Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Межвоенный период |
АТ-1 76-мм самоходная артиллерийская установка Разработчик: КБ завода №185 Год начала работ: 1933 Год выпуска первого прототипа: 1935 САУ серийно не строилась по причине в виду ареста главного конструктора. В 1934 году на заводе № 185 имени Кирова начались работы по
созданию танка артиллерийской поддержки на базе Т-26, получившего обозначение
АТ-1 (артиллерийский танк). Предполагалось, что новая машина поступит на замену
танку Т-26-4, серийный выпуск которых так и не удалось развернуть. В качестве
основного вооружения АТ-1 предполагалось использовать 76-мм пушку ПС-3
конструкции П.Сячентова. Эта артсистема была спроектирована как специальное
танковое орудие, имело телескопический и панорамный прицелы и ножной спуск. По
мощности ПС-3 превосходила 76-мм пушку обр. 1927 года, установленную на танках
Т-26-4. Работы по проектированию АТ-1 велись под руководством начальника
конструкторского отдела по самоходным установкам опытного завода № 185 имени
Кирова П.Сячентова. Весной 1935 года было изготовлено два опытных образца. Самоходная установка АТ-1 относилась к типу закрытых
самоходных установок. Боевое отделение находилось в средней части машины в
бронированной рубке. Самоходная установка имела на вооружении 76,2-мм пушку
ПС-3, смонтированную на вращающемся вертлюге на штыревой тумбе, и автономный
7,62-мм пулемет ДТ, размещенный в шаровой установке справа от нее (на второй
машине была установлена 76-мм пушка Л-7). Второй пулемет ДТ был запасным и мог
использоваться экипажем для обороны. Для его установки в бортах и корме рубки имелись
специальные амбразуры, закрываемые броневыми заслонками. Экипаж состоял из
механика-водителя, который размещался в отделении управления справа по ходу
машины, наблюдателя (он же заряжающий), расположенного в боевом отделении
справа от орудия, и артиллериста, находящегося слева от него. В крыше установки
имелись люки для входа и выхода экипажа из машины. Специально для установки на танки коллектив под руководством
Сячентова в 1930-1932 гг. разработал совершенно новую артиллерийскую систему
повышенной мощности. Она представляла собой 76,2-мм полуавтоматическое танковое
орудие ПС-3 с длиной ствола 21,5 калибра с прогрессивной нарезкой и
баллистикой, близкой к баллистике полкового орудия образца 1902 г. При
использовании стандартных 76,2-мм боеприпасов весом 6,5 кг начальная скорость
снаряда составляла 520 м\с. Для примера, модернизированная полковая пушка,
установленная на СУ-1, и танковая пушка КТ-28 могли разгонять снаряд до
максимальной скорости всего 350-381 м\с (в зависимости от типа боеприпаса). Дальнейшее
сравнение характеристик оказывалось тоже не в пользу КТ. Орудие ПС-3 имело
массу порядка 1350 кг и максимальную длину отката всего 460 мм, вместо 550 мм у
полковой "танковой” пушки. В наилучших условиях темп стрельбы достигал 15-18
выстрелов в минуту (10-12 у орудия обр.1927 г.)На заседании макетной комиссии, проходившем в конце 1933
года, из нескольких рассмотренных вариантов был выбран третий, с установкой
вооружения на тумбе в неподвижной бронированной рубке. Орудие с серийным
номером 11 монтировалось в лобовом листе корпуса. Горизонтальный угол наведения
ПС-3 составлял около ±20°, вертикальный – от -5° до +45°. Легкое стрелковое
вооружение включало два 7,62-мм пулемета ДТ. Один из них находился в шаровой
установке справа от орудия, второй перевозился в укладке. Боекомплект к пушке
состоял из 30 выстрелов в нижних укладках, 4 выстрелов возле орудия и 29
магазинов (1827 патронов) для пулеметов. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на танке Т-26. Пуск двигателя производился электростартером "Сцинтилла" мощностью 2 л.с. (1,47 кВт) или "МАЧ-4539" мощностью 2,6 л.с. (1,9 кВт) или заводной рукояткой. В системе зажигания использовались основное магнето типа "Сцинтилла", "Бош" или АТЭ ВЭО и пусковое магнето "Сцинтилла" или АТЭ ПСЭ. Емкость топливных баков составляла 182 л. Запас хода установки по шоссе достигал 170 км. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 6СТА-144 емкостью 144 А•ч и генератор "Сцинтилла" или ГА-4545 (ГА-4561) мощностью 190 Вт (250 Вт) и напряжением 12,5 В с реле-регулятором РРА-4547. Для посадки и высадки экипажи в крыше было сделано два люка.
Кроме того, для улучшения обзора местности, ускорения загрузки боеприпасов и
лучшей вентиляции боевого отделения при интенсивной стрельбе с закрытых позиций
часть бортов и кормы рубки могли откидываться на петлях. Ходовая часть,
двигатель, трансмиссия, системы смазки и охлаждения, а также нижняя часть
корпуса полностью заимствовались от легкого танка Т-26 образца 1933 года. Первый экземпляр АТ-1 был представлен на испытания в апреле 1935 года. По ходовым качествам САУ не отличалась от танка. Огневые испытания показали, что скорострельность без исправления наводки составляет 12-15 выстрелов в минуту при наибольшей дальности 10500 метров, вместо требуемых 7500-8000 метров. В отличии от СУ-1 ведение огня на ходу прошло, в целом, успешно. Вместе с тем, были отмечено и недостатки, которые не позволили передать машину на войсковые испытания. Относительно артсистемы ПС-3 в письме военинженера 3 ранга Соркина на имя наркома обороны было указано следующее: "Ствол № 23 устанавливался на АТ-1 прошел с ним весь цикл полигонных испытаний... Орудия №№ 4 и 59 неоднократно испытывались на НИАПе и дали удовлетворительные результаты, но все-таки полностью бесперебойной работы автоматики достичь не удалось. До устранения этого систему на войсковые испытания допустить не представлялось возможным ... По результатам испытаний орудия на АТ-1 отмечена удовлетворительная работа пушки, но по ряду параметров (например: расположение боекомплекта, неудобное положение поворотного механизма и т.д.) АТ-1 на войсковые испытания не допустили…” Второй экземпляр АТ-1 преследовали те же неудачи, связанные, в первую очередь, с работой артиллерийской системы. Чтобы "спасти” проект специалисты Кировского завода предложили установить на САУ собственное орудие Л-7. В отличие от ПС-3 оно создавалось не "с нуля” – в качестве прототипа была использована 76,2-мм пушка системы Тарнавского-Лендера, благодаря чему Л-7 имело схожую с ним баллистику. Хотя разработчики утверждали, что данное орудие превосходит все имеющиеся танковые артсистемы, на самом деле Л-7 обладала не меньшим количеством недостатков. Попытка установить его на АТ-1 не увенчалась успехом из-за конструктивных особенностей, а проектировать новую рубку признали нецелесообразным. Сопоставив полученные данные, АБТУ решилось на выпуск в 1936 году партии из 10 предсерийных самоходок АТ-1 оснащенных пушками ПС-3 и улучшенным шасси для проведения расширенных полигонных и войсковых испытаний. Производство орудий надлежало наладить на Кировском заводе, корпусов – на Ижорском заводе, а ходовую часть должен был поставлять завод №174. Однако, вместо подготовки к серийному выпуску и устранения недостатков ПС-3, "кировцы” усилено продвигали собственные конструкции. После неудачи с Л-7 (что было вполне ожидаемо) на её место предложили модернизированный вариант, получивший индекс Л-10. Но в рубку АТ-1 эту пушку также установить не удалось. Положение усугублялось ещё и тем, что завод №174 был загружен выпуском Т-26, поэтому изготовление даже 10 шасси для АТ-1 для него оказалось непосильной задачей.Программа выпуска САУ, таким образом, была перенесена на 1937 год. Но надежды получить даже небольшую партию АТ-1 не оправдались – несколькими месяцами ранее Сячинтов был арестован, а его артиллерийские системы признаны "вредительскими”. Разумеется, в такой обстановке продолжать выпуск самоходок не представлялось возможным, хотя Ижорский завод уже успел поставить 8 корпусов, а Кировский завод начал сборку первых трех предсерийных АТ-1. В результате полуготовые САУ, как и корпуса к ним, пришлось разобрать или законсервировать. В последний раз об АТ-1 вспомнили в начале 1940 года, когда РККА понадобился бронированный транспортер-эвакуатор. По инициативе командования 35-й танковой бригады, воевавшей на Карельском перешейке, КБ завода №174 приступило к проектированию санитарного танка, предназначенного для эвакуации раненых с поля боя. За основу был взят один из сохранившихся корпусов АТ-1 без вооружения. Машину предполагалось сдать к 23 февраля 1940 года, но в виду задержек санитарный танк попал в войска лишь после завершения советско-финской войны. Далее эту машину передали в Приволжский ВО, где следы последнего из АТ-1 теряются. Не особо удачной оказалась судьба артиллерийских систем. Орудие ПС-3 так и не смогли довести до требуемого уровня, хотя его успели принять на вооружение под обозначением "танковая пушка образца 1933 года”. Случилось это благодаря стараниям Кировского завода, который с 1935 по 1938 гг. сдал около 20 экземпляров ПС-3. Зато за это время был налажен серийный выпуск сначала посредственной КТ-28, а затем весьма "сырой” Л-10, которую даже успели установить на средние танки Т-28. Впоследствии, с 1941 года, выпуск орудий марки "Л” был полностью свёрнут. Таким образом, подводя итог, скажем, что АТ-1 - это первая в мире самоходная пехотная пушка. Для того времени, когда военные увлекались пулемётными танкетками или танками с пушкой калибра 37-мм, самоходка АТ-1 справедливо считалась мощным оружием. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
| ||||
Просмотров: 1461
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |