Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Великобритания » Авиация Межвоенный период

Bristol Blenheim Mk.IF
Истребитель-бомбардировщик Bristol Blenheim Mk.IF

В числе задач, поставленных перед конструкторами боевой авиационной техники штабами ВВС в 20-30 гг., одна выделялась особой сложностью решения. Проблема заключалась в создании двухмоторного скоростного самолета многоцелевого назначения. Он должен был сопровождать бомбардировщики при налетах на цели в глубоком тылу противника, вести разведку на оперативной и стратегической глубине, действовать в роли скоростного бомбардировщика, пикировщика, штурмовика или даже торпедоносца. Успех разработки во многом зависел от летных характеристик базовой модели, а также особенностей ее конструкции, оснащения и вооружения.
Несмотря на противоречивость и явную амбициозность требований, подобные машины поднимались в небо, проходили испытания, запускались в серию. Но англичанам к началу Второй Мировой Войны так и не удалось создать ни одного по-настоящему удачного тяжелого истребителя.

«Бленхейм» Mk.IF был создан в соответствии с требованиями Истребительного Командования британских ВВС, желавшего получить дальний истребитель для сопровождения бомбардировщиков. Бристоль доработала один серийный «Бленхейм» Mk.I. L1424, ставший прототипом для Mk.IF. Как бомбардировщик "Бленхейм” Mk.I первоначально нес вооружение из одного пулемета "Льюис” в верхней турели Бристоль B.I Мк.1 и одного "Браунинга”, направленного вперед, оба были калибром 7,7 мм. Более поздние самолеты имели пулемет "Виккерс” К в турели B.I Mk.III. Переделать машину в дальний истребитель оказалось относительно просто - добавили батарею из четырех направленных вперед "Браунингов” в плоском контейнере под бомбоотсеком. Створки бомбоотсека были заблокированы в закрытом положении, а в них прорезали отверстия для рукавов патронных лент. Патронные ящики для 7,71-мм пулеметов «Браунинг FN» разместили в бомбоотсеке. Около 200 "Бленхеймов” было переделаны таким образом подразделениями обслуживания в мастерских "Саузерн Рейлуэй”. Всего таких пулеметных контейнеров выпустили 1375 штук, включая использованные для "Бленхеймов” IV.Контейнер размещался на месте бомбоотсека. Его вес был меньше, чем нормальная нагрузка бомбардировщика, так что некоторое ухудшение аэродинамики никак не сказалось на летных характеристиках машины.При необходимости на два подкрыльевых бомбодержателя можно было подвешивать две 227-кг бомбы или по паре 113,5-кг. Летные данные в основном остались прежними, а скороподъемность даже несколько улучшилась.Появление переделанных "Бленхеймов” Mk.IF позволило английской авиации перевооружить эскадрильи, летавшие на двухместных истребителях-бипланах Хаукер "Демон”.

Как показали вскоре начавшиеся боевые действия, «Бленхеймы MK.IF» были, пожалуй, наиболее неудачными из всех тяжелых истребителей, вступивших в строй в период 1939-1941 гг. Одномоторный «Харрикейн» превосходил своего двухмоторного собрата по вооружению вдвое, имея 8 пулеметов того же калибра, как и новейший «Спитфайр». Превосходство в огневой мощи нового немецкого «разрушителя» «Мессершмитта Bf.110» (Messerschmitt Bf.110С), сконструированного Вилли Мессершмиттом и начавшего поступать с января 1939 г. на вооружение эскадр тяжелых истребителей Люфтваффе, выглядело еще более впечатляющим. Масса секундного залпа «Бленхейма MK.IF» равнялась 0,7 кг, а у Bf.110С она составляла 2,35 кг. Причем, из этого количества 1,65 кг приходилось на две 20-мм пушки MG/FF, каждая из них за одну секунду выбрасывала по десять осколочно-фугасных снарядов. Действие этих 90-граммовых «гостинцев» было гораздо более сокрушительным нежели 10-граммовых браунинговских пуль. Значительным было и превосходство немецкого истребителя в скорости полета: 540 против 460 км/ч у «Бленхейма MK.IF». Да и по бомбовой нагрузке преимущество оставалось на стороне нового «мессера»: 700 кг против 454 кг у английской машины.
Единственная характеристика, по которой «спаниель» не знал в начале конкуренции, была дальность полета, равная почти 1700 км (у Bf.110 она поначалу не превышала 1000 км). Однако и здесь вскоре появились соперники. Японский двухмоторный истребитель фирмы «Кавасаки» Ki-45 «Toryu» (с яп. - убийца драконов) обладал дальностью в 2250 км и скоростью в 540 км/ч, при взлетной массе на тонну меньше, чем у «Бленхейма MK.IF», - всего 5480 кг. Два двигателя мощностью по 1080 л.с. фирмы «Мицубиси» и великолепная аэродинамика делали его весьма грозным противником. По воспоминаниям американских и английских пилотов, воевавших в Бирме и на Новой Гвинее, эти японские двухмоторники запросто уходили из прицелов их «Баффало»,«Томагавков» и «Харрикейнов» на крутых виражах, да и «на вертикалях они выделывали такие вещи, что у нас, поначалу, чуть глаза не лопались от удивления...» Вооружение «Торю» было довольно мощным: два 12,7-мм пулемета и одна 20-мм пушка (копия немецкой MG/FF) обладали суммарной массой секундного залпа 2,53 кг, что представляло немалую угрозу для любого из союзных самолетов того времени. Но за все надо платить: «убийца драконов» не имел бомбардировочного вооружения, да и живучесть его была недостаточной (отсутствовали даже бронеспинки).

Впрочем, немалую роль в вопросе принятия на вооружение «Бленхейма MK.IF» сыграли вопросы экономики и еще более важный фактор времени. Истребительные варианты «единичек» и «четверок» не выпускались авиазаводами, переоборудование бомбовозов происходило в ремонтных мастерских и непосредственно в частях в полевых условиях.
 
С конца 1938 года по сентябрь 1939 года семь эскадрилий Истребительного Командования были перевооружены на «Бленхейм» Mk.IF. Все они базировались вокруг Лондона или в Центральной Англии. Первой получила новые истребители 25-я эскадрилья в Хокинже. Вместе с 29-й и 604-й эскадрильями она использовала Mk.IF в качестве ночного истребителя. С приближением войны ещё четыре эскадрильи - 23-ю, 64-ю 600-ю и 601-ю - быстро перевооружили на «Бленхеймы» Mk.IF. Эти подразделения немедленно приступили к обучению дневным и ночным полетам, а зимой 1939/40 годов они осуществляли воздушное прикрытие конвоев в Северном море.

В конце 1939-начале 1940 года было проведено несколько глубоких рейдов на территорию Германии. В ноябре 1939 года истребители 23-й и 601-й эскадрилий обстреляли с малой высоты базу гидросамолетов Баркум в северо-западной Германии. В начале немецкого вторжения в Голландию в мае 1940 года 600-я эскадрилья атаковала многочисленные транспортники Юнкерс Ju 52 на аэродроме Ваалхафен, потеряв пять из шести самолетов, принимавших участие в этом налете. Эта операция показала уязвимость «Бленхейма» Mk.IF перед современными истребителями - самолет был слишком велик, тихоходен и мало маневренен перед лицом Bf.109 Люфтваффе.
Ещё три эскадрильи - 92-я, 145-я и 222-я, эксплуатировали «Бленхеймы» Mk.IF короткий период с весны по лето 1940 года. Пилоты всех эскадрилий с радостью сменили свои неповоротливые «Бленхеймы» Mk IF на быстрые и хорошо вооруженные «Спитфайры» и «Харрикейны».

Ночные операции
В конце 1938 года аналитики ВВС стали пристально изучать проблему защиты Великобритании от ночных налетов. Визуальное обнаружение самолета противника ночью было практически невозможным, даже при идеальных погодных условиях, а радары только создавались, и их невозможно было разместить на борту самолета. Поэтому английские учёные начали исследовательскую программу, направленную на создание радара, который бы можно было установить на многомоторный самолет. С таким оборудованием ночные истребители могли бы перехватить и уничтожить бомбардировщики Люфтваффе самой непроглядной ночью.
За время стремительного наступления немцев летом 1940 года четыре эскадрильи «Бленхеймов» Mk IF, 23-я, 25-я, 29-я и 604-я, противостояли всё учащающимся налетам бомбардировщиков Люфтваффе. «Бленхейм» к тому времени уже считался устаревшим, но это был единственный самолет, способный вместить 270-кг радар AI (Airborne Intercept) и его оператора. К пику «Блица» (немецкою наступления) шесть эскадрилий «Бленхеймов» Mk.IF были оснащены радарами.
Немалые трудности представляла и работа с РЛС: обнаружение воздушной цели, а самое главное обеспечение выхода перехватчика ей «в хвост», граничили с искусством и являлись труднейшей задачей. Причина была в том, что ставшего уже давно привычным для нас индикатора кругового обзора (ИКО) тогда еще не существовало. Отраженный от цели сигнал поступал на две электронно-лучевые трубки (ЭЛТ). Одна из них показывала направление (азимут) и дальность до объекта, а другая определяла, в верхней или нижней полусфере находится обнаруженный самолет. Однако существенным недостатком последнего индикатора было то, что он не показывал, насколько выше или ниже находится обнаруженная цель. Нечего и говорить, что для пилота одноместного истребителя выполнение перехвата с помощью этой «штуки» было почти немыслимой задачей.Станции разместили в фюзеляже позади кабины пилотов, а обе ЭЛТ смонтировали на паннели перед местом штурмана. Излучающую дуговую антенну установили в носовой части самолета перед остеклением кабины на вынесенной вперед штанге. Две азимутальные приемные антенны поставили на внешних сторонах мотогондол, а четыре реагирующие на сигнал по высоте - с каждой стороны обеих консолей. Летчику ночного истребителя следовало вывести самолет в такое положение, когда сигнал от верхних приемных антенн уравновешивался бы сигналом от нижних, иначе говоря величина четырех импульсов на ЭЛТ должна была быть идентичной по величине и симметричной по расположению относительно перпендикулярных осей..Точно так же требовалось уравнять и два сигнала с азимутальных антенн, поступавших на вторую ЭЛТ. Нечего и говорить, что успех испытаний в основном зависел от взаимопонимания между пилотами и операторами.

Результаты испытаний оказались не слишком обнадеживающими: максимальная дальность обнаружения цели типа «двухмоторный бомбардировщик» составила чуть более одной мили (около 2 км), а минимальная дистанция захвата больше 400 м, что позволяло только в лунную ночь продолжить сближение с целью на основе визуального контакта. Не слишком большим подспорьем были и выхлопные огни, заметить по ним самолет можно было, только находясь строго сзади него или когда двигатели цели работали на режиме максимальной мощности.
К весне 1939 г. появилась модель AI MkII, а летом и MkIII, на которой удалось «раздвинуть» границы зоны устойчивого обнаружения до 3 км «по-максимуму» и 240 м «по-минимуму». Этот результат сочли приемлемым для принятия системы на вооружение. Однако за такие улучшения пришлось заплатить изрядным увеличением полетной массы истребителя: теперь радар весил почти 500 кг, т.е. превышал по этому показателю штатную бомбовую нагрузку, а под «брюхом спаниеля болтался» еще и пулеметный контейнер с боезапасом...
Кстати говоря, появившиеся впоследствии ночные истребители «Бофайтер» и «Москито» также несколько проигрывали по скоростным характеристикам своим бомбардировочным и тем более разведывательным «систер-шипам». Причина была во всех случаях одна и та же - тяжелый радар, который в отличие от бомб и топлива не сбросишь и не сольешь...
Надо ли говорить, что работы велись в строжайшем секрете. О существовании самой программы знал весьма ограниченный круг лиц, в который не входил даже премьер-министр! И лишь после принятия системы на вооружение строевых частей круг посвященных начал расширяться, а некоторая информация даже просочилась в прессу. Впрочем, возможно эта утечка была организована высшим руководством с целью умерить возможное желание командования Люфтваффе сразу после начала войны приступить к ночным бомбежкам объектов на территории Англии.

Первый успешный ночной перехват, осуществленный «Бленхейм» Mk.IF, произошел 2/3 июля 1940 года, когда Mk.IF из подразделения истребителей-перехватчиков (Fighter Interception Unit, FIU) в Форде обнаружил и сбил немецкий бомбардировщик Дорнье Do 17Z. Тем не менее, летные характеристики «Бленхейма» Mk.IF не слишком подходили для ночного перехвата, поэтому успехи скорее были исключением, чем правилом. «Бленхейму» не хватало скорости, чтобы провести повторную атаку на вражеский бомбардировщик, и слишком слабое вооружение, не способное уничтожить противника с первого захода.
В конце лета 1940 года усовершенствованный радар AI установили на новый истребитель Бристоль «Бофайтер» и зимой 1940/41 годов эти самолеты начали заменять «Бленхеймы» Mk.IF в подразделениях ночных истребителей. В мае 1941 года 68-я эскадрилья, последняя часть вооруженная Мк.IF, получила первый «Бофайтер». Это означало конец карьеры Mk.IF в качестве ночного истребителя. Но оснащённые радарами самолеты ещё некоторое время использовали для ночных рейдов во Францию, где они атаковали аэродромы немецкой бомбардировочной авиации.
За пределами метрополии «Бленхеймы» Mk.IF использовались только в 27-й и 30-й эскадрильях. 27-я эскадрилья получила Мк.IF в начале 1941 года, после чего её перебросили из Индии в Сингапур. Там она была практически полностью уничтожена во время Битвы за Малаю, успев совершить лишь небольшое число вылетов. 30-я эскадрилья, с июня 1940 года базировавшаяся в зоне Суэцкого канала, эксплуатировала смешанный парк «Бленхеймов», состоящий из истребителей Mk.IF и бомбардировщиков Мк.I. Позднее эту часть перебросили в Грецию, где она действовала вплоть до эвакуации на Крит в мае 1941 года. В конце концов обе эскадрильи перевооружили на «Бофайторы» и «Харрикейны» соответственно.
Как минимум ещё девять эскадрилий Королевских ВВС летали на «Бленхеймах» Mk.IF в 1939-1940 годах, большинство из них с середины 1940 года перевооружили на более современные машины. Исключение составила 219-я эскадрилья, продолжавшая долгое время эксплуатировать Mk.IF.

Список источников:


Журнал "Авиамастер" №1 1998 год Специальный выпуск Bristol Blenheim
Журнал "Авиация и Космонавтика" №7 1999 год В.Котельников Бристоль "Бленхейм" - истребительные варианты
Журнал "Война в воздухе" №108 Bristol Blenheim
Категория: Авиация Межвоенный период | Добавил: Sherhhan (29.12.2012) | Автор: Дмитрий Гинзбург E
Просмотров: 616 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]