Меню сайта
Классы техники
облако тегов
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436
Web Money R393469303289
Поиск статей
Друзья сайта
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны |
Истребитель танков Jagdpanzer IV L/48
Истребитель танков Jagdpanzer IV L/48 История создания Jagdpanzer IV Ausf. FС ростом и развитием немецких танковых войск выявилась потребность включить в состав танковых частей машины, предназначенные для борьбы с танками противника. Уже в марте 1940 года в Германии создали первый самоходный истребитель танков Panzerjäger I, представлявший собой шасси легкого танка Pz.Kpfw.I Ausf.В с установленной на нем чехословацкой 47-мм противотанковой пушкой Pak 36(t). Следом появился истребитель танков Marder I, созданный на базе шасси французских танков. ![]() Успехи немецких штурмовых орудий Sturmgeschuetz III/40 дали немецким самоходным истребителям танков новый импульс для развития. Требовалась хорошо защищенная машина с низким силуэтом. Новый истребитель танков первоначально назывался neu Sturmgeschuetz (новое штурмовое орудие), то есть его создатели еще не различали штурмовую артиллерию и самоходные истребители танков. Но вскоре оказалось, что создать новое штурмовое орудие быстро не удастся. Прототип обещали не ранее середины 1943 года. Поэтому фирма Vomag AG предложила новый истребитель танков на шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV Sd.Kfz.161, получивший название Jagdpanzer IV Sd.Kfz.162 Ausf.F, вооруженный 75-мм пушкой 7,5 cm Pak 39 L/48. Первоначально планировалось создать истребитель танков на базе StuG III/40. Фирма Alkett предложила три варианта таких машин, несущих разное вооружение. ![]() Гитлер согласился с тем, что до начала серийного выпуска длинноствольной 75-мм пушки, на истребитель танков будут устанавливать обычную 7.5 cm Pak 39 L/48. ![]() Высота машины составляла всего 1700 (1720) мм. что позволяло действовать незаметно. Пушка монтировалась в шаровидной маске, что позволяло отказаться от сложного механизма вертикальной наводки. Лобовая броня рубки представляла собой наклонную под углом 15° плиту толщиной 80 мм, способную выдержать попадание 76-мм снаряда советских и американских пушек. 20 октября 1943 года на полигоне в Арисе (Восточная Пруссия) был представлен прототип с рубкой, выполненной из мягкого железа. Вскоре Гитлер приказал начать серийный выпуск машины. В конце 1943 года на фирме Vomag собрали еще два прототипа. По сравнению с последующими серийными машинами прототипы и машины нуль-серии имели закругленное соединение лобовой и бортовой брони рубки. У серийных машин бронеплиты были перевязаны как у танков Pz.Kpfw.IV, что повышало прочность соединения плит. Любопытным образом удалось решить вопрос со вспомогательным вооружением. ![]() Истребитель танков был во многом унифицирован с Pz.Kpfw.IV, от которого без изменений унаследовал корпус, ходовую часть, трансмиссию, двигатель, электрооборудование. По сравнению с Pz.Kpfw.IV изменилось положение топливных баков. У танка баки находились под поликом боевого отделения, а у Jagdpanzer IV баки находились на месте стрелка-радиста и под пушкой. ![]() Модификации и выпуск Две машины нуль-серии получили модифицированную маску пушки. Уже в январе 1944 года провели первую модификацию серийных машин. Рядом с люком наводчика в крыше рубки установили гранатомет Nahvertiedigungswaffe. В феврале на лобовой броне установили крепления для 14 запасных гусеничных траков. Весной запасные траки перенесли на корму машины. Это было сделано с тем, чтобы разгрузить переднюю часть машины.![]() В марте 1944 года отказались от левой бойницы в лобовой броне, которую впредь наглухо заваривали. Машины, выпускавшиеся в конце марта-начале апреля 1944 года оснащались Rundumfeuer Maschinengewehr, то есть пулеметом MG 42, установленном на крыше рубки на специальном станке и обслуживаемом дистанционно с места наводчика. Одновременно модифицировали маску пушки. Начиная от машины с номером шасси 320301, лобовую броню увеличили с 60 до 80 мм, а бортовую с 30 до 40 мм. Левая бойница отсутствовала. Машины, выпущенные до конца мая, оснащались дульным тормозом. Однако в боевых частях дульный тормоз обычно снимали, так как из-за него при стрельбе поднималась пыль, которая затрудняла прицеливание и демаскировала машину. Запасные опорные катки перенесли на надмоторную плиту. Изменилось крепление перископа. Летом 1944 года часть машин получила бронированные колпаки воздухозаборников системы охлаждения двигателя. Последнюю модификацию провели в сентябре 1944 года. На машины установили три цельнометаллических вместо четырех обрезиненных поддерживающих катка. Одновременно отказались от обмазывания бронетехники циммеритом. ![]() Серийный выпуск начался в январе 1944 года, когда построили первые 30 машин. Завершился выпуск в октябре 1944 года. Дополнительно в ноябре собрали два последних Jagdpanzer IV. В результате налетов союзнической авиации на заводы Vomag AG. а также на предприятия смежников, например, Zahnradfabrik AG во Фридрихсхафене, выпускавший коробки передач, темпы выпуска были ниже запланированных. Пика производство достигло в июле (140 штук) и июне (120 штук) 1944 года. В апреле фирма Vomag AG прекратила производство танков Pz.Kpfw.IV, полностью переключившись на выпуск истребителей танков. ![]() Комплектующие для Jagdpanzer IV поставляли те же предприятия, что были поставщиками деталей для Pz.Kpfw.IV. Броневые листы поставляла фирма Witkowitzer Bergbau und Eisenhuetten Gewerkschaft в Витковицах (Моравия), вооружение изготавливала фирма Rheinmeta11-Borsig в Унтерлюссе и Seitz в Кройцнахе. Описание конструкции Истребитель танков Jagdpanzer IV имел стандартную компоновку. В передней части машины, слева от коробки передач, находилось место механика-водителя. В центре боевого отделения, у правого борта находился стрелок-радист, обслуживающий курсовой пулемет. Еще два члена экипажа занимали места у левою борта рубки: впереди находился наводчик, за ним - командир машины. Сиденье командира машины находилось под круглым люком в крыше рубки.![]() Корпус и рубка Корпус и рубка сваривались из прокатанных гетерогенных бронеплит. Толщина брони колебалась на разных участках. Под сиденьем наводчика находился эвакуационный люк диаметром 440 мм. Броню изготавливали на фирме Dortmunder-Huehler & Со в Капфенберге, а также на сталелитейном заводе в Витковицах. Бронеплиты соединялись методом сварки между собой и к каркасу корпуса, собранного из стальных профилей. Двигатель На истребители танков Jagdpanzer IV устанавливали карбюраторные четырехтактные 12-цилиндровые V-образные (угол развала цилиндров 60 град.) верхнеклапанные двигатели жидкостного охлаждения Maybach HL 120TRM. Двигатели поставляли несколько фирм, в том числе Maybach Motorenwerke в Фридрихсхафене и Auto-Union AG в Хемнице. Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 115 мм, рабочий объем 11867 см3. Поршни литые, зазор поршня 0,12-0,16 мм. Степень сжатия 1:6,5. Максимальные обороты двигателя 3000 об./мин, рекомендованные - 2600 об./мин (после капитального ремонта 2200-2400 об./мин). Мощность двигателя 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об./мин и 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об./мин. Крутящий момент 80 мкг при 2150 об./мин. Удельная мощность 12.5 л.с./т (9.20 кВт/т). Два радиатора общей рабочей поверхностью 2,6 м2 располагались по бокам от двигателя. ![]() Циркуляцию воздуха в двигательном отсеке обеспечивали два вентилятора типа Zyklon, каждый из которых оснащался двумя воздушными фильтрами. Вентиляторы размещались над двигателем в правой стороне двигательного отделения. Мощность вентиляторы отбирали у двигателя. На надмоторной бронеплите имелись два вентиляционных отверстия, которые у машин поздних выпусков закрывались бронированными жалюзи. Входящие и выходящие отверстия для воздушных потоков в двигательном отделении находились в бортах корпуса. Потоки регулировались жалюзи, сопряженным с термостатом. Топливо, этилированный бензин OZ 74 с октановым числом 74. Общая емкость трех топливных баков 470 л, рабочая емкость 463 л. Подачу топлива обеспечивали два бензонасоса типа Sо1ех, а также ручной аварийный насос. Все три бака имели общую горловину, а переключатель топливных баков находился на приборном щитке механика-водителя. Расход топлива на шоссе составлял 220 л на 100 км и на пересеченной местности до 360 л на 100 км. Емкость маслобака 22 л. Двигатель оснащался двумя карбюраторами типа,Sоlех 40JFF II. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался через два карданных вала. Главный фрикцион трехдисковый, сухой типа Fichtel & Sachs 120/HD. Коробка передач планетарная типа ZF Aphon SSG76, шесть передач вперед, одна назад. ![]() Электрооборудование Электрическая проводка одножильная, напряжение в сети 12 В. Источник гока генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 600 Вт. Дополнительный источник тока - четыре свинцовых аккумулятора Bosch 12В тип 105 напряжением 6 В и емкостью 105 А/ч. Два стартера Bosch BNG 4/24 мощностью 4 л.с. (2,9 кВт) и рабочим напряжением 24 В. ![]() Потребителями в бортовой сети были подсветка прицела и контрольных приборов, звуковой сигнал, фара (на левом переднем крыле), радиостанция, спуск орудия и пулеметов, ходовой огонь типа Notek. Шасси Ходовая часть у Jagdpanzer IV состояла из восьми опорных катков малого диаметра размером 470x75-660, попарно собранных в четыре подрессоренные тележки. Верхняя часть гусеницы лежала на четырех (у поздних машин трех цельнометаллических) опорных катках. ![]() Радиооборудование Стандартное радиооборудование состояло из приемопередатчика FuG 5 SE10U с передатчиком 10 W.S.a или 10 W.S.b. мощностью 10 Вт, работающем в диапазоне 27,2-33,3 МГц. и приемником «с» (позднее «е»), также работающем в УКВ-диапазоне. Приемник работал через трансформатор Е Uа, а передатчик - U 10а. ![]() Вооружение Вооружение истребителя танков Jagdpanzer IV состояло из пушки 7,5 cm Pak 39 L/48 калибра 75 мм и пулемета MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка и пулемет имели электрический спуск. Стандартный боекомплект к пушке включал 50% бронебойных выстрелов PzGr 39 и 50% подкалиберных выстрелов PzGr 40. Боекомплект хранился в укладках в задней части боевого отделения, в правой стороне боевого отделения за бензобаком и под пушкой. Бронебойные снаряды Pz.Gr 39 при массе 6,8 кг имели начальную скорость 790 м/с. На дистанции 100 м они пробивали броню толщиной 106 мм (под углом 30°), на дистанции 500 м - 96 мм, на дистанции 1000 м - 88 мм и на дистанции 2000 м - 64 мм. Кучность огня на дистанциях 100 и 500 метров составляла 100%, на дистанции 1000 м - 97%, и на дистанции 1500 м - 77%. ![]() Кроме того, использовались подкалиберные боеприпасы РzGr 40 массой 4,1 кг и начальной скоростью 990 м/с. На дистанции 100, 500, 1000 и 2000 м подкалиберный снаряд пробивал броню толщиной 143,120,97 и 77 мм, соответственно. Кучность огня зависело от скорости езды машины. При скорости 15 км/ч кучность снижалась на 21%, а при скорости 25 км/ч - на 33%. При этом кучность огня на дистанции 1500 м составляла всего 12%. Нормальный боекомплект насчитывал 79 выстрелов. Угол склонения/возвышения -5°...+15°. сектор обстрела 20° влево и вправо. Пулемет Rheinmetall-Borsig MG 42 калибра 7,92 мм находился в правой части боевого отделения. Первоначально боекомплект к пулемету хранился в брезентовых сумках (по 150 патронов в сумке). Стандартный боекомплект 1200 патронов. Позднее боекомплект стали хранить в металлических ящиках на дне боевого отделения. Дополнительное вооружение экипажа состояло из 9-мм иистолета-пулемета МР 40 или 7,92-мм штурмовой винтовки МР 44 с боекомплектом 384 патрона. Некоторые машины были вооружены гранатометом Nahverteidigungswaffe с боекомплектом в 16 осколочных гранат калибра 27 мм. Оптическое оборудование Самоходные истребители танков Jagdpanzer IV оснащались телескопическим прицелом Selbstfahrlafetten-zielfernrohr 1a. Прицел был откалиброван в диапазоне 0...1500 м (PzGr 39) и 0...2000 м (PzGr 40). ![]() Курсовой пулемет был оснащен прицелом KZF 2 с увеличением 1.8х и откалиброванным в диапазоне 0... 1200 м. Прицелы выпускались фирмой Carl Zeiss Jena. Место механика-водителя оборудовалось бинокулярным перископом Fahrer 2 Winkelspiegel. Командир машины располагал тремя перископами Scherenfernrohr 14Z, а у места заряжающего находился неподвижный перископ Rblf ЗЬ. Дополнительное оснащение Дополнительное оснащение состояло из инструментов,закрепленных на надмоторной плите. У машин первых серий огнетушитель находился на правом переднем крыле. У машин поздних серий изменилось расположение креплений и инструментальных ящиков на надгусеничных полках. ![]() Организация частей, боевое применение Первые серийные Jagdpanzer IV поступили в боевые части весной 1944 года. Обычно их использовали в составе дивизионов истребителей танков - Panzerjager Abteilung. Они формировались в соответствии со штатным расписанием KStN 1149 Ausf. А от 1 февраля 1944 года. Дивизион состоял из двух боевых рот. Каждая рота насчитывала по 14 машин, еще три машины находились в штабной роте дивизиона. Итого, дивизион располагал 31 истребителем танков.Дивизионы истребителей танков в составе танковых дивизий имели другой штат. В них рота насчитывала только 10 машин (три взвода по 3 машины плюс машина командира роты), еще одним истребителем танков располагал командир дивизиона. Итого дивизион истребителей танков в составе танковой дивизии насчитывал 22 машины. 17 марта 130-й дивизион истребителей танков Panzer-Lehr-Division получил 31 Jagdpanzer IV. ![]() В апреле 1944 года провели реорганизацию парашютно-танковой дивизии «Hermann Goering». III батальон танкового полка дивизии переформировали в соответствие со штатным расписанием KStN 1106d и KStN 1155d от 1 ноября 1943 года (штаб и штабная рота), а также KStN 1149 Ausf. А от 1 февраля 1944 года (боевые роты). 25 апреля 1944 года в дивизион из армейского резерва прибыл 21 истребитель танков. Весной Jagdpanzer IV поступили в еще две части из числа сражавшихся в Италии: 3-й и 33-й дивизион истребителей танков из 3-й и 15-й гренадерских дивизий, соответственно. Формировавшийся во Франции 12-й дивизион истребителей танков СС получил 26 апреля 10 Jagdpanzer IV, еще 11 машин поступило в часть 22 июня 1944 года, уже после высадки союзников в Нормандии. ![]() 25 апреля в Италии завершилось перевооружение танкового батальона дивизии «Hermann Goering». Дивизион получил 21 Jagdpanzer IV и... нового командира, оберлейтенанта Вальхойзера. После периода подготовки дивизион перебросили в Тиволи. 10-я рота, возглавляемая оберлейтенантом Карлом Хайнцем Герингом, держала фронт в районе Салино южнее Ливорно. 27 мая произошел бой с американскими «Шерманами». Немцы сожгли три танка, две победы одержал экипаж фельдфебеля Гроба. ![]() 15 июля дивизион сняли с фронта в районе Флоренции-Болоньи и по железной дороге перебросили на восток. Со склада Бреслау-Гросс Массельвиц 22 июля дивизион получил 31 истребитель танков Jagdpanzer IV, тогда как старые машины дивизиона остались в Италии. 26 июля дивизион отправился от станции Хернпоч в Варшаву и далее в Пилау. Новым местом дислокации дивизиона стал район Отвоцка. 28 июля в бою дивизион подбил два Т-34 и два «Valentine». Много проблем экипажам доставили бортовые экраны, которые постоянно цеплялись за деревья и постройки. В 18:00 в районе Погожели замаскированный Т-34 сжег машину унтер-офицера Канерта. Экипаж сгорел, спастись удалось только командиру машины. Советский танк занимал позицию внутри разрушенного дома и поразил Jagdpanzer IV Канерета тремя снарядами с расстояния всего нескольких метров. Поспешившие на выручку Канерету машины также попали под огонь, в результате был потерян Jagdpanzer IV унтер-офицера Хенинга. Утром 29 июля немцы сожгли два ИС-2 и подбили еще один ИС. В 13:00 Погожель атаковала группа из 12 Т-34. Замаскированные Jagdpanzer IV подпустили противника почти вплотную и открыли огонь на поражение. Пока шел бой, другая группа «тридцать четверок» зашла немцам в тыл, подбив три истребителя танков, в том числе машину унтер-офицера Шлёффеля. Еще два Jagdpanzer IV увязли в грязи, и их пришлось бросить. Машина фельдфебеля Вайганда некоторое время сдерживала продвижение противника, но получила попадание в гусеницу и была вынуждена отойти в тыл для ремонта. В ходе боя под Погожелью немцы потеряли еще один PZ.Kpfw.IV, кроме того, погиб командир дивизиона, оберлейтенант Геринг, двоюродный брат Германа Геринга. На Западном фронте в боях участвовал 12-й дивизион истребителей танков СС 12-й танковой дивизии СС. Командовал дивизионом штурмбанфюрер СС Ханрайх. Лучшим солдатом дивизиона считался обершарфюрер СС Рудольф Руа, командир взвода 1-й роты. ![]() С осени 1944 года в части во все больших количествах начали поступать Jagdpanzer IV/70(V), вооруженные длинноствольными 75-мм пушками. 30 декабря 1944 года немецкая армия располагала 268 Jagdpanzer IV. 209 машин действовало на Восточном фронте, 59 - на Западном фронте. В исправности находилось 174 машины. Jagdpanzer IV в музеях До наших дней сохранилось пять или шесть Jagdpanzer IV. Три машины находятся в коллекции музея в Сомюрe. Наибольшую ценность представляет разукомплектованная (отсутствуют детали подвески, дульный тормоз, внутренние детали, гусеницы) машина нуль-серии. Эта машина находится в запаснике музея. В экспозиции представлен Jagdpanzer IV Ausf.F поздней серии с нетипичными цельнометаллическими опорными катками и пушкой с дульным тормозом. Третий Jagdpanzer IV также частично разукомплектован. В музее в Мюнстере представлена машина Ausf.F поздней серии. До конца 80-х годов этот истребитель танков стоял на складе в Трире. В танковом музее Тюна в Швейцарии находится хорошо сохранившийся Jagdpanzer IV поздней серии с лобовой броней толщиной 80 мм. Вероятно один Jagdpanzer IV или IV/70 находится в Сирии. Эта машина участвовала в Шестидневной войне.Окраска и обозначения Истребители танков Jagdpanzer IV окрашивались в соответствии с правилами, принятыми в начале 1943 года. Обычно встречались машины в двух- или трехцветном камуфляже, хотя попадались экземпляры, эксплуатирующиеся в одноцветной базовой окраске Wehrmacht Olive. В зимний период машины покрывали белым смывающимся зимним камуфляжем или белили известью. В дивизионах истребителей танков использовали обычные трехзначные тактические номера. Первый номер обозначал роту в составе дивизиона, второй - взвод в составе роты, а третий - машину в составе взвода. Для малочисленных дивизионов такая система была несколько избыточной. Номера обычно наносили черной или красной краской, иногда цифры номера обводили белой каймой. Балочные кресты наносили на борта корпуса или (реже) на борта рубки.Эмблемы частей использовались редко, в 4-й и 116-й танковых дивизиях. Эмблемы изображали на лобовой броне и на заднем крыле. Подбитые танки противника иногда обозначались белыми кольцами на стволе орудия.
| ||||
Просмотров: 2581
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |