Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Артиллерия Второй Мировой войны

StuG III(Sturmgeschütze III)
Штурмовое орудие StuG III(Sturmgeschütze III)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Штурмовые орудия как вид артиллерии появились в годы Первой мировой войны. В ходе боевых действий выявилась острая потребность в орудиях, способных обеспечить огневую поддержку пехотных подразделений в момент их непосредственного соприкосновения с противником, например во время атаки. Орудия, стрелявшие с постоянных позиций, в этот момент переносили огонь в глубь обороны противника и ничем не могли помочь пехоте. В результате появились легкие орудия, которые могли поддержать «царицу полей», как говорится, «огнем и колесами», действуя в ее боевых порядках. Правда, опыт войны выявил высокую уязвимость как самих штурмовых орудий, так и обслуживавшей их прислуги от ружейно-пулеметного огня противника.
В период между двумя мировыми войнами создание новых образцов штурмовых орудий продолжилось в разных странах, в том числе и в Германии, где работа над ними особенно интенсифицировалась после прихода к власти нацистов, кроме того, именно здесь этот вид вооружения приобрел совершенно новое качество.
В 1935 году генерал-майор Эрих фон Манштейн опубликовал меморандум по принципам взаимодействия танков, пехоты и подвижных артиллерийских подразделений. Он предлагал придать пехотным соединениям по дивизиону самоходных штурмовых орудий, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Планировалось, что к 1939 году такие дивизионы должны получить все пехотные дивизии первой линии, а в следующем году — резервные.
Против идей Манштейна выступили танкисты, считавшие, что это приведет к раздроблению и распылению танковых и механизированных войск. Тем не менее, в 1936 году фирма Daimler-Benz AG приступила к созданию прототипа самоходного штурмового орудия с использованием шасси новейшего среднего танка ZW (в последующем — Pz.III), разработка которого велась с 1934 года на конкурсной основе несколькими фирмами. Вполне естественно, что Daimler-Benz положила в основу проекта шасси своей конструкции. Принципиальными качествами, выгодно отличавшими эту САУ от всех, разрабатывавшихся ранее, стали полностью бронированная боевая рубка, низкий силуэт и мощное бронирование.
Кстати сказать, в 1927—1928 годах несколькими немецкими фирмами были спроектированы, а в ряде случаев и построены опытные САУ с пушками калибра 37 и 77 мм. Все они имели частичное бронирование и открытое размещение артсистем и выполнялись на базе гусеничных тракторов или полугусеничных машин. А тут вдруг — полностью бронированная машина на шасси среднего танка!
Впрочем, последние находки в российских архивах, в частности РГВА, возможно, дают ответ на этот вопрос. Дело в том, что в конце 1931 — начале 1932 года начальник группы перспективного проектирования УММ РККА С.Гинзбург и председатель НТК УММ РККА И.Лебедев вели переговоры с фирмой Daimler-Benz об изготовлении для Красной Армии опытного образца самоходно-артиллерийской установки со следующими тактико-техническими характеристиками: боевая масса — 9... 12 т; экипаж — 4 человека; вооружение — 76-мм пушка образца 1927 года в неподвижной полностью бронированной рубке; толщина брони — 30...17 мм; мощность двигателя — 100...150 л.с.; скорость движения — 30...35 км/ч; запас хода — 200 км.
Интересно то, что в соответствии с заключенным договором немецкой стороне были переданы два эскизных проекта самоходных установок (очень напоминавших СУ-1, которая была впоследствии построена в СССР на шасси танка Т-26), выполненных С.Гинзбургом и В.Симским. Но немецкая фирма после проведенных доработок предложила советской стороне вариант боевой машины, не удовлетворявшей требованиям технического задания по боевой массе, скорости движения и запасу хода. При этом была запрошена сумма, почти втрое превышавшая ту, что обсуждалась на предварительных переговорах. В итоге сделка не состоялась. А в июне 1936 года, когда Управление вооружений вермахта приняло решение о начале производства штурмовых орудий, фирма Daimler-Benz выдвинула проект, удивительно напоминавший машину, которая четырьмя годами раньше разрабатывалась по советскому заказу.

В 1937 году на шасси танков Pz.III Ausf.B было изготовлено пять прототипов новой САУ. Их сборка велась на заводе фирмы Daimler-Benz AG в Берлин-Марненфельде. Ходовая часть базового танка была заимствована без изменений и включала в себя восемь обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на двух полуэллиптических листовых рессорах. На каждой тележке устанавливались амортизаторы фирмы Fichtel & Sachs. Ведущие колеса располагались спереди, а направляющие — сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Ширина гусеницы составляла 360 мм, длина опорной поверхности — 3200 мм.
Шасси оснащалось 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. (184 кВт) при 3000 об/мин. Крутящий момент передавался с двигателя на пятискоростную механическую синхронизированную коробку передач Zahnradfabrik ZF SFG75 с помощью карданного вала, проходившего над полом боевого отделения и закрытого специальным кожухом.
Учитывая экспериментальный характер первых машин, их боевые рубки выполнялись не из броневой, а из обычной стали. Сварная рубка крепилась к корпусу шасси болтами. В ее крыше имелись два люка для посадки членов экипажа и два люка для установки панорамного прицела и стереотрубы. Особенностью новой САУ было то, что все четыре члена экипажа, включая механика-водителя, размещались в рубке.
Машина вооружалась 75-мм пушкой StuK 37 с длиной ствола 24 калибра. Угол горизонтального наведения составлял 24° (по 12° влево и вправо), вертикального — от — 10° до +20°. В боевом отделении дополнительно укладывались 7,92-мм ручной пулемет MG 34 и пистолет-пулемет МР 40. Пушки изготавливала фирма Friedrich Krupp und Sohn AG в Эссене.
В 1938 году прототипы проходили испытания на полигоне в Деберице, а затем — в Куммерсдорфе и вплоть до осени 1941 года в артиллерийской школе в Ютеборг-Дамме. В боевых действиях они не участвовали.
Результаты первых же испытаний новых САУ реанимировали споры в немецком военном руководстве. С одной стороны, пехота получала бронированные машины, которые могли послужить средством оперативной огневой поддержки; с другой — штурмовое орудие, казалось, не имело никаких преимуществ перед танком Pz.IV, вооруженным аналогичной пушкой. Однако танк, по мнению большинства германских генералов, в особенности Гейнца Гудериана, был много полезнее любой самоходки с ограниченными углами горизонтального наведения орудия. Мнения о целесообразности выпуска штурмовых орудий вновь разделились, и трудно сказать, как бы сложилась их судьба, если бы не настойчивость Эриха Манштейна и подоспевшая польская кампания, в ходе которой вермахт остро ощутил недостаток мобильной полевой артиллерии.
Первые серийные штурмовые орудия покинули цеха фирмы Daimler-Benz в феврале 1940 года. Машина получила официальное название Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütze 7,5 cm kanone — бронированный самоходный лафет для штурмового орудия с 75-мм пушкой. 28 марта 1940 года САУ присвоили армейское обозначение Sturmgeschütze III (сокращенно StuG III). По сквозной системе обозначения подвижных средств вермахта StuG III получила индекс Sd.Kfz.142.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Sturmgeschütze Ausf.A
Heereswaffenat заключило с фирмой Даймлер-Бенц контракт на постройку 30 шасси для штурмовых орудий. Номера шасси 30 установок Sturmgeschütze Ausf.A - 90001-90030. В качестве бызы было выбрано шасси 5/ZW. танка Pz.Kpfw.III.
Работы по штурмовому орудию сдерживались возникшими проблемами с трансмиссией ZW. Управление по вооружениям постановило решением от 23 мая 1939 г., что шасси должны комплектоваться трансмиссиями, оснащенными устройствами «Hochtrieber», известными также, как «ускоряющая шестеренка». С помощью устройства Hochtrieber число оборотов трансмиссии могло превышать число оборотов вала двигателя. Для установки «ускоряющих шестеренок» пришлось снимать и вновь ставить надстройки задействованных в испытаниях танков Pz.Kpfw.III. Кроме того, испытания показали ненадежность трансмиссии, которая часто ломалась. Наконец, для новой ходовой части с независимой торсионной подвеской опорных катков совершенно необходима была установка амортизаторов, которые могли изготовить не ранее июля 1939 г.
Датированный 13 октября 1939 г. меморандум зафиксировал следующую ситуацию, сложившуюся с работами по боевой машине «Pz.Sfl.III (sPak)» (официальное название штурмового орудия до мая 1940 г.):
1.Разработка машины Pz.Sfl.III (sPak) завершена, программа вступила в фазу подготовки массового производства;
2.Изготовлено пять машин Pz.Sfl.III (sPak) со штатным вооружением, но рубкой из обычной стали;
3.Выпуск первой серии из 30 машин Pz.Sfl.III (sPak) запланирован на декабрь 1939 г. - апрель 1940 г., выпуск 250 машин второй серии должен начаться в апреле 1940 г. с темпом изготовления 20 штурмовых орудий в месяц;
4.Дальнейшие работы по установке Pz.Sfl.III (sPak) должны концентрироваться на интеграции в конструкцию машины 75-мм пушки с длиной ствола в 41 калибр и начальной скоростью снаряда 685 м/с. Изготовление опытного образца такой машины из обычной стали запланировано на май 1940 г.

На полигоне в Куммерсдорфе 12 декабря 1939 г. был проведен испытательный обстрел изготовленного из брони комплекта деталей штурмового орудия - рубки и орудийной маски. Для обстрела применялась 37-мм зенитная пушка, стрельбу вели снарядами массой 0,695 кг с начальной скоростью 750м/с на дистанции 100 метров.
Ниже приводятся некоторые результаты контрольного обстрела:
- После прямого попадания снаряда в орудийной маске образовалась трещина длиной примерно 300 мм, а установленные выше маски бронелисты корпуса сместились на 2мм.
- Еще два снаряда попало в верхний правый угол лобового щитка маски, а один - в самый верх маски. Эффект от этих попаданий проявился в полном разрушении сварного шва орудийной маски, болты, на которых крепится лобовой щиток маски сорваны с резьбы.
Военные проинформировали о результатах стрельб фирму Крупп и потребовали доработать маску.
Фирма Даймлер-Бенц отвечала не только за разработку, но и за изготовление первой серии «Panzer-Selbstfahrlafette III». Сборка велась из узлов и агрегатов, поставляемых другими фирмами. В программе производства штурмовых орудий принимали участие следующие фирмы:
-Бранденбургер Эйзенверке ГмбХ (изготовление корпуса, рубки и маски пушки);
-Фридрих Крупп АГ (разработка 75-мм пушки, поставка 14 таких орудий);
-Виттенауер Машиненфабрик АГ (производство по лицензии 75-мм пушек)
-Майбах Моторенбау ГмбХ (разработка и производство двигателя HL-120TRM, разработка трансмиссии SRG 32 8 145);
-Нордбау (производство по лицензии двигателей HL-120TRM);
-Захнрадфабрик Фридрихехафн (производство по лицензии трансмиссий SRG 32 8 145;
-Ганс Виндхофф (разработка и производство радиаторов);
-Леи (производство перископических прицелов).
Срыв поставок комплектующих даже одной фирмой мог остановить сборку штурмовых орудий.

Машины первой серии (Series I. Pz.Sfl III) собирались на заводе №40 фирмы Даймлер-Бенц в Берлин-Мариенфельде: первую собрали в декабре 1939 г., четыре - в январе 1940 г., одиннадцать - в феврале, семь - в марте и семь - в апреле. В соответствии с датированным январем 1940 г. меморандумом, задержки в выполнении контракта на поставку первой партии из 30 штурмовых орудий были связаны с несвоевременной поставкой первых серийных 75-мм пушек.
Планировавшееся окончание поставок первых 30 машин пришлось перенести с 1 апреля 1940 г. сначала на десятые числа того же месяца, а потом на 1 мая. На срыве сроков изготовления штурмовых орудий первой серии сказалась также Польская кампания, в ходе которой значительное количество танков Pz.Kpfw.III получили повреждения. На восстановление и ремонт танков уходили узлы и агрегаты, первоначально предназначавшиеся для штурмовых орудий. Кроме того, по ходу производства в конструкцию Pz.Sfl вносились изменения, в частности пришлось отказаться от открытого сверху боевого отделения и устанавливать крышу для защиты экипажа, множество изменений вносилось в чертежи рубки с целью улучшения обзора членов экипажа, в результате производитель бронелистов, фирма Бранденбург Эйзенверке ГмбХ, получила чертежи слишком поздно для своевременного выполнения заказа и,    к тому же, не смогла выдержать качество брони согласно спецификации. Продолжались проблемы, связанные с трансмиссией, усовершенствованная модель которой (с "ускоряющей шестеренкой") занимала больший объем, теперь в трансмиссию упиралась люлька орудия.

Изготовление первой серии из 30 штурмовых орудий было закончено в мае 1940 г. По непонятным из сохранившихся документов причинам в июне-сентябре 1940 г. двадцать штурмовых орудий были построены на шасси нормального танка Pz.Kpfw.III. На рубках этих машин люки наводчиков имели другую конфигурацию, люки этого типа стали стандартными для машин модификации Ausf.B. Поскольку лобовая броня корпуса танка Pz.Kpfw.III имела в то время толщину 30 мм, ее пришлось усилить до стандарта штурмового орудия путем установки на болтах накладного бронелиста толщиной 20 мм.
Машины этой серии отличались, также, и наличием характерных для танков Pz.Kpfw.III аварийных люков в бортах корпуса между верхней и нижней ветвями гусениц; смотровые люки в лобовом листе корпуса были двустворчатыми, имелись бронеколпаки вентиляторов охлаждения тормозных механизмов. Несколько выше левого смотрового люка приваривался дефлектор для отражения осколков от смотровой щели механика-водителя. Ходовая часть оставалась в конфигурации, предназначенной для гусениц с траками шириной 360 мм (на оригинальных «штурмовых» шасси уже стояли траки шириной 380 мм). Как следует из официального руководства «Fahrgestell Sturmgeschütze (7,5 cm)(Sd.Kfz. 142)», датированного февралем 1944 г., эти двадцать штурмовых орудий получили обозначение Ausf.A, номера шасси находились в диапазоне 90401-90500. Обозначение «Ausf.A», вообще-то говоря, некорректно, поскольку на этих машинах стояла оригинальная трансмиссия танка Pz.Kpfw III. Первые штурмовые орудия производства фирмы Алкетт были готовы в июне 1940 г.

Sturmgeschütze Ausf.B
Первоначально был подписан контракт на производство 250 штурмовых орудий Ausf.B с номерами шасси 90101-9040: позже последовал заказ на изготовление 50 дополнительных машин (номера шасси 90501-90550).
В конструкцию штурмового орудия, начиная с модификации Ausf.B, были внесены несколько важных изменений. Двигатель Майбах HL-120TR модернизировали путем установки новой системы смазки и магнето Schnapper, новый вариант получило обозначение HL-120TRM. Вместо доставлявшей постоянные проблемы трансмиссии Вариорикс поставили шестискоростную трансмиссию «Афон», разработанную и изготавливавшуюся фирмой Захнрадфабрик Фридрихсхавн. Синхромеханическая трансмиссия «Афон» имела шесть скоростей и развивала крутящий момент 77 кг/м. На машинах модели Ausf.B муфту сцепления LА-120НD стала крепится непосредственно к фланцу двигателя. Рубка машины в основном осталась неизменной, несколько изменилась формы люка наводчика и бронезаслонки оптической головки прицела. Бронезаслонка стала несколько длиннее и крепилась на двух петлях: люк наводчика стал более узким, он крепился к крыше не на одной, а на двух петлях.
В ходе производства машин модели Ausf.В их конструкция изменялась:
- первый поддерживающий каток с целью уменьшения провисания ветви гусеницы и уменьшения вероятности срыва траков гусеницы перенесен ближе к ведущему колесу;
- в начале производства на самоходки этой модификации ставили траки шириной 380 мм, затем стали применяться гусеницы с траками шириной 400 мм, более широкие несъемные резиновые шины опорных катков (520x95x397), опорные катки с узкими и широкими шинами были взаимозаменяемы:
- введены литые ведущие колеса нового типа;
- установлено съемное ограждение над муфтой сцепления перед противопожарной перегородкой боевого отделения (на машинах с номерами шасси 90321-90400 и 90501-90550).
На штурмовых орудиях с номерами шасси 90101-90320 ограждение муфты сцепления приваривалось к противопожарной перегородке.

Sturmgeschütze Ausf.C
Пятьдесят штурмовых орудий модели Ausf.C было изготовлено начиная с апреля 1941 г. (номера шасси 90551-90600). На состоявшемся 13 сентября 1940 г. совещании было принято решение об оснащении штурмовых орудий третьей серии новыми прицелами. Чтобы улучшить защищенность машины в лобовой части предстояло ликвидировать ослабленную вырезом под прицел зону в левой лобовой части рубки, а для установки нового прицела найти другое место. Фирма Крупп согласилась с требованиями заказчика и подписала контракт на производство машин с указанными выше конструкционными изменениями. Переговоры об установке прицела велись между фирмами Крупп и Мерседес-Бенц в конце сентября 1940 г. Представитель фирмы Крупп в документе, направленном на Мерседес-Бенц 30 сентября 1940 г. писал:- Мы изучили возможность установки прицела на штурмовое орудие и пришли к мнению, что его можно смонтировать в соответствующем отверстии в крыше рубки.
В марте 1941 г. основные конструкторские вопросы по варианту Ausf.C нашли свое решение. В связи с установкой новых прицелов (прямого видения и для стрельбы с закрытых позиций) пришлось перепроектировать крышу рубки. Небольшой двустворчатый люк наводчика был заменен на одностворчатый люк большой площади. Секция люка открывалась вправо независимо от основной створки, через открытую секцию поднималась оптическая головка прицела. Изменились накладные наклонные бронелисты на бортах рубки. Шасси, за исключением внедрения ленивцев новой конструкции и новых воздушных фильтров двигателя, изменений не претерпело. Уже в ходе выпуска штурмовых орудий Ausf.C изменили замки смотровых люков тормозных механизмов.

Sturmgeschütze Ausf.D
В мае 1941 г. начался выпуск штурмовых орудий модели Ausf.D. всего их было построено 150 экземпляров (номера шасси 90601-90750). Машины модели Ausf.D не имели существенных внешних отличий от самоходок модификации Ausf.C. Единственными компонентами, по которым согласно инструкции по эксплуатации можно идентифицировать штурмовые орудия модели Ausf.D являются бронекорпус и установленный у механика-водителя электрозвонок, с помощью которого командир мог подавать сигналы водителю. Отличия корпуса заключались в том, что его лобовая часть изготавливалась из более прочной броневой стали. Остальные компоненты шасси не претерпели изменений по сравнению с шасси Sturmgechütz Ausf.C.
Штурмовые орудия, которые использовались в южной России, Греции и Северной Африке, «тропикализировались»: увеличивалась производительность вентиляторов, в крыше моторного отделения делали прикрытые сверху бронеколпаками вырезы для увеличения притока воздуха к двигателю.

Sturmgeschütze Ausf.E
С сентября 1941 г. было изготовлено 284 штурмовых орудия модели Ausf.E (номера шасси с 90751 по 91034). Изменения шасси модели Sturmgechützе Ausf.E коснулись уменьшения размеров петель смотровых люков тормозных механизмов и самих люков. Надгусеничные полки были доработаны под установку новых бортовых контейнеров. Остальные элементы шасси остались неизменными.
Наиболее заметным внешним отличием установки Sturmgeschütze Ausf.Е стал удлиненный левый бортовой бронированный контейнер и дополнительный бронеконтейнер, установленный с правой стороны корпуса машины. И правый, и левый контейнеры были длиннее, чем один контейнер, имевшийся по левому борту машин предшествующих модификаций. Необходимость доработки вызвали изменения в тактике использования штурмовой артиллерии.
Вместо полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.253 в качестве машин командиров взводов и батарей стали применяться непосредственно установки Sturmgeschütze. Естественно, понадобились дополнительные заброневые объемы под монтаж дополнительного радиооборудования. На штурмовых орудиях, используемых в качестве командирских машин, в левом бронеконтейнере ставились ультракоротковолновые радиоприемники FuG 5, в правом - приемопередающие радиостанции УКВ диапазона FuG 6, за работу с рацией FuG 6 отвечал заряжающий.
Свободное пространство левого бронеконтейнера, кроме того, использовалось для хранения шести дополнительных снарядов к орудию. С бортов рубки были убраны имевшиеся на предыдущих моделях штурмовых орудий наклонные 8-мм бронелисты. В дополнение к прицелам наводчика (Rundblickfernrohr 32 и Sfl.Zielfernrohr 1) командир получил перископический наблюдательный стереоприбор SF142.
По ходу производства машин модели Ausf.E в их конструкцию вносились следующие изменения:
- Приказ по армии № 101 от 20 декабря 1941 г. определял необходимость размещения на танке запасной гусеничной ленты из 11 траков. Для хранения ленты на лобовую часть корпуса наваривался специальный держатель;
- Тем же приказом определялась необходимость установки металлических отражателей струи выхлопных газов и держателей на задних предкрылках для запасных опорных катков;
- Приказом по армии № 23 от 21 февраля 1942 г. вводилась установка торсионных валов диаметром 55 мм на первых трех узлах подвески и валов диаметров 52 м на трех задних опорных катках каждого борта, расстояние между центром опорного катка и днищем корпуса составляло 145 мм. Ранее применялась следующая комбинация торсионных валов: передний диаметром 55 мм, затем валы диаметром 52 мм, 44 мм, 44 мм, 52 мм и снова 55 мм (задний), расстояние между центрами 1-го, 2-го, 5-го и 6-го опорных катков и днищем было, в данном случае, 145 мм., а между центрами 3-го и 4-го опорных катков и днищем - 193 мм. Переход на два типа валов упрощал снабжение запасными частями. Все штурмовые орудия были доработаны под торсионные валы диаметров 52 и 55 мм.
- Приказом по армии № 38 от 7 апреля 1942 г. вводился обогрев боевого отделения за счет отвода горячего воздуха от двигателя.
Установка Sturmgeschütze Ausf.E стала последним штурмовым орудием, вооруженным 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра.
 
Sturmgeschütze Ausf.F
Согласно данным, представленным фирмой Даймлер-Бенц 4 февраля 1942 г., штурмовое орудие модели Ausf.F являлось вариантом машины Ausf.E с усиленным вооружением. Изменение обозначения отражало замену 75-мм пушки с длиной ствола 24 калибра 43-калиберным орудием «7,5cm Sturmkanone 40 L/43». С марта по сентябрь 1942 г. было построено 366 штурмовых орудий модели Ausf.F (номера шасси 91035-91400).
Машина марки Ausf.F проектировалась как модификация самоходки Sturmgeschütze Ausf.E. Изменения в конструкции касались лобовой части рубки, были введены новые контейнеры под более длинные снаряды к новой пушке. Чтобы обеспечить сектор горизонтального наведения в 20 град пришлось увеличить вырез в лобовой части рубки, крыша рубки не изменилась, за исключением установки в ее кормовой части вентилятора под бронеколпаком. Вентилятор предназначался для удаления пороховых газов из боевого отделения после выстрела. Масса машины возросла с 22 т у Ausf.E до 23,2 т у Ausf.F.
Штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными пушками (как со стволами длиной 43, так и со стволами длиной 48 калибров) получили обозначение «Sd.Kfz.142/1». Стоимость одной машины составляла 82 500 рейхсмарок.
Первым подразделением, получившим новые машины, стал батальон штурмовой артиллерии дивизии «Великая Германия», батальон получил 22 штурмовых орудия с пушками «7,5ст Sturmkanone 40 L/43». Начиная с мая 1942 г., в кормовой части корпуса машин устанавливалась закрытая бронеколпаком дымопусковая система Nebelkerzenabwurfvorrichtung.
На совещании у Гитлера, проходившим 6 и 7 мая 1942 г., было решено увеличить, по возможности, толщину лобовой брони штурмовых орудий до 80 мм. В качестве промежуточной меры разрешалось усиливать бронезащиту путем наварки дополнительных накладных листов. Накладная броня увеличивала массу машины примерно на 450 кг, что могло негативно сказаться на ходовых качествах штурмовых орудий, особенно на величине максимальной скорости. Концепция боевого применения штурмовых орудий предусматривала их использование в составе взвода независимо от танков. Поскольку, основной задачей машин являлась непосредственная поддержка пехоты, со снижением скорости можно было смириться.

4 июня Гитлер отдал указание всемерно ускорить работы по доведению лобовой брони штурмовых орудий до 80 мм. Ранее назначенный срок - середина июля 1942 г. - теперь считался слишком поздним. Гитлер также настаивал на увеличении производства штурмовых орудий в кратчайшие сроки до 100 машин в месяц. 23 июня 1942 г. Гитлер вновь декларировал, что увеличение лобовой брони штурмовых орудий является срочным делом. На совещании 28-29 июня 1942 г. было доложено, что усиленную броню получают все вновь построенные машины.
Согласно спецификации №8 от 20 июня 1940 г. штурмовые орудия, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, должны поставляться с установленной дополнительной 30-мм броней. Передача заказчику машин с накладной броней началась с 11 июня. Согласно рапорту от 6 августа 1942 г., в июле 1942 г. было изготовлено 60 штурмовых орудий с лобовой броней толщиной 80 мм и ни одного - с лобовой броней толщиной 50 мм.
На последние 11 машин выпуска июня 1942 г. и все последующие штурмовые орудия наваривались 30-мм бронелисты на лобовую часть рубки и верхний и лобовой листы корпуса. В это же время, две передние фары заменили одной фарой «Notek» (устанавливалась на верхнем лобовом листе корпуса по центру). С августа 1942 г. изменилась конфигурация наклонных лобовых листов рубки (над смотровым прибором механика-водителя и аналогичного листа справа от пушки), угол наклона листов был увеличен; штатный боекомплект увеличили до 54 снарядов за счет отказа от размещения снарядов в индивидуальных контейнерах.

Sturmgeschütze Ausf.F/8
С сентября 1942 г. на сборочной линии штурмовые орудия марки Ausf.F сменили машины модели Ausf.F/8, их выпуск продолжался до декабря 1942 г. Всего было изготовлено 250 машин Ausf.F/8 (номера шасси 91401-91650). Штурмовые орудия Sturmgeschütze Ausf.F/8 строились на базе шасси 8/ZW. танков Pz.Kpfw.III Ausf.J - Ausf.N. Рубка установки осталась практически неизменной по сравнению с рубкой машины Ausf.F. Размер отверстия в люке наводчика под оптическую головку прицела был уменьшен. А сверху предусмотрена возможность монтажа проволочного ограждения. Смотровые двустворчатые люки в верхнем лобовом листе корпуса заменены одностворчатыми, вместо буксировочных крюков, для зацепления тросов предусмотрены отверстия в удлиненных бортовых листах корпуса (аналогичные шасси 8/ZW. танка Pz.Kpfw.III).
Начиная с машин модели Ausf.F/8 складные мачты радиоантенн заменили фиксированными. В крыше моторного отделения были сделаны прикрытые бронеколпаками отверстия, улучшившие охлаждение двигателя, аналогичные изменения вносились и в конструкцию крыши моторного отделения танков Pz.Kpfw.III. Предкрылки надгусеничных крыльев стали более короткими. С ноября 1942 г. смотровые люки тормозных механизмов вновь стали выполняться двустворчатыми.
Начиная с октября 1942 г., накладную броню лобовой части корпуса стали не наваривать, а крепить к корпусу и рубке болтовыми соединениями, что позволило сократить трудозатраты на изготовление одной машины. В декабре 1942 г. несколько штурмовых орудий получили экспериментальные пулеметные щитки, установленные на крыше рубке. Заряжающий, когда он вел огонь из пулемета, теперь получил некоторую защиту от пуль и осколков. Штатной установка щитка на машины Sturmgeschütze Ausf.F/8 стала, начиная с января 1943 г.
В мае 1943 г. штурмовые орудия стали комплектоваться стальными противокумулятивными экранами «Schurzen». Щитки и экраны ставились на ранее построенные машины модели Ausf.F/8, выпуск которых был прекращен в декабре 1942 г. Согласно приказу №21 от 21 октября 1942 г. штурмовые орудия следовало оборудовать системой обмена горячей водой. Аналогичная система использовалась на танках Pz.Kpfw.III для запуска двигателей в холодную погоду; вода из радиаторов танка с работающем мотором поступала в радиаторы «холодной» машины и прогревала мотор.
На совещании у Гитлера 2 октября 1942 г. принимается решение оборудовать большую часть штурмовых орудий гусеницами с траками зимнего типа. В соответствии с принятым решением, до 1 января 1943 г. такие траки должны были получить 75% всех предназначенных к переоборудованию машин. Все штурмовые орудия с зимними гусеницами предназначались для подразделений Групп армий «Север» и «Центр».
Гитлер обратил внимание на неудачную конструкцию дульного тормоза, который при выстреле давал очень много дыма, ограничивающего видимость наводчику и дал указание немедленно принять меры к уменьшению дымообразования при выстреле.  

Sturmgeschütze 40 Ausf.G
Выпуск последней модели штурмового орудия на шасси ZW, Ausf.G, начался в декабре 1942 г. и продолжался вплоть до марта 1945 г. Машины, изготовленные фирмой Алкетт имели номера шасси 91651- 94250., номера шасси машин второй серии, построенной на фирме Алкетт, начинались с №105001. Фирма MIAG начала выпуск штурмовых орудий с февраля 1943 г., номера шасси начинались с №9501.
Машины модели Ausf.G получили командирскую башенку, что привело к увеличению высоты установки до 2160 мм, были ликвидированы бортовые бронеконтейнеры-спонсоны, бортовые листы рубки выполнялись наклонными. Задняя стенка боевого отделения - вертикальная. Бронеколпак вентилятора остался на прежнем месте - по центру задней части крыши боевого отделения, но его высота стала меньше; электромотор вентилятора крепился к крыше боевого изнутри и не выступал по высоте за пределы боевого отделения, над крышей возвышался лишь диск, прикрывающий сверху щель для выхода пороховых газов.
Несмотря на то, что на машинах Ausf.G несколько увеличили высоту боевого отделения в кормовой части, вентилятор все равно мешал работе заряжающего.
В январе 1943 г. вентиляторы стали устанавливать не в крыше боевого отделения, а в середине кормовой стенки рубки.
За счет применения наклонных бортовых листов рубки удалось увеличить внутреннее пространство боевого отделения с обоих сторон орудия в районе рабочего места наводчика. Была улучшена баллистическая защита прицела наводчика. Толщина наклонного бронелиста над местом механика-водителя, так же как и аналогичного бронелиста с правой стороны от орудия, доведена до 30 мм.
На машинах, выпущенных до октября 1943 г. командирская башенка имела круговое вращение и монтировалась на шаровых опорах. Из-за нехватки шарикоподшипников, с сентября 1943 г. стали ставить неподвижные башенки; с августа 1944 г. и до конца войны самоходки вновь стали получать командирские башенки кругового вращения.

Модернизация штурмовых орудий по ходу серийного производства

В отличие от штурмовых орудий более ранних вариантов, которые выпускались в течении относительно коротких периодов сравнительно небольшими партиями, установки Sturmgeschütze Ausf.G строились большой серией почти до самого конца войны, их выпуск прекратился в апреле 1945 г. В ходе серийного производства в конструкцию машин модели Ausf.G было внесено множество изменений, направленных на усиление защищенности, улучшение разгонных характеристик, подвижности и на снижение трудозатрат. Большое количество изменений диктовалось опытом боевого применения штурмовых орудий.

Бортовые противокумулятивные экраны «Schutzen» Дискусиия об установки противокумулятивных экранов «Schutzen» на штурмовые орудия и танки Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV достигла своего пика на совещании у Гитлера 6-7 февраля 1943 г. Фюрер согласился с установкой на бронетехнику экранов, предназначенных для защиты от огня русских противотанковых ружей. Испытательные стрельбы по сплошным металлическим и проволочным экранам Schutzen проводились 20 февраля 1943 г. Стрельба велась из трофейных русских 14,5-мм противотанковых ружей с дистанции 100 м по вертикально стоявшим экранам. Результаты испытаний признали удовлетворительными, не было отмечено ни одной отметки от пуль ружей на основной 30-мм броне, стоявшей за экранами. При обстреле 75-мм снарядами полевой пушки, также не отмечалось случаев повреждения основной брони, закрытой экранами. Сами экраны получили многочисленные повреждения, но оставались пригодными к дальнейшему использованию.
В качестве штатного был выбран сплошной металлический экран. Экраны из проволоки имели меньшую массу, но для их монтажа требовались приспособления новой конструкции, на разработку которой не оставалось времени.
6 марта 1943 г. Гитлер объявил, что он удовлетворен результатами испытаний экранов Schutzen, отныне все новые танки Pz.Kpfw.IV и «Пантера», наряду со штурмовыми орудиями, должны были комплектоваться бортовыми экранами прямо на заводах-производителях, изготовленные ранее боевые машины должны были комплектоваться экранами при проведении ремонтных работ. В начале июня 1943 г. первые фронтовые подразделения получили штурмовые орудия с установленными бортовыми экранами. Считалось, что после проведения подобной доработки, штурмовые орудия готовы к проведению наступательной операции в районе Курска.
Согласно донесениям из фронтовых подразделений, бортовые экраны значительно увеличили выживаемость штурмовых орудий под огнем противотанковых средств, однако крепление экранов оказалось неадекватным, из-за чего экраны часто терялись. В марте 1944 г. машины начали комплектоваться креплениями новой конструкции, представлявшей собой набор сварных треугольных и прямоугольных рам, которые крепились к бортам корпуса.

Антимагнитное покрытие циммерит Покрытие циммерит наносилось на поверхности бронетехники для предотвращения использования магнитных мин, эффективно применяемых противником. Согласно рапорту от 30 июня 1943 г., демонстрация циммеритного покрытия (название покрытия происходит от названия фирмы-разработчика ZIMMER) проводилась на полигоне в Куммерсдорфе 5 и 8 июня 1943 г. Полевые испытания покрытия проводились в 7-й танковой дивизии группы армий «Центр» и в 4-й танковой дивизии группы армий «Юг».
Защитное покрытие для гусеничной бронетехники Покрытие циммерит наносилось на танки Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV, «Пантера», «Тигр», штурмовые орудия истребители танков Pz.Jag 38, Pz.Jag.Hornisse и на ряд других боевых машин.
Ниже приведены приведены способы нанесения циммерита:
a)Циммерит наносится на все наклонные и вертикальные поверхности шасси и надстройки корпуса и даже под противокумулятивные экраны;
b)Циммеритом можно не покрывать экраны Shurzen, крыши корпуса и башни, командирскую башенку, днище корпуса, надгусеничные крылья, съемное оборудование, инструменты, запасные части, предкрылки, фары и т.д.
Расход циммерита на покрытие образцов бронетехники:
-штурмовое орудие - 70 кг;
-танк Pz.Kpfw.IV - 100 кг;
-танк «Пантера» - 160 кг;
-танк «Тигр» - 200 кг
Камуфляжная окраска наносилась непосредственно на циммеритное покрытие безо всякой предварительной подготовки.
Фирма MIAG начала наносить антимагнитное покрытие на штурмовые орудия в сентябре 1943 г. По невыясненным причинам (возможно, из-за экономии времени фирма Алкетт начала наносить циммерит на штурмовые орудия в конце ноября-начале декабря 1943 г.
Приказ от 9 сентября 1944 г. гласил:
-эффективность покрытия - средняя, на вновь изготовленную технику циммерит не наносить.

Дефлектор командирской башенки Для лучшей защиты командирской башенки от пуль и осколков на крыше рубку наваривался стальной дефлектор. Доработку внедрили в серийное производство на фирме Алкетт в октябре 1943 г., на всех вновь построенных штурмовых орудиях дефлекторы стали монтироваться с февраля 1944 г. На машинах более раннего выпуска дефлекторы ставили при проведении ремонтных работ. Полевая модификация представляла собой стальные уголки, приваренные к броне крыши, пространство между уголками заливалось бетоном.

Модернизация основного вооружения и дульного тормоза В мае 1943 г. вместо двухкамерного дульного тормоза на стволы орудий 7,5 cm Sturmkanone 40 начали устанавливать усовершенствованные дульные тормоза с боковыми фланцами. Боковые фланцы уменьшали дымо- и пылеобразование при выстреле. Для продления срока службы орудия и прицела, повышения их сохранности в условиях вибраций,возникающих при движении машины, с июля 1944 г. на штурмовые орудия начали устанавливать фиксатор походного положения ствола. Фиксатор монтировался в передней части корпуса, ствол фиксировался в положении -6 град.
В мае 1944 г. проводилась проработка проекта установки на штурмовое орудие пушки с длиной ствола 70 калибров. Расчеты показали, что установка такой пушки на существующее шасси невозможна.

Поворотная пулеметная турель На совещании у Гитлера, проходившем 16-17 декабря 1943 г., фюрер дал указание оборудовать штурмовые орудия новой пулеметной установкой «Rundumfeuer» с круговым обстрелом и дистанционным управлением. Было закуплено большое количество таких установок, которыми оснастили штурмовые орудия и истребители танков. На 3 апреля 1944 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 27 установок «Rundumfeuer» и отправила их на фронт для проведения испытаний в боевых условиях. Первые отзывы с фронта были благоприятными.
Установка монтировалась на крыше рубки перед люком заряжающего и управлялась из боевого отделения. Наведение пулемета осуществлялось посредством перископического прицела с 3-кратным увеличением и полем зрения 8 град. Поскольку передняя створка люка прежней конструкции упиралась в установку «Rundumfeuer», конструкцию люка пришлось изменить. Люк остался двустворчатым, но створки открывались вправо и влево, а не вперед и назад.

ОРГАНИЗАЦИЯ И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Первые подразделения штурмовых орудий были сформированы на основе штатной структуры, утвержденной 1 ноября 1939 года. Основной организационной единицей стала батарея штурмовых орудий трехвзводного состава. В каждом взводе имелись два StuG III, машина передовых артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz.253 и перевозчик боеприпасов Sd.Kfz.152 с прицепом Sd.Anh.32. На практике, однако, для перевозки боеприпасов часто использовались полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251, а также транспортеры на базе легких танков Pz.I Ausf.A. В апреле 1941 года началось формирование дивизионов штурмовых орудий, каждый из которых включал в себя 18 боевых машин (три батареи).
В ноябре того же года в состав батареи включили седьмое штурмовое орудие — для командира подразделения. В состав дивизиона теперь входили 22 САУ — по семь в каждой из трех батарей и одна — у командира дивизиона. В начале 1942 года состав батареи вновь изменился — число штурмовых орудий во взводе довели до трех, а их общее число в батарее возросло до десяти. 2 марта 1943 года был отдан приказ о формировании так называемых смешанных батарей, в которые входили семь штурмовых орудий StuG III (StuG 40) и три штурмовых гаубицы StuH 42. Очередные изменения в организации произошли в начале 1944 года, когда появились батареи четырехвзводного состава. Причем три взвода вооружались машинами StuG 40, а один — StuH 42. В начале 1944 года началось и формирование бригад штурмовых орудий, имевших различную организацию. В бригаду могло входить от двух до пяти дивизионов штурмовых орудий. Соответственно сильно колебалось число боевых машин в бригадах, тем более, что до конца войны существовали два штата батарей — с 10 и 14 штурмовыми орудиями. Следует отметить, что все части и подразделения штурмовых орудий до 1943 года организационно входили в состав артиллерии, а затем были переданы в состав Панцерваффе.
С 1943 года подразделения штурмовых орудий (роты и батальоны) входили в состав некоторых танковых и панцергренадерских (мотопехотных) дивизий. В составе войск СС не было отдельных батарей, дивизионов и бригад штурмовых орудий. Подразделения этих самоходок организационно включались в штат танковых и моторизованных дивизий СС. Их оргштатная структура была идентична армейской.
В конце войны, в связи с нехваткой танков, штурмовые орудия шли на укомплектование линейных танковых частей, которые перевооружались этими машинами полностью или частично. Поступали штурмовые орудия и на вооружение отдельных противотанковых дивизионов и противотанковых рот пехотных, горнопехотных и даже охранных дивизий.

Формирование первых шести батарей штурмовых орудий StuG III началось в 1940 году в учебном артиллерийском полку (Artillerie Lehr Regiment) в Ютеборг-Дамме. К началу французской кампании удалось закончить формирование только четырех батарей. 640-я батарея поступила в оперативное подчинение моторизованному полку «Великая Германия», 659-я была придана XIII армейскому корпусу, 660-я — 3-й пехотной дивизии. Четвертая батарея — 665-я — прибыла на фронт только в начале июня. Летом 1940 года некоторые подразделения штурмовой артиллерии, в том числе 640-я батарея и новосформированный 184-й дивизион штурмовых орудий (184. Sturmgeschütze Abteilung — StuG Abt), вели интенсивную подготовку к высадке на Британские острова.
В августе — октябре были сформированы 185-й, 190-й и 191-й, а в ноябре — 192-й и 197-й дивизионы штурмовых орудий. Первые три, а также 16-я рота штурмовых орудий полка «Великая Германия» и батарея моторизованной бригады «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» принимали участие в боевых действиях против Югославии и Греции в апреле 1941 года. Следует отметить, что за время французской и балканской кампаний штурмовая артиллерия безвозвратно потеряла только одну машину.

В начальной фазе операции «Барбаросса» принимали участие 12 дивизионов штурмовых орудий (184-й, 185-й, 189-й, 190-й, 191-й, 192-й, 197-й, 201-й, 203-й, 210-й, 226-й и 243-й) и рота штурмовых орудий в составе дивизии «Великая Германия». Дивизионы находились в оперативном подчинении командования групп армий. По состоянию на 1 июня 1941 года в германских войсках, сосредоточенных для нападения на СССР, насчитывалось 250 боеготовых штурмовых орудий. Они интенсивно использовались на всех важнейших участках фронта. Так, в составе группы армий «Север» действовал 185. StuG Abt, прошедший с боями от границы СССР до Ленинграда. Приданный войскам 6-й полевой армии 191. StuG Abt группы армий «Центр» прошел от границы до Юхнова.
22 июня 1941 года Западный Буг форсировал 192.StuG Abt, наступавший в составе дивизии «Мертвая голова». Причем одна его батарея, из числа предназначавшихся для вторжения в Англию, переправлялась по дну. В течение июля 1941 года дивизион потерял три штурмовых орудия. В составе группы армий «Юг» действовали три дивизиона — 190-й, 197-й и 244-й.
Уже после первых столкновений со штурмовыми орудиями советские танкисты оценили всю серьезность этого вида бронетанковой техники противника. Впрочем, штурмовыми орудиями их стали называть не сразу. «Артиллерийский танк-штурмовик», или «Артштурм» (Art-Sturm) — так эта машина именуется, например, в «Памятке по использованию немецких боевых и вспомогательных машин», изданной Воениздатом НКО СССР в 1942 году.

Довольно характерным является боевой эпизод, приводимый в воспоминаниях генерал-полковника танковых войск В.С.Архипова. В канун нового 1942 года 10-я танковая бригада, заместителем командира которой он тогда был, совместно со 124-й стрелковой дивизией вела наступление на г.Обоянь.«Ее левофланговый (124 сд. — Прим. авт.) полк выходил к Обояни с северо-востока, артиллерия уже вела огонь, это мы слышали. Открыл огонь и наш гаубичный дивизион. Под его прикрытием идем вдоль реки, противник молчит. Майор Понивага докладывает: «Вышел на дорогу Белгород—Курск. Сильный огонь». И верно: пропустив танки к дороге, фашисты открыли сильнейший огонь, прямой наводкой. Били десятки орудийных стволов. Комбаты докладывали о потерях. Выезжаю вперед и с какого-то бугра веду наблюдение в бинокль. Снег метет по-прежнему, но теперь он нам не союзник, и вот почему. Основу вражеской обороны составляют штурмовые орудия, то есть самоходные артиллерийские установки, очень низко посаженные, с короткой и сильной 75-мм пушкой. Нам уже приходилось иметь с ними дело, и должен признаться, что это куда более неприятный противник, чем немецкий средний танк Т-4(обозначение танка Pz.Kpfw.IV, очень часто встречающееся в исторических сводках,воспоминаниях советских танкистов,да и собственно, во многих источниках времен СССР - Прим. ред. статьи). Особенно в обороне, когда штурмовое орудие может укрыться даже в высокой траве, в кустарнике, за снежным бугром или в городских развалинах. Вот и сейчас, судя по плотности огня, на южной окраине Обояни, в домах и дворах, стоят в засадах десятка три штурмовых орудий. Они постоянно меняют позиции, снег быстро наметает на броню белые горбики, и поэтому даже метров с пятидесяти трудно заметить эту машину среди разрушенных домов».
Этот эпизод хорошо объясняет, почему безвозвратные потери штурмовых орудий к концу 1941 года составили всего 96 единиц. Тогда как для танков Pz.IV за тот же период эта цифра равнялась 348 (38% и 79% от первоначального количества соответственно!).
Зимой 1942 года наиболее интенсивные бои с участием штурмовых орудий велись на Восточном фронте в районе Демянска (среди немецких войск, окруженных в «демянском котле», находился 184. StuG Abt) и в районе Старой Руссы. В ходе этих боев 184-й дивизион понес большие потери и был выведен в тыл на переформирование.

Первые САУ StuG III, вооруженные 75-мм орудием с длиной ствола в 43 калибра, появились на Восточном фронте весной 1942 года. Одним из первых ими был оснащен дивизион штурмовых орудий моторизованной дивизии «Великая Германия». Теперь немецкие САУ, и до этого являвшиеся грозным противником, получили еще большие шансы на победу при встрече с любым советским танком. С этого момента StuG III все чаще стал использоваться именно для борьбы с танками, а не для непосредственной поддержки пехоты. Умело используя низкий силуэт своих машин и грамотно применяясь к местности, экипажи штурмовых орудий подпускали советские танки почти вплотную и открывали огонь на поражение. Так, например, во время боев в районе Ржева 28 — 31 августа 1942 года, отбивая атаку за атакой, 667. StuG Abt уничтожил 83 советских танка. В окрестностях Ржева воевал и дивизион штурмовых орудий дивизии «Великая Германия».
Первые StuG III Ausf.F/8 с 75-мм пушками с длиной ствола 48 калибров получил 190. StuG Abt, действовавший на Керченском полуострове. Затем его перебросили под Севастополь, и он совместно с 197. StuG Abt участвовал в штурме города. Любопытно отметить, что в ряде зарубежных источников, в частности польских, сообщается, что подразделения этих дивизионов штурмовали форты «Сибирь» и «Ленин». Подобная информация — еще одно свидетельство «высокой достоверности» многих иностранных публикаций, поскольку фортов с такими названиями, как, впрочем, и фортов вообще, в системе сухопутной обороны Севастополя просто не было.
В составе 6-й полевой армии генерала (а затем фельдмаршала) Паулюса имелось два дивизиона штурмовых орудий — 244-й и 245-й. Оба они нашли свой конец в ходе Сталинградской битвы. Последнее штурмовое орудие 245-го дивизиона, например, было подбито 28 января 1943 года — за несколько дней до капитуляции немецких войск.
По состоянию на 26 ноября 1942 года на Восточном фронте находилось 20 дивизионов штурмовых орудий, в которых имелось 347 боеготовых машин и 101 САУ в ремонте. В целом же за 1942 год безвозвратные потери немцев на Восточном фронте составили 332 штурмовых орудия.
В 1942 году StuG III получили боевое крещение на Африканском континенте. Правда, было их там совсем немного. В начале года взвод из трех штурмовых орудий Ausf.D вошел в состав противотанковой роты 5-й легкой дивизии Немецкого Африканского корпуса. В мае он принял участие в сражении у Газалы. Для Африканского корпуса формировался дивизион штурмовых орудий, однако две его батареи отправили в Россию, а третью, так называемую батарею «Африка» из шести StuG 40 Ausf.F/8, в ноябре 1942-го перебросили на Сицилию, а потом — в Африку. Впрочем, до последней добрались только четыре САУ: транспорт, на котором в числе прочего груза находились две боевые машины, был потоплен английской авиацией. Батарея «Африка» вошла в состав 90-го артиллерийского полка, а позже — воздушно-десантной бригады «Ватске», участвовала в боях на Кассеринском перевале и в мае 1943 года капитулировала вместе со всеми итало-немецкими войсками в Северной Африке.

В 1943 году театром массового применения штурмовых орудий по-прежнему оставался Восточный фронт. Из сражений этого года крупнейшим, без сомнения, является операция «Цитадель», более известная как Курская битва. Достаточно сказать, что в ней принимали участие 455 штурмовых орудий, что составляло более половины боевых машин этого типа, находившихся на Восточном фронте. К 30 июня 1943 года здесь действовали 26 бригад и дивизионовштурмовых орудий, в которых насчитывалось 35 машин StuG III Ausf. А—Е, 727 StuG 40 Ausf. F—G и 57 штурмовых гаубиц StuH 42. В ходе Курской битвы штурмовые орудия в основном применялись как противотанковые САУ, ведя огонь из засад по атакующим советским танкам.
По свидетельству красноармейцев в боекомплектах захваченных «артштурмов» практически отсутствовали осколочно-фугасные боеприпасы. Ожесточенность боев в ходе сражения под Курском сказалась и на потерях. В течение июля — августа 1943 года немцы лишились 273 штурмовых орудий и 38 штурмовых гаубиц. Общие же потери за весь год составили 1492 и 73 боевые машины соответственно. Причем усилиями ремонтных служб удалось вернуть в строй только 208 штурмовых орудий.
К 1 июня 1944 года на Восточном фронте воевало уже 32 бригады штурмовых орудий. В составе группы армий «Север» действовали 184-я, 226-я, 303-я, 909-я и 912-я бригады, в группе армий «Центр» — 177-я, 185-я, 189-я, 190-я, 244-я, 245-я, 281-я и 904-я, а также 667-я бригада штурмовой артиллерии, в группе армий «Северная Украина» — 210-я, 237-я, 259-я, 270-я, 300-я, 301-я, 311-я, 322-я и 600-я бригады, в группе армий «Южная Украина» - 228-я, 243-я, 259-я, 278-я, 286-я, 325-я, 905-я и 911-я бригады, а также подразделение штурмовых орудий дивизии «Великая Германия». В этих частях насчитывалось 615 САУ StuG 40 и StuG IV и 95 StuH 42. В ремонте находилось 158 штурмовых орудий и 25 штурмовых гаубиц.

В 1944 году потери материальной части немцам в основном удавалось восполнять за счет ремонта и нового производства. Так, в течение июня — июля германские войска, например, потеряли на Восточном фронте 878 штурмовых орудий, получив взамен 875. Соответственно на Западном фронте это соотношение составляло 95 и 71, а в Италии — 118 и 85. Небезынтересно отметить изменение динамики потерь на разных театрах военных действий: в сентябре 1944 года, в связи с затишьем на Восточном фронте потери штурмовых орудий составили всего 256 единиц, причем их с лихвой восполнили — войска получили 291 машину. В то же время во Франции, где бои достигли своего апогея, немцы потеряли 356 штурмовых орудий, а взамен получили всего 186. В целом же за 1944 год немецкие войска потеряли 3765 StuG III (StuG 40), 125 StuG IV и 464 StuH 42. Усилиями ремонтных служб в том же году в строй были возвращены 666 штурмовых орудий и 41 штурмовая гаубица.
Что касается конца 1944 и 1945 года, то для этого периода характерно разрастание номенклатуры частей и подразделений штурмовой артиллерии. Дело в том, что 20 августа 1944 года были утверждены новые штаты типовой панцергренадерской дивизии (Panzer-Grenadier Division), представлявшей собой фактически усиленную танками моторизованную пехотную дивизию. Эти соединения появились в конце 1942 года и в качестве штатного усиления имели в своем составе батальон САУ StuG III. В мае 1944 года батальон стал смешанным — Panzer-Sturmgeschütze-Abteilung, а в августе — однородным и насчитывал 45 StuG III. Однако фактически, при формировании панцергренадерские дивизии получали на вооружение самую разнообразную технику: от «Пантер» до истребителей танков Pz.IV/70. Несмотря на это именно штатная структура Pz.StuG Abt была положена в основу при формировании отдельных бригад штурмовых орудий.
Как уже упоминалось, в бригады штурмовых орудий в 1943 — 1944 годах были переформированы большинство отдельных дивизионов, причем без увеличения численности САУ. К окончанию войны можно было выделить по меньшей мере шесть видов бригад, отличавшихся названием и штатной структурой: Sturmgeschütze-Brigade — отдельная бригада штурмовых орудий, Heeres-Sturmgeschütze-Brigade — отдельная армейская бригада штурмовых орудий, Heeres-Sturmartillerie-Brigade — отдельная бригада штурмовой артиллерии, Fallschirm-Sturmgeschütze-Brigade (LL-Luftlande) — отдельная наземная бригада штурмовых орудий ВВС, leichte Sturmgeschütze-Brigade 190 — легкая бригада штурмовых орудий (на сегодняшний день имеются сведения только об одной бригаде такого формирования), Sturmgeschütze-Lehr-Brigade — отдельная учебная бригада штурмовых орудий (наиболее известны 111-я и 902-я учебные бригады штурмовых орудий и Lehr-Brigade Schill).
В 1945 году подавляющее большинство отдельных дивизионов штурмовых орудий были переформированы в противотанковые дивизионы — Panzer-Jäger-Abteilung. В отдельных случаях формировались Sturmgeschütze-Ersatz-Abteilung — батальон штурмовых орудий танковых войск временного формирования, представлявший собой боевую группу штурмовых орудий. В конце 1944 года началось формирование бригад штурмовой артиллерии нового штата: Heeres-Sturmartillerie-Brigade (отдельная армейская бригада штурмовой артиллерии), имевшая в своем составе 45 штурмовых орудий, и Heeres-Sturmgeschütze-Brigade (отдельная армейская бригада штурмовых орудий), имевшая в своем составе 31 штурмовое орудие. От бригад прежней организации они отличались наличием батареи пехоты трехвзводного состава и взвода саперов. Однако далеко не все части штурмовой артиллерии были переформированы, и достаточно большое количество бригад старой организации вели боевые действия до конца войны. На начало 1945 года до 60% всех бригад составляли Heeres-Sturmartillerie-Brigade, до 35% — Sturmgeschütze-Brigade, а на остальные проценты приходились бригады штурмовых орудий ВВС, учебные бригады и некоторые другие соединения.

Бригады штурмовых орудий в основном укомплектовывались САУ StuG 40 или StuG IV, а также StuH 42. С января 1945 года, в зависимости от элитности, большинство бригад получило от взвода до нескольких батарей противотанковых САУ Pz.IV/70(A). В то же время в реальной боевой обстановке в их состав включались самые разные танки и самоходные установки. По состоянию на 1 марта 1945 года в частях и соединениях вермахта, люфтваффе и войск СС насчитывалось 3067 штурмовых орудий StuG 40 (StuG III), 540 StuG IV и 577 штурмовых гаубиц StuH 42. Соответственно 277, 33 и 5 машин находились в Армии резерва. Несмотря на катастрофическое для Германии развитие ситуации в 1945 году, промышленность Третьего рейха смогла до конца апреля изготовить 1038 StuG 40, 127 StuG IV и 98 StuH 42. Немецкая статистика обрывается 28 апреля 1945 года.



Чертежи и схемы Sturmgeschütze III

Список источников:


Журнал "Бронеколлекция" №6 2001 год "Штурмовое орудие StuG III"
Журнал "Военно-техническая серия" №№154-156 "StuG III"
Журнал "Военные машины" №96 "StuG III Ausf.G"
Категория: Артиллерия Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (03.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 14214 | Теги: StuG III, Sturmgeschütze III | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]