Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Межвоенный период |
Самоходно-артиллерийская установка СУ-14 17 сентября 1931 года Спецмаштрест получил задание на разработку средств механизации артиллерии большой и особой мощности. В частности, предлагалось в срок до 1 мая 1932 года разработать и представить на согласование артиллерийскому управлению РККА шасси «самоходного корпусного триплекса», состоящего из 107-мм пушки образца 1910/30 годов, 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов и 203-мм мортиры образца 1930 года, а также «триплекса Тяжелой Артиллерии Особого Назначения (ТАОН)», который должен был состоять из 152-мм (или 130-мм) пушки большой мощности, 203-мм гаубицы образца 1929/31 годов и 305-мм мортиры.Эскизные проекты были рассмотрены в июле 1932 года и в целом были одобрены. Для «корпусного триплекса» решили использовать удлиненное шасси среднего танка Т-24 (впоследствии Т-28), а для «триплекса ТАОН» - специальное шасси с использованием узлов создаваемого тяжелого танка. Но изготовление «корпусного триплекса» было отложено на два года, а для «триплекса ТАОН» не нашлось вооружения, так как ни 152-мм пушка большой мощности, ни 305-мм мортира еще не были созданы. На проработку был подан лишь гаубичный вариант «триплекса», вооруженный 203-мм орудием Б-4. Попытка №1 – СУ-14 образца 1934 г. В 1933 году на Опытном заводе Спецмаштреста под руководством П. Сячинтова началось проектирование опытной самоходной установки для «триплекса ТАОН», вскоре получившей индекс СУ-14.Конструктивно самоходная установка состояла из следующих улов и агрегатов. Ходовая часть, как уже указывалось выше, в основном заимствовалась от опытного тяжелого танка Т-35. В ней использовались (применительно к одному борту) восемь опорных катков среднего диаметра, шесть поддерживающих катков, направляющее колесо заднего расположения с винтовым механизмом натяжения и ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницей. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колеса имели наружную амортизацию. При испытаниях машины были использованы направляющие колеса с металлическим бандажом, которые зарекомендовали себя более надежными в работе, чем колеса с резиновым бандажом. Свечная, пружинная подвеска машины, крепившаяся к бортам корпуса, имела механизм выключения для ее разгрузки при стрельбе. Из-за многочисленных проблем с трансмиссией Т-35 этот агрегат решили перенять от среднего танка Т-28. Она включала в себя: многодисковый главный фрикцион сухого трения стали по феродо, пятиступенчатую коробку передач, два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения (24 диска) с плавающими ленточными тормозами, два бортовых редуктора оригинальной конструкции и редуктор отбора мощности на вентилятор. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся осевым вентилятором через заборное окно в верхнем лобовом листе корпуса и выбрасывался через боковые люки, закрытые решетками. Нижняя и носовая часть корпуса (с характерным "клином”), вместе с компоновкой, также перешла от прототипов Т-35 без серьёзных изменений. Орудие Б-4 устанавливалось в средней части корпуса на открытой платформе. Под полом можно было разместить 8 выстрелов. В качестве основного оружия использовалась 203-мм гаубица обр.1931 г. (Б-4) с верхним станком, подъемным и поворотным механизмами без каких-либо было переделок. Для прицельной стрельбы использовалась панорама Герца. В качестве вспомогательного оружия применялись три 7,62-мм пулемета ДТ, которые могли устанавливаться в шести бугельных установках (по три на борт). Кроме того, для одного пулемета ДТ была предусмотрена зенитная турель, расположенная справа в передней части палубы самохода. Возимый боекомплект установки составлял 8 выстрелов раздельного заряжания и 2268 патронов (36 дисков) к пулеметам ДТ. Не лишним было бы ознакомиться с характеристиками Б-4, которое было принято на вооружение РККА в 1933 году. При длине ствола 25 калибров гаубица имела откат 850-1400 мм и углы наведения от 0 до 60° по вертикали и ±4° по горизонту. В номенклатуру боеприпасов входили фугасные (Ф-625 и Ф-625Д) и бетонобойные (Г-620 и Г-620Т) боеприпасы. Интересно, что при раздельном картузное заряжании предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0-15,5 кг пороха, а 11-го 3,24 кг. В итоге, начальная скорость бетонобойного снаряда составляла 607 м/с, а фугасного варьировалась в пределах 280-607 м/с, в зависимости от типа заряда. Как можно догадаться, гаубица Б-4 предназначалась для борьбы с "особо мощными укреплениями”, которые в изобилии имелись на различных оборонительных линиях в Польше, Чехословакии, Франции и Финляндии. Для облегчения процесса заряжания гаубицы с грунта и подачи снарядов в кокорах (специальных люльках) машина оборудовалась двумя кранами (лебедками) грузоподъемностью 200 кг. Стрельба производилась только с места, при этом машина закреплялась на грунте с помощью двух сошников, имевших ручной и электрический привод гидроцилиндров. Углы наведения гаубицы по вертикали составляли от +10° до + 60° и по горизонтали - в секторе 8° без поворота машины. Предельная дальность стрельбы достигала 18000 м. Скорострельность составляла 1 выстрел за 5,7 мин. Время перевода орудия из походного положения в боевое - 6,5-10 мин. На СУ-14 использовался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л.с. (368 кВт) с двумя карбюраторами "Зенит" (КД-1). Пуск двигателя производился с помощью стартера "Сцинтилла" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и напряжением 24 В. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла 12Д" и пусковое магнето. Емкость топливных баков составляла 861 л. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 6СТА-1Х емкостью 144 А/ч, соединенные последовательно, а также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1 кВт и напряжением 24 В. Первое шасси было готово в мае 1934 года, но из-за поломок трансмиссии, которую заимствовали от среднего танка Т-28, доводка продлилась до конца июля. В ходе заводской обкатки на шасси установили ствол орудия Б-4 «малой мощности», с которым оно и отправилось на Научно-Испытательный Артиллерийский полигон (НИАП) для проведения стрельб. Но во время доставки шасси установки оказалось испорченным: треснули несколько траков, стали наблюдаться посторонние шумы в коробке передач, сильно перегревался двигатель (при движении на 3-й передаче кипела вода в радиаторе) и поэтому испытания пробегом на 250 км отменили. Стрельбы же прошли довольно гладко, правда, машина сильно раскачивалась и находиться на ее палубе (рабочая площадка САУ называлась именно так) можно было только крепко держась за поручни. Чрезмерно низкой оказалась скорострельность, так как тяжелые снаряды приходилось поднимать на палубу при помощи неудобных кранов-лебедок; ненадежной была и конструкция сдвижного пола-люка, который в ходе испытаний сломался. После исправления отмеченных поломок САУ вновь прибыла на полигон. Теперь она имела усиленные гусеничные траки, улучшенную систему охлаждения, а также доработанную артсистему. Ствол орудия малой мощности был заменен стволом большой мощности, но с лейнером. Теперь испытания начались с обкатки, но на тридцать четвертом километре сломалась коробка перемены передач. Во время испытаний выстрелы производили не только вдоль направления движения под большим углом возвышения, но и горизонтально, при крайних углах горизонтального наведения и даже при поднятых сошниках. Однако скорострельность по-прежнему оставляла желать лучшего, механизмы и агрегаты часто выходили из строя. Кроме того, не обошлось и без эксцессов - так, один из артиллеристов, поскользнувшись на гладком полу, сломал ногу. По результатам испытаний представители НИАПа составили длинный перечень необходимых доработок СУ-14, который перечеркивал возможность принятия ее на вооружение в первоначальном виде, и 31 января 1935 года Опытный завод Спецмаштреста получил задание на капитальную модернизацию СУ-14 и устранение всех отмеченных недостатков. Но модернизация, проведенная в феврале-марте, была половинчатой, так как коснулась лишь ходовой части и моторно-трансмиссионной группы (в доработанном варианте СУ-14 применялись коробка перемены передач и главный фрикцион от танка Т-35), почти не затронув ее артиллерийскую часть. Попытка №2 – СУ-14-1 образца 1935/1936 гг. Едва завершились испытания первого образца СУ-14, как 31 января 1935 года коллектив Опытного завода Спецмаштреста получил задание на его капитальную модернизацию. План на 2-ю пятилетку по-прежнему не предусматривал принятие на вооружение тяжелой САУ, но военных привлекала возможность получить самоходку, оснащенную морскими орудиями калибра 130-мм и 152,4-мм, что делало возможным создание подвижных комплексов береговой обороны. Такие варианты были представлены АНИИ, после чего начался процесс модернизации самоходной установки. Для этого, КБ завода №185 было разработано возимое поворотное основание на шариковой опоре, вращение которого осуществлялось при помощи двигателя САУ. Кроме того, потребовалось внести значительные изменения в конструкцию ходовой части и трансмиссии. В качестве альтернативной артиллерийской системы было выбрано 152,4-мм орудие Б-10. Модернизация САУ проводилась в феврале-марте 1935 года. С первой попытки удалось улучшить только шасси, которое получило трансмиссию и главный фрикцион от Т-35А. В добавок, ведущие колеса перенесли вперёд и несколько изменили форму бортового экрана, уменьшив его в размерах. В таком виде, с 5 апреля по 24 августа 1935 года, испытательно-сборочным цехом Опытного завода №185 проводились специальные заводские испытания модернизированной СУ-14. Машина преодолела более 500 км в различных условиях, продемонстрировав неплохие ходовые качества. Однако вновь отмечались многочисленные недостатки. В частности, выяснилось, что через шаровые амбразуры, предназначенные для пулеметов ДТ, вести огонь невозможно, так же как невозможно быстро воспользоваться возимым боекомплектом (8 выстрелов), который находился под съемными крышками палубы, блокированными в походном положении телом орудия. На основании полученных данных в начале 1936 года был построен эталонный вариант самоходной установки, получивший индекс СУ-14-1. В очередной раз была улучшена конструкция КПП, главного фрикциона, тормозов и бортовых передач (ряд агрегатов заимствовались от танка Т-35), в стороны от кабины водителя были вынесены выхлопные трубы, усовершенствованы опорные сошники. САУ получила двигатель М-17-1 форсированный до 680 л.с., что позволяло при боевой массе 48500 кг развивать максимальную скорость по шоссе до 31,5 км\ч. В ходовой части применили более толстые листы коренной рессоры и отказались от механизма выключения подвески на время стрельбы. Вооружение самоходки осталось без изменений – возимый боезапас в 8 выстрелов считался резервным и был предназначен лишь для открытия быстрого огня. Основной боекомплект, состоявший из 50-60 выстрелов, должен был подвозиться на тягаче типа "Коминтерн”. В случае поломки САУ её буксировка могла производится при помощи двух таких машин. Вместе с тем, боекомплект к пулеметам ДТ был уменьшен до 2196 патронов. Броневая защита осталась неизменной по сравнению с броневой защитой самоходной установки СУ-14, за исключением толщины фальшборта, величина которой была уменьшена с 10 до 6 мм. Броневые листы корпуса соединялись сваркой и заклепками. В течении апреля-сентября 1936 года СУ-14-1 прошла около 800 км без особых замечаний, а с 28 апреля по 29 ноября 1936 г. проводились многократные стрельбы на НИАПе. Тем временем, в конце ноября 1936 г., с Уралмашзавода и завода "Баррикады" были доставлены 152-мм длинноствольные орудия У-30 и Бр-2, после чего сразу начался их монтаж на обе опытные САУ. Особо удачной тогда казалась установка Бр-2 - эта пушка серийно производилась с 1936 года в двух базовых модификациях, с глубокой и мелкой нарезкой ствола. Для неё также использовалось только два типа боеприпасов (осколочно-фугасный и бетонобойный), но максимальная скорость снаряда составляла уже 880 м/с. Дальность стрельбы составляла 27 км, что делало СУ-14 уникальной по огневой мощности. В феврале 1937 года модернизированные таким образом СУ-14 и СУ-14-1 успешно прошли полный цикл испытаний. Планом на 1937 г. предусматривалось изготовление установочной серии из пяти машин СУ-14-Бр-2, а с 1938 г. предполагалось наладить их серийный выпуск. К лету 1939 г. запланировали создание 280-мм самоходной мортиры СУ-14-Бр-5, которая вполне могла занять место 305-мм артсистемы, требуемой техническим заданием от 1932 года. Планы были вполне радужные, однако, вторая часть истории ТАОН завершилась более трагически, чем первая. Когда РККА уже было готово принять новую САУ на вооружение последовали массовые аресты среди конструкторов и инженеров. Так, 31 декабря 1936 года был арестован П.Н.Сячинтов, который был осужден по статье 58 пп.6, 7, 8 и 11. Другими словами, главного конструктора обвинили в шпионаже, подрыве государственной промышленности, совершении террористических актов, саботаже и ведении подрывной работы в коллективе. Суд над Сячинтовым состоялся 5 мая 1937 года, а приведение приговора в исполнение (расстрел) – на следующий день. Та же участь постигла и создателя гаубицы Б-4, начальника завода "Большевик” Магдисиева, который на допросах полностью сознался в своей "вредительской” деятельности и был расстрелян. Стоит ли говорить, какой удар был нанесён по созданию самоходных установок в СССР в предвоенный период, ведь вплоть до конца 1942 года РККА так и не получила ни одной специализированной САУ. Попытка №3 – СУ-14/СУ-14-Бр-2 "экранированные” Покончив с "апологетами” самоходной артиллерии Красная Армия перед началом Второй Мировой войны оказалась с минимальным количеством самоходных установок, большая часть которых относилась к полковым или дивизионным. Новое руководство РККА, отчасти напуганное предыдущими "чистками”, тему САУ практически не развивало, и если бы не деятельное вмешательство начальника АБТУ Павлова, то их дальнейшее развитие полностью остановилось бы. Первый тревожный симптом имел место уже в декабре 1939 года, когда РККА ввязалась в тяжелые бои на "линии Маннергейма”. Многочисленные финские ДОТы (прежде всего так называемые "миллионные”) обладали превосходной защитой и были неуязвимы для огня танковых орудий любого типа. Разрушались эти долговременные сооружения только после длительного артобстрела или бомбардировок с воздуха, на что требовалось много времени. Так назрела необходимость иметь на вооружении бронированную САУ, способную подходить к ДОТам практически вплотную и вести стрельбу по ним прямой наводкой. Единственными такими машинами были СУ-14, которые уже два года стояли на хранении. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 г. "О спецзаданиях для нужд Действующей армии" заводу №185 имени С.М. Кирова поручалось "отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14", чтобы те имели возможность расстреливать ДОТы прямой наводкой с дистанции 1500-2000 метров. Однако, сделать всё быстро в очередной раз не получилось. Процесс бронировки и ремонта САУ затянулся – броневые листы с Ижорского завода стали прибывать лишь в конце февраля, а экранировка машин была окончательно завершена лишь к марта, когда война с Финляндией закончилась. После "навешивания” дополнительной брони толщиной 30-50 мм, полностью закрывшей боевое отделение, масса СУ-14 возросла до 64 тонн. Обкатка обеих машин была проведена 27 марта – СУ-14 и СУ-14-1 прошли без особых проблем 26, хотя в отчете было указано, что "на 3-4 передаче скорость не превышает 20-22 км/ч., при движении по целине двигатель работает напряженно, развороты происходят тяжело". Из-за сильной перегрузки на опытном образце СУ-14 резиновые бандажи опорных катков пришлось заменить металлическими. В последний предвоенный год самоходки использовались мало, так как интерес к ним со стороны армии постепенно угас. Это объяснялось тем, что преодоление долговременных укреплений, подобных финским, в ближайшее время не предвиделось, а борьбу с обычными полевыми ДОТами и блиндажами вполне могла вести полевая артиллерия и новые тяжелые танки. В результате такого решения в качестве основного артиллерийского танка был оставлен только КВ-2. Перспективная самоходка СУ-100Y, не говоря уже про СУ-14, дальнейшего развития не получила. И всё же, в апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-Бр-2 проходили испытания на НИАПе, а в июле их передали в состав группы танков капитана П.Ф.Лебедева дислоцированной в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 г. обе машины передали на хранение полигону НИБТ. С консервации САУ были сняты только осенью 1941 года, когда немцы подошли вплотную к Москве. Ещё в сентябре с полигона началось изъятие и оценка техники, на предмет её боевого использования. Так, в бой пошли опытные танки Т-26, предсерийные Т-29 и масса других машин, включая самоходные установки. Что касается СУ-14 и СУ-14-1, то их вместе с единственной СУ-100Y включили в состав "Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения" и выдвинули к станции Кубинка. Здесь экипажи САУ получили задание вести стрельбу по наступающему противнику с закрытых позиций, однако данных о боевом применении СУ-14 найти пока не удалось. Вполне возможно, что ни одного выстрела они так и не сделали. Обоим самоходкам удалось пережить войну, но опытный образец СУ-14 был отправлен на слом в 1960-е гг., а "экранированный” СУ-14-1 (с пушкой Бр-2) передали музею БТТ в Кубинке, где он находится до настоящего времени. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК СУ-14 и СУ-14-1.
М.Свирин "Самоходки Сталина.История советской САУ 1919-1945". Москва. Яуза/ЭКСМО. 2008 М. Коломиец, М. Свирин. "Триплексы" СУ-14. журнал "Танкомастер" №3 за 1997 год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2619
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |