Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Япония » Флот Второй Мировой войны

Авианосцы типа Shokaku
Тяжелые авианосцы класса Shokaku

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АВИАНОСЦЕВ
Shokaku и Zuikaku (в переводе с японского, соответственно, «Парящий журавль» и «Счастливый журавль») стали первыми японскими серийными тяжёлыми авианосцами, спроектированными и построенными вопреки Вашингтонскому 1922 года и Лондонскому 1930 года договорам об ограничении морских вооружений, которые в течение многих лет сковывали боевой дух самураев.

В качестве авианосцев всем участникам договора разрешалось достроить по два уже заложенных линкора (или линейных крейсера). При этом водоизмещение каждого такого переделанного авианосца не должно было превышать 33 000 тонн. Чтобы под видом авианосца не достраивали корабль, по огневой мощи сравнимый с линейным крейсером, вводились ограничения на его тяжёлую артиллерию — не более восьми 203-мм орудий, а для авианосца специальной постройки — не более десяти.

Следствием Вашингтонского договора стал пересмотр политики имперской обороны, в соответствии с которой, главным потенциальным противником Японии объявлялись США. А одним из способов достижения паритета с более крупным американским флотом в условиях договорных ограничений Морской генеральный штаб определил палубную авиацию. Действуя в рамках Вашингтонского договора, японцы начали переоборудовать в авианосцы свои недостроенные линейные крейсеры Akagi и Amagi (последний, правда, был разрушен во время землетрясения 1923 года и его заменили недостроенным линкором Kaga).

Следующий японский авианосец — Ryujo был заложен в 1929 году, однако водоизмещение этого корабля составляло 10 000 т, что позволило не включать его в общий тоннаж авианосцев, разрешённый для Японии. Спустя восемь лет статьи Вашингтонского договора были расширены и дополнены на Лондонской конференции по морскому разоружению. Конференция завершилась 22 апреля 1930 года подписанием соответствующего договора, в котором основное внимание уделялось ограничению характеристик крейсеров, что позволило не допустить достижения японским флотом паритета по лёгким силам с флотами Великобритании и США.

Не выдержав совместного давления руководства армии и флота, в 1934 году правительство Японии решило денонсировать все подписанные ранее ограничительные договоры. В том же году парламентом Японии была принята «Вторая программа по замене кораблей», которая предусматривала постройку двух авианосцев. По бюджету 1934—1935 годов наряду с другими боевыми кораблями был заложен и авианосец Soryu, характеристики которого ещё укладывались в договорные ограничения (у Японии оставалось 15 900 т неиспользованного «авианосного» тоннажа). Но когда по бюджету 1935—1936 годов был заложен однотипный с Soryu авианосец Hiryu, японцы открыто заявили о том, что суммарное водоизмещение их авианесущих кораблей превысит лимиты Лондонского договора. Soryu и Hiryu считались однотипными кораблями, однако в результате отказа от договорных ограничений водоизмещение последнего удалось увеличить до 17 756 т (Hiryu — 16100 т), что дало возможность кораблестроителям улучшить его остойчивость и провести другие модификации.

В 1936 году Япония официально приняла новую военно-морскую доктрину, базировавшуюся на отказе от каких-либо ограничений в военном кораблестроении. В соответствии с ней вероятными противниками страны были определены США, СССР, Китай и Великобритания. Планировалось также к 1945 году увеличить число линейных кораблей до двенадцати, а число авианосцев — до десяти. Здесь следует отметить, что в период принятия доктрины японские моряки допускали возможность полного уничтожения линейных сил противника ударами исключительно палубной авиации.
31 марта 1937 года парламент Японии принял «Третью программу по замене кораблей» (Maru San Keikaku), фактически отбросив последние ограничительные обязательства. И, как следствие, Япония отказалась направить своих представителей на Вторую Лондонскую конференцию по морскому разоружению.
«Третья программа по замене кораблей» предусматривала постройку самых мощных в истории мирового кораблестроения линкоров, вооружённых 460 мм орудиями, — знаменитых Yamato и Musashi, а также двух авианосцев водоизмещением по 25 000 т каждый. Задача постройки новых тяжёлых авианосцев существенно облегчалась тем, что в Японии был накоплен значительный опыт в проектировании, постройке, эксплуатации и модернизации этих боевых кораблей. Международным признанием успехов японских кораблестроителей в этом вопросе можно считать тот факт, что немцы при разработке своего первого авианосца Graf Zeppelin, воспользовавшись укреплением отношений со «Страной восходящего солнца», направили туда специальную группу экспертов для изучения накопленного здесь опыта.

Головной корабль новой серии тяжёлых авианосцев-систершипов (sistership с англ. — однотипный корабль) получил название Shokaku (интересно, что ранее была сделана попытка присвоить это имя авианосцу, который предполагалось построить ещё по бюджету 1921—1922 годов, однако после подписания Японией Вашингтонского договора заказ был аннулирован). Киль этого корабля заложили на военно-морской верфи в Йокосука в июне 1937 года.
Второй авианосец серии под названием Zuikaku заложили на верфи фирмы Кавасаки в Кобе в октябре 1939 года. Планировалась постройка и следующих кораблей этой серии, правда, по несколько изменённому проекту — с броневой полётной палубой, причём первый из них успели заложить. Однако амбициозные кораблестроительные программы японского флота сдерживало отсутствие в стране соответствующих производственных мощностей — ведь в конце 1930-х годов промышленный потенциал Японии был отнюдь не велик. В результате заказ на третий авианосец типа Shokaku аннулировали, а освободившиеся средства направили на переоборудование в авианосцы быстроходных пассажирских лайнеров Идзумо Мару (Hiyo) и Касивара Мару (Junyo).

Shokaku представлял собой авианосец стандартным водоизмещением 25 675 т и полным — 29 800 т. Полная длина корабля составляла 257,5 м (по ватерлинии — 250 м), ширина — 26 м, осадка — 8,87 м. Высота корпуса по сравнению с Hiryu возросла на одну палубу, в результате чего улучшилась мореходность. Контрактная скорость составляла 34 узла. Авианосец должен был нести 98 самолётов (72 боевых и 24 резервных). Планировалось, что в их состав войдут 12 истребителей Туре 96 (А5М Claude), 24 бомбардировщика Туре 96 (D1A Susie), 24 бомбардировщика-торпедоносца Туре 97 (B5N Kate) и 12 разведчиков Туре 97 (C3N).
Согласно первоначальному проекту, по левому борту Shokaku, практически посредине его длины, предполагалось установить небольшую надстройку-остров, а трубы дымоходов котлов силовой установки расположить на обоих бортах, позади острова. Подобные конструктивные решения уже использовались на Hiryu, на модернизированном Akagi. Однако пилоты, служившие на этих авианосцах, отмечали затруднения при посадке из-за турбулентностей над полётной палубой. Морской генеральный штаб потребовал найти техническое решение данной проблемы даже в случае, если эта работа задержит срок сдачи корабля. Многочисленные продувки различных моделей авианосца в аэродинамической трубе Исследовательского института в Касумигаура (Kasumigaura) показали, что для минимизации воздушных возмущений над «полётной палубой» остров и дымовые трубы следует разместить у правого борта, причём дымовые трубы расположить позади острова, на значительном от него удалении. С учётом этих результатов для нового корабля приняли схему, аналогичную той, что была использована при модернизации авианосца Kaga в 1934—1936 годах. Дымоходы вывели на правый борт, где они оканчивались двумя изогнутыми вниз трубами, как на авианосце Soryu, на правый же борт переместили и надстройку, сдвинув её к носу и придав ей более выгодные с точки зрения аэродинамики очертания. Благодаря этим мерам удалось существенно снизить воздушные возмущения, возникающие на полётной палубе.
Shokaku был спущен на воду 1 июня 1939 года, а 12 ноября за ним последовал его систершип Zuikaku. Дальнейшие работы на кораблях проводились у достроечной стенки.

КОНСТРУКЦИЯ АВИАНОСЦЕВ Shokaku И Zuikaku
При проектировании корпусов Shokaku и Zuikaku был широко использован опыт, накопленный при эксплуатации японских авианосцев более ранней постройки. Кроме того, в опытном бассейне Технического института ВМС в Токио (Kaigun Gijutsu Kenkyusho) были проведены гидродинамические испытания многочисленных моделей корпуса. По результатам этих исследований подводная часть носовой оконечности корпуса впервые в практике японского кораблестроения получила небольшой бульб, предназначенный для уменьшения гидродинамического сопротивления. Для обеспечения приемлемой мореходности конструкторы предусмотрели высокий надводный борт, надводную носовую часть «клиперного» типа и большой развал носовых шпангоутов, а для снижения бортовой качки установили крупные скуловые кили шириной 1,8 м и длиной 87 метров. Чтобы повысить управляемость Shokaku, на нём одно за другим на расстоянии 13,5 м друг от друга установили два рулевых пера.
Самое мощное среди современных ему авианосцев бронирование корпуса, своего рода броневая цитадель, призванная защитить силовой набор корабля, его артиллерийские погреба и цистерны с авиационным топливом от воздействия артиллерийских снарядов и торпед противника, прикрывало 2/3 длины корпуса. Оконечности оставались небронированными, однако цитадель проектировалась так, что при затоплении всех небронированных отсеков корпуса её объём, остающийся над ватерлинией, обеспечивал сохранение плавучести и предотвращение опрокидывания корабля.
Вертикальный броневой пояс был выполнен из стали NVNC толщиной 215 мм и ниже ватерлинии переходил в наклонную противоторпедную переборку толщиной 75 мм. Он отстоял на 3 м от наружной обшивки и в пространстве между ними располагались отсеки, заполненные водой или топливом; с внутренней стороны брони также размещались дополнительные отсеки с водой. Горизонтальная броневая палуба, замыкающая цитадель, была также сделана из стали NVNC толщиной 170 мм. Остальные палубы корабля изготавливались из стали DS (Ducol Steel) толщиной 16 мм, но в особо ответственных местах — над главными механизмами, цистернами с авиационным топливом, погребами вооружения Туре их толщина увеличивалась до 25 мм.

Значительное внимание японские судостроители уделили противоторпедной защите, которая на этих кораблях оказалась весьма удачной. Даже при затоплении всех отсеков противоминной защиты одного борта и небронированных оконечностей корабль мог сохранять положительную плавучесть и достаточную метацентрическую высоту для предотвращения опрокидывания.
Над корпусом корабля располагался закрытый двухпалубный ангар, рассчитанный на 84 самолёта. Высота обеих ангарных палуб была одинаковой и составляла около 4,8 м, а по ширине они занимали практически весь корпус. Нижняя из них начиналась в 15 метрах перед носовым лифтом-самолётоподъёмником и простиралась до кормового лифта. Верхняя же брала начало у якорного устройства на полубаке и также заканчивалась у кормового самолётоподъёмника. Настил верхней и нижней палуб изготавливался из стальных листов толщиной 11 мм.

Пространство ангарных палуб условно подразделялась на носовую, среднюю и кормовую части. Носовая часть верхней палубы имела длину 50,5 м, а носовая нижняя — 33,0 м. Средние части верхней и нижней палуб были одинаковыми — по 48,74 м. Кормовые палубы также были одной длины — по 51,28 м. В задней части верхней ангарной палубы находились авиационные мастерские.
Под ангаром располагались погреба с авиационным вооружением, из которых боеприпасы при помощи двух подъёмников подавались на обе ангарные палубы. Авиационное топливо размещалось ещё глубже в недрах корабля. Посты подвески вооружения и заправки самолётов бензином были оборудованы на обеих ангарных палубах. Непосредственно в ангарах проводились все работы, связанные с подготовкой самолётов к старту, а также их обслуживанием после посадки. Те же машины, которые требовали осмотра и регулировки, ремонтировались, вооружались и заправлялись на полётной палубе.
Такое решение хотя и обеспечивало максимальное сокращение времени подготовки самолётов к вылету, что сулило тактический выигрыш, однако в то же время таило в себе и значительную опасность. При заполнении пространства ангара парами бензина легко могло произойти их возгорание или даже взрыв. Принимая во внимание наличие на палубе бомб и торпед, навешиваемых здесь же на бомбардировщики, даже небольшой пожар в ангаре грозил кораблю катастрофическими последствиями.
Впоследствии это случилось во время битвы за Мидуэй, когда три японских авианосца — Akagi, Kaga и Soryu — были поражены бомбами в ходе заправки и вооружения самолётов или сразу же после окончания этой операции. Пожары, которые при этом возникли на ангарных палубах, потушить не удалось. Персонал, не имевший возможности удалить из закрытого ангара горящие самолёты и их обломки, оказался бессильным перед напором огненной стихии. Ну а на американских авианосцах, где самолёты снаряжались на полётной палубе, аварийные или горящие машины просто сбрасывались за борт.
К тому же стремление кораблестроителей сэкономить водоизмещение, а также обеспечить максимальное удобство заправки самолётов за счет облегчения конструкции систем заправки отнюдь не повысило живучесть корабля. Цистерны и бензопроводы оказались не слишком устойчивы к ударам и сотрясениям, и в боевых условиях в них часто открывались течи, в результате чего ангар заполнялся парами бензина. Правда, такая опасность учитывалась конструкторами и они предусмотрели оборудование ангаров мощной системой вентиляции, практически такой же, как на авианосцах типа Soryu и, которая полностью обновляла воздух в ангарах в течение 10 минут.

Над двухпалубным ангаром располагалась полётная (главная) палуба, опиравшаяся на стенки ангара и дополнительные пилоны. Полная длина сплошной её части составляла 242,2 м, ширина в средней части — 29 м, в носовой — 18 м и кормовой — 26 м, что обеспечивало взлёт самолётов после свободного разбега. Полётная палуба не имела бронирования и была обшита досками из промасленного тика. Свободными от деревянной обшивки оставались только её фрагменты в носовой и кормовой частях (кормовая рампа), а также над выходами дымовых труб корабля (по правому борту), где она довольно сильно нагревалась. В этих местах палуба обшивалась 25-мм стальными листами. При выполнении ночных полётов использовались три убирающихся прожектора. По краям полётной палубы располагались небольшие платформы с заправочными стойками и противопожарным оборудованием.
Полётная палуба имела сегментную конструкцию — девять её сегментов собирались в единое целое при помощи специальных компенсирующих соединений. Основной задачей этих компенсаторов было предотвращение изменения длины полётной палубы в результате естественных деформаций («работы») корпуса корабля. Правда, такое конструктивное решение исключало установку на авианосце паровых катапульт. На полётную палубу самолёты подавались из ангара тремя уравновешенными лифтами-самолётоподъёмниками. Носовой, располагавшийся на продольной оси корабля, имел платформу размерами 13х16 м; ширина проёма в полётной палубе составляла 16,3 м. Лифт мог поднимать полностью снаряженные в ангаре самолёты с крыльями в полётном положении с обеих ангарных палуб. Средний подъёмник размещался позади дымовых труб и имел платформу размерами 13х13 м (ширина проёма в полётной палубе 13,6 м); по отношению к продольной оси корабля он был смещён на 0,5 м к левому борту. Кормовой подъёмник был тех же размеров, что и средний, но смещён примерно на 0,3 м к правому борту. Два последних лифта обеспечивали подъем на полетную палубу самолётов со сложенными крыльями.
Платформы подъёмников подвешивались на тросах (по восемь штук на каждый лифт) и приводились в движение лебёдками с электроприводом, причём электродвигатель располагался в люке подъёмника. Скорость движения платформы можно было регулировать, максимальная составляла 50 м/мин. При этом самолёт поднимался с нижней ангарной палубы на полётную всего за 15 секунд, а общее время установки, подъёма и снятия самолёта с платформы подъёмника составляло 40 секунд. При необходимости платформы лифтов фиксировали в верхней позиции специальным стопором. На ангарных палубах проёмы люков подъёмников огораживались специальным барьером.

В передней части полётной палубы (перед островом-надстройкой, в районе носовых 127-мм универсальных орудий) располагался ветроотбойный щит, который при необходимости поднимался (но не во время взлёта или посадки самолётов), что снижало вероятность «сдува» самолётов с полётной палубы или их повреждения ветром.
Полётная палуба была оборудована аэрофинишером с одиннадцатью тормозными тросами, за которые при посадке цеплялся посадочный гак самолёта. Восемь тросов располагались в корме и три в носовой части, что обеспечивало приём самолётов на посадку как с кормы, так и с носа корабля. При посадке самолёта тормозные тросы специальными стойками поднимались над палубой на высоту 160 мм. Тормозные барабаны аэрофинишера, к которым крепились концы каждого троса, располагались в отдельных отсеках под нижней ангарной палубой. В средней части полётной палубы имелось три поднимающихся аварийных барьера, которые использовались при аварийных посадках самолёта. Закреплённые на тросах, они для обеспечения безопасного торможения самолёта могли смещаться на расстояние до 12 метров.
Взлётно-посадочными операциями на авианосце руководил старший авиационный офицер (Hikoocho), занимавший позицию на мостике надстройки вместе с двумя своими помощниками — младшими офицерами. Два офицера руководили перемещениями самолётов на ангарных палубах, и ещё один офицер (Seibiin) отвечал за передвижение самолётов по полётной палубе. После того как первый из подготовленных к вылету самолётов занимал позицию для старта, руководитель полётов, находящийся на крыле мостика, подавал сигнал к старту, поднимая большой белый флаг. По этому сигналу самолёты взлетали с минимальными перерывами, пока флаг не опускался.
При возвращении на авианосец пилот должен был получить от палубного офицера (Seibiin) световой сигнал разрешения на посадку, после чего он выполнял круг над авианосцем таким образом, чтобы оказаться примерно в 800 м за его кормой на высоте около 200 метров. После определения курса корабля и направления ветра (днём об этом можно было судить по струе пара, вырывавшегося из специальной трубы в носовой части корабля и по выполненной белой краской соответствующей разметке полётной палубы) пилот начинал заход на посадку под углом в 6,5 градуса относительно продольной оси корабля. В условиях плохой видимости и ночью для облегчения посадки служили сигнальные огни на белой линии вдоль продольной оси полётной палубы от носа до кормы.
После приближения к авианосцу на расстояние в 200 м, на высоте в 50 м пилот выпускал посадочный гак и корректировал боковое отклонение машины, руководствуясь сигнальными огнями на кормовой рампе. Нахождение на посадочной глиссаде и выдерживание угла подхода в 6,5 градуса пилот определял по видимому им расположению красных и зелёных сигнальных огней — если они выстраивались в одну линию, то это свидетельствовало о том, что курс выдерживается правильный. При этом к кормовой рампе полётной палубы самолёт должен был подходить на высоте в 5 метров. При отсутствии запрещающего сигнала пилот осуществлял посадку, цепляясь при этом посадочным гаком за трос аэрофинишёра.
 
Надстройка на Shokaku имела четыре палубы (яруса). На первой палубе (самой низкой) размещались каюта командира, оперативный центр и хранилище навигационных карт (все эти помещения соединялись поперечным коридором). На второй — рулевая рубка, радиорубка, штурманская рубка и каюта штурмана. На третьей — помещение для дежурных пилотов, командирский мостик и штурманская рубка с навигационными картами. В кормовой части этого яруса на открытом мостике располагались посты наблюдения с четырьмя приборами наблюдения, один из которых предназначался для использования в тёмное время суток. Четвёртая палуба надстройки — открытый мостик, на котором были оборудованы посты наблюдения противовоздушной обороны, сигнальные прожекторы, навигационные огни, радиоантенны и полутораметровый дальномер. В кормовой части мостика стояла башенка с постом офицера противовоздушной обороны. На её крыше были установлены артиллерийский директор Туре 94 для управления огнём 127-мм универсальных орудий, небольшая опора с сигнальными огнями и радиоантенна. За надстройкой располагалась трёхногая мачта, на которой поднимались сигнальные флаги.

Силовая установка авианосца включала восемь больших паровых котлов типа Kanpon (сокращение от Kansei Hombu — разработка Технического департамента военно-морского флота), размещавшихся в передней части корабля в восьми водонепроницаемых отсеках: с нечётными номерами — в котельных по левому борту, а с чётными — по правому. Это были водотрубные котлы, близкие по своей конструкции к британским типа Ярроу, с двумя водяными змеевиками в нижней части и одним паровым в верхней. Отапливались котлы мазутом, вырабатывая перегретый пар с температурой 350 градусов и давлением 30 атмосфер. Пар подавался к четырём турбозубчатым агрегатам типа Kanpon. Машинное отделение, в котором размещались турбины, располагалось сразу за котельными и было разделено на четыре водонепроницаемых отсека. Каждый турбозубчатый агрегат приводил во вращение свой гребной вал диаметром 600 мм, на котором крепился трёхлопастный гребной винт диаметром 5 метров. Между машинным отделением и защищавшей его броневой перегородкой был устроен дополнительный водонепроницаемый отсек. Суммарная контрактная (максимальная) мощность силовой установки составляла 160 000 л.с., а контрактная скорость корабля — 34 узла. Фактически же на приёмных испытаниях из силовых установок авианосцев удалось «выжать» больше: у Shokaku — 165 000 л.с. при скорости в 34,21 узла, а у Zuikaku — 164 900 л.с. при скорости в 34,2 узла. Скорость экономического хода авианосцев составляла 18 узлов, при этом они могли преодолеть расстояние в 9700 миль (при скорости в 30 узлов это расстояние сокращалось до 4200 миль).

В качестве главного калибра на авианосце установили 127-мм универсальные орудия с длиной ствола в 40 калибров (40 cal. Nendo Shiki 12,7 cm). Разрабатывались они ещё в 1928 году на базе уже существовавшего морского орудия того же калибра. Разработка и последующий серийный выпуск проводились в Морских арсеналах в Куре и Хиросиме, под руководством инженера С. Хада. После трёх лет напряжённой работы первый образец нового орудия совместно с системой управления огнём Туре 91 были переданы на испытания. Таким образом предполагалось создание комплексной системы наведения и управления огнём. Испытания прошли успешно, и новое орудие было принято на вооружение в качестве стандартного для кораблей японского императорского флота. Всего за период с 1932 по 1944 год было выпущено 1306 таких орудий.
Шестнадцать универсальных орудий 40 cal. Nendo Shiki 12,7 cm составляли ядро зенитных средств противовоздушной обороны корабля. Они были расположены на восьми спонсонах по бортам авианосца (по четыре на борт, четыре в носовой части и четыре в кормовой) ниже уровня полётной палубы. На каждом спонсоне стояла «спарка» из двух орудий. Большинство орудийных установок были открытыми, лишь две, находящиеся по правому борту за дымовой трубой, располагались в закрытых башнях, которые защищали орудия и их расчёты от выходящего из трубы дыма. Установки правого борта имели нечётные номера (от 1 до 7), установки левого борта — чётные (от 2 до 8). Дальность стрельбы 127-мм орудия составляла 70 кабельтовых (8100 м), скорострельность — до 12 выстр./мин., боекомплект содержал 150 снарядов.
Авианосец оснащался также стандартными 20-мм зенитными автоматами. В своё время японцы закупили во Франции автоматическую пушку Hotchkiss и после испытаний в Йокосуке присвоили ей обозначение 94 Shiki (или 95 Shiki). Несколько модернизированный и адаптированный к японской технологии производства вариант этой автоматической пушки получил обозначение 96 Shiki 25mm Kiju 1 Gata.
В состав зенитной артиллерии авианосца входило 12 трёхствольных установок 25-мм пушек. Устанавливались они по обоим бортам на спонсонах — по 6 установок на борт. Как и в случае со 127-мм орудиями, две 25-мм установки, размещённые за дымовыми трубами по правому борту, для защиты от дыма и газов располагались в башнях, остальные же оставались открытыми. Дальность стрельбы автоматической пушки 96 Shiki 25mm Kiju 1 Gata составляла 40 кабельтовых (5200 м), скорострельность — от 110 до 260 выстр./мин., боекомплект — 2100 снарядов.
Управление огнём зенитной артиллерии главного калибра велось с помощью четырёх стабилизированных постов наводки — директоров с 4,5-метровыми дальномерами Туре 94. Пост наводки Туре 94 имел высоту 1,6 м и весил 3,5 тонны. Повороты башни осуществлялись электродвигателем постоянного тока мощностью 5 кВт. Директоры размещались следующим образом: один — на крыше надстройки, два — на спонсонах правого борта в районе надстройки и один — на спонсоне левого борта. Такое размещение обеспечивало возможность ведения огня одновременно по четырём различным целям.
Данные для стрельбы подготавливались с помощью 4,5-метрового дальномера, который определял расстояние до цели в интервале от 1500 до 20 000 метров с погрешностью +/-200 м. На вычислительном устройстве рассчитывались поправки для стрельбы, учитывающие скорость ветра (до 20 м/с), собственную скорость корабля (до 40 узлов), скорость цели (до 500 узлов), а также атмосферное давление и влажность воздуха. Управление огнём 25-мм автоматов осуществлялось с помощью шести директоров Туре 95.

Авианосец оборудовался сонаром Туре 0. Его пассивные гидрофоны находились в подводной носовой части корпуса и могли обнаружить шумы винтов корабля или подводной лодки только на стоянке или при движении авианосца малым ходом.
Радиооборудование авианосца состояло из комплекта длинноволновых, средневолновых и коротковолновых передатчиков и приёмников. Их антенны устанавливались на полётной палубе, на четырёх трёхногих мачтах. Во время проведения взлётно-посадочных операций эти мачты заваливались за борт в горизонтальное положение. На корабле имелись радиомаяки наведения и пеленгаторы.

БОЕВАЯ СЛУЖБА АВИАНОСЦЕВ
Пока шла спешная достройка кораблей, столь же стремительно приближалось и начало широкомасштабной войны на Тихом океане. При этом Японии как одной из стран «Оси Берлин—Рим» (Япония присоединилась к военно-политическому союзу Германии и Италии в ноябре 1936 года) следовало учитывать, что ей придётся вести борьбу против тихоокеанских флотов двух сильнейших морских держав — Великобритании и США. Конфликт такого масштаба грозил вылиться в длительную войну, исход которой во многом определялся наличием запасов природных стратегических ресурсов.

17 апреля 1941 года командование достраивающимся Shokaku принял капитан 1 ранга Takasugi Jojima, а 8 августа 1941 года Shokaku вошёл в состав императорского военно-морского флота и был приписан к морскому округу Куре. 10 сентября на Shokaku поднял свой флаг командующий 5-й дивизией авианосцев контр-адмирал Нага.
29 сентября на верфи фирмы Кавасаки в Кобе был сдан и вошёл в строй императорского военно-морского флота авианосец Zuikaku (также приписанный к морскому округу Куре). Командование им принял капитан 1 ранга Ichibei Yokokawa. 8 октября систершипы Shokaku и Zuikaku впервые встретились на базе Oita.
19 октября корабли 5-й дивизии авианосцев присоединились к оперативной группе вице-адмирала Нагумо, задачей которой была атака Пёрл-Харбора. К этому моменту на каждом из авианосцев базировалось по 18 истребителей А6М2 (Zero), по 27 торпедоносцев B5N2 (Kate) и по 27 пикирующих бомбардировщиков D3A1 (Val). На авианосцах проводились интенсивные тренировки и учения, на которых отрабатывалась методика атаки кораблей в Пёрл-Харборе. 5 ноября высшим руководством Японии было принято решение о том, что если к концу ноября дипломатические усилия не приведут к заключению соглашения с США, Япония перейдёт к военным действиям.

УДАРЫ ПО ПЁРЛ-ХАРБОРУ
Путь оперативного соединения, предназначенного для атаки Пёрл-Харбора, начался 22 ноября в заливе Хитокаппу на Курильских островах — именно здесь были сосредоточены включённые в него 28 боевых кораблей и 8 танкеров. Ударная группа под непосредственным командованием вице-адмирала Нагумо включала шесть авианосцев (все имевшиеся на то время у Японии большие авианосцы), на которых базировалось 353 самолёта. Группа прикрытия состояла из двух линкоров, двух тяжёлых крейсеров, одного лёгкого крейсера, девяти эсминцев и трёх подводных лодок. Группа поддержки из восьми танкеров должна была обеспечивать дозаправку кораблей соединения в пути следования.
В ночь на 7 декабря авианосцы соединения Нагумо достигли конечной точки своего маршрута, отстоящей на 230 миль от Пёрл-Харбора, и технические команды стали поднимать на палубу самолёты первой ударной волны: 49 вооружённых бомбами бомбардировщиков-торпедоносцев В5N2 под командованием капитана 2 ранга Mitsuo Fuchida, 40 таких же самолетов, вооруженных торпедами, под командованием капитана 3 ранга Shigehara Murate, 51 пикирующий бомбардировщик D3A1 под командованием капитана 3 ранга Kakuichi Takahashi и 43 истребителя А6М2 под командованием капитана 3 ранга Shigeru Itaya. Над целью самолёты оказались в 03.25 по токийскому времени (в Пёрл-Харборе было 7 декабря 07.55 утра).

В атаке первой волны участвовало 26 пикирующих бомбардировщиков D3A1, стартовавших с палубы авианосца Shokaku, которые несли 250-кг бомбы. Командовал ими капитан 3 ранга Kakuichi Takahashi, руководивший и всеми бомбардировщиками первой волны.
С палубы Zuikaku в первую атаку стартовало 25 пикирующих бомбардировщиков D3A1 под командованием капитана Akira Sakamoto. Истребители сопровождения, не встретив американских самолётов в воздухе, обстреляли американские аэродромы и стоявшие на них самолёты.
С авианосца Shokaku с первой волной поднялось шесть истребителей Zero под командованием капитана 3 ранга Tadashi Kancko. Они обстреляли из бортовых пулемётов аэродромы Kaneohe и Bellows, уничтожив на них 33 самолёта.
С авианосца Zuikaku поднялось пять истребителей Zero под командованием капитана Masao Sato. Они обстреляли аэродром Kaneohe, уничтожив на земле 32 самолёта.

Вторая атакующая волна стартовала в 02.45 по токийскому времени (07.15 — по гавайскому), к этому моменту японские авианосцы приблизились к Пёрл-Харбору на расстояние 200 морских миль. В воздух поднялись 54 торпедоносца B5N2, вооружённых 250-кг бомбами, 81 бомбардировщик D3A1 и 36 истребителей А6М2 — в общей сложности 171 самолёт. Целями для них были аэродромы Kaneohe, Hickam и Bellows, а также сам Пёрл-Харбор. С авианосца Shokaku для этого было выделено 27 торпедоносцев B5N2, вооружённых 250-кг бомбами. С Zuikaku также стартовало 27 машин этого типа, которые атаковали аэродром Hickam, уничтожив при этом три ангара и повредив значительное количество самолётов.
Несмотря на сложные метеоусловия — сильный боковой ветер и качку, к 09.00 последний японский самолёт совершил посадку на палубу авианосца. Потери японской авиации оказались сравнительно небольшими — 29 самолётов было сбито (9 А6М2, 15 D3А1 и 5 В5N2) и ещё 74 машины получили повреждения разной степени (23 А6М2, 41 D3A1 и 10 В5N2). Потери в лётном составе составили 55 человек.
По сравнению с этим американские потери были несоизмеримы — восемь линкоров, три крейсера, четыре эсминца и несколько кораблей обеспечения. Потери в личном составе исчислялись 2388 убитыми и 1109 ранеными.
После удачного удара по Пёрл-Харбору корабли вице-адмирала Нагумо легли на обратный курс и 24 декабря благополучно прибыли в Куре.

РАБАУЛ, МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА
8 января Zuikaku в сопровождении двух линкоров, двух тяжёлых крейсеров и трёх эсминцев отбыл на базу флота Трук (Каролинские острова), куда несколькими днями ранее отправился и Shokaku с эскортом из трёх эсминцев. Здесь сосредоточивались силы оперативного соединения вице-адмирала Нагумо для проведения рейда на острова Новая Гвинея (Рабаул) и Новая Ирландия (Кавиенг).
17 января соединение покинуло Трук и 20 января достигло пункта, намеченного для начала атаки Рабаула. В 10.00 с палуб авианосцев поднялось 109 самолётов — 47 торпедоносцев-бомбардировщиков В5N2, 38 бомбардировщиков D3А1 и 24 истребителя прикрытия А6М2. Однако боевых кораблей в порту Рабаула не оказалось. Пикирующему бомбардировщику D3A1 с авианосца Shokaku удалось лишь потопить стоявшее здесь норвежское торговое судно Herstein.
После атаки Рабаула Shokaku и Zuikaku получили приказ отделиться от главных сил и в течение следующего дня атаковать базу и порт Лае на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. В это время самолёты с Akagi и Kaga бомбили базу Кавиенг на острове Новая Ирландия. 22 января японцы снова атаковали военные объекты вблизи Рабаула. А 23 января японские войска без особого труда заняли Рабаул и Кавиенг.

17 марта корабли-систершипы Shokaku и Zuikaku отправились в бухту Старлинг, где находилось соединение вице-адмирала Нагумо, готовившееся к рейду в Индийский океан. Кораблям была поставлена задача по уничтожению Азиатского флота Великобритании, в состав которого входили авианосцы Hermes, Formidable, Indomitable, пять устаревших линкоров, семь крейсеров, 16 эсминцев и несколько подводных лодок.

ОПЕРАЦИЯ В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ
26 марта ударное авианосное соединение вице-адмирала Нагумо в составе авианосцев Akagi, Hiryu, Soryu, Zuikaku и Shokaku, линейных крейсеров Hiei, Kongo, Haruna и Kirishima, тяжёлых крейсеров Tone и Chikuma, лёгкого крейсера Abukuma, а также эсминцев Tanikaze, Vrakaze, Isokaze, Hamakaze, Shiranui, Kasumi, Kagero и Arare вышло в море. Первой целью соединения должно было стать Коломбо. 4 апреля, около 19.00, английский гидросамолёт-разведчик типа Catalina обнаружил корабли соединения Нагумо. Однако и разведчик не остался незамеченным — с палуб авианосцев Akagi, Soryu, Shokaku и Zuikaku тут же поднялись истребители А6М2, которым удалось догнать и сбить летающую лодку. Тем не менее, переданная ею информация всё же была доставлена командующему Азиатским флотом Великобритании адмиралу Сомервиллу.
На следующий день 125 японских самолётов атаковали Коломбо (западное побережье острова Цейлон). С Shokaku для этой операции было выделено 19 торпедоносцев-бомбардировщиков B5N2, вооружённых бомбами. Столько же вооружённых бомбами торпедоносцев-бомбардировщиков, а также 9 истребителей А6М2 стартовало и с Zuikaku. Защитники города подняли против японцев 42 истребителя. В завязавшемся воздушном бою японские лётчики-истребители сбили 24 самолёта противника и дали возможность своей ударной группе прорваться к порту. В результате атаки были потоплены эсминец Tenedos, вспомогательное судно Hector и большая часть торговых судов, а также разрушены доки и ремонтные мастерские.
9 апреля 1942 года в 09.00 авиация соединения Нагумо атаковала английскую базу Тринкомали (восточное побережье острова Цейлон). Атакующая группа состояла из 91 торпедоносца-бомбардировщика B5N2, вооружённого бомбами, и 41 истребителя А6М2 под командованием капитана 2 ранга Mitsuo Fuchida. В момент налёта на базе не оказалось ни одного военного корабля, и японцы нанесли удар по арсеналу, топливохранилищам и позициям зенитной артиллерии.
В середине того же дня к югу от острова Цейлон японцы обнаружили и атаковали английский авианосец Hermes и корабли его эскорта. Для этого было выделено 85 пикирующих бомбардировщиков D3A1 Val и 6 истребителей А6М2 Zero. Hermes был атакован в 13.50 и затонул буквально через пять минут. Столь быструю гибель такого крупного корабля можно объяснить тем, что палуба его была буквально перепахана попавшими в неё 37 бомбами. Ещё через десять минут под водой скрылся эсминец Vampire. Подобная же участь постигла и другие британские корабли — корвет Hollyhock, танкер British Sergeant и вспомогательное судно Athelslone.

ЗАХВАТ ТУЛАГИ И ПОРТ-МОРСБИ; БИТВА В КОРАЛЛОВОМ МОРЕ
После разгрома британской группировки во главе с авианосцем Hermes соединение вице-адмирала Нагумо легло на обратный курс, а 5-я дивизия авианосцев (Shokaku и Zuikaku) была выделена для участия в операции по захвату Тулаги и Порт-Морсби (юго-восточное побережье Новой Гвинеи) — ключевой базы в системе обороны Австралии и военно-морских баз союзников. 25 апреля 1942 года Shokaku и Zuikaku пришли в Трук, где были включены в состав специально созданной мобильной эскадры вице-адмирала Такаги, призванной осуществлять дальнее прикрытие Соединения оккупации. 2 мая 1942 года эскадра вышла в море и 4 мая прибыла к острову Шортленд — точке рандеву с Соединением оккупации. 6 мая японские корабли через Соломоново море направились к Порт-Морсби. В свою очередь, американское командование, получившее информацию о намерениях японцев, выслало в Коралловое море авианосное соединение в составе авианосцев Yorktown и Lexington в сопровождении 8 крейсеров и 13 эсминцев.
7 мая разведывательные самолёты, высланные с авианосцев Shokaku и Zuikaku, доложили об обнаружении двух американских кораблей, опознанных как авианосец и прикрывающий его крейсер. Для удара по ним с Shokaku и Zuikaku было поднято 36 бомбардировщиков D3A1 Val и 25 торпедоносцев B5N2 Kate в сопровождении 18 истребителей А6М2. Однако в точке, указанной в радиограмме, был обнаружен лишь крупный танкер в сопровождении эскадренного миноносца (это были танкер Neosho, принятый из-за своих больших размеров за авианосец, и миноносец Sims), которые и были атакованы японскими самолётами. После попадания трёх 50-кг бомб Sims пошёл ко дну, a Neosho, в который угодили восемь бомб, охватило пламя.
В то время, пока самолёты с Shokaku и Zuikaku расправлялись с Neosho и Sims, американская палубная авиация нанесла удар по кораблям ближней группы прикрытия Соединения оккупации. Все свои усилия американские бомбардировщики и торпедоносцы сосредоточили на лёгком авианосце Shoho. Он получил большое число бомбовых попаданий и в 11.35 затонул.
К новому вылету авиагруппы с Shokaku и Zuikaku удалось подготовить только во второй половине дня. Тем не менее, в 16.30 группа из 27 бомбардировщиков и торпедоносцев поднялась в воздух и направилась к месту, где предположительно находился противник. Однако обнаружить его не удалось. Вместо этого самолёты натолкнулись на воздушный дозор американских истребителей. В завязавшемся бою было потеряно несколько машин.
На рассвете 8 мая с японских гидросамолётов-разведчиков донесли, что в 235 милях от японских сил обнаружена американская авианосная группа. В 09.15 с Shokaku и Zuikaku были подняты ударные группы — 33 бомбардировщика D3A1 Val и 18 торпедоносцев B5N2 Kate с прикрытием из 18 истребителей А6М2. Тем же утром 8 мая с американских авианосцев Yorktown и Lexington в воздух также поднялись разведывательные самолёты с задачей уточнить местонахождение и силы противника. Вскоре пилоты сообщили, что два авианосца, четыре тяжёлых крейсера и несколько эсминцев с большой скоростью идут на юг.
В 11.20 японские самолёты вышли на цель и начали атаку, преодолевая сильный зенитный огонь и противодействие истребителей противника. Им удалось добиться двух попаданий торпед и пяти бомб в авианосец Lexington. Корабль получил настолько серьёзные повреждения, что экипажу пришлось покинуть его, и авианосец был добит эсминцами эскорта. В Yorktown попала лишь одна бомба, и он сохранил боеспособность.
Самолёты, высланные с авианосцев Yorktown (30 Dauntless и 9 Devastator под прикрытием 14 истребителей Wildcat) и Lexington (24 Dauntless и 12 Devastator под прикрытием 10 Wildcat), появились над соединением Такаги в 10.50. Их атаки продолжались до 12.20. В это время авианосец Zuikaku вошёл в зону дождя и таким образом скрылся от самолётов противника, а его систершипу пришлось принять весь удар на себя — пикирующие бомбардировщики с авианосца Lexington поразили полётную палубу Shokaku тремя бомбами. В результате ход авианосца упал до 4—5 узлов, что повлекло за собой потерю управляемости, была сильно повреждена полётная палуба, от взрывов и пожаров погибло 108 человек. Повреждённый Shokaku на буксире повели к Японским островам.
В Коралловом море американцы потопили лёгкий авианосец Shoho, эскадренный миноносец и три десантные баржи. Авианосец Shokaku был повреждён, потеряно 77 самолётов, а общее количество убитых и раненых составило 1074 человека. В свою очередь, японцы уничтожили авианосец Lexington, танкер Neosho и эскадренный миноносец Sims, повредили авианосец Yorktown, сбили 33 самолёта, а 36 самолётов с авианосца Lexington пошли на дно вместе с кораблём; убитыми и ранеными американцы потеряли 543 человека.

17 мая Shokaku прибыл в Куре. Вид у него был незавидный. Тщательный осмотр всех повреждений показал, что для его ремонта потребуется, как минимум, месяц, а это означало, что в операции по захвату атолла Мидуэй авианосец Shokaku участвовать не сможет.
Флагманский корабль 5-й дивизии авианосцев Zuikaku, прибывший на базу вслед за Shokaku, повреждений не имел, однако и он не смог принять участие в операции из-за больших потерь в лётном составе. До выхода соединения Нагумо оставалась всего неделя, и даже в случае быстрого пополнения авиа-групп авианосца самолётами и лётными экипажами было бы просто физически невозможно провести с новым лётным составом необходимые тренировки на борту корабля, чтобы сделать авианосец полностью боеспособным.
Shokaku почти месяц простоял в Куре, прежде чем 16 июня был заведён в док для проведения необходимого ремонта. После его окончания авиагруппу Shokaku пополнили уцелевшими экипажами с погибших у атолла Мидуэй авианосцев.

ВТОРОЙ БОЙ У СОЛОМОНОВЫХ ОСТРОВОВ
7 августа 1942 года американцы неожиданно высадились на островах Гуадалканал и Тулаги (центральная часть Соломоновых островов). В качестве контрмеры в Токио разработали операцию по возвращению этих островов. Для её осуществления на военно-морской базе Трук сосредоточили мощные силы японского флота под командованием адмирала Ямамото. В их состав вошла и 1-я дивизия авианосцев — Zuikaku и Shokaku.
Подготовка японцев не осталась незамеченной американской разведкой. Вице-адмирал Гормли поставил перед авианосным соединением вице-адмирала Флетчера (авианосцы Enterprise, Saratoga и Wasp) задачу по прикрытию морских коммуникаций к Соломоновым островам, держась при этом подальше к югу — за пределами радиуса действия японской разведывательной авиации.
17 августа из Пёрл-Харбора в Коралловое море направился и четвёртый американский авианосец — Hornet с крейсерами и эскадренными миноносцами охранения.

24 августа 1942 года японская авиация атаковала аэродром Henderson Field на острове Гуадалканал. В первой волне участвовало 15 пикирующих бомбардировщиков D3A1 Val и шесть истребителей Zero с авианосца Ryujo, 18 пикирующих бомбардировщиков D3A1 Val и четыре истребителя А6М2 с Shokaku, а также девять пикирующих бомбардировщиков D3A1 Val и шесть истребителей Zero с Zuikaku. В это время американцы засекли положение группы авианосца Ryujo. Для её уничтожения с Saratoga было выслано 30 бомбардировщиков Dauntless и восемь бомбардировщиков-торпедоносцев Avenger. К ним присоединилась и группа самолётов с Enterprise. В ходе первой атаки Ryujo получил попадание торпедой в кормовую оконечность. Взрыв заблокировал руль — авианосец стал описывать циркуляцию. Сброшенные в ходе второй атаки бомбы пробили полётную палубу и взорвались внутри корпуса, вызвав пожары. Последовавший за этим взрыв боеприпасов и цистерн с авиационным топливом отправил Ryujo на дно.
В это время палубная авиация Shokaku и Zuikaku предприняла атаку на американские авианосцы. Первая волна самолётов была поднята в 15.07. С палубы Shokaku взлетели 18 пикирующих бомбардировщиков Val и четыре истребителя А6М2 Zero. Zuikaku выслал девять бомбардировщиков Val и шесть истребителей Zero. Группа, поднятая с Shokaku, вскоре добилась успеха, поразив тремя бомбами авианосец Enterprise. Две из них серьёзно повредили самолётоподъёмник, сделав корабль непригодным для боевых действий.

БОЙ У САНТА-КРУЗ
23 сентября Shokaku и Zuikaku возвратились на базу Трук, где оставались до 11 октября. Затем 1-я дивизия авианосцев (Shokaku, Zuikaku и лёгкий авианосец Zuiho) в составе сил поддержки приняла участие в очередной атаке на Гуадалканал. В этой операции японцы задействовали четыре авианосца — Shokaku, Zuikaku, Zuiho и Junyo, на которых базировалось 68 пикирующих бомбардировщиков, 57 торпедоносцев и 87 истребителей. Американцы в районе Гуадалканала имели два авианосца — Enterprise и Hornet (72 пикирующих бомбардировщика, 27 торпедоносцев, 70 истребителей).
Утром 26 октября противники обнаружили друг друга и практически одновременно подняли в воздух свои самолёты. Американские пикировщики-разведчики, обнаружившие японское соединение, атаковали авианосец Zuiho, добившись попадания в корму. Бомба пробила полётную палубу и вызвала пожары, которые вскоре удалось потушить. Но принимать самолёты Zuiho больше не смог и вышел из боя. Для атаки американского соединения, обнаруженного к северу от острова Санта-Круз, японцы в 08.18 подняли в воздух 67 самолётов под общим командованием капитана 2 ранга Mamoru Seki.
В 10.12 первые японские самолёты атаковали Enterprise и Hornet. Enterprise в результате атаки пикирующих бомбардировщиков получил два попадания, от взрывов бомб на корабле начался пожар. Торпедоносцы, атаковавшие следующими, поразили авианосец ещё двумя торпедами. В Hornet угодили три 500-кг бомбы, две из них взорвались на четвёртой палубе. В свою очередь, американцы атаковали японские авианосцы тремя волнами, действия которых, к сожалению, не были скоординированными. Первая волна, взлетевшая с авианосца Hornet (15 бомбардировщиков SBD Dauntless, 5 торпедоносцев TBF Avenger и 8 истребителей F4F Wildcat), атаковала флагманский корабль 1-й дивизии авианосцев Shokaku, добившись четырёх попаданий в район палубы между средним и кормовым подъёмником. Бомбы пробили полётную палубу и взорвались в ангаре, вызвав возгорание авиационного топлива. Хотя пожары на Shokaku удалось погасить, но повреждённая полётная палуба исключала возможность проведения на нём взлётно-посадочных операций, и авианосец вышел из боя.
Вторая американская атакующая группа (3 бомбардировщика SBD Dauntless, 8 торпедоносцев TBF Avenger и 8 истребителей F4F Wildcat) стартовала с палубы авианосца Enterprise. Она была атакована японскими истребителями, и ей не удалось добиться ни одного попадания. Третья группа самолётов с авианосца Hornet (7 бомбардировщиков SBD Dauntless, 9 торпедоносцев TBF Avenger и 9 истребителей F4F Wildcat) добилась попадания только в крейсер Тоnе.
Тем временем вторая волна японских самолётов (12 торпедоносцев B5N2, 20 бомбардировщиков D3A1 Val и 16 истребителей А6М2 Zero) атаковала Enterprise и Hornet, добившись по одному бомбовому попаданию в каждый авианосец. Кроме того, Hornet поразила торпеда, выпущенная B5N2 Kate с авианосца Zuiho. И, наконец, смешанная группа самолётов с Shokaku и Junyo (6 торпедоносцев B5N2 и 6 истребителей А6М2 Zero), взлетевшая с палубы Junyo, поразила Hornet ещё одной бомбой, после чего его команде пришлось покинуть корабль. Тем не менее, тот оставался на плаву до тех пор, пока в него не угодили четыре торпеды, выпущенные японскими миноносцами Makigumo и Akigumo.
Хотя оба тяжёлых японских авианосца благополучно добрались до своей базы на острове Трук (Shokaku — 28 октября, Zuikaku — 30 октября), но в этом сражении японцы потеряли около 100 палубных самолётов с экипажами из опытнейших ветеранов. Повреждённый Shokaku был отправлен на ремонт в Йокосуку, куда прибыл 6 ноября. Ремонт затянулся более чем на четыре месяца — авианосец покинул док только 19 марта 1943 года.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБОРОНА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ТИХОГО ОКЕАНА
В конце марта 1943 года для отремонтированного Shokaku сформировали новую авиагруппу и до середины мая корабль, базируясь на Куре, проводил курс боевой подготовки лётного состава. 28 октября палубная авиация с Shokaku и Zuikaku была переброшена в Рабаул на острове Новая Британия для участия в операции по его разблокированию. Всего с авианосцев 1-й дивизии передали 66 самолётов — по 24 истребителя А6М Zero с Shokaku и Zuikaku, а также 18 истребителей с Zuiho. В воздушных боях над Рабаулом авиагруппа 1-й дивизии авианосцев потеряла за две недели половину своего лётного состава. В результате до конца 1943 года оба авианосца находились в небоеспособном состоянии.

БОИ В ФИЛИППИНСКОМ МОРЕ
4 марта 1944 года 1-ю дивизию авианосцев передали в распоряжение командующего отрядом авианосцев Соединения специального назначения Объединённого флота вице-адмирала Одзавы. Авианосцы Shokaku и Zuikaku перешли в Сингапур, где была организована новая операционная база японского флота. В конце апреля 1944 года был разработан новый план стратегической обороны, в котором определялся новый оборонительный периметр, проходивший через Марианские острова, Суматру, Яву, Тимор и Западную Новую Гвинею.
12 мая 1944 года, в преддверии американской атаки на Марианские острова, Shokaku и Zuikaku покинули Сингапур и направились к острову Тави-Тави, где на 15 мая намечалось завершение концентрации Соединения специального назначения, которое должно было воспрепятствовать действиям американцев.
11 июня флот США подошёл к Марианским островам и начал подготовку к высадке десанта. 12 июня Соединение специального назначения вице-адмирала Одзавы вышло из Тави-Тави и 15 июня вошло в Филиппинское море. Перед основными силами следовало передовое соединение под командованием вице-адмирала Куриты, в состав которого вошли авианосцы 4-й дивизии (лёгкие авианосцы Chitose, Chyoda и Zuiho) и четыре линкора. Сам Одзава принял непосредственное командование «большой тройкой» императорского флота — такое название получила группа кораблей из новейшего тяжёлого авианосца Taiho и двух ветеранов войны на Тихом океане — систершипов Shokaku и Zuikaku.
После полудня 18 июня разведывательная группа из семи самолётов обнаружила американские корабли. Одзава принял решение утром 19 июня атаковать корабли 5-го флота адмирала Спрюенса, держась при этом вне предела дальности его авиации (японские пилоты имели возможность эффективно атаковать противника в радиусе 300 миль, а американские — немногим более 200 миль). Ранним утром 19 июня высланные на разведку японские самолёты обнаружили американский флот на расстоянии около 400 миль. В 08.30 Одзава отдал приказ о взлёте первой атакующей волны. Всего взлетело 48 истребителей А6М2 Zero, 54 вооружённых бомбами пикирующих бомбардировщика D4Y Judy и 27 торпедоносцев B6N Jill. Среди них были два оснащённые радарами самолёта Jill, которые осуществляли наведение авиагруппы на корабли противника.
Пока японские самолёты атаковали американцев с воздуха, авианосцы 1-й дивизии подверглись атаке из-под воды. Американская подводная лодка Albacore шестью торпедами атаковала авианосец Taiho. Правда, в цель попала только одна торпеда, взорвавшаяся в носовой части корабля по правому борту. При этом были повреждены бензопроводы и заклинен носовой самолётоподъёмник, однако корабль не потерял хода. Следующей жертвой стал Shokaku: в 11.52 его атаковала шестью торпедами подводная лодка Cavalla. На этот раз авианосец поразили четыре торпеды. Взрывы подожгли авиационный бензин, и огонь быстро охватил корабль. Вследствие поступления воды в корпус уровень её вскоре достиг полётной палубы, после чего корабль потерял остойчивость и спустя 2 часа 40 минут опрокинулся и затонул. Вместе с Shokaku погибло 9 самолётов (5 D4Y, 2 B6N и 2 D3A1) и 887 членов экипажа.
Вскоре в результате объёмного взрыва в насыщенном парами бензина ангаре затонул и торпедированный ранее Taiho. Вице-адмирал Одзава был вынужден перенести свой флаг на Zuikaku. Удары же японских самолётов по кораблям противника принесли ничтожные результаты — одно попадание бомбы получил авианосец Wasp и небольшие повреждения от близких разрывов авианосец Bunker Hill. Японцы же в результате плотного зенитного огня и атак истребителей потеряли 219 самолётов.
Около 16.00 разведывательные самолёты авианосца Enterprise обнаружили Zuikaku, шедший в сопровождении двух тяжёлых крейсеров. Высланные с авианосцев Lexington, Hornet, Yorktown и Enterprise самолёты добились трёх или четырёх прямых попаданий в Zuikaku. На ангарной палубе загорелся разлившийся бензин, однако спасательной команде всё же удалось локализовать огонь, и корабль удержался на плаву. С большим трудом Zuikaku к 24 июня добрался до своей базы в Куре.
С 14 июля по 2 августа корабль стоял в доке верфи ВМФ на ремонте, а затем его включили в состав 3-й дивизии авианосцев (вместе с лёгкими авианосцами Zuiho, Chitose, Chiyoda). После принятия в Йокосуке новой авиагруппы на Zuikaku началась интенсивная боевая подготовка лётных экипажей, однако в начале октября, когда американцы высадились на острове Формоза, авиагруппу сняли с корабля и бросили в бой, в результате чего авианосец снова оказался небоеспособным.

ОПЕРАЦИЯ SHO-ICHI-GO
Последней операцией, в которой участвовал Zuikaku, стал контрудар главных сил Объединённого флота по американским кораблям, атакующим Филиппины. В качестве флагманского корабля Zuikaku включили в состав манёвренного соединения, в которое входили авианосцы Zuikaku, Zuiho, Chitose и Chiyoda, линкоры-авианосцы Ise и Hyuga, крейсера Oyodo, Tama и Huzu, а также восемь эсминцев охранения. Командовал соединением вице-адмирал Одзава. Ему ставилась задача отвлечь на себя американские авианосцы 38-го оперативного соединения быстроходных авианосцев адмирала Митшера от района американской высадки на Филиппинах, а по оставшимся здесь кораблям должно было нанести удар диверсионное соединение (линкоры и крейсера во главе с новейшим суперлинкором Yamato).
24 октября вице-адмирал Одзава получил данные о местоположении и составе сил противника. Для удара по американским кораблям с палуб японских авианосцев поднялась группа из 55 самолётов. Однако японские самолёты были обнаружены радарами американских кораблей и на их перехват были высланы истребители Hellcat. В результате 13 японских самолётов были сбиты, трём удалось вернуться на свои авианосцы, а остальные совершили посадку на аэродромах Филиппин.
В ночь на 25 октября самолёты-разведчики с радарами, поднятые с американского авианосца Independence, обнаружили корабли Одзавы. Для удара по ним на рассвете следующего дня с палуб авианосцев 38-го оперативного соединения подняли 180 самолётов. Японцы обнаружили приближающуюся армаду на экране радара и заранее подготовились к отражению удара — Zuikaku до 30 узлов увеличил ход и начал движение зигзагом. Однако группе пикирующих бомбардировщиков Helldiver в 08.45 удалось добиться трёх попаданий. Первая бомба (454 кг) пробила полётную палубу по левому борту в районе среднего самолётоподъёмника и взорвалась внутри корабля, вызвав обширные разрушения и пожары. Через минуту примерно в то же место попали две 227-кг бомбы. Спустя ещё несколько минут левый борт в районе машинного отделения поразила торпеда. Заполнение водой нескольких отсеков авианосца привело к крену на левый борт, к тому же скорость Zuikaku упала до 23 узлов. Чтобы уменьшить крен, команде пришлось затопить отсеки правого борта.
В атаке, начавшейся около 13.00, участвовало около 200 самолётов. Непосредственно на повреждённый Zuikaku было нацелено 80 самолётов с авианосцев Lexington и Langley. В течение двух минут в полётную палубу корабля попали четыре 227-кг бомбы и шесть торпед в оба борта, после чего Zuikaku перевернулся через левый борт и в 14.14 затонул, унеся с собой на дно 970 членов экипажа.

Список источников:


Журнал "Морская коллекция" №1 2010 год "Систершипы одной судьбы: Shokaku и Zuikaku"
С.Сулига "Японские авианосцы "Сёкаку" и "Дзуйкаку"("Shokaku" & "Zuikaku") Боевые "журавли" Императорского флота" Москва 1995 год
Категория: Флот Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (04.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 5614 | Теги: Zuikaku, Shokaku | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]