Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » США » Современная авиация

Northrop Grumman B-2 Spirit

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ САМОЛЕТА В-2А
Первое боевое применение нового бомбардировщика состоялось в ходе балканской войны (март-июнь 1999 г.). В боевых действиях приняли участие три из шести самолетов В-2А Block 30, имевшихся в строю к началу конфликта. Хотя «Спириты» выполнили лишь 50 боевых вылетов (0,17% от всего числа боевых вылетов авиации НАТО), они сбросили почти 11% всех использованных в этой войне авиационных боеприпасов.
Основным оружием самолетов В-2А в ходе балканского конфликта были новейшие (официально еще не принятые на вооружение) корректируемые авиабомбы с инерциально-спутниковым наведением GBU-31 типа JDAM (калибр 900 кг).
Бомбометание выполнялось с высот порядка 12 км. Самолеты подходили к цели зигзагом, несколько раз кратковременно включая БРЛС, осуществлявшую картографирование местности по курсу в секторе 30° . Это позволяло более точно привязаться к местности, уточнить истинную высоту полета и местоположение цели (если она достаточно радиолокационно контрастна), после чего при помощи системы управления вооружением GATS непосредственно перед бомбометанием внести коррекцию в системы самонаведения КАБ. В результате точность бомбовых ударов боеприпасами JDAM, по утверждению представителей ВВС США, удалось повысить с 13-14 до 6 м.
Продолжительность боевого вылета В-2А составляла, в среднем, 33 часа, при этом выполнялось три дозаправки в воздухе. В ходе подготовки к операции «Союзническая сила» один из самолетов «Спирит» совершил экспериментальный беспосадочный перелет с несколькими дозаправками в воздухе по маршруту Уайтмен-Гуам-Уайтмен протяженностью 26600 км и продолжительностью 37 часов (средняя скорость - 720 км/ч), а на тренажере был совершен беспосадочный «полет» продолжительностью 44,5 ч. По итогам этих экспериментов был сделан вывод, что в случае необходимости бомбардировщик сможет находиться в воздухе до 50 часов.
Переносить столь длительные полеты экипажу В-2А, состоящему всего из двух человек, помогает высокий уровень автоматизации, хорошо продуманная эргономика кабины, а также специальное оборудование, включающее такие «маленькие радости», как химический туалет, спинки катапультных кресел с вибромассажерами и меню бортпайка, составленное с учетом вкусов каждого конкретного летчика. В то же время группа специалистов, привлеченных конгрессом США, подготовила доклад об использовании самолета В-2А в боевых действиях на Балканах. На основе опросов летчиков было отмечено, что приборное оборудование кабины этого самолета не лишено ряда недостатков, повышающих утомляемость экипажа и затрудняющих его ориентирование в боевой обстановке.

Следует отметить тот факт, что В-2А - наиболее дорогостоящие в мире боевые самолеты (стоимость одной машины - 997 млн.долл.), т.е. треть стоимости атомного авианосца) - совершали боевые вылеты над Сербией (имевшей относительно слабую ПВО, состоящую из ЗРК С-75, С-125 и «Квадрат», истребителей-перехватчиков МиГ-29 и МиГ-21 бис, а также малокалиберной зенитной артиллерии с орудиями устаревших типов) при весьма солидном авиационном прикрытии, включавшем наряд самолетов радиоэлектронной борьбы ЕА-6В «Праулер» и истребители F-15C при мощнейшей информационной поддержке самолетов ДРЛО Е-3 и самолетов радиолокационной разведки и управления Е-8. Такая тактика противоречит принципам использования малозаметных самолетов - действовать в одиночку, без привлечения самолетов других типов, не обладающих свойствами малозаметности и способных демаскировать «стелс». Кроме того, значительно возрастала цена одного боевого вылета бомбардировщика.
Требовалась и весьма «тонкая» работа по согласованию совместных действий множества разнотипных самолетов, базировавшихся на разных континентах и принадлежащих различным родам войск («хозяином» самолетов ЕА-6В, прикрывавших «Спириты», являлся корпус морской пехоты США).
Это не могло не сказаться на оперативности боевого применения бомбардировщиков, а также обеспечении требуемого режима секретности. Однако американцы (особенно после потери первого F-117), вероятно, в большей мере полагались на мощь авиационного прикрытия, а не на «невидимость» самого «Спирита».

В американской печати приводились кадры съемки с борта разведывательного JIA, на которых было изображено восемь капониров на одном из аэродромов в Косово, каждый их которых после удара самолета В-2А, сбросившего восемь КАБ, имел по «черному пятну» (т.е. пробоине). На другом кадре было показано бетонное укрытие на аэродроме в Приштине, разрушенное со стороны передних и задних ворот двумя попаданиями (тоже «работа В-2А). Однако после того как это укрытие было осмотрено российскими специалистами, было выявлено, что оно не получило сколько-нибудь серьезных повреждений и полностью сохранило свою функциональность, а «потери» сербов в авиации в результате бомбовых ударов ограничились лишь списанными самолетами, находившимися на открытых стоянках аэродромов. Таким образом, боевые успехи «Спиритов» оказались несколько преувеличенными.
Скорее всего, причины этого кроются не в недостатках собственно самолета и его комплекса вооружения, а в несоответствии возможностей ударных и разведывательных средств (как это имело место и во время «Бури в пустыне» в 1991 г.). К одному из весьма сомнительных «успехов» самолетов В-2А (в значительной степени обусловленному «четкой» работой разведки) следует отнести бомбовый удар по зданию китайского посольства в Белграде, нанесенный тремя КАБ JDAM. Безусловно, информационное обеспечение боевого применения стратегических ударных самолетов также станет одной из важнейших задач, которые будут решаться в ходе модернизации самолетов «Спирит».

Афганистан
Два года спустя после событий на Балканах В-2 снова приняли участие в боевых действиях — на этот раз в ходе операции «Enduring Freedom». В период с 7 по 10 октября, первые три ночи войны, 509-е бомбардировочное крыло отправляло по два В-2 для нанесения ударов по объектам «Талибана» и «Аль-Каеды» в Афганистане.Бомбардировки начались в 21.20 по местному времени, когда в Кабуле уже стемнело. Основной задачей, поставленной перед американской авиацией, являлось подавление системы ПВО талибов, которой, собственно, и не существовало, если не считать зенитных пулеметных установок калибром 12,7 и 14,5 мм, малокалиберных зенитных орудий, а также немногочисленных ПЗРК типа «Стрела», «Блоупайп» и «Стингер». Все эти огневые точки и расчеты не были связаны каким-либо единым руководством и действовали совершенно автономно.
Кроме того, боеспособность большинства огневых единиц вызывала большие сомнения. Условно к «обектам ПВО» можно было отнести несколько РЛС управления воздушным движением, имевшихся на сохранившихся афганских аэродромах, а также сами аэродромы, на «обочинах» которых доживали свой век самолеты МиГ-21 и Су-17 бывших ВВС ДРА (эти машины также вряд ли смогли бы оторваться от земли, а тем более решать задачи по отражению воздушного удара). Другими назначенными целями являлись более важные (с точки зрения талибов и Бен Ладена) объекты - министерство обороны «Талибана» в Кабуле, штаб талибов в 15 км от столицы, кабульская радиостанция, тренировочный лагерь Бен Ладена в районе Джелалабада, а также танковое подразделение, дислоцированное в городе Мазари-Шариф.

Их полеты вошли в историю как самые продолжительные боевые вылеты в истории. Во время операции «Enduring Freedom» В-2 совершали самые продолжительные в истории боевые вылеты, в ряде случаев находясь в воздухе свыше 44 часов. Подполковник Уильям Элдридж, в то время начальник службы вооружения и тактики 394-й учебной эскадрильи В-2, совершил вылет продолжительностью свыше 40 часов, начавшийся в ночь 10-11 октября 2001 года. «Я полетел в Афганистан на третий день конфликта. Мы несли смешанную нагрузку из 14 бомб JDAM GBU-31 и двух GBU-37, предшественников EGBU-28. Поскольку полет был долгим, мы взлетали, не имея назначенной цели. При подходе к Афганистану мы получили указания от самолета AWACS (ДРЛОиУ). Нашей целью стал лагерь террористов рядом с Кандагаром. За два предшествующих дня наши уже уничтожили цели, для ударов по которым предназначался наш бомбардировщик, — несколько РЛС и ряд аэродромов, а теперь нам предстояло нанести удар по базам и пунктам управления террористов».
«Провести почти двое суток в кабине было тяжело, но у нас на базе Уайтмен имелась большая команда физиологов и специалистов по космической медицине, которая готовила нас. Эти парни подбирали нам рацион, определяли порядок и продолжительность отдыха».
Вылет начинался на авиабазе Уайтмен и после сброса бомб на Афганистан завершался на базе острова Диего-Гарсия (Британской территории в Индийском океане). После посадки самолет оставался на земле около часа с работающими двигателями, пока проводилась заправка и смена экипажа. В ходе таких операций двигатели бомбардировщика работали без остановки свыше трех суток! Наряду со стандартными бомбами JDAM, в ходе операции «Enduring Freedom» В-2 также применяли 2268-кг проникающие бомбы GAM-113 с GPS-наведением, предназначенные для уничтожения бункеров.

К концу 2002 года ВВС США закончили строительство специальных ангаров для В-2 на зарубежных базах (вероятно, и на Диего-Гарсия). В этих ангарах поддерживаются особые условия (как и на базе Уайтмен), необходимые для проведения работ с покрытием самолета, необходимых для поддержания его радиолокационной малозаметности.

Ирак
Новые ангары были задействованы, когда В-2 снова вступили в бой, участвуя в операции «Iraqi Freedom».
Начиная с ночи 19-20 марта 2003 года, В-2 совершили 27 боевых вылетов с авиабазы Уайтмен и 22 — с базы Диего-Гарсия. Остров стал местом базирования для четырех В-2А из 393-й бомбардировочной эскадрильи, входившей в состав 40-го экспедиционного авиакрыла. Это был первый случай, когда В-2 стартовали к цели с базы за пределами США.
В-2 были задействованы для ударов по центрам командования, связи и управления в глубине иракской территории. В частности, в ночь 27-28 марта две бомбы GBU-37 были сброшены на центр связи. На следующую ночь В-2 были задействованы в комбинированном ударе, в котором также участвовали бомбардировщики В-1В и В-52Н — первый случай совместных действий всех типов тяжелых бомбардировщиков ВВС США.
За 49 боевых вылетов В-2 сбросили более 615 т боеприпасов, включая 583 бомбы JDAM. В ходе конфликта В-2 впервые использовали и обычные неуправляемые бомбы Мк 82. Кроме того, 1 апреля 2003 года на В-2 впервые совершила боевой вылет женщина-пилот — капитан Дженнифер Вильсон. В 2011 году В-2 снова были задействованы для нанесения ударов по силам Муамара Каддафи в Ливии в ходе операции «Odyssey Dawn».

Модернизация самолета и дальнейшие перспективы его развития
В 2002 г. должна завершилась доработка всех самолетов в окончательный вариант - В-2А Block 30, соответствующий первоначальной спецификации ВВС.
Самолет В-2А Block 30 приобрел способность нести 16 900-килограммовых КАБ типа JDAM. В дальнейшем, после оснащения новыми бомбодержателями, в состав вооружения бомбардировщика будут включены 80 КАБ JDAM калибром 225 кг. До 2004 г. самолеты В-2А должны были получить и новые малокалиберные проникающие мини-КАБ EGBU-28 (130 кг).
В 2002 г. в состав вооружения В-2А предполагалось включить планирующую управляемую авиабомбу Рейтеон AGM-154 JSOW (масса, в зависимости от снаряжения, 475 и 680 кг), способную, при сбросе со средних высот, поражать цели на дальности до 60-65 км. Боеприпас может комплектоваться как кассетной, так и проникающей боевыми частями. Наведение УПАБ осуществляется посредством инерциально-спутниковой системы, обеспечивающей КВО порядка 10-15 м. В перспективе боеприпас планируется оснастить и конечной системой самонаведения с режимом самоопознавания цели.
В том же 2002 году бомбардировщик планировалось оснастить перспективной тактической крылатой ракетой Локхид Мартин AGM-158 JASSM (закупки этих КР должны начались в 2003 ф.г.). Малозаметная ракета со стартовой массой порядка 1000-1200 кг и дальностью 180 км (по другим данным - 240 км), оснащена комбинированной системой наведения - инерциально-спутниковой на маршевом участке полета и тепловизионной - на конечном. Тепловизионная система самонаведения имеет режим автономного опознавания назначенной цели и обеспечивает точность поражения порядка нескольких метров. Общая стоимость данного этапа модернизации парка самолетов В-2А оценивается как минимум в 500 млн.долл.

Бомбардировщики В-2А Block 30 были впервые, среди американских стратегических бомбардировщиков, оснащены УКВ-системой связи через ИСЗ «Милстар». В ходе следующего этапа модернизации системы связи они получили аппаратуру цифровой телекодовой связи Link 16. Частичное финансирование этих работ началось в 2000 г., а основную часть программы реализовали в 2002-06 гг.
Использование аппаратуры Link-16 позволило интегрировать В-2А в единую систему распределения тактической информации в реальном масштабе времени JTIDS (в настоящее время аппаратурой Link-16 в ВВС США оснащены лишь самолеты AWACS и J-STARS, воздушные командные пункты, а также несколько опытных истребителей типа F-15). Кроме того, на бомбардировщик была установлена новая экстравысоко-частотная (EHF) аппаратура связи.
В ходе доработки планируется оснащение самолета В-2А новым жидко-кристаллическим цветным многофункциональным индикатором форматом 8x10 дюймов, который должен быть смонтирован в центральной части приборной доски (как писалось выше, в настоящее время бомбардировщики оснащены дисплеями на ЭЛТ, вызывающими нарекания у летчиков).
Проведение ряда доработок обусловлено опытом строевой эксплуатации и первого боевого применения самолетов «Спирит». Так, неудовлетворительными оказались характеристики системы РЭБ AN/APR-50. В докладе, подготовленном экспертами конгресса США по итогам боевого применения самолета В-2А в Югославии, отмечалось, что в ряде случаев система РЭБ «либо неправильно классифицировала угрозу, либо не обеспечивала точное определение ее местонахождения». Низкие характеристики системы были известны и раньше. Со второй половины 1990-х годов реализуется программа последовательной модернизации AN/APR-50. В 1998 году она получила усовершенствованное программное обеспечение. В 2001 г. начался очередной этап модернизации системы РЭБ.

С 2001 г. ведутся работы по модернизации спутниковой навигационной системы самолета. После 2006 г. ВВС начался новый долгосрочный этап комплексной модернизации бомбардировщика, предусматривающий замену бортовых процессоров и авионики, выполненных в соответствии с техническим уровнем 1980-х гг., на новое «гражданское» оборудование «с полки» (т.е. имеющееся на рынке). После 2004 г. должна была начаться также замена аналоговой системы управления силовой установкой на новую, цифровую.
И это далеко не полный список модернизаций, запланированный и реализованный в ходе глобальной доводки имеющихся на вооружении самолетов к стандарту Block 30.

Вместо эпилога
Общая оценка характеристик и статистики применения «спиритов», довольно наглядно показывает далеко не 100%-ную отдачу по проекту.
Потраченные деньги,в колоссальном объеме, на разработку, постройку и испытания, огромная стоимость самого самолета( в 1997 г. один В-2 обходился американским налогоплательщикам почти в 1 млрд долл.) по сути оказались выброшенными на ветер, т.к. практическая реализация и опыт боевого применения бомбардировщика доказал практически полный провал программы АТВ.
Потеря двух F-117, сбитых устаревшими ЗРК советского производства в ходе блицкрига в Персидском заливе, позволяет предположить, что для более современных комплексов ПВО «невидимки» отнюдь не являются таковыми.

В июне 1995 г. на авиационной выставке в Ле-Бурже, где впервые демонстрировался В-2(это был «Дух Миссури» (серийный №88-0329) входящий в 10-ю серию) и спустя год на выставке в Фарнборо, во время демонстрационных полетов операторам ЗРК «Джернос» при помощи ИК-аппаратуры удалось осуществить устойчивый захват и сопровождение «невидимки» на дальности до 6 км. Фотографии, полученные с индикатора тепловизора, свидетельствуют, что «дух» имеет относительно большую заметность на различных режимах полета и вполне может быть атакован ракетами с ИК ГСН. В частности, хорошо видны «горячие» точки в районе всех четырех сопел ТРДЦ.
Невысоко оценивают В-2 и французские специалисты, что касается российских разработчиков систем ПВО, то они прямо заявили, что «духам» лучше не заходить в радиус действия ЗРК С-300...», и уж тем более в зону действия С-400, равноценно как и в радиус действия «Тора» с «Буком».

Также вызывает сомнение способность духов действовать в одиночку и против реально сильной ПВО, т.к. до сего времени они применялись при непосредственной поддержки больших соединений самолетов других типов, в том числе и ДРЛОиУ. Также возникает скепсис насчет «разрекламированной» точности вооружения В-2А. Как описывалось выше, не всегда они были точными и далеко не всегда удачно поражали свои цели.

Но в тоже время, наряду с явными промахами и недостатками, В-2А Спирит остается на данный момент одним из перспективных проектов не только в США,но и в мире. Никто не оспаривает тот факт, что примененные в нем технологии опередили своих аналогичные разработки других компаний и стран.
В любом случае будущее этих сверхдорогих самолетов сегодня находится под вопросом...


Источники

  • Авиамастер 1998 №№2-3 Ильдар Бетретдинов «Невидимый Дух»
  • Авиация и Космонавтика 2001 №№9-10-11 А.А. Фирсов, Владимир Ильин «Бомбардировщик Нортроп-Грумман В-2 Спирит»
  • Мировая авиация №165
Категория: Современная авиация | Добавил: Sherhhan (05.09.2014) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 1499 | Теги: B-2 Spirit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]