Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Великобритания » Авиация Второй Мировой войны

Тяжелый бомбардировщик Avro Lancaster

Продолжение обзора Avro Lancaster

Новые задачи
Весной 1944 г. взаимодействие Бомбардировочного командования и американской 8-й воздушной армии удалось-таки наладить. Плодом сотрудничества стала серия комбинированных налетов под названием Big weeks. Так, в ночь с 22 на 23 марта 1944 г. британцы отправили 800 самолетов на Франкфурт. 31 марта 795 машин атаковали Нюрнберг. Но к тому времени германская ПВО достигла вершины своего могущества. Ночные истребители получили аппаратуру, засекавшую излучение радаров «Моника» и H2S, а в состав их вооружения вошли установки Schräge Musik — пушки, стрелявшие наклонно вверх. Это позволяло атаковать «Ланкастеры» со стороны незащищенного «брюха». Как следствие, над Нюрнбергом британцы понесли самые высокие потери за все ночные налеты времен войны — 95 бомбардировщиков, в т.ч. 64 «Ланкастера».
Тем не менее, было организовано еще несколько массированных рейдов. Так, в ночь с 24 на 25 апреля удару подвергся Мюнхен. Фактически эта операция стала последним массированным налетом на города в 1944 г — союзники готовились к высадке в Нормандии, и перед Бомбардировочным командованием встали новые задачи.
Главными целями для «Ланкастеров» стали железные дороги, объекты береговой обороны, аэродромы и порты. 15 апреля 1944 г. был введен в действие т.н. «Транспортный план», предусматривавший нанесение сокрушительных ударов по объектам железнодорожной инфраструктуры. К 3 июня британские бомбардировщики выполнили в рамках этого плана 8800 вылетов, сбросив 42000 т бомб. В итоге железнодорожная сеть северо-запада Франции была парализована, что существенно ограничило возможности германского командования по переброске подкреплений в Нормандию.
Стратегические бомбардировщики наносили удары и по целям, типичным для фронтовой авиации. Так, 3 мая 346 самолетов бомбили месторасположение штаба 21-й танковой дивизии вермахта в Мейи ле Кам. Из-за проблем с радиосвязью налет оказался растянутым по времени, что дало ПВО возможность отреагировать надлежащим образом, и ночные истребители сбили 42 «Ланкастера». Непосредственно в «день Д», 6 июня 1944 г., «Ланкастеры» бомбили Канн. Кроме того, самолеты 617-й и 218-й эскадрилий прошли на малой высоте и сбросили полоски «Виндоу», имитируя корабельные соединения. Хитрость удалась — германская береговая артиллерия открыла огонь по пустому месту!
После высадки в Нормандии «Ланкастеры» вместе с другими самолетами Бомбардировочного командования наносили удары по узлам сопротивления германских войск. Так, 30 июня 258 бомбардировщиков атаковали Виллер Бокаж, а в ночь с 7 на 8 июля массированному налету опять подвергся Канн. Затем бомбардировщики переключились на порты французского побережья Гавр, Булонь и Кале, где в окружении продолжали сражаться германские гарнизоны. В ночь с 17 на 18 августа «Ланкастеры» вновь появились над Германией — 461 самолет бомбил Штеттин (ныне Щецин, Польша). Городу были причинены значительные разрушения, а в порту потоплено 5 судов. ПВО сумела сбить лишь 5 бомбардировщиков. 18 декабря 236 «Ланкастеров» из состава 5-й группы атаковали Готенхафен (ныне Гдыня, Польша), сбросив 824 т бомб, в основном, на объекты порта.
В последние месяцы войны целью Бомбардировочного командования стали главным образом те германские города, что попадали в советскую зону оккупации.
Так случилось и с Дрезденом, который в феврале 1945 г. дважды подвергался массированным налетам. Город, где не было сколько-нибудь значительных стратегических объектов, но в который стекались десятки тысяч беженцев, был буквально стерт с лица земли. А британцы все списали на ошибочные данные разведки...

Хотя бы несколько слов заслуживают «Ланкастеры», состоявшие на вооружении 101-й эскадрильи специального назначения — первой в RAF специализированной части РЭБ. Она предназначалась для создания помех системе наведения перехватчиков люфтваффе. Аппаратура, установленная на самолетах этой эскадрильи, и применяемая тактика были весьма специфичными. Например, используя радиостанцию ABC, которая работала на волне станций наведения истребителей, находившиеся на борту «Ланкастера» специалисты выдавали немецким пилотам ложные команды. Гораздо проще в применении была станция Mandril примитивно глушившая радиообмен между станциями наведения и истребителями. При этом в эфир попросту транслировали шум одного из двигателей «Ланкастера», под капотом которого, стоял микрофон!

«Апкип» и «Толлбой»
Одним из наиболее известных бомбардировочных рейдов времен Второй мировой войны в Европе стал налет «Ланкастеров» на дамбы в долине Рура. Эта операция, получившая кодовое название Chastise, стала одной из наиболее успешных по соотношению собственных потерь и причиненного ущерба. Для поражения дамб предназначалась специальная 4200-кг бомба-мина «Апкип», представлявшая собой цилиндр диаметром 1240 мм и длиной 1524 мм.
Ее стальная оболочка весила 1203 кг, а внутри помещалось 2997 кг мощной взрывчатки RDX. Бомба комплектовалась двумя взрывателями: гидростатическим, рассчитанным на глубину 9 м, и ударным с замедлением в 1 мин для безопасности самого бомбардировщика.
Идея заключалась в том, чтобы «Апкип», сброшенная на воду, рикошетила от ее поверхности подобно плоскому камешку, пущенному ловким мальчишкой с берега реки. Таким образом, вероятность поражения цели повышалась, поскольку по сравнению с обычными бомбами расширялась допустимая погрешность в определении момента сброса. К тому же, прыгая по поверхности, бомба миновала бы противоторпедные сети, защищавшие плотины. Предварительные расчеты показывали, что ее необходимо сбросить на скорости 345 км/ч с высоты 18,5 м, а расстояние до цели в этот момент должно составлять около 400 м. При соблюдении этих весьма жестких условий бомба должна была совершить несколько скачков по воде, на излете удариться в надводную часть дамбы, перепрыгнуть ее, скатиться на напорную сторону и там взорваться. Даже если она нанесет относительно небольшие повреждения плотине, напор воды довершит дело.

Для применения нового оружия сформировали 617-ю эскадрилью, которую возглавил опытнейший пилот уинг-коммандер Гай Гибсон (Guy Gibson), имевший на счету 157 боевых вылетов. Ее вооружили специальными «Ланкастерами» Mk.III тип 464, первый из которых был готов 8 апреля 1943 г. Экипажи приступили к очень интенсивным тренировкам, сначала днем, а затем ночью. Тут выяснилось, что строго выдержать высоту полета очень непросто, т.к. существовавшие высотомеры не позволяли это делать с необходимой точностью. Британская изобретательность подсказала чрезвычайно простой выход. В носу и хвосте самолета установили по прожектору, направленному вниз, с таким расчетом, чтобы их лучи пересекались на расстоянии 18,5 м от самолета. Таким образом штурману требовалось следить, чтобы два пятна света на поверхности воды сливались в одно, и давать летчику соответствующие указания.
13 мая 1943 г, 617-я эскадрилья получила свой последний, 20-й доработанный «Ланкастер». К тому времени экипажи налетали в тренировках около 2000 ч, осуществив 2500(!) учебных сбросов «Апкипа». Эскадрилья была признана готовой к выполнению главного задания. Провести операцию решили в ночь с 16 на 17 мая. Дату выбрали с учетом того, что водохранилища были заполнены после весеннего таяния снегов, а ночью светила полная луна, облегчая работу экипажей. Они все еще продолжали тренировки, и буквально накануне «Ланкастер» сквадрон-лидера Модели (Maudsley) получил повреждения: сброшенная со слишком малой высоты «Апкип» подняла фонтаны воды, которые буквально ободрали полотняную обшивку элеронов. В результате к рейду оказались готовы 19 машин.

Самолеты начали взлетать с авиабазы Скэмптон в 20:30. Первую группу возглавлял сам Гибсон. Маршрут следования к цели был проложен в обход позиций зенитной артиллерии, но без потерь не обошлось — на подлете один «Ланкастер», шедший на сверхмалой высоте, столкнулся с линией электропередач. Летевшие в ночи самолеты растянулись, и бомбардировщикам, прибывшим в район цели первыми, пришлось кружить над водохранилищем, чтобы подождать отставших. Первым в атаку на дамбу Мён пошел Гибсон. Бомба, сброшенная в 00 ч 30 мин 17 мая, попала удачно: она выскочила на вершину плотины, потом скатилась на напорную сторону и там взорвалась. Хотя цель прикрывали около 10 зениток, машина Гибсона осталась невредимой. А вот второй самолет на боевом курсе был подожжен зенитным огнем. Экипаж сбросил бомбу, она перескочила дамбу и угодила в электроподстанцию, уничтожив ее. Пилот горевшего самолета попытался набрать высоту, чтобы его команда могла выброситься с парашютами, но не успел — баки взорвались, и машина рассыпалась в воздухе. Следующие три экипажа уложили свои бомбы точно в цель, образовав брешь в плотине, Огромные массы воды устремились в нее, постепенно размывая пробоину. Задача была выполнена!
Однако на трех машинах ёще оставались бомбы, и Гибсон повел их на запасную цель. Дамба Эдер лежала в долине между холмов высотой до 300 м, к тому же над водой стоял туман, что осложняло задачу. Но эта дамба не имела зенитного прикрытия, и «Ланкастеры» могли действовать как на полигоне. Выполнив 6 «пристрелочных» заходов, с седьмого сквадрон-лидер Модели (Maudsley) наконец-то сбросил свою бомбу, но неудачно: «Апкип» выскочил на парапет и взорвался без задержки, повредив самолет. Машина еще некоторое время держалась в воздухе, но потом рухнула на землю, похоронив всех, кто находился на борту.
Экипажу флайт-лейтенанта Д. Шеннона (D. Shannon) удалось со второго захода сбросить бомбу, которая попала удачно. Но дамба еще держалась, и добил ее третий «Ланкастер», пилотируемый пайлот-офицером Найтом (Knight).
Таким образом, первая группа успешно выполнила задание, поразив основную и запасную цели. На базу не вернулись 4 самолета. Кроме названных выше, еще одна машина получила повреждения от зениток на обратном пути и села на воду Ла-Манша. После рассвета часть ее экипажа удалось спасти.

Куда хуже обстояли дела у второй группы. Из пяти самолетов двум пришлось повернуть назад: один повредили на маршруте зенитки, а второй зацепил брюхом гребни волн и потерял бомбу. Еще два «Ланкастера» были сбиты на подходе к цели. И только пятый бомбардировщик сумел атаковать дамбу Зорпе — его бомба выбила примерно 15 м парапета, но сооружение устояло. На помощь вызвали 3 самолета резервной группы, однако и от их экипажей удача отвернулась. Один «Ланкастер» сбили на пути к цели. Второй прибыл к дамбе, когда ее уже затягивал туман. «Апкип» удалось сбросить с десятого захода (!), он попал в цель, но плотина опять выдержала. Туман сгущался, и третий самолет вообще не смог атаковать эту дамбу.
Взлетевшие позже всех последние два самолета резервной группы были направлены на запасные цели. Один из них был сбит на пути к дамбе Листер, а другой вышел на плотину Энерпе, но сброшенная бомба не нанесла ей фатальных повреждений.
Таким образом, в ходе операции из 19 «Ланкастеров» были потеряны 8.
Погибли 54 авиатора, еще двое попали в плен. Уровень потерь был беспрецедентно высоким — 42 %. Но командование предполагало, что это задание потребует еще больших жертв, так что 617-я эскадрилья еще легко отделалась. За налет Гай Гибсон был удостоен Креста Виктории, награды получили и 32 других авиатора, К сожалению, многие из них не дожили до победы. Погиб и Гибсон, переведенный в 627-ю эскадрилью «следопытов». Его «Москито» был сбит в ночь с 19 на 20 сентября 1944 г.

Каков же был урон, нанесенный вследствие разрушения дамб? В долину Рура обрушилось 330 миллионов тонн воды, снесших мосты и здания. Погибло примерно 1000-1200 человек, главным образом, гражданских. Возникли определенные проблемы в работе металлургических предприятий — ведь для выплавки 1 т стали требовалось 7 т пресной воды. Но, вероятно, самым важным результатом атаки стало отвлечение рабочих для ремонта дамб со строек «Атлантического вала». Немцы бросили туда 20000 человек (в основном, пленных) и сумели отремонтировать дамбы Мён и Эдер до начала осенних дождей.
Бомбы «Апкип» больше ни разу не применяли в боевых условиях. 617-я эскадрилья, завоевавшая почетный титул Dumbbusters (разрушители плотин), переключилась на другие задачи. В частности, она сбрасывала т.н. бомбы глубокого проникновения «Толлбой», также разработанные Б. Уоллисом. Этот 12000-фунтовый боеприпас создавался для разрушения заглубленных сооружений типа железнодорожных туннелей, командных пунктов и пр. При сбросе с высоты порядка 12000 м бомба развивала сверхзвуковую скорость, проникала в грунт на глубину около 30 м, после чего взрывалась. Естественно, при этом требовалась чрезвычайно высокая точность бомбометания, поэтому новое оружие и доверили опытнейшей 617-й эскадрилье.

Впервые бомбы «Толлбой» применили после высадки союзников в Нормандии. 9 июня 1944 г самолеты 617-й эскадрильи сбросили несколько таких боеприпасов на железнодорожный туннель у Сомюра. Несмотря на то, что бомбометание осуществляли с вчетверо меньше расчетной высоты, боевая задача была выполнена — свод туннеля удалось обрушить, и переброска немецких подкреплений существенно замедлилась. 14 июня целью 617-й АЭ стал порт Гавр. «Ланкастеры» сбросили 15 «Толлбоев» на железобетонные укрытия для торпедных катеров. Их своды обрушились, после чего 400 бомбардировщиков с бомбами калибром поскромнее довершили уничтожение военно-морской базы. На следующий день 10 «Толлбоев» сбросили на ВМБ в Булони. Результатом этого, а также последующего налета обычных бомбардировщиков стало уничтожение 133-х находившихся в порту плавсредств.
Чрезвычайно важной целью для «Толлбоев» стали стартовые позиции ракет V-1(Фау-1), с которых велся обстрел Англии. 19 июня 1944 г. 15 «Ланкастеров» сбросили такие бомбы на цели у Ваттена (север Франции, неподалеку от Сент-Омера). Затем удару подверглись находившиеся в том же районе стартовые позиции у Визернеса. Однако в обоих случаях низкая облачность закрывала цели, и налеты оказались неудачными, но в конечном итоге англичане их все-таки разбомбили. 24 июня пять «Толлбоев» удалось уложить в бывшие каменоломни, где находился склад ракет, и тот перестал существовать.
7 октября бомбы «Толлбой» со взрывателями, установленными на замедление 30 мин, были использованы для удара по шлюзу дамбы Кембс в ущелье Бельфор на северо-востоке Франции. Боевой порядок состоял из двух эшелонов: группа бомбардировщиков на высоте около 3 км играла отвлекающую роль, в то время как «Ланкастеры» 617-й эскадрильи сбрасывали «Толлбой» с малой высоты. Ведущему удалось уложить бомбу точно у шлюза, но зенитчики среагировали быстро и сбили два следующих самолета. Тем не менее, взрыва и одной тяжелой бомбы оказалось достаточно, чтобы разрушить шлюз. Образовавшаяся огромная волна достигла даже нейтральной Швейцарии,
Последний раз «Толлбой» использовали 25 апреля 1945 г. во время налета на резиденцию Гитлера «Адлерсхорст» у Берхтесгадена. Экипажи бомбардировщиков из-за снегового покрова не смогли обнаружить само «логово» и сбросили бомбы на казармы охраны. В налете участвовали в общей сложности 395 «Ланкастеров», потеряно было два самолета. 10 из 14 членов их экипажей сумели спастись и провели последние дни войны в статусе военнопленных.

Убийцы линкоров
В течение всей войны приоритетными целями для RAF оставались крупные корабли кригсмарине — британское военно-политическое руководство, можно сказать, панически боялось их прорыва в открытый океан и выхода на атлантические коммуникации. Особой «любовью» англичан пользовался линкор «Тирпиц», на который шла настоящая охота. «Загнанный зверь» укрылся в норвежском Альтен-фьорде, где его с переменным успехом атаковали британские сверхмалые субмарины и палубная авиация, но добить так и не смогли.
Желая во что бы то ни стало разделаться с линкором, англичане в августе 1944 г. решили применить против него бомбы «Толлбой», которые в то время были наиболее тяжелыми боеприпасами из имевшихся в распоряжении Бомбардировочного командования. Но вот загвоздка, с такой нагрузкой «Ланкастеры» не могли достать Альтен-фьорд со своих баз в Британии и вернуться назад. Поэтому была спланирована челночная операция — бомбардировщики должны были перелететь порожняком на территорию СССР, там взять на борт бомбы, доставленные морем, и на обратном пути сбросить их на цель, Расстояние от советского Заполярья до Альтен-фьорда было гораздо меньшим, чем от Британских островов, и для такого рейда топлива «Ланкастерам» вполне хватало.
В операции решили задействовать две эскадрильи: 9-ю и уже хорошо нам знакомую 617-ю. 10 сентября 1944 г. «Ланкастеры» отправились в далекий путь — перелет в СССР занял 11-12 часов. Из-за плохой погоды бомбардировщики рассеялись, и вместо аэродрома назначения Ягодник многим пришлось приземлиться на случайных площадках. В конце концов, большинство машин удалось собрать, но 6 «Ланкастеров», севших в болотистой местности, пришлось бросить. Несколько дней прошло в ожидании улучшения погоды. Наконец, 15 сентября 28 «Ланкастеров» поднялись для выполнения боевой задачи, Немцы, наученные опытом, постарались компенсировать улучшение погоды постановкой дымовых завес, оказавшихся весьма эффективными. Многие экипажи не нашли цель и вынуждены были вернуться в Ягодник с бомбами. Тем не менее, несколько машин сбросило свои «Толлбой», а одна бомба даже попала в «Тирпиц». Корабль остался на плаву, но полученные повреждения нельзя было исправить в Альтен-фьорде. Германское командование санкционировало перевод линкора вТромсе, где находилась хорошо оборудованная верфь. Таким образом, операцию 9-й и 617-й эскадрилий можно признать успешной — «Тирпиц» удалось выманить из далекого фьорда в порт, расположенный примерно на 200 миль ближе к Британии.
Немедленно началась подготовка к новому рейду, на этот раз с авиабазы Лоссимут в Шотландии.
Для обеспечения требуемой дальности пришлось установить в фюзеляжах «Ланкастеров» дополнительные топливные баки, взятые у «Веллингтонов» и «Москито». Благодаря этому, запас топлива на каждом самолете удалось увеличить на 1135 л. Но проведенные доработки и само топливо привели к возрастанию взлетного веса «Ланкастеров», что вынудило в спешном порядке оснастить их двигателями «Мерлин» 24 мощностью 1640 л.с.

Бомбардировочное командование торопило — подготовку следовало закончить до наступления полярной ночи. Но первый вылет в ночь на 29 октября оказался неудачным. Из-за тумана экипажи сбросили «Толлбои» наугад, не достигнув попаданий. Был потерян один «Ланкастер», разбившийся при вынужденной посадке на территории Швеции. Вылет, намеченный на 4 ноября, вообще отменили из-за ненастья. Наконец, 12 ноября погода в районе цели улучшилась, и «Ланкастеры» 617-й эскадрильи, а следом за ними и 9-й отправились на Тромсе. Экипажи сработали на «отлично», добившись двух прямых попаданий в линкор. «Тирпиц» перевернулся и затонул. По различным данным, вместе с ним погибли от 950 до 1204 членов экипажа.
Под занавес войны самолетам 617-й АЭ довелось атаковать еще один крупный корабль — карманный линкор «Лютцов» (бывший «Дойчланд»). Получивший повреждения от огня советской артиллерии у косы Хель, он в начале апреля 1945 г. прибыл в Свинемюнде. Разведка донесла об этом, и Бомбардировочное командование снова получило шанс пустить в дело свои «Толлбои». Два первых вылета оказались неудачными из-за плохой погоды. 16 апреля 617-я эскадрилья в третий раз отправилась в рейд на «Лютцов». На сей раз экипажи смогли , прицельно сбросить свой груз, и хотя прямых попаданий добиться не удалось, но повреждения от близких разрывов оказались настолько серьезными, что корабль сел на грунт. Ценой успеха стал один сбитый самолет.

Гром победы
В марте 1945 г. 617-я эскадрилья получила на вооружение самую тяжелую авиационную бомбу из применявшихся в ходе Второй мировой войны — «Гранд Слэм».
Ее также разработал Уоллис, по замыслу которого бомба должна была производить эффект локального землетрясения. Поднять в воздух этот монстр, весивший почти 10 т, мог только «Ланкастер» В Mk.I(Special). Естественно, такие самолеты также поступили в 617-ю АЭ (еще одна эскадрилья — 15-я — получила их уже после окончания войны в Европе). К середине марта часть располагала лишь двумя такими машинами, и 14 числа с них впервые в боевых условиях сбросили «Гранд Слэмы». Целью стал виадук Билефельд, который ранее безуспешно пытались разрушить бомбами «Толлбой». На этот раз прямого попадания добиться тоже не удалось, но один «Гранд Слэм» разорвался примерно в 10 м от цели, и пролет виадука просто сполз в образовавшуюся воронку.
19 марта уже пятью «Гранд Слэмами» был уничтожен виадук Арнсберг, а 21 и 22 марта такими же бомбами разрушили мосты в Арбергене и Ниенбурге. Наконец, 23 марта двумя «Гранд Слэмами» и двумя «Толлбоями» уничтожили последний железнодорожный мост через Рур. Больше в Германии целей для таких бомб не осталось... В общей сложности в ходе войны была сброшена 41 бомба «Гранд Слэм» (для сравнения: «Толлбоев» сбросили 854).

Последние боевые операции в ходе войны в Европе Бомбардировочное командование провело в третьей декаде апреля 1945 г. Помимо уже упоминаемого налета на Берхтесгаден 25 апреля, в тот же день 482 самолета, в т.ч. 158 «Ланкастеров», бомбили береговые батареи Вангероога на Фризских островах. При этом было сбито два «Ланкастера» из канадской 431-й эскадрильи. А в ночь на 26 апреля 107 «Ланкастеров» нанесли удар по нефтебазе в норвежском порту Тонсберг. Во время этого налета ночной истребитель Ju 88 подбил самолет из канадской 463-й эскадрильи, который стал последним «Ланкастером», потерянным в ходе боевых действий. Его экипажу удалось дотянуть на поврежденной машине до нейтральной Швеции, где совершить вынужденную посадку. Бомбардировщик был разбит, но экипаж выжил.
В самом конце войны «Ланкастерам» довелось выступить в роли «гуманитарных бомбардировщиков». В апреле население некоторых районов Нидерландов, блокированных продолжающимися военными действиями, начало ощущать острую нехватку продовольствия. В такой ситуации британское руководство поручило Бомбардировочному командованию организовать доставку провианта по воздуху. Операция получила символическое название Manna. Задействованные в ней «Ланкастеры» брали в бомбоотсек пять коробов, в каждом из которых находилось семьдесят 25-фунтовых (11,35-кг) мешков с мукой. За две недели «Ланкастеры» выполнили более 3000 вылетов, доставив 6685 т продовольствия.

В мирное время
До капитуляции Германии оставались считанные дни, когда Бомбардировочное командование приступило к выполнению задач мирного времени — доставке бывших британских военнопленных из континентальной Европы в Англию.
Привлекаемые для этого «Ланкастеры» наскоро приспособили для размещения с минимальным комфортом 25 пассажиров. Первый рейс в рамках операции Exodus состоялся уже 4 мая 1945 г. из Брюсселя. Всего в ходе «Эксодуса» на «Ланкастерах» перевезли около 74000 человек. Одновременно проводилась операция меньших масштабов Dodge — перевозка бывших военнопленных из Северной Италии.

Пока одни эскадрильи выполняли мирные задачи, другие собирались на войну — ведь Япоиия еще продолжала сражаться. Для действий на Дальнем Востоке предназначалось соединение Tiger Force. От Бомбардировочного командования в него решили включить 3 группы, по 10 эскадрилий в каждой, в том числе вооруженных «Ланкастерами» Mk.I(FE) и Mk.VII(FE). Но повоевать на новом ТВД им так и не пришлось. В день подписания акта капитуляции Японии, 2 сентября 1945 г., отправку «Тайгер Форс» на Дальний Восток отменили.
 
После войны в эскадрильях Бомбардировочного командования на смену «Ланкастерам» начали приходить «Линкольны» и арендованные у Соединенных Штатов B-29D Washington. «Ланкастеры» же переводили на решение второстепенных задач. Одной из них стала поисково-спасательная служба, где оснащенные сбрасываемыми катерами «Ланкастеры» ASB Mk.III пришли на смену двухмоторным машинам Vickers Warwick. Такая замена сулила значительное расширение радиуса действия поисково-спасательных частей. В декабре 1945 г. самолетами ASR Mk.III вооружили 279-ю эскадрилью, и уже 10 числа ее экипаж выполнил первый сброс катера. Но в марте следующего года эту часть расформировали. Также недолго, с февраля по сентябрь 1946 г., «Ланкастеры» ASR Mk.III эксплуатировала 179-я АЭ. Кроме того, такие самолеты служили в 203-й и 210-й эскадрильях, дислоцированных в метрополии, а так же в 38-й АЭ на Среднем Востоке и 1348-м отдельном звене в Бирме. В августе 1950 г. «Ланкастер» ASR Mk.III был объявлен устаревшим и к концу года окончательно снят с вооружения.
В июне 1946 г. 210-я эскадрилья Берегового командования первой получила патрульный «Ланкастер» GR Mk.III.
Впоследствии такими самолетами вооружили 203-ю и 224-ю АЭ. Они пришли на смену «Либерейторам», возвращенным США после завершения программы ленд-лиза. Начиная с августа 1947 г., на протяжении почти года звенья этих эскадрилий на ротационной основе побывали в Палестине, на авиабазе Эйн Шемер, в рамках операции Bobcat. В строевых частях «Ланкастеры» GR Mk.III использовались до 1953 г., а затем еще некоторое время служили в Школе морской разведки на авиабазе Сент-Моган.
На Ближнем Востоке довелось послужить и «Ланкастерам» из состава Бомбардировочного командования. С 1945 по 1947 гг. 37-я, 40-я, 70-я и 104-я эскадрильи дислоцировались в Египте на авиабазах Шаллуфа и Абу Суэйр, обеспечивая безопасность Суэцкого канала. Попутно самолеты этих эскадрилий привлекались для доставки почты в метрополию и обратно.

К началу 1947 г. в RAF еще оставалось 12    бомбардировочных эскадрилий, вооруженных «Ланкастерами». Но их количество неуклонно сокращалось, и в марте
1950 г. последняя такая эскадрилья — 49-я — перешла с «Ланкастеров» на «Линкольны». Однако в Африке на дооборудованных для картографической аэрофотосъемки разведчиках «Ланкастер» PR Mk.I продолжали нести службу 82-я и 683-я эскадрильи. В декабре 1953 г. последняя машина и этой модификации была выведена из эксплуатации.
В послевоенные годы несколько авиакомпаний, в т.ч. BSAA, эксплуатировали разоруженные бомбардировщики в качестве транспортных самолетов.

В интересах авиационной науки
«Ланкастер» оказался весьма, удобной платформой для создания различных летающих лабораторий (ЛЛ). Первым в таком амплуа использовали самолет с регистрационным номером R5849, который приспособили для испытаний новых модификаций «Мерлинов». Специально для него спроектировали т.н. «универсальную мотоустановку» UPP (Universa! Power Plant), позволявшую без малейших переделок устанавливать «Мерлины» различных моделей.
На месте внешних двигателей этого самолета разместили две UPP с моторами «Мерлин» 68. Испытания начались 6 мая 1943 г., но уже 11 июня при заходе на посадку машина загорелась и была полностью уничтожена. Взамен нее аналогичным образом переоборудовали самолет № DV170, вышедший на испытания в августе 1943 г., только теперь на UPP установили двигатели «Мерлин» 85, которые предназначались для нового бомбардировщика «Линкольн». Впоследствии установками UPP оснастили еще несколько самолетов, применяемых, главным образом, фирмой «Роллс-Ройс». Кроме того, для отработки моторов «Мерлин» 600-й серии, а также Rolls-Royce Griffon 57 использовались ЛЛ на базе двух «Ланкастрианов» {per. №№ VM728, VM704).
Значительную роль сыграли ЛЛ на базе «Ланкастеров» в процессе создания и доводки первых британских газотурбинных авиадвигателей. Так, первый прототип «Ланкастера» стал летающей лабораторией для испытаний турбореактивного двигателя F2 фирмы «Метровик», который установили в хвостовой части фюзеляжа. Полеты этой ЛЛ начались 29 июня 1943 г. Во время экспериментов F2 развил тягу 816 кгс. На «Ланкастере» № ND784 с июня 1945 г. испытывали другой ранний британский ТРД — Armstrong-Siddeley ASX с тягой 1180 кгс, который установили на выдвижном устройстве в бомбоотсеке. Созданный на базе ASX турбовинтовой ASP, позже получивший название Pithon, испытывали с января 1949 г. на самолете № TW911. На этой машине два опытных ТВД установили вместо внешних «Мерлинов».
Весьма необычно выглядели пятимоторные ЛЛ, на которых опытные ТВД размещали в носу фюзеляжа. Например, таким образом был оборудован самолет № NG465 для отработки двигателя Rolls Royce Dart. Начиная с 10 октября 1947 г., эта ЛЛ налетала по программе испытаний около 800 ч, пока не разбилась 22 января 1954 г. при вынужденной посадке. Отработанный на ней ТВД «Дарт» строили серийно и устанавливали на многих транспортных и пассажирских самолетах.
 
Еще более экзотичной ЛЛ стал борт № SW342, который оказался единственным «Ланкастером» с шестью двигателями. Сначала в носу установили опытный турбовинтовой Armstrong-Siddeley Mamba, а позже в хвостовой части еще и турбореактивный Adder, созданный той же фирмой. Последний представлял собой короткоресурсный ТРД с тягой 475 кгс для беспилотных самолетов-мишеней. Когда на базе «Аддера» создали «нормальный» двигатель Viper, его также испытывали на этой ЛЛ. «Вайпер» стал одним из наиболее распространенных двигателей для учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов, в 1950-80-е гг. его массовый выпуск вели в нескольких странах.

Другие британские ЛЛ для отработки двигателей
Самолет (per. №)    Опытный двигатель

  • «Ланкастер» Mk.II (LL735)    Турбореактивный F2/4 Beryl
  • «Ланкастер» (VM733)    Турбореактивный F9 Sapphire на месте одного внешнего двигателя
  • «Ланкастриан» (VH742)    Два турбореактивных Nene на месте внешних двигателей
  • «Ланкастриан» (VH737)    Два Nene на месте внешних двигателей, затем два «Мерлина» 621 на месте внутренних
  • «Ланкастриан» (VM732 и VL790)    Два турбореактивных Avon на месте внешних двигателей
  • «Ланкастриан» (VM729)    Турбореактивный Ghost

«Ланкастер» использовался в качестве ЛЛ и в других странах. Так, когда шведским специалистам понадобился самолет для испытаний ТРД Dovern тягой 3300 кгс, они обратили внимание именно на «Ланкастер». Самолет № RA805 был куплен в 1951 г. и прошел дооборудование в Англии. В частности, в бомбоотсеке установили выдвижное устройство для опытного ТРД, зашили нержавейкой низ хвостовой части фюзеляжа для защиты от горячих газов, истекавших из реактивного двигателя, а хвостовую опору шасси сделали двухколесной. В мае 1951 г. самолет перегнали в Швецию, где приняли на вооружение ВВС как Тр.80. С июня 1951 г. по ноябрь 1952 г. его применяли для испытаний различных вариантов «Доверна». После отказа от разработки собственного ТРД на этом самолете шведы испытывали несколько лицензионных двигателей, в т.ч. RM6 — местную версию британского «Эйвона». Судьба этой ЛЛ завершилась трагично. 7 мая 1956 г. в воздухе загорелся один из «Мерлинов», и самолет потерпел катастрофу. Два из четырех человек, находившихся на борту, погибли.
В Канаде «Ланкастер» Mk.X (per. № FM209) применяли для испытаний ТРД Orenda. Два таких двигателя тягой по 2720 кгс установили взамен внешних «Мерлинов». Испытания начались 13 июля 1950 г., а в 1956 г. эта летающая лаборатория повторила судьбу шведской, разбившись из-за пожара на борту.
«Ланкастеры» использовали и в других исследовательских программах. Так, 4 самолета передали компании Flight Refuelling Ltd. для отработки системы дозаправки топливом в воздухе. Два из них оборудовали в качестве танкеров. При этом на каждый из них, в том числе, установили пару 600-галлоновых (2271 л) дополнительных баков в бомбоотсеке и катушку с 76-м шлангом в хвостовой части фюзеляжа. Для приема топлива две другие машины оснастили штангами дозаправки. Впоследствии один воздушный танкер на базе «Ланкастера» задействовали для экспериментов по дозаправке в воздухе по системе «штанга-конус» реактивного истребителя Gloster Meteor F Mk.III. В ходе этих испытаний 7 августа 1949 г. «Метеор» продержался в воздухе без посадки 12 ч, для чего 10 раз дозаправлялся от «Ланкастера».

От Южной Америки до советского Заполярья
Крупнейшим зарубежным эксплуатантом «Ланкастеров» стала Канада. После завершения войны в Европе на родину вернулись 8 канадских эскадрилий, воевавших на таких самолетах в составе RAF. Из них образовали 664-е авиакрыло в Гринвуде.
В послевоенный период Королевские канадские Воздушные силы эксплуатировали около 230 «Ланкастеров» — все местного производства. Самолеты прошли доработки и модернизации, после чего, например, бомбардировщики получили обозначение Mk.10S (т.е. стандартные). 3 машины были переоборудованы в учебные самолеты для подготовки штурманов Mk.10N, а еще две — в воздушные пункты управления беспилотными мишенями Mk.10DC. 13 самолетов канадцы дооснастили разведоборудованием и присвоили им обозначение Mk.10BR. Такие разведчики-бомбардировщики некоторое время служили в 405-й эскадрилье, но эту комбинированную версию «Ланкастера» признали неудачной, и к 1950 г. самолеты «размодернизировали» в обычные «бомбовозы».
Куда более успешным оказался морской разведчик Mk.10MR — в такой вариант переоборудовали примерно 70-75 машин. В отличие от британских GR Mk.III эти самолеты получили американские радары AN/APS-33, а также канадские радиогидроакустические буи и могли применяться в качестве противолодочных. В строевых частях они эксплуатировались до 1956 г. Богатый комплекс средств разведки, включая радары AN/APS-42 и UPD-501, а также до 10 аэрофотоаппаратов, получили 3 арктических разведчика Мk.10AR. Вместе с девятью более простыми фоторазведчиками Мk.10P они служили очень долго — до весны 1964 г., а последней авиачастью, летавшей на них, стала 408-я эскадрилья. В начале того же года «ушли в отставку» и 8 поисково-спасательных самолетов Mk.10SAR

Насыщенной событиями оказалась судьба «Ланкастеров», попавших в состав ВВС Аргентины. Правительство генерала Перона имело серьезные великодержавные амбиции и стремилось обзавестись всеми атрибутами первоклассного государства, в том числе и стратегической авиацией. Самолеты для этой цели закупили в Англии. Наряду с тремя десятками «Линкольнов» приобрели и 15 более старых «Ланкастеров». Все машины прошли ремонт и прибыли в Аргентину в течение сентября-декабря 1948 г. Им присвоили бортовые номера с В-031 по В-045, Они вошли в состав 2-го бомбардировочного авиаполка (авиабаза Реконкиста). «Ланкастеры» стали первыми в Аргентине самолетами с бортовыми РЛС, и их эксплуатация сопровождалась рядом казусов. Так, командование дало указание размещать самолеты лишь на стоянках с травяным покрытием, опасаясь, что излучение радаров Н2S расплавит покрытие асфальтных и бетонных стоянок!
Помимо обычной учебно-боевой рутины, аргентинские «Ланкастеры» привлекали к решению ряда специальных задач. Так, свой первый «Ланкастер» практически с момента его прибытия в страну аргентинцы использовали для картографирования (его номер поменяли на 0-001). Впоследствии для этого применяли и самолет В-040. Три машины использовали для испытаний управляемого ракетного оружия. После войны в Аргентину выехали конструкторы
фирмы «Хеншель» Вернер фон Баумах (Werner Von Baumach) и братья Хенричи (Henrici). Под их руководством была предпринята попытка воссоздать радиоуправляемую ракету Hs 293, получившую в Аргентине обозначение РТ-1. Первые ее запуски производили с борта транспортного С-47, но вскоре в распоряжение группы разработчиков передали «Ланкастер» № В-036.
20 июля 1953 г. этот самолет потерпел катастрофу, причем погибли фон Баумах и один из братьев Хенричи. Работы продолжили, используя борт В-037. К тому времени ракету переименовали в РАТ-1. Результаты испытаний признали «частично успешными» — управление на завершающей стадии полета часто срывалось. Тем не менее, во время сентябрьской революции 1953 г. (восстания против режима Перона) был отдан приказ о боевом применении РАТ-1, но «Ланкастер» № В-037 был выведен из строя еще на аэродроме. После революции работы некоторое время продолжались с привлечением «Ланкастера» № В-043. Но вскоре новое руководства Аргентины распорядилось закрыть проект. К 1962 г. в строю ВВС Аргентины оставалось 8 «Ланкастеров». Официально их сняли с вооружения одновременно с «Линкольнами» — 7 июля 1966 г. В Аргентине эксплуатировались и пассажирские «Ланкастрианы». В 1947 г. были приобретены три таких самолета, которые после «демобилизации» получили гражданскую регистрацию LV-АСS, LV-АСU и  LV-АСV.
В том же году борт LV-АСU использовался в качестве персонального самолета первой леди Аргентины Эвы Перон во время ее турне по Европе, LV-АСS потерпел катастрофу над территорией Бразилии, попав в ненастную погоду.
Оставшиеся две машины в 1948 г. передали ВВС, где они получили номера Т-65 и Т-66. Первую из них пришлось списать уже в июне 1949 г. из-за сильной коррозии конструкции крыла. Вторая потерпела катастрофу в Боливии 16 октября 1957 г. Погибли три члена экипажа. Трагедией завершилась судьба и бомбардировщика № В-045, который в 1957 г. переделали в «Ланкастриан». Через два года этот самолет разбился со всем экипажем и пассажирами на борту.

Гораздо меньше подробностей известно о службе «Ланкастеров» в Египте. ВВС этой страны получили в конце 1950 г. 9 самолетов модификации Мk.I, которым присвоили бортовые номера от 1801 до 1809, Машины были поставлены «раздетыми» — без прицельно-навигационного оборудования и вооружения. Дислоцировались они на авиабазе Алмаза. К 1956 г. в строю оставалось не более трех самолетов, остальные были списаны по износу либо разобраны на запчасти.

32 «Ланкастера» Мk.I и 22 Мк.VII, начиная с января 1952 г,, англичане передали по линии военной помощи Франции. Самолеты привели к стандарту, близкому к GR Мk.Ш. С машин сняли верхние турели, в бомбоотсеках установили дополнительные топливные баки, а радары Н2S заменили на АSV. Часть самолетов приспособили для подвески спасательных катеров. Французские «Ланкастеры» получили номера с WU01 по WU054. Они поступили на вооружение нескольких морских авиачастей, дислоцированных, главным образом, за пределами метрополии: эскадрильи 52S, 55S, 56S — в Марокко, 9S — в Новой Каледонии (последняя получила лишь 3 машины). В самой Франции на «Ланкастерах» летали, в частности, флотилия 24F в Ланн-Бигуэ и эскадрилья 10S в Сент-Рафаэле. Во Франции и Северной Африке эти самолеты служили до 1961 г, а в Новой Каледонии летали до 1964 г.
В начале 1954 г. морская авиация Франции получила дополнительную партию из пяти модифицированных «Ланкастеров» Мk.VII, оснащенных шасси и хвостовым оперением от «Линкольнов». Эта пятерка, получившая номера с FCL01 по FCL05, эксплуатировалась в качестве поисково-спасательных на базах Мэзон-Бланш (Алжир) и Агадир (Марокко).

Особо следует сказать о службе «Ланкастеров» в СССР. После операции против «Тирпица» с мест вынужденных посадок эвакуировали два наименее поврежденных самолета. Их доставили в Кегостров, где в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии Северного флота под руководством главного инженера Кирьянова занялись ремонтом и переделкой. Все вооружение с них сняли, при этом место задней турели зашили листами дюраля. У самолетов были повреждены носовые части, при ремонте их заменили, и каждый самолет вместо старого «ступенчатого» носа со стрелковой установкой получил новый прозрачный обтекатель. Окраска осталась прежней, английской, только опознавательные знаки закрасили советской зеленой краской (отличавшейся потону) и сверху нанесли красные звезды в черной окантовке. Экипаж «Ланкастера» в СССР составляли 4-5 человек: один или два пилота, штурман и два механика. Один самолет (борт 01) достался 16-му транспортному отряду (ТРАО) ВВС Беломорской военной флотилии, где эксплуатировался с конца января 1945 г. Ранее считалось, что это был самолет с британским per. № МЕ559, выпущенный фирмой «Метровик», но последние исследования указывают на машину MF985.
Командиром самолета был В.Ш. Евдокимов, штурманом В.Я, Андреев. 16-й ТРАО являлся наследником известной 2-й отдельной авиагруппы И.Т. Мазурука, сформированной в начале войны из полярных летчиков. Несмотря на свое название, отряд занимался не столько перевозкой людей и грузов, сколько сопровождением конвоев, ледовой разведкой, патрулированием. Хотя «Ланкастер» не нес ни бомбового, ни стрелкового вооружения, он тоже летал на поиск подводных лодок и разведку отдаленных районов. Тут очень пригодились его большие дальность и продолжительность полета. Например, 24 января «Ланкастер» провел ледовую разведку участка губа Белушья (Новая Земля) - Нарьян-Мар. В августе 1945 г. эту машину направили на Тихий океан, но в Красноярске она застряла из-за нехватки горючего. Пока ждали бензин, война с Японией закончилась, и самолет вернулся на Север.

Командиром второго восстановленного «Ланкастера» (борт 02, бывший британский LL884) был И.Ц. Дубенец. По состоянию на 1 июля 1945 г. обе машины числились в составе 16-й отдельной транспортной АЭ (бывший 16-й ТРАО). После расформирования этого подразделения в 1946 г. оба самолета недолго находились вместе в 70-м ОТРАП. Летом 1946 г. борт 01 перегнали в Ригу, в авиатехническое училище, как наглядное пособие. Дальнейшая его судьба неизвестна. Вероятно, в то же время 02-й борт передали в 65-й авиаполк особого назначения, непосредственно подчинявшийся командованию ВВС Военно-морского флота и обеспечивавший транспортные перевозки в интересах ВМФ. На московском аэродроме Измайлово, где базировался полк, он совершил неудачную посадку, выкатился за пределы летного поля, подломал шасси и изуродовал носовую часть. Восстанавливать этот «Ланкастер» еще раз не стали.

Вместо эпилога
В общей сложности за время Второй мировой войны Бомбардировочное командование потеряло почти 9000 самолетов и 55000 членов экипажей. «Ланкастеры» выполнили 156308 боевых вылетов, потери составили 3349 машин. Таким образом, соотношение потерь к боевым вылетам составило 2,2%, и это наиболее низкий показатель среди всех британских бомбардировщиков.
Один потерянный «Ланкастер» приходился в среднем на 132 т бомб, сброшенных на Германию, один «Галифакс» — на 56 т, а один «Стирлинг» — на 41 т. В целом на объекты противника «Ланкастеры» сбросили 618 612 т фугасных бомб (2/3 всех бомб, сброшенных самолетами Бомбардировочного командования за период с марта 1942 г. по май 1945 г.). Этого количества хватило бы, чтобы загрузить железнодорожный состав длиной 555 км! Кроме того, было сброшено более 51,5 млн. штук зажигательных бомб.

Бомбардировщик фирмы «Авро» отличался и наилучшей удельной мощностью, что в сочетании с прочной конструкцией позволяло летчикам выполнять энергичные маневры. И если от истребителей это спасало далеко не всегда, то уж вырваться из лучей зенитных прожекторов было вполне возможно.
Естественно, у «Ланкастера» были и недостатки. Самым серьезным из них считалась сложность аварийного покидания самолета, особенно верхним и хвостовым стрелками, которым приходилось прыгать через боковую дверь, находившуюся в опасной близости от хвостового оперения.
В общем же, экипажи любили этот самолет. Пилот Джон Джи (John Gee), пересевший с «Галифакса» на «Ланкастер», так описал свои впечатления от новой машины: «Занятие места пилота является делом трудным, поскольку оно находится над главным лонжероном крыла и к нему ведет довольно узкий лаз. Протиснуться в него в полном летном обмундировании и с парашютом стоит немалых усилий. Но как только вы заняли кресло пилота, так мнение о самолете меняется в лучшую сторону. Все органы управления находятся на расстоянии вытянутой руки. Обзор благодаря приподнятому фонарю и остеклению из перспекса — прекрасный. Поверну голову, можно видеть всю хвостовую часть самолета до оперения и стрелковой башни между двумя килями. Никакой клаустрофобии — в отличие от многих других самолетов. Поднявшись в свой первый полет, я был восхищен прекрасной балансировкой и легкостью управления — «Ланкастер» вел себя скорее как истребитель, чем как тяжелый бомбардировщик. Я сразу же проникся любовью к этому самолету!». Стоит привести и слова Леттис Кертис (Lettice Curtis), летчицы Вспомогательной авиатранспортной службы, перегонявшей такие машины с заводских аэродромов в части: «Ланкастер» был настоящим самолетом-джентльменом, неспособным на коварные поступки, служащие испытанием для ваших навыков. Был искренним, безопасным и учтивым».

К настоящему времени сохранилось около полутора десятков «Ланкастеров» различных модификаций. Причем два из них находятся в летном состоянии. Самолет Mk.I продолжает числиться в RAF и с 1973 г. входит в состав мемориального звена «Битвы за Британию». Во время Второй мировой войны эта машина летала с номером РА474 и собственным именем City of Lincoln. За годы мемориальной службы ее неоднократно перекрашивали, меняли имена и номера, чтобы представить различные заслуженные самолеты этого типа. В настоящее время этот летающий раритет носит номер ЕЕ139 и называется Phantom of the Ruhr. Он регулярно принимает участие в различных авиашоу. Второй летный экземпляр, «Ланкастер» Мk.Х с per. № FM213, является собственностью Канадского музея авиационного наследия, который приобрел его в 1978 г. Тогда самолет больше походил на груду металлолома, но после десятилетней кропотливой реставрации его удалось привести в летное состояние.
Остальные «Ланкастеры» представлены в различных экспозициях или дожидаются восстановительных работ. Например, в знаменитом британском музее в Даксфорде выставлен Мk.Х, а а Хендоне — Мk.I. В канадских музеях можно увидеть четыре Мk.Х. Два «Ланкастера» бережно сохраняют у себя австралийцы, один — новозеландцы. Лишь один «Ланкастер» смогли сберечь французы, но и он с 1984 г. находится на реставрации в музее в Ле Бурже. Наконец, в США в качестве музейных экспонатов числятся два «Ланкастера» — один в Эверетте (собственно, только носовая часть), а другой — в ожидании реставрации в одном из музеев Флориды.

 


Источники

  1. Авиация и Время 2011 г. №4 Андрей Харук / «Лучший бомбардировщик Королевства. Самолет Авро «Ланкастер»
  2. Мировая авиация №№24-31-34-38-77-79-80-82-84-86
  3. Война в воздухе 106 Avro Lancaster
Категория: Авиация Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (15.06.2014) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 3041 | Теги: Lancaster | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]