Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » США » Бронетехника Второй Мировой войны

Легкий танк М5 Stuart
Легкий танк М5 Stuart

После вступления США во Вторую мировую войну в производство вооружения и боевой техники включились фирмы, ранее в этом процессе не участвовавшие. Причем многие из них с довольно оригинальными проектами и разработками. Так, фирма Cadillac — подразделение концерна General Motors — предложила вариант установки в легком танке М3 двух V-образных 8-цилиндровых автомобильных двигателей Cadillac вместо штатного звездообразного авиамотора Continental. Предусматривалось и использование новой автомобильной автоматической коробки передач Cadillac Hydra-Matic. Первоначальная реакция департамента вооружений на эту инициативу была негативной.
В конце 1941 г. для проверки этой идеи переоборудовали стандартный М3 (М3Е2). Испытания в целом прошли успешно, а танк безаварийно прошел 500 миль, машина, оснащенная двигателями «Кадиллак» оказалась проста и удобна в управлении. В связи с постоянными задержками поставок моторов «Континенталь» машину, модифицированную под «Кадиллаки», приняли на вооружение в феврале 1942 г. под обозначением М4 (М4 Light Tank). Впрочем, этот индекс просуществовал недолго, да и танк серийно не производился.
В серию пошла совсем другая машина, со сварным корпусом, разработанным в соответствии с требованиями департамента вооружений. Полностью изменилась носовая часть, получившая сплошной наклонный лобовой лист (в отличие от М3А3 — без скул), с шаровой установкой курсового пулемета. Бортовые листы корпуса располагались вертикально. Башня и ходовая часть остались такими же, как у М3А1.
Основные изменения затронули двигатель и трансмиссию. На танке под некоторым углом к его оси были установлены два 8-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя жидкостного охлаждения Cadillac V-8 серии 42. Общая мощность силового блока составляла 220 л.с. при 4000 об/мин.
Крутящий момент от двигателей передавался через гидромуфты, автоматические коробки передач с гидравлическим управлением и карданные валы к двухступенчатому планетарному редуктору (демультипликатору), в котором соединялись потоки мощности от обоих двигателей. Далее крутящий момент через механизм поворота, которым служил двойной дифференциал, передавался на бортовые передачи.
Поскольку двигатели Cadillac занимали больший объем, чем Continental, высоту моторного отделения увеличили.
Новый танк получил индекс М5 (обозначение М4 решили не задействовать, чтобы не было путаницы со средним танком М4 - Стремление американцев избежать путаницы весьма похвально, тем более, что в системе обозначений вооружения и боевой техники она была такая, что порой непонятно, как в ней разбирались сами американские военные. Каждый стандартизированный образец получал индекс М и порядковый номер. Причем для каждого типа или класса вооружения использовались свои порядковые номера, начиная с единицы. Поэтому обозначение М3 или М3А1, например, имели легкий танк, средний танк, разведывательный бронетранспортер, полугусеничный бронетранспортер, 75-мм танковая пушка, 90-мм танковая пушка, 75-мм гаубица, 37-мм противотанковая пушка, 11,43-мм пистолет-пулемет - и так почти до бесконечности.- прим.ред.). Первая серийная машина покинула цехи завода в Детройте в конце марта 1942 года. В июле к производству танка присоединились завод фирмы Cadillac в Калифорнии и концерн Massey Harris в штате Висконсин, специализировавшийся ранее на производстве тягачей. До декабря 1942 года было изготовлено 2074 танка М5.

Танк М5А1, принятый на вооружение в сентябре 1942 г., был доработан до стандартов усовершенствованного М3А3. Среди заимствованных от М3А3 изменений были выступ в кормовой части башни для размещения радиостанции, увеличенные люки механика-водителя и его помощника, улучшенные установка 37-мм пушки и приборы наблюдения. Это дополнялось лучшей герметизацией крышек люков, эвакуационным люком в днище корпуса и двойным управлением поворотом башни, позволявшим командиру вращать башню при стрельбе из ЗП. Также имелись съемные крылья гусениц и бортовые экраны, а у поздней модификации — съемный бронекожух, защищавший установки ЗП и крепившийся на борту башни. Кроме того, в ходовой части стали применяться штампованные опорные катки. С начала 1943 г. М5А1 заменил в производстве М5. М5А1 производились фирмами Cadillac и American Car and Foundry (последняя с сентября 1943 года); к июню 1944 года было выпущено 6810 танков. В итоге модификация М5А1 стала самой массовой.

МОДИФИКАЦИИ
М5. Первоначальная серийная модель.
М5А1. Усовершенствованная серийная модель с улучшениями, аналогичными М3А3.
Командирская машина М5. Машина с коробчатой рубкой вместо башни и 12,7 мм пулеметом «Браунинг» на подвижной установке. Предназначалась для старших офицеров.
М5 или М5А1 с «устройством расчистки изгородей». Стандартные машины с укрепленными перед корпусом зубчатыми отвалами, изготовленными армейскими ремонтниками для проделывания проходов в зарослях в июне 1944 г.
М5А1 с огнеметом Е7-7. Вместо основного вооружения установлены брандспойт и бак с огнесмесью. Такое же оборудование могло ставиться на М3А1.
М5А1 с огнеметом Е9-9. Машина выполнена по подобию британского «Крокодайла» и включала брандспойт огнемета вместо лобового пулемета, смонтированный в корпусе трубопровод, к которому через армированный шланг подавалась огнесмесь из прицепа-цистерны. Работы начали в апреле 1943 г., но построили только прототип.
М5А1 с огнеметом Е8. Эта машина, разрабатывавшаяся с января 1943 г., имела на месте стандартной башни коробчатую рубку с огнеметом во вращающейся башенке на ее крыше. Построен только опытный экземпляр.
М5 с ракетной пусковой установкой Т39 на крыше башни. Ее наведение предполагалось осуществлять качанием пушки и поворотом башни. Боезапас — 20 ракет калибра 183 мм. Проект 1944 г.
Бульдозер М5. Легкий танк М5 со снятой башней и бульдозерным отвалом в передней части корпуса, 1944 г. Несколько машин оборудовали таким же образом, но с башнями.
81-мм самоходный миномет Т27, Т27Е1. Эти машины появились в результате требований войск на самоходный миномет на шасси легкого танка М5А1. Построили прототип Т27 с рубкой высотой 457 мм и толщиной брони 25 мм вместо башни. Миномет устанавливался так, чтобы вести огонь вперед с углом горизонтальной наводки 35°, в рубке также имелся 12,7-мм пулемет «Браунинг». Т27Е1 отличался от предшественника тем, что 81-мм миномет расположили ниже, чтобы он не возвышался над верхним краем рубки. После испытаний в апреле 1944 г. заказчик отказался от обеих машин из-за недостаточного объема рубки, необходимого для размещения расчета и боекомплекта.
4,2" (107-мм) самоходный миномет. Эта машина с более компактным размещением миномета имела хотя и больший объем рубки, но еще слишком тесный для работы расчета. Это послужило поводом для прекращения работ по ней.
Боевая разведывательная машина Т8 — переделка изъятых в 1944 г. из боевых подразделений М5. На них вместо башни монтировалась кольцевая направляющая для вертлюжной установки 12,7-мм пулемета «Браунинг». Прототип Т8, на котором опробовали такую переделку, именовали разведывательной машиной «В». Т8 состояли на вооружении как «машины ограниченного стандарта» в 1944—45 гг. Машина с дополнительными укладками для ЗИП и перевозки мин обозначалась Т8Е1.

ОПЫТНЫЕ МАШИНЫ:
М5А1Е1 — экспериментальная машина 1943 года с автоматической 37-мм пушкой и расширенными гусеницами, которая не продвинулась дальше стадии испытаний в связи с созданием более современных и совершенных легких танков. Была построена также экспериментальная ЗСУ — модификация М5А1 с установкой спаренных 12,7-мм ЗП «Браунинг» вместо башни. Наконец, на танках М5 и М5А1 испытывались различные варианты средств обеспечения плавучести для десантных операций, но ни один из них не вышел из стадии испытаний.

НА БРИТАНСКОЙ СЛУЖБЕ
Небольшое количество танков М5 и М5А1 в 1943—44 гг. поставили Великобритании, эти танки использовались в Северо-Западной Европе в 1944 г.
«Стюарт» VI. Британское обозначение танков М5 и М5А1. С части танков «Стюарт» VI сняли башни и переделали в командирские, разведывательные машины или БТР типа «Кенгуру», предварительно опробовав техническое решение на шасси М3.

БОЕВАЯ СЛУЖБА
Боевой дебют М5А1 на Тихом океане состоялся в феврале 1944-го, при штурме атолла Кваджлейн. 3атем они принимали участие в высадке на Сайпан, а последние бои провели в составе 44-го танкового батальона на островах Лейте и Лусон в конце 1944 — начале 1945 года. При этом часть из них также была переделана в огнеметные. В штурме сильно укрепленных японских островов так называемого «внутреннего периметра» — Иводзимы и Окинавы — в 1945 году легкие танки участия уже не принимали.
К моменту высадки в Нормандии в армии США в основном использовались «стюарты» модификации М5А1. Им пришлось нелегко в живых изгородях Нормандии. Даже будучи оснащенными специальными устройствами для их преодоления, легкие танки часто застревали — не хватало мощности — и становились легкой добычей немецкой противотанковой артиллерии. Более тонкая, чем у средних танков, броня делала их особенно уязвимыми для огня фаустпатронов. В боях лета 1944 года потери в ротах легких танков были столь высоки, что штаб 12-й армейской группы генерала О.Брэдли потребовал изъять все М5А1 из боевых подразделений и заменить их новыми легкими танками М24. Однако это предложение было отвергнуто командованием, отчасти из-за того, что танков М24 еще просто не имелось в достаточном количестве, а отчасти из-за того, что базы снабжения в Англии были забиты новенькими М5А1. К августу 1944-го в американских войсках в Северо-Западной Европе насчитывалось свыше 1000 «стюартов». Осенью их потери несколько снизились, главным образом, по причине ограниченности использования — командиры старались не пускать в бой легкие танки там, где они могли столкнуться с серьезным противником.
В отличие от американцев, англичане помимо М5А1 применяли в боях на Европейском континенте машины модификации М3А3 и даже М3А1. В основном они были сосредоточены в разведывательных и штабных подразделениях.
«Стюарты» модификаций М3А3 и М5А1 входили в состав обоих польских корпусов, воевавших на Западе. Польские танковые части, как, впрочем, и французские, бельгийские, канадские и чехословацкие, имели организацию, аналогичную британской.
1-я польская танковая дивизия генерала Ст. Мачека, сформированная в Англии в 1943 году, получила первые «стюарты» в конце 1943-го. Это были машины ранних модификаций и использовались для обучения личного состава. Накануне высадки в Нормандии все подразделения дивизии, в которых полагалось иметь легкие танки, получили машины М5А1 Stuart VI. «Стюарты» 1-й дивизии воевали во Франции, Бельгии, Голландии и Германии. В ходе боевых действий поляки потеряли 24 машины этого типа.
В 1944 году в Великобритании была сформирована 1-я чехословацкая отдельная танковая бригада, на вооружении которой, помимо английских боевых машин, имелось и около 30 танков М5А1. В 1945 году бригада принимала участие в боях с немецкими войсками в составе 22-го американского армейского корпуса. В первой половине мая чехословацкие танкисты вышли в район г. Пльзень, а 30 мая на своих «кромвелях» и «стюартах» продефилировали по улицам Праги. Бронетанковая техника западного производства находилась на вооружении чехословацкой армии до середины 1950-х годов.
Танковые части «Сражающейся Франции» получили 651 «Стюарт». Эти машины поступили на вооружение всех четырех французских танковых дивизий, сформированных к лету 1944 года. 31 июля в Нормандии начала высаживаться 2-я французская танковая дивизия под командованием генерала Леклерка.
Оснащенная материальной частью американского производства, она насчитывала 165 средних танков «Шерман», 95 легких М3А3 и М5А1 «Стюарт», 33 САУ М8 и много другой бронетанковой техники. В оперативном отношении дивизия подчинялась американскому командованию и была доставлена в Нормандию отдельно от 1-й французской армии, высадившейся 15 августа в Марселе и Тулоне, главным образом, по политическим причинам: 25 августа 1944 года танки генерала Леклерка первыми вступили в Париж.





Список источников:


журнал "Бронеколлекция" 2003 г №3 М.Барятинский Легкий танк «Стюарт»
Питер Чемберлен и Крис Элис "Британские и американские танки Второй Мировой войны" Москва АСТ • Астрель 2003
Холявский Г.Л. "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг" 1998 г.
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (31.10.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 979 | Теги: M5 Stuart | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]