Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Германия » Бронетехника Второй Мировой войны

Тяжелый истребитель танков Jagdtiger
Тяжелый истребитель танков 12,8 cm Pak 44 SdKfz 186
Panzerjaeger «Tiger» Ausf.В Jagdtiger


Самым тяжелым немецким танком, участвовавшим в боях 2-й Мировой войны, был самоходный истребитель танков 12,8 cm Pak 44 SdKfz 186 Panzerjaeger «Tiger» Ausf.В. По приказу Гитлера 26 февраля 1945 года машина получила имя - «Jagdtiger». Выпускавшиеся в небольшом числе в последние месяцы воины «ягдтигры» не оказали сколько-нибудь заметного влияния на ход войны. Тем не менее, «ягдтигр» был грозной боевой машиной, способной бороться даже с самыми тяжелыми танками и самоходными орудиями союзников. Как и в случае других истребителей танков, «ягдтигр» был создан на базе шасси уже существующего танка - в данном случае на базе «королевского тигра» Pz.Kpfw.VI Sd.Kfz.181 «Tiger». На решение создать «ягдтигр» повлиял сравнительный успех тяжелого истребителя танков «Elefant-Ferdinand», а также появление у советской армии тяжелых самоходных установок СУ-152 и ИСУ-122/152. Как и в случае с советскими СУ, «ягдтигр» должен был получить орудие большего калибра, чем танк, на базе которого он создавался. Поэтому вместо 88-мм пушки «ягдтигр» получил орудие калибра 128 мм. Конструкторские работы над «ягдтигром» начались еще зимой 1943 года. Министерство вооружений представило детально проработанное техническое задание. Вопреки сложившейся практике, было решено не устраивать конкурса. 22 февраля 1943 года артиллерийский департамент Wa Pruef 4а заказал заводу Krupp в Эссене разработать танковый лафет для пушки 12,8 cm Рак 80 калибра 128 мм.
Создание деталей рубки поручили создателю танков «тигр» и «королевский тигр» - фирме Henschel в Касселе. 12 апреля 1943 года Henschel подготовил список необходимых конструктивных изменений. Самая серьезная переделка заключалась в удлинении на 300 мм корпуса машины. Толщина лобовой брони достигала 200 мм. В апреле 1943 года фирма приступила к постройке деревянного макета машины в полную величину. В ходе проектных работ выявилась необходимость изменить ряд других узлов. Кроме того, было решено перепроектировать систему охлаждения двигателя. Полномасштабный деревянный макет был продемонстрирован фюреру 20 октября 1943 года на полигоне в Арисе. Одновременно с макетом «ягдтигра» фюрер осмотрел несколько других моделей, в том числе итальянский средний танк Р40, а также макеты истребителей танков «Jagdpanther» и Jagdpanzer IV L/70. С декабря 1943 по февраль 1944 года шла сборка двух прототипов. Сборка проводилась на предприятиях Steyer-Daimler-Puch Werk Nibelungen в Сент- Валентине, Австрия. Там же планировалось организовать серийное производство. В то время предприятие выпускало танки Pz.Kpfw.IV, поэтому работа над принципиально новыми машинами шла довольно медленно. 6 апреля 1944 года в Куммерсдорфе состоялась демонстрация первых двух прототипов (Fgst 305001 и 305002).

Создание бронированного монстра
Истоки саги о тяжелом истребителе танков «Ягдтигр» восходят к далекому 1943 г. 22 марта 1943 г. руководство фирмы Хеншель унд Сон утвердило разработки штурмового орудия на шасси танка «Тигр II». Как ожидалось, сей танк вот-вот начнет производится в массовом количестве. Перспективная самоходка получила шифр Sd.Kfz.186. Для вооружения машины опытные люди выбрали 128-мм пушку фирмы Крупп, но под тяжелое орудие шасси исходного танка пришлось удлинить на 410 мм.
Гитлер внимательно изучил проект, подложенный ему на стол 21 августа 1943 г. Проект понравился фюреру. На совещании 30 сентября 1943 г. фюрер Гитлер заострил внимание всех присутствующих на проблеме тяжелого истребителя танков, для которого германский вождь готовил великое будущее. 20 октября того же года фюрер осмотрел макет самоходки на полигоне в Восточной Пруссии. В неописуемом восторге Гитлер немедленно распорядился изготовить 150 таких машин на заводе Нибелунгенверке в австрийском Сент-Валентине. Темп производства фюрер определил как 50 истребителей танков в месяц. Работа по изготовлению корпусов для самоходок началась незамедлительно на Эйзкен Верке в Орбаданау; первый корпус собрали в ноябре 1943 г., а в декабре - еще три. К сборке первой самоходки люди Нибелунгенверке приступили в Сент-Валентине в декабре 1943 г. Собрали ж первые две машины в феврале 1944 г. В конце февраля самоходке присвоили собственное имя «Ягдтигр». С января по март 1944 г. на заводе Нибелунгенверке также прошли ремонт и модернизацию 42 тяжелых истребителя танков «Фердинанд» из 653-го батальона тяжелых истребителей танков, недобитых на Восточном фронте.
Первые «Ягдтигры» (305001 на шасси Порше и 305002 на шасси Хеншеля) были доставлены для проведения испытания на полигон Куммерсдорф 5 мая 1944 г. Испытания должны были выявить лучшее шасси - испытания «Тигра» Порше и «Тигра» Хеншель, видимо, ничему не научили... Производство шасси Порше было завершено в сентябре 1944 г. после изготовления одного прототипа и 11 серийных образцов. 12 октября 1944 г. Гитлер поручил генерал-инспектору панцертруппен лично проследить за изготовлением 150 истребителей танков «Ягдтигр». 16 октября завод Нибелунгенверке впервые подвергся массированному налету авиации союзников, тем не менее в октябре первые «Ягдтигры» поступили на вооружение 653-го батальона тяжелых истребителей танков, который в тот момент был дислоцирован в Дюллерсхейме.

В декабре 1944 г., всего за месяц, завод собрал 20 тяжелых бронированных самоходок с могучими орудиями. 5 января 1945 г. фюрер снова вернулся к вопросу о необходимости скорейшей постройки 150 «Ягдтигров» с дальнейшим продолжением серийного выпуска после завершения намеченной исходной производственной программы. В январе состоялось боевое крещение царицы-«Ягдтигрицы», то бишь тяжелой противотанковой самоходки, а 9 января 1945 г. зафиксирована первая безвозвратная потеря - союзники варварски подбили самоходку из 1-й роты 653-го батальона тяжелых истребителей танков.
В начале 1945 г. была сформирована вторая часть, получившая на вооружение «Ягдтигры» - 512-й батальон тяжелых истребителей танков. 16 февраля 1945 г. генерал-ипспектор панцертруппен распорядился поменять дефективные дифференциалы S801 на всех «Ягдтиграх».
26 февраля 1945 г. Гитлер потребовал самым решительным образом ускорить производство «Ягдтигров», заметив, что их требуется собрать максимальное количество за минимальное время.
Широко распространено мнение, что 128-мм орудий для вооружения «Ягдтигра» не хватало и потому он якобы широко оснащался орудием РаК 43/3 Ausf D (доработанным от «Ягдпантеры»), однако, автор считает, что это не соответствует действительности. Дело в том, что на 1944 год план производства 128-мм орудий РаК 44 (Рак 80) был даже перевыполнен, но ввиду увеличения заказа на «Ягдтигры» на 1945 год, их уже могло не хватить, поэтому как временная полумера было принято решение об установке на шасси этого мастодонта орудия РаК 43/3. Планировалось с начала и до лета 1945 года изготовить около 20 «Ягдтигров», вооруженных 88-мм пушкой (они должны были пойти на оснащение учебного батальона). Сегодня нет достоверных фактов изготовления САУ с таким вооружением (тем более, что в марте 1945 года заводы Nibelungenwerke были подвергнуты еще одной массированной бомбежке, фактически остановившей производство — было сброшено около 258 т фугасных бомб). Все приводимые в разных изданиях цифры — не более, чем предположения их авторов(как минимум четыре, а скорее всего даже восемь, «Ягдтифов» были вооружены 88-мм пушками, все эти машины, получившие обозначение Sd.Kfz. 185, даже не покинули заводского двора).

И в заключение хотелось бы рассмотреть некоторые другие проекты установки 128-мм орудия на танковые шасси. Так лишь на бумаге, да еще в деревянной модели осталась идея создания бронированного истребителя танков на шасси «Пантеры», вооруженного тем же 128-мм орудием РаК 44 (Рак 80). Интересным в этом проекте было размещение вооружения. Шасси и трансмиссия «Пантеры» должны были быть переработаны с целью размещения вооружения в кормовой части, по типу «Фердинанда». САУ уже получила условное наименование «12,8-cm Panzerjager Panther «Scorpion», однако даже до изготовления опытного экземпляра дело так и не дошло. Рассматривался также вопрос о возможности установки 128-мм орудия на шасси трофейных танков КВ и ИС (некоторые источники уверяют, что имелось в виду просто перевооружение 128-мм орудием советских СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152), но данных о каком-либо количестве таких САУ, изготовленных «в металле» нет.
 
Планировалась установка на «Ягдтигр» 16-цилиндрового дизеля воздушного охлаждения, разработанного в кооперации фирмами Порше и Сименс-Грац-Паукер, но она так и не свершилась по причине преждевременного, с точки зрения немцев, окончания войны. Еще один опытный вариант «Ягдтигра» предусматривал вооружение 128-мм орудием с длинной ствола в 66 калибров, сей вариант также остался только на бумаге. Сборка истребителей танков «Ягдтигр» была прекращена 4 мая 1945 г., а 9 мая завод в Сент-Валенти не захватила Красная Армия.

Выпуск
Первый серийный истребитель танков был собран в декабре 1943 года на заводе фирмы Steyer-Daimler-Puch, Werk Nibelungen GmbH в Сент-Валентине. В феврале 1944 года машина прошла приемку. Это была машина с шасси типа Porsche с восемью опорными катками, попарно собранными в тележки. Опорные катки на шасси Fgst 305001 имели диаметр 670 мм. Следующий «ягдтигр» (Fgst 305002) имел шасси типа Henschel с девятью опорными катками диаметром 800 мм. Обе машины оснащались гусеницами шириной 800 мм типа Kgs 24/800/300.
Серийное производство разворачивалось медленно. Причиной тому были постоянные срывы сроков со стороны поставщиков.
В серию машина была рекомендована в день рождения Гитлера, 20 апреля 1944 года, но до конца июля 1944 года построили всего три машины. О двух первых машинах мы уже упоминали, а третий Fgst 305003 был направлен в Panzer Lehrgang Mielau. В августе 1944 года выпустили еще три машины, а в сентябре было готово четыре «ягдтигра». 16 октября 1944 года завод Nibelungenwerke подвергся налету бомбардировщиков 15-го воздушного флота США. На территорию завода упало 183 тонны бомб, которые вызвали серьезные повреждения. Тем не менее, до конца октября завод в Сент-Валентине выпустил еще девять «ягдтигров». В ноябре выпуск также составил девять машин. В декабре 1944 года удалось собрать 16 машин. Еще 12 октября было решено ограничить серию 150 машинами, а затем перейти к выпуску «пантер». 16 января 1945 года был закончен монтаж машины с шасси Fgst 305054. В этом же месяце 653-й дивизион истребителей танков и учебный дивизион в Пулоссе получили по два «ягдтигра».
30 января 1945 года Министерство вооружений приняло годовую программу поставок. В январе боевые части должны были получить 10 «ягдтигров», в феврале - 40, в марте и апреле - по 25. В мае 1945 года завод в Сент-Валентине должен был начать сборку 25 «королевских тигров», а в дальнейшем месячный выпуск завода должен был составить 60 танков. Выпуск «ягдтигров» планировалось перенести на заводы фирмы Jung. В мае фирма должна была выпустить 5 «ягдтигров», в июне 15, а затем до конца года ежемесячно выпускать по 25 машин.
Однако планы на 1945 год были сорваны в самом начале. В январе удалось выпустить только две машины, в феврале - ни одной, а в марте - 25. В конце апреля удалось выпустить еще четыре «ягдтигра». Всего было построено 77 или 75 машин (не известно точное число «ягдтигров», собранных в апреле 1945 года).
Было построено десять «ягдтигров» с шасси типа Porsche (Fgst 305001, 305003, 35005, 305006, 305008, 305009, 305010, 305016, 305021).

23 марта 1945 года заводы Nibelungenwerke снова подверглись бомбовому удару. На этот раз американцы сбросили на предприятие 258 тонн фугасных и зажигательных бомб. Этот удар фактически уничтожил завод, который до конца войны сумел собрать всего 4 машины, а еще 8 машин находилось на разных стадиях сборки. Всего, завод Krupp в Эссене в 1943-1945 г.г. выпустил 150 пушек калибра 128 мм.

Модификации
Первая модификация «ягдтигра» появилась в июле 1944 года. На выхлопные трубы машины установили жестяные пламегасители, которые уже давно устанавливали на «тигры». Неизвестно, почему пламегасители не стали монтировать на истребители танков с самого начала. В 1944 году машины стали оснащать наружным фиксатором орудийного ствола, до того времени использовался фиксатор, расположенный внутри боевого отделения. Наружный фиксатор ствола использовался во время маршей.
Переход на выпуск машин на базе шасси Henschel и использование новых гусениц заставило оснастить машины новыми ведущими колесами с 9 зубьями, вместо прежних катков с 18 зубьями. В начале сентября 1944 года машины перестали покрывать циммеритом.
В декабре 1944 года на бортах рубки начали крепить шесть комплектов крючьев, для подвески запасных гусеничных траков. Такие крючья имели машины, выпущенные в январе 1945 года, в том числе Fgst 305054. До того времени машины оборудовали только четырьмя комплектами крючьев.
Около 20 ноября 1944 года перестали устанавливать на корме лебедку, поскольку ее тяги в 20 тонн было все равно недостаточно для того, чтобы сдвинуть с места 75 тонную машину. В феврале машины начали оборудоваться четырьмя посадочными гнездами для легкого подъемного крана (Befehiskran) грузоподъемностью 2000 кг. Примерно в то же время на створках заднего люка установили по две ручки. Такие же ручки появились на крышках люков механика-водителя и стрелка-радиста. В 1945 году некоторые машины оборудовались креплением для установки дополнительного пулемета на крыше рубки.

УСТРОЙСТВО «ЯГДТИГРА»
Бронекорпус
В создании САУ самое непосредственное участие принимали фирмы «Хеншель и сыновья», а также «Крупп». При проектировании САУ нагрузка на шасси при выстреле предполагалась несколько большей, чем допускалось, а также немного неудачно — вперед перераспределялся вес машины. Поэтому шасси танка «Тигр II» было удлинено на 260 мм. Бронекорпус танка практически не претерпел больших изменений. Так его бронирование в лобовой части осталось на уровне 150 мм, тогда как борта и корма были толщиной 80 мм. Рубка истребителя танков изготовлялась заодно с корпусом в бортах и соединялась с лобовым и кормовым листами соединением типа «шип», усиленным шпонками (такое соединение впервые удачно опробовал Ф. Порше в «Фердинанде» и «Маусе»). Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, причем он располагался под углом 75°, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции более 400 м. Для изготовления лобовой брони использовалась та же «морская сталь», что и для САУ «Фердинанд». В кормовой части рубки монтировался лист толщиной 80 мм, в котором располагались распашные бронедвери, предназначенные для демонтажа орудия, загрузки-выгрузки боекомплекта и эвакуации экипажа.

Крыша рубки из 40-мм броневого листа крепилась к корпусу на болтах, что было очень удобно в изготовлении и обслуживании САУ. С правой стороны крыши рубки размещалась командирская башенка, через отверстие в крыше которой командир мог наблюдать за полем боя через стереотрубу. Левее командирской башенки имелась подвижная амбразура перископического прицела 128-мм орудия. Сразу за командирской башенкой располагался большой круглый командирский люк. Левее его находилась пусковая установка противопехотного гранатомета калибра 92 мм, предназначенного для обороны машины в ближнем бою с пехотными подразделениями. Позади люка по центру машины на крыше выступал бронеколпак вентилятора боевого отделения. И наконец, в кормовой части крыши находились два (или три) перископа для осмотра панорамы поля боя вокруг истребителя танков.

Ходовая часть
Ходовая часть «Ягдтигра» была в основном подобна ходовой части линейного танка «Тигр II», за исключением отличий в модификации с подвеской типа Ф.Порше. Удлинение корпуса на 260 мм повлекло за собой и увеличение длины опорной поверхности с 4,12 до 4,24 м. Но, поскольку боевой вес новой самоходной артсистемы увеличился более чем на 5 тонн, увеличилось и удельное давление на грунт с 1,02 до 1,06 кг/см2. Упругими элементами подвески остались торсионы.
Подвеска, спроектированная для «Ягдтигра» КБ Ф.Порше, была во многом подобна подвеске САУ «Фердинанд» и состояла применительно к каждому борту из четырех тележек, каждая из которых в свою очередь содержала по два опорных катка, соединенных торсионами и балансирами Ф.Порше нового типа. Бытующее мнение, что на «Ягдтигре» использовались тележки с «Фердинанда» без переделок, не соответствует действительности. В истинности данного замечания нетрудно убедиться, если посмотреть на изображение данных тележек на фотографиях, приведенных в издании «Der Panzerkampfwagen Tiger und seine Abarten» В.Шпильбергера. Несмотря на то, что САУ с данной подвеской не строились массовой серией, отзывы об их применении были весьма и весьма хвалебными. Гусеница «Ягдтигра» (как транспортная, так и боевая) была полностью позаимствована от линейного танка «Тигр II».

Энергетическая установка
Ни двигателем, ни трансмиссией «Ягдтигр» не отличался от линейного танка, оснащенного 12-цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL 230 Р, мощностью 700 л.с. при 3000 об/мин. Всякие байки, что в 1945 г. мощность двигателя удалось поднять до 900 л.с. и более, не соответствуют действительности, поскольку в это время велись только опытные работы по оборудованию данного двигателя системой впрыска водометаноловой смесью, так и не доведенные до степени серийного производства. Емкость бака с бензином составляла 860 литров; этого запаса хватало на движение по шоссейной дороге до 110 км, на местности — до 80 км (впрочем, испытания «Ягдтигра» в СССР дают иные значения: по шоссе — 120 км, по проселочной дороге — 60-65 км).
Кроме того, бытует мнение, что ни «Тигр II», ни истребитель танков на его базе, не были в состоянии тянуть на буксире себе подобного (дескать «горел двигатель»), что также не соответствует истине, поскольку и на испытаниях в Германии и на испытаниях в СССР танк, также, как и его «больший брат», уверенно тянули на буксире за собой себе подобных даже по бездорожью.

Вооружение
Первоначально планировалось оснастить «Ягдтигр» 128-мм орудием с длиной ствола в 70 калибров, однако, так как для вооружения полевой артиллерии уже было принято 128-мм орудие РаК 44 с длиной ствола в 55 калибров и такое же должно было быть установлено на танке «Маус», было решено унифицировать их. 128-мм орудие РаК 44 L/55 появилось впервые на фронте как полевое противотанковое орудие в августе 1944 года. Поскольку лафет для него изготовлен не был, а применение было весьма желательно, качающуюся часть орудия попросту устанавливали на лафетах трофейных советских 152-мм гаубиц М-10, пушек-гаубиц МЛ-20, а также французских 155-мм пушек GBF-T, имевших в вермахте название соответственно sFH 443(r), КН 433/1 (r) и К 419(f). Всего таким образом было выпущено около 160 артсистем (некоторые источники называют цифру — 116).
Орудия РаК 44 (Рак 80), предназначенные для установки в танках и САУ, отличались от зенитных 128-мм пушек фирмы Rheinmetall-Borsig раздельным заряжанием. Это было продиктовано теснотой боевого отделения бронированных машин, где с унитарным патроном такого калибра было просто «не развернуться». Для ускорения заряжания в них были двое заряжающих, один из которых подавал в камору снаряд, в то время, как второй — гильзу с зарядом.
Затвор орудия клиновой горизонтальный ручного открывания (1/4 автоматики). Механизмы наведения орудия обеспечивали его наведение в горизонтальной плоскости на 10° в каждую сторону, а по вертикали в пределах от -7° до + 15°. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 километров.
Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения, а также на стенах рубки и составлял 38 выстрелов (В. Шнейдер дает объем боекомплекта в 40 выстрелов).
Перископический прицел    2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения в 7°, что позволяло вести при его помощи уверенную стрельбу по видимым целям на дистанции до 4000 м. Дополнительным вооружением истребителя танков являлись: курсовой пулемет МG 34, размещенный в лобовом листе корпуса и обслуживаемый стрелком-радистом, а также 92-мм противопехотный гранатомет, расположенный на крыше боевого отделения, обслуживаемый одним из заряжающих.  

Радиостанция
Истребители танков «Ягдтигр» оснащали радиостанцией FuG 5 с передатчиком тип «с» мощностью 10 Вт, работающим в диапазоне 27-33 МГц, и приемником FuG 2 тип «е», работающим в том же диапазоне. Дальность связи при использовании телефонов составляла 6,4 км, при использовании ключа - 9,4 км.
Командирские «
Ягдтигр» (Panzerbefehlswagen «Jagdpanther») дополнительно оснащались радиостанцией FuG 8 мощностью 30 Вт (передатчик тип «а», приемник тип «с») радиусом действия 10 км (телефон) и 50-80 км (ключ). Передатчик работал на средних волнах в диапазоне 1130-3000 кГц. Приемник тип «с» работал в диапазоне 835-3000 кГц, или тип «d» - в диапазоне 580-3000 кГц.
Радиостанция FuG 5 оснащалась штыревой антенной высотой 2 м, а радиостанция FuG 8 - звездообразной антенной (Stemantenne d) высотой 1,4 м. Причем антенна для FuG 8 крепилась на основании (Antenenfuss Beweglich Nr 1) диаметром 104 мм, окруженным фарфоровым изолятором. Возле мест каждого члена экипажа находился разъем системы внутренней связи FuG Spr.

Система пожаротушения
Истребители танков «
Ягдтигр» оснащались автоматической системой пожаротушения. В случае, когда температура внутри двигательного отделения превышала 120°, биметаллические контакты включали огнетушитель, который заливал противопожарной смесью СВ топливный насос, и карбюраторы. Второй огнетушитель заливал той же смесью корпус двигателя. На полу боевого отделения находились три небольшие ручные огнетушителя. В полевых условиях экипажи старались раздобыть еще несколько дополнительных огнетушителей.

Боевые части
Первой боевой частью, оснащенной «ягдтиграми», должна была стать 3-я рота Panzerjaeger Lehrabteilung 130 из Panzer-Lehr-Division. Планировалось, что первые машины поступят в роту уже в марте 1944 года. Рота должна была состоять из трех взводов по 4 машины в каждом, плюс два «ягдтигра» при штабе роты. Однако выпуск задерживался и роту оснастили Jagdpanzer IV L/70.
В результате, первой частью, получившей «ягдтигры» стал 653. schwere Panzerjaeger Abteilung. Первый «ягдтигр» (Fgst 305007) поступил в батальон 6 сентября 1944 года. Спустя несколько дней в Фаллингбостеле начались дорожные испытания, в ходе которых механики-водители знакомились с новой машиной. Во второй декаде сентября личный состав двух рот 653-го батальона отправили в Австрию, где некоторые из танкистов оказались в Сент-Валентине.
После того, как 16 октября 1944 года завод подвергся налету американских бомбардировщиков, сбросивших на территорию предприятия 183 тонны бомб, выпуск «ягдтигров» пришлось приостановить. Экипажи отправили в Доллерсхайм, где они провели пробные стрельбы из 128-мм пушки. 7 декабря 1944 года семь самоходных истребителей танков 1-й роты отправили в Арденны для участия в готовящемся наступлении. Однако железнодорожные пути в том районе оказались разрушены и рота не успела прибыть к месту назначения в указанный срок.
В результате эшелоны перенаправили в расположение группы армий «С», которая должна была начать наступление в Эльзасе. Новой целью роты стал Цвайбрюккен, куда в последних числах декабря прибыло только два орудия. Часть эшелонов разгрузили на других станциях, поэтому остальным машинам пришлось совершать марш своим ходом. По результатам марша был составлен рапорт, в котором отмечались достоинства и недостатки «ягдтигра». Среди недостатков упоминались дефекты подвески, отмеченные прежде всего у машин с шасси Роrsche. Другим недостатком был сложный процесс заряжания пушки, при котором ствол приходилось устанавливать на 0°. Сообщалось о недостаточной надежности трансмиссии, а также выявились факты саботажа, имевшие место при сборке машин. В целом, «ягдтигр» был слишком тяжел для своей подвески.

В начале 1945 года 653-й батальон располагал уже более дюжины «ягдтигров», разбросанных по разным фронтам. Все машины требовали ремонта той или иной степени сложности. Однако отремонтировать машины не представлялось возможным, так как ремонтная рота была направлена в Арденны вместе с 1-й ротой, а потом долго добиралась до Эльзаса. В батальоне отсутствовали даже краны необходимой грузоподъемности.
В операции «Nordwind» - наступлении в районе Вогезов и к северу от Страсбурга - начатой 1 января 1945 года, участвовали только два «ягдтигра» из 3-й роты 653-го батальона, которые поддерживали действия 17-й гренадерской дивизии СС «Goetz von Berlichingen». 4 января 1945 года к ним присоединились 4 машины из 1-й рогы. В ходе атаки на Риммлинг был уничтожен «ягдтигр» из 1-й роты. Два «ягдтигра», прибывшие в Цвайбрюккен, использовались там в качестве самоходных орудий.
Одна машина была потеряна в результате внутреннего взрыва, причину которого установить не удалось.

Пять «ягдтигров» оказались в составе XXXIX танкового корпуса. 25 января машины 1-й и 2-й рот на паромах были переправлены на западный берег Рейна. Оба подразделения участвовали в разведывательных операциях, но до огневого контакта дело не дошло. Спустя четыре дня все машины переправились обратно. В течение января батальон получил 25 «ягдтигров» и достиг полной штатной численности. Однако часть постоянно преследовала необходимость ремонтировать ненадежные машины, большинство из которых было сконцентрировано в Ландау, а также в долине Мозеля и Бюля.
23 января к батальону присоединилась заново сформированная 2-я рота. Планировалось также сформировать 4-ю роту. Предполагалось, что дополнительная рота будет усиливать один из танковых батальонов, но из-за трудностей со снабжением, от этих планов отказались. В конце января часть была отведена в ближний тыл для ремонта. В феврале батальон не участвовал в боях. В начале марта батальон перебросили в район леса Хагенау.

11 марта 1945 года батальон располагал 41 «ягдтигром». 15 марта батальон принял бой, потеряв 5 машин, уничтоженных союзнической авиацией. На следующий день был потерян «ягдтигр» «301» - снаряд пробил люк стрелка-радиста. Пришлось бросить еще две машины: «312» (Porsche) и «332». Оберлейтенант Хаберланд уничтожил один «шерман» и гаубицу. Часть машин отступила своим ходом, но 21 «ягдтигр» требовал буксировки. 2-я рота потеряла три машины: две в результате механических повреждений, а одна была уничтожена в районе Вайсенбурга. Всего во время отступления батальон потерял 7 «ягдтигров». 23 марта 1945 года батальон располагал 31 машиной.
За описываемое время батальон сжег около 25 танков противника. Особенно успешно действовали немцы 22 марта, внезапно атаковав союзническую танковую колонну. В районе Бюля немцы уничтожили 11 единиц бронетехники. Три «ягдтигра» удерживали плацдарм в районе Шпейера. На место раненного оберлейтенанта Вернера Хаберланда прибыл капитан Макс Виршлинг, прежде служивший в 507-м батальоне тяжелых танков.
Несколько машин для ремонта отвели в Штутгарт. 28 марта батальон частью своих сил поддерживал действия 559-й народно-гренадерской дивизии, удерживающей позиции вдоль реки Некар. В последних днях марта батальон дислоцировался в районе Визенталя.
К северу от Швецнгена потерял ход «ягдтигр» лейтенанта Книппенберга. Экипаж уничтожил машину с помощью панцерфауста. Другая машина («131») была уничтожена огнем двух «шерманов», зашедших «ягдтигру» с кормы. Лишь одному «ягдтигру» удалось уйти.
Недалеко от автострады на Маннхайм этот «ягдтигр» получил попадание в гусеницу и потерял ход. Экипажу пришлось взорвать машину. К тому времени в составе батальона оставалось уже меньше 30 машин, из которых исправными были только 6.

Вскоре батальон потерял еще три «ягдтигра». Две машины потеряли ход из-за неисправности рулевого управления. Эвакуировать их было невозможно, поэтому машины пришлось взорвать. Третий «ягдтигр» был уничтожен в результате взрыва кислородного баллона в ходе ремонтно-сварочных работ. Батальон сконцентрировал свои силы и под Клингенбергом вступил в бой с французской 5-й танковой дивизией. В бою был потерян один «ягдтигр». Другая машина потеряла ход и была уничтожена экипажем. Вскоре пришлось взорвать еще одну машину из 2-й роты.
7 апреля 1945 года боевая группа 653-го батальона сдерживала наступление противника под Крайслхаймом, уничтожив множество танков. Затем батальон через Аален отошел к Нёрдлингену. Там 20 апреля батальон получил приказ отправить свободные экипажи в Сент-Валентин для получения новых «ягдтигров». Оставшиеся машины батальона через Баварию отошли в Верхнюю Австрию.

В районе Кольбемора под одним из «ягдтигров» обрушился мост через канал Верке. Экипаж уцелел, но машина вышла из строя. Многие машины потеряли ход и были уничтожены экипажами. Например, так пришлось поступить с несколькими «ягдтиграми» в районе Бад-Айблинга. Несколько других «ягдтигров» уничтожили в Аммерзее.
В последние дни войны батальон вошел в состав группы армий «Юг» и был переброшен в Зальцбург и Линц. Два последних «ягдтигра» были захвачены американцами в районе Лиэна. На территории Nibelungen Werke AG лейтенант Книппенберг подорвал 8 «ягдтигров», находившихся в последней стадии сборки.
2 мая 1945 года несколько экипажей 501-го батальона тяжелых танков СС прибыло в Сент-Валентин с целью получить 6 «ягдтигров». Удалось получить лишь две машины, которые 7 мая прибыли в Шайбсс. Оба «ягдтигра» вели арьергардные бои, прикрывая отход немецких частей, пытавшихся уйти в американскую оккупационную зону. Один «ягдтигр» был блокирован советскими танками в Вайдхофене и был захвачен. Известна фотография и второго «ягдтигра» 501-го батальона СС, также захваченного в том же районе. Эта машина в настоящее время находится в коллекции танкового музея в Кубинке.

Последней частью, использовавшей «ягдтигры» в бою, был армейский 512-й батальон истребителей танков. Личный состав батальона происходил из разбитого советскими войсками в январе 1945 года в Польше 424-го батальона тяжелых танков и, частично, 511-го (бывшего 502-го) батальона тяжелых танков. Батальон должен был состоять из трех рот по 10 машин в каждой. Дополнительно четыре «ягдтигра» должны были находиться в распоряжении командиров рот и взводов, то есть каждая рота должна была располагать 14 машинами.
Командовал батальоном капитан Шерф, опытный офицер из 503-го батальона тяжелых танков. Командирами двух сформированных рот стали известные асы панцерваффе. 1-ю роту возглавил капитан Альберт Эрнст, а командиром 2-й роты стал Отто Кариус, кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями, прежде служивший в составе 502-го батальона тяжелых танков. Подготовка личного состава проводилась в Дёллерсхайме. Большинство экипажей имело большой опыт, но быстро обучить молодых солдат не удалось.
1-я рота 512-го батальона впервые вступила в бой 10 марта 1945 года под Ремагеном, атаковав захваченный американцами мост Людендорфа.
Капитан Эрнст сжег несколько танков противника, открыв по ним огонь с дистанции 2000 м. Вскоре «ягдтигры» поддерживали наступление III танкового корпуса на Шмаленберг-Бад-Вильдунген. Целью наступления было прорвать окружение Рурского бассейна. «Ягдтигры» прикрывали отход добровольческих отрядов так называемого Freikorps Sauerland. Роту капитана Эрнста дополнительно усилили несколькими танками Pz.Kpfw.IV и самоходными зенитными установками Kfz 7/1. Рота отступила к Альтену, откуда ее направили в Изерлон. Некоторые машины шли своим ходом, но основные силы роты перебрасывались по железной дороге. Эшелон разгрузили в Мендене, откуда «ягдтигры» через Хаген и Эргсте дошли до Изерлона.
9 апреля рота пыталась прорвать кольцо вокруг Унна. Утром 11 апреля Эрнст выступил на север. В районе Лангшебе рота переправилась через реку Рур. Боевые машины роты (четыре «ягдтигра», четыре StuG 40 и три Pz.Kpfw.IV) заняли позицию на высоте Бисмарка, откуда открыли огонь по шедшей с юга американской танковой колонне. Первыми выстрелами были подбиты два передовых «шермана». Продолжая вести огонь с дистанции 4000 метров, «ягдтигры» сожгли еще несколько американских танков.
Всего в том бою американцы потеряли 50 единиц бронетехники, в том числе 11 танков. Вскоре над полем боя появились самолеты, которые ракетами уничтожили «ягдтигр» лейтенанта Кубельки. Весь экипаж машины погиб. Эрнсту пришлось покинуть позиции. На следующий день 1-я рота 512-го батальона прикрывала аэродром Дайлингхофен, последний аэродром, остававшийся в распоряжении немецких войск, окруженных в Рурском бассейне. Вечером 12 апреля оберлейтенант Рондорф подбил два «шермана». В тот день капитулировали немецкие войска в Мендене, и Эрнст начал переговоры о сдаче с майором Маккьюном, командиром 394-го пехотного полка. Одновременно Эрнст пытался установить связь с ротой Кариуса, находившейся в Эргсте. Утром 15 апреля американцы окружили Изерлон. Начался бой, в котором оберлейтенант Рондорф сжег три «шермана». На следующий день гарнизон Изерлона капитулировал, а вместе с ним и 1-я рота.

2-я рота 512-го батальона, возглавляемая оберлейтенантом Отто Кариусом, 8 марта 1945 года получила приказ двигаться на Зигбург. Эшелон смог выехать только ночью, днем платформы с «ягдтиграми» стояли в туннелях или в лесных массивах. Во время транспортировки союзническая авиация уничтожила два «ягдтигра». Рота прибыла в Зиген и была подчинена командованию LIII танкового корпуса. В задачу роты входило прикрывать немецкие войска, отступающие на восток. В районе Вальденау «ягдтигры» провели успешную контратаку, рассеяв наступающие части противника. Оберлейтенант Кариус подбил один танк. На немецкие машины обрушили свой удар союзническая авиация и артиллерия, но Кариус сумел увести все четыре машины. По приказу фельдмаршала Моделя, командующего группой армий «В»» рота отошла к Унну. Затем Кариус получил приказ двигаться на юг, а 15 апреля 1945 года рота капитулировала.
512-й батальон вел пассивную оборону, сдерживая наступающие войска противника. Серьезную угрозу для истребителей танков представляла союзническая авиация. Самолеты союзников атаковали бомбами и ракетами даже отдельные машины батальона.

«Ягдтигры» в музеях
До наших дней сохранилось только три «ягдтигра».
Несомненно, самый любопытный образец сейчас находится в Бовингтонском музее в Англии. Это один из десяти «ягдтигров» с шасси типа Porsche.
Серийный номер машины Fgst 305004. Этот истребитель танков был собран в сентябре 1944 года. Его захватили в Хаустенбеке, где «ягдтигр» проходил испытания по преодолению водных преград. Там же англичане захватили «королевский тигр», прототип танка Е-100 и тяжелого самоходного орудия Grille (не следует его путать с аналогично названной машиной на базе легкого танка PzKpfw 38(t)). После серии испытаний машины, захваченные в Хаустенбеке в 1946 году отправили в Великобританию. Е-100 и «Grille» отправили на слом, а «ягдтигр» и «королевский тигр» попали в Танковый музей в Бовингтоне, где они остаются и сейчас.
На другом конце Европы, в подмосковной Кубинке хранится второй «ягдтигр». Этот истребитель танков имеет шасси типа Henschel и относится к поздней производственной серии. Машина была захвачена советскими войсками 5 мая 1945 года в районе Штернбурга в Австрии. Об этом сообщает надпись на табличке возле машины. Находящийся в Кубинке «ягдтигр» был выпущен в марте 1945 года. Машина оснащена четырьмя гнездами для крепления подъемного крана, шестью комплектами крючьев для подвески запасных траков и не имеет буксирных серег.
По ту сторону Атлантического океана в Музее Абердинского полигона, штат Мэриленд, находится третий уцелевший «ягдтигр». Это одна из двух машин, брошенных в Нойштадте на Ландауэрштрассе, Западная Германия. Машина имеет шасси типа Henschel, серийный номер Fgst 305020, то есть она выпущена в ноябре 1944 года. Истребитель танков имел тактический номер «331» и камуфляж типа «амбуш». В настоящее время машина перекрашена по совершенно нестандартной схеме. В годы войны этот «ягдтигр» состоял на вооружении 3-й роты 653-го батальона.

Окраска и обозначение
«Ягдтигры» красили в соответствии с инструкцией № 181 от 18 февраля 1943 года. В качестве базового цвета использовалась краска Wehrmach Olive (FS 595В: 33275-33434). Камуфляжные пятна наносили красками цвета Olive Gruen (RAL 6003) и Brun (RAL 8012). В качестве варианта встречался двухцветный камуфляж Wehrmacht Olive-Brun. Так, например, был выкрашен «ягдтигр» с номером «331», захваченный американцами. Совершенно непонятно почему «ягдтигр» из Бовингтонского музея перекрашен в цвет Panzer Grau.
Очень часто встречались машины без камуфляжных пятен. Так, только в базовой окраске эксплуатировали «ягдтигр» Fgst 305009, попавший в состав 653-го батальона осенью 1944 года. С другой стороны, «ягдтигр» Fgst 305010 уже имел трехцветный камуфляж.
В зимний период «ягдтигры» вероятно получали зимний камуфляж с помощью смываемой белой краски или извести (согласно инструкции от 18 ноября 1941 года). Однако фотографий, подтверждающих это предположение, нет. Внутри боевое отделение красили кремовой или белой краской.
Использовалась стандартная схема тактических обозначений. Вероятно в 512-м батальоне использовали двухсимвольные знаки в виде сочетания литеры и цифры, например, «XI». Не известно, относилась ли обозначенная таким образом машина к штабу или это была машина из боевой роты. Тактические номера наносили черной краской. Иногда цифры получали белый кант. Нет данных об эмблемах 512-го и 653-го батальонов. Известная эмблема, очевидно, была эмблемой конкретного экипажа, а не всей части. Для маскировки применяли растительный камуфляж, который закрепляли на крюках на рубке.
Любопытный трехцветный камуфляж имел «ягдтигр», испытывавшийся после войны в СССР. Другой трофейный «ягдтигр» был целиком выкрашен в «весенний» салатовый цвет.


Список источников:


  1. Военно-техническая серия №161 ЯгдТигр
  2. Танк на поле боя №48 Ягдтигр крупным планом
  3. Михаил Свирин "Ягдтигр Самый большой истребитель танков"
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (09.03.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 6916 | Теги: Ягдтигр, Jagdtiger | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]