Классы техники
облако тегов
САУ A7V история создания K-Wagen Fiat 2000 Fiat 3000 D1 H-35 H-38 H-39 Hotchkiss Aufklarungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/ 155 AU F1 155 GCT A-7D Corsair II 75-мм полевая пушка обр.1897 года CA-15 Kangaroo Birch gun 17S 220-мм пушка Шнейдер 220mm Schneider 240mm Saint-Chamond GPF 194-mm FCM 1C FCM 2C Kfz.13 Defiant Blenheim Blenheim I Blenheim Mk.IV Blenheim V Bolingbroke 3-дюймовка 76-мм полевая пушка обр. 1900/1930 76-мм горная пушка обр.1904 г. Furutaka Kako тяжелый крейсер Aoba Kinugasa Ashigara Haguro Beaufighter Beaufighter Mk.21 Flammingo Flammpanzer II 2 cm Flak 38 Sfl.auf Pz.Kpfw.I Ausf Flakpanzer I Panzerjäger I 7 cm Pak(t) auf Pz.Kpfw.35R 15cm sIG33 (Sf) auf Pz.Kpfw.II Ausf 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 10 5 cm leFH 18/40 auf Fgst Geschuetzw 5 cm leFH 16 auf Fsst Geschuetzvvag 5 cm leFH 18/3 auf Fgst Geschuetzwa 5 cm leFH 16 auf Fgst Geschuetzwage 5 cm leFH 18 Fgst auf Geschuetzwage (Geschützwagen I (GW I) für s.I.G. 15 cm schwere Infanteriegeschütz 33 BISON 60/44-мм Flammpanzer III Brummbär Brummbar 10 cm K.Pz.Sfl.IVa 5 cm К (gp.Sfl.) Dicker Max Jagdpanzer IV Jagdpanzer IV L/48 Jagdpanzer IV L/70 Hornisse Hummel Heuschrecke 10 12.8 cm Pz.Sfl.K40 Elefant FERDINAND Jagdtiger JagdPanther 2С19 AIDC F-CK-1 Ching-Kuo Armstrong-Whitworth Whitley Combat Car М1/М2 Fairey Firefly(биплан) Reno FT-17 Cunningham Пе-2 CTL эсминцы Бэттл 0-10 Lancaster B-2 Spirit Komet Apache Гроссер Курфюрст Кениг Кронпринц Марграф Ми-8
Вход на сайт
Приветствую Вас, Гость
Помощь проекту
Яндекс кошелек 41001459866436 Web Money R393469303289
Поиск статей
Статистика
Яндекс.Метрика
время жизни сайта
Главная » Статьи » Россия/СССР » Бронетехника Второй Мировой войны

Средний танк Pz.Kpfw.III
Средний танк Pz.Kpfw.III

Танк Панцеркампфваген III (Pz.Kpfw.III) также как и более тяжелый Pz.Kpfw.IV, представляли собой значительный шаг вперед в развитии танкостроения. Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV стали первыми боевыми машинами, разработанными в соответствии с концепцией мобильной войны Гудериана, предусматривающей массированное использование танков.

РАЗРАБОТКА
Германия 16 марта 1939 г. официально отвергла все ограничения, наложенные на нее Версальским договором, который (в том числе) запрещал немцам иметь танковые войска и разрабатывать собственную бронетехнику. Гитлер предвидел, что реакция Англии и Франции на отказ от соблюдения договора ограничится беззубым шумом. Отбросив путы Версаля, немцы получили возможность строить современные вооруженные силы.
Немецкие специалисты, несмотря на запрет проектирования танков, под различным прикрытием, в глубокой тайне вели разработку бронетехники до марта 1939 г.; конструкторы из Германии в целях сохранения секретности работали над проектами танков в том числе и на территории третьих стран - Советского Союза, Швеции. В самой Германии под видом сельскохозяйственных тракторов было спроектировано два танка - Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, предназначенные главным образом для тренировок и ведения разведки. Новенькие, только что с завода, танки немедленно передавались на вооружение формируемых панцердивизий, где им приходилось «имитировать» более мощные панцеркампфвагены, которые пока еще не были готовы. Согласно штату, каждый танковый батальон включал одну роту тяжелых танков с пушками крупного калибра (эти машины предназначались для огневой поддержки) и три роты средних танков, вооруженных пушками меньшего калибра и двумя пулеметами. Тяжелыми танками стали Pz.Kpfw.IV, а средними - Pz.Kpfw.III.

Отправной точкой при разработке Pz.Kpfw.III, как и многих других танков, стала пушка. Командиры-танкисты требовали установки орудия калибра 50 мм - вполне оправданное желание в свете того, что англичане на свой новый танк «Cruiser» собирались поставить 40-мм двухфунтовую пушку, а русские вооружали БТ и Т-26 орудиями калибра 45 мм. Однако предложения танкистов натолкнулись на возражения людей из управления Herreswaffenamt, ответственного за поставки вооруженния; артиллерийский инспекторат управления считал, что на танк надо ставить 37-мм противотанковую пушку, которая выпускалась в больших количествах. Оснащение новых танков 37-мм орудиями позволило бы унифицировать противотанковые средства вермахта по вооружению и боеприпасам. В результате споров удалось прийти к компромиссному варианту: вооружить танк пушкой калибра 37 мм, но башню проектировать с учетом возможности установки в ней 50-мм орудия.
Проектирование корпуса велось с учетом ограничения общей массы танка, налагаемой немецкими спецификациями на грузоподъемность мостов - 24 т (со схожими проблемами по ограничению массы танка столкнулись британские конструкторы, правда, там лимит устанавливали железнодорожники. Железнодорожный габарит ограничавал ширину танка, а значит, и диаметр башенного погона, из-за чего установить в башню пушку более крупного калибра было весьма сложным делом). Компоновка корпуса среднего танка предусматривала размещение двигателя в кормовой части. Место командира располагалось по центру башни, непосредственно под командирской башенкой, место стрелка - тоже в башне, слева от казенной части пушки, заряжающего - справа от орудия. В передней части корпуса находились места еще двух членов экипажа: механика-водителя - слева от оси машины и стрелка-радиста - справа. Трансмиссия и ведущие колеса располагались в передней части корпуса. Базовая компоновка танка оставалась неизменной на протяжении всей истории развития Pz.Kpfw.III.

Большая часть танков середины 30-х годов имела экипаж из 2-3 человек, сильно загруженных различными обязанностями. Увеличение численности экипажа на танках Pz.Kpfw.III и IV до пяти человек позволило более рационально распределить обязанности между танкистами. Наличие танкового переговорного устройства упрощало взаимодействие членов экипажа, позволяя отдавать команды и выполнять их, невзирая на шум, возникающий при стрельбе или при движении.
Одним из главных требований к новому танку стало требование обеспечения всеракурсной защищенности. Pz.Kpfw.III рассматривался как боевая машина первых линий атакующих и должен, соответственно, предохранять экипаж от огня противника (хотя бы стрелкового) со всех направлений. На более тяжелом Pz.Kpfw.IV, создававшемся как машина огневой поддержки, бронезащита была более дифференцирована по толщине, чем на Pz.Kpfw.III; более толстая броня предохраняла танк от обстрела спереди.

Фирма Даймлер-Бенц для изготовления и испытании прототипов согласовала с военными требования к 15-тонному танку, имеющему максимальную скорость 40 км/ч. В целях сохранения секретности танк предполагалось назвать «Цугфюрерваген» или «ZW» - машина командира взвода, но штабные бюрократы отстояли последовательную маркировку - Аусфюрунг + порядковая букву по алфавиту. В проектировании танка принимали участие специалисты фирм Даймлер-Бенц, MAN и Хеншель.
После сравнительного изучения предложенных фирмами Крупп и Даймлер-Бенц проектов департамент вооружения отдал предпочтение машине фирмы Даймлер-Бенц и заключил с ней контракт на постройку партии опытных танков с началом поставок в 1937 г., название опять изменилось на Панцеркамерваген III.
В испытаниях ходовой части, силовой установки и вооружения использовались танки четырех модификаций: Ausf А-D, все они отличались друг от друга прежде всего ходовой частью. Испытания выявили полную непригодность всех четырех вариантов ходовой части, - с подобным шасси танк в крупносерийное производство запускать было нельзя.
Первый вариант, Аусфюрунг A (Ausf А), имел простейшую ходовую часть, состоявшую из пяти опорных катков большого диаметра на индивидуальной рессорной подвеске, и поддерживающих роликов (по два на борт). На следующих трех модификациях Ausf В, С и D использовались различные варианты рессорной подвески восьми небольших опорных катков и трех поддерживающих гусеницу роликов.
Первые модели Pz.Kpfw.III изначально предназначались для испытаний, поэтому не строились в больших количествах. Десять Ausf А построили в 1937 г., затем в том же году - 15 Ausf В, в 1937-38 г.г. последовали еще 15 Ausf С и 30 Ausf D - в 1938 г. Все прототипы изготавливались фирмой Даймлер-Бенц.    

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Pz.Kpfw.III Ausf.A
Танк Pz.Kpfw.III Ausf А был первым из четырех опытных моделей, построенных фирмой Даймлер-Бенц после выигрыша конкурса у фирмы Крупп.
Первый вариант Аусфюрунг А был изготовлен в 1936 г. (опытный танк также известен как машина 1/ZW). Ходовая часть машины включала по пять опорных катков среднего диаметра на борт (катки имели индивидуальную пружинную подвеску), по два поддерживающих гусеницу ролика, два ведущих колеса и два ленивца. В гусенице применялись траки Kgs 6100/360/120 шириной 36 см. Моторно-силовая установка состояла из 12-цилиндрового двигателя внутреннего сгорания Майбах 108TR мощностью 250 л.с. и трансмиссии с пятискоростной коробкой передач (плюс одна передача заднего хода). Топливные баки емкостью 300 л обеспечивали танку запас хода по шоссе 165 км или 95 км по пересеченной местности. В башне устанавливалась 37-мм пушка KwK L/46,5 длиной 45 калибров и два спаренных с ней 7,92-мм пулемета. Башня кругового вращения разворачивалась вручную, углы вертикального наведения пушки и пулеметов - от -10 град, до +20 град. Наведение основного вооружения осуществлялось посредством телескопического прицела TZF-5a. Еще один пулемет калибра 7,92 был смонтирован в шаровой установке в лобовом бронелисте надстройки корпуса. Командирская башенка была довольно примитивной, для наблюдения за местностью в ее стенках имелись щели; башенный люк - одностворчатый. Все танки оснащались установленной в корпусе машины радиостанцией FuG 5.
Чтобы удержать массу танка в заданных пределах (масса Ausf.A - 15.4 т), конструкторам фирмы Даймлер-Бенц пришлось ограничить максимальную толщину брони корпуса 14.5 мм, а башни - 10 мм. Ходовая часть подходила скорее трактору, чем боевой машине; мощность двигателя оказалась недостаточной, в результате чего скорость танка не превышала 30 км/ч. Всего было построено десять прототипов Аусфюрунг А (заводские номера шасси 60101 ...60110); башни с вооружением устанавливались на восьми Ausf.A. Испытания проводились в Куммерсдорфе и Ульме.
Многие конструктивно-компоновочные решения Ausf А стали стандартными для всех последующих модификаций Pz.Kpfw.III. Конструктивно-технологический танк делился на 4 основных подсборки: корпус, переднюю и заднюю надстройки и башню. Надстройки крепятся к корпусу на болтах, подобная конструкция облегчает ремонт танка. Башня кругового вращения похожа по форме на башню танка Pz.Kpfw.IV, однако имеет погон меньшего размера(1520 мм). Недостаточно большой диаметр погона не позволял устанавливать в башню более мощное вооружение, именно это обстоятельство самым драматическим образом сказалось на дальнейшей судьбе танка в 1943 году. Тем не менее, следует отметить, что внутренний объем боевого отделения Pz.Kpfw.III был вполне достаточным для нормальной работы пяти танкистов.
 
Комбинация продуманной внутренней компоновки танка, наличие переговорного устройства наряду с превосходной подготовкой экипажа во многом объясняет превосходство Pz.Kpfw.III над танками союзников, которые на бумаге выглядели гораздо лучше, чем Pz.Kpfw.III, в начальный период войны.
Все же первые успехи немецких танков объясняются в большей степени лучшей подготовкой экипажей и передовой доктриной использования бронетехники в современной войне, нежели техническими достоинствами машин. Первые Pz.Kpfw.III не являлись настоящими боевыми машинами и все были выведены из подразделений первой линии к середине 1940 г.

Pz.Kpfw.III Ausf.В  
На Аусфюрунг В изменили конструкцию ходовой части, которая теперь имела восемь опорных катков малого диаметра вместо пяти колес среднего размера. От пружинной подвески катков отказались в пользу использования листовых рессор; восемь колес были сгруппированы в две тележки по четыре катка в каждой. Количество поддерживающих роликов увеличено до трех на борт. Усовершенствования, внедренные в конструкцию, привели к росту массы танка на 500 кг (масса Аусфюрунг В - 15,9 т), однако на 1,1 км/ч возросла и максимальная скорость. В 1937 г. изготовлено 15 танков варианта «В» (номера шасси 60201...60215, шасси получило обозначение 2/ZW). Использованная на Аусфюрунг В ходовая часть послужила базой для создания прототипа САУ StuG III, в 1937-38 г.г. пять Ausf.B были переделаны в StuG III нулевой серии.
Pz.Kpfw.III Ausf.B поступили на вооружение танковых подразделений первой линии, но уже в 1940 г. все они были переданы в учебные подразделения.

Pz.Kpfw.III Ausf.С
Аусфюрунг С отличался от прототипов Аусфюрунг В небольшими изменениями в подвеске опорных катков (в каждой тележке использовалось три, а не две пружины, были установлены гидравлические амортизаторы). В июне 1937 г. - январе 1938 г. изготовили 15 танков Аусфюрунг С (номера шасси 60301 ...60315, шасси обозначалось За/ZW). Масса танка - 16 т.

Pz.Kpfw.III Ausf.D
Очередной и последний опытный вариант, Аусфюрунг D, появился в 1938 г.; на этой модели опять были внедрены усовершенствования в конструкцию ходовой части (передние и задние пружины тележек установлены под углом, гидроамортизаторы перемещены ближе к корме танка), максимальная толщина брони доведена до 30 мм, и установлена новая командирская башенка, более низкая, со смотровыми блоками из триплекса вместо щелей. Масса машины возросла до 19,8 т, однако применение модернизированной трансмиссии, имеющей дополнительную передачу, позволило сохранить величину максимальной скорости на уровне предыдущих прототипов. Было изготовлено две партии по 15 машин Аусфюрунг D (заводские номера шасси 60221 ...60225 и 603 16...60340, шасси обозначалось 3Ь/ZW). Бронирование всех ранее построенных опытных образцов доведено в лобовой части до 30 мм. Боекомплект танков Аусфюрунг А-D состоял из 120 снарядов к пушке и 4425 патронов к пулеметам. Несмотря на модернизацию ходовой части танка, она по-прежнему не отвечала требованиям военных, машины с такой ходовой частью не могли быть запущены в крупносерийное производство.

Pz.Kpfw.III Ausf.E
Модификация Ausf.E стала первым массовым вариантом «тройки». Аусфюрунг Е вышел на испытания в 1939 г.; на этой модели удалось «вылечить» ходовую часть от большей части «детских болезней» за счет использования шестиопорной торсионной подвески (шасси получило обозначение 4/ZW или ZW-38, заводские номера шасси 60401...61000, номера с 60501 по 60545 не использовались). Новая ходовая часть «машины командира взвода» разрабатывалась под руководством Фердинанда Порше. Среди других изменений - применение новых ленивцев и изменение мест установки поддерживающих роликов (смещены ближе к задней части корпуса танка).
На Аусфюрунг Е установлены 300-сильный 12-цилиндровый двигатель Майбах HL 120TR и новая трансмиссия Майбах «Вариорекс» с десятискоростной коробкой передач переднего хода и одной заднего. Хотя масса танка вновь возросла и составила 20 т, скорость, за счет установки нового двигателя, увеличилась до 40 км/ч. Бронезащита лобовой части корпуса составляла 30 мм, бортов и кормы - 21... 16 мм; башня имела круговое бронирование толщиной 30 мм.
Изменения также коснулись конструкции башни - в бортах появились двустворчатые люки. На первых серийных Аусфюрунг Е сохранилась внутренняя маска пушка с установленными в ней двумя спаренными пулеметами, замененная затем на внешнюю маску с одним спаренным пулеметом. В бортах корпуса, между вторым и третьим опорными катками были сделаны аварийные люки для механика-водителя и стрелка-радиста (на ранних Аусфюрунг Е они отсутствовали). Данные об общем количестве построенных Аусфюрунг Е в различных источниках приводятся разные, можно считать, что изготовлено порядка 100 танков варианта «Е», собранных с октября 1938 г. по октябрь 1939 г.
Танки Pz.Kpfw.III различных модификаций строились на заводах ALKETT Верк Шпандау, Даймлер-Бенц Верк Берлин-Мариенфельде, FAMO Верк Бреслау, Хеншель и сын Верк Кассель (до ноября 1942 г.), MAN Верк Норнберг, Машиненфабрик Нидерсашен-Ганновер (MNH) в Ганновре-Линдене, последний завод известен также как HANOMAG; завод MIAG Верк Брауншвейг строил «тройки» с 1941 по 1943 г.

Pz.Kpfw.III Ausf.F
Серийное производство Аусфюрунг F (Sd.Kfz.141) началось в 1939 г., шасси этой модели получило обозначение 5/ZW. Всего построено 435 Ausf.F (номера шасси 61001 - 61650). Танки модификации «F» практически идентичны ранним Аусфюрунг Е с внутренней маской пушки и двумя спаренными пулеметами. Внешне «F» отличаются от «Е» наличием воздухозаборников вентиляционных каналов охлаждения тормозов, воздухозаборники расположены на горизонтальном бронелисте передней части корпуса. На Аусфюрунг F устанавливался модернизированный двигатель Майбах НL 120ТRМ мощностью 300 л.с.
Танки Аусфюрунг F последних выпусков вооружались 50-мм пушками с длиной ствола 42 калибра и одним спаренным пулеметом, установленным во внешней маске - наконец-то оказалось востребованным компромиссное решение, заложенное в конструкцию башни на раннем этапе проектирования танка. Первые десять машин с 50-мм пушками изготовили в июне 1940 г. Орудиями калибра 50 мм была перевооружена часть танков Аусфюрунг Е и ранее построенные Ausf.F. Некоторое количество танков Ausf.E/F получило накладную броню в лобовой части корпуса толщиной 30 мм. Танки варианта «F» принимали участие в боях практически на протяжении всей войны: один из последних Ausf.F был подбит союзниками при высадке в Нормандии в 1944 г.

Pz.Kpfw.III Ausf.G
В октябре 1940 г. начался выпуск модели Аусфюрунг G (шасси обозначалось 6/ZW), имевшей усовершенствованную командирскую башенку с пятью смотровыми приборами, унифицированную с башенкой Pz.Kpfw.IV; броня кормовой части корпуса увеличена с 16 до 21 мм, у механика-водителя установлен новый смотровой прибор Farersehklappe 30 с бронезаслонкой, управляемой изнутри танка; для удаления пороховых газов при стрельбе на крыше башни под бронеколпаком смонтирован электровентилятор. На кормовую часть башни навешивался контейнер для имущества членов экипажа, известный как «Rommelkiste» («ящик Роммеля»). Изменениям подверглась ходовая часть - использовались ведущие колеса и ленивцы другой формы и гусеница с траками Kgs 61/400/120 шириной 40 см (судя по всему, новые колеса и гусеницы ставились не на все танки модификации «G», подробнее об изменениях в ходовой части см. Ausf.H, где подобная ходовая часть стала штатной). Несколько первых танков «G» были вооружены 37-мм пушками, но стандартным вооружением Аусфюрунг G стало 50-мм орудие KwK 38. Для использования в Северной Африке на Аусфюрунг G устанавливались радиаторы большей площади и дополнительные воздушные фильтры из фогра. Часть танков получила накладную броню толщиной 30 мм в передней части корпуса и надстройки, такая же броня устанавливалась снизу моторного отделения для уменьшения уязвимости танка при подрыве на мине. С мая 1940 г. по февраль 1941 г. было построено около 600 танков Pz.Kpfw.III Ausf.G (номера шасси 65001 - 65950).
 
Pz.Kpfw.III Ausf.H
Боевой опыт польской и французской кампаний выявил недостаточное бронирование Pz.Kpfw.III. Наиболее простой путь уменьшения уязвимости машины - установка накладных бронелистов в наиболее часто поражаемых снарядами местах - приводил к дополнительной нагрузке на ходовую часть и росту удельного давления на грунт. Результатом работ по переделке базовой конструкции ходовой части Pz.Kpfw.III стал вариант Аусфюрунг Н (обозначение шасси 7/ZW).
На данной модели были усилены торсионы и увеличена с 36 до 40 мм ширина траков. Использование более широкой гусеницы потребовало замены ленивцев и ведущих колес; вместо ленивцев с шестью отверстиями стали устанавливать колеса с восемью отверстиями, позднее - с восемью спицами. На новые танки ставились также зубчатые колеса и ленивцы, изготовленные для предыдущих моделей Pz.Kpfw.III, в этом случае между дисками монтировалась расширительная вставка Нередко один танк имел два разных ведущих колеса. Сложную трансмиссию «Вариорикс» заменили более простой синхромеханической «Афон», имевшей шесть передач переднего хода и одну заднего; вновь заменен на KFF-2 наблюдательный прибор механика-водителя. Бронирование танка усилено путем установки 30-мм накладных бронелистов на лобовую часть корпуса, которые монтировались непосредственно на заводах при изготовлении танков. Хотя масса танка стала уже 21,6 т, удельное давление на грунт за счет использования более широких гусениц даже уменьшилось, а максимальная скорость осталась на прежнем уровне.
За счет изменения формы кормового бронелиста башни удалось несколько увеличить ее внутренний объем, что облегчило работу экипажа; изначально объем башни рассчитывался с учетом установки 37-мм пушки, казенник 50-мм орудия занимал больше места и «съедал» пространство, отведенное экипажу. Работу экипажа облегчил и внедренный на модели Ausf.Н вращающийся полик башни. В ходе перевооружения 50-мм пушками в заводских условиях, вращающиеся полики получили и «тройки» предыдущих модификаций.
Серийный выпуск танков Ausf.H начался в октябре 1940 г. (изготовлено порядка 400 машин, заводские номера шасси 66001...68000). На вооружение танковых рот Ausf.H начали поступать в конце 1940 г. Вооружение танка - 50 мм пушка с длиной ствола 42 калибра, боекомплект - 99 снарядов и 3750 патронов к пулеметам. В ящике на кормовой стенке башни хранились дымовые гранаты.

Pz.Kpfw.III Ausf.J
Установка накладной брони являлась не более чем временной мерой в ожидании нового варианта танка, имеющего более толстую броню, так сказать, «от рожденья». Такой вариант, Ausf.J (обозначение шасси 8/ZW), появился в 1941 г., толщина брони на нем в лобовой и кормовой частях корпуса доведена до 50 мм, бортов корпуса - до 30 мм.; толщина брони башни осталась 30 мм, но толщина брони маски пушки увеличена до 50 мм. Корпус танка стал длиннее, а форма задней его части изменилась. На этой модели несколько изменили органы управления: вместо педалей, которые использовались для управления тормозами на танках предыдущих модификаций, установлены рычаги. Курсовой пулемет монтировался не в шаровой установке Kugelblende-50, как на предыдущих модификациях, а в новой установке Kugelblende-30 с прямоугольной амбразурой; вместо двустворчатых люков для осмотра выходных валов трансмиссии и тормозов применены одностворчатые.
На совещании, состоявшемся вскоре после падения Франции, Гитлер потребовал установить на PZ.Kpfw.III 50-мм пушку с длиной ствола в 60 калибров. В свзи с трудностями, возникшими при интеграции нового орудия в старую башню, указание фюрера было проигнорировано; в результате Pz.Kpfw.III, столкнувшись лицом к лицу с Т-34 и КВ, вооруженными 76,2 мм пушками, ничего не смогли противопоставить советским танкам. Гитлер пришел в ярость, узнав, что его требование не выполнено; он, совершенно несправделиво, оценил Pz.Kpfw.III как неудачную конструкцию.
Первые Ausf.J выпускались с 50-мм пушками с длиной ствола 42 калибра. С декабря 1941 г. стандартным вооружением машин этой модификации стало 50-мм орудие KwK 39 с длиной ствола 60 калибров, а ранее выпущенные танки стали возвращить в Германию для перевооружения. Из-за того, что снаряды 60-калиберной пушки имели большие размеры, чем снаряды орудия с длиной ствола 42 калибра, возимый внутри танка боекомплект пришлось уменьшить с 99 до 84 выстрелов. Появление на поле боя советских танков КВ-1 и Т-34 доказало, в данном случае, мудрость Гитлера. Пушки с длиной ствола 60 калибров успешно боролись с английскими и американскими танками в Северной Африке, но против КВ и Т-34 это орудие оказалось, все же, слабовато.
Танки с длинноствольной пушкой обозначались Sd.Kfz.141/1, англичане стали называть их после первых столкновений в Северной Африке «Мк.III special».
Танки Pz.Kpfw.III Ausf.J выпускались на нескольких заводах с начала 1941 г. по середину 1942 г.; с орудием KwK L/42 было построено 1549 машин (№№ шасси 68001-69000), с пушкой KwK L/60 - 1067 (№№ шасси 72001- 74100). Sonderkraftfahrzeug (специальный номер машины - SdKfz) после установки длинноствольной пушки был изменен на SdKfzl41/1. В строевые части танки модификации «J» начали поступать с конца 1941 г., к этому времени выяснилось, что толщины брони в 50 мм уже недостаточно.

Pz.Kpfw.III Ausf.L
В начале 1942 г. специалисты министерства вооружений Германии приступили к изучению возможности установки на шасси танка Pz.Kpfw.III башни с 75-мм пушкой KwK-40 от танка Pz.Kpfw.IV. Исследования показали принципиальную возможность такой модернизации, при условии внесения многочисленных усовершенствований в ходовую часть «тройки», что неизбежно приводило к снижению выпуска крайне необходимых фронту танков. Отчет министерства вооружений рекомендовал продолжить производство танков Pz.Kpfw.III с 60-калиберной 50-мм пушкой, проведя лишь локальные доработки маски орудия и башни.
Отдельные улучшения были опробованы на танке варианта Ausf.J, после чего он был запущен в серийное производство под обозначением Pz.Kpfw.III Ausf.L. Бронирование лобовой части башни модели Ausf.L составляло 57 мм, пружинный противоткатный механизм пушки заменили на торсионный. Использование занимающего больший объем торсионного механизма привело к дальнейшему снижению боеукладки с 84 снарядов до 78. Среди других изменений - замена двустворчатых люком для доступа к двигателю на открывающиеся вперед одностворчатые и изменение конструкции воздухозаборников.
Танк Pz.Kpfw.III Ausf L стал первой «тройкой», оснащенной разнесенной броней, чрезвычайно эффективной при обстреле кумулятивными снарядами. Бронелисты толщиной 20 мм монтировались на некотором расстоянии от основной брони на лобовой части надстройки корпуса и на маске пушки. Ряд нововведений в конструкции Pz.Kpfw.III Ausf L был направлен на снижение трудозатрат при изготовлении танков, так машины модели Ausf L лишились аварийных люков в бортовых стенках корпуса, наблюдательного прибора заряжающего в орудийной маске и смотровых щелей в скулах бортов башни. Специально для «Африка корпс» выпускался тропический вариант с увеличенными воздухозаборниками и специальными масляными и воздушными фильтрами.
Всего было заказано 1100 танков Pz.Kpfw.III Ausf L, однако изготовлено только 653 (№№ шасси 74101-75500). В середине 1942 г. производство машин прекратили, отдав приоритет модификации Pz.Kpfw.III, вооруженной короткоствольной 75-мм пушкой
 
Pz.Kpfw.III Ausf.M
Модификация Ausf М стала последней моделью линейного танка Pz.Kpfw.III, запущенной в серийное производство. Вариант Ausf М представлял собой дальнейшее развитие танка Pz.Kpfw.III Ausf L. Первоначально было заказано 1000 машин марки Pz.Kpfw.III Ausf М, однако заказ резко уменьшили в связи с началом серийного производства танка Pz.Kpfw.V «Пантера». Недостаточная эффективность 50-мм пушки для борьбы с советскими Т-34 также повлияло на дальнейшее уменьшение количества заказанных танков Pz.Kpfw.III Ausf М. Всего было построено 250 машин данной модификации, еще 165 корпусов было переоборудовано в штурмовые орудия Stug III, 100 достроено как огнеметные танки Pz.Kpfw.III (Fl), остальные - завершены как танки огневой поддержки Pz.Kpfw.III Ausf N, вооруженные 75-мм орудием с длиной ствола 24 калибра.
 
Основное отличие Ausf.М от Ausf.L заключалось в доработке конструкции для форсирования без подготовки водных преград глубиной до 1,4 м. Коренной переделке подверглась выхлопная система двигателя, ее сделали по типу использовавшейся на «таучпанцерах». Обе выхлопные трубы объединялись одним цилиндрическом глушителем с односторонним клапаном-полавком; глушитель крепился в верхней части кормового бронелиста корпуса. Воздухозаборники двигателя закрывались заглушками, заглушки устанавливались вручную перед форсированием водной преграды, но могли быть сброшены дистанционно (изнутри танка) посредством специальных тяг после выхода танка на берег. При форсировании воздух к мотору подавался из боевого отделения вентиляционной системой.
Танки модификации Ausf.М имели и другие отличия; фары перенесены с лобового листа корпуса на крылья; танки поздних выпусков комплектовались экранами, предохраняющими башню и борта корпуса от кумулятивных боеприпасов; вместо дымопусковых устройств, расположенных на более ранних вариантах в корме корпуса, на башне монтировались строенные блоки 90-мм дымовых гранатометов.
С конца 1942 г. до начала 1943 г. изготовлено 250 танков Pz.Kpfw.III Ausf М, которые направлялись в строевые части, главным образом для восполнения потерь; №№ шасси 76101- 77800, хотя использовались далеко не все зарезервированные номера.
С конца 1941 г. по весну 1943 г. всего было изготовлено 1969 танков Pz.Kpfw.III, вооруженных 50-мм пушкой с длиной ствола 60 калибров. Дальнейший выпуск «троек» не имел смысла - конструкция полностью исчерпала все резервы для усиления огневой мощи и увеличения толщины брони. Основным немецким танком окончательно стал Pz.Kpfw.IV.

Pz.Kpfw.III Ausf.N
Танк огневой поддержки Pz.Kpfw.III Ausf N стал последним вариантом «тройки» и серийно выпускался с конца 1942 г. по август 1943 г., когда выпуск линейных танков Pz.Kpfw.III уже завершился. В данный вариант переоборудовались ранее построенные танки моделей Ausf J, L и М; после переоборудования все танки внешне становились идентичными. Вместо штатного вооружения «тройки» на Ausf N монтировалась короткоствольная 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра, возимый внутри танка боекомплект составлял 64 выстрела различного назначения.
Из-за значительной массы орудия подавляющее большинство танков Pz.Kpfw.III Ausf N не имело на маске пушки дополнительной брони. Танки поздних выпусков получили командирские башенки с более толстой броней и одностворчатым люком; в ходе модернизации на борта корпуса и башни устанавливались противокумулятивные экраны, а начиная с 1943 г., в заводских условиях танки стали покрывать антимагнитным составом «циммерит».
Короткоствольные 75-мм пушки использовались на ранних модификациях танков Pz.Kpfw.IV. После перевооружения «четверок» более мощными орудиями высвободилось значительное количество 75-миллиметровок с длиной ствола 24 калибра. Фугасные снаряды этого орудия имели больший разрушительный эффект по сравнению со снарядами 50-мм пушки KwK 39 L/60.
Успех первых Ausf N, переделанных из Pz.Kpfw.III Ausf J (три танка) и Ausf L (447 танков), подвигнул на принятие решения о модернизации в вариант огневой поддержки еще 213 танков Pz.Kpfw.III Ausf М и 37 - из «троек» других модификаций, возвращенных на заводы для восстановления или ремонта. Всего с середины 1942 г. по август 1943 г. было изготовлено 700 танков Pz.Kpfw.III Ausf N, №№ шасси 73851-77800.
Танки огневой поддержки использовались, главным образом, в составе батальонов тяжелых танков Pz.Kpfw.VI «Тигр» и в панцергренадерских дивизиях.

Специальные машины на базе Pz.Kpfw.III
Tauchpanzer III
В рамках подготовки высадки в Англию был разработан «Tauchpanzer» (ныряющий танк), в этот вариант в июле-октябре 1940 г. конвертировали 168 Pz.Kpfw.III Ausf.F,G,H и Е. На всех люках в башне и корпусе устанавливались водонепроницаемые прокладки, а щель между башней и корпусом закрывалась водонепроницаемым кольцом. Командирская башенка, маска пушки и установленный в лобовом листе корпуса пулемет закрывались резиновыми чехлами, все чехлы могли быть удалены изнутри корпуса с помощью электродетонаторов. Воздух к двигателю подавался через гибкий 18-метровый шланг диаметром 20 см, верхняя часть шланга удерживалась на поверхности воды буем; выхлопыне газы отводились посредством двух вертикальных труб, для откачки просочившейся внутрь машины воды использовалась помпа. Танк мог идти под водой на глубинах до 15 метров. Идея применения «ныряющего танка» заключалась в следующем: танк выгружался с корабля-носителя и самостоятельно двигался к берегу по дну, направление выдерживалось с помощью радиокоманд и гирополукомпаса.
Для участия в предполагаемой высадке в Англию в сентябре-октябре 1940 г. были сформированы специальные команды Tauchpanzer-Abteilung «А» (из добровольцев 2-го танкового полка), «В» (из добровольцев 3-го танкового полка) и «С» (из добровольцев 3-й и 5-й танковых дивизий). Первые испытания ныряющего танка проводились в августе 1940 г. в районе Эмдена на базе учебного саперного полка, которым командовал подполковник Хенке. Испытания продолжились осенью того же года в Сильте, в них принимали участие два судна обеспечения: плавучий кран (бывшая канонерская лодка) «Вайпер» и небольшой транспорт «Ганс Герберт», оборудованные специальными опускаемыми рампами. Испытания прошли успешно, но высадку в Англии отменили, и Tauchpanzerы 18-го танкового полка 18-й панцердивизии в марте 1941 г. перебросили в учебный центр Миловца (часть «ныряющих танков» передали 6-му танковому полку 3-й панцердивизии). В учебном центре танки модернизировали - гибкий шланг заменили стальной трубой высотой 3,5 м и диаметром 75 мм, которая устанавливалась на командирскую башенку. В начале апреля 1941 г. все Tauchpanzerы 18-го полка прибыли в Эберсвальде, где экипажи тренировались в подводном вождении по дну озера Вербеллинер. Перед нападением на Советский Союз, в начале июня, Tauchpanzerы доставили в район Буга. 22 июня 1941 г. в 4 ч. 45 мин. танки 2-й роты 18-го танкового полка 18-й панцердивизии форсировали по дну Западный Буг в районе Бреста. В дальнейшем Tauchpanzerы использовались как обычные танки в составе 6-й и 18-й танковых дивизий. Еще раз применить эти машины по назначению планировалось при подготовке десантной операции на Мальту, но операция не состоялась.

Железнодорожный Pz.Kpfw.III Ausf.N
Весьма специфическим являлся железнодорожный вариант Ausf.N - танк устанавливался на железнодорожные колеса. Эти машины предполагалось использовать в СССР для патрулирования путей сообщения и борьбы с партизанами. Однако узел передачи вращающего момента на железнодорожную колесную пару окасзался слишком сложным, к тому же танк все равно оказывался менее эффективным по сравнению с бронепоездом, в результате - работы не вышли из стадии изготовления и испытаний прототипа. Прототип 20 октября 1943 г. был продемонстрирован Гитлеру. Работы по созданию железнодорожного танка вела фирма Заурер.
 
Panzerbeobachtungswagen III (Pz.Beob.Wg.III)
До 1943 г. передовые артиллерийские корректировщики использовали полугусеничные бронеавтомобили, однако эти машины были слишком уязвимыми. «Полугусеничников» в качестве машин корректировщиков заменили специализированные конверсии на базе «тройки» - «Panzerbeobachtungswagen III» (бронированная машина наблюдателя), другое обозначение - Sd.Kfz. 143. На этом варианте пушка демонтировалась, а вместо нее в шаровой установке орудийной маски устанавливался пулемет; справа от пулемета (тоже в маске) - фальшивый ствол орудия. Вместо курсового пулемета имелась амбразура для стрельбы из личного оружия. Радиообороудование включало радиостанции FuG 4 и FuG 8. Антенна радиостанции FuG 8 - такая же, как на последних вариантах командирских танков - располагалась на крыше моторного отделения. На крыше башни под бронеколпаком монтировался наблюдательный перископ TBF-2. Экипаж бронированной машины наблюдателя состоял из корректировщика огня артиллерии, его помощника, двух радистов и механика-водителя - все числились артиллеристами. Как правило, Panzerbeobachtungswagen III использовались батареями 150-мм САУ «Хуммель» и 105-мм САУ «Веспе», входившими в состав панцердивизий. С начала 1943 г. по весну 1944 г. прошли переоборудование в Panzerbeobachtungswagen 262 танка PzKpfw III, номер шасси при модернизации не менялся. В 1943 г. было построено небольшое количество Panzerbeobachtungswagen III, вооруженных 60-калиберными пушками KwK39.

Bergepanzerwagen III и другие варианты
Еще одной разновидностью Pz.Kpfw.III являлась довольно примитивная эвакуационная машина «Bergepanzerwagen III»: вместо башни на крыше корпуса монтировалось буксировочное оборудование или кран грузоподъемностью 1000 кг. Небольшое количество танков переоборудовали в эвакуационные машины в начале 1944 г. Bergepanzerwagenы планировалось придавать подразделениям StuG III. Один из прототипов эвакуационной машины, оборудованный лебедкой с тяговым усилием 15 000 кг, проходил испытания на куммерсдорфском полигоне в марте 1944 г.
Саперные инженерные маши¬ны Pionierpanzerwagen III делались из танков Ausf.L/M, с которых демонтировались башни и устанавливался деревянный кузов. Машины предназначались для перевозки различного саперного оборудования.
На машине снабжения Munitionspanzer III вместо башни устанавливался большой деревянный кузов. Она предназначалась для доставки боеприпасов на передовую и перевозки тяжелого снаряжения в штурмовых саперных подразделениях танковых дивизий и тяжелых танковых батальонах, вооруженных «Тиграми». В мае 1943 г. в машины снабжения конвертировали небольшое количество линейных танков Ausf.E, F и G.
Также небольшое количество безбашенных машин Schlepper (трактор) использовалось в артиллерийских частях для буксировки пушек.
Предпринимались попытки создать на базе Pz.Kpfw.III машину разминирования, об этой разработке сохранилось не так много сведений; известно, что танк для уменьшения воздействия взрывной волны от мины должен был иметь очень большой клиренс.
В 1945 г. проходили испытания зенитные самоходные установки на базе Pz.Kpfw.III: «Wirbelwind», вооруженная четырьмя 20-мм пушками, и «Ostwind» с двумя пушками калибра 37 мм. Башни, снятые с Pz.Kpfw.III, в процессе их переооборудования в различные специализированные машины, использовались при создании укреплений в Италии и Атлантического вала во Франции.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Pz.IV, как и первые «тройки», формально поступили в войска в 1938 году. Но отнюдь не в боевые части! Новые машины сосредотачивались в учебных центрах панцерваффе, укомплектованные наиболее опытными танкистами-инструкторами. В течение всего 1938 года проходили, по существу, войсковые испытания, в ходе которых выяснилась, в частности, ненадежность ходовой части танков первых модификаций. В ряде зарубежных и отечественных изданий указывается на участие Pz.Kpfw.III в аншлюссе Австрии в марте и оккупации Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года. Однако их наличие в подразделениях 1-й и 2-й танковых дивизий вермахта, участвовавших в этих операциях, не подтверждается немецкими источниками. Возможно, танки Pz.Kpfw.III были доставлены туда несколько позже с целью демонстрации германской военной мощи. Во всяком случае, в боевые части первые 10 танков Pz.Kpfw.III были переданы лишь весной 1939 года и реально могли участвовать только в оккупации Чехии и Моравии.
Общий заказ на танки этого типа составлял 2538 единиц, из которых 244 должны были быть выпущены в 1939 году. Однако Служба вооружений приняла всего 24 машины. В результате на 1 сентября 1939 года вермахт располагал 98 из 120 выпущенных к этому времени Pz.Kpfw.III и 20—25 командирскими танками на его базе. Непосредственное же участие в боевых действиях против Польши приняли лишь 69 машин. Большинство из них было сосредоточено в 6-м учебном танковом батальоне (6. Panzer Lehr Battalion), приданном 3-й танковой дивизии, входившей в состав XIX танкового корпуса генерала Г.Гудериана. Несколько машин имелось и в 1-й танковой дивизии.

К сожалению, информация о боевых столкновениях Pz.Kpfw.III с польскими танками отсутствует. Можно сказать только, что «тройка» имела лучшую бронезащиту и маневренность, чем самый сильный польский танк 7ТР. В разных источниках приводятся и разные цифры немецких потерь: по одним они составили 8 Pz.Kpfw.III, по другим — 40, причем безвозвратно были потеряны 26 единиц! К началу активных боевых действий на Западе — 10 мая 1940 года — панцерваффе располагали уже 381 танком Pz.Kpfw.III и 60—70 командирскими танками. Правда, в боевой готовности находились лишь 349 машин этого типа. После польской кампании немцы довели число танковых дивизий до десяти, и, хотя не все они имели стандартную структуру с двумя танковыми полками, полностью укомплектовать их штатным количеством танков всех типов не представлялось возможным. Впрочем, в этом отношении и пять «старых» танковых дивизий не слишком отличались от «новых». В танковом полку полагалось иметь 54 танка Pz.Kpfw.III и Pz.Bf.Wg.III. Нетрудно подсчитать, что в десяти танковых полках пяти дивизий должно было насчитываться 540 Pz.Kpfw.III. Однако это число было далеко от реального. Гудериан в своей книге «Воспоминания солдата» сетует по этому поводу: «Перевооружение танковых полков танками типа Т-III и Т-IV(частое в источниках/переводах советских времен обозначение немецких танков - Прим.ред.статьи), что было особенно важно и необходимо, продвигалось чрезвычайно медленно вследствие слабой производственной мощности промышленности, а также в результате консервирования новых типов танков главным командованием сухопутных сил».
Первая причина, высказанная генералом, бесспорна, вторая — весьма сомнительна. Наличие танков в войсках вполне соотносилось с количеством выпущенных к маю 1940 года машин. Как бы то ни было, немцам пришлось сосредотачивать дефицитные средние и тяжелые танки в соединениях, действовавших на направлениях главных ударов. Так, в 1-й танковой дивизии корпуса Гудериана насчитывалось 62 танка Pz.Kpfw.III и 15 Pz.Bf.Wg.III; во 2-й танковой дивизии — 54 Pz.Kpfw.III, в других дивизиях — еще меньше.
Pz.Kpfw.III оказались вполне пригодными для борьбы с французскими легкими танками всех типов, но значительно хуже обстояли дела при встречах со средними D2 и S35 и тяжелыми B1bis. Немецкие 37-мм пушки не пробивали их броню. В тех же мемуарах Гудериан, вспоминая бой с французскими танками южнее Жюнивиля 10 июня 1940 года, пишет: «Во время танкового боя я тщетно пытался подбить огнем французской трофейной 47-мм противотанковой пушки французский танк «Б» (B1bis — Прим.авт.); все снаряды отскакивали от толстых броневых стенок, не причиняя танку никакого вреда. Наши 37- и 20-мм пушки также не были эффективными против этой машины. Поэтому мы вынуждены были нести потери». Что касается потерь, то панцерваффе потеряли во Франции 135 танков Pz.Kpfw.III.

«Тройки», как и немецкие танки других типов, принимали участие в операции на Балканах весной 1941 года. На этом театре главной опасностью для них были не малочисленные югославские и греческие танки и противотанковые пушки, а горные, подчас немощеные, дороги и плохие мосты. Серьезные столкновения, приведшие к потерям, пусть и незначительным, произошли у немцев с английскими войсками, прибывшими в Грецию в марте 1941 года. Наиболее крупный бой произошел при прорыве немцами Линии Метаксаса на севере страны, неподалеку от г.Птолемаиса. Танки 9-й танковой дивизии вермахта атаковали здесь 3-й Королевский танковый полк. Английские крейсерские танки А10 оказались бессильны против Pz.Kpfw.III (в особенности против «троек» модификации Н, имевших 60-мм лобовую броню и 50-мм пушки). Положение спасла Королевская конная артиллерия — огнем 25-фунтовых орудий было подбито 15 немецких машин, в том числе несколько Pz.Kpfw.III. Впрочем, на развитие событий в целом это влияния не оказало: 28 апреля личный состав полка, бросив все танки, покинул Грецию.
Весной 1941 года Pz.Kpfw.III пришлось осваивать еще один театр боевых действий — североафриканский. 11 марта в Триполи начали разгружаться подразделения 5-й легкой дивизии вермахта, насчитывавшие в своем составе до 80 «троек». В основном это были машины модификации G в тропическом исполнении (trop) с усиленными воздушными фильтрами и системой охлаждения. Спустя пару месяцев к ним присоединились боевые машины 15-й танковой дивизии. На момент прибытия Pz.Kpfw.III превосходил любой английский танк, применявшийся в Африке, за исключением «Матильды». Первым крупным боем в ливийской пустыне с участием Pz.Kpfw.III стала атака английских позиций у Тобрука 30 апреля 1941 года силами 5-го танкового полка 5-й легкой дивизии. Наступление, предпринятое немецкими танкистами после длительной авиационной подготовки, оказалось безрезультатным. Особенно тяжелые потери понес 2-й батальон 5-го полка — одних Pz.Kpfw.III было подбито 24 единицы. Правда, все танки были эвакуированы с поля боя, и 14 машин вскоре вернулись в строй. Надо сказать, что командующий германским Африканским корпусом генерал Роммель быстро сделал выводы, и в дальнейшем немцы фронтальных атак не предпринимали, предпочитая тактику фланговых ударов и охватов. Это было тем более важно, что к концу осени 1941 года ни Pz.Kpfw.III, ни Pz.IV уже не имели столь решающего, как весной, превосходства над большинством английских танков. Во время операции «Крусейдер», например, в ноябре 1941 года англичане наступали, имея 748 танков, среди которых было 213 «матильд» и «валентайнов», 220 «крусейдеров», 150 крейсерских танков более старого образца и 165 «стюартов» американского производства. Африканский корпус мог противопоставить им лишь 249 немецких (из них 139 Pz.Kpfw.III) и 146 итальянских машин. При этом вооружение и бронезащита большинства английских танков были аналогичны немецким, а порой их превосходили. В итоге двухмесячных боев британские войска недосчитались 278 танков. Потери италонемецких войск оказались сопоставимы — 292 танка.

Английская 8-я армия отбросила противника почти на 800 км, но не смогла решить главную задачу — уничтожить силы Роммеля. 5 января 1942 года в Триполи прибыл конвой, доставивший 117 немецких (в основном Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм пушкой в 42 калибра) и 79 итальянских танков. Получив подкрепление, Роммель 21 января перешел в наступление. За два дня немцы продвинулись на восток на 120—130 км, а англичане стремительно отступали. Закономерен вопрос: если немцы не имели ни количественного, ни качественного превосходства над противником, то чем же можно объяснить их успехи? Вот как отвечает на этот вопрос в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в тот период в звании майора он служил в штабе Роммеля): «По моему мнению, наши победы определялись тремя факторами: качественным превосходством наших противотанковых орудий, систематическим применением принципа взаимодействия родов войск и — последним по счету, но не по важности, — нашими тактическими методами. В то время как англичане ограничивали роль своих 3,7-дюймовых зенитных пушек (очень мощных орудий) борьбой с авиацией, мы применяли свои 88-мм пушки для стрельбы как по танкам, так и по самолетам. В ноябре 1941 года у нас было только тридцать пять 88-мм пушек, но, двигаясь вместе с нашими танками, эти орудия наносили огромные потери английским танкам. Кроме того, наши 50-мм противотанковые пушки с большой начальной скоростью снаряда значительно превосходили английские двухфунтовые пушки, и батареи этих орудий всегда сопровождали наши танки в бою. Наша полевая артиллерия также была обучена взаимодействию с танками. Короче говоря, немецкая танковая дивизия была в высшей степени гибким соединением всех родов войск, всегда, и в наступлении и в обороне, опиравшимся на артиллерию. Англичане, напротив, считали противотанковые пушки оборонительным средством и не сумели в должной мере использовать свою мощную полевую артиллерию, которую следовало бы обучать уничтожению наших противотанковых орудий».

Все сказанное фон Меллентином, в особенности касающееся взаимодействия всех родов войск с танками, было характерным и для другого театра военных действий — Восточного фронта. По состоянию на 1 июня 1941 года вермахт располагал 235 танками Pz.Kpfw.III с 37-мм пушками (еще 81 машина находилась в ремонте). Танков с 50-мм пушками было значительно больше — 1090! (Еще 23 машины находились в стадии перевооружения.) В течение июня от промышленности ожидалось поступление 133 боевых машин.
Из этого количества непосредственно для вторжения в Советский Союз предназначалось 965 танков Pz.Kpfw.III, которые были распределены более или менее равномерно по 16 немецким танковым дивизиям из 19, участвовавших в операции «Барбаросса» (6-, 7- и 8-я танковые дивизии имели на вооружении танки чехословацкого производства). Так, например, в 1-й танковой дивизии насчитывалось 73 Pz.Kpfw.III и 5 командирских Pz.Bf.Wg.III, в 4-й — 105 боевых машин этого типа. Причем абсолютное большинство танков было вооружено 50-мм пушками L/42. Надо сказать, что «тройки» в целом были равноценным противником большинства советских танков, в чем-то превосходя их, но в чем-то и уступая. По трем основным оценочным параметрам — вооружению, маневренности и броневой защите — Pz.Kpfw.III имел существенное превосходство только над Т-26. БТ-7 уступал немецкой машине в броневой защите, Т-28 и КВ — в маневренности. Но по всем трем показателям «тройка» была слабее Т-34. Вместе с тем, Pz.Kpfw.III превосходил все советские танки по количеству и качеству приборов наблюдения, качеству прицелов, надежности двигателя, трансмиссии и ходовой части. Немаловажным преимуществом было стопроцентное разделение труда членов экипажа. Два последних обстоятельства, при отсутствии ярко выраженного превосходства в ТТХ в целом, позволяли Pz.Kpfw.III в большинстве случаев выходить победителем в танковых дуэлях. Впрочем, при встречах с Т-34, а тем более, с КВ, добиться этого было весьма нелегко — хорошая оптика или плохая, но пробить их броню немецкая 50-мм танковая пушка могла только с очень малой дистанции — не более 300 м.
Не случайно, что за период с июня 1941 до сентября 1942 года жертвами огня этих орудий стали всего 7,5 процента от общего числа подбитых артиллерией «тридцатьчетверок». При этом огнем 50-мм противотанковых пушек РаК 38 за указанный период было подбито 54,3 процента танков Т-34. Дело в том, что противотанковая пушка была мощнее танковой, ее ствол имел длину 56,6 калибра, а начальная скорость бронебойного снаряда составляла 835 м/с. Да и встретить советский танк у нее было больше шансов.
Из сказанного следует, что самый массовый на тот момент танк вермахта Pz.Kpfw.III, имевший к тому же и наибольшие возможности в борьбе с танками, в 1941 году был абсолютно бессилен против советских Т-34 и КВ. Если учесть и отсутствие количественного превосходства, то становится понятно, как, возможно, сам того не осознавая, рисковал Гитлер, нападая на СССР. Во всяком случае, 4 августа 1941 года на совещании в штабе группы армий «Центр» он сказал Г.Гудериану: «Если бы я знал, что у русских действительно имеется такое количество танков, которое приводилось в вашей книге, я бы, пожалуй, не начинал эту войну».

Однако вернемся к Pz.Kpfw.III. За шесть месяцев 1941 года было безвозвратно потеряно 660 танков этого типа, за первые два месяца 1942-го — еще 338. При существовавших тогда темпах производства бронетанковой техники в Германии быстро восполнить эти потери было нереально. Поэтому танковые дивизии вермахта постоянно ощущали хронический недокомплект боевых машин.
В течение всего 1942 года Pz.Kpfw.III оставались основной ударной силой «панцерваффе», в том числе и в ходе масштабных наступательных операций на южном фланге Восточного фронта. 23 августа 1942 года Pz.Kpfw.III Ausf.J из 14-го танкового корпуса первыми вышли к Волге севернее Сталинграда. В Сталинградской битве и битве за Кавказ Pz.Kpfw.III понесли наиболее серьезные потери. В этих сражениях участвовали «тройки», вооруженные обоими типами пушек — в 42 и 60 калибров. Использование длинноствольной 50-мм пушки позволило отодвинуть дистанцию огневого боя, например, с «тридцатьчетверками», почти до 500 м. В сочетании с довольно мощной лобовой броней Pz.Kpfw.III шансы на победу обоих танков в значительной степени уравнивались. Правда, успеха в бою на такой дистанции немецкая машина могла добиться только при использовании подкалиберных снарядов PzGr 40.

В мае 1942 года первые 19 танков Ausf.J с 50-мм пушками L/60 прибыли в Северную Африку. В английских документах эти машины фигурируют как Panzer III Special. Накануне сражения у Эль-Газала Роммель располагал всего 332 танками, 223 из них были «тройки». При этом следует учитывать, что появившиеся на фронте американские «Грант I» являлись практически неуязвимыми для орудий немецких танков. Исключение составляли Pz.Kpfw.III Ausf.J и Pz.IV Ausf.F2 с длинноствольными пушками, но таких машин у Роммеля насчитывалось всего 23 единицы. Тем не менее, несмотря на численное превосходство английских войск немцы вновь перешли в наступление, и к 11 июня вся передовая линия опорных пунктов от Эль-Газалы до Бир-Хакейма оказалась в их руках. За несколько дней боев британская армия потеряла 550 танков и 200 орудий, после чего английские части начали беспорядочный отход к тыловой оборонительной позиции на египетской территории у Эль-Аламейна.
Тяжелые бои на этом рубеже начались в конце августа 1942 года. Накануне наступления, которое Роммель предпринял в это время, Африканский корпус располагал 74 Panzer III Special. В ходе неудачных наступательных боев немцы понесли тяжелые потери в технике, восполнить которые так и не смогли. К концу октября в немецких войсках остался всего 81 боеспособный танк. 23 октября 8-я армия генерала Монтгомери, имея в активе 1029 танков, перешла в наступление. К 3 ноября сопротивление немецких и итальянских войск было сломлено; началось стремительное отступление, а вся тяжелая техника оказалась брошенной. В 15-й танковой дивизии, например, к 10 ноября оставалось 1177 человек личного состава, 16 орудий (из них четыре 88-мм) и ни одного танка. Оставив Ливию, армия Роммеля, получившая пополнение, в январе 1943 года смогла остановить англичан на границе Туниса, на Линии Марет. В 1943 году некоторое количество танков Pz.Kpfw.III, главным образом модификаций L и N, приняло участие в завершающих боях Африканской кампании. В частности, танки Ausf.L 15-й танковой дивизии были задействованы в разгроме американских войск у Кассерина 14 февраля 1943 года. Танки Ausf.N входили в состав 501-го тяжелого танкового батальона. Их задачей была охрана позиций «тигров» от атак неприятельской пехоты. После капитуляции немецких войск в Северной Африке 12 мая 1943 года все эти танки стали трофеями союзников.

Главным же театром боевого применения Pz.Kpfw.III в 1943 году оставался Восточный фронт. Правда, основная нагрузка в противоборстве с советскими танками к середине года перешла к Pz.IV с длинноствольными 75-мм пушками, а «тройки» все чаще в атаках играли вспомогательную роль. Тем не менее, они еще составляли примерно половину танкового парка вермахта на Восточном фронте. К лету 1943 года в штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухбатальонного состава. В первом батальоне «тройками» вооружалась одна рота, во втором — две. Всего в дивизии полагалось иметь 66 линейных танков этого типа.
«Прощальной гастролью» Pz.Kpfw.III стала операция «Цитадель». По немецким данным, в течение июля и августа 1943 года было потеряно 385 «троек». Всего же в течение года потери составили 2719 единиц Pz.Kpfw.III, из которых 178 после ремонта вернули в строй. К концу 1943 года в связи с прекращением производства число Pz.Kpfw.III в частях первой линии резко сократилось. Значительное количество танков этого типа передали в различные учебные и резервные части. Они несли службу и на второстепенных театрах военных действий, например, на Балканах или в Италии. В боевых частях первой линии к ноябрю 1944 года оставалось чуть больше 200 Pz.Kpfw.III: на Восточном фронте — 133, на Западе — 35 и в Италии — 49. По состоянию на март 1945 года в войсках оставалось:
Pz.III L/42 - 216;
Pz.III L/60 - 113;
Pz.III L/24 - 205;
Pz.Beob.Wg.III - 70;
Pz.Bf.Wg.III - 4;
Berge-Pz.III - 130.
Из числа линейных танков и машин передовых артиллерийских наблюдателей 328 единиц значилось в Армии резерва, 105 использовались в качестве учебных, а 164 машины, находившиеся во фронтовых частях, распределялись следующим образом:
Восточный фронт — 16;
Западный фронт — —;
Италия — 58;
Дания/Норвегия — 90
Немецкая статистика заканчивается 28 апреля 1945 года, и цифры наличия Pz.Kpfw.III в войсках на эту дату почти не отличаются от приведенных выше, что свидетельствует о практическом неучастии «троек» в боях последних дней войны. Согласно немецким данным, с 1 сентября 1939 года по 10 апреля 1945-го безвозвратные потери танков Pz.Kpfw.III составили 4706 единиц.




Список источников:


Журнал "Бронеколлекция" №6 2000 год "Средний танк Panzer III"
Журнал "Военные машины" Военно-техническая серия №№96-99 "Panzer III основной танк Panzerwaffe"
Категория: Бронетехника Второй Мировой войны | Добавил: Sherhhan (03.02.2013) | Автор: Дмитрий Гинзбург
Просмотров: 8872 | Теги: Pz.Kpfw.III, Pz.III | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]