Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Тяжелый истребитель танков Ferdinand/Elefant
Тяжелое штурмовое орудие/истребитель танков Ferdinand/Elefant

Немецкое тяжелое штурмовое орудие «Фердинанд», без сомнения, является самым ярким и самым знаменитым представителем самоходных орудий периода Второй Мировой войны. Практически любой человек, который изучал историю в школе, назовет вам самые известные образцы бронетанковой техники - Т-34, «Тигр», «Пантера» и, конечно, «Фердинанд».
Эта машина интересна во всех отношениях. Во-первых, это единственный принятый на вооружение образец бронетанковой техники, разработанный известным конструктором автомобилей доктором Фердинандом Порше - отцом знаменитого «Фольксвагена» (Порше разработал всего несколько образцов танков, но все они остались либо на бумаге, либо в опытных образцах). Во-вторых, это самоходка с электротрансмиссией - ни до, ни после бронетехника с такими агрегатами не строилась серийно. В-третьих, несмотря на небольшое число изготовленных машин - всего 90 штук - «Фердинанд» оставил довольно значимый след в истории: во многих художественных произведениях и мемуарах, да и в документах о Великой Отечественной войне эти самоходки присутствуют в больших количествах на всех фронтах, начиная с Курской дуги и заканчивая боями за Берлин.
Однако вплоть до сегодняшнего дня информация об этой боевой машине весьма скупа, в ней присутствует огромное количество легенд и различных домыслов. Никаких серьезных исследований в нашей стране на эту тему не было, если не считать нескольких статей и брошюр, которые, впрочем, грешат многими неточностями. За рубежом дело обстоит несколько лучше, но не настолько, чтобы снять все вопросы, которые имеются вокруг истории «Фердинанда». Наиболее полно в западной литературе описан боевой путь этих самоходок, правда, по немецким источникам - естественно, в них «фердинанды» уничтожали сотни вражеских танков. Очень много вопросов вызывает истории создания этой интересной боевой машины, например, сколько все же изготовили танков «Тигр» конструкции Ф. Порше и откуда взялись 90 шасси, переделанные в «фердинанды».

РОЖДЕНИЕ МОНСТРА
Несмотря на то, что военные отдали предпочтение «Тигру» фирмы «Хеншель», не прекращались работы и над VK 4501(Р). Так, 21 июня 1942 года Ф. Порше получил указание вооружить свой танк более мошной 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр, созданной на основе зенитки Flak 41. Это задание было выдано рейхсминистерством вооружения и боеприпасов на основе личного распоряжения фюрера, который никак не хотел отказаться от очень ему понравившегося танка своего любимца Порше. Однако выполнить это не удалось, и 10 сентября 1942 года руководство завода «Нибелунгенверке» направило письмо в рейхсминистерство, в котором сообщало о невозможности установки на VK 4501(Р) башни с 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр. Параллельно с этой задачей, конструкторское бюро Порше рассматривало вариант вооружения своего «Тигра» трофейной французской 210-мм мортирой в неподвижной рубке. Эта идея также принадлежала А. Гитлеру, который высказывался о необходимости иметь на вооружении панцерваффе самоходные артиллерийские установки больших калибров, необходимые для поддержки танковых частей.
На совещании 22 сентября 1942 года, где среди прочих вопросов поднималась и судьба VK 4501(Р), Гитлер высказался о необходимости переделки этого шасси в тяжелое штурмовое орудие, вооруженное 88-мм пушкой с длиной ствола в 71 калибр или 210-мм французской мортирой, установленных в неподвижной рубке. Кроме того, фюрер высказал пожелание об усилении лобовой брони машины до 200 мм - такая защита не пробивалась даже орудием «Тигра». При этом он предлагал использовать для этого «плиты морской брони». Однако никакого официального решения о судьбе VK 4501(Р) на этом совещании не принималось. Лишь спустя неделю, 29 сентября, последовало официальное указание фирме Порше от управления вооружений сухопутных войск о переделке танка его конструкции в «тяжелое штурмовое орудие». Однако конструктор мягко сказать проигнорировал это, так как еше не оставлял надежды увидеть свой танк на вооружении. Тем более что 10 октября 1942 года фирмы «Крупп» и «Рейнметалл» получили распоряжение о разработке башни с 88-мм пушкой в 71 калибр для ее установки на шасси танков «Тигр» Порше и «Хеншель». Однако на заседании 14 октября 1942 года А. Гитлер потребовал, не ожидая завершения проектирования, немедленно начать работы по разработке и производству штурмовых орудий с 88-мм пушками на шасси танков VK 4501(Р) и Pz.IV (из последнего позже получился истребитель танков «Хорниссе» («Насхорн»)).

Для ускорения работ по переделке «Тигра» Порше была привлечена фирма «Алкетт» (Almerkische Kettenfabrik или сокращенно Alkett) в пригороде Берлина Шпандау - единственная в Рейхе, имевшая опыт изготовления штурмовых орудий. А на заводе «Нибелунгенверке» под руководством Ф. Порше в спешном порядке перерабатывали конструкцию силовой установки и электротрансмиссии для установки в новую самоходку. При этом кроме вооружения - 88-мм пушка и толщины брони в лобовой части - 200 мм, ограничивалась только боевая масса машины - не более 65 т. Остальные характеристики оставляли на усмотрение проектировщиков. Во всех без исключения отечественных и зарубежных источниках идет речь о переделке в штурмовые орудия 90 готовых шасси VK 4501(Р), но ни один из них не упоминает, когда же они были изготовлены. Однако дело состояло не совсем так.
Несмотря на заявление Порше о готовности начать серийный выпуск «тигров» с 12 мая 1942 года, заводы «Нибелунгенверке» и «Обердонау» были готовы к производству VK 4501(Р) лишь к концу июля - потребовалось время на отработку технологического процесса, необходимой документации, инструмента и приспособлений. Но, несмотря на это, к началу августа на этих предприятиях имелся задел для сборки нескольких десятков шасси (бронекорпуса, раскрой броневых листов, детали ходовой части). После принятия решения о переделке «Тигра» конструкции Ф. Порше в тяжелое штурмовое орудие работы по сборке корпусов и шасси активизировались. В середине октября 1942 года два шасси (№ 15010 и 15011) передали фирме «Алкетт» для облегчения проектирования новой машины. Проект переделки, разработанный «Алкеттом», был готов 30 ноября 1942 года (во всяком случае, именно эта дата стоит на эскизном проекте нового штурмового орудия). 11 декабря 1942 года его рассмотрели на заседании представителей рейхсминистерства вооружения и боеприпасов и управления вооружений сухопутных войск.
Корпус «Тигра» Порше подвергался минимальным изменениям, главным образом в кормовой части, где устанавливалась броневая рубка с 88-мм орудием и пулеметом в лобовом листе. Передняя часть корпуса усиливалась дополнительными бронелистами толщиной 100 и 30 мм, причем верхний устанавливался под углом 55°. Согласно приведенных расчетов, масса установки должна была составить 72 т - 49 т корпус, 15 т рубка, 3,5 т пушка со станком, 3 т дополнительная броня в передней части, 1,5 т боекомплект.
Самой значительной переделке подверглась общая компоновка машины. Большой вылет ствола артсистемы не позволял установить рубку с вооружением на месте боевого отделения танка VK 4501(Р) в передней части корпуса. Поэтому была принята схема с кормовым расположением рубки с пушкой, для чего пришлось сдвинуть вперед двигатели силовой установки с генераторами, которые оказались в середине корпуса. Из-за этого механик-водитель и радист оказались «отрезанными» от остального экипажа, находящегося в рубке. Пришлось отказаться и от использования двигателей воздушного охлаждения Тур 101 конструкции Ф. Порше, установленных на VK4501(Р) - они оказались достаточно капризными, к тому же не находившимися в серийном производстве. В результате пришлось прибегнуть к установке проверенных и надежных двигателей «Майбах» (Maybach HL 120TRM) мощностью 265 л.с., что потребовало полной переделки системы охлаждения (такие двигатели ставились на танки Pz.III и штурмовые орудия StuG III). Кроме того, для повышения запаса хода пришлось заново спроектировать бензобаки увеличенной емкости. Проект в целом получил одобрение, правда, военные потребовали уменьшить массу машины до 65 т, как планировалось по заданию.

28 декабря 1942 года рассматривался переделанный и упрошенный проект тяжелого штурмового орудия на шасси «Тигра» Порше. Согласно приведенных представителями «Алкетта» более точных расчетов, боевая масса машины должна была составить 68,57 т: переделанный корпус, включая 1000 л горючего - 46,48 т, броневая рубка - 13,55 т, пушка с установкой броневым шарообразным щитком - 3,53 т, дополнительная зашита лобовой части и передней части днища - 2,13 т, укладки боеприпасов и снаряды - 1,25 т и экипаж с инструментами и запасными частями - около 1,63 т. Некоторые инженеры и «Нибелунгенверке», и «Алкетта» опасались, что ходовая часть, рассчитанная на 55-тонную боевую машину, может не выдержать дополнительной массы. В результате обсуждения было принято решение облегчить самоходку за счет уменьшения боекомплекта, изъятия пулемета в лобовом листе рубки, части инструмента и запасных частей, а также дополнительной 30-мм брони на нижнем переднем листе корпуса. В результате этих мероприятий удалось уложиться в заданные 65 т, проект был одобрен и рекомендован к серийному производству. Одновременно поступило указание об изготовлении 90 таких машин и формировании из них двух батальонов.
В январе нового 1943 года на фирме «Алкетт» началась сборка первых двух тяжелых штурмовых орудий на базе «Тигра» Ф. Порше (шасси № 15010 и 15011), а параллельно с этим завод «Обердонау» получил указание о переделке 90 бронекорпусов танков VK 4501(Р) и усилении их лобовой брони для последующего их использования в производстве самоходок. Завод выполнил эту задачу, отгрузив 15 переделанных корпусов в январе, 26 в феврале, 37 в марте и 12 в апреле. Однако производство машин сдерживалось отсутствием необходимого количества деталей ходовой части, так как «Алкетт» не смог организовать их производство, а с «Нибелунгенверке» их не успели подвести.

6 февраля 1943 года на совещании главнокомандующих был заслушан доклад об изготовлении «штурмового орудия на шасси Porsche-Tiger». По распоряжению А. Гитлера новая машина получила официальное обозначение «8,8-cm Рак 43/2 Sfl L/71 Panzerjager Tiger (Р) Ferdinand» - «истребитель танков «Тигр-Порше» «Фердинанд» с 8,8-см орудием Рак 43/2 в 71 калибр». Таким образом, Гитлер признавал достижения Фердинанда Порше, присвоив самоходке его имя.
Одновременно на этом совещании рейхсминистр вооружения и боеприпасов А. Шпеер предложил организовать выпуск «Фердинандов» не на «Алкетте», как предполагалось ранее, а на заводе «Нибелунгенверке». Это решение имело много преимуществ - экономились значительные средства и время, необходимые при перевозке корпусов и шасси из Сент-Валентина в Берлин, а мощности «Алкетта» не отвлекались от производства StuG III на изготовление посторонних машин. Предприятие «Нибелунгенверке» имело оборудование, необходимое для сборки «фердинандов», а также опыт по выпуску опытной партии «тигров» Порше. Корме того, Линц, где находился завод «Обердонау», занимавшийся переделкой бронекорпусов, находился всего в 20 км от Сент-Валентина.
Изготовление броневых рубок для «фердинандов» поручили заводу «Крупп» в Эссене, хотя вроде бы логичнее собирать их на «Обердонау», там же, где и корпуса. Скорее всего, это решение связано с большим опытом фирмы «Крупп» по изготовлению башен для танков, а также уже налаженными производственными связями с «Нибелунгенверке» во время работ по разработке установки вооружения для танка VK 4501(Р).
Работы по сборке шасси первого «Фердинанда» начались на «Нибелунгенверке» 16 февраля 1943 года. Первая рубка с завода «Крупп» поступила в первых числах марта, а последняя - 23 апреля. Первый «Фердинанд» был готов к 30 марта, а последний покинул заводской цех 8 мая, на четыре дня раньше срока (шасси № 150010 - 150100). Следует сказать, что первые две машины, изготовленные фирмой «Алкетт» еще с конца февраля 1943 года проходили различные испытания. Их результаты сразу же поступали на «Нибелунгенверке», которые принимали меры по устранению выявленных недостатков на «фердинандах», сборка которых велась на заводе.

Инспекторы управления вооружения сухопутных сил в апреле 1943 года приняли 30 «Фердинандов», оставшиеся 60 машин были приняты в мае. Один из них остался в распоряжении военной приемки (Wa Pruef) на «Нибелунгенверке» для испытания и проверки вооружения, а 89 передали в распоряжение управление артиллерийско-технического имущества сухопутных сил. Там «Фердинанды» получат и боеприпасы, инструменты, запасные части и радиостанции. 29 машин передали в войска в апреле, 56 - в мае, остальные 5 отправили в июне, когда подразделения уже выдвигались к линии фронта.
Следует отметить, что сначала самоходки не имели броневого шитка на стволе орудия. Однако на испытаниях первых «Фердинандов» (№ 150010 и 150011), проходивших в марте 1943 года выяснилось, что броневой полушар защиты орудийного станка при обстреле легко заклинивается не только осколками снарядов, но и пулями. Поэтому 6 мая 1943 года фирме «Крупп» поручили изготовить дополнительные броневые щитки для их установки снаружи на ствол орудия и зашиты полушара. Заказ был выполнен быстро, и 13 мая железнодорожным транспортом щитки отправили в войска для установки на «Фердинанды». В некоторых источниках говорится о 10 или даже более самоходках, не получивших эти щитки. Однако исходя из фотографий щитка не было только на одной из двух первых машин - шасси № 150011 (она была подбита в июле 1943 года на Курской дуге). Кроме того, не исключено отсутствие щитков еще на четырех машинах, отправленных в войска в июне 1943 года.

Техническое описание
Тяжелое самоходное противотанковое орудие предназначалось для борьбы с бронетехникой противника. Экипаж истребителя танков «Фердинанд»: состоял из шести человек: механика-водителя, радиста (позже стрелка-радиста), командира, наводчика и двух заряжающих.

Корпус
Цельносварной корпус состоял из каркаса, собранного из стальных тавровых профилей, и бронеплит. Для сборки корпусов выпускались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была тверже внутренней. Между собой бронеплиты соединялись при помощи сварки. К лобовой бронеплите при помощи 32 болтов крепилась дополнительная броня. Дополнительная броня состояла из трех бронеплит. Корпус самоходки подразделялся на силовое отделение, находящееся в центральной части, боевое отделение - на корме и пост управления - спереди. В силовом отделении размещались бензиновый двигатель и электрогенераторы. Электродвигатели располагались в кормовой части корпуса. Управление машиной осуществлялось при помощи рычагов и педалей. Место механика-водителя оборудовалось полным комплектом приборов, контролирующих работу двигателя, спидометром, часами и компасом. Обзор с места механика-водителя обеспечивали три неподвижных перископа и смотровая щель, расположенная в левом борту корпуса. В 1944 году перископы механика-водителя оснастили солнцезащитным козырьком.
Справа от механика-водителя располагался стрелок-радист. Обзор с места стрелка-радиста обеспечивала смотровая щель, прорезанная в правом борту. Радиостанция размещалась слева от места стрелка-радиста.
Доступ к посту управления осуществлялся через два прямоугольных люка, расположенных в крыше корпуса. В задней части корпуса размещались остальные члены экипажа: слева - наводчик, справа - командир, а позади казенной части - оба заряжающих. На крыше рубки имелись люки: справа - двухстворчатый прямоугольный люк командира, слева - двухстворчатый круглый люк наводчика, и два небольших круглых одностворчатых люка заряжающих. Кроме того, в задней стенке рубки имелся большой круглый одностворчатый люк, предназначенный для погрузки боеприпасов. В центре люка находился небольшой порт, через который можно было вести огонь из автомата для защиты задней части танка. Еще две бойницы располагались в правой и левой стенках боевого отделения.
В силовом отделении были установлены два карбюраторных двигателя, бензобаки, маслобак, радиатор, насос системы охлаждения, бензонасос и два генератора. Два электромотора располагались в кормовой части машины. Воздухозаборники силового отделения проходили через крышу корпуса. Выхлопные трубы вместе с глушителями располагались таким образом, что выхлоп выбрасывался над гусеницами.

Силовая установка
Машина приводилась в движение двумя карбюраторными двенадцатицилиндровыми верхнеклапанными двигателями жидкостного охлаждения Maybach HL 120 TRM рабочим объемом 11867 смЗ и мощностью 195 кВт/265 л.с. при 2600 об./мин. Общая мощность двигателей составляла 530 л.с. Диаметр цилиндра 105 мм, ход поршня 115 мм, передаточное число 6,5, максимальные обороты 2600 в минуту. Двигатель Maybach HL 120 TRM оснащался двумя карбюраторами Solex 40 IFF 11, последовательность воспламенения топливновоздушной смеси в цилиндрах 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9. Радиатор емкостью около 75 л располагался позади двигателей. Кроме того, «Элефант» оснащался маслорадиатором и системой пуска двигателя на морозе, обеспечивающей подогрев топлива. В качестве топлива «Элефант» использовал этилированный бензин OZ 74 (октановое число 74). Два бензобака вмещали 540 литров бензина. Расход топлива при езде по пересеченной местности достигал 1200 л на 100 км. Бензобаки располагались вдоль бортов силового отделения. Топливный насос Solex имел электрический привод. Маслобак располагался сбоку от двигателей. Маслофильтр находился возле карбюратора. Воздушный фильтр Zyklon. Сцепление сухое, многодисковое.
Карбюраторные двигатели приводили в движение генераторы электрического тока типа Siemens Typ aGV, которые, в свою очередь, запитывали электромоторы Siemens D1495aAC мощностью 230 кВт каждый. Двигатели через электромеханическую передачу вращали ведущие колеса, расположенные в кормовой части машины. «Элефант» имел три передние и три задние передачи. Главный тормоз и вспомогательный тормоз механического типа, выпускался фирмой Krupp.

Рулевое управление
Рулевое управление электромеханического типа. Бортовые передачи и сцепление - электрические. Радиус разворота не превышал 2,15 м!

Шасси
Шасси «Фердинанда-Элефанта» состояло (применительно к одному борту) из трех двухколесных тележек, ведущего колеса и направляющего колеса. Каждый опорный каток имел независимую подвеску. Опорные катки штамповались из металлического листа и имели диаметр 794 мм. Литое ведущее колесо находилось в задней части корпуса. Ведущее колесо было диаметром 920 мм и имело два ряда по 19 зубьев. В передней части корпуса находилось направляющее колесо с механической системой натяжения гусениц. Направляющее колесо имело такие же зубья, что и ведущее колесо, что позволяло предотвратить набегание гусениц. Гусеницы Kgs 64/640/130 одношкворневые, одногребневые, сухого типа (шкворни не смазывались). Опорная длина гусеницы 4175 мм, ширина 640 мм, шаг 130 мм, колея 2310 мм. Каждая гусеница состояла из 109 траков. На гусеницы можно было устанавливать антипробуксовочные зубья. Гусеничные траки изготавливались из марганцевого сплава. Для «Элефантов» не предусматривалось использования более узких транспортных гусениц, как это имело место в отношении «Тигра». Первоначально использовали гусеницы шириной 600 мм, затем их заменили на более широкие 640 мм.

Вооружение
Главным вооружением «Фердинандов» была противотанковая пушка 8,8 cm Рак 43/2 L/71 калибра 88 мм. Боекомплект 50-55 выстрелов, размещенных вдоль бортов корпуса и рубки. Горизонтальный сектор обстрела 30° (по 15° влево и вправо), угол возвышения/склонения +18°/-8°. При необходимости внутри боевого отделения можно было загрузить до 90 выстрелов. Длина ствола пушки 6300 мм, длина ствола с дульным тормозом 6686 мм. Внутри ствола имелось 32 нареза. Масса пушки 2200 кг. Для пушки использовались следующие боеприпасы: бронебойные PzGr 39 HL масса 10,2 кг, начальная скорость 1000 м/с, фугасные SpGr L/4,7 масса 8,4 кг, начальная скорость 700 м/с, кумулятивные Gr 39 HL масса 7,65 кг, начальная скорость около 600 м/с и бронебойные PzGr 40/43 масса 7,3 кг.
Личное вооружение экипажа состояло из автоматов МР 38/40, пистолетов, винтовок и ручных гранат, хранившихся внутри боевого отделения.

Электрооборудование
Электрооборудование построено по одножильной схеме, напряжение бортовой сети 24 В. Сеть оборудована электропредохранителями. Источником тока для карбюраторных двигателей был генератор Bosch GQLN 300/12-90 и два свинцовых аккумулятора Bosch напряжением 12 В и емкостью 150 Ач. Стартер Bosch BNG 4/24, зажигание типа Bosch. Электропитание имели лампы подсветки, прицел, звуковой сигнал, фара, дорожный огонь Notek, радиостанция, спуск пушки.

Радиооборудование радиостанции FuG 5 и FuG Spr f.
Оптическое оборудование Место наводчика «Фердинанда» оборудовалось прицелом Selbstfahrlafetten-Zielfemrohr 1a Rblf 36, обеспечивающим пятикратное увеличение и поле зрения 8°. Механик-водитель располагал тремя перископами, защищенными вставкой из бронестекла.

«ФЕРДИНАНД»? НЕТ, «ЭЛЕФАНТ»!
 
Еще 1 сентября 1943 года 656-й танковый полк направил в управление вооружений сухопутных войск список изменений (всего 31 пункт), которые необходимо было внести в конструкцию «Фердинанда» по опыту его боевого применения. Кроме всего прочего он содержал предложение об установке пулемета в лобовом листе рубки, рядом с пушкой, который оказался необходимым в ближнем бою. Причем в конце своего письма командование сообщало: «Если необходимые материалы и инструмент будут представлены в распоряжение полка, мы самостоятельно можем произвести необходимые изменения на предоставленном промышленном предприятии в пределах линии фронта». Кроме того, сообщалось, что на проведение подобных работ по модернизации 50 оставшихся в строю «фердинандов» потребуется всего шесть недель. Однако ответ на это предложение был получен только через два месяца, причем в нем содержался приказ о передислокации «фердинандов» в австрийский город Линц для проведения ремонта машин в заводских условиях. Однако приказ, поступивший 29 ноября 1943 года, сразу выполнить не удалось. Начавшееся советское наступление застало 656-й полк растянутым на большом расстоянии - часть машин уже готовилась к погрузке, другая только подтягивалась. 10 декабря 1943 года была сформирована боевая группа под командованием лейтенанта Крегмера, куда включили все машины, которые находились в наиболее лучшем техническом состоянии. Группа была выдвинута на фронт, но в боях не участвовала. Пробыв на боевом участке до 25 декабря, подразделение лейтенанта Крегмера было оттянуто в тыл.
Погрузка и отправка подразделений 656-го танкового полка в Австрию началась 16 декабря 1943 года, а закончилась 1 января нового, 1944 года. Всего на территорию Рейха был отправлен 21 железнодорожный эшелон. Столь долгий процесс погрузки был связан с задержкой подачи специальных восьмиосных железнодорожных платформ высокой грузоподъемности, предназначенных для перевозки «фердинандов». Все 48 оставшихся в строю «фердинандов» прибыли на завод «Нибелунгенверке», конструкторам которого представили список желательных конструктивных изменений, необходимость в которых выявилась в ходе боев:
«Мероприятия по уменьшению пожароопасности:
- изменение решеток над радиаторами для защиты бензобаков и двигателей от осколков снарядов;
- защита специальным экраном труб бензопровода;
- разработка и установка дополнительной защиты для предохранения выхлопной трубы от попадания грязи при движении;
- улучшение доступа к моторному отделению из боевого;
- установка систем пожаротушения (два углекислотных огнетушителя, емкостью по 5 литров каждый);
Мероприятия, направленные на более надежную работу агрегатов при подрыве машины на минах:
- упругая установка коллектора;
- удаление фиксированных оснований на корпусе генератора;
- улучшение устройства крепления осветительного генератора;
Изменения работы установок слабого тока:
- установка осветительных генераторов, изготовленных фирмой «Бош»;
- электропитание независимого возбуждения 12 В вместо 24 В (для улучшения радиосвязи);
- устранение помех от корпуса и рубки;
- защита амперметра от повреждений.
Изменения в конструкции ходовой части:
- разработка и изготовление гусениц новой конструкции;
- установка новых резиновых амортизаторов на опорных катках с внутренней амортизацией.
Изменения в конструкции корпуса:
- установка желобков для стока дождевой воды на лобовом листе рубки;
- заварка стыка между корпусом и рубкой;
- установка более мощной компенсаторной пружины на люках водителя и радиста;
- размещение запасного трака, домкрата и ящика с инструментом на кормовой части корпуса;
- установка зашиты от осадков и зеркального блеска на панорамный прицел;
- установка креплений для размещения брезента защиты от дождя над жалюзи моторного отделения;
- усиление сварки петель крышек с броневыми вентиляционными колпаками над моторным отделением.
Другие изменения:
- изменение установки броневого щита для защиты орудия;
- установка защиты от осколков снарядов за броневым полушаром;
- повышение жесткости или установка более толстой крыши корпуса;
- необходимо облегчение аварийного выхода через люк для демонтажа пушки в корме рубки;
- установка командирской башенки со смотровыми приборами:
- установка зеркального смотрового прибора для радиста;
- установка танкофона между командиром и радистом;
- улучшение работы радиатора и привода вентилятора;
- улучшение крепления заднего броневого кожуха защиты вентиляционных отверстий.
Отдельным пунктом была вынесена установка в лобовом листе корпуса перед местом радиста шаровой пулеметной установки для обороны в ближнем бою.

Неизвестно, все ли эти пункты были реализованы при модернизации. Однако основные из них - установка курсового пулемета, командирской башенки, новых гусеничных траков, изменение крепления броневого щитка на орудии и инструмента - были реализованы. Начав работы в январе 1944 года завод «Нибелунгенверке» закончил капитальный ремонт и модернизацию 20 «фердинандов» в феврале, а в марте было сдано еще 27 машин. Остальные четыре были настолько сильно повреждены (пожары, внутренние взрывы), что в короткий срок не могли быть восстановлены на заводе. Кроме того, оказалась, что их восстановление в заводских условиях дело довольно дорогостоящее. Поэтому их передали для проведения ремонта на военный арсенал в Вене.
29 ноября 1943 года А. Гитлер предложил ОКН изменить названия образцов бронетанковой техники. Его предложения о наименовании были приняты, и узаконены приказом от 1 февраля 1944 года, и продублированы приказом от 27 февраля 1944 года. В соответствии с этими документами «Фердинанд» получил новое обозначение - «Элефант» 8,8-см штурмовое орудие Порше» (Elefant fur 8,8 cm Sturmgeschütz Porsche). Как видно из приведенных выше дат изменение названия самоходки произошло случайно, но ко времени, так как отремонтированные «фердинанды» вернулись в строй. Это облегчило различие между машинами: первоначальный вариант машины назывался «Фердинанд», а модернизированный - «Элефант».
 
Окраска
Самоходки «Фердинанд-Элефант» окрашивались по правилам, принятым в панцерваффе. Обычно машины были целиком окрашены оливковой краской Wehrmach Olive, на который иногда накладывали камуфляж (темно-зеленая краска Olive Gruen или коричневая Brun). Некоторые машины получали трехцветный камуфляж. Немногочисленные «Элефанты», участвовавшие в боях зимой 1943 года на Украине, вероятно были покрыты белой смываемой краской.
Первоначально все «Фердинанды» были окрашены целиком в темно-желтый цвет. Такую окраску несли «Фердинанды» 653-го дивизиона во время формирования части. Непосредственно перед отправкой на фронт машины перекрасили. Любопытно, машины 653-го дивизиона были выкрашены несколько иначе, чем машины 654-го дивизиона. В 653-м дивизионе использовали оливково-коричневый камуфляж, а в 654-м дивизионе - оливково-зеленый. Может быть это было вызвано спецификой местности, на которой предполагалось использовать самоходки. В 653-м дивизионе использовали «пятнистый» камуфляж. Такой камуфляж несли машины «121» и «134» из 1-й роты 653-го дивизиона.
В свою очередь в 654-м дивизионе кроме пятнистого камуфляжа (например, машины «501» и «511» из 5-й роты) использовали сетчатый камуфляж (например, машины «612» и «624» из 6-й роты). Вероятнее всего в 654-м дивизионе каждая рота использовала свою схему камуфляжа, хотя были и исключения: например сетчатый камуфляж несли «Фердинанды» «521» из 5-й роты и «724» из 7-й роты.
Некоторый разнобой в камуфляже отмечается и среди машин 653-го дивизиона. В 656-м полку использовали стандартную схему тактических номеров, принятую во всех танковых частях. Тактические номера представляли собой трехзначные числа, которые наносили на борта корпуса, а иногда и на корму (например, в 7-й роте 654-го дивизиона в июле 1943 года и во 2-й и 3-й ротах 653-го дивизиона в 1944 году). Номера наносили белой краской. В 653-м дивизионе в 1943 году номера обводили черной каймой. Во 2-й и 3-й ротах 653-го дивизиона в 1944 году использовали черные тактические номера с белым кантом.
Первоначально машины 656-го полка не несли каких-либо эмблем. В 1943 году на бортах корпуса и в нижней части кормы белой краской наносили балочные кресты. В 1944 году балочные кресты на задней стенке рубки появились у машин 2-й роты 653-го дивизиона.
Во время битвы на Курской Дуге машины 654-го дивизиона на левом переднем крыле или на лобовой броне несли литеру «N». Эта буква вероятно обозначала фамилию командира дивизиона - майора Ноака. Машины 1-й роты 653-го дивизиона, сражавшиеся в Италии, также несли эмблему роты (или дивизиона?), нанесенную на левом борту рубки сверху и спереди, а также на правом борту сверху и сзади.

Боевое применение
Весной 1943 года проходило формирование двух дивизионов, оснащенных тяжелыми истребителями танков «Ferdinand». Первый дивизион, известный как 653. schwere Heeres Panzerjaeger Abteilung, формировался в Брюк/Ляйта. Личный состав дивизиона набирался в 197/ StuG Abt и среди выздоравливающих самоходчиков других частей. Второй дивизион формировался на полигоне под Руаном и Мели-ле-Камп (Франция). Это был 654. schwere Heeres Panzerjaeger Abteilung. Командовал дивизионом майор Ноак. 22 мая началось формирование 656-го полка тяжелых истребителей танков, который помимо двух упомянутых дивизионов включал в себя 216-й дивизион штурмовой артиллерии, оснащенный машинами Sturmpanzer IV «Brummbär».
Сначала закончили комплектование 654-го дивизиона, а затем приступили к комплектованию 653-го. Завершив подготовку дивизионы участвовали в боевых стрельбах (653-й - на полигоне Нойзидль-ам-Зее, а 654-й - на полигоне Мели-ле-Камп). Затем оба дивизиона оказались на Восточном фронте. Отправка проходила 9 июня 1943 года.
Накануне начала наступления немецкой армии на Курской Дуге 656-й полк насчитывал 45 «Фердинандов» в составе 653-го дивизиона и 44 «Фердинанда» в составе 654-го дивизиона (отсутствующая машина вероятнее всего была «Фердинандом» №150011, проходившим испытания в Куммерсдорфе). Кроме того, в каждом дивизионе было по пять танков Pz.Kpfw.III Ausf.J Sd.Kfz.141 и одному Panzerbefehlswagen mit 5 cm KwK 39 L/42. 216-й дивизион насчитывал 42 «Бруммбара». Непосредственно перед началом наступления дивизион усилили еще двумя ротами штурмовых орудий (36 машин).

656-й полк во время боев на Курской Дуге действовал в составе ХХХХI танкового корпуса, Группа Армий «Центр» (командующий корпусом генерал Гарпе). Полком командовал подполковник Юнгснфельд. 653-й дивизион поддерживал действия 86-й и 292-й пехотной дивизий, а 654-й дивизион поддерживал атаку 78-й Виттембергской штурмовой пехотной дивизии на Мало-Архангельск.
653-й дивизион в первый день наступления продвинулся до Александровки, лежащей в глубине линии обороны Красной Армии. В ходе первого дня боев немцы смогли поджечь 26 танков Т-34-76 и вывести из строя несколько противотанковых пушек. «Фердинанды» 654-го дивизиона поддерживали атаку пехоты 508-го полка 78-й дивизии на высоты 238,1 и 253,5 и в направлении населенного пункта Поныри. Далее дивизион наступал на Ольховатку.
Всего с 7 июня 1943 года за время боев на Курской Дуге (согласно данным ОКХ - от нем. OKH (нем. Oberkommando des Heeres) — главнокомандование сухопутных сил вермахта с 1936 по 1945 год) «Фердинанды» 656-го полка уничтожили 502 танка, 20 противотанковых пушек и 100 артиллерийских орудий. Бои на Курской Дуге показали как достоинства, так и недостатки тяжелых истребителей танков «Ferdinand». Достоинствами были толстое лобовое бронирование и мощное вооружение, позволявшее бороться со всеми типами советских танков. Однако на Курской Дуге выяснилось, что у «Фердинандов» слишком тонкая бортовая броня. Дело в том, что мощный «Фердинанды» часто углублялись в оборонительные порядки Красной Армии, а пехота, прикрывавшая фланги, не поспевала за машинами. В результате советские танки и противотанковые пушки могли беспрепятственно вести огонь с фланга.

Выявились и многочисленные технические недостатки, вызванные слишком поспешным принятием «Фердинандов» на вооружение. Недостаточно прочным были станины генераторов тока - часто генераторы срывало со станин. Постоянно лопались гусеничные траки, то и дело отказывала бортовая связь. Кроме того, в распоряжении Красной Армии появился грозный противник немецкого зверинца - СУ-152 «Зверобой», вооруженная 152,4-мм гаубицей-пушкой. 8 июля 1943 года дивизион СУ-152 из засады обстрелял колонну «Элефантов» из 653-го дивизиона. Немцы потеряли 4 самоходки. Также выяснилось, что ходовая часть «Фердинандов» очень чувствительна к разрывам мин. Примерно половину из 89 «Фердинандов» немцы потеряли на минных полях.
653-й и 654-й дивизион не располагали достаточно мощными буксирами, способными эвакуировать поврежденные машины с поля боя. Для эвакуации поврежденных машин немцы пробовали использовать «поезда» из 3-4 полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9, однако эти попытки как правило пресекались советской артиллерией. Поэтому многие даже незначительно поврежденные «Фердинанды» пришлось бросить или взорвать.
На Курской Дуге 656-й полк вывел из строя около 500 танков противника. Трудно проверить эту цифру, однако очевидно, что «Фердинанды» вместе с «Тиграми» причинили советским танковым войскам наибольшие потери. Циркуляр ОКХ от 5 ноября 1943 года сообщает, что на счету 656-го полка значится 582 танка, 344 противотанковые пушки, 133 артиллерийских орудия, 103 противотанковых ружья, 3 самолета, 3 бронеавтомобиля и 3 самоходные установки противника.

В конце августа 1943 года 654-й дивизион отвели с фронта во Францию, где дивизион получил новые истребители танков «Jagdpanther». Оставшиеся в дивизионе «Фердинанды» были переданы 653-му дивизиону. В первых числах сентября 653-й дивизион находился на небольшом отдыхе, после чего участвовал в боях под Харьковом. В октябре и ноябре «Фердинанды» 653-го дивизиона участвовали в тяжелых оборонительных боях под Никополем и Днепропетровском. 16 декабря 1943 года дивизион отвели с фронта. До 10 января 1944 года 653-й дивизион находился на отдыхе в Австрии.
Уже 1 февраля 1944 года инспектор панцерваффе приказал как можно быстрее привести в боеспособное состояние одну роту «Элефантов». К тому времени переделку прошли 8 машин, а еще 2-4 самоходки должны были быть готовы в течение нескольких дней. 8 боеспособных машин передали 1-й роте 653-го дивизиона 9 февраля 1944 года. 19 февраля рота получила еще три машины.
В конце февраля 1944 года 1-я рота 653-го дивизиона отправилась в Италию. Еще три «Элефанта» были отосланы в Италию 29 февраля 1944 года. Рота участвовала в боях в районе Анцио-Неттуно и в районе Чистерна. 12 апреля 1944 года два «Элефанта» сожгли 14 атакующих «Шерманов». По штатному расписанию в роте было 11 истребителей танков, однако как правило несколько машин постоянно находилось в ремонте. В последний раз рота имела стопроцентную боеготовность 29 февраля 1944 года, то есть в день, когда она прибыла в Италию. В марте рота получила пополнение - два «Элефанта». Кроме тяжелых истребителей танков в роте имелся подвозчик боеприпасов Munitionspanzer III и один Berge «Tiger» (Р). Чаще всего «Элефанты» использовались для организации противотанковой обороны. Действовали из засады и уничтожали обнаруженные танки противника. В мае и июне 1944 года рота участвовала в боях в районе Рима. В конце июня роту отвели в Австрию, в Сен-Пёльтен. Личный состав роты отправили на Восточный фронт, а два уцелевших «Элефанта» передали 653-му дивизиону.

Штабная рота, а также 2-я и 3-я линейные роты 653-го дивизиона действовали на Восточном фронте. 7 и 9 апреля 1944 года дивизион поддерживал действия боевой группы из состава 9-й танковой дивизии СС «Hohenstaufen» в районе Подхаец и Бжезан. В районе Злотник дивизион отражал атаки 10-го танкового корпуса Красной Армии. Немцы могли действовать только вдоль хороших дорог, поскольку тяжелые 65-тонные махины неуверенно чувствовали себя на весеннем талом грунте. С 10 апреля 653-й дивизион действовал в составе 1-й Танковой Армии вермахта. 15 и 16 апреля 1944 года дивизион вел тяжелые бои в пригородах Тернополя. На следующий день было повреждено девять «Элефантов». К концу апреля 2-ю и 3-ю роты 653-го дивизиона сняли с фронта. Снова в бой дивизион вступил уже 4 мая 1944 года под Каменкой-Струмиловской. В июне и июле дивизион сражался на территории Западной Галиции. Дивизион располагал примерно 20-25 боеспособными машинами. В начале июля число боеспособных машин составляло 33. Во второй половине июля 2-я и 3-я роты 653-го дивизиона были вытеснены на территорию Польши.
1 августа 1944 года в дивизионе не было ни одной боеспособной машины, а 12 «Элефантов» находилось в ремонте. Вскоре механикам удалось вернуть в строй 8 машин. В августе 1944 года 653-й дивизион понес тяжелые потери во время неудачных контратак под Сандомиром и Дембицы. 19 сентября 1944 года дивизион передали 17-й Армии Группы Армий «А» (бывшая Группа Армий «Северная Украина»). Текущий ремонт самоходок проводился на ремонтном предприятии в Кракове-Раковицах, а также на сталелитейном комбинате «Baildon» в Катовицах. В сентябре 1944 года 653-й дивизион сняли с фронта и отправили в тыл для перевооружения. После того, как дивизион получил «Ягдпантеры», оставшиеся на ходу «Элефанты» собрали в составе 614. schwere Panzerjaeger Kompanie, которая располагала в общем 13-14 машинами.
В начале 1945 года «Элефанты» из 614-й роты действовали в составе 4-й Танковой Армии.

О том, как в последние недели войны использовались «Элефанты», нет единого мнения. Некоторые источники утверждают, что 25 февраля рота попала на фронт в районе Вюнсдорфа, а затем «Элефанты» сражались в составе боевой группы «Риттер» в районе Цоссена (22-23 апреля 1945 года). В последних боях участвовало всего четыре «Элефанта». Другие источники утверждают, что «Элефанты» в конце апреля сражались в горной Австрии.
До наших дней сохранились два «Элефанта». Один из них экспонируется в музее в Кубинке (эта самоходка была захвачена на Курской Дуге). Другой «Элефант» находится на полигоне в Абердине, штат Мериленд, США. Это самоходка «102» из 1-й роты 653-го дивизиона, захваченная американцами в районе Анцио.



Список источников:


  1. Максим Коломиец "Фердинанд бронированный слон профессора Порше" Москва «Яуза» «Стратегия КМ» «Эксмо» 2007
  2. Армейская серия №38 Фердинанд германский истребитель танков TORNADO RIGA 1998
  3. ВОЕННЫЕ МАШИНЫ №№81-82 Ferdinand
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (26.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 6483 | Теги: Фердинанд, Elefant, Элефант, FERDINAND | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]