Меню сайта
Классы техники
облако тегов
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436
Web Money R393469303289
Поиск статей
Друзья сайта
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны |
САУ 150-мм Sturmpanzer I Bison
САУ 150-мм Sturmpanzer I Bison (полное название 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 auf Fahrgestell Panzer I (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 33)) Когда я готовил эту статью к выходу, собирал как фото- ,так и текстовый материал, то столкнулся с очень интересной ситуацией. Как оказалось, в разных источниках "Бизоном" называют Sturmpanzer II (самоходное орудие на базе танка Pz.Kpfw.II) и 15cm sIG 33/1 auf Pz.Kpfw.38(t) Grille «Сверчок» (самоходное орудие на базе чешского танка Pz.Kpfw.38(t)). У всех этих САУ одинаковое вооружение - тяжелое пехотное орудие 15cm sIG 33. Во всем остальном это совершенно разные машины. Насколько название "Бизон", является официальным и к какой, из выше перечисленных машин оно относится, выяснить не удалось.Поэтому я предлагаю вам сделать также, как сделал сам, абстрагироваться от названия «Bison» и придерживатся настоящей маркировке,не Sturmpanzer I Bison --> 15 cm sIG 33 Sfl. Pz.Kpfw.I Ausf.B Возможно одним из главных уроков Второй мировой войны стало воплощение в жизнь концепции самоходной артиллерии - пехотных пушек, установленных на гусеничное шасси. В конечном итоге подобные машины появились к концу войны во всех армиях, но поначалу самоходки являлись в значительной степени импровизацией. Самоходки обеспечивали пехоту постоянной огневой поддержкой, как в наступлении (прежде всего), так и в обороне. Создание данной самоходки положило начало долгой истории гусеничных машин, вооруженных полевыми орудиями. Особую прелесть данной самоходке придает установка на шасси орудия вместе с колесами. Такой подход привел к значительной перегрузке шасси, но был и плюс - сохранялась возможность использовать гаубицу обычным путем в случае повреждения или поломки шасси. Конверсией шасси занималась фирма Altmarkische Кеttеnfаbrik (Alkett) из Берлина, к работам фирма приступила в 1940 г. Вместе с шасси танка Pz.Kpfw.I в качестве базы было использовано несколько танков Pz.Kpfw.38(t). Нижняя часть шасси оставалась практически неизменной. С некогда боевого отделения, вплоть до противопожарной перегородки, танка Pz.Kpfw.I снималась броня. Лобовая часть корпуса полностью переделывалась, в районе места радиста монтировался дополнительный смотровой прибор. Бронирование рубки выполнялось из стальных листов толщиной 10 мм. Оси колес гаубицы крепились к рубке болтовыми соединением, что позволяло фиксировать орудие при стрельбе и в движении. Судя по снимкам, некоторые самоходки снабжались радиостанциями. Экипаж самоходки состоял из семи человек: командир орудия, наводчик (мог выполнять обязанности командира), механик-водитель и помощник наводчика/радиста,заряжающий (он же радист), помощник заряжающего, подносчик боеприпасов (он же водитель транспортера боеприпасов). Вооружение 150-мм тяжёлое пехотное орудие sIG 33 (schwere Infanterie Geschutz), было разработано инженерами фирмые Krupp в 1927 году, и в 1933 году оно пошло в производство. Главными его задачами были: уничтожение живой силы противника, подавление огневых точек, разрушение полевой фортификации. Масса орудия составляла 1750 кг., при этом некоторые его части были сделаны из лёгких сплавов. Заряжание — раздельно-гильзовое, из-за чего орудие обладало низкой скорострельностью (3 выстрела в минуту). Фугасный снаряд весил 38 кг. и имел начальную скорость 240 м/с. Кумулятивный снаряд образца 1941 года Gr39 H1/A весил 25 кг. и обладал начальной скоростью 280 м/с., он был способен пробить 160-мм. броню. Боезапас состоял из 8 снарядов. Шесть из них размещались снаружи: два снаряда в плетёных футлярах на левом крыле, один на правом крыле, два снаряда на лафете орудия и один снаряд находился под лафетом, где размещалось ещё два снаряда мне не известно (очевидно, где-то внутри рубки). Организация подразделений Каждая рота s.I.G.Kp. (mot.S) )schwere Infanteriegeschutzkompanie (mot.S) zu selis schweren nfanteriegeschutzen) формировалась по штату KStN 179 от 30 марта 1940 г. Помимо самоходок на вооружении роты состояло 12 1-тонных тягачей Sd.Kfz.10, шесть прицепов для перевозки боеприпасов, восемь грузовиков, восемь легких автомобилей и 18 мотоциклов. Личный состав состоял из двух офицеров, одного гражданского, 33 младших командиров и 116 рядовых.История эксплуатации s.I.G. (mot.S) 701 - 706 были сформированы в III военном округе (Доберитц) 31 марта 1940 г. согласно приказа OKH/GenSt.d.H./Org.Abt.712/40 geh от 23 февраля 1940 г.Моторизованные подразделения предназначались для использования как мобильное средство для огневой поддержки пехоты. В бою самоходкам предписывалось разрушать укрепленные сооружения, подавлять огневые точки и поражать другие важные цели. Подразделения достигли состояния боевой готовности в апреле 1940 г. В кампании на Западе роты действовали в составе следующих танковых дивизий:
Роты на регулярной основе входили в состав Schutzen Regiment. Во время кампании на Балканах в составе 9-й, 2-й и 5-й танковых дивизий использовалось только три роты: 701-я, 703-я и 704-я. В операции «Барбаросса» были задействованы все шесть рот. Из-за быстрой смены тактической ситуации роты часто использовались для решения задач, для которых они изначально не предназначались. Например: s.IG.Kp.(mot. S) 705 применялась для борьбы с советскими танками, самоходки смогли уничтожить два танка. Расчеты из s.IG.Kp.(mot. S) 702 также записали на свой счег несколько танков. Все самоходки были в ходе войны утрачены, но по крайне мере до 1943 г. самоходки данного типа числились в s.IG.Kp.(mot.S) 704. Так обнаружены следующие рапорты из 5-й танковой дивизии: -30 июня 1943 г.: две s.I.G. auf Panzer I исправны, в процессе получения 12 .I.G. auf Panzer 38 (t) -31 июля 1943 г.: одна s.I.G. auf Panzer I и 12 l.G. auf Panzer 38 (t) исправны, одна s.I.G. auf Panzer 38 (t) в процессе поставки -31 августа 1943 г.: ни одной исправной самоходки s.I.G. auf Panzer I, исправно 13 самоходок s.I.G. auf Panzer 38 (t) Помимо известных 38 самоходок, поступивших на вооружение рот, было принято решение о постройке еще шести машин. После того как 701-я рота зимой 1941 - 1942 г. потеряла все свои самоходки, на восполнение потерь в феврале 1942 г. она получила пять s.I.G. auf Panzer I Ausf. В, две из Heereszeugamt Vienne и три - из I leereszeugamt Magdeburg, все без гаубиц. Точно известно, что три машины из Магдебурга были новой постройки, в то время как шасси из Вены скорее всего проходили восстановительный ремонт. Эта же рота получила еще две самоходки из Шпандау. После расформирования s.IG.Kp.(mot.S), их личный состав был раскассирован по тяжелым ротам панцергренадерских полков танковых дивизий. К примеру, остатки s.IG.Kp.(mot.S) 703 вошли в состав 9-й роты 2-го панцергренадерского полка 2-й танковой дивизии. Необходимо отметить действовавшие в Северной Африке s.IG.Kp.(SF) 707 и s.IG.Kp.(SF) 708, вооруженные гаубицами на облегченном шасси танка Pz.Kpfw.II. Существовали также отдельные s.IG.Kp. По документам, датированным 1945 г., известно о существовании s.IG.Kp. 710 и s.IG.Kp. 711. Камуфляж и маркировка Все самоходные орудия в период 1940-1942 г.г. окрашивались аналогично прочей германской бронетехнике в танковый серый цвет RAL-7021.Зимой машины часто перекрашивали в белый цвет или, из-за нехватки краски, драпировали материей белого цвета. На снимках 1943 г. запечатлена самоходка из s.IG.Кр.(mot.S) 704, окрашенная в желтый цвет RAL-7028 как основной, поверх которого нанесен краскопультом камуфляж из полос зеленого цвета RAL-6003.Кресты Вес машины маркировались опознавательными знаками в виде балканских крестов, которые наносились на борта, обычно выше (редко ниже) колпаков оси колес гаубицы. Очень часто крест изображался на кормовой детали корпуса. На Восточном фронте рисовали кресты разных форм и размеров.Символика дивизий Все роты постоянно оставались в составе тех танковых дивизий, в которые их включили накануне французской кампании. За исключением машин 705-й роты, на всех остальных наносилась символика дивизий, в разных местах.Тактическая символика Самоходные установки маркировались так, как это принято в артиллерии, буквами, от А до F. Буквы наносились на танковое шасси (в районе колпака для оси гаубицы), реже на пушку; в 706-й роте буквы наносились еще и в лобовой части самоходок. На многие самоходки была нанесена символика соответствующей группы армий.Номер роты В 702-й, 704-й и 706-й ротах на самоходки наносили номера подразделений (рот). Номера писались на броненадстройке и на подкрылках. Собственные имена В вермахте у экипажей самоходок и танков была широко распространена практика давать своим машинам собственные имена и писать их на броне. Так, известны фотоснимки «обозванных» машин из 701-й, 703-й, 705-й и 706-й роты. Другая маркировка По крайней мере на одной самоходке из 702-й роты были изображены отметки о пяти уничтоженных целях. В конце французской кампании на броне самоходок появились собственные имена. Самоходку «С» экипаж окрестил «Christel». Экипаж самоходки «Edith» из 703-й роты на левой стороне орудийного щита нарисовал небольшой крест с датой гибели одною члена экипажа. Общая оценка Установка получилась не совсем удачной. Она была высока, узка и тяжела. При неумелом управлении на пересечённой местности легко могла опрокинуться. Вторым недостатком этой САУ был большой вес — 8,5 тонн, который приходился на шасси лёгкого танка весом 5,8 тонн, причём шасси порядком изношенное. Помимо этого, при выстреле САУ очень сильно накренялась кормой и совершала откат на 1-1,5 метра — дополнительная нагрузка для конструкций шасси.Во время боёв 1940 года во Франции эти САУ имелись в составе 701 и 706-ой рот тяжёлых пехотных орудий. Им довелось повоевать и на Балканах и на Восточном фронте. Эти самоходки применялись для поддержки пехоты, ликвидации фортификационных сооружений (ДОТов и огневых точек). Их мощная 150-мм. гаубица пришлась весьма кстати в уличных боях. Осенью 1943 года одна САУ этого типа ещё оставалась в 704-ой роте тяжёлых пехотных орудий, но и ей не суждено было дожить до наших дней. Ниже приведу историю одной боевой части,оснащенной такими САУ:
| ||||||||||||
Просмотров: 7265
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |