воздушный поток и тем самым защищать находящихся на мостике членов экипажа от ветра. Слева и справа от надстройки на срезе полубака расположили 57-мм АУ ЗИФ-71 №1 и №2. В силу пересмотра состава и номенклатуры радиоэлектронного вооружения изменения коснулись конструкции обеих мачт. Так, на фок-мачте оборудовали АП артиллерийской РЛС «Залп-М2» и навигационной «Дон», а на грот-мачте — РЛС «Фут-Н».
На крыше надстройки и площадке грот-мачты разместили антенные посты трёх станций радиотехнической разведки (РТР) «Гафель», которые из-за своих различий для кораблей вариантов №1 и №2 имели различную конфигурацию и внешний вид.
Главная энергетическая установка с эшелонным расположением и ГТА суммарной мощностью 30 000 л.с. остались без изменений. Правда, для защиты антенных постов РЛС на грот-мачте от воздействия горячих отработавших газов пришлось увеличить высоту козырьков обеих дымовых труб, заодно придав им характерную, закруглённую в сторону кормы форму.
Освободившееся после демонтажа носового ТА пространство между первой дымовой трубой и грот-мачтой заняли помещения и посты разведки, там же разместили дополнительные генераторы. По бортам в районе задней дымовой трубы смонтировали оба АП РЛС управления огнём зенитной артиллерии «Фут-Б». Далее в корму установили поворотный пятитрубный 533,4-мм торпедный аппарат ПТА-53-31, приспособленный для стрельбы противолодочными торпедами СЭТ-53 с системой дистанционного наведения СССП «Кристалл» с пороховой системой стрельбы и системой приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «3вук-31».

На кормовой надстройке разместили 57-мм автоматы ЗИФ-71 №3, №4 и №5. Кормовая башенная двухорудийная 130-мм АУ Б-2ЛМ осталась на своём штатном месте. Помимо неё, сохранились 14 глубинных бомб типа ББ-1 в кормовых подпалубных бомбосбрасывателях, а также минные рельсы на верхней палубе.
Реализация мероприятий по противоатомной защите производилась, по возможности, без капитальных переделок конструкций — именно так были выполнены подкрепления дверей и люков, а также созданы замкнутые контуры помещений, оборудованные автономными системами вентиляции с отдельными фильтро-вентиляционными установками (ФВУ), системами дегазации и дезактивации, а также обмыва наружных поверхностей корабля.
Компоновка якорного и шлюпочного устройств была такой же, как у кораблей проекта 30бис, со всеми их недостатками. Главным образом, эсминцы проекта 31 страдали на волнении от активного брызгообразования из-за выступавших за габариты корпуса элементов якорного устройства.
Корабельные плавсредства состояли из одного моторного командирского катера проекта 378, одного десятивёсельного моторного рабочего катера и одного шестивёсельного яла. Также имелись жёсткие спасательные плотики, закреплённые на штатных местах на втором котельном кожухе.
Расположение жилых помещений для экипажа было таким же, как на ЭМ проекта 30бис. Каюты офицеров и офицерская кают-компания находились на верхней палубе под полубаком и в носовой надстройке. Помещения старшин размещались в отдельном отсеке в корме на нижней палубе, там же располагалась кают-компания старшинского состава. Матросы и старшины срочной службы размещались в семи отдельных кубриках на нижней палубе, из которых четыре находились в носовой и три — в кормовой части корабля.
Для защиты от атакующих торпед корабль оснащался двумя буксируемыми акустическими охранителями типа «БОКА» с двумя запасными излучателями.

Радиотехническое вооружение корабля проекта 31 включало одну РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Фут-Н» (с антенным постом на грот-мачте), одну РЛС управления стрельбой артиллерии главного калибра «Залп-М2» (с антенным постом на фок-мачте) с тренажёром «Мираж» и двумя РЛС управления стрельбой зенитной артиллерии «Фут-Б» (побортно на кормовой надстройке). Имелись также одна навигационная РЛС «Дон» с блоком «Пальма», инфракрасная аппаратура совместного плавания «Огонь-50», штатная для эсминцев РЛС опознавания типа «свой — чужой» (запросное устройство «Никель-К» и ответное устройство «Хром-К»),
В оснащение корабля входили также боевой информационный пост «Планшет-31», поисковая РЛС «Би¬зань-8», РЛС разведки «Гафель-9-10», «Гафель-11-14» и «Гафель-15-16», а также система одновременной работы РЛС корабля «3везда-31». Аппаратура радиоразведки включала комплект поисковой аппаратуры Р-313 с приставкой «Сигнал-П» и комплект Р-317, радиоприёмники Р-670 и Р-672 с оконечной аппаратурой объективного распознавания и записывающей аппаратурой.
Взамен прежней, штатной для кораблей проекта 30бис гидроакустики, на «тридцать первом» устанавливалась новая гидролокационная станция ГС-572 («Геркулес») с подъёмноопускным устройством ДУ-4М2.
Корабль имел химическое вооружение в виде комплекта дымовой аппаратуры ДА-1 (в кормовом эшелоне), прибора автоматической сигнализации о наличии отравляющих веществ «АСОВ-1», аппаратуры наружного определения наличия радиоактивного заражения «КДУ-13», системы водяной защиты (СВЗ), противо-химической вентиляции («ФВУ-200-57») и коллективной противохимической защиты (167 газозащищённых помещений), а также средств хранения специальной защитной одежды (11 водонепроницаемых шкафов), средств дегазации (две системы дегазации и дезактивации ССДД), мест хранения дезактивационных проектов и имущества. И, наконец, эсминец оснастили штатным размагничивающим устройством.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИСПЫТАНИЯ
Головным кораблём проекта 31 стал эскадренный миноносец «Бесшумный» (заводской № С-1112) из состава Черноморского флота. Выгрузив в Севастополе весь штатный боезапас, 7 декабря 1957 года корабль прибыл на предприятие, где он некогда был построен — на Николаевский ССЗ N2 445 (он же ССЗ им. 61 коммунара). Именно там кораблю предстояло пройти средний ремонт и переоборудование по проекту 31.
«Бесшумный» поставили к причалу цеха 12. Постепенно с него демонтировали всё подлежащее замене вооружение и установили две новые мачты. Заодно расширили носовую надстройку под установку РБУ-2500 и увеличили высоту козырьков дымовых труб. «Бесшумный» стал первым кораблём советского флота, на котором установили штатные средства радиоразведки, предназначенные для поиска и перехвата работающих радиостанций в ультракоротковолновом, коротковолновом, средневолновом и длинноволновом диапазонах (станция поиска «Бизань-8», станции радиоразведки «Гафель 9-10», «Гафель 11-14» и «Гафель 15-16»). Кроме того, корабль оснастили двумя поисковыми станциями «Р-313» с приставкой «Сигнал-П» и «Р-317», двумя радиоприёмниками «Р-670» и «Р-672», а также системой обеспечения одновременной работы РЛС корабля «3везда-31».
По завершении согласно утверждённому проекту и ремонтным ведомостям всех ремонтных и модернизационных работ, предусмотренных Договором на средний ремонт и переоборудование от 20 февраля 1958 года № 58090/46/фс, и дополнительным соглашениям № 59056/52фс от 28 февраля 1959 года и 21фс/П-18-60 от 25 февраля 1960 года корабль 15 января 1960 года начал швартовные испытания, которые завершились 17 мая. Правда, на момент выхода на испытания на «Бесшумном» всё ещё отсутствовало немало изделий, недопоставленных промышленностью: 8 погружаемых электронасосов, клапаны избыточного давления фильтровентиляционной установки, нагревательные элементы для иллюминаторов ходовой рубки, комплект котельных трубок для одного котла КВ-30 и т.п. (всего 11 наименований).

Заводские ходовые испытания эсминца «Бесшумный» начались 18 мая в районе города Севастополя и завершились 21 мая, а буквально на следующий день начались государственные испытания. По мнению
Госкомиссии, главные и вспомогательные механизмы, электрооборудование, устройства, системы и приборы, установленные на корабле согласно проекту, выполнены в соответствии с проектом, удобны в эксплуатации и проведении ремонтов. В процессе государственных испытаний была произведена всесторонняя проверка на двухчасовом режиме полного хода, пятнадцатиминутном режиме полного заднего хода, двухчасовом режиме технико-экономического хода, 24-часовом режиме технико-экономического хода в сочетании с проведением боевых стрельб главным и зенитным калибром, реактивной бомбовой установкой (РБУ) и пуском торпеды.
При этом были достигнуты, а отчасти и превышены расчётные значения скоростей хода. Так, при нормальном спецификационном водоизмещении 2920 т величина технико-экономического хода составила 14,79 узла (при 167,5 об./мин), тогда как проектом предусматривалась скорость 14 узлов. Величина оперативно-экономического хода при тех же условиях составила 17,97 узла (при 205,5 об./мин) при расчётных около 17,4 узла. Значение скорости полного хода соответствовало проектному — 33 узла (при 420 об./мин).

13 июня 1960 года «Бесшумный» возвратился в Николаев и его поставили в завод для контрольного вскрытия механизмов и окраски. С 21 по 27 июня корабль прошёл докование в заводском плавучем доке для очистки и окраски подводной части. 30 июня на нём завершили устранение выявленных в процессе испытаний недостатков и оформили все приёмные документы, после чего состоялось подписание приёмного акта на эскадренный миноносец «Бесшумный».
В общей сложности, переоборудование и испытания головного корабля заняли 2 года 6 месяцев и 24 дня. Стоимость работ по переоборудованию составила почти 1,5 млн. рублей в ценах 1960 года.

Головным кораблём проекта 31 в варианте №2 стал эсминец «Безбоязненный» проекта 30бис (заводской № С-1114) Черноморского флота, построенный на Николаевском ССЗ № 445. В своё время на этом заводе, куда он прибыл 1 июля 1958 года, производились средний ремонт корабля и его переоборудование (кстати, работы производились уже в период нахождения там «Бесшумного»),
На «Безбоязненном» провели в целом аналогичный объём работ по ремонту и переоборудованию (модернизации) корабля. Отличие заключалось в установке на корабле штатных средств радиоразведки по варианту №2 (РЛС радиоразведки «Гафель 12-13», «Гафель 11-14» и «Гафель 17-18»). Во всём остальном эсминец практически полностью повторял корабль варианта №1, со всеми его достоинствами и недостатками.
После завершения ремонта и переоборудования эсминец прошел докование в заводском плавучем доке с очисткой и окраской подводной части корпуса (29 июня — 4 июля), а с 6 августа по 23 октября 1960 года — швартовные испытания, после чего перешёл в Севастополь для проведения заводских наладочных (25 — 27 октября) и государственных (28 октября — 25 ноября) испытаний. На момент выхода с завода на «Безбоязненном» отсутствовали приборы и изделия десяти наименований, недопоставленные промышленностью.
Испытания эсминца на полигонах Черноморского флота прошли по программе испытаний серийного корабля и отдельных образцов вооружения. Полученные основные ТТЭ корабля соответствовали утверждённому проекту и спецификации, за исключением величины скорости полного хода, оказавшейся на 1,6 узла меньше проектной (33 узла) в силу недополучения спецификационных параметров главных котлов из-за их износа. На основании решения Главкома ВМФ СССР от 16 ноября 1960 года полученную скорость засчитали.

Как и на «Бесшумном», на «Безбоязненном» радиоприёмные устройства радиоразведки «Р-310» и «Р-314» имели большие обратные излучения первых гетеродинов, значительно превышавшие нормативные значения.
Комиссия также отметила, что дальность обнаружения работающих РЛС поисковым приёмником «Бизань-8» на 40 процентов меньше дистанции обнаружения станциями разведки «Гафель», что при условии нормальной радиолокациионной наблюдаемости не обеспечивает выдачу ей целеуказания на дистанциях 225-320 кабельтовых.
7 ноября 1970 года эсминец «Безбоязненный» возвратился в завод и был поставлен на вскрытие механизмов, ревизию и окончательную окраску. После устранения замечаний и завершения мероприятий, предусмотренных программой госиспытаний корабля, 25 ноября 1960 года государственная комиссия подписала приёмный акт на ЭМ «Безбоязненный». Всего со времени постановки корабля в завод до подписания акта прошло 2 года 4 месяца и 25 дней.

Обобщая высказанные приёмной комиссией замечания, общие для кораблей обоих вариантов проекта 31, важно отметить следующее. Прежде всего, оснащение каждого корабля из пары только частью аппаратуры радиоразведки не позволяло использовать один из них для освещения обстановки во всём диапазоне частот. Отмечалось также, что антенный пост РЛС «Гафель» на втором мостике размещён неудачно, обеспечивая сектор обзора всего 160°. К тому же, в связи с отсутствием в аппаратуре одновременной работы РЛС «3везда-31» блоков подавления помех для РЛС «Гафель 11-14», работа указанной станции при одновременной работе РЛС «Фут-Н», «Фут-Б», «Дон» и «Залп-М2» оказалась практически невозможной. Кроме того, отмечалось повышение температуры в постах радиоразведки, рубке гидроакустика и РЛС «Фут-Н» до 35—50°С, а также повышенное облучение личного состава сверхвысокочастотным излучением от работающих РЛС на открытых постах 57-мм автоматов ЗИФ-71.
В силу малой высоты расположения антенных постов РЛС «Фут-Б» (8,3 м от ватерлинии) дальность действия станции оказалась на 20% меньше, чем на кораблях проектов 56 и 57бис, АП которых располагались на высоте 15,5 м от ватерлинии.
Из-за недопоставок промышленностью на обоих николаевских кораблях (и почти наверняка — на всех остальных из числа проходивших переоборудование по проекту 31 на других заводах страны) на момент проведения испытаний отсутствовали предусмотренные проектом радиоразведывательные пеленгаторы «Буг» и «Визир», без которых использование аппаратуры радиоразведки было невозможным.
Приёмная комиссия сделала также ряд небольших замечаний, ограничивавших эффективность, в общем-то, новых кораблей по прямому назначению.

В общей сложности, переоборудование (модернизацию) по проекту 31 на пяти ССЗ и СРЗ страны в Николаеве, Ленинграде, Северодвинске, Кронштадте и Владивостоке (по другим данным — в Комсомольске-на-Амуре) прошли 8 кораблей проекта 30бис. Кроме «Бесшумного», по варианту №1 были переоборудованы: «Охраняющий» (с 14.10.1957 года по 14.7.1961 года), «Огненный» (с 19.1.1958 года по 27.12.1960 года) и «Верный» (с 11.11.1957 года по 28.4.1961 года). По варианту №2 помимо «Безбоязненного» были переоборудованы: «Опасный» (с 14.10.1957 года по 6.3.1962 года), «Стремительный» (с 20.10.1957 года по 5.8.1961 года) и «Вихревой» (с 29.1.1959 года по 20.7.1961 года).

Внешне корабли вариантов №1 и №2 проекта 31 незначительно отличались друг от друга размерами антенных постов станций «Гафель» и их размещением на надстройке и на площадке грот-мачты. Кроме того, в отличие от других, козырьки дымовых труб на николаевских кораблях имели более плавные скругления в сторону кормы. «Стремительный», «Бесшумный» и «Безбоязненный» отличались исполнением зашивки на срезе полубака — остальные корабли проекта выглядели иначе.
Имелись также и более мелкие отличия в виде конструктивного исполнения подкреплений под стеньгу грот-мачты на «Бесшумном» и «Безбоязненном». Правда, в силу практического отсутствия достоверных фото тихоокеанских ЭМ «Верный» и «Вихревой» судить об их внешних отличиях сегодня весьма сложно.
Кроме того, уже в период нахождения на Северном флоте на «Опасном» и «Охраняющем» на кормовой надстройке установили лёгкие ажурные мачты для размещения на них уголковых отражателей, позволявших этим кораблям во время учений играть роль крупных и быстроходных кораблей вероятного противника.

СЛУЖБА

«Бесшумный»
ЭМ «Бесшумный» (заводской № С-1112) проекта 30бис, зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 15 марта 1950 года. Корабль был заложен на стапеле ССЗ № 445 в городе Николаеве 31 октября 1950 года, спущен на воду 31 мая 1951 года и вступил в строй 30 ноября 1951 года. 31 декабря 1951 года, подняв Военно-морской флаг, вошёл в состав Черноморского флота.
В период с 7 декабря 1957 года по 30 июня 1960 года корабль модернизировали и перестраивали на ССЗ N9 445 в городе Николаеве по проекту 31. По завершении испытаний «Бесшумный» получил бортовой номер 207 (командир корабля — капитан 2 ранга С.Г. Лесной).
В период с 15 июня по 24 сентября 1961 года в составе Экспедиции особого назначения (ЭОН) «Бесшумный» (бортовой номер 545) совершил переход Северным морским путем из Североморска в Петропавловск-Камчатский и с 26 сентября перечислен в состав Тихоокеанского флота.
В 1970-е годы «Бесшумный» имел бортовой номер 444, затем 412. 15 июня 1979 года эсминец, получивший к тому времени бортовой номер 743, был разоружён и исключён из состава ВМФ в связи с намечаемой передачей в Отдел фондового имущества (ОФИ) для разборки и поставлен на прикол, однако 1 октября 1985 года его сняли с прикола и переоборудовали в учебно-тренировочное судно УТС-536.
В сентябре 1994 года корабль был окончательно исключён из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

«Безбоязненный»
ЭМ «Безбоязненный» (заводской номер С-1114) проекта 30бис зачислен в списки кораблей ВМФ 22 июня 1951 года. Заложен на стапеле ССЗ N"445 в городе Николаеве 26 марта 1951 года, спущен на воду 31 августа 1951 года, сдан флоту 11 января 1952 года. 6 июля 1952 года поднял Военно-морской флаг и вошёл в состав Черноморского флота. 15—16 октября 1953 года в составе отряда боевых кораблей (ОБК) ЧФ нанёс визит в Констанцу (Румыния), а 19—22 октября 1953 года — в Бургас (Болгария).
В период с 1 июля 1958 года по 25 ноября 1960 года модернизирован и перестроен на ССЗ №445 в Николаеве по проекту 31 (командир — капитан 2 ранга М.М. Громов) с присвоением бортового номера 207. Летом 1961 года «Безбоязненный» в составе ОБК перешёл из Севастополя в Североморск, откуда в период с 15 июня по 24 сентября с бортовым номером 580 совершил переход Северным морским путём на Тихий океан и с 26 сентября того же года был перечислен в состав Тихоокеанского флота. В различные периоды службы в составе Тихоокеанского флота «Безбоязненный» носил бортовые номера 789, 750 и 778. 3 июня 1976 года «Безбоязненный» вывели из боевого состава, разоружили и перевели в класс «судно-мишень» (СМ) с присвоением 19 августа 1976 года наименования СМ-274 для обеспечения выполнения боевых упражнений. 12 августа 1977 года СМ-274 исключили из списков флота в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. Название корабля унаследовано эсминцем проекта 956 Тихоокеанского флота, вступившим в строй 28 ноября 1990 года.

«Огненный»
ЭМ «Огненный» (заводской номер С-178) проекта 30бис. Зачислен в списки кораблей ВМФ 3 декабря 1947 года. Заложен 14 августа 1948 года в строительном доке ССЗ №402 (город Молотовск), спущен на воду (выведен из дока) 17 августа 1949 года, сдан 28 декабря 1949 года. 12 февраля 1950 года поднял Военно-морской флаг и вошёл в состав Северного флота.
В период с 19 января 1958 года по 27 декабря 1960 года модернизирован и перестроен на ССЗ №402 (город Северодвинск) по проекту 31. После модернизации 5 октября 1963 года перечислен в состав Черноморского флота, а с 12 октября 1964 года — вновь в состав Северного флота (бортовой номер 617), с 6 ноября 1968 года — в состав Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ) и с 16 ноября 1968 года - в состав Балтийского флота.
В рамках проведения на Северном флоте летом 1965 года оперативного флотского учения «Печора» на тему «Уничтожение ударных группировок флота противника в начальный период войны» с участием всех сил флота и морской авиации отряд боевых кораблей Северного флота в составе лёгкого крейсера «Железняков», эсминцев «Московский комсомолец», «Находчивый», «Огненный» (бортовой номер 060) и «Отзывчивый», сторожевых кораблей «Кугуар», СКР-72, СКР-73 и СКР-77 с 18 июня по 7 июля выходил на боевую службу в Норвежское море и Северную Атлантику. Задачами отряда, наряду с участием в учениях, стали поиски и разведка деятельности атомных ракетных подводных лодок США, приступивших к боевому патрулированию в Норвежском море. Пополнение топливом кораблей во время боевой службы осуществлялось с танкеров «Волхов» и «Терек».
В районе поиска атомной субмарины корабли поисково-ударной группы (эсминцы «Огненный» и «Отзывчивый») 22—23 июня обнаружили британскую дизель-электрическую подлодку S62 Aurochs, осуществлявшую слежение за «Железняковым» и сопровождавшими его кораблями. Эсминцы непрерывно преследовали субмарину в течение 31 часа 26 минут и в итоге принудили её к всплытию для подзарядки аккумуляторных батарей.
В период с 6 ноября 1967 года по 16    ноября 1968 года и с 8 февраля 1969 года по 10 октября 1970 года «Огненный» (бортовой номер 331) проходил ремонт на ССЗ им. A.A. Жданова в Ленинграде. В 1972—1976 годах корабль носил бортовой номер 459, затем — 477.
В период с 13 по 28 октября и с 13 ноября по 15 декабря 1971 года, находясь в зоне военных действий, эсминец «Огненный» выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта. В период с 10 по 15 августа 1972 года корабль посетил с визитом порт Хельсинки (Финляндия). В июле 1978 года эсминец «Огненный» (бортовой номер 610) поставили на консервацию в Лиепае, а 25 декабря корабль был разоружён, исключён из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. 21 мая 1981 года корабль был расформирован.

«Охраняющий»
ЭМ «Охраняющий» (заводской номер С-191) проекта 30бис. Зачислен в списки кораблей ВМФ 15 апреля 1949 года. Ранее это название носил эсминец проекта 30, который собирались строить перед Великой Отечественной войной на ССЗ № 199 в городе Комсомольске-на-Амуре, однако в 1941 году заказ аннулировали.
25 ноября 1950 года заложен в доке ССЗ № 402 (город Молотовск), спущен (выведен из дока) 26 июля 1951 года, сдан флоту 28 ноября 1951 года. 13 января 1952 года поднял Военно-морской флаг и вошёл в состав Северного флота. В период с 14 октября 1957 года по 14 июля 1961 года модернизирован и перестроен на ССЗ им. A.A. Жданова в Ленинграде по проекту 31. После модернизации «Охраняющий» (бортовой номер 624) вновь находился в составе Северного флота, но 3 мая 1962 года в рамках общего сокращения ВС СССР был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой.
27 февраля 1987 года эсминец был разоружён, исключён из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. 30 июля 1987 года корабль был расформирован. После этого разоружённый эсминец использовался при проведении последних ядерных испытаний на острове Новая Земля. В июне 1990 года корабль был продан на слом в Англию, разобран в городе Блайте (Blyth).

«Опасный»
Эсминец «Опасный» (заводской номер С-196) проекта 30бис. 15 марта 1950 года зачислен в списки кораблей ВМФ. Ранее это название носил головной эсминец проекта 30 (с 16 мая 1941 года — «Огневой») постройки Николаевского ССЗ № 200, вступивший в строй в 1945 году и исключённый из состава флота в 1958 году.
20 октября 1951 года заложен в строительном доке ССЗ № 402 (город Молотовск), спущен на воду (выведен из дока) 1 июня 1952 года, вступил в строй 9 декабря 1952 года. 4 января 1953 года поднял Военно-морской флаг и вошёл в состав Северного флота. В период с 14 октября 1957 года по 6 марта 1962 года эсминец был модернизирован и перестроен в Ленинграде по проекту 31. После модернизации входил в состав Северного флота (бортовой номер 622), 3 мая 1962 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 31 июля 1979 года расконсервирован и вновь введён в строй.
В период с 11 декабря 1981 года по 3 августа 1983 года прошёл в Мурманске капитальный ремонт и 16 октября 1984 года перечислен в состав Балтийского флота. 5 марта 1987 года был разоружён и исключён из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. 30 июля 1987 года корабль расформировали.

«Верный»
Эсминец «Верный» (заводской номер С-19) проекта 30бис. Зачислен в списки кораблей ВМФ 15 апреля 1949 года. Ранее это название носил бывший японский эсминец Hibiki 1933 года постройки, доставшийся СССР в счёт репараций (с 1948 года — учебное судно «Декабрист»), сдан на слом в 1953 году.
Заложен в доке ССЗ № 199, спущен на воду (выведен из дока) 17 мая 1951 года, вступил в строй 26 декабря 1951 года. 10 июня 1952 года поднял Военно-морской флаг и вошёл в состав 5-го ВМФ на Тихом океане. С 23 апреля 1953 года вошёл в состав Тихоокеанского флота. В период с 11 ноября 1957 года по 28 апреля 1961 года был модернизирован и перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 31 и вновь вошёл в состав Тихоокеанского флота, но уже 3 мая 1962 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой в бухте Новик. 21 марта 1981 года корабль разоружили, исключили из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 28 августа 1981 года расформировали.

«Стремительный»
Эсминец «Стремительный» (заводской номер С-607) проекта 30бис. Зачислен в списки кораблей ВМФ 7 октября 1948 года. Название унаследовал от эсминца проекта 7 Северного флота, погибшего 20 июля 1941 года в Полярном. Ранее в русском флоте это название носил миноносец типа «Сокол» (до 9 марта 1902 года — «Фазан») Черноморского флота, затопленный экипажем 18 июня 1918 года в городе Новороссийске, чтобы не допустить его захвата германскими войсками.
Заложен на стапеле ССЗ № 190 в Ленинграде 15 мая 1950 года, спущен на воду 15 апреля 1951 года, сдан флоту 4 июля 1951 года. 5 августа 1951 года поднял Военно-морской флаг и вошёл в состав 4-го ВМФ на Балтике. В период с 15 по 18 октября 1953 года в составе отряда боевых кораблей нанёс визит в порт Гдыня (Польша), а с 1 по 8 августа 1956 года — в Копенгаген (Дания). С 24 декабря 1955 года входил в состав Балтийского флота, с 6 августа 1961 года — в состав Северного флота, а с 6 ноября 1967 года вновь переведён на Балтику. В период с 22 октября 1957 года по 30 декабря 1960 года модернизирован и перестроен на Кронштадтском Морском заводе по проекту 31, после чего перечислен из состава Ленинградской военно-морской базы в состав Северного флота. 22 июля 1961 года «Стремительный» в составе отряда боевых кораблей (лёгкий крейсер «Железняков» и эсминец «Отчаянный») возвратился на Северный флот к месту постоянного базирования.
6 июля 1962 года во время стоянки на Кильдинском рейде эсминец «Стремительный» (бортовой номер 620, командир — капитан 3 ранга H.H. Захаров) в условиях плохой видимости был протаранен большим ракетным кораблём «Гремящий», форштевень которого врезался в правый борт в районе четвёртого котельного отделения, в результате чего помимо повреждений (разрушен котёл №4 и деформирован вал первой машины) из-за короткого замыкания возник пожар, который удалось погасить.
При этом погиб матрос Дмитриев, находившийся в момент удара в котельном отделении №4. За минуту до столкновения торпедист старший матрос Емельянчик по собственной инициативе успел развернуть торпедный аппарат с пятью боевыми торпедами, оказавшийся как раз на линии удара, в безопасное положение, чем спас корабль от взрыва и гибели. Позже матроса наградили именными часами Главкома ВМФ.
Аварийный ремонт корабля на судоремонтном заводе СРЭ-35 завершили 30 октября 1963 года (четвёртое котельное отделение не восстанавливали). После этого корабль вошёл в состав Северного флота (бортовой номер 061).
С 17 октября 1967 года по 2 октября 1968 года на «Стремительном» производили средний ремонт на Кронштадтском Морском заводе, после чего корабль перечислили в состав Балтийского флота с базированием на Лиепаю. 20 декабря 1969 года эсминец поставили на консервацию. В октябре 1971 года эсминец перевели на отстой в Таллинскую военно¬морскую базу (ВМБ) в состав 23-й дивизии кораблей резерва. В мае 1978 года «Стремительный» (бортовой номер 428) перевели в Лиепаю, где его расконсервировали и ввели в строй (бортовой номер 603). 8 февраля 1982 года корабль разоружили и переформировали в плавказарму ПКЗ-ЗЗ (командир — капитан-лейтенант П.И. Петров). 6 апреля 1984 года ПКЗ-ЗЗ исключили из состава флота и 25 июня того же года передали в ОФИ для реализации. В июне 1990 года корабль продали на слом в Испанию.

«Вихревой»
Эсминец «Вихревой» (заводской номер С-17) проекта 30бис. Зачислен в списки кораблей ВМФ 1 декабря 1948 года. Заложен 28 февраля 1950 года в строительном доке ССЗ № 199 (Комсомольск-на-Амуре), спущен на воду (выведен из дока) 15 сентября 1950 года, сдан флоту 27 декабря 1950 года. 18 марта 1951 года поднял Военно-морской флаг и вошёл в состав 7-го ВМФ с базированием на Петропавловск-Камчатский. С 23 апреля 1953 года входил в состав ТОФ. В период с 29 января 1959 года по 20 июля 1961 года корабль модернизировали и перестроили на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 31. После модернизации корабль возвратили на Тихоокеанский флот. Спустя год, 3 мая 1962 года, эсминец «Вихревой» в рамках общего сокращения ВС СССР вывели из боевого состава, законсервировали и поставили на отстой в бухте Новик, однако через семнадцать лет, 15 сентября 1979 года расконсервировали и вновь ввели в строй. 7 июня 1983 года корабль разоружили, исключили из состава ВМФ и передали в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. 15 марта 1984 года корабль расформировали.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Архивные документы свидетельствуют — примерно половина кораблей проекта 31 большую часть своего существования провела в резерве. Однако это ещё не говорит о том, эсминцы проекта 31 не оправдали себя в качестве кораблей разведки. Дело в том, что переоборудование и модернизация кораблей по проекту 31 завершались в период активного и одностороннего сокращения ВС СССР, проводившегося по инициативе
Н.С. Хрущёва. А тот, как известно, не любил флот (впрочем, как и авиацию). Это было время, когда прямо с заводов отправлялись на слом почти готовые крейсера, так что вывод части эсминцев проекта 31 в резерв можно считать для последних не самым худшим вариантом.
Наибольшая потребность в эсминцах проекта 31 ощущалась на Северном и Тихоокеанском флотах, где они, в конце концов, и были сосредоточены, для чего «Бесшумный» и «Безбоязненный» совершили достаточно сложный переход на Тихий океан Северным морским путём.

Оценивая службу «тридцать первых» на Северном и Тихоокеанским флотах в качестве кораблей радиотехнической разведки, важно отметить, что некоторое время они были единственными в своём роде в составе ВМФ СССР. Причём само наличие таких кораблей в ВМФ СССР, безотносительно того, насколько важную информацию им удавалось добыть в той или иной конкретной ситуации (последнее лежит вне пределов этого повествования и, возможно, так навсегда и останется достоянием недоступных публике военных архивов), было существенным для безопасности страны.
Несмотря на отдельные, отмеченные ещё на испытаниях конструктивные недостатки кораблей, они, тем не менее, выгодно отличались от своих немодернизированных собратьев по классу — эсминцев проекта 30бис — по составу вооружения и технических средств. Уже на учениях Северного флота «Печора», о чём уже упоминалось выше, благодаря наличию в составе советской корабельной поисково-ударной группы (КПУГ) эсминца «Огненный» проекта 31, в ходе поисковой противолодочной операции удалось своевременно обнаружить и после длительного преследования вынудить к всплытию британскую субмарину.
Вместе с тем, 57-мм автоматы ЗИФ-71, которыми вооружались эсминцы, не обеспечивали решения задач противовоздушной обороны от скоростных самолётов даже одиночного корабля, не говоря уже о ПВО соединения, и со временем этот недостаток только усиливался.
В этом плане особенно выделялась неуниверсальность 130-мм артиллерии главного калибра. Как знать, будь последняя столь же универсальной, как на американских или британских кораблях, вполне возможно, что участь эсминцев проекта 31 и 30бис была бы совсем иной.

По причине слабой ПВО «тридцать первые» в условиях войны не могли бы действовать самостоятельно и вести разведку без поддержки других сил флота (к слову, даже ПВО модернизированных примерно тогда же более современных эсминцев по проекту 56ПЛО, состоящая из четырёх счетверённых 45-мм артиллерийских установок и двух спаренных универсальных 130-мм артиллерийских установок главного калибра, признали в итоге слабой, в связи с чем «пятьдесят шестой» получил взамен кормовой артиллерийской установки главного калибра один зенитный ракетный комплекс — так появились эсминцы проекта 56А). Не имеет смысла повторять известные, неоднократно опубликованные конструктивные недостатки «тридцаток» — большинство из них сохранилось и на «тридцать первых». В их числе — малая автономность, ограничения по использованию оружия в шторм из-за основательного забрызгивания и заливания палубы полубака и т.п.
Одним из существенных недостатков «тридцать первых» оставалась электроэнергетика, базировавшаяся на источниках постоянного тока — трёх турбогенераторах типа ТД-7 суммарной мощностью 450 кВт и трёх дизель-генераторах типа ДГ-75 (один из них являлся стояночным) суммарной мощностью 225 кВт.

*Примечание: в ведущих флотах мира ещё до войны перешли на использование переменного тока, что позволило увеличить энерговооружённость кораблей (например, на германских серийных эсминцах типа 1936-А она достигала 550 кВт). В нашей стране тоже делались попытки перехода на переменный ток. В частности, в 1934 году был разработан проект экспериментального эсминца, а в августе 1941 года вступил в строй эсминец «Страшный» проекта 7-УЭ, представлявший собой серийную «улучшенную семёрку» с электроэнергетикой на переменном токе.

Несмотря на это, а также на опыт войны и изучение положения дел в иностранных флотах, внедрение переменного тока на советских кораблях застопорилось. Даже на серийных эсминцах проекта 30, в массовом порядке заложенных перед войной, сохранили электроэнергетику на постоянном токе. А стараниями промышленности, не заинтересованной в перестройке налаженной ещё до войны системы кооперации, электроэнергетика на постоянном токе «перекочевала» и на послевоенные корабли проекта 30бис, а оттуда — на эсминцы проекта 31.
В итоге корабли с такой энергетикой не имело смысла модернизировать и заменять на них отдельные виды вооружения и средства радиотехнической разведки (РТР) более современными образцами. Наконец, вынужденно принятая концепция разнесения аппаратуры РТР по двум кораблям-носителям создавала известные трудности и неудобства оперативного порядка. Именно по этой причине эсминцы проекта 31 на другие театры перебрасывали парами, с соблюдением наличия в паре кораблей вариантов №1 и №2.

Так, помимо «Бесшумного» и «Безбоязненного», переведённых на Тихоокеанский флот, подобный переход с Севера на Балтику был осуществлён «Огненным» и «Стремительным». Судя по всему, парное использование «тридцать первых» отчасти имело место до самого конца их активной карьеры, что подтверждается многочисленными фотографиями. В частности, известен ряд снимков «Бесшумного» и «Безбоязненного», стоящих рядом у причала острова Русский в конце 1970-х годов, а также «Стремительного» и «Огненного» в Лиепае.
Подводя итог, можно сделать вывод, что корабли проекта 31, хотя и с известными оговорками, но всё же оправдали возлагавшиеся на них надежды.

 

Список источников:


Журнал «Морская коллекция» (Дополнительные выпуски) Таинственные корабли Адмирала Горшкова Эскадренные миноносцы проекта 31 №1 2010г.
Категория: Флот Послевоенный период | Добавил: Sherhhan (29.07.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 4109 | Теги: эсминцы/миноносцы пр.31 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]