Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Межвоенный период

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231/232/263(6-Rad)
Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231/232/263(6-Rad)

В годы 2-й Мировой войны немецкая армия использовала несколько типов бронеавтомобилей. Самыми легкими были двухосные броневики, более тяжелые машины имели три оси, а самыми тяжелыми были четырехосные бронеавтомобили.

История создания тяжелых трехосных бронеавтомобилей
Скромный бюджет Рейхсвера в начале 1930-х годов не позволил немецкой армии обзавестись перспективными четырехосными бронеавтомобилями. Предпочтение отдавалось более простым и дешевым образцам, созданным на базе стандартных трехосных грузовых шасси (6x4), оборудованных дополнительными задними постами управления.
К середине 30-х годов немецкая армия приняла на вооружение целую гамму разведывательных бронеавтомобилей, которые, подобно всем военным машинам, рассчитанным на выполнение специальных функций, получили обозначение "Sonderkraltfahrzeug" — специальная машина, или сокращенно Sd.Kfz. В этот период номера обозначали не конкретную машину, а целый класс машин, вследствие чего в армии царила полная неразбериха: машины, которые не имели ничего общего друг с другом, имели один и тот же номер под обозначением Sd.Kfz. В качестве примера такой ситуации можно привести случай с тяжелым бронеавтомобилем Sd.Kfz.231 Первые модели выпускались на базе шестиколесного шасси, но базой для последующих стало специальное восьмиколесное шасси, однако обозначение машины не изменилось! Чтобы отличать одни машины от других, в их индексы были введены дополнения-идентификаторы. Так, шестиколесный бронеавтомобиль получил обозначение Sd.Kfz.231(6-Rad), а восьмиколесный — Sd.Kfz.231(8-Rad). Серия шестиколесных бронемашин Sd.Kfz.231(6-Rad) стала первой в ряду тактических бронемашин, принятых на вооружение вермахта.

14 февраля 1930 года в министерстве вооружений состоялось совещание, на котором было решено продолжить начатые в 1929 году эксперименты с 1.5-тонными трехосными неполноприводными (6x4) шасси коммерческих грузовиков с целью определения пригодности этих машин для создания на их базе бронеавтомобилей. Объектами пристального внимания военных стали трехосные шасси G-3 фирмы "Даймлер-Бенц", G-31 фирмы "Бюссинг-НАГ" и М-206 фирмы "Магирус". Все эти шасси были практически одинаковыми и отличались лишь незначительными техническими деталями.
Первой в 1932 году представила свои прототип фирма "Даймлер-Бенц". Модифицированное серийное коммерческое шасси G-3 при массе 2.2 тонны имело большую базу — 3200+950 мм. В кормовой его части смонтировали дополнительный механизм управления, который использовался при езде задним ходом. Возле обеих рулевых колонок находились конические передачи, соединенные карданным валом. С помощью этого устройства действие рулей синхронизировалось. Передняя рулевая колонка располагалась под большим углом наклона, позволявшим ей вписываться в конфигурацию кузова. На шасси был установлен бронекорпус массой 2,3 тонны, сконструированный специалистами фирмы "Дойче верке" в Киле. Так появился первый прототип бронеавтомобиля с колесной формулой 6x4. Машина была вооружена одним пулеметом MG-13, расположенным во вращающейся башне.

В ходе испытаний всплыли некоторые недостатки: передняя ось была перегружена, а слишком большая база отрицательно сказывалась на проходимости машины. Система охлаждения двигателя оказалась неэффективной, требовалось увеличить поверхность и обьем радиаторов не менее чем на 20 %.
В марте 1931 года фирма "Даймлер-Бенц" представила новый вариант шасси G-3, первоначально называвшийся G-4, а с мая 1931 года — G-3а. Прежние недостатки удалось устранить, кроме того новое шасси отличалось усиленной подвеской, а коробка передач имела реверс, позволявший двигаться задним ходом на тех же передачах, что и при езде вперед. Цена серийного коммерческого шасси составляла 19000 рейхсмарок, цена же армейского варианта достигала 24340 рейхсмарок.

В 1933 году был готов образец бронемашины фирмы "Бюссинг-НАГ". Фирма "Магирус" с опозданием подключилась к конкурсу, представив свою модель на шасси М-206р в 1934 году. Шасси обоих прототипов оснащались дополнительным постом управления, позволявшим двигаться задним ходом, не разворачивая машины. Кроме того, они имели две приборные доски, в то время как у прототипа "Даймлер-Бенц" была только одна приборная доска, установленная спереди. Шасси М-206р выгодно отличалось от конкурентов тем, что позволяло двигаться с одинаковой скоростью как вперед, так и назад, а установленный перед задней осью специальный каток облегчал преодоление препятствий.
В ноябре 1932 года министерство вооружений заказало 37 экземпляров шасси G-3а и 16 экземпляров шасси G-31, позднее было заказано несколько шасси М-206р. Трехосные бронеавтомобили выпускались в трех вариантах, которые различались вооружением и оборудованием. Бронекорпуса к ним проектировали и выпускали фирмы "Дойче верке" в Киле и "Дойче Эдельштальверке" в Ганновер-Линдене. По этой причине бронеавтомобили имели некоторые внешние отличия, особенно в передней части корпуса. В частности, машины выпущенные на базе шасси фирмы "Магирус", отличались конфигурацией передней части капота и крыльями передних колес.

Первый вариант трехосного бронеавтомобиля сначала назывался Sd.Kfz.67, но вскоре его обозначение сменили на Sd.Kfz.231. В 1937 году после принятия на вооружение четырехосного бронеавтомобиля Sd.Kfz.231(8-Rad), старым трехосным броневикам присвоили окончательное обозначение Sd.Kfz.231(6-Rad). Полностью закрытые бронекорпуса и башни изготавливались методом сварки из листов катаной стали толщиной 8-14,5 мм, которые устанавливались с большими углами наклона, что повышало их пулестойкость и обеспечивало экипажу надежную защиту от пуль со стальным сердечником, осколков снарядов и мин.

Описание конструкции
Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) представляли собой тяжелые бронеавтомобили, предназначенные для проведения разведки и поддержки пехоты. Это были дорожные бронеавтомобили, рассчитанные на эксплуатацию в местности с развитой дорожной сетью. Проходимость бронеавтомобилей этих типов оставляла желать лучшего.
Корпус
Корпус бронеавтомобилей собирался из гетерогенных бронеплит толщиной 8 (борта, крыша) и 14.5 (лобовая броня) мм. Технологически корпус собирался из трех частей, соединявшихся между собой при помощи сварки. Кузов имел многоугольную форму с наклонно расположенными бортами. Броня выдерживала попадание пуль и осколков. Каркас кузова сваривался из тавровых профилей.
В передней части корпуса размещалось двигательное отделение. За моторным отсеком располагался главный пост управления с рабочим местом водителя. Его сиденье размещалось у левого борта машины. Над головой водителя имелся круглый бронеколпак, который поднимался и откидывался назад. Справа от водителя бронеавтомобиля располагался радист. В крыше над ним был предусмотрен большой прямоугольный двустворчатый люк, через который можно было покинуть машину или попасть в нее. Для наблюдения за местностью служили две смотровые щели в передней бронеплите и по одной в правом и левом бортах корпуса. Все они, за исключением смотровой щели радиста, имели бронекрышки, которые опускались в боевой обстановке. Задний пост управления машиной располагался по центру в кормовой части боевого отделения и использовался для срочного отхода, а также в тех случаях, когда места для разворота почти шестиметровой машины было недостаточно. Управление с заднего рулевого поста становилось возможным при включении механизма реверса, входившего в состав трансмиссии. При необходимости место водителя кормового поста управления занимал любой член экипажа. Обзор ему обеспечивали три смотровые щели, две из которых располагались по бортам, а одна — посередине задней стенки кормового поста управления. Как и спереди, сзади над местом водителя также имелся круглый бронеколпак. Доступ в машину обеспечивали экипажу двустворчатые люки, имевшиеся на обоих бортах корпуса.
На передних крыльях крепились габаритные штыри и фары. Радиатор закрывали регулируемые бронированные жалюзи. Переднее и заднее место водителя оборудовалось вентиляционными люками, прикрытыми сверху бронеколпаком. Сзади располагались позиционные огни. К крыльям прикреплялись металлические контейнеры с запасными частями. В бортах кузова также располагались контейнеры, на наружной стенке бортовых контейнеров устанавливались габаритные огни.

Башня
Каркас башни собирался из стальных профилей и обшивался бронелистом толщиной 8 мм. Лобовой лист брони (маска пушки) достигала толщины 14.5 мм. В правой части лобового листа башни в подвижной бронировке были смонтированы 20-мм пушка KwK 30 L/55 и 7,92-мм пулемет MG-13 (позже MG 34). В вертикальной плоскости вооружение наводилось на цель в секторе от -12° до +20°. Возимый боекомплект состоял из 200 выстрелов к пушке и 1500 патронов к пулемету. Для наведения пушки на цель стрелок пользовался телескопическим прицелом TZF 3а. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.
Один из прототипов фирмы "Даймлер-Бенц" был оснащен дополнительным пулеметом MG-13, который монтировался в шаровой установке справа от водителя. Однако серийные машины такого пулемета не имели.
Попасть в башню и, соответственно, в машину можно было через два больших двустворчатых люка, один из которых находился на крыше, а второй на задней закругленной стенке башни. В каждой створке заднего люка имелись узкие смотровые щели. В лобовой плите башни перед местом командира машины находилась смотровая щель с бронекрышкой. Кроме того, в бортах башни были предусмотрены стрелковые амбразуры, через которые экипаж мог вести огонь из личного оружия. На крыше башни находился двухстворчатый люк, и станок для крепления зенитного пулемета. По бокам башни изнутри крепились магазины с боеприпасами.

Силовая установка
Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) оснащались четырех- и шестицилиндровыми карбюраторными двигателями жидкостного охлаждения. Основные технические характеристики этих двигателей приведены в таблице.
Сцепление - двудисковое Fichtel & Sachs G230 КМ или G238 КНМ с гидроуправлением. Двигатели оснащались одним двухкамерным карбюратором Solex 40 BFLH (Magirus), 40 MMOVS (Buessing-NAG) или Zenitn (Daimler-Benz). В качестве топлива двигатель использовал бензин OZ74 с октановым числом 74. Емкость двух топливных баков 90-110 л. Расход топлива 35-40 л на 100 км. Расход масла около 1 л на 100 км.
Коробка передач механическая Daimler-Benz Maybach DSG 40, Zahnradfabrick или Buessing-NAG - пять передач вперед и задний ход. Переключение передач осуществлялось при помощи рычага, расположенного справа от места механика-водителя. Тормоза механического типа. Ручной тормоз действовал на заднюю ось (Daimler¬Benz) или КПП (Magirus).

Шасси
Ходовая часть - шесть колес, подвешенных к раме при помощи маятников и амортизированных при помощи плоских рессор. Ведущими были две задние оси. Рулевое управление действовало на переднюю ось. Обе задние оси несли сдвоенные колеса. Проводились испытания бронеавтомобиля на базе шасси G-3а со сдвоенными колесами на передней оси. Шины - типа Continental резиновые, пневматические, низкого давления, размером 6.0x20. Ступицы колес штампованы из металлического листа и защищены дополнительной броней толщиной 4 мм. Колеса накачивались при помощи ножного насоса.
В задней части корпуса крепилось запасное колесо. Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232 (6-Rad) производства компании Magirus оснащались дополнительными роликами, установленными под днищем, облегчавшим преодоление преград.

Вооружение
Вооружение бронеавтомобилей состояло из 20-мм пушки Bordkanone 30, в дальнейшем переименованной в 2 cm KwK 30 L/55 (длина ствола 1100 мм). Это была автоматическая пушка с воздушным охлаждением ствола и магазинным питанием (10 выстрелов). Теоретическая скорострельность составляла 280 выстрелов в минуту, а практическая - 100 выстрелов в минуту.
Маска пушки позволяла осуществлять вертикальную наводку в секторе -12°...+20°. Пушка могла также вести огонь бронебойными снарядами PzGr (начальная скорость 780 м/с) и подкалиберными PzGr 40 (1050 м/с). 20-мм бронебойный снаряд пробивал на дистанции 500 метров броню толщиной 14 мм, расположенную под углом 30°. На дистанции 100 метров бронепробиваемость составляла 20 мм. Подкалиберный снаряд пробивал со 100 метров броню толщиной до 49 мм, а с 500 м - до 20 мм. Боезапас составлял 200 выстрелов.
Кроме пушки, бронеавтомобиль был вооружен пулеметом Dreyse MG-13 калибра 7.92-мм. Пулемет располагался в башне и был спарен с пушкой. Масса танковой модификации пулемета составляла 8.76 кг, длина ствола - 1340 мм. Начальная скорость легкой пули - 890 м/с, теоретическая скорострельность - 530-600 выстрелов в минуту, эффективная дальность огня - 2000 метров. Пулемет имел магазинное питание, емкость коробчатого магазина - 25 патронов. Охлаждение пулемета осуществлялось окружающим воздухом.
Для сравнения, советские бронеавтомобили БА-6/БА-10 были вооружены двумя 7.62-мм пулеметами ДТ и 45-мм пушкой. Вооружение бронеавтомобиля М8 "Greyhound" состояло из 37-мм пушки М6 и 1-2 пулеметов Browning калибра 7.62 или 12.7-мм.
 
Электрооборудование
Электропроводка - одножильная, защищенная предохранителями, рабочее напряжение 12В. Генератор Bosch FQA 300/12-600 мощностью 300 Вт. На Sd.Kfz.263 устанавливали генератор Bosch мощностью 600 Вт. Стартер Bosch BJH 1.4/12 или Bosch DZR 2/ЗХ. Зажигание - электрическое. Кроме электрического стартера существовала возможность пуска двигателя при помощи рукоятки, соединявшейся непосредственно с валом двигателя.
Дополнительным источником тока служила аккумуляторная батарея Bosch емкостью 110 А/ч напряжением 12 В. Электрическое питание имела подсветка приборной панели, задние огни, фары, звуковой сигнал, радиостанция, а также спуск пушки и пулемета.

Оптика и радиооборудование
Бронеавтомобили Sd.Kfz 231/232/263 (6-Rad) оснащались прицелами TZF 3а (пушка) и Kgz 1 (пулемет). Стандартное радиооборудование состояло из радиостанции FuG Spr Ger "А” и большой рамочной антенной, смонтированной над корпусом и башней. Антенна состояла из изогнутых параллельных трубок крепившихся на двух кормовых и двух башенных кронштейнах. Последние соединялись вверху с антенной через опору с подшипником, поэтому при вращении башни антенна оставалась в неизменном положении. Высота бронемашины с антенной составляла 2870 мм. Дополнительно каждый бронеавтомобиль комплектовался комплектом сигнальных флажков и ракетницей.
В состав дополнительного оборудования входили маскировочные сетки, аптечка первой помощи (в зажиме у основания башни), огнетушители, запасные части и инструменты (домкрат, рычаг, лом, лопата, топор и др.). Канистры с топливом и водой крепились к зажимам на крыльях и броне силового отделения.

Всего было построено 123 машины Sd.Kfz.231/232(6-Rad).

Третья модификация Sd.Kfz.263 представляла собой бронемашину управления и связи, оснащенную радиостанцией большого радиуса действия. Над корпусом и башней машины была смонтирована большая рамочная антенна, прозванная из-за своей формы "матрасом". Особенности крепления рамочной антенны вынудили конструкторов сделать башню бронеавтомобиля неподвижной. В задней части корпуса располагалась дополнительная телескопическая антенна. Из вооружения остался один 7.92-мм пулемет MG-34 с боекомплектом 600 патронов. Высота бронемашины с антенной составляла 2930 мм, а ее экипаж насчитывал пять человек. Всего было выпущено 28 бронемашин типа Sd.Kfz.263 (6-Rad)

Шестиколесные бронеавтомобили могли выполнять три функции разведки, огневой поддержки и связи. Однако, несмотря на трехосное шасси, они обладали весьма посредственной проходимостью, и их даже называли "дорожными" бронеавтомобилями.
В период с 1932 по 1937 год было выпущено 123 бронемашины модификаций Sd.Kfz.231/232 (6-Rad) и 28 машин связи Sd.Kfz.263. На долю фирмы "Даймлер-Бенц" пришлось 36 машин Sd.Kfz.231/232 и 28 Sd.Kfz.263, фирмы "Бюссинг-НАГ" — 12 Sd.Kfz.231/232 и фирмы "Магирус" — 75 Sd.Kfz.231/232. Их дальнейший выпуск и развитие не имели смысла, так как в середине 30-х годов появились более мощные восьмиколесные бронемашины, обладавшие лучшими тактико-техническими характеристиками и с успехом выполнявшие все те задачи, которые ставились перед бронемашинами серии 231.

Организация частей
В 1935-1940/41 годах тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) входили в состав разведывательных частей танковых, легких и моторизованных дивизий вермахта. Нет сведений о том, что подобные бронеавтомобили использовались в частях СС. Трехосные бронеавтомобили, вооруженные 20-мм пушкой, поддерживали легкие бронеавтомобили Sd.Kfz.221/222/223 и Kfz.13/14.
В разведывательном батальоне танковой дивизии тяжелые бронеавтомобили находились в составе двух отделений радиосвязи взвода связи (по одному Sd.Kfz.263 на отделение) и в роте бронеавтомобилей (по одному Sd.Kfz.263 в отделении связи). Во взводе тяжелых бронеавтомобилей (schwere Panzerspaehwagen Zug) имелось по три Sd.Kfz.231 (6-Rad) и три Sd.Kfz.232 (6- Rad). Кроме того, в батальоне связи в составе радиороты имелось шесть отделений радиосвязи и в каждом отделении находилось по одному Sd.Kfz.263. В составе роты телефонной связи в 1-м и 3-м взводах было по одному отделению радиосвязи, оснащенному Sd.Kfz.263. (Данные согласно штатному расписанию KStN 1162 от 1 октября 1938 года). Такую структуру имели во время польской кампании 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 10-я танковые дивизии, а также 1-я и 3-я легкие дивизии. В составе 2-й и 4-й легких дивизий был не разведывательный батальон, а разведывательный полк. В составе разведполка имелся батальон бронеавтомобилей, насчитывавший четыре (2-я легкая дивизия) или три (4-я легкая дивизия) роты. В роте было три Sd.Kfz.231, три Sd.Kfz.232 и один Sd.Kfz.263. Итого, разведполк располагал 28 или 21 бронеавтомобилем, вместо 7. В состав танковой дивизии "Kempf” входил разведывательный батальон СС "Deutschland”, не имевший ни одного тяжелого бронеавтомобиля. Моторизованные дивизии оснащались бронетехникой согласно штатному расписанию KStN 1162.
Очень трудно сказать, сколько данная часть имела трехосных бронеавтомобилей, поскольку под понятием "тяжелый бронеавтомобиль” скрывались как трехосные, так и четырехосные бронемашины. Скорее всего в каждой части имелись как те, так и эти машины. Анализ фотоматериалов говорит, что в некоторых дивизиях (например, в 1-й и 10-й танковой или в 1-й легкой) трехосных бронеавтомобилей было больше, чем в других дивизиях. Подобное положение сохранилось до весны 1940 года. В дальнейшем трехосные бронеавтомобили уступили место более совершенным и эффективным видам бронетехники.

Боевое применение
В 1936-1939 годах бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) участвовали в "бескровных походах” вермахта: введении войск в Рейнскую область, аншлюсе Австрии (март 1938), занятии Судет (осень 1938) и аннексии Чехии и Моравии (15 марта 1939 года).
Впервые проверить крепость брони своих машин немцам пришлось в Польше в сентябре 1939 года. Выяснилось, что бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) теряют все свои боевые качества едва съезжают с шоссе. В Польше немцы потеряли более 10 машин этих типов. Поляки, негусто оснащенные противотанковым оружием, смогли довольно успешно бороться с немецкими машинами, защищенными противопульной броней. Бронеавтомобиль можно было вывести из строя метким выстрелом из противотанкового ружья, не говоря уже об огне полевой и противотанковой артиллерии. Любопытным эпизодом в боевой карьере Sd.Kfz.231 (6-Rad) было участие двух машин этого типа, приспособленных к езде по рельсам, в действиях бронепоезда №3.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) участвовали и во французской кампании. Немногочисленные бронемашины этих типов дожили до лета 1941 года и приняли участие в агрессии против Советского Союза.

Окраска и опознавательные знаки
Бронеавтомобили Sd.Kfz.231/232/263 (6-Rad) в 1938-1941 годах были выкрашены целиком в цвет Panzer Grau ("танковый серый”). Машины, служившие в более ранний период, покрывались двухцветным камуфляжем Panzer Grau - Brun (коричневый).
Знаки государственной принадлежности обычно располагались на корпусе, иногда их помещали и на башню (например, в 1940 году в 9-й танковой дивизии). Эмблемы дивизий обычно наносили желтой краской на левое переднее крыло. Тактические обозначения также наносили на крылья, но белой краской. На задних крыльях размещали регистр рационные номера. Спереди регистрационный номер крепили к корпусу машины.
Дополнительно многие единицы немецкой бронетехники несли развернутый на броне силового отделения флаг III Рейха, служивший опознавательным знаком для немецкой авиации. В дальнейшем машины были покрыты трехцветным камуфляжем.
Бронеавтомобили часто имели собственные имена, например "Salzburg”, "Radetzky” и т.п. Эти имена были написаны желтой или белой краской на корпусе или башне.

Список источников:


  • Армейская серия №13 Тяжелые Бронеавтомобили вермахта часть 1 «TORNADO» 1997
  • журнал "Бронеколлекция" №1 2007 г. Бронеавтомобили Вермахта
  • Г.Л.Холявский "Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники.Колесные и полугусеничные бронеавтобили и бронетранспортеры" Минск "Харвест" 2004 г.
Категория: Бронетехника Межвоенный период | Добавил: Sherhhan (29.07.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 2924 | Теги: Sd.Kfz.231(6-Rad) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]