Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Артиллерия Первой Мировой войны

122-мм легкая полевая(дивизионная) гаубица обр. 1909/1910 гг.
122-мм легкая полевая(дивизионная) гаубица обр. 1909/1910 гг.

Легкой полевой гаубицей русские артиллеристы занялись по опыту все той же Русско-японской. Главное артиллерийское управление определило для нее калибр 48 линий(122 миллиметра) — надо сказать, он оказался удачен и с успехом прожил уже век. Хотя была разработана отечественная конструкция, на вооружение после испытаний 1908—1909 годов приняли 122-мм гаубицы системы германской фирмы «Крупп»(с горизонтальным клиновым затвором) и французской фирмы «Шнейдер»(с поршневым затвором). В боекомплект вошли фугасный снаряд с взрывателем, шрапнель с 45-секундной трубкой и пять зарядов в гильзах. Вместе с другими полевыми орудиями гаубицы получили броневые щиты — они стали обязательным элементом полевых орудий и применялись несколько десятилетий.

Даже гаубичная шрапнель могла «заглянуть» в окоп противника сверху, но главным и здесь оказался фугасный снаряд(бомба). Сопоставьте действие фугасной 122-мм бомбы, несущей разрывной заряд в 2 килограмма, с 76-мм гранатой(заряд 0,8 килограмма): разрыв первой образовывал в грунте воронку диаметром 2,0—2,5 метра и глубиной 0,8—1,0 метра, последней — соответственно 1,25—1,5 метра и 0,5—0,7 метра. При этом вес гаубицы образца 1910 года в боевом положении 1,33 тонны) сопоставим с весом полевой пушки 1902-го — 1,01 тонны. Правда, русская полевая пушка при превосходных баллистических качествах была тяжелее французской, германской и австрийской. Да и 122-мм полевая гаубица тоже превышала по массе германскую 105-мм.

В 1905 году на Главном артиллерийском полигоне испытывалась 122-мм гаубица, приспособленная для русской гильзы, безвозмездно предоставленная Рейнским металлическим заводом. К началу 1906 года опыты с этим орудием не были закончены, гаубица была взята обратно на завод для испытаний.
В 1907 году для испытаний на Главный артиллерийский полигон были доставлены одна 122-мм гаубица Круппа и две 122-мм гаубицы системы Эрхардта (Рейнского завода). В течение 1908 года на ГАП поступили две 122-мм гаубицы Путиловского завода и две 122-мм гаубицы Обуховского завода.

Образец № 1 Путиловского завода 122-мм гаубица Путиловского завода обр. 1908 г., а образец № 2 122-мм гаубица завода Коккериль на лафете гаубицы Путиловского завода обр. 1908 г. По результатам испытаний была принята гаубица Круппа, получившая наименование 122-мм гаубица обр. 1909 г. Немного позже была принята и 122-мм гаубица Шнейдера 122-мм гаубица обр. 1910 г. Данные 122-мм полевых гаубиц, испытанных на ГАП в 1907/1908 годах смотри в таблице.

Устройство 122-мм гаубицы обр. 1909 г.
Ствол состоял из трубы, кожуха, соединительного, среднего и переднего колец. Крутизна нарезов прогрессивная на расстоянии 810 мм, и только на расстоянии 411 мм от дула постоянная. Затвор клиновой горизонтальный.
Люлька клепанная. Гидравлический тормоз отката откатывался вместе с люлькой. Накатник пружинный. Уравновешивающий механизм состоял из двух колонок сжатых пружин, помещенных в коробке между станинами нижнего станка. Верхний станок накладывался на нижний станок и мог поворачиваться на нем на 2 в каждую сторону. Осью вращения служил штырь, связывающий оба станка. Поворотный механизм винтового типа. Боевая ось пустотелая и коленчатая (для понижения центра тяжести лафета). Колесо лафета деревянное диаметром 1219 мм системы Охременко. Позже были введены деревянные колеса диаметром 1230 мм. Передок и зарядный ящик обр. 1911 г.

Устройство 122-мм гаубицы обр. 1910 г.
Стол состоял из внутренней трубы и надетых на нее в горячем состоянии кожуха и надульника. На протяжении 6,5 калибров от начала нарезов крутизна нарезки прогрессивная, а на остальной части к дулу постоянная. Затвор поршневой. Противооткатные устройства гидравлический тормоз отката и воздушно-гидравлический накатник, собраны в салазки. Салазки представляли собой поковку, соединенную со стволом. Салазки захватами лежали на направляющих полозьях люльки, откатываясь по ним во время выстрела. Штоки тормоза и накатника соединены с передней частью люльки и при накате неподвижны.
Подъемный механизм зубчатый сектор, прикрепленный к люльке. Горизонтальное наведение осуществляется передвижением станка по боевой оси. Боевая ось прямая. Колеса деревянные с железной шиной или металлические колеса с резиновой грузошиной. Подрессоривания гаубица не имела. 122-мм гаубица обр. 1910 г. имела передок и зарядный ящик обр. 1911 г., то есть то же, что и у 122-мм гаубицы обр. 1909 г.

Проблема унификации колес со 122-мм гаубицей обр. 1909 г.
Артком Главного артиллерийского управления в марте 1913 года постановил делать колеса к 122-мм гаубице Шнейдера по чертежам колес для 122-мм гаубицы Круппа (обр. 1909 г.), но диаметром 1321 мм (52 дюйма), то есть того же диаметра, какой имели колеса на опытном экземпляре 122-мм гаубицы Шнейдера. Артком отказался ввести колеса одного диаметра доя обоих типов гаубиц 1219 мм, так как при этом у гаубицы Шнейдера уменьшается предельный угол возвышения.
Позже Артком возвращался к этому вопросу. Согласно Журналу артиллерийского комитета № 48 от 28.04.1935 г. было положено для лафетов 122-мм гаубиц обр. 1910 г. иметь колеса диаметром 1320 мм, а для 122-мм гаубиц обр. 1909 г. 1230 мм. При колесах диаметром 1230 мм устойчивость лафетов гаубиц обр. 1910 г. улучшается, о подвижность уменьшается на 8 %, а угол возвышения уменьшается с 4430 до 4030. Тем не менее Артком предложил иметь общее колесо диаметром 1320 мм.

Боекомплект и баллистика 122-мм гаубиц обр. 1909 г. и 1910 г.
Циркуляром № 44 от 6 апреля 1911 года для 122-мм гаубиц обр. 1909 г. принят заряд ленточного пороха Г248.
Заряд состоял из большого пучка (он же наименьший заряд) весом 341 гр. и 4-х пучков по 153 гр. Позже этот заряд стали использовать и для 122-мм гаубиц обр. 1910 г. Гильза длиной 159 мм, весом 1,773 гр. Дальность стрельбы шрапнелью с 45-секундной трубкой около 7700 м. 122-мм гаубицы обр. 1909 г. и обр. 1910 г. дальнобойными гранатами стрелять не могли, так как в каморе дальнобойная граната вместе с зарядом (полным и уменьшенным) не помещалась. Вместе с дальнобойной гранатой в камору можно было поместить только один пакет (старый заряд № 4). Заряды к 122-мм гаубицам обр. 1910/30 г. и обр. 1909/37 г.

Изготовление и боевая служба 122-мм гаубиц обр. 1909 и 1910 годов
122-мм гаубицы обр. 1909 г. до 1921 года изготавливались на Путиловском и Петроградском Орудийных заводах, а 122-мм гаубицы обр. 1910 г. на Обуховском заводе.

122-мм гаубицы в Первой мировой войне
122-мм гаубицы были приняты на вооружение полевой артиллерии, сухопутных и береговых крепостей. К 19 июля 1914 года в полевых войсках было 512 122-мм гаубиц (85 и 1/3 батареи), что соответствовало их штатному числу. В запасе состояло 22 122-мм гаубицы, вместо положенных по штату 74. К февралю 1913 года в крепостях состояло или было заказано 250 122-мм гаубиц, а по штату должно было быть 440. Следует отметить, что большинство заказанных 122-мм гаубиц в крепости не попали. Так, к началу 1915 года из пяти европейских крепостей 122-мм гаубицы были только в Новогеоргиевске, Осовце и Ковно (по 12 в каждой крепости).
С начала войны до 1 ноября 1916 года поступило с отечественных заводов 1081 122-мм гаубица. К 1 ноября 1916 года на фронте состояло 1016 гаубиц, а в резерве 72. На 15 июня 1917 года на всех фронтах по штату было положено 756 122-мм гаубиц, а состояло исправных 944.


Список источников:


Энциклопедия отечественной артиллерии А.Б.Широкорад Минск.Харвест.2000 год
Категория: Артиллерия Первой Мировой войны | Добавил: Sherhhan (02.01.2013) | Автор: Андрей Княгинин
Просмотров: 6331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]