Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Великобритания » Бронетехника Второй Мировой войны

Panzerjäger I на базе Pz.I
Лекгий истребитель танков Panzerjäger I на базе Pz.I (полное название
 4,7 РаК(t) Auf Pz.Kpfw.I Ausf.В Sd.Kfz.101 ohne Turm)


Быстрое развитие бронетехники в 30-х годах XX века заставило армии многих государств обзавестись противотанковой артиллерией. Первоначально это были пушки калибра 20-40 мм. Для того времени таких пушек было достаточно, чтобы бороться с бронетехникой, имевшей противопульную броню. Но возникла проблема. Буксируемые противотанковые пушки не могли успеть за танками. В результате, спасение танков от пушек противника было не в броне, а в моторах и гусеницах. Даже моторизация частей противотанковой артиллерии проблему до конца не решила, поскольку пушки оставались прикованными к дорогам. В середине 30-х годов в некоторых европейских государствах начались работы над самоходными противотанковыми пушками, которые вскоре получили известность как истребители танков. Пушки калибра 20-40 мм имели небольшие размеры и массу. Поэтому их можно было без труда установить на танкетках и легких танках.
В Великобритании фирма Ruston Hornsby разработала проект и построила прототип самоходного истребителя танков на базе легкого танка Mk VI. Серийный Мк VI Т1667 получил открытую башню, в которой находилась 2-фунтовая противотанковая пушка калибра 40 мм. Прототип испытывали в 9-м уланском полку в Тидуорте и на полигоне в Лалуорте. Машина оказалась несколько перегруженной, но обладала достаточной проходимостью. В серию истребитель танков не пошел.

В Италии первый прототип самоходного истребителя танков был создан на базе танкетки LЗ (CVЗЗ). В передней части корпуса установили противотанковую пушку 47/32. Серийно машина не выпускалась, вместо нее в серию пошло самоходное орудие Semovente da 47/32 на базе танка L6.
В Польше на шасси танкетки ТК установили пушку Роcisk wz.25 калибра 47 мм. Так появился прототип польского истребителя танков ТКD.
Уже в ходе начальных работ над первыми польскими танкетками начались эксперименты по созданию самоходных истребителей танков. В апреле 1932 года инженер Ян Лопушевский из КБ Танковых войск Армейского Инженерно-Исследовательского института разработал проект танкетки, вооруженной 47-мм пушкой.
Серийную машину ТК следовало лишь незначительно изменить, усилив подвеску и установив более широкие гусеницы. Машина имела открытое боевое отделение. Пушка помещалась в передней части корпуса и имела бронещиток. Прототип закончили в мае 1932 года, а в июне на полигоне в Зеленке провели опытные стрельбы.
Всего построили четыре прототипа, названных ТКD (ТК z dzialkiem - ТК с пушкой). Осенью сформировали опытный взвод противотанковой артиллерии, который участвовал в маневрах на полигоне в Бедруске. Летом 1934 года все четыре ТКD определили в резерв одной из кавалерийских бригад. Дальнейшие полевые
испытания продолжались до 1935 года. На одном из ТКD установили 37-мм пушку Puteaux, вероятно снятую с какого-то бронеавтомобиля Peugeot. Результаты испытаний ТКD были признаны неудовлетворительными, поэтому в серию машины не пошли.

В феврале 1936 года КБ Танковых войск Армейского Инженерно-Исследовательского института приступило к созданию самоходного истребителя танков на базе шасси танкетки ТКS. В качестве вооружения машины выбрали 37-мм пушку Bofors wz.36. Главными конструкторами были инженеры Ян Лопушевский и Хенрик Липко.
Машину - обозначенную ТКS-D - можно было использовать в качестве самоходного истребителя танков или в качестве буксира пушки. В первом случае с лафета пушки снимали колеса и раздвижные станины и устанавливали орудие в боевом отделении. Кроме того, был создан прицеп для перевозки расчета (в положении лежа!) и боекомплекта в 80 выстрелов.
Два прототипа TKS-D участвовали в составе 10-й моторизованной кавалерийской бригады в оккупации Заользя в 1938 году, а также в боях сентября 1939 года. В Чехословакии разработали два прототипа самоходных истребителей танков. Первый был создан по той же схеме, что и польский TKS-D, то есть представлял собой комбинацию тягача и пушки. Второй соответствовал TKD, то есть представлял собой танкетку, вооруженную пушкой. Он назывался Škoda MU-6 и был создан на базе танкетки MU-4 или Škoda S-1. Машину вооружили универсальной пушкой Škoda Z1 калибра 40 мм. Дополнительное вооружение состояло из пулемета ZB-26 калибра 7,92 мм, установленный в передней части корпуса. Однако чехословацкая армия не заинтересовалась машиной, и в конце 1934 года прототип отправили на слом.
Конкурентная конструкция получила название LKMVP (Lehký Kanonovy Motorový Vuz Pasový) и была создана по заказу армии в 1936 году. Свои прототипы представили заводы ČKD и Škoda. О машине, созданной пражской фирмой ČKD, нам известно только то, что она получила регистрационный номер «14124». Масса 7100 кг, толщина брони до 12 мм, карбюраторный двигатель Praha TN мощностью 92 л.с. Экипаж 2 человека, расчет пушки 4 человека. Машина имела хорошие ходовые качества, преодолевая рвы шириной 180 см и стены до 80 см. Максимальная скорость 52 км/ч.
Škoda закончила свой прототип лишь 9 мая 1938 года. Пушка перевозилась на специальной платформе в задней части машины. В исключительных случаях можно было вести огонь прямо с платформы. Кроме того, на машине размещались два человека экипажа, три номера орудийного расчета и боекомплект 90 выстрелов. Истребитель танков приводился в движение американским карбюраторным двигателем Domark мощностью 76 л.с. В мае 1939 года машина получила обозначение КН, а в сентябре 1940 года прототип продали Waffen-SS. В ноябре КН прошел капитальный ремонт в Пльзене и был направлен в танковую школу Waffen-SS в Эльвагене. Оба истребителя танков вооружались 37-мм пушкой Škoda vz.37M PUV.

Самоходные истребители танков создавались и в Германии. Первым таким образцом стал 3,7 cm ТаК auf WD Schlepper 25PS. Пушку установили на тягач Hanomag WD, оснащенный 25-сильным двигателем Hanomag WD. Эта машина не предназначалась для участия в боевых действиях, поэтому бронирования не получила. Вооружение состояло из пушки Rheinmetall Tankabwehrkanone 3,7 cm L/45. (Заметьте, в названии пушки присутствует слово «Tank», которое уступило место немецкому синониму «Panzer» лишь в 1932 году). Пушка имела горизонтальный сектор обстрела 30 град. в обе стороны и угол склонения/возвышения -5... + 15. Единственную защиту представлял щиток пушки, который частично прикрывал экипаж из двух человек. Прототип прошел испытания в 1929 году на полигоне «Кама» под Казанью в СССР.
Следующий самоходный истребитель танков появился у немцев лишь в 1940 году.

Бои сентябрьской кампании показали, что немецкие части не располагают адекватными противотанковыми средствами. Даже немногочисленные и устаревшие польские танки наносили немецкой пехоте тяжелые потери. Стоит заметить, что в сентябре 1939 года немецкие пехотные дивизии были насыщены противотанковой артиллерией лучше, чем дивизии любой другой армии мира. Но пушки, обычно оказывались где угодно, но не там, где танки противника.
Другой причиной, заставившей немцев обзавестись самоходными истребителями танков, было неизбежное столкновение с французской армией, располагавшей хорошо бронированными танками,против которых были бессильны 20- и 37-мм пушки.

4,7 cm РаК (t) Auf Pz.Kpfw.I Ausf. В Sd.Kfz.101 ohne Turm

Основной противотанковой пушкой вермахта была 3,7 cm Pak 35/ 36 калибра 37 мм. Выпуск новой 50-мм пушки 5 cm Pak 38 еще только налаживался. Поэтому единственными эффективными противотанковыми орудиями оказались 88-мм зенитка, а также трофейная чехословацкая 47-мм пушка 4,7 cm Pak 38(t) L/43,4, позднее переобозначенная как 4,7 cm Pak(t) L/43,4.
В конце 1939 года берлинская фирма Alkett по заданию Heereswaffenamt WaPuef t (AHA AgК In 6) разработала проект переделки легкого танка Pz.Kpfw.I Sd.Kfz.101 Ausf.В в самоходный истребитель танков. Машина получила обозначение 4,7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.I Ausf.В Sd.Kfz.101 ohne Turm и популярное название Panzerjäger I.
При переделке демонтировали башню, срезали часть брони в районе боевого отделения. Спереди установили специальное основание для установки орудия. У орудия сняли колеса и станины лафета, а также старый щиток, вместо которого установили новый, продолжавшийся по бокам. У машин первых серий щиток был пятигранным, у более поздних машин - семигранным. Кроме того, над двигательным отделением смонтировали сетки, предназначенные для перевозки на них дополнительного оборудования. Воздухозаборник двигателя, который у серийных Pz.Kpfw.I Ausf.В находился на вертикальной «ступеньке» между боевым и более низким двигательным отделением, у истребителя танков сделали горизонтальным. Антенну радиостанции перенесли на левый борт, ближе к кормовому срезу орудийного щитка.

Первая производственная серия (с пятигранным щитком) была выпущена весной 1940 года и состояла из 132 машин. В марте 1940 года выпустили 40 истребителей танков, в апреле 50, а в мае 42. Большинство из них (108 штук) участвовало во французской кампании. Вторая производственная серия (с семигранным щитком) выпускалась на заводе Škoda в Пльзене, где в то время был организован ремонт танков Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. Часть ремонтируемых танков подверглась переделке. Бронированные щитки пушек изготавливала фирма «Poldi» из Кладно. Škoda также выпускала 47-мм пушки. В 1940/41 гг. завод переделал 250 или 257 танков Pz.Kpfw.I Ausf.В (по данным фирмы ČKD-ВММ, поставлявшей некоторые узлы для истребителей танков).
В литературе сообщается о том, что на шасси танка Pz.Kpfw.I Ausf.В также устанавливали французскую 47-мм противотанковую пушку Puteaux (Pak 181(f) и Pak 183(0). Эта информация не верна.
Чешские заводы изготавливали достаточное число собственных 47-мм пушек, а использовать две разные артсистемы было бы неразумно. 1 июня 1941 года немецкая армия располагала 361 самоходным орудием
4,7    cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.I Ausf.В Sd.Kfz.101 ohne Turm, а к 1 марта 1942 года число машин сократилось до 205.
 
Техническое описание

Самоходная противотанковая пушка (истребитель танков) Panzerjäger I. Эти машины выпускались на базе шасси танков Pz.Kpfw.I Ausf.В. Вместо снятой башни на корпусе монтировалась открытая рубка с установленной в ней 47-мм пушкой 4,7 cm Pak(t) L/43,4.
Корпус был сварен из хромомолибденовых прокатанных гетерогенных бронеплит. Корпус собирался вокруг каркаса из уголков и разделялся на пост управления, боевое отделение и двигательное отделение. В передней части корпуса находился пост управления. Место механика-водителя было оборудовано слева. В распоряжении механика-водителя были органы управления танком и приборная доска с необходимыми контрольными приборами (тахометр фирмы Veigel, откалиброванный в диапазоне от 300 до 3500 об./мин., указатель давления масла, откалиброванный в диапазоне от 0 до 6 кг/см2, спидометр, откалиброванный в диапазоне от 0 до 50 км/ч, ключ зажигания и указатель уровня топлива. На шкале спидометра были указаны благоприятные для каждой передачи скорости.

Рубка Противотанковая пушка 4,7 cm Pak(t) покоилась на специально приспособленном лафете, зафиксированном на корпусе танка. Лафет крепился к специальной тумбе, которая, в свою очередь, монтировалась к корпусу машины. Дополнительную жесткость конструкции придавали две трубы, соединявшие тумбу с днищем корпуса. Тумба могла вращаться на специальном основании, оснащенном подшипником. Благодаря этому пушка могла наводиться в горизонтальной плоскости. Орудийный лафет соединялся с тумбой двумя болтами.
Машины первой серии имели небольшой пятигранный щиток. Машины, выпускавшиеся с мая 1940 года имели уже семигранный щиток, частично закрывавший боевое отделение сзади. Щиток собирался из бронированных листов толщиной 13-14,5 мм. Спереди защита усиливалась несколько обрезанным орудийным щитком толщиной 25 мм. Горизонтальные углы наводки составляли 17,5 град. влево и вправо. Горизонтальное наведение осуществлялось с помощью рукоятки, расположенной под стволом.
Вертикальные углы наведения составляли -8 град...+10 град. Механизм вертикальной наводки находился слева от казенной части пушки.

Двигатель и трансмиссия Panzerjäger I на базе Pz.Kpfw.I приводился в движение шестицилиндровым карбюраторным рядным двигателем водяного охлаждения Maybach NL 38TR рабочим объемом 3791 смЗ и мощностью 100 л.с. Диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 100 мм. Топливная система состояла из двух бензобаков общей емкостью 146 л. Расход топлива составлял 125 л на 100 км. Топливный насос Pallas С.949. Топливо - бензин OZ 74 с октановым числом 74. Двигатели охлаждались жидкостью, радиатор Hans Windhof LFD. Воздухозаборники системы охлаждения двигателя находились на надмоторной бронеплите.
Сцепление сухое двухдисковое, коробка передач ZF Aphon FG 35, 5 передач вперед и задний ход. Управление танком осуществлялось с помощью рычагов, действующих на бортовые фрикционы. Главный тормоз барабанного типа, вспомогательные тормоза механические.
Электрооборудование Электропроводка одножильная, напряжение 12 В. Источником тока служили два свинцовых аккумулятора Bosch емкостью 105 А/ч. Стартер Bosch BJH 1,4/12, генератор Bosch GL 600/12- 1200. Электропитание требовалось для фары, ходовых огней типа Notek, звукового сигнала, ламп подсветки приборной доски, спуска пушки и радиостанции.
Подвеска и ходовая часть Ходовая часть состояла из пяти литых опорных катков размером 530x80 с резиновым бандажом фирмы Continental. Каждое колесо имело независимую подвеску. Ведущее колесо с 20 зубцами находилось в передней части корпуса. Направляющее колесо диаметром 550 мм находилось на корме. Направляющее колесо оснащалось механизмом натяжения гусеницы. Верхний отрезок гусеницы лежал на четырех поддерживающих катках диаметром 190 мм Тип 700(190)-85-72. Первый опорный каток оснащался амортизатором типа 35Н, а остальные колеса объединялись попарно полуэллиптическими рессорами. Второй и пятый катки, а также оси подвески рессор соединялись продольной балкой. Запасные опорные катки подвешивались к бортам надстройки.

Вооружение Главным вооружением машин была пушка Škoda А-5, обозначавшаяся в немецкой армии как 4,7 cm Pak(t) L/43,4 калибра 47 мм. Длина ствола 43,4 калибра или 2039 мм. Пушка оснащалась однокамерным дульным тормозом. Гидравлический противооткатный механизм в виде цилиндра находился над стволом пушки. На стволе наносилась шкала отката, откалиброванная от 300 до 750 мм. Возле метки 685 мм стояла надпись «Achtung» (внимание), а у метки 705 мм - «Feuerpause» (прекратить огонь).
Пушка вела огонь бронебойными снарядами PzGr 36(t). Тип боеприпаса обозначали три черные полоски на снаряде. Масса снаряда 1650 г, начальная скорость 775 м/с. Эффективная дальность огня 1500 метров. На дистанции 1000 м снаряд пробивал броню толщиной 41 мм, расположенную перпендикулярно траектории снаряда. Бронепробиваемость на дистанции 1500 м составляла 35 мм.
Немцы также использовали боеприпасы австрийского производства PzGr 36(ое), выпускавшиеся фирмой Boehler. Масса снаряда 1510 г, начальная скорость 808 м/с, бронепробиваемость 30 и 25 мм на дистанции 1000 и 1500 м, соответственно.
В 1940 году появились подкалиберные снаряды с вольфрамовым сердечником PzGr 40. Выстрелы обозначались черным конусом на верхней части снаряда. При массе 800 г подкалиберный снаряд развивал начальную скорость 1080 м/с и пробивал на расстоянии 100 м броню толщиной 100 мм, на расстоянии 500 м - 59 мм и на расстоянии 1000 м - 44 мм.
Кроме того, пушка могла вести огонь фугасными снарядами SpGr 36(t) массой 3600 г и начальной скоростью 400 м/с. Эффективная стрельба фугасными снарядами до 2800 м. Огонь фугасными снарядами велся достаточно часто. Например, на Восточном фронте было израсходовано на 40% больше фугасных, чем бронебойных выстрелов.
Боекомплект хранился в пяти отдельных укладках. Две укладки по 12 бронебойных выстрелов находились в задней части боевого отделения. Третья укладка на 16 бронебойных выстрелов - непосредственно под замком пушки. 34 бронебойных выстрела находились в большой укладке справа от коробки передач. 10 фугасных выстрелов находилось в пятой укладке справа от заряжающего. Боекомплект 84 выстрела, некоторые источники приводят цифру 86 выстрелов. В английском техническом рапорте, составленном после захвата одной из машин 605-го дивизиона в Северной Африке, говориться о 74 выстрелах. Дополнительное вооружение экипажа состояло из пистолета-пулемета МР38/40 с запасом патронов 192 штуки.
Для наведения 47-мм пушки на цель использовался оптический прицел ZF 2x30, обеспечивающий двукратное увеличение при поле зрения 30. Прицел стоял слева от замка пушки. Кроме того, имелось три смотровых прибора в бортах корпуса. Щели закрывались наглухо заваренными крышками. Место механика-водителя было оборудовано широкой смотровой щелью в лобовой броне.
Машины оснащались радиостанциями FuG 2, которая монтировалась справа от механика-водителя рядом с передней боеукладкой. Штыревая антенна длиной 2 метра выводилась на левый борт в задней части боевого отделения. Антенна имела специальную пятку, приваренную к основанию рубки. У машин ранней серии антенна была съемная антенна и выводилась она на правый борт. В походном положении антенну укладывали в специальный чехол на левой надгусеничной полке.

Оснащение

Каждая машина оснащалась комплектом инструментов для текущего обслуживания. Большинство инструментов хранилось в ящиках на надгусеничных полках и внутри боевого отделения. На полках крепились в числе прочих рукоятка пуска двигателя, огнетушитель, буксирные крючья, топор, деревянные бруски. На машинах стоял ходовой огонь типа Notek (на левом крыле) и фара, установленная по середине на лобовой броне корпуса. У машин, отправленных в Африку на левой полке имелись крепления для шести канистр с бензином.

Окраска и обозначения

Основной схемой окраски Panzerjäger I была сплошная окраска в серый цвет RLM Grau RAL 7021. В такой окраске машины эксплуатировались в боевых частях с 1940 по 1943 год. Зимой машины покрывали белым смываемым камуфляжем. Чаще всего зимний камуфляж представлял собой нерегулярные пятна белого цвета, иногда машину целиком перекрашивали в белый цвет.

Эмблемы Истребители танков Panzerjäger I обычно несли эмблемы своих частей. Известны некоторые эмблемы дивизионов. Например, эмблемой 521-го дивизиона был так называемый «олень святого Губерта», а эмблемой 643-го дивизиона - мальтийский крест. Машины 605-го дивизиона в феврале-марте 1941 года на левом переднем крыле несли белый квадрат со стороной около 15 см. Не известно, была ли это эмблема части или знак, использовавшийся при переброске дивизиона из Европы в Африку. Квадраты также имелись на автомашинах и мотоциклах дивизиона.
Истребители танков моторизованной дивизии Leibstandarte SS Adolf Hitler летом и осенью 1941 года имели эмблему батальона «Schoenberger» - белую собачью голову. Во время парада в Париже 29 июля 1942 года техника дивизии украшалась стандартной эмблемой LSSAH.
Машины 12-й роты 900-й образцовой бригады вероятно несли бригадную эмблему - щит со вписанной в него буквой «L». Машины, которые использовали на фронте после февраля 1943 года, несли трехцветный пятнистый камуфляж. Некоторые истребители танков несли двухцветный камуфляж. В 1943 году встречались машины, у которых поверх старой серой краски были нанесены нерегулярные пятна цвета Wehrmacht Olive.
Истребители танков 605-го дивизиона, использовавшиеся в Африке, первоначально несли серый европейский камуфляж. Позднее их покрыли двухцветным камуфляжем RAL 8020 и RAL 7027, то есть DAK Gelb и Gruen-Grau. Иногда использовался и одноцветный камуфляж. Машина с бортовым номером «21», захваченная в 1942 году англичанами, была целиком выкрашена «серо-голубой» краской RAL 7021. Panzerjäger I, захваченный советскими войсками, был перекрашен в темно-зеленый цвет.

Знаки государственной принадлежности

Балочные кресты наносили на борта корпуса или - реже - рубки. Использовалось несколько типов крестов: в виде белых обводок или в виде обводок с черным крестом внутри. Кресты различались между собой толщиной белых обводок и черного поля. На машинах на базе Pz.Kpfw.35R(f) кресты обычно находились на бортах или задней стенке рубки.

Тактические обозначения

Информации о тактических обозначениях очень мало. Известно, что такие обозначения использовались на машинах 605-го дивизиона. Каждая рота имела свой номер, вторая цифра обозначала машину в составе роты. Например, номер «32» обозначал 2 машину 3-й роты. Известны номера «11», «13», «17», «19», «21», «24», «31», «32», «37» и «39». Номера наносили белой краской.
Аналогичные обозначения встречались и в других частях. Например, известен снимок Panzerjäger I номер «22» из 643-го дивизиона истребителей танков. Встречались и трехзначные номера, например, «221». Другим типом тактических обозначений, были обозначения танковых групп, применявшиеся на Восточном фронте в 1941/42 гг. Белую букву «К» (Kleist - 1-я танковая группа) или «G» (Guderian - 2-я танковая группа) помещали на переднее крыло.
Машины 12-й роты 900-й об-разцовой бригады на левом борту несли белый ромб с кодом «L/12». Тактические обозначения делали белой или - реже - желтой краской.

Надписи

На некоторых истребителях танков были сделаны надписи, например, «Rita», «Erika», «Rommel», «Graf Spee». Надписи делали белой краской на нижней части бортов рубки или на лобовой броне.

Боевое применение

Весной 1940 года были сформированы первые дивизионы. В I войсковом округе (Кенигсберг) в декабре 1939 года сформировали 521-й дивизион. В составе IV округа сформировали 616-й дивизион. В XIII округе сформировали 643-й дивизион, а в V округе - 670-й дивизион. К началу мая 521-й дивизион входил в состав танковой группы «Клейст» (12-я армия, группа армий «А»). 616-й дивизион находился в резерве 12-й армии, 643-й дивизион - также в резерве 12-й армии, а 670-й дивизион придали I корпусу 6-й армии группы армий «В».
Обратите внимание на то, как была сконцентрирована немецкая ударная группировка. 12-я армия располагала сразу тремя дивизионами самоходных орудий. На направлении главного удара немецкое командование ожидало встретить ощутимое сопротивление противника, располагающего многочисленными танковыми частями. Поэтому в резерве армии держали сразу два дивизиона, которые предполагалось бросить в бой, если на пути ударных частей оказались танки противника.
В ходе французской кампании самоходки 4,7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.I Ausf.В Sd.Kfz.101 показали себя достаточно хорошо. Часто машины использовались для непосредственной поддержки пехоты. На роль штурмового орудия Panzerjaeger I явно не рассчитывался, но иногда пехотные части удавалось усилить только этими машинами.
29 мая 1940 года машины 643-го дивизиона поддерживали под Поперинжем действия танков Pz.Kpfw.35(t) из 11-го танкового полка 6-й танковой дивизии. Истребителям удалось сжечь четыре танка Somua S-35, вероятно из 4-го кирасирского полка 1-й механизированной легкой дивизии. Машины дивизиона также участвовали в боях 30 и 31 мая 1940 года.

В десантной операции «Seeloewe» планировалось использовать три дивизиона: 521-й, 643-й и 670-й. Истребители танков Panzerjäger I также действовали в составе моторизованной бригады СС «LSSAH». В сентябре 1940 года в Меце была сформирована 3-я рота V тяжелого батальона LSSAH. Экипажи машин набрали из числа солдат 14-й роты противотанковой артиллерии. Вскоре сформировали еще одну роту, получившую номер 5. Каждая рота располагала девятью 4,7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.I Ausf.В Sd.Kfz.101 ohne Turm. Командиром 3-й роты был оберштурмфюрер СС Принц, а 5-й ротой командовал гауптштурмфюрер СС Ханрайх.

Первоначально обе роты дислоцировались в пригородах Меца. В марте 1941 года их по железной дороге перебросили в Болгарию. 20 марта V батальон выгрузился в Сливнице. В ходе подготовки нападения на Югославию и Грецию произошли некоторые организационные изменения. Взвод из 5-й роты усилил боевую группу «Mohnke», а всю 3-ю роту включили в состав маршевой группы «Schoenberger». Оставшиеся два взвода 5-й роты распределили между маршевыми группами «Weidenhaupt» и «Witt». Последним взводом 5-й роты усилили разведывательный батальон бригады.
8 апреля 1941 года бригада перешла границу Югославии. Первыми в бой вступили машины, приданные разведывательному батальону. Истребители танков уничтожили югославский наблюдательный пункт, расположенный возле железнодорожной линии на Битоль. Далее батальон получил приказ двигаться маршем на Охриды с целью соединиться с итальянскими войсками в Албании. Во время атаки при Клиди истребители танков поддерживали действия боевой группы «Witt». Самоходные орудия действовали в составе 1-й и 7-й рот бригады. Тяжелый бой закончился взятием Клиди. В ходе преследования отступающих греческих частей истребители танков действовали в составе усиленного II батальона (боевая группа «Horstmann»). 9 мая 1941 года роту самоходных истребителей танков посетил Гиммлер. В тот день бригада была официально переименована в дивизию, хотя сохранила прежние штаты.

В начале июня 1941 года рота истребителей танков вошла в состав формировавшегося танкового батальона (Abteilung «Schoenberger»). После капитуляции Франции продолжалась переделка немецких и французских танков в самоходные истребители танков. Это позволило сформировать еще несколько частей. К началу войны с Советским Союзом панцерфаффе располагали 11 дивизионами истребителей танков Panzerjäger I. 9 дивизионов действовало на востоке, 625-й дивизион оставался в резерве группы армий «D» в Норвегии, а 605-й дивизион действовал в составе Deutsches Afrika Korps.
В состав XXIV моторизованного корпуса 2-й танковой группы генерала Гудериана (группа армий «Центр») входили 521-й и 543-й дивизионы. В составе XXXXVII моторизованного корпуса той же 2-й танковой группы действовал 611-й дивизион. Кроме того, в составе группы армий «Центр» действовали 529-й дивизион (VII корпус 4-й армии) и 561-й дивизион (резерв 9-й армии). В состав XXXIX моторизованного корпуса 3-й танковой группы генерала Гота входил 643-й дивизион истребителей танков.
В резерве 1-й танковой группы (группа армий «Юг») находился 670-й дивизион, а в резерве 4-й танковой группы генерала Гепнера (группа армий «Север») - 616-й дивизион. Кроме того, в LVI моторизованном корпусе той же танковой группы действовал 559-й дивизион. 559-й, 561-й и 611-й дивизионы были оснащены машинами 4,7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R(f) ohne Turm. Уже первые бои показали, что в России дивизионы не смогут одержать столь блестящих успехов, как во Франции и на Балканах.
Немцы столкнулись с несущими тяжелую броню советскими танками КВ и Т-34. Успешно бороться с ними немецкие истребители танков могли разве что из засады, зайдя с борта или с кормы. Со старыми танками Т-26 или БТ таких проблем немцы не испытывали. В июне 1941 года V батальон был реорганизован в schweres Battailon LSSAH. В состав нового тяжелого батальона вошла одна рота истребителей танков с девятью машинами Panzerjäger I. Это была прежняя 5-я рота. 10 июня 1941 года сформировали Abteilung «Schoeneberger», в состав которого вошла прежняя 3-я рота, также с 9 машинами. Часть отличилась в приграничных сражениях с советским 34-м механизированным корпусом. 12 июля 1941 года в районе населенного пункта Хенрикув немецкие истребители танков из засады сожгли шесть советских машин без потерь со своей стороны. Дальше истребители танков участвовали в боях в районе так называемой «линии Сталина», с 11 по 15 июля участвовали в битве под Соколовом. Многократно их ис¬пользовали для непосредственной поддержки пехоты.

Обычно истребители танков находились в резерве и перебрасывались на наиболее танкоопасные направления. Во время боев за Херсон Panzerjäger I вели перестрелку с кораблями днепровской флотилии. С 29 сентября по 2 октября батальон «Schoenberger» оборонял позиции под Перекопом, поддерживая действия 46-й пехотной дивизии. Далее истребители танков дивизии LSSAH участвовали в боях за Ростов-на-Дону.
13 марта 1942 года два взвода истребителей танков обороняли позиции танкового корпуса под Первомайским. Позиция немцев подверглась налету советской авиации.
Весной 1942 года началось переформирование дивизии LSSAH с тем, чтобы ее штаты соответствовали названию. Роту истребителей танков развернули в дивизион, состоявший из трех рот. В качестве штабной роты дивизиона использовали одну из рот тяжелого батальона. Предполагалось перевооружить дивизион истребителями танков Marder II. Однако планы осуществить не удалось. В документе от 5 июля 1942 года, касающегося переформирования дивизии, сообщается, что в составе дивизии по-прежнему находятся Panzerjäger I. Реорганизованная дивизия стала состоять из двух мотопехотных полков. Каждый полк располагал одной ротой Panzerjäger I. Одновременно рота истребителей танков вошла в состав дивизиона штурмовых орудий. Взвод Panzerjäger I унтерштурмфюрер СС Малькомеса вошел в состав саперного батальона.
10 июля 1942 года дивизию LSSAH отправили во Францию. 29 июля соединение участвовало в параде на Елисейских полях в Париже. В состав сводного отряда дивизии вошла 1-я рота истребителей танков. После того, как 19 августа 1942 года союзники высадили пробный десант под Дьеппом, дивизия LSSAH направила в тот район тревожную группу в составе одного батальона, усиленного двумя взводами истребителей танков. Остальные части дивизии были приведены в состояние повышенной боеготовности. Спустя два часа к выступлению были готовы два первых батальона, а вся дивизия была готова к маршу через три часа. Однако на этот раз солдаты остались в казармах.
Остальные дивизионы истребителей танков, действовавшие на Восточном фронте, находились в составе танковых соединений. Первый опыт боев показал, что Panzerjäger I могут успешно бороться со старыми советскими танками Т-26, БТ и Т-28, однако малоэффективны против КВ и Т-34. Истребители танков часто привлекали к непосредственной поддержке пехоты. В таких операциях легко бронированные машины несли неоправданно высокие потери.
Все же частям истребителей танков удалось одержать определенные успехи. Так, до 27 июля 1941 года 643-й дивизион доложил о 88 подбитых советских танках и бронеавтомобилях. Кроме упомянутых частей на Восточном фронте действовала 900. Lehr Brigade (motorisiert), возглавляемая полковником Вальтером Краузе. Это была учебная часть, которую часто привлекали к показательным маневрам, в том числе на полигонах Гроссборн и Арис. В состав бригады входил 900-й моторизованный дивизион противотанковой артиллерии, состоявший из двух рот буксируемых противотанковых пушек и 12-й роты истребителей танков, оснащенной девятью Panzerjäger I и одним Pz.Kpfw.I со снятой башней. Весной 1942 года 643-й дивизион вошел в состав моторизованной дивизии «Grossdeutschland».

На вооружении дивизионов истребителей танков машины Panzerjäger I оставались вплоть до Сталинградской битвы. Постепенно их заменили на более эффективные Marder I и Marder II, а оставшиеся машины передали в состав пехотных дивизий. Например, 12 машин 4,7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.I Ausf.В Sd.Kfz.101 ohne Turm в 1943 году поступили в 3-ю роту 187-го дивизиона истребителей танков 87-й пехотной дивизии. Вероятно также 12 Panzerjäger I находилось в составе 237-й роты истребителей танков 237-й пехотной дивизии. Кроме того, машинами Panzerjäger I располагали 155-я рота истребителей танков 11-го дивизиона 11-й пехотной дивизии, а также 232-я рота истребителей танков 232-й пехотной дивизии.
Машины 4,7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R(f) ohne Turm также использовались в частях, дислоцированных во Франции. Это позволяло легко ремонтировать технику, привлекая местных специалистов и используя склады запасных частей. В 1943 году такие машины использовались в 709-й пехотной дивизии, а в 1944 году Panzerjäger I на базе французского танка находились в составе 712-й пехотной дивизии.
605-й дивизион истребителей танков действовал в составе 5-й лег-кой дивизии из Deutsches Afrika Korps. Роммель настаивал на включении в состав своего корпуса дивизиона истребителей танков, опасаясь встречи с английскими танками Matilda Мк II, несущими толстую броню. 27 мая 1940 года под Аррасом эти танки нанесли ощутимые потери 7-й танковой дивизии, которой тогда командовал будущий «лис пустыни». 605-й дивизион имел стандартную структуру и состоял из 3 рот по 9 машин.
В апреле 1941 года дивизион участвовал в сражении за Тобрук, потеряв две машины. Во время боев на перевале Хальфая дивизион отразил атаку английских танков, подбив 9 машин, в том числе две «Матильды». 27 августа 1941 года дивизион включили в состав резерва корпуса, а в октябре 1941 года - в состав дивизии особого назначения генерала Макса Зюммерманна. 18 ноября 1941 года дивизион располагал 21 истребителем танков.
31 октября 1941 года два взвода 1-й роты (6 машин) включили в состав Panzer Grenadier «Afrika», прежнего Sonderverband 288. 26 ноября дивизию особого назначения переименовали в 90-ю легкую дивизию. После напряженных боев в ноябре-декабре 1941 года в дивизионе осталось только 15 машин. В январе 1942 года две роты 605-го дивизиона истребителей танков вошли в состав боевой группы «Marcks».
В феврале 1942 года из состава 90-й легкой дивизии вывели роту истребителей танков, которую вернули в 605-й дивизион. С этого момента дивизион подчинялся непосредственно командованию танковой армии «Afrika».

В конце апреля 1942 года в дивизион включили 6, а 1 мая 8 самоходных орудий типа «Diana». На 1 октября 1942 года дивизион располагал следующими машинами. Штабная рота: 3 мотоцикла, 3 мотоцикла с коляской, 4 машины ICfz.1, 5 Kfz.15 «Horch», 5 легких грузовиков, 10 прицепов SdAnh.116, 115 прицепов других типов, 2 автомобиля «Horch» Kfz.17, штабной бронетранспортер (Sd.Kfz.251/61), тягач Sd.Kfz.10,10 тягачей Sd.Kfz.11, командирский танк Pz.Kpfw.I Ausf.В и полевая мастерская Sd.Kfz.305.
В трех боевых ротах было 3 мотоцикла, 10 мотоциклов с колясками, 2 автомобиля Kfz.2, 2 автомобиля Kfz.15, 8 легких грузовиков, 6 грузовиков Opel «Blitz», тягач Sd.Kfz.10, командирский танк Pz.Kpfw.I Ausf.В и 14 истребителей танков Panzerjäger I.
Во время битвы при Эль-Аламейне дивизион оставался в резерве DAK. Во время отступления немецких войск из Ливии, по одной роте Panzerjäger I придали 33-му и 39-му дивизиону противотанковой артиллерии. Рота самоходных орудий «Diana» и рота Panzerjäger I осталась при штабе DAK. Машины Panzerjäger I участвовали в боях до капитуляции DAK, то есть до мая 1943 года.
В первые месяцы боев в Северной Африке самоходные орудия Panzerjäger I были достаточно эффективным средством для борьбы с бронетехникой противника, когда единственным английским танком с тяжелой броней была «Matilda» Mk II. Броня остальных английских танков и бронеавтомобилей без труда пробивалась 47-мм бронебойным снарядом с любых разумных дистанций. Но после того, как у англичан появились в заметном количестве танки М3 «Lee»/«Grant», эффективность Panzerjäger I заметно снизилась.
Наконец, машины Panzerjäger I использовали в учебных центрах, например, в 4-й роте 13. Panzerjager-Ersatz-Abteilung в Магдебурге.
Всего за период с 22 июня по 31 декабря 1941 года немецкая армия потеряла на Восточном фронте 140 Panzerjäger I, а к 31 марта 1942 года потери возросли на еще 21 машину. В Африке до 1 октября 1942 года 605-й дивизион потерял 13 машин.
В музее в Кобленце сейчас экспонируется Panzerjäger I, захваченный под Эль-Аламейном. Эта машина до 1981 года находилась в коллекции Абердинского музея, а затем была передана Германии. Другой Panzerjäger I на базе танка Pz.Kpfw.35R(f) находится в коллекции музея в Тюне, Швейцария.


Список источников:


Военно-техническая серия 152 - Panzerjagar I Германский истребитель танков
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (21.01.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 1405 | Теги: PanzerJager I, Panzerjäger I | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]