Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Великобритания » Авиация Второй Мировой войны

Истребитель DE HAVILLAND DH.98 MOSQUITO
DE HAVILLAND DH.98 MOSQUITO

Вариант «истребитель»
18 июля 1940 г. фирма «Де Хевилленд» получила указание изготовить один из пятидесяти заказанных ей самолетов D.H.98 в варианте «истребителя». Для соответствующей переделки был выделен планер машины W4052. С самого начала «Москито»-истребитель проектировался с мощнейшим по тому времени составом вооружения, включавшим четыре 20-мм пушки «Испано-Сюиза» HS404 и четыре пулемета «Браунинг» винтовочного калибра.
О том, насколько острой была в то время нужда в двухмоторном истребителе, говорят следующие факты. Массированные налеты люфтваффе на Британские острова, часть из которых осуществлялась в ночное время, потребовали срочного оснащения истребителей радиолокаторами. Первые весьма несовершенные локаторы имели значительную массу (около 500 кг). Кроме того, их эксплуатация в воздухе была сложным занятием, граничившим с искусством. В состав экипажа приходилось обязательно включать подготовленного оператора. Эти обстоятельства не позволяли разместить локатор на одномоторном одноместном истребителе (хотя попытки и предпринимались). Первым ночным перехватчиком, оборудованным РЛС, стал в Королевских ВВС истребительный вариант «Бленхейма». Однако по комплексу летно-технических характеристик эта машина не соответствовала требованиям времени и нуждалась в замене.

Конструировались варианты с двух- и четырехпулеметными турелями «Бристоль» наподобии той, что стояла на истребителе «Дифайэнт». Турель помещалась в фюзеляже сразу же за кабиной и управлялась третьим членом экипажа. Для экономии веса носовое вооружение было убрано. Первоначальные оценки говорили, что установка турели обойдется потерей скорости примерно на 19 км/ч, 30 мин продолжительности полета и 320 км дальности. Установка шести наклонно стреляющих неподвижных пулеметов, являющихся альтернативой турели, также рассматривалась, но не проводилась. Для «турельного» истребителя была проведена установка макета турели с двумя стволами, испытаннная на прототипе W4050. Впоследствии были даны указания собрать два серйных истребителя с четырехпулеметными турелями «Бристоль» В.ХI для проведения испытаний в полном объеме.
Прототип истребителя с носовым наступательным вооружением был собран в опытном цехе в Солсбери-Холл и, чтобы не терять времени, его подняли в воздух 15 мая 1941 года прямо с короткой (410 м) взлетной полосы, проложенной рядом с ангаром. Таким образом, истребитель под управлением Дж. Де Хевилленда (сына) совершил свой первый полет, приземлившись затем в Хэтфилде. Кроме вооружения «Москито»-истребитель отличался от бомбардировщика усиленным главным лонжероном крыла и боковым входным люком, поскольку первоначальный люк в днище оказался закрыт размещенными здесь пушками. К емкости крыльевых топливных баков (1860 л) можно было добавить 680 л в двух баках, расположенных в фюзеляже за пушками. В то время как «Москито»-бомбардировщик имел V-образное лобовое стекло и компоновка допускала перемещение второго летчика в носовую часть для прицеливания при бомбометании, истребитель имел плоское лобовое стекло для улучшения обзора вперед, особенно ночью, и измененную компоновку кабины.
Предварительные испытания прототипа истребителя показали, что он развивает скорость 608 км/ч на высоте 6700 м при весе 8400 кг. Она впоследствии была подтверждена на серийных «Москито» Мк.II(так был назван первый вариант истребителя).
Первый из двух истребителей с турелями (W4053), четвертый по порядку в серии, взлетел с полосы Солсбери-Холл в Хэтфилде 14 сентября 1941 года, а второй (лишь с макетом турели) - 5 декабря. Но к этому времени интерес к такому варианту пропал, и турели были сняты.

Ночные истребители
Пока ВВС накапливали первый опыт эксплуатации истребителей «Москито», испытания в Хэтфилде сосредоточились на разработке средств торможения для истребителя, чтобы предотвратить проскакивание мимо вражеского самолета при перехвате, в частности, ночью. На несколько месяцев внимание было сфокусировано на одном из вариантов выпускаемых вниз щитков Юнтмана, установленных в виде «оборки» на центральной части фюзеляжа, где, как казалось, они меньше повлияют на работу рулей при выпущенном положении, чем более традиционные крыльевые щитки или тормозные решетки.
Опытная установка кольцевых аэродинамических тормозов была проведена на прототипе W4052, а результаты испытаний его в ААЕЕ в Боскоб-Даун были описаны в отчете, датированном 24 сентября 1942 года. Этот отчет говорит, что «...при уборке газа двигателей в полете со скоростью 420 км/ч самолет теряет 160 км/ч за 45 секунд без применения аэродинамических тормозов. Использование аэродинамических тормозов при прочих равных условиях сокращает время до 30 секунд. Когда применяются тормоза, на рулях ощущается существенная тряска.
В предполагаемом виде аэродинамические тормоза рассматриваются как неприемлемые, поскольку тормозящий эффект несущественен, а ощутимая тряска чрезмерна». Исходя из этого отчета, больше разработка аэродинамических тормозов не велась.

Летчики в Боскомб-Дауне испытывали W4052 еще до установки аэродинамических тормозов и отмечали некоторую продольную неустойчивость как при наборе высоты на скорости 270 км/ч, так и на планировании со скоростью 225 км/ч с неработающими двигателями и выпущенными щитками и шасси, хотя устойчивость в горизонтальном полете была хорошей, что делало «Москито» хорошей платформой для стрельбы. Прототип истребителя был оборудован большим по размеру оперением, чем исходный бомбардировщик. Размах его и площадь были соответственно 6,32 м и 8,18 м2 по сравнению с 5,92 м и 7,71 м2 у бомбардировщика.
Поскольку характеристики «Москито» и ход войны в 1941 г. выдвигали на первый план его использование в качестве ночного перехватчика, другие усовершенствования касались исключительно ночных полетов. Таковыми были введения выхлопных коробов-пламегасителей, эксперименты с черной матовой окраской и, что наиболее важно, установка радиолокатора.
Подобно ночным истребителтям «Бофайтер», которых они должны были дополнить, а затем заменить, более быстроходные «Москито» Мк.II сперва получили длинноволновый радиолокатор с характерной антенной, в виде наконечника стрелы, как типа Аl MK.IV, использовавшийся на «Бофайтере», так и усовершенствованный Аl Мк.V, подобный первому, но имевший индикаторы и у оператора, и у летчика.
Первая эскадрилья, вооруженная истребителями «Москито», 157-я, была сформирована на авиабазе Дебден в декабре 1941 года, но ее самолеты были отправлены в ремонтные подразделения для установки радиолокаторов и до апреля 1942 года эскадрилья не могла начать ночные операции на необорудованных самолетах. После установки радаров они получили обозначение F.Мк.II. В этом же месяце 141-я стала второй эскадрильей на ночных истребителях «Москито», сдав свои «Дифайэнты». За ней через несколько дней последовала 264-я, тоже летавшая на «Дифайэнтах». По мере того, как постоянно увеличивалось производство, на истребители «Москито» планомерно переводились другие эскадрильи.

В период, когда ночные истребители «Москито» внедрялись в строй, значительное внимание привлекалось к вопросу необходимой окраски. Мнения почти не расходились по тому, что она должна быть со вех сторон черной, но, как уже отмечалось, специальная, не дающая бликов, матовая черная краска, официально именуемая «RDМ2А специальная ночная», но более известная под фамильярным прозвищем «ламповая копоть», имела такую шероховатую поверхность, что летные характеристики резко падали. Интересно, что результаты испытаний в ААЕЕ, где использовался W4070, показывали уменьшение скорости всего на 13 км/ч на высоте 6500 м, а фирма «Де Хевилленд» сообщала о разнице в 40 км/ч. В апреле 1942 года была принята стандартная черная краска по спецификации DTD 308. Был дан приказ немедленно перекрасить все «Москито» цвета «ламповой копоти» новой краской. DTD 308 получила официальное название «тихая ночь». Несколькими годами позже оснащенные радарами «Москито» стали все чаще действовать днем и черная окраска постепенно уступила место дневному камуфляжу даже на последних модификациях, специально предназначенных для действий ночью.

И 151-я, и 157-я эскадрильи одержали свои первые победы в конце мая 1942 года, но ни в одном случае эти победы не были подтверждены. В обоих случаях контакт был установлен зрительно, а не с помощью радиолокатора. Первый достоверный успех был одержан 151-й эскадрильей в конце июня. Трудности с локатором Al Mk.V и самого «Москито» (в частности, с выхлопными коробками-пламегасителями) в это первое время ограничивали боевую эффективность ночного истребителя. Значительно уменьшился и масштаб налетов люфтваффе на Англию. Тем не менее к концу января 1942 года, в строю были 8 эскадрилий со 159 истребителями «Москито».
В том же месяце экипажи из 151-й, 532-й и 85-й эскадрилий выполнили пробные полеты на невооруженном «Москито», на котором был поставлен авиационный прожектор «Хельмор Турбинлайт» в носовой части фюзеляжа. Переделку выполнила фирма «Алан Мунц» из Хэстона. Несколько ночных истребительных эскадрилий английских ВВС в это время летали на оборудованных «Турбинлайтами» самолетах Дуглас «Хэвок», действовавших в паре с «Харрикейнами» или «Дифайэнтами». Они должны были при помощи радиолокатора установить местонахождение противника и «подсветить» вражеский самолет для истребителей. Эта схема была не очень удачной и умерла с появлением сантиметрового радиолокатора; проект замены «Хэвоков», на вооруженные пушками «Москито-Турбинлайт» были сразу отброшены.
Радар, работавший в сантиметровом, а не в метровом диапазоне, обещал намного более высокие характеристики и мог быть более простым образом установлен на самолете. Излучающая и приемные антенны были сгруппированы вместе в виже сканирующей чашей в носу.

Начиная с января 1943 года около сотни вновь выпущенных «Москито» II были оборудованы локаторами Al Mk.VIII. Эти самолеты были обозначены «Москито» NF.Mk.XII. Практически без перерыва за этим последовало аналогичное оснащение еще сотни самолетов американским радаром SCR720 (обозначенным в Англии как Al Мк.Х), которому был нужен больший по размеру бульбообразный обтекатель, чем для Al Mk.VIII. В Хэтфилде произвели экспериментальную установку SCR 720 на «Москито» в феврале 1943 года. Оборудованная таким образом машина стала именоваться «Москито» NF.Mk.XVII. Установка на ней и других вариантах истребителя сантиметрового радиолокатора привело к снятию пулеметного вооружения. Остались только четыре пушки в нижней части фюзеляжа.
Тем временем производство шло дальше. Хотя первоначально обещанные к концу 1941 года 50 «Москито» не были изготовлены полностью (собраны были 20, а еще 30 - только через два с половиной месяца), к концу 1942 года было поставлено более 450 машин. Для помощи заводу в Хэтфилде компания создала дублирующее предприятие в Левсдене, откуда первый «Москито» вылетел в январе 1942 года. Это был истребитель с двойным управлением. Предварительно он был обозначен F.Mk.III, но это обозначение быстро было заменено на Т.Мк.III как у учебного самолета. Несколько первых истребителей, поставленных в части из Хэтфилда, тоже имели схожее двойное управление; в это число входил и один из опытных самолетов с турелью. Завод в Левсдене дал 230 из 589 выпущенных в общей сложности «Москито» II (включая переделанные в NF.Mk.XII и NF.Mk.XVII).

«Москито» модификаций II, XII и XVII оснащались как моторами «Мерлин» 21, дававшими 1280 л.с. на взлете и 1480 л.с. на высоте 3700 м, так и «Мерлин» 23, у которых мощность в 1390 л.с. поддерживалась от земли до 3700 м. Один Мк.II совершал экспериментальные полеты с радиаторами, выступающими вниз под мотогондолой (вместо изящной конструкции в передней кромке корневой части крыла у серийных машин). Первоначальные планы выпустить ночной истребитель с моторами «Мерлин» 61 (с двухступенчатым наддувом) как NF.Мк.Х были аннулированы.

«Москито» NF.ХII с сантиметровым радаром Аl Мк.VIII поступил на вооружение 85-й эскадрильи в феврале 1943 года. Его боевым дебютом руководил командир крыла Дж. Каннингхэм по прозвищу «Острый глаз». Бывший резким критиком характеристик и надежности NF.Mk.II с ранним локатором А1 Мк.V, Каннингхэм объявил NF.Mk.XII весьма удовлетворительным, причем возможности радиолокатора Аl Мк.VIII в достаточной мере скомпенсировали снятие четырех пулеметов. Два «Москито» из этой эскадрильи одержали первые победы в ночь с 14 на 15 апреля 1943 года. Впоследствии эта часть приняла участие в борьбе с новой тактикой люфтваффе, которые начали использовать истребители-бомбардировщики Фокке-Вульф FW 190А-4 и FW 190А-5, несшие по одной 250-кг бомбе под фюзеляжем и подвесные баки под крылом. Эти истребители-бомбардировщики наносили молниеносные удары по Лондону и другим целям в Южной Англии.

Вместе со 157-й, 151-й и только что перевооруженной 256-й эскадрильями, 85-я эскадрилья достигла значительных успехов в борьбе с этими пиратами в мае и июне, а затем в июле сбила над Великобританией первый Мессершмитт Ме 410. В октябре был сбит первый Юнкерс Ju 188. К июню 1943 года, когда в Великобритании базировались уже 11 эскадрилий истребителей «Москито», девять из них выполняли оборонительные задачи, а две остальных совершали ночные рейды над вражеской территорией, но и их при необходимости можно было присоединить к первым. Эскадрильи были вооружены самолетами моделей NF.Mk.II и NF.Mk.XII, а NF.Mk.XVII поступил на вооружение 85-й и 25-й эскадрилий к концу 1943 года.
Пока с помощью этих и более поздних усовершенствованных моделей ночных истребителей «Москито» была обеспечена в основном защита Англии от ночных налетов до конца войны, для «Москито» разрабатывались новые способы применения.

В июле 1942 года 23-я эскадрилья, ранее действовавшая на самолетах Дуглас «Бостон» и проводившая налеты с малой высоты на избранные цели в оккупированной Европе, была перевооружена на «Москито» и начала новый этап своей боевой работы. Первоначально эскадрилья была вооружена специально модифицированными «Москито» Мк.II со снятыми радиолокаторами. Она использовала авиационные пушки и пулеметы для атак аэродромов, дорог и сосредоточений войск. Первая такая штурмовая операция была проведена 6 июля 1942 года. В начале 1943 года аналогичные задачи были поставлены перед 605-й и 418-й канадскими эскадрильями. Несколько эскадрилий ночных истребителей «Москито», базировавшихся в Великобритании, в последних месяцах 1942 года получили модернизированные Мк.II со снятыми радарами, с установленной навигационной системой «Джи» и увеличенным запасом 20-мм снарядов. Они участвовали в дневных налетах по программе операции «Рейнджер». В декабре 1942 года «Москито» получила 264-я эскадрилья, патрулировавшая в Бискайском заливе и прикрывавшая бомбардировщики Берегового командования от нападения немецких истребителей с береговых баз. В начале 1943 года она увеличила свою активность и приняла участие в дневных и ночных ударах по вражеским судам и береговым сооружениям.
К этому времени «Москито» начали применяться и за пределами метрополии. В декабре 1942 года на Мальту отправилась со своими модифицированными «Москито» Мк.II 23-я эскадрилья. Она днем и ночью действовала над Сицилией. Этой части пришлось долго прослужить на Ближнем Востоке, меняя модификации «Москито». В июле 1943 года к ней присоединилась 256-я эскадрилья на «Москито» NF.Mk.XII и они вместе вели поддержку высадки союзников на Сицилии. Два Мк.II, врученные в начале 1943 года 60-й южноафриканской эскадрилье, были на месте переоборудованы под установку двух фотоаппаратов. Аналогично использовала Мк.II для фоторазведки 683-я эскадрилья на Мальте в 1943 году, также как и 33-я (норвежская) эскадрилья Берегового командования, базировавшаяся в Великобритании. Последняя летала на разведывательные задания из Шотландии через Северное море.

Новые ночные истребители
Когда истребитель-бомбардировщик «Москито» FB.MK.VI пошел в производство, оказалось возможным использовать некоторые элементы его конструкции в других модификациях. Так производство ночных истребителей было продолжено модификацией NF.Mk.XIII, которая имела «базовое» крыло (с возможностью подвески сбрасываемых баков), сочетавшееся с радиолокационной установкой, взятой с NF.Mk.XII и моторами «Мерлин» 21 или «Мерлин» 23. В Левсдене построили 270 NF.Mk.XIII. Затем, когда появился «Мерлин» 25, перешли на NF.Mk.XIX, который опять-таки имел «базовое» крыло, моторы «Мерлин» 25 и «универсальный» обтекатель, годящийся как для локатора SCR 720 (AI Mk.X), так и для Al Mk.VIII. Из Левсдена пришли 50 из 280 построенных «Москито» XIX; остальные поступили со сборочной линии в Хэтфилде. Наконец, в семействе ночных истребителей пришли к применению «Мерлинов» с двухступенчатым наддувом, уже применявшихся на бомбардировщиках и разведчиках. Вариант Mk.XIII с такими моторами остался неосуществленным проектом под названием NF.Mk.XIV. А вот NF.Mk.XIX с моторами «Мерлин» 72 стал называться NF.Mk.30. Он впервые взлетел в апреле 1944 года. Его можно было отличить по небольшой «губе» воздухозаборников нагнетателей, расположенных под коками винтов. Таких самолетов построили 530 - все в Левсдене. С новыми двигателями «Мерлин» 113 и английским радиолокатором Al Mk.IX в мае 1945 года взлетел «Москито» NF.Mk.36, но 163 построенных самолета в войне уже не применялись. Последний вариант ночного истребителя NF.Mk.38 был уже послевоенной разработкой.
Базировавшиеся в Великобритании эскадрильи, предназначенные для ночного перехвата и рейдов на территорию противника, принимали в эксплуатацию в течение 1943-44 гг. все новые модификации истребителей «Де Хевилленд». Среди них были и 50 Mk.XIII, модифицированные фирмой «Хестон Эйркрафт» для впрыска закиси азота в двигатели. Испытания в RAE показали, что эта модель дала прирост скорости в 76 км/ч на высоте 8500 м в течение шести минут. Эти самолеты в начале 1944 года использовали 96-я и 410-я эскадрильи.
FB.Mk.VI без радиолокаторов использовались над вражеской территорией в качестве так называемых «рейнджеров», которые вели «свободную охоту»(об этом будет рассказано ниже). С середины 1944 года было разрешено применение для наступательных целей над вражеской территорией и оснащенные радиолокаторами новейшие истребители варианта NF.Mk.XIII и даже машины более поздних модификаций. До этого времени считалось, что противник получит слишком ценную информацию, изучив радиолокационное оборудование сбитых самолетов. Более ранние «Москито» NF.MK.II и их радары не считались столь ценными в этом отношении и использовались 100-й группой поддержки бомбардировщиков над территорией противника еще с конца 1943 года.

Высотные истребители
В середине 1942 года у англичан появилась насущная необходимость бороться с высотными самолетами Юнкерс Ju 86Р-2 и Ju 86R, которые немцы начали применять над Средиземным морем и над Великобританией. Летя на высоте 10700 м и выше, герметизированные Ju 86R действовали за пределами возможностей любого истребителя английских ВВС. Хотя их применение и оказалось неэффективным и люфтваффе вскоре прекратило такие полеты, это еще не было известно в сентябре 1942 года, когда Дж.Де Хевилленда попросили, по мере возможности с минимальными отсрочками, приспособить один «Москито» под гермокабину, чтобы использовать его как истребитель в чрезвычайных обстоятельствах. Запрошенный образец (МР469) был заказан как бомбардировщик с двигателями «Мерлин» 61 и гермокабиной. Он впервые взлетел в Хэтфилде 8 августа. Эта модификация не получила цифрового обозначения. В начале сентября самолет достиг высоты более 11580 м. За семь дней опытный образец самолета был оборудован носовой секцией от истребителя Мк.II с четырьмя пулеметами «Браунинг» и ручкой управления, принятой на истребителях, вместо штурвала бомбардировщика. Законцовки крыла были удлинены, что увеличило размах до 18,03 м. Многое не очень нужное оборудование было снято, включая часть брони и топливные баки во внутренних секциях крыла и фюзеляжа. В таком виде самолет вылетел 14 сентября. Он весил 7355 кг и мог достичь высоты 13700 м.
Приданный специальному высотному звену в Нортхолте в течение двух месяцев, начиная с 15 сентября, высотный истребитель «Москито» не получил возможности вступить в бой, так как полеты Ju 86R прекратились.
В середине ноября на самолет поставили радиолокатор Al Mk.VIII в носовой части, а четыре пулемета перенесли в обтекатель под фюзеляжем. В некоторой степени был восстановлен первоначальный запас топлива. С экипажем из двух человек самолет теперь весил 7900 кг и достигал высоты 12800 м. Между декабрем 1942 года и мартом 1943 года еще четыре Мк.II были аналогичным образом переделаны в высотный истребитель, получивший обозначение «Москито» NF.Mk.XV. Один из них был с моторами «Мерлин» 61 , а остальные три с «Мерлин» 77. Все четыре NF.MK.XV и первоначальный образец служили в 85-й эскадрилье в течение 1943 года, но ни разу так и не встретились с врагом.

Истребители-бомбардировщики
Этот вариант самолета явился результатом исследований, проводившихся в Хэтфилде еще в июле 1941 г., когда изучались возможности установки четырех пушек на бомбардировщике «Москито» или подвески бомб у «Москито»-истребителя. Конструкторы «Де Хевилленд» пришли к выводу, что если бы можно было уменьшить длину стандартной 227-кг бомбы с помощью применения телескопического оперения, то две такие бомбы можно было бы уложить за пушками на «Москито» II (вместо топливных баков). В это же время разработка двигателя «Мерлин» 25 с увеличенной мощностью позволяла поднять вес машины. Было сконструировано модифицированное крыло (известное позднее как базовое), у которого была предусмотрена возможность подвески двух баков по 227 л, стыкуемых по поверхности крыла, или двух 113-кг бомб. Дальнейшие исследования показали, что 227-кг бомба сохраняет удовлетворительные баллистические качества и с укороченным хвостовым оперением, так что удалось избежать применения телескопического оперения. При двух таких бомбах в фюзеляже еще сохранялось место для топливного бака на 227 л. Оказалось также возможным несение двух 227-кг бомб под крылом.
Прототип нового истребителя-бомбардировщика был получен в Хэтфилде переделкой бомбардировщика «Москито» В.Мк.IV. Первый полет был проведен 1 июня 1942 года. Появились шансы выпуска этой новой модификации, названной FB.Mk.VI, в больших количествах. Поставки начались в феврале 1943 года. Первые 113 самолетов (построенных в Хэтфилде и включавшие прототип) составили серию I с моторами «Мерлин» 21 или «Мерлин» 25 и подвеской 1130 кг бомб в фюзеляже и под крыльями. Дальнейшее производство пришлось на FB.Mk.VI серии 2. Их было построено 2192, частично в Хэтфилде, а частично на новом заводе «Стандард Моторс» в Коули; 50 самолетов выпустила фирма «Эйрспид» в Портсмуте. Они могли нести четыре 227-кг бомбы или две бомбы и восемь ракет по 27 кг или два бака по 227 кг на крыле. FB.Mk.VI серии 2 был оснащен двигателями «Мерлин» 25, развивавшими 1620 л.с. на взлете и 1500 л.с. на высоте 2900 м при применении давления наддува 1,2 атм для того, чтобы достигнуть наивысших характеристик на малых и средних высотах. Предлагался вариант истребителя-бомбардировщика FB.Mk.XI с моторами «Мерлин» 61 (с двухступенчатым наддувом), но его разработка была прекращена.

«Москито» FB.Mk.VI сначала попали в эскадрильи, совершавшие рейды на Мк.II - 418-ю в Форде и 23-ю на Мальте в мае 1943 года, а затем, в июле, этими машинами вооружили 605-ю эскадрилью в Кастль-Кэмпсе. По мере нарастания поставок стало возможным выделить истребители эскадрильям недавно сформированных 2-х тактических ВВС. Так, 464-я (австралийская) и 487-я (новозеландская) эскадрильи начали перевооружаться с «Вентур» в августе 1943 года; месяцем позже к ним присоединилась 21-я, образовав крыло Скалтхорпа. Первый боевой вылет был проведен 3 октября 1943 года. После этого «Москито» стал играть еще более важную роль в ударах по тактическим целям в Европе как днем, так и ночью.
К концу 1943 года было проведено много налетов на пусковые установки ракет V-1(ФАУ-1 - прим. автора) в северной Франции. Второе крыло из трех эскадрилий (107-й, 305-й и 613-й) действовало на «Москито» FB.Mk.VI с начала 1944 года. 18 февраля шесть «Москито» из всех трех эскадрилий провели классическую атаку с малой высоты на тюрьму в Амьене. Рухнувшие стены позволили бежать заключенным, некоторым из которых угрожала казнь, причем риск гибели или ранения людей был минимальным. Рейд, проведенный под руководством командира группы П.Пикарда, дал возможность бежать 258 участникам французского Сопротивления. Он стал примером точной атаки с малой высоты на точечную цель, вполне возможной для «Москито». Эта возможность была еще раз продемострирована, когда «Москито» FB.Mk.VI из 613-й эскадрильи уничтожили архивы гестапо, касавшиеся групп голландского Сопротивления, при налете на Гаагу в апреле 1944 года. Эту операцию повторила в марте 1945 года эскадрилья, уничтожившая аналогичный архив в Копенгагене.
Шесть эскадрилий «Москито» FВ.Мк.VI из 2-х тактических ВВС были включены в Союзные экспедиционные ВВС, предназначенные для «дня D» в июне 1944 года. Они сыграли жизненно важную роль и в начальных стадиях вторжения и в дальнейший период. За два месяца после «дня D» они совершили 2000 вылетов, хотя и потеряли 26 самолетов.
«Москито» в варианте FB.Mk.VI попали и в Береговое командование. В 1944 году несколько эскадрилий «Бофайтеров» были перевооружены на новую, более быстроходную машину. Первой была оснащена ими 248-я эскадрилья, затем к ней присоединились 143-я и 235-я, составив ударное крыло Банфа, которое нанесло основной ущерб вражескому судоходству и портам в Бискайском заливе, Северном море и, в конце войны, в Ла-Манше. 248-я эскадрилья действовала и на другой модификации «Москито», созданной в 1943 году - специально для борьбы с кораблями. Это был «Москито» FB.MK.XVIII. Данный вариант имел 57-мм пушку «Молинз» (равноценную 6-фунтовой полевой пушке), заменившую все четыре 20-мм пушки. В фюзеляже поставили бак на 295 л горючего и установили дополнительную броню для защиты от зенитного огня подводных лодок. Как вариант Мк.VI, Мк.XVIII сохранил возможность нести под крылом бомбы, ракеты или подвесные баки; сохранились и два-четыре носовых пулемета, в основном, для прицеливания перед выстрелом из орудия главного калибра.
Первый из 27 переделанных Мк.VI взлетел 8 июня 1943 года. 248-я эскадрилья, летавшая на «Бофайтерах», получила первые два «Москито» FB.Mk.XVIII в октябре 1943 года. Первую боевую операцию они провели 24 октября. В начале 1944 года эскадрилья полностью перевооружилась на «Москито» FB.Mk.VI, а «Москито» FB.Mk.XVIII применялся специальным подразделением до начала 1945 года. Несколько подводных лодок были атакованы и повреждены с самолетов FB.Mk.XVIII, которые потом временно применялись и 254-й эскадрильей. Однако, именно воруженные ракетами FВ.Мк.VI одержали первую большую победу над субмаринами, обнаружив сразу три подводных лодки на поверхности воды у побережья Норвегии. Все они были потоплены совместными действиями 37 «Москито» из 143-й, 235-й и 248-й эскадрилий. К концу войны эскадрильи «Москито» потопили 10 подводных лодок.

Операции по поддержке бомбардировщиков
Вышеупомянутая 100-я группа занималась радиопротиводействием как с воздуха, так и с земли и применяла в своих операциях «Москито» нескольких специальных моделей, продолжая работу, проводимую Истребительным командованием и центром перехвата истребительной авиации (FIU) по обеспечению истребительного прикрытия соединений ночных бомбардировщиков, атаковавших цели на вражеской территории. Такого рода поддержку бомбардировщикам впервые начали осуществлять специально оборудованные самолеты Бристоль «Бофайтер» VI из 141-й эскадрильи в середине 1943 года. Они использовали локатор А1 Mk.IV в комбинации с системой «Серрат» - устройством, наводившимся на немецкие радиолокаторы, и системой «Джи», служащей для навигации. Аналогично оснащенные «Москито» NF.MK.II с дополнительными баками 141-я эскадрилья получила в октябре 1943 года. В декабре к ней присоединились 239-я и 169-я эскадрильи. Все три эскадрильи слились в 100-ю группу.
Ранее центр перехвата FIU провел ряд экспериментальных операций, известных под названием «Махмуд», по сопровождению бомбардировщиков самолетами NF.MK.II со второй приемной антенной, обращенной назад для обнаружения вражеских истребителей, приближающихся к строю бомбардирвщиков. Этот центр продолжал исследования по радиолокаторам заднего обзора для 100-й группы и в 1944 году.
Все три эскадрильи, летавшие на «Москито» с системой «Серрат», к июлю 1944 года получили аналогичным образом оборудованные самолеты FB.Mk.VI. Этой же модификацией вооружили в марте того же года 515-ю эскадрилью; ее самолеты были оборудованы устройством радиоподавления «Муншайн»(Moon Shine). 157-я и 85-я эскадрильи (обе ранее действовали в роли ночных истребителей) были в мае переданы для поддержки бомбардировщиков. В это время эти части начали действовать на «Москито» NF.Мk.ХIХ способных обнаруживать вражеские самолеты на расстоянии до 8 км. Правда, в следующем месяце эти две эскадрильи перевели на специальное патрулирование для борьбы с самолетами-снарядами V-1, которые во все возрастающем количестве выпускались по Южной Англии. Локатор А1 Мk.Х позволял обнаруживать воздушные цели даже столь малых размеров.

Четыре эскадрильи ночных истребителей, базировавшихся в метрополии (96-я, 219-я 409-я и 418-я) также были задействованы против V-1, летая по большей части ночью и патрулируя французское побережье для перехвата самолетов-снарядов сразу после их запуска. Позднее к этой работе присоединились другие эскадрильи. К тому времени, когда была выпущена последняя V-1, эскадрильи «Москито» уничтожили 623 таких крылатых ракет.
Эскадрильи 100-й группы продолжали с постоянным успехом применять «Серрат», как в редких дневных вылетах, так и в постоянных ночных. 23-я эскадрилья на «Москито» VI была введена в «маловысотную» группу; эти машины показали себя более подходящими для малых высот, чем Мk.ХIХ, которые были ориентированы на патрулирование на больших высотах. Тем временем «война черных ящиков» (электроники) продолжалась и «Москито» 100-й группы постоянно модифицировали.
Mk.VI из 23-й, 141-й и 515-й эскадрилий во второй половине 1944 года поголовно были оборудованы американскими 3-см радилокаторами Al Mk.XV (известными также как ASH), установленными на месте носовых пулеметов. На «Москито» Mk.VI 169-й эскадрильи поставили систему «Перфектос», наводившуюся на немецкие радиолокаторы. Mk.XIX из 85-й получили «Перфектос» II и радары заднего обзора «Моника» VI; Mk.XIX из 157-й эскадрильи были оборудованы и «Моникой», и системой «Серрат», помогавшей обнаруживать работу немецких радиолокаторов. 141-я эскадрилья получила новое задание в конце 1944 года; она стала наносить «ложные» бомбовые удары, чтобы скрыть от вражеских радаров истинную цель основного соединения бомбардировщиков.

«Москито» NF.Mk.30 поступил в части в июне 1944 года: сперва в 219-ю эскадрилью, осуществлявшую ПВО метрополии, а затем в 406-ю, 410-ю 307-ю и 151-ю. К концу 1944 года прекращение действий люфтваффе против Британских островов позволило Истребительному командованию высвободить 406-ю, 307-ю и 151-ю эскадрильи (на самолетах последней стояла «Моника») для наступательных операций по поддержке действий Бомбардировочного командования. В 1945 году на NF.Mk.30 стали летать и другие эскадрильи: 239-я в январе, 169-я в феврале и 456-я в марте. К концу войны «Москито» 100-й группы совершили около 8000 вылетов и сбили 267 вражеских самолетов, потеряв 69 машин.
Боевое использование «Москито» происходило, в основном, на западном фронте, но как уже отмечалось, истребители Mk.II, а затем и истребители-бомбардировщики Мk.VI, начиная с 1942 года, действовали также с острова Мальта. Со второй половины 1943 года там же появились NF.Mk.XII и NF.Mk.XIII. В последний год войны 23-я и 256-я эскадрильи (соответственно, истребительная и ночная истребительная) совместно с 600-й и 255-й эскадрильями на «Москито» NF.Mk.XIX действовали в Италии; в апреле 1945 года 255-я стала получать NF.Mk.30. Несколько экземпляров этой последней модификации получили американские эскадрильи, летавшие на ночных истребителях «Бофайтер» в Северной Африке, но они мало их использовали. 256-я эскадрилья использовала несколько FB.Mk.VI в роли штурмовиков, приспособив для этой роли и один NF.Mk.XIII, установив подкрыльные бомбодержатели. В последние три месяца боевых действий в Италии имевшиеся у нее NF.Mk.XII и NF.Mk.XIII применялись для борьбы с истребителями, атаковавшими бомбардировщики.

Первоначально существовали сомнения в применимости «Москито» для действий в тропических условиях на Дальнем Востоке, касавшиеся надежности клея, использованного в конструкции фюзеляжа и крыла, а также способности его выдерживать атаки насекомых. Для проверки этих факторов несколько планеров Mk.II и Мк.VI в мае-августе 1943 года было доставлено морем в Индию. Месяцем позже два Mk.II с камерами в носовой части начали участвовать в разведывательных полетах 681-й эскадрильи, в сентябре аналогично начали использовать Мk.VI. В ноябре их применение перешло к 684-й эскадрилье в Дум-Дум под Калькуттой. Однако горстка истребителей использовалась только до тех пор, пока их не вытеснили появившиеся в достаточном количестве разведчики. Вскоре сомнения в пригодности самолетов для этого театра отпали и появились планы массового применения «Москито» в Юго-Восточной Азии. Первой перевооружилась 45-я эскадрилья, обменявшая пикирующие бомбардировщики «Вендженс» на FB.Mk.VI в феврале 1944 года. В том же году за ней последовала 82-я. В начале 1945 года к ним присоединились 47-я и 84-я эскадрильи. Эти части интенсивно применяли свои «Москито» днем и ночью против тактических целей всех видов. Кульминацией этих действий явился удар по Рангуну в мае 1945 года (к этому времени 110-я эскадрилья заменила 84-ю). В завершающей стадии войны 211-я эскадрилья также перевооружилась на Мк.У1, а 89-я и 176-я получили NF.Mk.XIX, но все эти части пере-вооружались слишком поздно, что¬бы принять участие в борьбе с япон-скими силами. «Москито» против японцев использовали и австралийские ВВС, которые применяли как машины австралийской постройки, так и английские FB.Mk.VI.

В Австралии
Решение использовать изготовленные на месте «Москито» в австралийских ВВС было принято правительством Австралии в марте 1942 года в ответ на поданное ранее предложение австралийского филиала «Де Хевилленд», расположенного в Бэнкстауне под Сиднеем. В июне 1942 года в Австралию был доставлен морем один «Москито» Мк.II английской постройки DD 664) для использования в качестве образца, однако возникли многочисленные проблемы, связанные с получением сырья и узлов, отсутствовавших в Австралии. Береза должна была быть заменена австралийскими породами древесины; предполагалось также использовать формальдегидный клей местного производства (того самого типа, который был признан вредным на сборочных линиях в Англии).
Поскольку нельзя было получить английские «Мерлины», австралийские «Москито» должны были быть оснащены аналогичными моторами американской фирмы «Паккард»: сначала Мk.31, аналогичные английским Мk.21, а затем Мk.69 с двухступенчатым нагнетателем. За прототип был принят истребитель-бомбардировщик FB.Mk.VI.
Образец «Москито» NF.Mk.II был облетан в Бэнестауне (уже с австралийским номером А52-1001) 17 декабря 1942 года, а затем на нем поставили двигатели Паккард «Мерлин» 31, с которыми он впервые взлетел 23 марта 1943 года. Такие же моторы были использованы на первом «Москито» местного изготовления, полетевшем 23 июля 1943 года. Он получил обозначение FB.Mk.40 и включал многие элементы оборудования, импортированные из Великобритании. Производство разворачивалось медленно. Первый «Москито» FB.Mk.40 был сдан ВВС в марте 1944 года, в последующие три месяца за ним последовало еще четыре, а затем в сентябре еще три. Но затем темпы возросли: к декабрю 1944 года - 26, а к маю 1945 года - еще 49 машин. Выпуск продолжался до конца войны с Японией. Всего было построено 212 штук (из них три разбились до сдачи ВВС). Все они, в основном, были типа FB.Mk.40, хотя шесть самолетов выпуска 1944 г. были переделаны в невооруженные разведчики PR.MK.40, 28 превращены в PR.MK.41 с несколько отличным оборудованием, а 22 - в учебные Т.Мк.43. Первые 100 австралийских самолетов имели моторы Паккард «Мерлин» 31, а остальные Паккард «Мерлин» 33 с лопатообразными лопастями винтов. На одном самолете поставили «Мерлины» 69 с двухступенчатым нагнетателем и он был переименован в FB.Mk.42.
«Москито» австралийской постройки попали в строевые части слишком поздно, чтобы внести сколько-нибудь существенный вклад в войну на Тихом океане: 87-я и 94-я эскадрильи получили их в 1945 году. Однако в это время в Австралию прибыли 38 FB.Mk.VI, выпущенные в Англии. Они были использованы для перевооружения 1-й эскадрильи (ранее летавшей на «Бофортах») в начале 1945 года. Направленная в 1-е австралийские тактические ВВС в составе 86-го крыла (вместе с 93-й эскадрильей на «Бофайтерах»), 1-я эскадрилья весной 1945 года была сосредоточена на острове Моротаи для участия в освобождении от японцев Голландской Ост-Индии. После поддержки высадки в Таракане, 1-я эскадрилья на завершающем этапе войны была выдвинута в Лабуан (Северное Борнео). Когда генерал Ямамура летел капитулировать перед союзниками, именно «Москито» этой эскадрильи были вызваны для его сопровождения.

Канадские "Москито"
Планы производства «Москито» в Канаде впервые обсуждались в 1940 году, когда фирма «Де Хевилленд» подумывала о переносе своей основной деятельности в Канаду в связи с угрозой вторжения немцев в Великобританию. В то время как производство в Австралии отвечало местным потребностям, канадская программа в первую очередь была предпринята для того, чтобы поставить промышленные мощности Канады на службу военным усилиям метрополии. После консультации с канадским филиалом «Де Хевилленд» в Даунсвью под Торонто правительство Канады и Великобритании в 1941 году заключили соглашение о том, что «Москито» будет строиться в Даунсвью. Выпуск оценивался в 40 самолетов в месяц.
Канадское производство было в основном сосредоточено на бомбардировочных модификациях и использовало моторы Паккард «Мерлин». Первый собранный в Канаде «Москито», использовавший много английских деталей, взлетел в Даунсвью 24 сентября 1942 г. В 1943 г. канадское правительство разместило дополнительные заказы на истребительные варианты на основе FB.MK.VI как для канадских, так и для английских ВВС. Три истребителя-бомбардировщика были закончены в сентябре - октябре 1943 г: два с моторами «Мерлин» 31 и один с «Мерлин» 33 как FB.MK.21.
Годом позже выпустили два самолета с Паккард «Мерлин» 225 как FB.MK.26. Производство FB.MK.26 было пущено на поток. Основная часть выпуска пришлась на первую половину 1945 г. Всего их построили 337, из которых 39 были переделаны в учебные Т.Мк.29 с двойным управлением. Около 140 из них было перегнано через Северную Атлантику по маршруту через Гренландию, Исландию и Шотландию или по южному маршруту через Бермуды, Наталь, Дакар и Корнуэлл.

13-я часть обслуживания королевских ВВС в Хенлоу осуществляла приемку всех канадских «Москито». К 31 мая 1945 г, когда война в Европе практически уже кончилась, она получила 59 FB.MK.26 из 489 канадских «Москито», прибывших в Англию. Эти самолеты предназначались исключительно для использования на Ближнем Востоке, но так и не попали в эксплуатацию до конца боевых действий. На Ближнем Востоке несколько месяцев в 1946 г. летала на FB.MK.26 35-я эскадрилья. В Канаде этим вариантом заменили в апреле 1945 г «Киттихауки» 133-й эскадрильи, располагавшейся в Патрисия-Бэй для прикрытия западного побережья. Там FB.MK.26 слетали на свое последнее боевое задание - 9 августа 1945 г. они безуспешно попытались перехватить воздушный шар с зажигательной бомбой, запущенный из Японии.
Из тех канадских истребителей-бомбардировщиков, которые не были поставлены в Великобританию к концу войны, большая часть была продана китайскому правительству после переговоров в 1947 г. Это примерно 200 «Москито», включая несколько Т.Мк.22, Т.Мк.27 и Т.Мк.29 - учебных самолетов с двойным управлением, подобных английским Т.Мk.III, но с моторами «Паккард». Механизм поставки был следующим: самолеты брались с консервации, перебирались на канадском заводе фирмы «Де Хевилленд», а затем транспортировались в Китай железной дорогой и морем. В Даунсвью была также организована тренировка китайских летчиков, которые должны были служить инструкторами. Для этого использовались девять первых самолетов, приведенных в пригодное для полетов состояние.
«Москито» доставляли морем в Шанхай, где их собирали местные рабочие под надзором канадцев. Затем они перелетали в Ханькоу, где располагался штаб 1-й бомбардировочной группы. 3-я эскадрилья этой группы действовала на «Москито» с осени 1946 г. Четыре из них были потеряны в боях, но из 179 машин, собранных в Шанхае к ноябрю 1948 г., примерно 60 были уничтожены в авариях, в основном при обучении. По мере того, как коммунистические силы побеждали, моральный дух ВВС Чан Кайши падал. Это сказалось и на отношении к «Москито». После приемки 137 самолетов ВВС в ноябре 1948 г. аннулировали всю программу. К этому времени около 40 самолетов в Китае стояли на земле без запасных частей. Несколько машин смогли перелететь на Тайвань и опять использовались против целей на материке и против джонок, но это применение было недолгим.

«МОСКИТО»-ИСТРЕБИТЕЛИ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Несмотря на постоянное совершенствование базовой конструкции «Москито» вплоть до 1945 г., один из наиболее ранних вариантов истребителя (FB.MK.VI) оказался наиболее эффективным. Вследствие этого «Москито» этой модификации, несущие бомбы и ракеты, в некотором количестве оставались на вооружении и после окончания войны в Европе, в частности в эскадрильях 2-й группы Британских оккупационных ВВС в Германии, и на Дальнем Востоке. В Европе на «Москито» FВ.Мk.6 (тогда как раз изменили систему наименований с римских цифр на арабские) летали 4-я, 11-я, 107-я, 268-я и 305-я эскадрильи. Эти самолеты уступили свое место «Вампирам» в период между 1948 и 1950 г. На Дальнем Востоке FB.MK.VI имели на вооружении 45-я, 47-я, 82-я, 84-я и 110-я эскадрильи в 1944-45 гг. Они были выведены из этого района к концу 1946 г., но к этому времени все, кроме первой из упомянутых частей, приняли участие в действиях против индонезийских повстанцев.
В Великобритании некоторое время после войны на истребителях-бомбардировщиках летала только 36-я эскадрилья Берегового командования (бывшая 248-я). Этот тип использовался в 1946-47 гг. в качестве морского штурмовика.
В виде ночного истребителя «Москито» сыграл после войны более важную роль. Ими были оснащены шесть эскадрилий истребительного командования до тех пор, пока не появились ночные варианты «Вампира» и «Метеора».

Развитие ночных истребителей «Москито» продолжалось и в завершающей стадии войны в Европе. NF.MK.31 остался в проекте - это был NF.MK.30 с моторами Паккард «Мерлин», а NF.MK.36 действительно появился в мае 1945 г. в виде усовершенствованного NF.MK.30 с моторами противовращения «Мерлин» 113 и «Мерлин» 114. До марта 1947 г всего было выпущено 163 NF.MK.36, они были использованы для перевооружения с NF.MK.30 шести эскадрилий 11-й группы, упомянутой ранее. Последней сдала свои «Москито» NF.MK.36 23-я эскадрилья: это произошло в мае 1952 г.
Другой вариант ночного истребителя, NF.MK.38, появился в 1947 г. с моторами типа 113/114 и английским радиолокатором А1 Мк.ХI вместо А1 Мк.Х. на NF.MK.38. Прототип NF.MK.38, переделанный из NF.MK.30, взлетел 18 ноября 1947 г. Завод «Де Хевилленд» в Честере выпустил их 110, последний был готов в ноябре 1950 г. Однако эта модификация никогда не эксплуатировалась в английских ВВС. 54 Мк.38 получила югославская авиация, а остальные пошли на слом.
Хотя «Москито» был задуман как бомбардировщик, свою «жизнь» он закончил как истребитель: и в производстве, и в ВВС. Например, FВ.Мк.6 в зарубежных странах служил даже дольше, чем ночные истребители в Великобритании.

ЭКСПОРТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Использование Китаем «Москито» FB.MK.26 канадского производства уже было описано. Китай был одной из, по крайней мере, 10 стран, получивших «Москито» (в основном, в виде истребителей-бомбардировщиков и ночных истребителей).
Высокая ценность этих многоцелевых самолетов для английских ВВС привела к тому, что лишь горсточка самолетов английской постройки попала в другие страны до 1945 г. Один В.Мк.IV был отправлен в Советский Союз, а несколько разведчиков - в Южную Африку и США.
Среди первых иностранных ВВС, нанесших свои опознавательные знаки на «Москито», были норвежские. Норвежцами было укомплектовано звено «В» 333-й эскадрильи английских ВВС, летавшее в войну на истребителях-бомбардировщиках и разведчиках. Перед возвращением на родину это подразделение было переименовано в 334-ю эскадрилью и получило 10 новых FB.MK.VI. Позднее к ним добавились еще восемь и пять Т.Мк.III.
Другим послевоенным владельцем «Москито» были французские ВВС. На FB.MK.VI летала истребительная группа GCl/6 «Корсе», входившая в 50-ю смешанную эскадру в Дижоне. Эта часть с 15 «Москито» в начале 1947 г. была переброшена из Марокко в Сайгон для участия в начальной фазе затянувшейся индокитайской войны. До возвращения в мае в Рабат GCl/6 совершила 345 вылетов и сбросила 76658 кг бомб. Знаменитая GC3 «Нормандия-Неман», сдав свои Як-3, на которых она прилетела из Советского Союза, была перевооружена на «Москито» FB.MK.VI в Марокко в марте 1947 г и летала на этих истребителях-бомбардировщиках два года до отправки на войну в Индокитай. Еще одна французская часть летала на разведчиках: 15 PB.MK.XVI использовались группой GRl/31 «Лоррэн», которая в 1950 г. получила еще три NF.MK.30 для подготовки к переходу на ночные истребители «Метеор» NF.MK.II.
В 1946 г. компания «Фэйри Авиэйшн» через свой филиал в Рингуэе под Манчестером включилась в большую программу по капитальному ремонту «Москито» FB.MK.VI по заказам турецких и доминиканских ВВС. Первые получили в общей сложности 137 «Москито». Первый из них после ремонта взлетел в Рингуэе 13 ноября 1946 г, а последний - в июне 1948 г. Доминиканская республика получила шесть самолетов, испытывавшихся в Рингуэе с июля по сентябрь 1948 г. Небольшое количество (видимо, только шесть) FB.MK.VI было поставлено зарождавшимся ВВС Бирмы по договору от октября 1947 г, по которому Бирма получила независимость от Великобритании. Также в 1946 г. новозеландские ВВС начали приемку 80 FB.MK.VI, первый из которых прибыл в Охакеа в январе 1947 г. Ему предшествовали четыре Т.Мк.III, переданные австралийскими ВВС. Еще четыре учебных машины были получены позднее из Великобритании. Из числа истребителей-бомбардировщиков четыре были потеряны при перегонке. В действительности всего 22 из них попали на вооружение новозеландской авиации. Один из этих FB.MK.II был продан в Южную Америку, получив для экспорта гражданское обозначение ZK-BCV. Остальные пошли на слом вместе с одним FВ.Мк.40 австралийского выпуска, приобретенным после того, как он был поврежден при неудачной посадке в Охакеа.

Для восстановления своих ВВС в 1946 г. Чехословакия купила «Москито» FB.MK.VI для одной эскадрильи. Аналогичные действия предприняло бельгийское правительство, приобретшее ночные истребители NF.MK.30 для оснащения 1-го крыла в Бувешайне при реорганизации бельгийской авиации в 1946 г.
Другим владельцем ночных истребителей были шведские ВВС, закупившие 60 NF.MK.XIX в 1948 г. Из этого количества 45 были восстановлены и испытаны «Фэйри Авиэйшн» в Рингуэе к октябрю 1949 г. Называвшиеся в Швеции J30, «Москито» летали до появления в 1953 г. самолетов «Веном» NF.MK.51.
Как уже говорилось, югославские ВВС тоже имели ночные истребители «Москито», получив 60 NF.MK.38, от которых отказалась английская авиация. Они были частью партии из 140 самолетов, в том числе FB.MK.VI и Т.Мк.III, поставленных по договору о взаимной помощи, заключенному в ноябре 1951 г.
Еще одним владельцем «Москито», о котором нужно упомянуть, был Израиль, который по некоторым данным приобрел до 300 «Москито» различных модификаций начиная с 1948 г. Первые экземпляры боевых самолетов «Де Хевилленд», которые появились у израильских ВВС, были тщательно отремонтированными машинами, собранными на свалках металлолома вблизи бывших английских авиабаз в Палестине. К ним добавились примерно 60 «Москито», купленных во Франции. Они считались ломом и продавались по двести долларов за штуку, но в среднем на каждый затем было затрачено около 1000 человеко-часов, чтобы привести их в пригодное для полетов состояние и подготовить к боевым действиям. Другие были получены по всему миру, включая и английские источники, но многие машины были использованы как комплекты запчастей, чтобы поддержать боеспособность уже имевшегося ядра, количество самолетов которого никогда, вероятно, не достигало трехзначной цифры.
В Израиле «Москито» оставались на вооружении, по крайней мере, до конца 50-х гг. То были, видимо, последние экземпляры этой классической «птицы войны».

«Морские» варианты
Выдающиеся боевые качества «Москито» вполне закономерно вызвали заинтересованность руководителей адмиралтейства. Компания «Де Хевилленд» в конце лета 1943 г. получила полуофициальный заказ на проработку палубного варианта торпедоносца-разведчика и, возможно, истребителя. В октябре серийный «Москито» FВ.VI (заводской номер LR359) срочно переоборудовали для выполнения летных экспериментов. С машины сняли пулеметно-пушечное вооружение, усилили фюзеляж в месте крепления посадочного гака. Кроме того, моторы «Мерлин» 25 форсировали по наддуву и снабдили четырехлопастными винтами диаметром 3,8 м.
Первые экспериментальные полеты были выполнены в ноябре 1943 г. на авиабазе Фарнборо. Позднее они были продолжены на авиабазе Аброут, где имелась модель полетной палубы авианосца в натуральную величину с полным набором аэрофинишеров и аварийных барьеров. Специально приглашенный из летно-испытательного центра Боскомб Даун пилот Э.Браун приступил к отработке особых способов взлета, обеспечивавших минимальную длину разбега. Он старался как можно дольше удерживать самолет на «трех точках». В результате Брауну удавалось взлетать в условиях полного штиля, использовав всего 190 м полосы. При этом взлетная масса машины составляла 7260 кг. Если ее увеличивали до 9070 кг, то длина разбега также возрастала до 250 м.
Браун рекомендовал выдерживать скорость планирования при заходе на посадку на уровне 167—170 км/ч, а посадочную — 150 км/ч (учитывая крутую «авианосную» траекторию снижения и необходимость обеспечения ухода на второй круг). В начале марта 1944 г. в Фарнборо появился второй экземпляр опытной палубной машины, «конвертированный» из истребителя-бомбардировщика «Москито» FВ.VI (заводской номер LR387).
27 марта 1944 г. приступили к выполнению реальных взлетов-посадок на авианосце «Индефатигейбл». Первые эксперименты Браун выполнял при минимально допустимой массе машины, с учетом возможности ухода в случае неудачи на ближайший береговой аэродром. К моменту появления «Москито» авианосец развернулся против ветра и дал полный ход. Пилоту по радио передали, что скорость воздушного потока над палубой составляет 74 км/ч. Браун, которому прежде не приходилось садиться на корабль, вполне уверенно выполнил заход на посадку. «Мосси» захватил второй трос аэрофинишера и быстро остановился. Адмирал Портал, флаг-офицер Морского авиационного командования, поздравил Брауна с первой в истории авиации посадкой двухмоторного самолета на авианосец.
После дозаправки машину подготовили к взлету. Сравнительно большой размах крыла препятствовал старту по осевой линии, пришлось немного сместить самолет влево. Теперь левое колесо оказалось в опасной близости от края полетной палубы. Требовалось очень оперативно реагировать на возможный разворот машины в процессе разбега. Старт с авианосца давал и определенные преимущества. Оперение даже неподвижного относительно палубы самолета обдувалось мощным воздушным потоком и было эффективным с самого начала разбега. Длина разбега оказалась настолько малой, что непроизвольный разворот при взлете не успевал проявиться в опасных масштабах. «Москито» нормально оторвался от палубы.
В тот день LR359 пять раз садился и взлетал с палубы «Индефатигейбла». Полетную массу машины постепенно увеличили до 8165 кг. Шестая посадка едва не закончилась катастрофой в результате разрушения посадочного гака. «Москито» чиркнул по полетной палубе, Браун успел дать газ, и самолет, едва не зацепив колесами за верхушки волн, направился в сторону берегового аэродрома.
После усиления посадочных приспособлений с 9 мая 1944 г. приступили ко второму этапу испытаний. На этот раз все прошло без происшествий. «Москито» уверенно взлетал и садился на «Индефатигейбл» с бомбами, подвесными баками и реактивными снарядами. Полетную массу машины довели до 9530 кг. Всего выполнено 19 успешных взлетов и посадок.

Вместе с тем, в представленном варианте «Москито» подвергся обоснованной критике. Для авианосного самолета его закрылки имели слишком малую площадь, резиновая амортизация шасси не обеспечивала безопасной посадки при больших вертикальных скоростях подхода, а аварийный люк оказался слишком мал для быстрого покидания машины в случае вынужденной посадки на воду. В техническом задании N.15/44 адмиралтейство сформулировало, каким оно хотело бы видеть облик палубного варианта «Москито» с учетом выявленных недостатков. Важнейшим отличием «морской» модификации должно было стать крыло со складывающимися консолями.
Столь радикальная переработка оказалась возможной только после окончания войны. Два опытных торпедоносца-истребителя-разведчика «Москито» ТF/ТR3З завод в Ливсдене построил в 1946 г. Силовая установка состояла из двух «Мерлинов» 25. Самолет оборудовался американским радиолокатором ASH, шасси с масляно-пневматической амортизацией и вооружался четырьмя пушками. Под фюзеляжем он мог нести 908-кг торпеду, бомбу или мину. В другом варианте имелась возможность подвески четырех 227-кг бомб: двух в фюзеляжном бомбоотсеке и еще двух под крылом. Подъем консолей производился вручную. В 1946—1947 гг. завод в Ливсдене построил 50 серийных TF/TR.33. Первые 13 машин имели нескладывающееся крыло. Самолет с заводским номером TW240 использовали для отработки второй серийной модификации палубного «Москито» TR.37. Важнейшее отличие этого варианта заключалось в установке радиолокатора ASV.Mk.XIII под удлиненным обтекателем. Всего построено 14 таких машин.


Список источников:


  • А.Н. Медведь Боевые самолеты: Де Хевилленд «Москито» Историческая серия. — М.: Арсенал-Пресс, 1996.
  • Журнал "Авиация и Космонавтика" №12 2010 г. "МОСКИТО" - 70 лет со дня первого полета Владимир Котельников
  • Журнал "Мировая авиация" №№62-66-68-105-147-151-153
Категория: Авиация Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (29.07.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 1309 | Теги: Москито-истребитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]